Научная статья на тему 'Переход Северо-Восточного Китая к политике «Открытости» во внешнеэкономических связях'

Переход Северо-Восточного Китая к политике «Открытости» во внешнеэкономических связях Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
410
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЕ СВЯЗИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Романова Галина Николаевна

В статье рассматриваются пути перехода Китая от политики «опоры на собственные силы» к политике «открытости». Показаны особенности «политики расширенных внешних связей»: ориентация на сотрудничество с промышленно развитыми капиталистическими странами, привлечение иностранных инвестиций, экспорт и размещение собственных капиталов за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переход Северо-Восточного Китая к политике «Открытости» во внешнеэкономических связях»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Г.Н. РОМАНОВА

Переход Северо-Восточного Китая к политике «открытости» во внешнеэкономических связях

В статье рассматриваются пути перехода Китая от политики «опоры на собственные силы» к политике «открытости».

Показаны особенности «политики расширенных внешних связей»: ориентация на сотрудничество с промышленно развитыми капиталистическими странами, привлечение иностранных инвестиций, экспорт и размещение собственных капиталов за рубежом.

Ключевые слова: внешние связи, модернизация экономики, торгово-экономическое сотрудничество, совместные предприятия.

В конце 70-х годов XX в. в Китае была критически переосмыслена политика замкнутости от внешнего мира. Автаркическая трактовка принципа «опоры на собственные силы», предусматривавшая отказ от использования иностранных кредитов, помощи и инвестиций и повлекшая за собой фактическую самоизоляцию страны на международном рынке, была заменена установками иного толка, ставившими задачу, в интересах модернизации китайской экономики, «активно развивать экономическое сотрудничество с различными странами мира на основе равенства и взаимной выгоды, всемерно применять передовую зарубежную технологию и оборудование» [10].

С принятием в 1978 г. программы ускоренной модернизации экономики страны руководство Китая выдвинуло политику «открытости». Суть этой политики состояла в отказе от самоизоляции КНР на международном рынке, переходе к активному расширению и углублению международного экономического обмена с целью использования новейшей зарубежной техники в качестве дополнительного рычага осуществления модернизации народного

РОМАНОВА Галина Николаевна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела востоковедения Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток.

хозяйства, наращивания экономического потенциала, выведения Китая к концу XX в. на передовые рубежи научно-технического прогресса [13, 25, 38].

Существенной особенностью «политики расширенных внешних связей» явилась ее ориентация на сотрудничество прежде всего с промышленно развитыми капиталистическими странами. Проводилось углубление участия КНР в международном разделении труда (через рост объемов внешнеторговых операций, привлечение иностранных инвестиций, экспорт и размещение собственных капиталов за рубежом, импорт технологий, экспорт китайской рабочей силы). Модернизация и корректировка системы регулирования внешней торговли развертывались параллельно процессу внутренних экономических реформ, эволюции всей системы хозяйствования и отношений собственности.

Провозглашенная еще на XII съезде КПК в качестве «долгосрочной, имеющей стратегический характер» открытая внешнеэкономическая политика в 1982 г. была законодательно закреплена в Конституции КНР. Наиболее радикальные принципы реформы внешнеэкономической системы предусматривали перестройку механизма управления, расширение экспортной базы внешних рынков, широкое привлечение иностранного капитала в кредитной и инвестиционной формах, различные формы производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Особенностью открытой внешнеэкономической политики КНР являлось развитие кредитного, финансового сотруд-ничесва с зарубежными странами, расширение международной деятельности китайских банков и предоставление права иностранным банкам осуществлять свои операции в Китае. В 1980 г. Китай вступил в МБРР (Международный банк реконструкции и развития) [21].

Предпринятые руководством КНР меры уже в 1978-1982 гг. позволили достичь удвоения среднегодовых темпов прироста внешнеторгового оборота Китая по сравнению с 1970-1977 гг., а также довести использование иностранного ссудного и предпринимательского капитала до 12,5 млрд долл. США. В дальнейшем было предусмотрено поддержание опережающего развития внешнеэкономических связей по сравнению с развитием экономики: если в 60-70-е годы удельный вес экспорта в совокупном общественном продукте не превышал 5 %, то в 80-е годы было намечено поднять его до 7 %, а в 90-е годы — до 9 % [1].

В 80-е годы объем внешней торговли Китая постоянно возрастал: в 1981 г. — 40,4 млрд долл. США; в 1982 г. — 39,9; в 1983 г. — 40,7;, в 1984 г. — почти 50 млрд долл. США [25, 28]. Среди стран-экспортеров Китай в начале 80-х годов вышел на 16-е место (в 1978 г. — 32-е место). Одним из важных изменений во внешней торговле Китая являлось снижение в экспорте удельного веса сельскохозяйственных продуктов и полуфабрикатов (с 54 % в 1981 г. до 40 % к концу 80-х годов). Доля экспорта готовой продукции увеличилась с 46 до 60 % [2, 35]. Сокращался импорт оборудования и материалов, предназначенных для капитального строительства. Увеличивался ввоз техники

и оборудования, необходимых для реконструкции промышленности, сельского хозяйства, транспорта, а также для развития науки, просвещения, культуры и здравоохранения. В 1981 г. КНР поддерживала торгово-экономические связи со 174 странами и регионами мира; с 90 из них были подписаны межправительственные соглашения и протоколы. В конце 1984 г. были установлены торгово-экономические связи с более чем 190 странами и территориями мира и с 92 подписаны межправительственные соглашения и протоколы [4, 6, 28].

Внешнеэкономические связи региона в 80-е годы развивались по нескольким направлениям: торговый обмен, привлечение иностранного капитала (в форме ссуд и прямых инвестиций), а также экономическая помощь ряду развивающихся стран. Основной формой внешнеэкономических связей Северо-Востока с социалистическими странами, как и всего Китая, являлась торговля. Наиболее активны связи региона с Советским Союзом, чему способствовало, помимо других факторов, улучшение в целом советско-китайских отношений в 80-е годы, сходные приоритеты в ускорении социально-экономического развития. Исторически сложившееся взаимодополнение советской и китайской экономик давали большие возможности для расширения связей, в том числе и в приграничных районах. Большой вклад в развитие торгово-экономического сотрудничества двух стран внесли Торгово-промышленная палата СССР и Китайский комитет содействия международной торговле (или Международная торговая палата Китая). Связи между ними были восстановлены в мае 1982 г.

Приграничная торговля являлась важным каналом расширения торгово-экономических связей, этому способствовало удобство транспортных коммуникаций и большой опыт приграничных связей. В апреле 1982 г. между представителями министерств внешней торговли СССР и КНР была достигнута договоренность о предоставлении советскому внешнеторговому объединению «Дальинторг» и внешнеторговым организациям Китая право заключать торговые соглашения. Официальными пунктами торговли были выбраны города Суйфэньхэ и Маньчжурия в Северо-Восточном Китае, пос. Пограничный и г. Забайкальск в СССР. В марте 1983 г. в число пунктов приграничной торговли были включены города Хэйхэ и Благовещенск. В 1983 г. была фактически восстановлена приграничная торговля между районами советского Дальнего Востока (Хабаровским и Приморским краями, Амурской и Читинской областями) через Всесоюзное объединение «Дальинторг» и провинцией Хэйлунц-зян и автономным районом Внутренняя Монголия (КНР) через торговые компании этих районов. Советский Дальний Восток экспортировал в эти районы Китая холодильники, идущие транзитом с западных районов СССР, автомобили, мотоциклы, а также стиральные машины, сталь тонколистовую, строительные материалы (цемент, стекло, трубы, древесину), химические удобрения, сельхозинвентарь, рыбу свежемороженую. Основными статьями китайского импорта являлись зернобобовые, растительное масло, кукуруза, мясные

продукты (консервы говяжьи и свиные, свежемороженая говядина), фрукты, арахис, а также текстиль, продукты легкой промышленности (термосы, полотенца, одеяла, шерстяные и трикотажные изделия). Товарооборот между приграничными районами в 1983 г. составил 6,3 млн р., в 1984 г. — 15,6 млн р. [9, 12, 15, 16, 17, 18, 29, 30]. Приграничная торговля Дальнего Востока СССР и Северо-Восточного Китая в начале 80-х годов, которая в тот период исчислялась в швейцарских франках, составляла в 1983 г. — 15,9 млн, в 1984 г. — 25,4 млн шв. фр. [26, 27]. Приграничная торговля велась, в основном, на бартерной основе.

Для содействия развитию торговли с Советским Союзом и странами Восточной Европы в 1984 г. в Китае было принято решение к концу 1985 г. расширить и переоборудовать две железнодорожные станции — Маньчжурия и Эрлянь — в автономном районе Внутренняя Монголия. После реконструкции (установления стрелочных устройств, расширения парка подвижного состава поездов, увеличения числа путей и погрузочно-разгрузочных средств и др.) пропускная способность станций увеличилась с 500 тыс. т в 1981 г. до более 2 млн т в 1984 г. Работы по грузовым перевозкам в 80-е годы регулярно проводила смешанная советско-китайская пограничная железнодорожная комиссия, заседания которой в Северо-Восточном Китае проходили в Харбине. Совещания смешанной советско-китайской комиссии по судоходству на пограничных реках попеременно велись в Благовещенске и Хэйхэ (пров. Хэйлунцзян). В частности, обсуждались вопросы о судоходстве и путевых работах на пограничных реках Амуре, Уссури и Аргуни [18, 22, 23].

С 1979 г. западные деловые круги стали проявлять интерес к освоению китайского рынка. Они стремились получить доступ к сырью (цветным и драгоценным металлам, углю, нефти, около 70 % которых находились в СевероВосточном Китае), создать совместные с Китаем производства с использованием дешевой рабочей силы и выпуском продукции на экспорт. Главными торговыми партнерами КНР были развитые капиталистические страны, удельный вес которых в общем объеме внешней торговли Китая в 1980-1984 гг. оставался на уровне 60 %. [5, 6]. Отличительной чертой торговли КНР с этими странами стал существенный рост китайского экспорта. Среди капиталистических стран первое место в торговле с Китаем и вливании инвестиций в его экономику занимала Япония. В Японию более половины китайского экспорта приходилось на минеральное сырье и топливо, в том числе 45,1 % в 1980 г. — на нефть. Общий объем торговли КНР с Японией увеличился с 9,4 млрд долл. США в 1980 г. до 12,4 млрд в 1984 г. [36, 42]. Основными статьями китайского экспорта являлись: продукция легкой промышленности (текстильной прежде всего), энергоносители, нефтепродукты; увеличивался экспорт соевых бобов, произраставших главным образом в Северо-Восточном Китае. Увеличивался импорт японских машин и оборудования, в том числе комплектного для реконструкции и модернизации предприятий, развития энергетического комплекса страны [16, 20].

Капиталовложения Японии в китайскую экономику стали возможны с 1979 г., когда руководство КНР фактически отказалось от стратегической концепции «опоры на собственные силы» и начало проводить политику «открытых дверей» как составную часть крупномасштабной реформы в стране. После нормализации в 1972 г. японо-китайских отношений, заключения в 1978 г. договора о мире и дружбе, успешного развития торговых связей, КНР, принимая политику «открытых дверей», рассчитывала на встречное движение со стороны «экономической сверхдержавы», что в целом оправдалось. В целях поддержания стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе Япония помимо обычной торговли оказывала Китаю экономическую помощь в виде вывоза капиталов. Япония же была заинтересована в импорте из КНР природных ресурсов.

Существенным фактором, объясняющим заинтересованность японского предпринимательства в вывозе капитала в КНР, была более низкая, по сравнению со многими странами, стоимость рабочей силы. Китай как сфера капиталовложений привлекал японскую сторону в связи со снижением прибыльности внутренних капиталовложений, а также необходимостью корректировать структуру внешнеэкономических связей в ответ на усиливающиеся в ряде стран ограничения для японского экспорта [19]. В 1983 г. на Японию приходилось 41 % иностранных капиталовложений в Китае, США — 30 %, ФРГ — 9,5 %, Италию — 6,5 %, Бельгию — 5,5 %, на Великобританию — 2,5 % [29].

В 1978-1979 гг. Китай заключил серию долгосрочных соглашений об экономическом сотрудничестве, а также торговых соглашений со многими капиталистическими странами, в том числе Японией, Францией, Великобританией, Италией, США, ФРГ, а также Европейским экономическим сообществом в целом. Это явилось важным направлением формирования договорно-правовой и организационной основы политики привлечения иностранного капитала. Все эти соглашения предусматривали возможность предоставления Китаю крупных кредитов на финансирование импортных программ. В конце 1979 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая ведущие капиталистические страны, приняла решение о закреплении за Китаем статуса развивающейся страны и включении его в список государств, пользующихся льготным кредитным содействием стран-членов ОЭСР в рамках так называемой официальной помощи развитию. В 1980 г. Китай вступил в такие крупнейшие финансовые учреждения капиталистического мира, как Международный валютный фонд и Всемирный банк. Все это существенно укрепило связи КНР с международным рынком ссудных капиталов, открыло многочисленные каналы поступления иностранных кредитов в китайскую экономику. На местах началось образование региональных инвестиционно-посреднических компаний. К 1982 г. насчитывалось 15 таких организаций в провинциях Шэньси, Ляонин, Цзянсу, Чжэцзян, Аньхой, Цзянси, Фуцзянь, Хэнань, Хубэй, Хунань, Гуандун, Сычуань, а также в городах Пекин, Шанхай и Тяньцзинь [10].

В 1980-х годах Китаю были предоставлены кредиты на общую сумму 52,5 млрд долл. США. Среди кредиторов на первом месте была Япония (около 50 % всех кредитов частных банков), за нею следовали Франция, Италия, Канада, США и др. [3]. В декабре 1981 г. была достигнута договоренность с Японией о предоставлении Китаю займа на 300 млрд иен, в первую очередь на строительство Баошаньского металлургического комбината и Дацин-ского нефтехимического комбината [6]. В свою очередь, из всех стран, получавших японские инвестиции, Китай являлся ее крупнейшим реципиентом: в 1982-1984 гг. на долю КНР приходилось от 12 до 20 % общего объема внешней «помощи», предоставленной японским Фондом международного экономического сотрудничества [10].

В своей кредитной политике в отношении КНР японское правительство стремилось в первую очередь предоставить Китаю такие кредиты и займы, которые обеспечивали бы Токио наибольший контроль за их использованием. Начиная с 80-х годов японское правительство стремилось сокращать удельный вес кредитов по линии государственных банков и соответственно увеличивать кредиты по линии частных банков. Для Китая это означало, что японское правительство старалось значительно повысить среднюю процентную ставку за кредиты, так как рыночная ставка частных кредитов могла достигать 18 %, тогда как кредиты по линии государственных банков предоставлялась на условиях 3-8 % годовых. Последнее делало положение страны-должника особенно неопределенным и зависимым от кредитора [8, с. 82].

Экономические отношения особенно стали активизироваться между КНР и США после установления в январе 1979 г. дипломатических отношений. США предоставили Китаю экономические кредиты, возросли торговые связи. США занимали второе место среди капиталистических стран в экономических отношениях с Китаем (в том числе и Северо-Востоком). Наиболее важными областями экономического сотрудничества США с КНР стали: развитие угольной промышленности, освоение месторождений нефти и гидроресурсов, добыча цветных металлов (значительная доля их находилась в северо-восточных провинциях). По данным Министерства экономических связей и внешней торговли Китая за 1983 г., смешанные китайско-американские предприятия в области машиностроения, автомобилестроения, текстильной промышленности, туризма, медицины, издательского дела и др. создавались в Пекине, Тяньцзине, Шанхае, Гуандуне, а также на Северо-Востоке.

По типу «контрактного» совместного предприятия (кратковременного 3-5-летнего соглашения без юридического оформления обоюдного участия сторон в инвестициях) в начале 80-х годов был построен судостроительный завод в Даляне с участием американской компании «Бэйкер марин компани». Основными кредиторами явились Япония, США, страны Западной Европы. В 1982 г. одна из крупнейших в Китае Даляньская судоверфь приняла заказ на строительство восьми грузовых судов водоизмещением 27 тыс. т для гонконг-

ских фирм. Были построены две нефтяные и отремонтирована одна буровая платформа для американской компании. В январе 1984 г. Даляньская судостроительная верфь приняла заказ норвежской компании на строительство танкера водоизмещением 69 тыс. т для перевозки рафинированной нефти, а также на два судна водоизмещением 7,2 тыс. т.

Из развивающихся стран наиболее оживленные торговые связи СевероВосточный Китай поддерживал с Филиппинами, Сингапуром, Малайзией, Таиландом. Они являлись основными импортерами китайской нефти, в том числе и из северо-восточных провинций [4, 7, 18].

Преобразования в области внешней торговли особенно интенсивно начали проводиться в Китае с 1979 г. Была ликвидирована монополия Министерства внешних экономических связей и внешней торговли на ведение товарообмена, увеличена активность отраслевых министерств и местных органов в области развития экспорта [29].

Важным направлением внешнеэкономических связей КНР являлось широкое привлечение иностранных инвестиций. Оно преследовало ряд целей: использование новейших достижений научно-технического прогресса и передового опыта управления; мобилизация дополнительных ресурсов для структурной перестройки экономики; повышение квалификации национальных кадров; наращивание валютных поступлений. Привлекательность для иностранных инвеститоров деятельности в КНР во многом вызывалась дешевизной рабочей силы, богатыми природными ресурсами, обширным китайским рынком, льготными условиями налогообложения, невысокой ставкой платы за земельные и производственные площади. В 1979 г. в КНР был принят Закон о совместных предприятиях, действовавших на основе китайского и иностранного капитала, которым предоставлялись льготы для иностранных вкладчиков. Они имели право вывозить прибыли за границу, частично или полностью освобождаться от налогов в течение первых двух-трех лет деятельности, им гарантировались права собственности. Система налогообложения была призвана поощрять прежде всего капиталовложения в обрабатывающую промышленность, стимулировать экспорт с целью получения конвертируемой валюты [10, 11].

В целях дальнейшего развития внешней торговли был увеличен импорт сырья и материалов, необходимых для выпуска предметов потребления, а также расширена переработка материалов, поставляемых иностранными заказчиками по линии компенсационной торговли. В 1981 г. Ляонин заключил 26 контрактов с фирмами Японии, ФРГ, США и Гонконга на поставку готовой одежды из хлопчатобумажных тканей, комплексного оборудования для химической промышленности, а также поставку, в качестве компенсации, мороженой рыбы, одежды, талька и цветов из пластмассы. В 1981 г. провинция приняла 4200 бизнесменов из 40 стран и районов мира и в свою очередь направила свыше 150 работников в 30 стран и районов мира для ведения деловых переговоров [18, с. 138].

В 1982 г. в административном центре провинции Ляонин Шэньяне состоялась вторая торгово-промышленная выставка. Ее посетили более 700 бизнесменов из Гонконга и Макао; размер экспортных сделок составил 700 млн долл. США. Ляонинские экспортно-импортные корпорации установили торговые связи с 10 тыс. зарубежных фирм, 18 представителей иностранных торговых фирм, включая японские и американские, постоянно проживали в Даляне. Для улучшения условий торговли в Даляне, Инкоу и Даньдуне были учреждены три крупные базы экспортных товаров [40]. В 1984 г. через порты Ляонина было экспортировано товаров (прежде всего в Японию, США и Гонконг) на 5040 млн долл. США. Это вывело провинцию на первое место в стране по экспорту товаров. С 1979 г. по июнь 1983 г. с привлечением иностранных инвестиций была осуществлена техническая реконструкция 420 промышленных предприятий, намечалось строительство 218 объектов с привлечением иностранных инвестиций на сумму 262 млн долл. США [18, с. 139]. Большую роль в осуществлении экономических связей провинции Ляонин и всего Северо-Восточного Китая с внешним миром играл порт Далянь, который превратился во второй после Шанхая крупнейший порт Китая. Грузооборот трех портов — Шанхая, Даляня и Цинхуандао — составил 143 млн т, или около 50 % всех внешних и внутренних коммерческих грузов, перевезенных в 1981 г. морским транспортом страны. Из них на Дальний приходилось 10,7 %, грузооборот его равнялся 33 млн т (Шанхая — 83 млн т). Далянь являлся основным портом Китая по экспорту нефти — 60 % экспорта (по стоимости) провинции Ляонин. Он располагал самым современным в Китае нефтеналивным причалом, соединенным нефтепроводом с Дацин-скими нефтепромыслами. Причал находился в 60 км от города и был способен принимать супертанкеры. Возможности порта по транспортировке нефти оценивались в 15 млн т в год. В 1982 г. Далянь открыл четыре новых маршрута для иностранных контейнерных судов. Они соединили Далянь с портами ФРГ, Норвегии, Англии, США. Даляньский порт поддерживал торговые связи со 140 странами мира. В год принимал около 2 тыс. иностранных грузовых и туристских теплоходов [39].

В этот период в основном сформировалась многоуровневая, многообразная структура внешнеэкономической открытости и на первоначальном этапе был создан механизм внешнеэкономической деятельности, отвечающий требованиям международной практики. В марте 1984 г. было принято решение дополнительно к четырем специальным экономическим зонам (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь), созданным в 1979 г., открыть еще 14 приморских городов — Далянь, Тяньцзинь, Шанхай, Яньтай и др. Цель этого — дальнейшее вовлечение иностранного капитала и технологий в экономику Северо-Востока и активизация его внешней торговли. Развитие новых зон должно было опираться на смешанные китайско-иностранные и чисто иностранные инвестиции. В портовых городах выделялись участки, где концентрировались смешанные кампании, предприятия совместного

хозяйствования на кооперативных началах и полностью принадлежащих гражданам других стран. Для обеспечения более благоприятных условий для функционирования иностранного капитала иностранным инвеститорам были предоставлены льготные экономические права с тем, чтобы условия приложения капитала были выгоднее, чем в стране-доноре и других странах [21]. В октябре 1984 г. были начаты работы по строительству первой такой зоны экономического развития в Даляне. Площадь зоны, которую предполагалось разместить в 33 км от центра города, — 20 кв. км. Планировалось построить там 200 предприятий с участием иностранного капитала [14].

Для развития внешней торговли в Даляне форсировалось строительство ряда объектов. По проекту развития порта его годовой грузооборот должен был увеличиться с 34 млн т в 1984 г. до 50 млн т в 1990 г. и 100 млн т в 2000 г. На расширение порта государство ассигновало 410 млн юаней, кроме того 150 млн юаней — на строительство двух центров телевизионной связи [33]. Японские компании выразили согласие сотрудничать в строительстве нового порта и связанных с ним сооружений в окрестностях порта Далянь. Для этого в Японии была создана организация, отвечающая за ведение работ, — «Совет по изучению развития Даляньского порта», в которую вошли 40 японских компаний: банковские, торговые, металлургические и т. д. Совет в свою очередь образовал совместно с китайской стороной смешанную фирму, которая непосредственно должна была заняться строительством порта. Стоимость сооружения порта оценивалось около 1 трлн иен. Только первый этап строительства потребовал порядка 50 млрд иен. Предполагалось, что порт сможет принимать суда водоизмещением до 50 тыс. т.

Для активизации внешнеэкономических связей с 1984 г. начались работы по расширению международного аэропорта в Даляне (он имел авиасообщение лишь с Пекином, Шанхаем, Шэньяном). Аэропорт предназначался для крупных и средних самолетов. Строился также на китайско-гонконгский капитал международный отель, который в течение 18 лет должен был быть смешанным предприятием. Являясь крупнейшим в Китае экспортером одежды западных фасонов, Далянь с целью увеличения производства одежды в 1980-1983 гг. закупил в Японии, США и ФРГ оборудование для предприятий стоимостью 3 млн долл. США.

В сентябре 1983 г. в Даляне состоялся международный симпозиум, посвященный привлечению иностранного капитала в экономику страны. В нем приняли участие около 170 представителей Японии, ФРГ, Италии, Венгрии, Бразилии, Австралии, США, Канады, Филиппин, Пакистана и Гонконга. Симпозиум был организован Министерством внешних экономических связей и внешней торговли КНР и народным правительством провинции Ляонин. Вниманию участников было предложено 120 объектов приложения капитала, в том числе 80 — в Даляне. Среди них — более 70 предприятий машиностроительной, электронной, химической, металлургической, текстильной, легкой промышленности, а также предприятия по производству средств связи

и продуктов моря. Симпозиум имел большое значение для осуществления экономической программы модернизации многих крупных промышленных предприятий к 1990 г. В 1984 г. для внешней торговли был также открыт порт Инкоу в провинции Ляонин [18, с.141].

Власти провинции Хэйлунцзян первые торгово-экономические связи с капиталистическими странами (Японией, США, Канадой, Францией, Данией, Швецией, а также рядом стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки) установили в 1979-1982 гг. С 1979 г. по первое полугодие 1984 г. пров. Хэйлун-цзян установила торговые связи с 1700 фирмами и бизнесменами 104 стран и районов мира. Она также законтрактовала строительство объектов в девяти странах и районах в Азии и Африке. Более 1000 инженеров и техников из этой провинции работало за границей.

В июле 1981 г. в провинции была проведена первая Харбинская ярмарка экспортных товаров, которая привлекала много иностранных бизнесменов. На ярмарке была представлена продукция земледелия и животноводства, текстильной и легкой промышленности, оборудование для химической промышленности, а также местные изделия и товары — резьба из агата, лекарственные растения и др. [23]. В 1984 г. стоимость товаров, поставляемых Харбином на экспорт, составила 214,64 млн юаней. В структуре экспортной продукции постоянно возрастал удельный вес машин и электроники, в 1982 г. он составил 38,6 %. Количество экспортируемых товаров фабричного производства увеличилось с 126 в 1978 г. до 168 в 1982 г., ассортимент товаров — с 168 до 224 видов [37].

В 1983 г. провинция Хэйлунцзян экспортировала товаров на 273 млн долл. Импорт за этот период удвоился и достиг 49,8 млн долл. В планы провинции входило строительство своего торгового центра в специальной экономической зоне Шэньчжэне, а также открытие представительства в Нью-Йорке. В 1984 г. Хэйлунцзян импортировал технику из 12 стран для оборудования нефтехимических, машиностроительных, текстильных и других предприятий, подписаны соглашения с иностранными фирмами по 555 темам на сумму более 1 млрд долл. США [23, 29].

В октябре 1984 г. в Пекине состоялись торги на поставку сельскохозяйственных машин для освоения целинных земель в провинции Хэйлунцзян (первые такие торги были проведены в августе 1983 г.). Представители девяти фирм из Италии, ФРГ, США, Канады присутствовали на церемонии открытия торгов, устроенных китайской компанией по техническому импорту. Международный банк реконструкции и развития предоставил на освоение целинных земель в провинции Хэйлунцзян займ в 80 млн долл. США [18, с. 144]. В начале 80-х годов при участии иностранных кредитов велись широкомасштабные ирригационные и мелиоративные работы, а также освоение залежных и бросовых земель в провинциях Хэйлунцзян, Шаньдун, Хэбэй, Аньхой, Хэнань.

В первой половине 80-х годов при участии иностранных кредитов сооружались такие ключевые объекты, как Баошаньский металлургический

комбинат, Дацинский нефтехимический комбинат. Государственные кредиты были предоставлены КНР Японией (на финансирование совместной добычи нефти в Бохайском заливе), Италией (на создание совместного сельскохозяйственного предприятия в пров. Цзилинь) и т. д. Многие виды новой продукции, производимой в КНР при содействии иностранных предпринимателей, прежде полностью закупались за границей. В их числе производимые компанией «Мицубиси хеви индастриз Лтд.» в сотрудничестве с Даляньским автомобильным заводом самосвалы грузоподъемностью до 40 т, автоматические сварочные аппараты, выпускаемые при техническом содействии японской «Мацусита индастриз эквип-мент Компани», персональные ЭВМ, изготавливаемые смешанной компанией с участием американской «Сперри Корп.» [10].

Большую роль в экономическом развитии Северо-Восточного Китая сыграло его выгодное географическое положение. Регион обладает хорошими транспортными связями как с внутренними районами страны, так и с соседними государствами. Здесь густая сеть железных дорог, речных путей, много удобных гаваней, морских портов, крупные международные аэропорты. Северо-Восток Китая расположен на пути из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион. Поэтому если Юг Китая можно назвать «окном», открытым для западного мира, то Северо-Восток может стать «воротами», распахнутыми для России, КНДР, Республики Корея, Монголии, Восточной Европы, а также Японии [31].

Список литературы

1. Актуальные проблемы современного экономического положения КНР. М., 1984. С. 50.

2. Информационный бюллетень агенства Синьхуа ( ИБАС). 1984. 25 сент.

3. Ганшин Г.А. Восточный Китай — «локомотив» экономического развития // ИМ ИДВ РАН. Серия: «Проблемы экономического развития и сотрудничества в Северо-Восточной Азии» Вып. 11. М., 1999. С. 11.

4. Китай.1983. № 7. С. 55.

5. Китайская Народная Республика в 1980 г.: политика, экономика, идеология. М., 1985. С. 117.

6. Китайская Народная Республика в 1981 г.: политика, экономика, идеология. М., 1985. С. 107.

7. Китайская Народная Республика в 1984 г.: политика, экономика, идеология. М., С. 156.

8. Крупянко М.И. Япония-КНР. Механизм экономического сотрудничества. М., 1986. С. 82-84.

9. Кузнецов А.П. СССР-КНР: торгово-экономические отношения // Проблемы Дальнего Востока. М., 1986. № 2. С. 69.

10. Манежев С.А. Иностранный капитал в экономике КНР. М., 1990. С. 29.

11. Новоселова Л.В. Инвестиционная политика и экономическая реформа в КНР. М., 1996. С. 71.

12. Песков Ю.С. СССР-КНР: от конфронтации к партнерству. М., 2002. С. 92.

13. Проблемы внешнеэкономических связей КНР в 80-е годы: научно-аналитический обзор. М., 1985. С. 10.

14. Разов С.С. Внешнеэкономическая политика «открытых дверей» Китайской Народной Республики // ИБ ИДВ АН СССР. М., 1985. № 130. С. 105.

15. Рахманин О.Б. К истории отношений России-СССР с Китаем в XX веке: обзор и анализ основных событий. Изд. 3-е доп. М., 2002. С. 47, 51.

16. Романова Г.Н. Советско-китайские экономические отношения на современном этапе. Владивосток, 1990. С. 5, 8-11;

17. Романова Г.Н. Торгово-экономические отношения СССР и Китая в 50-80-е годы: тенденции, динамика // Российско-китайское взаимодействие в политике, экономике, культуре и образовании. Владивосток, 2008. С. 212.

18. Романова Г.Н. Северо-Восточный Китай в 80-е годы XX в.: справочник. Владивосток, 1989. С.126-128.

19. Семин А. Японский капитал в экономике Китая // Проблемы Дальнего Востока. 1994. № 1. С. 75-76.

20. Состояние и перспективы внешнеэкономических связей КНР в 80-е годы: оценка американских специалистов. М., 1984. С. 29.

21. Экономика КНР в 80-е годы: стратегия, проблемы и тенденции развития. М., 1991. С. 154-155.

22. ИБАС. 1985. 23 янв. С. 3-4; 1984. 26 сент. С. 7; 1985. 4 марта. С. 9-10; 1984. 26 июля. С. 7; 1980. 21 марта. С. 7; 1983. 24 марта. С. 1.

23. ИБАС. 1981. 6 июля. С. 5; 1985. 3 авг. С. 8; 27 янв. С. 15.

24. Известия. 1987. 20 янв.

25. Дуйвай цзинцзи хэцзо, маоиды чжунда цзиньчжань (Развитие внешней торговли и внешнеэкономических связей КНР) // Баньюе тань. Пекин, 1984. № 14. С. 7.

26. Лю Сюань. Чжунго Дунбэй дицюй тун Сулянь цзинцзи ляньсиды сяньдай фэньси (Современное состояние экономических отношений СевероВосточного Китая с СССР) // Шэхуэй кэсюэ чжаньсянь. 1989. № 3. С. 18.

27. Хуан Динтянь. Чжунсу маои сышинянь (Сорокалетие китайско-советской торговли) // Цюши юэкань. 1990. № 4. С. 81.

28. Хуан Динтянь. Чжуцн-Э цзинмао юй вэньхуа цзяолю ши (История торгово-экономических и культурных связей между Китаем и Россией). Харбин, 1999. С. 132-133.

29. Чжунго цзинцзи няньцзянь. 1984 (Экономический ежегодник Китая. 1984.). Пекин, 1984. С. 1У-25.

30. Чжун-су цзинцзи маои ши (История китайско-советских торгово-экономических отношений) / гл. ред. Мэн Сяньчжан. Харбин, 1992. С. 402403.

31. Чжан Цзунхай. Юаньдун дицюй шицзи чжицзяоды Чжун-Э гуаньси (Российско-китайские отношения на Дальнем Востоке за вековой период). 1999. С. 205-206.

32. Чжэн Тяньлинь, Тао Юйчжи. Гоцзи иньсу юй Дунбэй цзинцзи фач-жань чжаньлюе (Международные факторы и стратегия развития экономики Северо-Востока) // Сюэси юй таньсо, 1986. №1. С. 97.

33. Чжунгун яньцзю. 1984. № 8. С. 89-104.

34. ИБАС. 1982. 3 нояб. С. 1; 1983. 3 июля. С. 8.

35. Almanac of China' s economy. With economic statistics for 1949-1980. N.Y. and Hongkong, 1982. P. 622.

36. Deles R. Jahan: a role in restructing // China trade report, Hongrong. 1982. V. 20. № 7. P. 6-7.

37. Gong Ke. Harbin's foreign trade // China's foreign trade. 1983. № 4. P. 23.

38. Kueh Y.Y. and Howe Ch. China's international trade: policy and organizational change and their place in the «E^nomic djustment» // China quartarly. L., 1984. № 100. Р. 813.

39. Pisani J.M. The big seven // China business review. Washington, 1983. Vol. 10. № 1. P. 14, 31.

40. Prospects of Lioning's foreign economic relations and trade // China's foreign trade. 1983. № 6. P. 15.

41. Sino-Soviet economic relations at present and future // Peking informers. Hongkong, 1985. V. 50. № 7. Р. 4.

42. Wei Yuming, Vice-minister of foreign economic relftions and trade // China's foreign trade. Bejing, 1985. № 1. P. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.