Научная статья на тему 'Современное состояние и прогноз перспектив торгово-экономического сотрудничества между провинцией Хэйлунцзян и Россией'

Современное состояние и прогноз перспектив торгово-экономического сотрудничества между провинцией Хэйлунцзян и Россией Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
401
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ПРОВИНЦИЯ ХЭЙЛУНЦЗЯН / РОССИЯ / РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чжан Мэй

Рассматривается торгово-экономическое сотрудничество провинции Хэйлунцзяна с Россией в 2018 г. Даются оценки сложившихся тенденций и роль региональных взаимосвязей в реализации российско-китайских проектов. Проанализированы факторы роста объемов торговли на 64,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достижения рекордных показателей в 74,77 млрд юаней. Прогнозируется ускорение китайско-российского торгово-экономического сотрудничества, дальнейший рост объемов импорта и экспорта торговли Хэйлунцзяна с Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и прогноз перспектив торгово-экономического сотрудничества между провинцией Хэйлунцзян и Россией»

DOI 10.22394/1818-4049-2019-86-1-22-27 УДК 339.5 (571.6): (518.3)

Чжан Мэй

Современное состояние и прогноз перспектив торгово-экономического сотрудничества между провинцией

Хэйлунцзян и Россией

Рассматривается торгово-экономическое сотрудничество провинции Хэйлунц-зяна с Россией в 2018 г. Даются оценки сложившихся тенденций и роль региональных взаимосвязей в реализации российско-китайских проектов. Проанализированы факторы роста объемов торговли на 64,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достижения рекордных показателей в 74,77млрд юаней. Прогнозируется ускорение китайско-российского торгово-экономического сотрудничества, дальнейший рост объемов импорта и экспорта торговли Хэйлунцзяна с Россией.

Ключевые слова: Китай, провинция Хэйлунцзян Россия, Российский Дальний Восток, торгово-экономическое сотрудничество.

Аналитические оценки динамики торгово-экономического сотрудничества между провинцией Хэйлунцзян и Россией показывают, что торговля с Россией является одной из наиболее значимых составляющих регионального внешнеэкономического процесса. В 2018 г. общая стоимость импортно-экспортных операций провинции Хэйлунцзян составила 174,77 млрд юаней. Из нее общая стоимость импорта и экспорта в Россию составила 122,06 млрд. юаней (18,5 млрд. долларов США), что составляет 69,8% от общей стоимости импорта и экспорта провинции.

По товарообороту с Россией провинция Хэйлунцзян занимает первое место среди регионов Китая, его доля составляет 17,3% от общей стоимости импорта и экспорта страны в Россию. При этом темпы роста торговли с Россией в последние годы были заметно выше, чем общие темпы роста импорта и экспорта провинции. В результате доля России в торговом балансе региона и ее роль для экономики провинции Хэйлунцзян устойчиво повышалась.

Особенно быстро растет импорт из России. В 2018 г. его величина достигла рекордного уровня в 114,6 млрд юаней, увеличившись на 80,4%. Основным фак-

тором, стимулирующим рост региональной внешней торговли, является резкое увеличение импорта сырой нефти из России в Китай через провинцию Хэй-лунцзян.

В последние годы, на фоне активного продвижения правительством Китая глобального проекта «Один пояс и один путь», экономические и торговые обмены между Китаем и Россией становятся все более частыми, а российские ресурсы нефти, угля и природного газа стали «ходовыми товарами» для Китая. Благодаря своему географическому преимуществу, приграничному положению к российскому Дальнему Востоку, Хэй-лунцзян активно осуществлял импортно-экспортную торговлю с Россией, в т. ч. стал важной платформой для реализации планов «Пояса и пути» [Мтакгг, Suslov, 2017; Suslov, 2016].

В настоящее время в провинции Хэйлунцзян есть два трансграничных нефтепровода. В 2011 г. был открыт китайско-российский нефтепровод из России на Дальний Восток, а в январе 2018 г. была введена в строй его вторая ветка. Россия является важным источником для китайского импорта сырой нефти, а Хэйлунц-зян стал важным портом ее поставки. Так, в 2017 г. общий объем импорта сырой нефти в провинцию Хэйлунцзян уве-

Чжан Мэй - научный сотрудник Института России Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян КНР (г. Харбин, КНР). E-mail: [email protected]

личился на 2,9%, средняя цена импорта увеличилась на 28,1%, а общая стоимость импорта увеличилась на 31,8%.

Рост цен на сырую нефть является основным фактором, стимулирующим рост внешней торговли в провинции Хэйлунцзян, и влияние на рост импорта и экспорта, особенно рост импорта, очевидно. Стоимость импорта сырой нефти составила 41,5% во внешнеэкономическом товарообороте провинции за тот же период. От общего объема импорта провинции она составляет 58%.

С учетом того, что Всемирный банк прогнозирует в перспективе значительный рост цены на энергоносители, включая сырую нефть, природный газ и уголь, можно ожидать дальнейший рост внешнеэкономических показателей сотрудничества Дальнего Востока России и провинции Хэйлунцзян. Стимулировавшееся официальным раундом благоприятной политики Китая по активизации Северо-Восточного Китая открытие китайско-российского нефтепровода, несомненно, еще больше стимулировало импорт Китаем российской сырой нефти, а также значительно ослабило давление на преобразование старой промышленной базы в Северо-Восточном Китае, представленной Хэйлунцзяном.

Другим важным фактором усиления регионального сотрудничества с Россией является взаимодействие в сфере сельскохозяйственного производства.

Хэйлунцзян в полной мере использовал международные и внутренние рынки и ресурсы для реализации совместных с российскими коллегами сельскохозяйственных проектов, ускорения развития экспортной торговли российской сельскохозяйственной продукцией и строительства сельскохозяйственных парков.

В настоящее время проекты сотрудничества в области развития сельского хозяйства в основном сосредоточены на Дальнем Востоке России в четырех основных зернопроизводящих территориях - Амурской области, Приморском и Хабаровском краях, Еврейской автономной области. Существует более 100 зарубежных сельскохозяйственных инвестиционных организаций и 20 сельско-

хозяйственных кооперативных проектов с масштабом посадки более 100,000 му (мера площади, равная 1/15 га). Сотрудничество распространяется от выращивания зерна до свиноводства, скотоводства (мясной скот) и птицеводства, переработки кормов, складирования, логистики и транспортировки. Непрерывное развитие сельскохозяйственного сотрудничества с Россией также стимулировало экспорт рабочей силы в Россию, расширило возможности для фермеров по увеличению их доходов и способствовало стабильному экономическому и социальному развитию приграничных территорий.

Одновременно в провинцию Хэйлунц-зян из России для продажи на внутреннем рынке поступали высококачественные, не содержащие генных модификаций, соевые бобы и кукуруза, удовлетворяя потребности перерабатывающих предприятий и населения.

Дальнейшее развитие этого сегмента экономического сотрудничества имеет очень большие перспективы, одновременно способствуя как производственной кооперации, так и увеличению внешней торговли.

В последние годы одной из быстро расширяющихся областей сотрудничества является формирование и расширение трансграничных каналов электронной торговли. Эта новаторская инфраструктура сотрудничества занимает важное значение как для предприятий провинции Хэйлунцзян, так и для их российских партнеров.

Во-первых, успешное функционирование трансграничных логистических магистралей для электронной коммерции ускоряет развитие предприятий. Во-вторых, они в полной мере позволяют использовать географические преимущества в торгово-экономическом сотрудничестве провинции с Россией, позволяя активно развивать внешнеторговые потоки как китайских, так и российских товаров. В-третьих, в этой сфере возможно вводить новшества в трансграничные финансовые услуги, преодолевать «узкие места» в осуществлении платежей и расчетов. Немаловажно также, что пра-

вительства Китая и России оказывают поддержку развитию логистических магистралей электронной коммерции.

В 2018 г. экономика провинции Хэй-лунцзян приложила большие усилия для содействия здоровому и быстрому развитию трансграничной электронной торговли. Цепочки трансграничной электронной торговли продолжали расширяться, и темпы строительства каналов трансграничных электронной торговли ускорились. Это дополнило преобразования традиционного режима роста внешней торговли и ускорило ее рост.

Трансграничная электронная торгов -ля активно развивается по всей провинции. В Харбине функционируют таможенные и логистические организации, эффективно обслуживающие участников электронной коммерции. В Суй-фэньхэ построено 6 трансграничных платформ электронной торговли, которые занимаются продажей в Китае российских товаров и продажей китайских товаров в России. Компания «Suifenhe Rushanghui E-Commerce Co., Ltd» создала «Платформу Lee Buying», которая реализует функции поставок, оптовой торговли, дистрибуции, розничной торговли и т. д., позволяя пользователям напрямую осуществлять оптовую и розничную торговлю товарами в режиме он-лайн. Всего в настоящее время в провинции Хэйлунцзян построено 19 трансграничных платформ электронной торговли. Для компаний, занимающихся электронной торговлей, эта модель прямых закупок снизит себестоимость операций, одновременно минимизируя риски накопления товаров.

Важным институциональным дополнением к реализации программ сотрудничества провинции Хэйлунцзян с Россией является формирование специальных зон сотрудничества. [Суслов, 2016]

Провинция Хэйлунцзян развивает 18 зон сотрудничества с экономикой Дальнего Востока России. В общей сложности в такие зоны включены 146 предприятий.

В свою очередь, Россия предоставляет возможности для использования специальных режимов хозяйствования для

китайских предприятий. В режимы «территория опережающего развития» и «свободный порт Владивосток» вошли более 25 предприятий с китайским капиталом.

Однако, следует признать, что предоставляемые в этом случае льготы не оказывают интенсивного воздействия на инвестиционные потоки из провинции Хэйлунцзян на Российский Дальний Восток. В 2018 г. прямые инвестиции из провинции Хэйлунцзян в Россию резко сократились. Фактические инвестиции китайской стороны составили менее 100 млн долларов США, сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 24,7%.

Это, несомненно, должно активизировать разработку и реализацию новых направлений, планов и программ торгово-экономического сотрудничества между провинцией Хэйлунцзян и Россиейю

Важной предпосылкой для таких действий служат частые встречи между китайским и российским лидерами, а также представителями региональных и местных властей приграничных регионов.

В сентябре 2018 г. на 4-м Восточном экономическом форуме Китай и Россия подписали «Китайско-российский план регионального сотрудничества и развития на Дальнем Востоке (2018 - 2024 гг.)», который является программным документом, регулирующим региональное сотрудничество между двумя странами, и может рассматриваться как руководство по развитию местной и корпоративной приграничной кооперации. Кроме того, Министерство торговли Китая и Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики подписали «Меморандум о взаимопонимании между северовосточным Китаем и Дальним Востоком России в Байкальском регионе», направленный на содействие реализации и координации межфирменных проектов, предоставление информационных, консультационных услуг предприятиям и оперативное решение проблем, возникающих в рамках сотрудничества.

В июне 2018 г. Китай и Россия провели в Хабаровском крае важное межрегиональное мероприятие, в котором приняла участие делегация провинции во главе

с губернатором Ван Вэньтао. Участники встречи договорились сформировать совместную рабочую группу по освоению острова Большой Уссурийский.

Стороны достигли взаимопонимания и подтвердили, что Хабаровский край и Хэйлунцзян заинтересованы в совместной разработке и реализации проекта по экономическому освоению острова Большой Уссурийский. Он включает организацию пассажирских и грузовых портов, совместное строительство гидротехнических сооружений, согласование планов по формированию пунктов пересечения границ в рамках общей концепции развития острова.

Реализация этих планов даст существенные предпосылки дальнейшему развитию экономического и торгового сотрудничества как на национальном уровне - между Россией и Китаем, так и региональном - между приграничными территориями провинции Хэйлунцзян и Хабаровского края.

Формирование контактной зоны межрегионального взаимодействия на берегах реки Амур включает не только проект Большого Уссурийского острова, но и ряд других важных инфраструктурных объектов. Они согласуются с важной инициативой китайского руководства по реализации проекта «Один пояс и один путь». Этот проект открывает широкие возможности для планирования и строительства Восточного экономического пояса Шелкового пути, гибкого использования государственной преференциальной политики, содействия развитию провинции Хэйлунцзян.

Особое значение для реализации этих планов имеет строительство новых трансграничных переходов, которые инициируют формирование новых точек экономического роста и регионального экономического развития.

Примером эффективной реализации такой стратегии является строительство железнодорожного моста «Нижнеленинское - Тунцзян». Он станет первым трансграничным железнодорожным мо-

стом через реку Амур.

26 февраля 2014 г. в рамках проекта была проведена церемония закладки фундамента этого моста протяженностью 2,2 км, а в июне было официально начато строительство, которое, как ожидается, будет завершено в конце 2019 года. После открытия моста железорудный концентрат, произведенный в Еврейской автономной области на обогатительной фабрике Кимкано-Сутарского месторождения, можно будет экспортировать в Китай по кратчайшему транспортному маршруту.

Мост имеет не только транспортное, но и системообразующее значение. В его ареале будет сформирована платформа для трансграничного интерактивного сотрудничества, в которой планируется создание восьми импортно-экспортных промышленных кластеров, включающих лесную, энергетическую и химическую промышленность, производства легкой текстильной продукции и электромеханическую сборка. С 2017 г. более 60 известных китайских предприятий, зарегистрированных на бирже компаний и бизнес-ассоциаций, включая такие как «Национальная резервная энергетическая и химическая промышленность», «Zhonglin Group», «Panjiang Logistics» и «Tianjin Yangbei Road Timber City», с оптимизмом рассмотрели перспективы развития Тунцзяна и присоединились к проекту.

Кроме того, с введением в эксплуатацию моста откроется международный интермодальный транспортный коридор, соединяющий Россию и Европу. Магистраль, сформированная при введении в эксплуатацию моста, обеспечит прямую взаимосвязь между городами Китая и России и добавит в качестве важной составляющей трансграничную инфраструктуру для формирования китайско-монгольско-российской экономической кооперации и строительства на этом направлении пояса Шелкового пути Лунц-зян в рамках проекта «Пояс и путь».1

Строительство транспортных маги-

1 По оценкам российских специалистов именно с этим проектом связано будущее развития всего макрорегиона. См. Михеев В., Луконцев С., Чже С. Многовариантность: большой стратегический ответ Си Цзиньпина //МЭиМО. 2015. № 12. С. 10 - 12.

стралей откроет новые возможности для сотрудничества предприятий, локализованных в провинции Хэйлунцзян и Дальнем Востоке России. В особой мере это касается условий, предоставляемых предприятиям малого и среднего бизнеса.

В последние годы, когда Россия в условиях недружественных санкций ряда стран осуществляет активную политику импортозамещения, создание условий для роста малых и средних предприятий, в т.ч. и за счет международных контактов, является одним из важных направлений формирования бизнес-среды.

На этом фоне экономическое сотрудничество между провинцией Хэйлунцзян и Россией может значительно расширить каналы торгово-экономического сотрудничества в сфере малого и среднего бизнеса. В этой сфере возникают новые возможности для предприятий. Они могут участвовать в совместном строительстве международных трансграничных промышленных парков и парков экономического сотрудничества, сформировать китайско-российские совместные предприятия как основной корпус аграрной и промышленной кооперации.

Именно на уровне малого и среднего бизнеса могут эффективно осуществляться не только экономические, но и гуманитарные взаимосвязи между приграничными регионами, включая туризм, образование, медицинское обслуживание, культуру, науку и технику, выставки и средства массовой информации.

Можно предсказать, что провинция Хэйлунцзян продолжит расширять сотрудничество с Дальним Востоком России в создании китайско-российских совместных медицинских учреждений, включая модель «одна больница, два места», регулярно проводить обмен медицинским персоналом и специалистами социальных служб; в организации школ и центров обучения китайскому языку в России и русскому языку в Китае. Безусловно необходимым является дальнейшее укрепление сотрудничества в области научных исследований, в формировании совместных исследовательских групп, разрабатывающих предложения для принятия решений для своих

правительств, по вопросам, представляющим общий интерес.

Особое место в перспективе занимает повышение эффективности сотрудничества в использовании преференциальных режимов хозяйствования на Дальнем Востоке России. Формирование в приграничном с провинцией Хэйлунц-зян регионе беспрецедентной льготной политики для ведения экономической деятельности в виде территорий опережающего развития и режима СПВ (Свободный порт Владивосток) предоставляют для регионального бизнеса редкую возможность для дальнейшего развития сотрудничества с Россией.

Именно в этих локациях, дающих по сравнению с обычными условиями дополнительный выигрыш за счет сниженных налогов и принятия государством на себя затрат по формированию производственной инфраструктуры, может особенно эффективно быть организовано сотрудничество в области сельского хозяйства и производства экологически чистых продуктов питания, развития высоких технологий и электронной торговли.

Заинтересованность и поддержка таких проектов существует и с китайской, и с российской стороны. Включение их в согласованные планы развития Дальнего Востока России и китайской провинции Хэйлунцзян может оказать существенное позитивное влияние на развитие обоих приграничных регионов.

Список литературы:

1. Бакланов П. Я. Территории опережающего развития: понятие, структура, подходы к выделению // Региональные исследования. 2014. № 3. С. 12-19.

2. Михеев В., Луконцев С., Чже С. Многовариантность: большой стратегический ответ Си Цзиньпина // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 12. С. 5-14.

3. Суслов Д. В. Проблемы и перспективы экономического взаимодействия КНР и России // Власть и управление на Востоке России. № 2. 2016. С. 22-33.

4. Arai Hirofumi. New instruments attracting investment into the Russian

Far East: preliminary assessment // Пространственная экономика. 2019. № 1. С. 157-169

5. Minakir P. A., Suslov D. W Prospects and Limitations of Russo-Chinese Economic Relations // The Asan Forum.

September-October 2017. Vol. 5. No. 5.

6. Suslov D. W. Problems and perspectives of economic relations between China and Russia // The Journal of Siberian and Far Eastern Studies. No.15. Winter 2016. Pp. 54-81.

Библиографическое описание статьи

Чжан Мэй. Современное состояние и прогноз перспектив торгово-экономического сотрудничества между провинцией Хэйлунцзян и Россией / / Власть и управление на Востоке России. 2019. № 1 (86). С. 22-27. DOI 10.22394/1818-4049-2019-86-1-22-27

Zhang Mei - research associate, the Institute of Russia of the Academy of social sciences of the Province of Heilongjiang of the People's Republic of China (Harbin, the People's Republic of China). E-mail: [email protected]

Current state and forecast of prospects of trade and economic cooperation between the province of Heilongjiang and Russia

Trade and economic cooperation of the province of Heilongjiang with Russia in 2018 is considered.. Evaluations of the developed trends and the role of regional interrelations in implementation of the Russian-Chinese projects are given. Factors of growth of the volumes of trade for 64.7% in comparison with the same period of last year and achievement of the best levels in 174.77 billion yuans are analyzed. Acceleration of the Chinese-Russian trade and economic cooperation, further the growth of volumes of import and export of trade of Heilongjiang with Russia is considered.

Keywords: China, province of Heilongjiang, Russia, the Russian Far East, trade and economic cooperation.

References: and Russia Vlast' i upravleniye na Vostoke

Rossii [Power and Administration in the

1. Baklanov P. Ya. Advanced Development East of Russia], no. 2, 2016, pp. 22-33. Territories: Concept, Structure, Approaches 4. Arai Hirofumi. New instruments at-to Allocation Regional'nyye issledovaniya tracting investment into the Russian Far [Regional Studies], 2014, no. 3, pp. 12-19. East: preliminary assessment Prostranst-(In Russian). vennaya ekonomika [Spatial Economics],

2. Mikheev V., Lukontsev S., Zhe S. Mul- 2019, no 1, pp. 157-169.

tivariance: a great strategic response to Xi 5. Minakir P. A., Suslov D. W. Prospects

Jinping Mirovaya ekonomika i mezhdunar- and Limitations of Russo-Chinese Economic

odnyye otnosheniya [World Economy and Relations. The Asan Forum, 2017, vol. 5.

International Relations], 2015, no. 12, pp. 6. Suslov D. W. Problems between China

5-14. (In Russian). and Russia. The Journal of Siberian and Far

3. Suslov D. V. Problems and Prospects Eastern Studies, no.15, Winter 2016, pp. for the Economic Cooperation of the PRC 54-81.

Reference to the article

Zhang Mei. Current state and forecast of prospects of trade and economic cooperation between the province of Heilongjiang and Russia / / Power and Administration in the East of Russia. 2019. No. 1 (86). Pp. 22-27. DOI 10.22394/1818-4049-2019-86-1-22-27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.