Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ РЕГИОНОВ КИТАЯ С РОССИЕЙ'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ РЕГИОНОВ КИТАЯ С РОССИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
180
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН КИТАЯ / РОССИЯ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / CHINA / NORTHEAST REGION OF CHINA / RUSSIA / TRADE AND ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чжан Мэй

Подчеркнута роль экономического и торгового сотрудничества между Северо-Восточными провинциями Китая и Россией. Приведены основные характеристики торгово-экономического сотрудничества между Северо-Восточным Китаем и Россией и показаны его перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Performance and Prospects of Trade and Economic Cooperation between China’s Northeastern Regions with Russia

The article emphasizes the role of economic and trade cooperation between China’s northeastern provinces and Russia. The main characteristics of trade and economic cooperation between Northeast China and Russia are described and its prospects are shown.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ РЕГИОНОВ КИТАЯ С РОССИЕЙ»

УДК 339.5

DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2019.4.59 ЧЖАН МЭЙ*

Состояние и перспективы торгово-экономического сотрудничества Северо-Восточных регионов Китая с Россией

Подчеркнута роль экономического и торгового сотрудничества между Северо-Восточными провинциями Китая и Россией. Приведены основные характеристики торгово-экономического сотрудничества между Северо-Восточным Китаем и Россией и показаны его перспективы.

Ключевые слова: Китай, Северо-Восточный регион Китая, Россия, торгово-экономическое сотрудничество.

ZHANG MEI

The Performance and Prospects

of Trade and Economic Cooperation between

China's Northeastern Regions with Russia

The article emphasizes the role of economic and trade cooperation between China's northeastern provinces and Russia. The main characteristics of trade and economic cooperation between Northeast China and Russia are described and its prospects are shown.

Keywords: China, Northeast region of China, Russia, trade and economic cooperation.

Чжан Мэй - научный сотрудник. Zhang Mei - research fellow.

Основные характеристики торгово-экономического сотрудничества между Северо-Восточным Китаем и Россией

Показатели экономического и торгового сотрудничества Северо-Восточных провинций Китая и России. Среди трех Северо-Восточных провинций КНР Хэй-лунцзян занимает лидирующее положение

* Институт России Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян. КНР, 150028, г. Харбин, Проспект Ши Бо, д. 1000.

Institute of Russia of the Heilongjiang Academy of Social Sciences. 1000, Shi Bo Prospect, Harbin, People's Republic of China, 150028.

в торговле с Россией в последние годы. В 2017 г. общая стоимость импорта и экспорта провинции Хэйлунцзян в Россию составила 74,42 млрд юаней, что составляет 58,1 % общей стоимости импорта и экспорта провинции и 13,1 % торговли Китая с Россией (табл. 1). В 2018 г. общая стоимость импорта и экспорта провинции Хэйлунцзян в Россию достигла 122,06 млрд юаней, или 69,8 % общей стоимости импорта и экспорта провинции и 17,3 % общей стоимости импорта и экспорта страны в Россию за тот же период, увеличившись на 64,7 % по сравнению с 2017 г. Это на 40,7 п.п. выше, чем национальный рост импорта и экспорта1. Товарооборот провинции Цзилинь с Россией крайне мал: он не превышает 1 млрд долл. США в течение многих лет, что составляет менее 1 % торговли страны с Россией. Наилучший показатель наблюдался в 2012 г. и составил 822 млн долл. США, с тех пор снижение было более выраженным. В то же время общий объем внешней торговли провинции Цзилинь увеличивается с каждым годом. В 2015 г. объем импорта и экспорта провинции Цзилинь в Россию составлял 520 млн долл. США, а в 2016 г. - 440 млн долл. США (табл. 1). В январе-марте 2018 г. импорт и экспорт в Россию сохраняли хорошие темпы роста, увеличившись на 30 %.

Табпица 1

Объем и доля торговли Северо-Восточных провинций Китая с Россией во внешней торговле КНР, млн долл. США

Провинция 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Хэйлунцзян 21 310 (24,9 %) 23 280 (24,4 %) 10 850 (16 %) 9 190 (13,2 %) 10 990 (13 %)

Цзилинь 700 (0,8 %) 580 (0,6 %) 520 (0,8 %) 440 (0,6 %) —

Ляонин 2 430 (2,7 %) 2 430 (2,6 %) 3 017 (4,7 %) 3 237 (4,7 %) —

Всего 24 440 (28,4 %) 26 290 (27,6 %) 14 387 (21,5 %) 12 867 (18,5 %) —

Примечание. Здесь и в табл. 2 источником послужили данные статистических управлений провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин.

Среди провинций Северо-Востока Китая Ляонин занимает второе место по объему торговли с Россией: с 2012 по 2014 г. объем торговли провинции Ляонин с Россией оставался на уровне около 2,5 млрд долл. США. В 2015 и 2016 гг. он увеличился соответственно на 3 017 и 3 237 млн долл. США. Внешняя торговля провинции Ляонин больше ориентирована

1 В 2018 г. общая стоимость импорта и экспорта провинции Хэйлунцзян в Россию превысила 120 млрд юаней. URL: http://news.sina.com.en/c/2019-03-04/doc-ihrfqzkc0908356.shtml.

на Европу, США и другие регионы и страны. Доля торговли с Россией невелика, как и общий объем. Таким образом, хотя общий объем внешней торговли провинции Ляонин в 2017 г. достиг 99,45 млрд долл. США, он был более чем в пять раз больше, чем в провинции Хэйлунцзян (18,81 млрд долл. США), но объем торговли с Россией существенно ниже, чем у последней2.

Доля торговли с Россией во внешней торговле Северо-Восточных провинций КНР. Внешняя торговля каждой провинции в Северо-Восточном регионе имеет свою направленность, и доля торговли с Россией у каждой провинции существенно различается (табл. 2). За последние пять лет торговля Хэйлунцзяна с Россией составляла более 50 % всей ее внешней торговли, в то время как на провинции Цзилинь и Ляонин приходилось менее 3 %. Наиболее важными странами-импортерами для провинции Ляонин являются Япония (11,3 %), Германия (9,6 %) и Республика Корея (9,2 %), а импорт из России составляет 5,7 %; наиболее важным направлением экспорта является Япония (на ее долю пришлось 18,2 % общего объема экспорта в провинции Ляонин в 2016 г.), США (10,9 %) и Республика Корея (9,3 %), и только 1,9 % экспорта в Россию. Основными странами-импортерами в провинции Цзилинь являются Германия (42,9 %) и Япония (9,5 %), на которые приходится только 2 % импорта из России; наиболее важными экспортерами являются Республика Корея (10,8 % общего экспорта провинции Цзилинь в 2016 г.) и Япония (8,9 %), экспорт в Россию составил 3,9 %3. Провинция Хэйлунцзян действительно является провинцией, основным импортером которой является Россия. В 2018 г. импорт из России составил 114,6 млрд юаней. Самый важный экспортер в провинции Хэйлунцзян - Россия, экспорт в Россию составляет 30,6 % ее внешней торговли4.

Роль пограничных переходов в торговле с Россией в СевероВосточном регионе КНР. Провинция Хэйлунцзян имеет 15 открытых пограничных переходов на границе с Россией, в том числе Суйфэньхэ, Хэйхэ, Фуюань, Дунин и др., которые являются основными торговыми пунктами. В 2015 г. объем импорта и экспорта пограничных городов в провинции Хэйлунцзян с Россией достиг 3,76 млрд долл. США, что составило 34,62 % импорта и экспорта всей провинции в Россию, из которых на Суйфэньхэ пришлось 1,66 млрд долл. США, или 15,34 %, а на Дунин - 690 млн долл. США, или 6,35 %. С официальным открытием 12 апреля 2016 г.

2 Национальное бюро статистики Китайской Народной Республики, Статистическое резюме Китая (2018 г.). Пекин: Китайское статистическое издательство, 2018. 95 с.

3 Рассчитано в соответствии со Статистическим ежегодником Ляонина (2017 г.) и Статистическим ежегодником Цзилиня (2017 г.).

4 Рассчитано на основе соответствующих данных статистического бюллетеня по национальной экономике и социальному развитию провинции Хэйлунцзян в 2017 г.

интермодального Большого канала сухопутного и морского транспорта «Харбин-Суйфэньхэ-Владивосток-Пусан» в Хэйхэ созданы магазины беспошлинной торговли. Сервисная функция Фуюаня становится все более совершенной, объем грузов в Хэйлунцзяне значительно увеличился. Основным окном экономического и торгового сотрудничества провинции Цзилинь с Россией является железнодорожный и автомобильный логистический центр Хуньчунь. В 2015 г. 65 субъектов в Хуньчуне завершили торговлю с Россией на 400 млн долл. США, что составляет 65,2 % торговли провинции с Россией. В 2017 г. объем грузоперевозок железнодорожного порта Хуньчунь в первом полугодии достиг 1,66 млн т, что на 49,1 % больше, чем в первом полугодии 2016 г., и на 398 % больше, чем в первом полугодии 2015 г. Товарооборот с Россией в 2017 г. достиг 380 млн долл. США, увеличившись на 50,4 %. Китайско-российская торговая зона города Хуньчунь - единственная приграничная торговая функциональная зона, открытая для России в провинции Цзилинь, в 2016 г. объем торговли между городами составил 400 млн юаней. Рост приграничной торговли с Россией в значительной степени способствовал росту экономических и торговых отношений с Россией на Северо-Востоке и даже во всей стране.

Таблица 2

Доля торговли с Россией во внешней торговле Северо-Восточных провинций КНР, %

Провинция 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Хэйлунцзян 49,3 56,3 54,8 59,8 51,7 55,6 58,1

Цзилинь 3,2 3,3 2,7 2,2 2,7 2,4 —

Ляонин 2,3 2,4 2,1 2,1 3,1 2,7 —

Товарная структура торговли Северо-Восточного региона КНР и России. Традиционные товары по-прежнему играют ведущую роль в импорте и экспорте с Россией в трех Северо-Восточных провинциях КНР В последние годы увеличилась доля механических и электрических товаров и продукции с высокой добавленной стоимостью.

С точки зрения экспорта в Россию, экспортными товарами провинции Ляонин в период «десятой пятилетки» были в основном механические и электрические изделия, одежда, сталь и рафинированное масло; в провинции Цзилинь от преобладания в экспорте в период «десятой пятилетки» продуктов с низкой добавленной стоимостью и трудоемким изготовлением в период «двенадцатой пятилетки» перешли к экспорту автозапчастей, изделий для машиностроения, электронных приборов и химических изделий. Экспортные одежду, обувь, механические и электрические

изделия и текстиль провинции Хэйлунцзян периода «десятой пятилетки» сменили механические и электрические изделия и сельскохозяйственная продукция в период «двенадцатой пятилетки» (табл. 3).

Судя по ситуации с импортом из России, импортируемые товары в провинции Ляонин состояли в основном из механических и электрических продуктов и сырой нефти в период «десятой пятилетки». В провинции Цзилинь в период «десятой пятилетки» импортируемые товары были единичными и сильно зависели от автомобильной промышленности. К «двенадцатой пятилетке» стали в основном импортировать российскую древесину, минеральные ресурсы, сухофрукты, морепродукты и продукты питания. В период «десятой пятилетки» в провинции Хэйлунцзян импортируемые товары были в основном сырьевыми и стратегическими материалами, включая механические и электрические изделия, бревна, сырую нефть, целлюлозу и удобрения. В период «двенадцатой пятилетки» основными товарами стали сырая нефть, сельскохозяйственная продукция, механические и электрические изделия. Объемы импорта пиломатериалов, высокотехнологичной продукции, целлюлозы и стали быстро росли.

Таблица 3

Объем внешней торговли провинции Хэйлунцзян с Россией, млрд долл. США

Наименование 2007 г. 2011 г. 2016 г.

Экспорт

Продукция сельского хозяйства 0,63 0,61 0,28

Одежда 4,61 1,30 0,21

Текстиль, текстильные изделия 0,37 0,27 0,09

Обувь 0,94 0,86 0,35

Машиностроительная продукция 1,29 0,81 —

Импорт

Железняк и железорудный концентрат 0,04 0,25 0,07

Сырая нефть 0,23 11,34 6,66

Древесина 1,09 0,81 0,64

Целлюлозно-бумажные изделия 0,19 0,18 0,16

Удобрения 0,36 0,29 0,19

Примечание. Составлено на основе данных управления коммерции провинции Хэйлунцзян.

Строительство и развитие транспортной инфраструктуры.

В настоящее время Северо-Восточный регион ускоряет строительство инфраструктуры, такой как железные дороги и авиация в регионе, и всесторонне создает открытый канал для связи между Россией и Китаем.

На основе укрепления взаимосвязанности планируется и дальше наращивать объемы торгово-экономического сотрудничества с Россией. Провинция Хэйлунцзян сосредоточится на строительстве железнодорожного моста Тунцзян, автомобильного моста Хэйхэ, моста Донгнин и моста через р. Луогу. Провинция Ляонин участвует в строительстве международных транспортных магистралей Китай-Европа и, воспользовавшись возможностью строительства «экономического коридора Китай-Монголия-Россия», построила железнодорожную сеть, соединенную с Россией, Монголией и Европой, для формирования новой открытой модели мультимо-дальных перевозок и скоординированного развития. Провинция Цзилинь и Россия совместно построили международный транспортный коридор «Биньхай № 2» и ускорили прохождение таможенных процедур и транзитных перевозок в Россию. Город Хуньчунь активно продвигает проекты взаимосвязанности, такие как линия «Биньхай № 2». Были открыты интермодальный маршрут для железнодорожных и морских перевозок Хуньчунь-Порт Зарубино-Пусан, а также маршрут Хуньчунь-Зарубино-Ниигата и маршрут для транспортировки морепродуктов Хуньчунь-Зарубино-Сахалин.

Развитие трансграничной электронной коммерции. Трансграничная электронная торговля в Северо-Восточном Китае началась в 2014 г. Главное таможенное управление Китая официально одобрило пилотный проект трансграничных услуг электронной торговли в Харбине. В январе 2016 г. Далянь официально стал одной из комплексных пилотных зон трансграничной электронной торговли в Китае, которая открыла новую главу в модели торговли с Россией. В настоящее время в Даляне запущены поезда «Далянь-Харбин-Россия», «Далянь-Ворсино», «Далянь-Воротынск» и др. В июле 2018 г. Государственный совет КНР утвердил Шэньян, Чанчунь и Харбин в качестве трансграничных экспериментальных зон трансграничной электронной торговли. В последние несколько лет трансграничная электронная торговля на северо-востоке быстро развивалась. Хэй-лунцзян успешно открыл трансграничную авиацию электронной коммерции с Россией, сухопутную грузовую транспортную магистраль, грузовые поезда «Харбин-Европа» и «Харбин-Казахстан». В 2016 г. в провинции Хэйлунцзян было построено 19 трансграничных платформ электронной торговли, в том числе ряд местных трансграничных платформ электронной торговли, таких как 365 Mall и Russian Products. В 2014 г. Зона комплексного страхования Синлун открыла строительство трансграничного промышленного парка электронной коммерции в провинции Цзилинь. С 2015 г. в зоне комплексного страхования обосновались 14 известных компаний в области электронной коммерции и логистики в стране и за рубежом, в том числе «Алибаба», SF-Express и «Шэньтун». Кроме того,

в зоне комплексного страхования также активно организуются грузовые чартеры, такие как Чанчунь-Москва, Чанчунь-Эстония-Москва. 14 августа 2018 г. был официально введен в эксплуатацию «Центр по надзору за трансграничной электронной торговлей в Хуньчуне» с общим объемом инвестиций около 55 млн юаней, что ознаменовало официальный запуск трансграничной электронной торговли с Россией.

Перспективы торгово-экономического сотрудничества между тремя Северо-Восточными провинциями Китая и Россией

Ввиду важности, придаваемой лидерами Китая и России сотрудничеству между Северо-Восточным регионом и российским Дальним Востоком и Байкальским регионом, позиционирование и планирование торговли трех провинций с Россией становятся все более научно обоснованными и рациональными, инфраструктурное строительство постоянно развивается, а уровень сотрудничества между предприятиями двух сторон все более диверсифицируется. Потенциал развития трансграничной электронной торговли огромен, а перспективы будущего экономического и торгового сотрудничества с Россией очень широки.

Возможности для сотрудничества с учетом современной внутриполитической и международной ситуации. Прежде всего, санкции и антисанкции между Россией и Европой предоставляют Северо-Восточным предприятиям возможности для дальнейшего расширения российского рынка. В 2014 г., после ухудшения отношений между Россией и ЕС, европейские товары постепенно уходили с российского рынка. Во-первых, в нынешней международной ситуации можно предполагать, что борьба между Россией и Европой и США не закончится в краткосрочной перспективе. В этом контексте, в дополнение к тому, чтобы быть настолько самодостаточным, насколько это возможно, Россия также ищет новые пути, такие как смещение направления политики и экспорта природных ресурсов преимущественно на Восток, далеко от Европы. Таким образом, китайские предприятии могут воспользоваться возможностью, чтобы заполнить рынки западных стран при выходе из России. Во-вторых, Россия в настоящее время активно укрепляет инфраструктурное строительство. Большое количество строительных машин китайского производства и других механических и электрических изделий, импортированных за последние несколько лет, нуждаются в функциональной модернизации в связи с старением деталей и компонентов, их необходимо обновлять и обслуживать, и существует большой спрос на механическое оборудование и аксессуары, металлические изделия и строительные материалы. Это дает возможности Северо-Восточными предприятиям Китая удовлетворить запросы на такие товары. Кроме того, с улучшением уровня жизни людей в трех

провинциях на Северо-Востоке Китая, особенно Хэйлунцзяне, увеличился спрос на российские продукты питания, такие как мороженое, мед, шоколад и трепанг. Импорт продовольствия из России стал новой точкой роста внешней торговли.

Местные органы власти часто обмениваются информацией, а инициатива и креативность сотрудничества возрастают. Практика доказала, что для того, чтобы вывести торгово-экономическое сотрудничество между Северо-Востоком КНР и Россией на новый уровень, мы должны продолжать углублять дружественные обмены между местными органами власти и российским Дальним Востоком. Три Северо-Восточных провинции должны усилить регулярные встречи с правительствами различных регионов России, усилить научное управление торговлей с Россией и строго контролировать качество экспортной продукции, местные органы власти приграничных городов и округов также должны усилить управление и исправить деловой порядок. Необходимо проведение динамической оценки инвестиционной среды на Дальнем Востоке России, усиление роли местных научно-исследовательских учреждений и активизация исследования российской политики, правил, рынков и полезной информации. Три провинции могут совместно привлекать экспертов для создания базы данных о России и регулярно составлять прогнозные отчеты для обслуживания бизнес-операторов.

Усилить строительство транспортных магистралей к России. Три Северо-Восточные провинции должны воспользоваться возможностью для углубления сотрудничества с Россией в области инфраструктурной взаимосвязанности. В то же время, принимая важные меры концепции «Один пояс, один путь» как возможность, мы планируем построить восточный сухопутный и морской экономический пояс Шелкового пути, гибко использовать национальную политику преференций и содействовать развитию открытости для достижения нового скачка, что делает его новыми точками роста регионального экономического развития. Повысить уровень взаимосвязанности трансграничной инфраструктуры, сосредоточиться на усилении строительства инфраструктуры приграничных населенных пунктов и планировать строительство логистического информационного узла в Северо-Восточной Азии. Расширять многоточечную связь с российским международным транспортным коридором «Бин-хай № 1» и разблокировать сухопутную и морскую транспортную магистраль «Харбин-Суйфэньхэ-Владивосток-Пусан».

С высоты региональной экономической интеграции углубленно изучать и комплексно планировать торгово-экономическое сотрудничество с Россией на Северо-Востоке. Во многих регионах мира были

созданы интегрированные организации: Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). В этом отношении СевероВосточная Азия по-прежнему остается «пустым» регионом. СевероВосточный регион Китая вместе с Японией, Республикой Корея, Северной Кореей и российским Дальним Востоком образуют экономический круг Северо-Восточной Азии. В последние годы у этих стран появляются новые возможности, поскольку Россия ускоряет развитие Дальнего Востока. С высоты региональной экономической интеграции Китай и Россия должны тщательно исследовать всестороннее торгово-экономическое сотрудничество между Северо-Восточным регионом и российским Дальним Востоком, активно содействовать изучению вопроса о создании зоны свободной торговли с Дальним Востоком, организовать китайских и российских ученых для полной демонстрации и получения теоретического консенсуса. Будущая тенденция развития: «Китайско-российская зона свободной торговли» —>- «Зона свободной торговли Китая-России-Северной Кореи-Республики Корея-Японии» —>■ «Зона свободной торговли Северо-Восточной Азии».

© Чжан Мэй, 2019 © Zhang Mei, 2019

Для цитирования:

Чжан Мэй. Состояние и перспективы торгово-экономического сотрудничества Северо-Восточных регионов Китая с Россией // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 4(89). С. 59-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.