Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ТРЕНИЯХ В ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН КНР'

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ТРЕНИЯХ В ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ПРОВИНЦИЯ ХЭЙЛУНЦЗЯН / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВОЕ ТРЕНИЕ / СИСТЕМА РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чжэнь Ань Чжао

В 2020 г. под воздействием глобальной эпидемии COVID-19 международная экономическая и торговая среда претерпели серьезные изменения. Значительно пострадала не только мировая экономика, нарастает протекционизм в международной торговле, резко обострились экономические и торговые трения между странами. Столкнувшись с новой ситуацией и новыми вызовами, ускорение строительства системы раннего предупреждения о международных торговых конфликтах в провинции Хэйлунцзян стало важным стратегическим вопросом общего значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF AN EARLY WARNING SYSTEM FOR INTERNATIONAL TRADE TENSIONS IN THE HEILONGJIANG PROVINCE OF CHINA

In 2020, the global economic and trading environment has undergone major changes due to the impact of the global epidemic of the COVID-19. It is not only the world economy that has seriously suffered, protectionism in international trade is growing, and economic and trade frictions between countries with many factors have sharply worsened. Faced with a new situation and new challenges, accelerating the construction of an early warning system for international trade conflicts in Heilongjiang Province has become an important strategic issue of general importance.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ТРЕНИЯХ В ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН КНР»

Э01 10.22394/1818-4049-2021-95-2-17-28 УДК 327:339.5(510)

Ань Чжао Чжэнь

Создание системы раннего предупреждения о международных торговых трениях в провинции Хэйлунцзян КНР

В 2020 г. под воздействием глобальной эпидемии СОУЮ-19 международная экономическая и торговая среда претерпели серьезные изменения. Значительно пострадала не только мировая экономика, нарастает протекционизм в международной торговле, резко обострились экономические и торговые трения между странами. Столкнувшись с новой ситуацией и новыми вызовами, ускорение строительства системы раннего предупреждения о международных торговых конфликтах в провинции Хэйлунцзян стало важным стратегическим вопросом общего значения.

Ключевые слова: Китайская Народная Республика, провинция Хэйлунцзян, международная торговля, торговое трение, система раннего предупреждения..

Введение. Международная торговля имеет долгую историю. Торговля заменила бартерную систему в ХУ1-ХУ11 вв. В XVIII в. в международной торговле произошел сдвиг в сторону либерализма. В начале XIX в. международная торговля вступила в важный этап профессионального разделения труда. Последовавшая Великая депрессия в мировой экономике заставила страны ввести импортные квоты и другие ограничительные меры для защиты торговых интересов. В 1995 г. Всемирная торговая организация (далее - ВТО) сменила статус «Генерального соглашения по тарифам и торговле». Все государства-члены приняли руководство Международной торговой организации по ведению международной торговли, и открытие рынков стало важной чертой международной торговли.

Трения в международной торговле можно разделить на два типа: традиционные трения в международной торговле и трения в современной международной

торговле [Лю Цюлянь, 2018]. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию классифицировала нетарифные барьеры на 16 типов1. В докладе Управления торгового представителя США об оценке внешнеторговых барьеров за 2021 г. барьеры в международной торговле разделены на 11 категорий2.

В 2019 г. среди торговых и инвестиционных барьеров против Европейского союза (далее - ЕС): 229 пограничных мер (52%) и 188 непограничных мер (43%); 102 санитарных и фитосанитарных меры, 73 тарифных и количественных ограничений, 38 административных процедур и импортных лицензий, 16 экспортных ограничений, 14 торговых средств защиты, 78 прав интеллектуальной собственности, 34 технических барьера в торговле, 25 государственных закупок и услуг, инвестиционные барьеры3.

От торговых разногласий и развития до торговых споров, а затем и торговых

1 Non-tariff barriers. 2020. 2 p. URL: Mtps://www.instituteforgoverriment.org.uk/explairiers/rion-tariff-barriers

2 2021 National Trade Estimate Report on FOREIGN TRADE BARRIERS.2021. 2 p. URL: https://ustr. gov/sites/default/files/files/reports/2021/2021NTE.pdf

3 Report from Commission to the Parliament and the Council On Trade and Investment Barriers. 2020. 6p. URL: https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2020/june/tradoc_158789.pdf

Ань Чжао Чжэнь - заместитель директора, профессор, Институт России Акаде-

мии общественных наук провинции Хэйлунцзян (150028, КНР, г. Харбин, Проспект

Ши Бо, д.1000). E-ma.il: azzcn@vip.sina.com

войн - это процесс эскалации торговых конфликтов, и между ними есть существенные различия. Мировая торговая война, разразившаяся в 1930-х гг., перевернула эру глобализации, существовавшую почти 40 лет назад. С тех пор Генеральное соглашение по тарифам и торговле и его преемник Всемирная торговая организация (далее - ВТО) стали основными инструментами, предотвращающими распространение торговых трений на торговые споры.

Систему урегулирования споров ВТО часто называют жемчужиной в короне. Члены ВТО могут использовать процедуры разрешения споров ВТО для подачи заявления о разрешении споров. С 1995 г. по 1999 г. среднегодовое количество споров составляло 39,4. С тех пор это число уменьшилось следующим образом: 28,9 (2000-2004 гг.), 16,3 (2005-2009 гг.) и 19,5 (2010-2014 гг.) [Ь. ЛоЬаппеББОп, Ре^ОБ С. Мауго1^Б, 2017]. С 2015 г. по 2020 г. количество дел об урегулировании споров, принятых Всемирной торговой организацией, составило 3435, 3681, 3456, 4325, 3757 и 3902 соответственно4.

Когда страна выходит за рамки своего участия в ВТО и налагает штрафные санкции на страну или экономическую группу, возникает торговая война. В период нарастания трений в глобальной торговой системе увеличение торгового дефицита может спровоцировать торговые споры и перерасти в торговые войны.

За последние 75 лет США обеспечили фундамент и основу для глобальной торговой системы. В 2017 г. объем торговли товарами между Китаем и США достиг 636 млрд долл. США, а Китай стал крупнейшим торговым партнером США. С 1986 г. по 2000 г. дефицит товарной торговли между США и Китаем увеличивался из года в год с 1,6647 млрд долл. до 83,833 млрд долл., т. е. увеличился почти в 50 раз. В 2017 г. торговый дефицит США с Китаем вырос до 375 млрд долл. США. Увеличение дефицита товарной торговли США с Китаем неизбежно приведет к торговым трениям между двумя

странами и даже перерастет в торговую войну [Ань Чжао Чжень, 2018].

15 июня 2018 г. США объявили 25%-ную пошлину на товары, импортируемые из Китая, на сумму 50 млрд долл. США, что положило начало торговой войне между Китаем и США. 14 февраля 2020 г. средний тариф на товары, импортируемые из Китая в соответствии с Первым этапом Соглашения между Китаем и США, был сохранен на уровне 19,3%. Эти тарифы более чем в шесть раз выше, чем они были до торговой войны 2018 г. Эти пошлины составили 66,4% экспорта Китая в США [Chad P. Bown, 2021].

1. Новые тенденции в международных торговых трениях.

1.1. Различия в ценностях вызывают трения в международной торговле. С 2000 г. по 2020 г. разрыв в ВВП между Китаем и США быстро сократился с 9,1 трлн долл. США до 6,2 трлн долл. США. Ожидается, что после того, как Китай станет крупнейшей экономикой мира в течение десяти лет, он будет иметь «сильную экономическую мощь» и «другие преимущества». Китай рассматривается как серьезная угроза для США. 8 апреля 2021 г. Сенат США предложил «Закон о стратегической конкуренции 2021 года», чтобы противостоять Китаю. Основная стратегическая цель - сохранить мировое лидерство США, сформулировать глобальные правила и максимизировать преимущества США.

Чтобы обеспечить глобальную гегемонию, США неизбежно будут препятствовать превосходству любой страны, не позволяя Китаю поколебать западные ценности, представленные США, и использовать торговые, технологические и финансовые войны. Ожидается, что основные причины торговых трений между Китаем и США не могут быть устранены в краткосрочной перспективе.

1.2. Факторы национальной безопасности вызывают трения в международной торговле. Международные экономические и торговые трения тесно связаны с национальной безопасностью, потому что национальная безопасность

4 Dispute Resolution Statistics.2021. 1 p. URL: Mtps://www.ftnrc.org/crbitration-mediation/dispute-resolution-statistics.

важнее экономических интересов. В 2017 г. США предложили законопроект о реформировании системы проверки безопасности иностранных инвестиций с целью дальнейшего усиления проверки безопасности и ограничений на иностранные инвестиции. В апреле 2020 г. в США были зарегистрированы четыре китайские компании по соображениям безопасности и отозваны их лицензии на обслуживание в Соединенных Штатах.

В октябре 2020 г. Министерство внутренней безопасности США завершило отчет « Оценка угроз внутренней безопасности», в котором Китай и Россия рассматриваются как самые большие угрозы. В ноябре 2020 г. Соединенные Штаты Америки объявили, что 89 китайских компаний, таких как Commercial Aircraft Corporation of China и China Aviation Industry Corporation, имеют военные связи и будут ограничивать свои покупки американских товаров и технологий.

В апреле 2021 г. Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США объявило, что семь китайских организаций, связанных с суперкомпьютерами, были включены в «список организаций», чтобы запретить этим организациям использовать американские технологии для участия в деятельности, которая нарушает национальную безопасность США или интересы внешней политики.

1.3. Торговые трения с основными западными странами в чартерных группах. Китай является крупнейшим торговым партнером ЕС, а ЕС - вторым по величине торговым партнером Китая. Экономические и торговые отношения между двумя сторонами долгое время сохраняли стабильную тенденцию развития. После прихода к власти Президента США Джо Байдена Соединенные Штаты Америки продолжили свою стратегическую политику конкуренции в отношении Китая, отдавая приоритет Индо-Тихоокеанскому региону и Европе, укрепляя и углубляя союзы и партнерства США и пытаясь сформировать альянс международного сотрудничества, который изолирует и вводит санкции в отношении Китая.

В марте 2021 г. Европейский союз

решил встать на сторону США и ввести санкции против Китая. Это был первый случай за 30 лет, когда ЕС ввел санкции против Китая. Столкнувшись с этой ситуацией, отношения между Китаем и ЕС значительно ухудшились. И ЕС, и Япония встали на сторону Соединенных Штатов Америки, что привело к усилению протекционизма в международной торговле, что несовместимо с основной темой открытости мировой торговли и сотрудничества.

В апреле 2021 г. Европейский союз снова ввел новые односторонние санкции против Китая. Дополнительные тарифы будут введены на плоский алюминиевый прокат КНР. Ставка налога установлена на уровне от 19,3% до 46,7%. Что касается этого действия по введению дополнительных тарифов, то ЕС заявил, что основная причина заключалась в том, что Китай демпинго-вал свою продукцию в этом отношении.

2. Развитие теории раннего предупреждения о трении в международной торговле.

Раннее предупреждение о трениях в международной торговле является неотъемлемой частью раннего предупреждения международных кризисов. В настоящее время международные исследования по раннему предупреждению кризисов охватывают множество областей, включая раннее экономическое предупреждение, раннее предупреждение о погоде, раннее предупреждение о пищевых продуктах, раннее предупреждение об окружающей среде и т. д. Раннее предупреждение кризисов можно разделить на раннее экономическое предупреждение и раннее предупреждение неэкономического характера. Раннее предупреждение о торговых конфликтах относится к категории раннего экономического предупреждения, которое относится к оценке событий, не способствующих развитию торговли, пониманию причин и следствий и последующему контролю развития событий.

2.1. Теория раннего предупреждения. Международное экономическое и торговое раннее предупреждение можно разделить на четыре этапа: предкризисный этап, этап кризиса, этап завер-

шения и посткризисный этап. Переход от докризисного к кризисному можно считать «вспышкой». Есть два способа предупредить о надвигающемся кризисе, чтобы можно было своевременно принять конт-рмеры: оценки рисков и раннее предупреждение.

Оценка рисков проводится на докризисной стадии и представляет собой долгосрочную оценку возможности возникновения кризиса. Оценка риска основана на статических данных, таких как измерение годовых экономических, политических, социальных показателей, показателей безопасности или климата. Раннее предупреждение - это краткосрочная оценка возможности кризиса, иногда близкая к началу конфликта или продолжающейся эскалации конфликта.

Ранние предупреждения обычно основываются на предыдущих оценках рисков и указывают, какие страны или регионы сталкиваются с высоким риском кризисов. Раннее предупреждение основано на динамических данных, то есть событиях, которые меняются каждый день. Раннее предупреждение может быть получено на предкризисной или кризисной фазе. Оценка риска предоставляет международному сообществу время реакции в один год или несколько лет, а раннее предупреждение обеспечивает время реакции в дни, недели или даже месяцы.

И оценка риска, и раннее предупреждение пытаются указать на неизбежность кризиса. Раннее предупреждение имеет больше применений, потому что оно может быть во время и после кризиса, но лицам, принимающим решения, требуется меньше времени для реакции по сравнению с оценкой риска. Раннее предупреждение еще более важно для тех, кто находится в зоне риска.

2.2. Шаги раннего предупреждения. Выявление кризиса.. Анализ раннего предупреждения и оценка рисков начинаются с прогнозирования типа кризиса и напоминания конкретным клиентам. Примеры кризисных событий включают: политический коллапс, насильственный конфликт, стихийные бедствия, финансовый или экономический коллапс и т. д.

Построение модели. Второй шаг раннего предупреждения и оценки риска - создание модели. Модель перечисляет

факторы, которые, как считается, приводят к возникновению события, и эти факторы можно рассматривать как индикаторы конкретного события. К другим областям, которые можно смоделировать, относятся: заражение (кризис становится причиной другого кризиса) и повторение (кризис становится фактором прогнозирования последующих кризисов).

Сбор данных. Третий шаг - сбор информации. Источники информации включают в себя отчеты СМИ и отчеты о мониторинге на местах (необработанные данные), а также статистические данные, такие как данные о торговле, информация о товарных рынках, информация о курсах валют или данные о ВВП (обработанные данные).

Обработка данных. Четвертый шаг -обработка данных. Аналитики проверяют информацию и ищут свидетельства того, что один или несколько показателей претерпевают серьезные изменения. Это важный этап в системе раннего предупреждения или оценки рисков.

Анализ данных. На пятом этапе аналитик анализирует собранные данные, чтобы создать раннее предупреждение или оценку риска для определенной страны или региона и определенного типа кризиса (например, существует риск торговых барьеров в стране).

Предупреждение о кризисе. Шестой шаг - предупреждение о кризисе. Оценка рисков или раннее предупреждение - это прогнозы, и эти прогнозы можно сравнить с реальными прошлыми событиями. Таким образом можно включить важные индикаторы, которые ранее игнорировались (или удалить избыточные индикаторы), посмотреть, есть ли в наличии лучшие или другие источники данных, и оценить конкретные методы анализа.

2.3. Модели раннего предупреждения. Основным принципом модели раннего предупреждения о трениях в международной торговле является анализ потенциальных рисков трений в международной торговле, потенциальных триггеров трений в международной торговле и реальных последствий, которые могут быть вызваны возникновением трений в международной торговле. Хотя модель раннего предупреждения о трениях в международной торговле является стандартной

задачей моделирования, она требует большого количества базовых опций моделирования и настроек параметров, чтобы подавать сигнал раннего предупреждения о трениях в международной торговле.

Во-первых, наиболее распространенный набор методов моделирования относится к матричным моделям, таким как линейный анализ и логистическая регрессия; во-вторых, многие методы напрямую полагаются на наблюдения, чтобы классифицировать результаты как истинно-положительные, ложноположительные, матричные отрицательные и ложноотри-цательные; в-третьих, категория включает методы, основанные на функциях подобия, а в-четвертых, категория включает различные другие более сложные методы оценки, такие как нейронные сети.

После выбора техники моделирования нужно принять решение, как определить «лучшую» модель. Модели для чисто прогнозных целей в основном потребуют процедур выбора объективных моделей (таких как байесовские методы) или моделей LASSO с перекрестной проверкой. Причинно-следственный анализ, вероятно, потребует более сложных моделей анализа, чтобы контролировать все возможные объясняющие переменные и избегать любых пропусков - отклонений переменных Теда.

Ключевой проблемой при использовании модели раннего предупреждения должны быть измерения, связанные с политикой, с упором на выходные данные модели и способы их визуализации. Что касается параметров, связанных с политикой, мы обычно можем определить их на основе локальных и циклических измерений кросс-систематических рисков.

После определения соответствующих размеров модели и соответствующего преобразования визуализация модели составляет последний шаг. Общая визуализация и визуальный анализ являются вспомогательными средствами мониторинга рисков и стабильности системы. В качестве метода моделирования рекомендуется использовать метод регрессионного анализа LASSO, позволяющий одновременно выбирать оценки классификатора переменных, которые могут помочь построить характеристики модели с лучшими прогнозами вне выборки.

Комбинация регрессионного анализа LASSO и перекрестной проверки помогает выбрать лучшую прогностическую модель. Чтобы повысить практичность прогнозирования модели для политики, можно использовать два метода для обобщения и разложения результатов модели. Это может помочь лицам, принимающим решения, определить накопление системного риска с течением времени на общем уровне. Предполагая, что функция регрессии является нелинейной по своей природе, можно использовать интуитивно понятный метод, чтобы разложить вероятность и вычислить долю вероятности каждого фактора и соответствующий вклад вероятности.

3. Концепция системы раннего предупреждения о трении в международной торговле провинции Хэй-лунцзян.

В настоящее время в Китае созданы системы раннего предупреждения о технических барьерах в торговле, и уже действуют системы раннего предупреждения о рисках торговых барьеров в Пекине, Гуанчжоу, Шэньчжэне и других местах. Однако возможности анализа и обработки информации раннего предупреждения невысоки, теоретическая поддержка механизма раннего предупреждения неидеальна, разделение труда между субъектами раннего предупреждения неясно, своевременность раннего предупреждения недостаточно высока, а охват информации раннего предупреждения недостаточно широк. Следовательно, необходимо ускорить создание системы раннего предупреждения о трениях в международной торговле, которая отвечала бы требованиям новой ситуации.

3.1. Построение рамочной системы раннего предупреждения о трениях в международной торговле. Согласно процедуре раннего предупреждения о кризисах, система предупреждения о международных торговых трениях в провинции Хэйлунцзян должна включать все процессы выявления кризисов, построения моделей, сбора данных, обработки данных, анализа данных, предупреждения о кризисах, передачи предупреждений и реагирования на предупреждения. В процессе совершенствования системы

раннего предупреждения о международных торговых трениях в провинции Хэй-лунцзян следует сосредоточить внимание на трех этапах: мониторинг и раннее предупреждение, раннее предупреждение и раннее реагирование.

Необходимо ускорить создание механизма раннего предупреждения для международных торговых трений в провинции Хэйлунцзян, включая разработку и количественную оценку индикаторов раннего предупреждения, сбор и анализ информации раннего предупреждения, определение зон раннего предупреждения, передачу и представление информации о раннем предупреждении, создание и координацию агентств и планов раннего предупреждения для динамического сбора, хранения, анализа и использования важных индикаторов раннего предупреждения, а также для эффективного прогнозирования тенденций экономических и торговых трений.

3.2. Создание специального агентства раннего предупреждения о международных торговых конфликтах. Раннее предупреждение экономических и торговых трений - это сложный системный проект, который требует создания (или назначения) ответственного специализированного агентства. Его может возглавить Совет провинции Хэй-лунцзян по содействию международной торговле, чтобы в полной мере задействовать отраслевые преимущества в исследованиях юридических услуг ВТО, урегулировании демпинговых и антидемпинговых споров, а также в исследованиях и координации на уровне провинции. Соответствующие департаменты и бюро в провинции привлекают экспертов для научной разработки системы раннего предупреждения и дальнейшего совершенствования механизма раннего предупреждения экономических и торговых конфликтов. Также целесообразно предусмотреть формирование следующих отделов: сбора информации раннего предупреждения; анализа информации раннего предупреждения; распространения информации раннего предупреждения; мониторинга случаев раннего предупреждения; экспертный секретариат раннего предупреждения, чтобы сконцентрировать все усилия для надежного и эффективного продвиже-

ния раннего предупреждения экономических и торговых разногласий.

Процесс раннего предупреждения экономических и торговых трений сложен. Он содержит многочисленные звенья, требующие участия множества ведомств и сторон. Также необходимо четко определить разделение ответственности. Уточнение обязанностей и разделение труда может позволить соответствующим ведомствам, а также участвующему персоналу выполнять свои обязанности для получения наилучшего решения для раннего предупреждения экономических и торговых трений. Система правовой ответственности для раннего предупреждения и принятия решений по экономическим и торговым трениям должна быть создана заранее, чтобы избежать решений, которые не являются целенаправленными и имеют низкую прикладную ценность в будущем. Сотрудничество департаментов включает совместные исследовательские проекты, обмен информацией, участие в стратегическом планировании и оптимизацию программ раннего предупреждения.

3.3. Повы1шение своевременности раннего предупреждения о трениях в международной торговле. Чтобы повысить эффективность раннего предупреждения, был сформулирован научный план раннего предупреждения об экономических и торговых трениях. С целью обеспечения неуклонного продвижения плана раннего предупреждения специалисты, ответственные за раннее предупреждение экономических и торговых трений, должны быть готовы повышать ответственность и точность мониторинга и прогнозирования. Необходимо установить соответствующие уровни приоритетов для раннего предупреждения экономических и торговых трений и определить приоритеты на основе анализа рисков раннего предупреждения экономических и торговых трений для принятия долгосрочных и краткосрочных решений. Кроме того, лица, принимающие решения, должны иметь возможность своевременно и эффективно реагировать на информацию о раннем предупреждении на основе установленного уровня приоритета предупреждения.

Передача информации раннего предупреждения является важным звеном в

раннем предупреждении экономических и торговых трений, с этой целью необходимо создать эффективную информационную систему раннего предупреждения. Следовательно, необходимо оснастить надежным и мощным оборудованием инфраструктуры связи, разблокировать информационные каналы связи между специальным агентством раннего предупреждения экономических и торговых трений, министерством торговли и другими соответствующими ведомствами, а также организовать сотрудничество между специальными экономическими агентствами.

4. Предложения по раннему предупреждению трений в международной торговле в провинции Хэйлунцзян.

Чтобы эффективно реагировать на текущую сложную и нестабильную международную экономическую и торговую среду, необходимо прилагать все усилия, чтобы преодолеть неблагоприятные последствия увеличения числа международных экономических и торговых трений и ускорить формирование новой модели открытости. В стратегии страны «двойного цикла» раннее предупреждение экономических и торговых трений следует рассматривать как новую отправную точку. Создание системы раннего предупреждения о международных торговых конфликтах в провинции Хэй-лунцзян поможет провинции развивать открытую экономику.

4.1. Усиление раннего предупреждения о международных торговых трениях в качестве новой точки помощи, содействие открытой экономической мощи провинции Хэйлунцзян. Китайская провинция Хэйлунцзян активно способствовала построению открытой экономики, масштабы международного экономического сотрудничества постоянно расширялись, структура торговли постоянно улучшалась, а сотрудничество в важных областях постоянно углублялось. В 2020 г. общая стоимость импорта и экспорта провинции Хэйлунц-зян достигло 153,07 млрд юаней, из которых экспорт механической и электро-

технической продукции составил 15,73 млрд юаней, а экспорт высокотехнологичной продукции - 5,27 млрд юаней, что составляет 43,6% и 14,6% от общего экспорта провинции соответственно. Контрактное использование иностранного капитала в провинции составило 2,42 млрд долл. США5. Однако риски международного сотрудничества значительно возросли, а внешние проблемы, такие как международные экономические и торговые трения, очень серьезны.

В 2020 г. глобальный индекс экономических и торговых трений находился на высоком уровне в течение 9 из 12 месяцев, общая тенденция волатильно-сти усиливалась, а конкуренция между крупными державами демонстрирует растущую тенденцию6. Ожидается, что в течение длительного времени способы эффективного предотвращения экономических и торговых трений, такие как экспортный контроль и экономические санкции в западных странах, станут ключевым моментом в развитии открытой экономики Хэйлунцзяна. С этой целью следует сосредоточить внимание на следующих аспектах.

Во-первых, создать группу по раннему предупреждению международных торговых трений во главе с внешнеэкономическим и торговым инспектором правительства провинции, опирающуюся на Департамент торговли провинции Хэй-лунцзян и Комитет провинции Хэйлунц-зян Китайского совета по содействию международной торговле, с целью координации разработки провинциального плана раннего предупреждения экономических и торговых трений в период «14-го пятилетнего плана». Во-вторых, усовершенствовать механизм раннего предупреждения экономических и торговых трений, выделить ранние предупреждения, уточнить фокус региональных, отраслевых и товарных предупреждений, укрепление международных и внутренних контактов и обменов, а также содействие нормализации и специализации раннего предупреждения [Лю Вэнь, Чжао Цзинфэн, 2014]; в-третьих, усиле-

5 Статистический бюллетень национального экономического и социального развития провинции Хэйлунцзян в 2020 году. 2021. (На китайском). URL: http://credit.jms.gov.cn/311/30310.html

6 Отчет о глобальном экономическом и торговом индексе за 2020 год. 2021. (На китайском). URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1695754875139661051&wfr=spider&for=pc

ние исследовательских услуг для раннего предупреждения экономических и торговых трений и научного проектирования. Внутренняя структура отдела раннего предупреждения должна сосредоточить все усилия для содействия прочному и эффективному развитию служб раннего предупреждения о экономических и торговых трениях.

4.2. Составление общих планов комплексной схемы раннего предупреждения о трениях в международной торговле и ускорение создания новой системы раннего предупреждения об экономических и торговых трениях. 1 июня 2015 г. Китайский совет по содействию международной торговле одобрил создание 22 центров и 2 пунктов предупреждения экономических и торговых трений в различных регионах и отраслях по всей стране. 17 сентября 2015 г. одобрена группа из 26 центров раннего предупреждения экономических и торговых трений и 2 соответствующих пунктов, включая Центр раннего предупреждения экономических и торговых трений провинции Хэйлунцзян и города Харбин. С этого периода города Дацин, Хэйхэ и Цзя-мусы одобрили создание пунктов раннего предупреждения экономических и торговых трений.

Создание Агентства раннего предупреждения экономических и торговых конфликтов провинции Хэйлунцзян направлено на формирование скоординированной платформы для более эффективного проведения работ по реагированию на экономические и торговые конфликты и по оказанию помощи предприятиям в эффективном решении вопросов международных экономических и торговых рисков. Конкретная работа включает двустороннюю передачу информации о раннем предупреждении, своевременную организацию предприятий для участия в реагировании на ситуации, участие в обзоре торговой политики ВТО, продвижение и обучение. Однако система раннего предупреждения об экономических и торговых трениях с участием правительства, общественных организаций и предприятий

еще не завершена. С этой целью следует сосредоточить внимание на следующих аспектах:

во-первых, ускорить создание новой системы раннего предупреждения для экономических и торговых трений, которая обслуживает международный и внутренний двойной цикл, подчеркивает функцию «двух услуг» и придает новый импульс национальному экономическому развитию в продвижении в провинции открытой экономики;

во-вторых, создание новой системы раннего предупреждения для экономических и торговых трений на основе потребностей национальной обороны, продовольственной безопасности, экологической безопасности, энергетической безопасности и промышленной безопасности, на основе расчетов индексов данных и комплексного факторного анализа, прогнозирования рисков экономических и торговых трений.

4.3. Сосредоточение на ключевых областях и ключевых отраслях для достижения раннего предупреждения о трениях в международной торговле и открытой экономической синергии. Согласно «14-му пятилетнему плану» Хэйлунцзяна и рекомендациям по долгосрочным целям на 2035 г., провинция Хэйлунцзян сосредоточится на оптимизации промышленной структуры и активном продвижении передовых промышленных технологий, модернизации цепочки, создании промышленных кластеров с передовыми производственными преимуществами, повышении стабильности и конкурентоспособности цепочки поставок в производственной цепочке, активном развитии стратегически новых отраслей, ускорении развития современных отраслей услуг, цифровой экономики и пос-троении индустриальной провинции7.

Чтобы помочь развитию ключевых областей и ключевых отраслей в провинции Хэйлунцзян и достичь синергию между ранним предупреждением экономических и торговых трений и открытой экономикой, следует использовать международно признанные правила для создания и

7Хэйлунцзян «14-й пятилетний план» и предложение по долгосрочным целям на 2035 год.2020. (На китайском). URL: https://u)u)u).askci.com/neu)s/zszc/20201215/0909181310870.shtml

совершенствования механизма раннего предупреждения о промышленном ущербе и поддерживать раннее предупреждение для безопасности ключевых областей и отраслей. Посредством мониторинга международного сотрудничества, связанного с ключевыми областями и ключевыми отраслями, требуется своевременно публиковать соответствующую информацию о раннем предупреждении и формулировать планы реагирования.

С этой целью необходимо сосредоточить внимание на следующих аспектах:

первый - использовать развитие ключевых областей и ключевых отраслей в провинции Хэйлунцзян в качестве основного направления для формирования ключевого охвата раннего предупреждения экономических и торговых трений;

второй - реализовать обмен информацией раннего предупреждения в ключевых областях и ключевых отраслях на основе системы раннего предупреждения о промышленном ущербе и формировании отчета об основных отраслях и ключевых продуктах провинции (информационного отчета о раннем предупреждении);

третий - изучение и определение списка ключевых продуктов для раннего преду-преждения экономических и торговых трений для предоставления всесторонних данных поддержки построения открытой экономики провинции. Ключевые продукты должны включать: продукты питания, энергоносители, сыпучие материалы, высокотехнологичные продукты, продукты цифровой экономики и т. д.

4.4. Выделение ключевых стран и региональных партнеров и повышение актуальности и практической применимости раннего предупреждения о международных торговых трениях. Провинция Хэйлунцзян сформировала уникальное торговое партнерство в построении открытой экономики. Россия, Япония, Южная Корея, США, страны (регионы) Европейского Союза и АСЕАН поддерживают тесные экономические и торговые отношения с провинцией Хэй-лунцзян [Цю Жуй, 2008]. С 2016 г. по 2019 г. на долю импорта и экспорта про-

винции Хэйлунцзян с Россией приходилось более 60% от общего объема импорта и экспорта внешней торговли провинции и около 20% от общего объема торговли Китая с Россией. По состоянию на конец 2019 г. фактические инвестиции провинции Хэйлунцзян в Россию составили 2,34 млрд долл. США8.

В настоящее время китайско-американские торговые отношения переживают самый сложный период. Противостояние санкций и контрсанкций между Китаем и США является важным фактором, влияющим на построение открытой экономики в провинции Хэйлунцзян. В 2018 г. США неожиданно повысили тарифы примерно на 50% товаров, импортируемых из Китая. Офис торгового представителя США объявил, что на первом этапе повысит тарифы на китайские товары на 34 млрд долл. США, а на втором этапе повысит тарифы на китайский импорт на 16 млрд долл. США.

С учетом этих обстоятельств провинция Хэйлунцзян должна сосредоточить внимание на следующих аспектах:

первый - усилить раннюю оценку рисков торговых трений с Россией и всесторонне отслеживать динамические изменения российской внешнеэкономической и торговой политики, барьерных мер, структуры промышленности и товарных рынков, чтобы содействовать сотрудничеству с Россией в достижении новых результатов и создании нового успеха;

второй - усилить раннюю оценку рисков торговых трений с США, обратить пристальное внимание на торговые барьеры США и ограничения инвестиционного сотрудничества с Китаем и сосредоточить внимание на выборе отраслей, которые имеют большую корреляцию с провинцией Хэйлунцзян;

третий - усиление раннего предупреждения о рисках торговых трений с другими странами и активное расширение экономических и торговых отношений с ними, уделяя особое внимание открытию новых рынков с большим рыночным потенциалом и небольшим количеством инвестиционных и торговых барьеров.

8 Объем торговли Хэйлунцзяна с Россией увеличивался на 27,9% ежегодно за последние четыре года. 2020. (На Китайском). URL: https://www.163.com/dy/article/FS00CQM90514R9KD.html

4.5. Благодаря инновациям и развитию цифровой экономики поддержка больших данных для раннего предупреждения трений в международной торговле. В «14-м пятилетнем плане» провинции Хэйлунцзян и долгосрочных целях на 2035 г. предлагается: составить план развития индустрии больших данных провинции;

активизировать развитие цифровой экономики и постоянно обобщать преимущества развития индустрии больших данных;

содействовать созданию базы Харбинского национального центра больших данных и ускорить строительство базовых станций 50 и технических приложений;

ускорить создание и применение промышленного Интернета;

изучить возможность создания промышленных приложений для работы с большими данными и сетевых моделей совместного производства в области энергетики, точного производства, сельскохозяйственной техники и другого оборудования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раннее предупреждение об экономических и торговых трениях невозможно осуществить без поддержки больших данных. Информационные технологии важны не только для сбора информации о раннем предупреждении, но и для оценки сигналов раннего предупреждения без анализа и обработки данных. В частности, при настройке модели раннего предупреждения для экономических и торговых трений необходимо провести маркировку данных и группировку индексов системы торговых трений, использовать экспертную модель оценки и процесс аналитической иерархии, а интервалы раннего предупреждения торговых трений должны рассчитываться с помощью компьютерного программирования. С этой целью следует сосредоточить внимание на следующих аспектах: первый - сосредоточиться на направлении развития мировой цифровой эко-

номики, ускорить развитие цифровой экономики и уделить больше внимания технологии блокчейн, 3Б-печати, Интернету вещей, мобильной широкополосной связи 50, облачным вычислениям, автоматизации и робототехнике, искусственному интеллекту и анализу данных9;

второй - мониторинг российских данных. Процесс экономического развития с упором на цифровые системы, цифровое здравоохранение, цифровое образование и сотрудничество умных городов активно способствует цифровому экономическому сотрудничеству с Россией10;

третий - возглавить развитие цифровой экономики Китая и ускорение темпов строительства цифрового правительства и создание платформы поддержки принятия решений в отношении больших данных.

Список литературы:

1. Альтон В. Н. Вашингтон, ТНК, НТБ и «новый протекционизм»: торговые барьеры в эпоху глобального капитал. Вашингтон, 2019. С 1-176.

2. Альваро Ортис Видал-Абарка Аль-фонсо Угарте Руис, Введение нового индикатора системы раннего предупреждения (ЕШЭ1) о банковских кризисах, Рабочий документ 15/02 Мадрид, январь 2015 г., С 1-40.

3. Ань Чжао Чжэнь Китайско-американские товарно-торговые отношения // Деловая экономика. 2018. № 9. С 1-2.

4. Брекке Питер Модели оценки рисков и системы раннего предупреждения. Документ для обсуждения Ш2В, № Р 00-302. С 1-41.

5. Гроссман, Джин М., Торговые войны и торговые переговоры, Журнал политической экономии 103 (4): 675-708. 1995 г.

6. Джейн Ханнес Ланг, Туомас А. Пел-тонен, Питер Сарлин, Структура моделирования раннего предупреждения с

9 DIGITAL ECONOMY REPORT 2019. P. 23. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ der2019_en.pdf

10 ПРОГРАММА «Цифровая экономика Российской Федерации», 28 июля 2017 г. № 1632-р. C. 14-17. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

приложением к банкам, Серия рабочих документов ЕЦБ, № 2182 / октябрь 2018 г. С 1-43.

7. Доруссен Х. Неоднородные торговые интересы и конфликты. Важно то, чем вы торгуете // Журнал разрешения конфликтов. 2006 (1): 87-107.

8. Марк Занди, Джесси Роджерс, Мария Косма, Курица торговой войны: тарифы и нанесенный ущерб, АНАЛИЗ Moody's, сентябрь 2019 г. С. 1-8.

9. Матье Бюссьер, Эмилия Перес-Баррейро, Роланд Штрауб и Дарья Тальо-ни Протекционистские меры реагирования на кризис: глобальные тенденции и последствия, Периодический доклад ЕЦБ № 110. 10 июня 2010 г. С. 1-54.

10. Louise Johannesson and Petros C. Mavroidis The WTO Dispute Settlement System 1995-2015: A Data Set and its Descriptive Statistics. IFN Working Paper No. 1148, 2017. 6 p. URL: https://www. ifn.se/wfiles/wp/wp1148.pdf

11. Лю Вэнь, Чжао Цзинфэн, Улучшение механизма мониторинга и раннего предупреждения о международных торговых конфликтах//China Social Science Net, 22 января 2014 г.

URL: http://www.cssn.cn/dybg/gqdy_ jj/201401/t20140122_950217.shtml

12. Лю Цюлянь Исследование типов, причин, последствий и решений международных торговых трений // Модернизация рынка. 2018. №14. C. 67.

13. Посол Роберт Э. Лайтхайзер торговый представитель США. Национальный отчет об оценке внешней торговли по внешним торговым барьерам за 2019 год. 2020.

14. Софи-Шарлотта Брюн, Энн Ковач, Анаис Рединг, Мариз Пенни Стратегии предотвращения кризисов и конфликтов. Международное сравнение. 2015. С 1-136.

15. Питер Валленстин и Фрида Мёл-лер Предотвращение конфликтов: методология познания неизвестного. Документы по исследованию проблем мира в Упсале, № 7, Департамент исследования мира и конфликтов, Уппсальский университет, Швеция 9 октября 2003 г. С 1-31.

16. Цю Жуй, Анализ региональной структуры внешнеторговых партнеров провинции Хэйлунцзян//Business Research. 2008. № 10. C 28-31.

17. Чад П. Баун, Торговый конфликт между США и Китаем в 2018 году после 40 лет специальной зашиты, PIIE, март 2018. С 1-34.

Библиографическое описание статьи

Ань Чжао Чжэнь Создание системы раннего предупреждения о международных торговых трениях в провинции Хэйлунцзян КНР // Власть и управление на Востоке России. 2021. № 2 (95). С.17-28. DOI 10.22394/1818-4049-2021-95-2-17-28

An Zhao Zhen - Deputy Director, Professor, Institute of Russian Studies, Heilongjiang Provincial Academy of social sciences (1000, Shi Bo Avenue, Harbin, 150028, China). E-mail: azzcn@vip.sina.com

Establishment of an early warning system for international trade tensions in the Heilongjiang province of China

In 2020, the global economic and trading environment has undergone major changes due to the impact of the global epidemic of the COVID-19. It is not only the world economy that has seriously suffered, protectionism in international trade is growing, and economic and trade frictions between countries with many factors have sharply worsened. Faced with a new situation and new challenges, accelerating the construction of an early warning system for international trade conflicts in Heilongjiang Province has become an important strategic issue of general importance.

Keywords: China, Heilongjiang province, international trade, trade friction, early warning system.

References:

1. Alton B. H. Washington, TNCs, NTBs and "New Protectionism": Trade Barriers in the Era of Global Capital. Washington, 2019. From 1-176.

2. Alvaro Ortiz Vidal-Abarca Alfonso Ugarte Ruiz, Introduction of a New Early Warning System (EWSI) Indicator for Banking Crises, Working Paper 15/02 Madrid, January 2015, pp. 1-40.

3. An Zhaozhen Sino-American commodity-trade relations Delovaya ekonomi-ka [Business Economics], 2018, no. 9, pp. 1-2. (In Chinese).

4. Brecke Peter Risk Assessment Models and Early Warning Systems. WZB Discussion Paper No. P 00-302. From 1-41.

5. Grossman, Jean M., Trade Wars and Trade Negotiations Zhurnal politicheskoy ekonomii [Journal of Political Economy], 1995, 103 (4): 675-708.

6. Jane Hannes Lang, Tuomas A. Pel-tonen, Peter Sarlin, An Early Warning Modeling Framework with an Attachment to Banks, ECB Working Paper Series No. 2182. October 2018, pp. 1-43.

7. Dorussen H. Heterogeneous trade interests and conflicts. What Matters What You Trade Zhurnal razresheniya konfliktov [Conflict Resolution Log], 2006 (1): 87107.

8. Mark Zandi, Jesse Rogers, Maria Cosma, Trade War Chicken: Tariffs and Damage, Moody's ANALYSIS, September 2019, pp. 1-8.

9. Mathieu Bussiere, Emilia Perez-Bar-reiro, Roland Straub and Daria Taglioni, Protectionist Responses to the Crisis: Global Trends and Implications, ECB Periodic Report No. 110. June 10, 2010 pp. 1-54.

10. Louise Johannesson and Petros C. Mavroidis The WTO Dispute Settlement System 1995-2015: A Data Set and its Descriptive Statistics. IFN Working Paper No. 1148, 2017.6 p. URL: https://www.ifn.se/ wfiles/wp/wp1148.pdf

11. Liu Wen, Zhao Jingfeng, Improving Monitoring and Early Warning Mechanism for International Trade Conflicts, China Social Science Net, January 22, 2014. URL: http: / /www.cssn.cn/dybg/gqdy_ jj/201401/t20140122_9502 17.shtml (in Chinese).

12. Liu Qiulian Research of types, causes, consequences and solutions of international trade friction Modernizatsiya rynka [Market modernization], 2018, no. 14, pp. 67. (In Chinese).

13. Ambassador Robert E. Lighthizer United States Trade Representative. National Foreign Trade Assessment Report on External Trade Barriers for 2019. 2020.

14. Sophie-Charlotte Brune, Anne Ko-vacs, Anais Reading, Maryse Penny Crisis and Conflict Prevention Strategies. International comparison. 2015. From 1-136.

15. Peter Wallenstein and Frida Möller Conflict Prevention: A Methodology for Learning the Unknown. Peace Research Papers in Uppsala, No. 7, Department of Peace and Conflict Research, Uppsala University, Sweden October 9, 2003, pp. 1-31.

16. Qiu Rui, Analysis of the regional structure of foreign trade partners of Heilongjiang province Business Research [Business Research], 2008, no. 10, pp. 28-31. (In Chinese).

17. Chad P. Bown, 2018 US-China Trade Conflict After 40 Years of Special Protection, PIIE, March 2018, pp. 1-34.

Reference to the article

An Zhao Zhen Establishment of an early warning system for international trade tensions in the Heilongjiang province of China // Power and Administration in the East of Russia. 2021. No. 2 (95). Pp. 17-28. DOI 10.22394/1818-4049-2021-95-2-17-28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.