СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
УДК 339.9(518+520)
БСИ 10.17238/В8Ш 815-0683.2019.1.73
Г. Н. РОМАНОВА*
Северо-Восточный Китай: торгово-экономические и научно-технические связи с Японией в 80-е гг. XX в.
РОМАНОВА
Галина Николаевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела китайских исследований Центра Азиатско-Тихоокеанских исследований. galnikrom@yandex.ru.
Romanova G. N. - Candidate of Historical Sciences, Senior Research Associate at the Department for Chinese studies of the Center for Asian and Pacific Studies.
Рассматривается политика «открытости», проводимая Северо-Восточным Китаем в 1980-е гг. во взаимоотношениях с Японией. Показываются лидирующие позиции Японии во внешней торговле и по объемам иностранных инвестиций; отмечается расширение научно-технических связей Северо-Востока Китая с Японией, что в целом объективно способствовало модернизации региона.
Ключевые слова: Северо-Восточный Китай, Япония, капиталистические страны, политика «открытости», торговля, инвестиции, научно-технические связи, экономика, модернизация.
G.N. ROMANOVA
Northeast China: Trade, Economic,
Scientific and Technical Relationships
with Japan in the 80-s of the 20th Century
The article deals with Northeast China's policy of "openness" towards the relationships with Japan in the 80-s. The author describes leading positions of Japan in foreign trade and foreign investments as well as highlights the expansion of scientific and technical cooperation between Northeast China and Japan, which, on the whole, objectively contributed to modernization of the region.
Keywords: Northeast China, Japan, capitalist countries, policy of "openness", trade, investments, scientific and technical communications, economy, modernization.
С принятием в 1978 г. программы ускоренной модернизации экономики Китая руководство страны выдвинуло политику «открытости». Суть ее состояла в отказе
* Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. 690001, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 89.
Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences. 89, Pushkinskaya street, Vladivostok, 690001.
от самоизоляции КНР на международном рынке, переходе к активному расширению и углублению международного экономического обмена с целью использования новейшей зарубежной техники в качестве дополнительного рычага осуществления модернизации народного хозяйства, наращивания экономического потенциала [18, с. 10; 33, с. 41; 32, р. 813]. Существенной особенностью политики «открытости» явилась ее ориентация на сотрудничество прежде всего с промышленно развитыми капиталистическими странами. Модернизация и корректировка системы регулирования внешней торговли развертывались параллельно процессу внутренних экономических реформ, эволюции всей системы хозяйствования.
Провозглашенная еще на XII съезде КПК «открытая» политика в 1982 г. была законодательно закреплена в Конституции КНР. Наиболее радикальные принципы реформы внешнеэкономической системы предусматривали перестройку механизма управления, увеличение экспортной базы внешних рынков, широкое привлечение иностранного кредитного и инвестиционного капитала, различные формы производственной кооперации, научно-технического сотрудничества, развитие кредитного, финансового сотрудничества с зарубежными странами, расширение международной деятельности китайских банков и предоставление права иностранным банкам осуществлять свои операции в Китае. В 1980 г. Китай вступил в Международный банк реконструкции и развития (МБРР) [29, с. 154-155].
С 1979 г. западные деловые круги стали проявлять интерес к освоению китайского рынка. Они стремились получить доступ к сырью (цветным и драгоценным металлам, углю, нефти, около 70 % которых находились на Северо-Востоке), использованию дешевой рабочей силы, возможность создавать совместные производства и налаживать выпуск продукции на экспорт.
Главными торговыми партнерами КНР были развитые капиталистические страны, удельный вес которых в объеме внешней торговли страны в 1980-1984 гг. составлял 60 % [8, с. 117; 10, с. 151]. Отличительной чертой торговли с ними стал существенный рост китайского экспорта. Среди капиталистических стран, сотрудничавших с Китаем, первое место по объемам торговли и иностранным инвестициям занимала Япония. Более половины экспорта в эту страну приходилось на минеральное сырье и топливо, в том числе 45,1 % в 1980 г. - на нефть. Объем торговли КНР с Японией увеличился с 9,4 млрд в 1980 г. до 12,4 млрд долл. США в 1984 г. [31, 1985, № 1, р. 6; 32, 1982, № 7, р. 6-7]. Основными статьями китайского экспорта являлись продукция легкой промышленности (текстильной), и энергоносителей, хотя сокращался вывоз нефти, предлагались нефтепродукты; возрастал экспорт соевых бобов из Северо-Восточных районов. Увеличивался импорт японских машин и комплектного оборудования
для реконструкции и модернизации предприятий, развития энергетического комплекса страны [27, с. 29].
В 1982 г. в Шэньяне состоялась вторая торгово-промышленная выставка. Ее посетили более 700 бизнесменов из Гонконга и Макао; размер экспортных сделок составил 700 млн долл. США. Свыше 5 тыс. иностранных бизнесменов побывали в провинции в 1982 г. Для расширения экономических связей Ляонин направил в другие страны 50 торговых миссий. В марте 1983 г. провинция устроила выставку экспортных товаров в Гонконге. Ляонинские экспортно-импортные корпорации установили торговые связи с 10 тыс. зарубежных фирм. Представители иностранных торговых фирм, включая японские и американские, постоянно проживали в Даляне. Для улучшения условий торговли в Даляне, Инкоу и Даньдуне были учреждены 3 крупные базы экспортных товаров [31, 1983, № 6, р. 15].
В 1984 г. через порты Ляонина было вывезено товаров (в Японию, США и Гонконг) на 5 040 млн долл. США. Это вывело провинцию на первое место в стране по экспорту товаров. С 1979 г. по июнь 1983 г. с привлечением иностранных инвестиций было осуществлено строительство многих объектов и проведена техническая реконструкция 420 промышленных предприятий.
Большую роль в осуществлении экономических связей провинции Ляонин и всего Северо-Востока с внешним миром играл порт Далянь, который превратился во второй после Шанхая крупнейший порт Китая для иностранной торговли. Грузооборот трех портов - Шанхая, Даляня и Цинхуандао - составил 143 млн т, или около 50 % всех внешних и внутренних коммерческих грузов, перевезенных в 1981 г. морским транспортом страны. Из них на Далянь приходилось 10,7 %, грузооборот его равнялся 33 млн т (Шанхая - 83 млн т). Далянь являлся основным портом Китая по экспорту нефти - 60 % экспорта провинции Ляонин. Он располагал самым современным в Китае нефтеналивным причалом, соединенным нефтепроводом с Дацинскими нефтепромыслами. Причал находился в 60 км от города и был способен принимать супертанкеры. Возможности порта по транспортировке нефти оценивались в 15 млн т в год. В 1982 г. было открыто 4 новых маршрута для иностранных контейнерных судов, соединивших Далянь с портами ФРГ, Норвегии, Англии, США. Далянь-ский порт поддерживал торговые связи со 140 странами мира. В год принимал около 2 тыс. иностранных грузовых и туристских теплоходов [22, с. 139-141; 30, 1983, № 1, р. 14, 31].
Власти провинции Хэйлунцзян вели экономическую деятельность с капиталистическими странами (Японией, США, Канадой, Францией, Данией, Швецией), а также в 1979-1982 гг. установили связи с рядом стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. С 1979 г. по первое полугодие 1984 г. она имела торговые связи с 1 700 фирмами и бизнесменами
104 стран и районов мира. Законтрактовала строительство объектов в 9 странах и районах в Азии и Африке. Более 1 000 инженеров и техников работало за границей [6, 1985, 3 авг., с. 8; 22, с. 143].
В конце 1980-х гг. торговля с Японией составляла 20 %, США - 13 % внешнеторгового оборота Китая в 100 млрд долл. США, в то время как с СССР в 1988 г. лишь 3 % [5, с. 9; 21, с. 5]. В провинции Хэйлунцзян создавался «пограничный пояс открытости», куда входили города Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ, Хуньчунь. На их базе формировались зоны по приграничному экономическому сотрудничеству, по статусу близкие к СЭЗ на юге страны. Была поставлена задача превратить эти города в форпосты для выхода на российский рынок и одновременно — в базы производства, ориентированного на экспорт продукции промышленности и сельского хозяйства, в торгово-финансовые и туристские центры, создаваемые и развивающиеся на основе привлечения иностранных инвестиций (прежде всего из Японии и Республики Корея) [23, с. 107-108].
Расширялись экономические отношения с промышленно развитыми странами. Торговый оборот Китая с Японией в 1986 г. составлял - 17,2 млрд, в 1989 г. - 18 млрд долл. США. На нее приходилось более 50 % товарооборота КНР с этими странами (около 1/3 объема внешней торговли Китая) и примерно такая же доля экспорта и импорта [11, с. 141; 12, с. 142]. В 1985 г. экспорт с Северо-Востока сырой нефти и угля (энергетического и коксующегося каменного) составил половину экспорта из Китая в Японию. В 1985 г. импортом из Японии в Китай являлись главным образом машины и оборудование, продукция черной металлургии, бытовые электротовары [22, с. 135-136; 38, с. У-40].
В отличие от торговой практики 1970-х гг., когда китайский рынок в основном нуждался в импорте из Японии готовой промышленной продукции, необходимой для расширения объемов внутреннего производства, в 1980-е гг. положение на китайском рынке изменилось. Резко возросла потребность в высококачественном оборудовании для предприятий экспортных отраслей. Японские экспортеры значительно увеличили поставки в Китай машин и оборудования для оснащения ими китайских предприятий.
Заметно возросли поставки оборудования для энергетического хозяйства КНР, где японские экспортеры столкнулись с растущей конкуренцией со стороны американских и западноевропейских фирм. Китай особенно был заинтересован в импорте нефтедобывающего оборудования, обеспечивающего ему увеличение объемов нефти на экспорт. Японские экспортеры на первом этапе стремились наладить широкую производственную кооперацию с фирмами США и стран Западной Европы с целью освоения
их технологии. Заметно возрос экспорт в КНР оборудования, технологии и ноу-хау для многочисленных предприятий легкой (хлопчатобумажной) промышленности. К середине 1980-х гг. в структуре японо-китайской торговли машины и оборудование составляли 30-35 % стоимости экспорта в КНР, прокат черных и цветных металлов 35-40, химические продукты -10, продукция легкой промышленности 5-10 % [13, с. 119-120]. В 1985 г. Китай поднялся на второе место после США среди торговых партнеров Японии, рост товарооборота носил односторонний характер за счет японского экспорта [25, с. 25].
Провинция Ляонин осуществляла наиболее значительные внешнеэкономические контакты Северо-Восточного Китая. В шестой пятилетке (1981-1985 гг.) она имела экономические и научно-технические связи с более чем 130 государствами и районами мира; были подписаны 424 соглашения на использование инвестиций в сумме 390 млн долл. США, а также 1 897 соглашений о ввозе техники и оборудования на сумму 980 млн долл. США. Сумма экспорта провинции Ляонин в Японию за 1981-1985 гг. достигла 12,5 млрд, в США - 2,7 млрд, в Гонконг и Макао - 1,53 млрд долл. США.
В 1985 г. провинция импортировала 91 производственную линию. Договоры о лицензионной торговле и другие сделки предусматривали техническое сотрудничество и предоставление консультационных услуг в области текстильной, машиностроительной, электроэнергетической, химической, металлургической, легкой промышленности, производства строительных материалов, в сельском хозяйстве, сфере обслуживания. В 1985 г. планировалось начать реконструкцию более 60 крупных и средних машиностроительных предприятий в Шэньяне, Даляне, Цзиньчжоу, Инкоу, Бэньси и других городах. Среди ввозимой из-за границы техники - математическое обеспечение для ЭВМ и оборудование для изготовления грузовиков большой грузоподъемности, бульдозеров и подъемного оборудования. Намечалось ввезти 300 технических объектов для реконструкции 100 ведущих машиностроительных предприятий.
В июле 1986 г. Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества Китая на о-ве Бангуй (г. Далянь) были проведены переговоры с зарубежными фирмами по экспорту товаров провинции Ляонин. В список товаров включалось более 600 видов продукции (зерновые, растительное масло, продукция животноводства, легкой и текстильной промышленности, химикаты, металлы, минеральные руды, машины и оборудование, изделия декоративно-прикладного искусства). На торговую встречу были приглашены бизнесмены из Японии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, а также западноевропейских стран [33, с. 115-117; 38, с. У11-28; 22, с. 138-140].
К середине 1980-х гг. поменялась структура товаров, экспортируемых через порт Далянь: вывоз продукции легкой и тяжелой промышленности возрос, а сельскохозяйственной - уменьшился. В 1985 г. продукция сельскохозяйственных подсобных промыслов составляла 9,9, текстильной и легкой промышленности - 6,2, тяжелой - 83,9 %. Основными статьями экспорта являлись зерновые, различные руды, машины и оборудование, химические удобрения, морская соль [22, с. 140-141].
Важным направлением развития внешнеэкономических связей КНР являлось широкое привлечение иностранных инвестиций. Оно преследовало ряд целей: использование новейших достижений научно-технического прогресса и передового опыта управления; мобилизация дополнительных ресурсов для структурной перестройки экономики; повышение квалификации национальных кадров; наращивание валютных поступлений. Привлекательность для иностранных инвесторов деятельности в КНР вызывалась дешевизной рабочей силы, богатыми природными ресурсами, обширным китайским рынком, льготными условиями налогообложения, невысокой ставкой платы за земельные и производственные площади. В 1979 г. в КНР был принят Закон о совместных предприятиях (СП), действовавших на основе китайского и иностранного капитала, которым предоставлялись льготы для иностранных вкладчиков. Система налогообложения была призвана поощрять прежде всего инвестиции в обрабатывающую промышленность, стимулировать экспорт с целью получения конвертируемой валюты [14, с. 44; 17, с. 71; 29, с. 156].
Инвестиции Японии в китайскую экономику стали возможны с 1979 г., когда руководство КНР фактически начало проводить политику «открытых дверей». После нормализации в 1972 г. японо-китайских отношений, заключения в 1978 г. договора о мире и дружбе, успешного развития торговых связей, КНР рассчитывала на встречное движение со стороны «экономической сверхдержавы». В целях поддержания стабильности в АТР Япония, помимо торговли, инвестировала в Китай капиталы, стараясь обеспечить гарантированный импорт из КНР природных ресурсов для обрабатывающей промышленности и энергетики страны. Инвестиции также рассматривались в качестве одного из эффективных средств стимулирования экспорта в Китай.
Существенным фактором вывоза японского капитала в КНР была относительно низкая стоимость рабочей силы. Китай привлекал Японию в связи со снижением прибыльности внутренних капиталовложений, а также необходимостью корректировать структуру внешнеэкономических связей в ответ на усиливающиеся в ряде стран ограничения для японского экспорта [28, с. 75-76]. В 1983 г. на Японию приходилось 41 % иностранных
инвестиций в Китае, США - 30, ФРГ - 9,5, Италию - 6,5, Бельгию - 5,5, Великобританию - 2,5 % [38, с. У-200].
В 1978-1979 гг. Китай заключил серию долгосрочных соглашений об экономическом сотрудничестве, торговых соглашений со многими капиталистическими странами (Японией, Францией, Великобританией, Италией, США, ФРГ), а также Европейским экономическим сообществом в целом. В конце 1979 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приняла решение о закреплении за Китаем статуса развивающейся страны и включении его в список государств, пользующихся льготным кредитным содействием в рамках так называемой официальной помощи развитию. В 1980 г. Китай вступил в крупнейшие финансовые учреждения капиталистического мира - Международный валютный фонд и Всемирный банк. Это существенно укрепило связи КНР с международным рынком ссудных капиталов, открыло многочисленные каналы поступления иностранных кредитов в экономику. На местах началось образование региональных инвестиционно-посреднических компаний. К 1982 г. насчитывалось 15 таких организаций в провинциях Шэньси, Ляонин, Цзянсу, Чжэцзян, Аньхой, Цзянси, Фуцзянь, Хэнань, Хубэй, Хунань, Гуандун, Сычуань, а также в городах Пекин, Шанхай и Тяньцзинь [14, с. 33-34].
К концу 1980 г. Китаю были предоставлены кредиты на общую сумму 52,5 млрд долл. США. Первенствовала Япония (около 50 % всех кредитов частных банков), за нею следовали Франция, Италия, Канада, США [3, с. 11]. В декабре 1981 г. была достигнута договоренность о предоставлении Китаю японского займа на 300 млрд иен прежде всего на строительство Баошаньского металлургического и Дацинского нефтехимического комбинатов [9, с. 113]. Китай являлся значительным реципиентом инвестиций Японии, которая с конца 1970-х гг. принимала участие в осуществлении крупных проектов на Северо-Востоке. На нее приходилось около 60 % суммы кредитов этого вида. В 1982-1984 гг. инвестиции составляли от 12 до 20 % объема внешней «помощи», оказанной японским Фондом международного экономического сотрудничества [14, с. 76-77].
Япония стремилась предоставить Китаю кредиты и займы, которые обеспечивали бы Токио наибольший контроль за их использованием. Начиная с 1980-х гг. она стремилась сокращать удельный вес кредитов по линии государственных банков и, соответственно, увеличивать - по линии частных. Японское правительство старалось значительно повысить среднюю процентную ставку за кредиты; рыночная ставка частных кредитов могла достигать 18 %, по линии государственных банков - 3-8 % годовых. Это делало положение страны-должника зависимым от кредитора [13, с. 82-84].
В 1981 г. Ляонин заключил 26 контрактов с фирмами Японии, ФРГ, США и Гонконга на поставку готовой одежды, комплектного оборудования для химической промышленности, а также поставку в качестве компенсации мороженой рыбы, одежды, талька и цветов из пластмассы. В 1981 г. приняла 4 200 бизнесменов из 40 стран и районов мира, направила свыше 150 работников в 30 стран и районов мира для ведения деловых переговоров [22, с. 138].
В марте 1984 г. на совещании, созванном по инициативе Секретариата ЦК КПК и Госсовета КНР, было принято решение дополнительно к четырем специальным экономическим зонам (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь), созданным в 1979 г., открыть еще 14 приморских городов -Далянь, Тяньцзинь, Шанхай, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Нинбо, Фучжоу, Гуанчжоу, Бэйхай и др., с целью дальнейшего вовлечения иностранного капитала и технологии в экономику Северо-Востока, активизации его внешней торговли. В портовых городах выделялись участки, где концентрировались смешанные кампании, совместные предприятия. Зарубежным инвеститорам предоставлялись льготные экономические права [17, с. 71; 29, с. 156]. В октябре 1984 г. были начаты работы по строительству первой зоны экономического развития в Даляне. Площадь зоны, которую предполагалось разместить в 33 км от центра города, - 20 км2. Планировалось построить там 200 предприятий с участием иностранного капитала [19, с. 105].
Для развития внешней торговли в Даляне форсировалось строительство ряда объектов. Годовой грузооборот порта должен был увеличиться с 34 млн т в 1984 г. до 50 млн т в 1990 г. и 100 млн т в 2000 г. На его расширение государство ассигновало 410 млн юаней, кроме того, 150 млн юаней -на строительство двух центров телевизионной связи. Японские компании выразили согласие сотрудничать в строительстве нового порта. Для этого был создан Совет по изучению развития Даляньского порта. В нем были представлены 40 японских компаний - банковские, торговые, металлургические и др. Совет образовал совместно с китайской стороной смешанную фирму, которая должна была заняться строительством порта, стоимость его оценивалась около 1 трлн иен. Предполагалось, что порт сможет принимать суда водоизмещением до 50 тыс. т.
Для активизации внешнеэкономических связей с 1984 г. начались работы по расширению международного аэропорта в Даляне (он имел авиасообщение лишь с Пекином, Шанхаем, Шэньяном). Аэропорт предназначался для крупных и средних самолетов. На китайско-гонконгский капитал строился международный отель, который в течение 18 лет должен был оставаться смешанным предприятием. Являясь крупнейшим в Китае экспортером одежды, Далянь с целью увеличения ее производства
в 1980-1983 гг. закупил в Японии, США и ФРГ оборудование для предприятий стоимостью 3 млн долл. США.
В сентябре 1983 г. в Даляне состоялся международный симпозиум, посвященный привлечению иностранного капитала в экономику страны. В нем приняли участие около 170 представителей Японии, ФРГ, Италии, Венгрии, Бразилии, Австралии, США, Канады, Филиппин, Пакистана и Гонконга. Вниманию участников было предложено 120 объектов приложения капитала, в том числе 80 - в Даляне. Среди них более 70 предприятий машиностроительной, электронной, химической, металлургической, текстильной, легкой промышленности, а также предприятия по производству средств связи и продуктов моря. Симпозиум имел большое значение для осуществления к 1990 г. модернизации многих крупных промышленных предприятий. В 1984 г. для внешней торговли был также открыт порт Инкоу в провинции Ляонин [20, с. 114-115; 22, с. 142-143].
Государственные кредиты были предоставлены КНР Японией (на финансирование совместной добычи нефти в Бохайском заливе), Италией (на создание совместного сельскохозяйственного предприятия в провинции Цзилинь). Многие виды новой продукции, выпущенной в КНР, прежде закупались за границей. В их числе производимые компанией «Мицубиси хеви индастриз Лтд.» в сотрудничестве с Даляньским автомобильным заводом самосвалы грузоподъемностью до 40 т; автоматические сварочные аппараты, выпускаемые при техническом содействии японской «Мацусита индастриз эквипмент Компани»; персональные ЭВМ, изготавливаемые смешанной компанией с участием американской «Сперри Корп.» [14, с. 92, 104, 182].
Важнейшим СП г. Харбина с Японией являлась Харбинская пивная компания, организованная совместно с Гонконгом. Основными инвесторами являлись США, Сингапур, Япония, Гонконг и другие государства [4, с. 83]. На состоявшемся в конце 1985 г. в провинции Хэйлунцзян совещании по международному технико-экономическому сотрудничеству присутствовали более 800 бизнесменов из 20 государств (США, Японии, Сингапура, Франции, Гонконга, Макао и др.). Были подписаны 10 соглашений об экономическом сотрудничестве и компенсационной торговле, привлечении иностранного капитала на сумму 17,1 млн долл. США. Ко второй половине 1980-х гг. стали развиваться экономические связи с внешним миром провинции Цзилинь. По данным на 1985 г. она установила научные и торговые связи с 32 государствами и районами мира, подписала 27 контрактов о сотрудничестве, а также привлечении 24 млн долл. США инвестиций [38, с. У11-40].
Рост курса иены по отношению к доллару США вел к падению конкурентоспособности японских товаров на мировом рынке. Япония была
вынуждена идти на расширение экспорта капитала (ссудного и предпринимательского) в Китай. Иеновые кредиты предоставлялись КНР японским правительством на льготных условиях (1,25-4,25 % годовых с периодом погашения 20-30 лет). Они использовались на строительство объектов промышленной и социальной инфраструктуры, развитие систем транспорта и связи. В 1988 г. японские компании принимали участие в осуществлении около 400 проектов на территории КНР. Средства шли на развитие энергетического комплекса (освоение месторождений нефти, угля и газа), строительство предприятий по производству удобрений, ирригационных сооружений. В 1987 г. на Китай в общем объеме зарубежных прямых инвестиций Японии приходилось всего лишь около 2 %. Большая часть китайско-японских СП была в текстильном производстве, фармацевтике, бизнесе, сфере торговли. В 1985 г. они составляли 6,6 % всех СП, имевшихся в тот период в КНР [26, с. 76-78]. В целом в подъеме экономики Китая финансовые вложения Японии сыграли большую роль. Благодаря выработанной двумя странами концепции «отделения политики от экономики» имевшиеся между ними противоречия почти всегда удавалось погасить, не нанося ущерба экономическому сотрудничеству.
Программа «четырех модернизаций», выдвинутая в Китае в начале 1978 г., и проект плана развития науки и техники на 8-летний период (1978-1985 гг.) вплоть до конца XX в. намечали достичь, а по некоторым показателям превзойти мировой уровень. Важное место в этих документах отводилось расширению участия в международном научно-техническом сотрудничестве с преимущественной ориентацией на промышленно развитые капиталистические страны. Китай выступал в роли реципиента новейшей техники и технологии, которые предоставлялись ему в виде технической помощи, продажи лицензий, организации подготовки квалифицированных специалистов.
Участники 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), состоявшейся в июне 1979 г., к разряду приоритетных отраслей отнесли сельское хозяйство, легкую, текстильную и горнодобывающую промышленность, энергетику и транспорт, к числу остро стоящих перед страной проблем - повышение качества подготовки научных работников, усиление роли фундаментальных и теоретических исследований, расширение участия в международном научно-техническом обмене [28, с. 191-192]. Вопросы обмена обсуждались на многих партийных и государственных форумах, конференциях. Подчеркивалась необходимость использования различных каналов международного сотрудничества, чтобы содействовать росту научно-технического потенциала страны с целью модернизации экономики.
В 1980-е гг. началось интенсивное развитие научно-технического сотрудничества КНР с зарубежными странами, возрос круг учреждений, которым был разрешен выход на мировую арену. Помимо официальных отношений, в рамках межправительственных соглашений китайские представители осуществляли прямые контакты по линии Академии наук КНР, отдельных ведомств, исследовательских институтов и вузов: обмен делегациями и информацией, командировки ученых и специалистов для чтения лекций, прохождение практики научными сотрудниками и студентами, проведение совместных исследований, участие китайских ученых в международных конференциях, организация в КНР выставок научной и технической аппаратуры [2, с. 254; 22, с. 188-189].
Руководство КНР привлекали выгоды связей с внешним миром, однако возникало и беспокойство, что расширение контактов приведет к усилению иностранного влияния в стране. Китай установил со 106 странами сотрудничество в области науки и техники, с 54 странами были подписаны межправительственные соглашения. Около 70 % техники Китай закупал в капиталистических странах - Японии, США, Великобритании, ФРГ, Франции [22, с. 189].
Большое развитие получили научно-технические связи СевероВосточного Китая с Японией. В 1979 г. Япония и Китай заключили межправительственное соглашение о развитии сотрудничества. Японское правительство официально получало возможность контролировать масштабы и основные направления технической «помощи» Китаю, эффективнее использовать ее в своих стратегических целях. В мае-июне 1980 г. была достигнута договоренность о создании японо-китайского комитета по научно-техническому сотрудничеству [8, с. 212; 13, с. 95].
Япония рассматривала научно-технические связи в качестве дополнительного средства для освоения китайского рынка. Китай в процессе реформирования экономики испытывал огромную потребность в японских технологиях и научно-технических знаниях. Предпосылки сотрудничества стали создаваться проводимым в КНР с 1979 г. курсом реформ и «открытой» политики. В 1978 г. III пленумом ЦК КПК 11-го созыва был разработан подход к проблеме использования иностранного технического опыта [24, с. 78].
Осуществляя широкую программу технической помощи Китаю, Япония стремилась не столько к увеличению прибыли, сколько к реализации своих планов расширения экономического, политического и идеологического проникновения в страну. В экономическом плане политика была направлена на создание благоприятного климата для японского капитала на внутреннем рынке КНР. Для Японии также было важно увеличить масштабы технического содействия Китаю в отраслях добывающей
промышленности (энергоносители и дефицитные виды промышленного сырья). Основное внимание уделялось развитию связей в области угле-и нефтедобычи, поиска редкоземельных ископаемых.
В политическом плане, предоставляя Китаю новейшую технологию, Япония стремилась привнести в китайскую экономику максимум элементов капиталистической организации производства, усилить его научно-техническую подчиненность странам Запада. Важным аспектом также являлись попытки Токио противопоставить японскую техническую «помощь» той, которую в 1950-е гг. оказывали КНР в больших масштабах СССР и другие социалистические страны. При этом преувеличивалось значение первой и принижалась роль второй [13, с. 85-86].
В 1981 г. начался технический обмен между провинцией Хэйлунцзян и Японией. Во время пребывания в Харбине японские специалисты знакомили рабочих городских предприятий с передовыми методами сварки, литья, ремонта механизмов. Активизировалась поставка японскими фирмами новых технологий и комплектного оборудования в разные отрасли промышленности (производство высококачественных компонентов для магнитофонов, телевизоров, стиральных машин и бытовой техники) [22, с. 188-189; 31, 1983, № 6, р. 19]. Японская фирма «Ниппон электрик» построила для китайской электронной промышленности линию по изготовлению переключателей телевизионных каналов производительностью до 500 тыс. изделий в год. Она была введена в строй в марте 1982 г. на заводе телевизионных компонентов в Дандуне (провинция Ляонин) [16, с. 170].
В феврале 1982 г. завод по производству стиральных машин в Инкоу заключил контракт на 3 года с отделом производства стиральных машин «Мачусита электрикиндастриэл компани» на сборку 1 050 комплектов двухкамерных стиральных машин типа КА-1800; планировалось довести производство машин до 200 тыс. штук ежегодно. В начале 1980-х гг. Инко-уский радиозавод подписал соглашение с японской фирмой «Саньо» на поставку запчастей для сборки кассетных стереомагнитофонов. В 1983 г. Даляньский радиозавод заключил соглашение с японскими фирмами на импорт технологии на сборку радиоаппаратуры с миниатюрным электродвигателем [31, 1983, № 6, р. 18; 1985, № 1, р. 22].
Японской компанией «Иокогава Хокусин», принимавшей участие в изготовлении контрольно-измерительных приборов, были открыты пункты технического обслуживания в Пекине, Сиане, Чунцине, Харбине и Шанхае. Фирма оказывала помощь в подготовке и повышении квалификации специалистов в Китае, в 1983 г. приняла на стажировку в Японию 60 выпускников учебных заведений КНР [7, 1984, № 9, с. 84-85]. В 1984 г. одним из главных контрактов по техническому сотрудничеству с Японией была продажа фирмой «Мицубиси» грузовиков Даляню и ноу-хау
на производство легковых такси стоимостью 118,1 млн долл. США. В 1984 г. государственная фирма «Джэпэн интернейшнл коопирейшн эйджэнси», используя в качестве консультантов частные компании, провела исследование по реконструкции трех китайских химических предприятий, в том числе завода, принадлежащего компании «Далянь кэмикэл индастри корпорейшн» [32, 1985, № 23, р. 11].
Основными направлениями сотрудничества являлись: модернизация производственно-технической базы топливной промышленности, особенно угледобычи, технологии обогащения угля, подземного его сжижения; проведение изыскательских работ по обнаружению и освоению месторождений нефти на континентальном шельфе; оказание помощи в организации исследований в области новых источников энергии. Япония считала невыгодным экспорт технологии производства наукоемкой продукции, соглашалась на поставки уже утратившей конкурентоспособные преимущества. Китай был заинтересован в новейшей технологии, необходимой для модернизации военной промышленности, исследований в космосе [13, с. 95].
Значительный импорт зарубежной технологии поступал в провинцию Ляонин. С 1979 по 1983 г. Далянь подписал более 330 контрактов на поставку иностранной технологии и оборудования стоимостью 106 млн долл. США. В Ляонинском институте научной и технической информации, созданном в 1958 г., к 1980 г. хранилось 6,5 млн документов, среди них 95 % патенты: 3,5 млн - японские, 1,3 млн - американские, 720 тыс. - английские. Институт получал 2 042 зарубежных журнала (622 - из США, 582 -Японии, 330 - Великобритании, 250 - СССР, 199 - ФРГ, 52 - Франции) [31, 1985, № 1, р. 17].
Оживленные научно-технические связи с зарубежными странами поддерживала и провинция Хэйлунцзян. С 1979 по 1983 г. она подписала соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве с Японией, Италией, Францией, Данией, Швецией и другими странами; за 4 года было ввезено свыше 40 видов техники и оборудования, заключено более 80 контрактов сотрудничества [37, с. 119].
Включение импортного оборудования в хозяйственную структуру Китая, в том числе и Северо-Востока, выявляло резкое отставание материально-технической базы страны от современных требований. Неразвитость инфраструктуры, низкий уровень управления, нехватка сырья и энергии, острый дефицит квалифицированных специалистов, отсутствие валютных резервов вызывали простои и нерациональное использование дорогостоящего оборудования, принося ощутимые экономические потери. Из-за слабой научной организации труда производительность построенных заводов могла составить не более 50 % возможного уровня [1, с. 52; 15, с. 44].
В 1985 г. японская фирма «Мицуи» подписала трехлетнее соглашение о торговом, промышленном и финансовом сотрудничестве с правительством провинции Хэйлунцзян. Оно предусматривало оказание технического содействия при строительстве нефтехимического комплекса в Дацине, сотрудничество в области производства продукции легкой промышленности для экспорта в страны Юго-Восточной Азии, а также осуществление ряда финансовых проектов [22, с. 190].
Активизировалась поставка японскими фирмами новых технологий и комплектного оборудования в разные отрасли промышленности (производство высококачественных компонентов для магнитофонов, телевизоров, стиральных машин и бытовой техники). В изготовлении контрольно-измерительных приборов принимала участие японская компания «Иокогава Хокусин», которая открыла пункты технического обслуживания в Харбине и других крупных городах.
Большую роль в развитии научно-технических связей Харбина играл городской научный комитет. По его инициативе известные китайские ученые и специалисты выезжали в Японию, США, Канаду, Гонконг, Россию, страны СНГ, Польшу, Данию, Италию, ФРГ, Австралию и другие для исследовательской работы, научной стажировки, выступлений с докладами на конференциях. В Харбин приезжали ученые и специалисты из Англии, США, Норвегии, ФРГ, Японии, Голландии, Румынии, Дании, России и стран СНГ, Польши, Чехии, Словакии, Швейцарии для проведения технических исследований и экспериментов, участия в совместном производстве и планировании, техническом руководстве и подготовке кадров. Основными направлениями обмена являлись следующие отрасли: энергетика, автомобильная, текстильная, обувная и пищевая промышленности. Наиболее активно связи с зарубежными странами поддерживали Харбинский энергетический научно-исследовательский институт, Харбинский научно-исследовательский институт аэродинамики. Осуществлялось сотрудничество в области сельского и лесного хозяйств, экологии с США, ФРГ, Японией, Канадой, Финляндией, Норвегией, Данией, Австралией, СССР, Польшей [4, с. 85; 34, с. 434; 35, с. 402; 36, с. 422].
Модернизация Даляньской судоверфи велась с технической помощью японской компании «Хитати Дзосен» с целью специализации на производстве танкеров и буровых платформ; планировалось оборудовать сухой док размером 350 * 90 м, что позволило бы строить суда водоизмещением 200 тыс. т. Японская фирма «Парома индастриз» продала китайской компании по импорту и экспорту машин и оборудования лицензию на производство паровых котлов. Стоимость лицензии - 1,5 млрд иен. Фирма в течение 5 лет принимала участие в реконструкции завода по производству паровых котлов в Шэньяне [22, с. 191].
Япония оказывала Китаю содействие по частной и государственной линиям. Частные фирмы и учреждения осуществляли следующие функции: предоставляли техническую документацию, используемую в процессе модернизации китайских предприятий; выполняли на территории КНР проектировочные работы, техническое руководство строительством, пуск и освоение производственных мощностей, промышленное консультирование; осуществляли передачу китайской стороне управленческого опыта, учебно-методическую подготовку специалистов. Это были предприятия электронной, обрабатывающей и химической промышленности. Частный бизнес также организовывал стажировки китайских инженеров, техников, квалифицированных рабочих на предприятиях японских компаний. Они осуществляли передачу китайской стороне технических знаний в форме лицензий, патентов в ноу-хау в процессе модернизации производства совместных предприятий, в ходе поставок комплектного оборудования.
По государственной линии японская техническая помощь концентрировалась на проведении проектных работ в сфере совершенствования экономической и социальной инфраструктуры, на развитии топливно-энергетической базы, сельскохозяйственных комплексов. Из бюджета финансировалась деятельность Агентства международного сотрудничества, организующего командирование японских специалистов в КНР для участия в технико-экономических изысканиях, в проведении промышленного консультирования в области строительства, транспорта и коммунального хозяйства. Осуществлялся прием на обучение китайских студентов, аспирантов, стажеров; финансировалась сеть курсов японского языка для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения Японии [24, с. 79-81; 13, с. 95].
Таким образом, в 1980-е гг. значительно возросли торгово-экономические и научно-технические связи Северо-Восточного Китая с Японией. Несмотря на определенные издержки, они объективно способствовали модернизации народного хозяйства этого важного в социально-экономическом отношении региона Китая.
Список литературы
1. Актуальные проблемы современного экономического положения КНР. М., 1984.
2. Антиповский А. А., Боревская Н. Е., Франчук Н. В. Политика в области науки и образования в КНР. 1949-1979. М.: Наука, 1980. 288 с.
3. Ганшин Г. А. Восточный Китай - «локомотив» экономического развития / ИДВ РАН. Информационные материалы... Сер.: «Проблемы экономического развития и сотрудничества в Северо-Восточной Азии». М., 1999. Вып. 11. 85 с.
4. Город Харбин. Справочник. Владивосток: Дальнаука, 1995. 98 с.
5. За рубежом. 1986. № 39.
6. Информационный бюллетень агентства Синьхуа (ИБАС).
7. Китай. 1984, № 4, 9; 1985, № 10; 1986, № 1.
8. Китайская Народная Республика в 1980 г. Политика, экономика, идеология. М.: Наука, 1984. 256 с.
9. Китайская Народная Республика в 1981 г. Политика, экономика, идеология. М.: Наука, 1985. 272 с.
10. Китайская Народная Республика в 1984 г. Политика, экономика, идеология. М.: Наука, 1987. 368 с.
11. Китайская Народная Республика в 1987 г. Политика, экономика, культура. М.: Наука, 1989. 360 с.
12. Китайская Народная Республика в 1989 г. Политика, экономика, культура. М.: Наука, 1991. 400 с.
13. Крупянко М. И. Япония - КНР. Механизм экономического сотрудничества. М.: Наука, 1986. 183 с.
14. Манежев С. А. Иностранный капитал в экономике КНР. М.: Наука, 1990.
276 с.
15. Манежев С. А., Новоселова Л. В. Роль внешних факторов в народнохозяйственном строительстве КНР // Проблемы Дальнего Востока. 1983. № 1. С. 38-50.
16. Напара Д. Г. Телевидение Китая // Проблемы Дальнего Востока. 1983. № 3. С. 167-172.
17. Новоселова Л. В. Инвестиционная политика и экономическая реформа в КНР. М.: Изд. фирма «Восточная литература» ИДВ РАН, 1996. 310 с.
18. Проблемы внешнеэкономических связей КНР в 80-е годы: научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1985.
19. Разов С. С. Внешнеэкономическая политика «открытых дверей» Китайской Народной Республики // Информ. бюл. ИДВ АН СССР. 1985. № 130.
20. Романова Г. Н. Переход Северо-Восточного Китая к политике «открытости» во внешнеэкономических связях // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 2. С. 106-118.
21. Романова Г. Н. Советско-китайские экономические отношения на современном этапе. Владивосток, 1990. 36 с.
22. Северо-Восточный Китай в 80-е годы XX в.: справочник. Владивосток: ДВО АН СССР, 1989. 320 с.
23. Северо-Восточный Китай на рубеже XX-XXI вв.: научное справочное издание. Владивосток: Дальнаука, 2005.
24. Семин А. Научно-технические связи Японии с Китаем: содержание и характерные черты //Проблемы Дальнего Востока. 1994. № 2. С. 78-84.
25. Семин А. Японо-китайские отношения: этапы развития, состояние, перспективы // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 2. С. 22-28.
26. Семин А. Японский капитал в экономике Китая // Проблемы Дальнего Востока. 1994. № 1. С. 75-79.
27. Состояние и перспективы внешнеэкономических связей КНР в 80-е годы: оценка американских специалистов. М., 1984.
28. Филатов Л. В. Наука как производительная сила в условиях Китая // ИБ ИДВ АН СССР. М., 1984. Ч. 2. C. 187-194.
29. Экономика КНР в 80-е годы: стратегия, проблемы и тенденции развития / ИДВ АН СССР. М.: Наука, 1991. 256 с.
30. China business review. 1983, vol. 10, № 1.
31. Chinas foreign trade. 1983, № 4, 6; 1985, № 1.
32. China trade report. 1982, vol. 20, № 7; 1985, № 23, p. 10-11.
33. Лю у шици Ляонин цзинцзи хэ шэхуй фачжань гайкуан (Очерк экономического и социального развития провинции Ляонин в шестой пятилетке). Шэньян, 1986.
34. Хаэрбин няньцзянь. 1987. (Ежегодник Харбина. 1987 г.). Харбин: Хэйлун-цзян жэньминь чубаньшэ, 1987.
35. Хаэрбин няньцзянь. 1988. (Ежегодник Харбина. 1988 г.). Харбин: Хэйлун-цзян жэньминь чубаньшэ, 1988.
36. Хаэрбин няньцзянь. 1989. (Ежегодник Харбина. 1989 г.). Харбин: Хэйлун-цзян жэньминь чубаньшэ, 1989.
37. Чжунго фэньшэн гайкуан шоуцэ. (Справочник по провинциям Китая). Пекин, 1984.
38. Чжунго цзинцзи няньцзянь. 1986. (Экономический ежегодник Китая. 1986). Пекин: Цзинцзи гуаньли чубаньшэ, 1986.
© Романова Г. Н., 2019 © Romanova G. N., 2019
Для цитирования:
Романова Г. Н. Северо-Восточный Китай: торгово-экономические и научно-технические связи с Японией в 80-е гг. XX в. // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 1(86). С. 73-89.