Научная статья на тему 'Привлечение иностранного капитала в экономику провинции Хэйлунцзян КНР и Новая политика'

Привлечение иностранного капитала в экономику провинции Хэйлунцзян КНР и Новая политика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ПРОВИНЦИЯ ХЭЙЛУНЦЗЯН / ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ / НОВАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ань Чжао Чжэнь

За 40 лет осуществления в Китае политики реформ и открытости китайская провинция Хэйлунцзян достигла значительных результатов в использовании иностранного капитала, однако в этой сфере по-прежнему сохраняется большой разрыв в сравнении с развитыми провинциями южного Китая. Основная проблема заключается в том, что относительно слаборазвитая экономика накладывает ограничения на привлечение инвестиций. Чтобы активизировать фактор открытости для внешнего мира, в провинции Хэйлунцзян реализуется новая политика привлечения иностранного капитала за счет создания и усиления дополнительных преимуществ для иностранных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Привлечение иностранного капитала в экономику провинции Хэйлунцзян КНР и Новая политика»

DOI 10.22394/1818-4049-2019-86-1-28-33 УДК 339.5 (571.6): (518.3)

Ань Чжао Чжэнь

Привлечение иностранного капитала в экономику провинции Хэйлунцзян КНР и Новая политика

За 40 лет осуществления в Китае политики реформ и открытости китайская провинция Хэйлунцзян достигла значительных результатов в использовании иностранного капитала, однако в этой сфере по-прежнему сохраняется большой разрыв в сравнении с развитыми провинциями южного Китая. Основная проблема заключается в том, что относительно слаборазвитая экономика накладывает ограничения на привлечение инвестиций. Чтобы активизировать фактор открытости для внешнего мира, в провинции Хэйлунцзян реализуется новая политика привлечения иностранного капитала за счет создания и усиления дополнительных преимуществ для иностранных инвестиций.

Ключевые слова: Китай, провинция Хэйлунцзян, иностранный капитал, Новая инвестиционная политика.

Провинция Хэйлунцзян расположена в северо-восточной части Китая и является важной промышленной базой страны, занимающей особые позиции в ряде сфер деятельности. Она активно участвует в развитии производственной системы КНР, в обеспечении национальной продовольственной безопасности, в функционировании экологического и оборонного комплексов. За период осуществления в Китае политики реформ и открытости провинция Хэйлунцзян активно применяла политику привлечения иностранных инвестиций, которые стали одним из важных источников регионального экономического роста.

1. Динамика привлечения иностранного капитала в экономику провинции Хэйлунцзян КНР (1984 - 2018 гг.)

Использование иностранного капитала в экономике провинции Хэйлунцзян началось в середине 1980-х гг. В 1984 г. здесь было зарегистрировано первое предприятие с иностранными инвестициями. В последующий период с 1985 г. по 1991 г. в провинции Хэйлунцзян ежегодно реализовалось не менее 100 иностранных инвестиционных проектов, при этом объем привлеченных прямых иностранных инвестиций составлял

десятки миллионов долларов. К 1992 г. контрактные иностранные инвестиции в провинцию достигли 570 млн долларов США, в 1993 г. они впервые превысили 1 млрд долл. США, а в 1994 г. достигли 1,1 млрд долл. США.

Всего в период с 1984 г. по 2001 г. провинциальные власти одобрили в общей сложности 6687 проектов иностранных инвестиций, из которых контрактные иностранные инвестиции оставили 8,2 млрд. долл. США, а фактическое использование иностранного капитала оценивалось в размере 5,58 млрд долл. США.

В структурном плане основные иностранные инвестиции в этот период направлялись в обрабатывающую промышленность. В первичные отрасли (добывающую промышленность и сельское хозяйство) было вложено всего 87,09 млн долл. США, т. е. только 1,55% от общего объема. Лидировали с колоссальным отрывом от остальных инвестиции во вторичные отрасли - 4,64 млрд. долл. США, что составило 83,15% от общего объема. В третичный сектор (сферу услуг) было инвестировано 844 млн долл. США или 15,12% от общего объема. [Цзян Гуовен, 2002].

За период 10-й пятилетки (2001 -

Ань Чжао Чжэнь - заместитель директора, научный сотрудник, Российский институт провинции Хэйлунцзян Академии общественных наук КНР (г. Харбин, КНР). E-mail: azzcn@vip.sina.com

2005 гг.) в провинции Хэйлунцзян было реализовано 1284 совместных проекта с использованным иностранным капиталом в размере 6,65 млрд. долл. США. За пятилетний период он вырос на 35,3% по сравнению с предыдущей девятой пятилеткой.1 В течение этого периода ежегодное количество ярмарок, проводимых в Харбине, и других мероприятий, включенных в проект «Год инвестиций», непрерывно увеличивалось, что обеспечивало прирост инвестиций в экономику региона. [Ван Вэйтао, Хоу Шэнчао, 2009]

В 2011 г. в структуре иностранных инвестиций в провинцию Хэйлунцзян наметился позитивный сдвиг, она стала более сбалансированной. Из 3,46 млрд. долл. США фактически использованного иностранного капитала только 62,6% было инвестировано во вторичный сектор, что обеспечивало усиление позиций первичного и третичного секторов.

В 2015 г. в провинции Хэйлунцзян КНР началась пилотная реформа управления предприятиями с иностранным капиталом, ориентированная на упрощение процедур их создания и функционирования. Это еще больше повысило привлекательность пилотных территорий для иностранных инвестиций. По состоянию на декабрь 2014 г. фактическое использование иностранного капитала в рамках прямых иностранных инвестиций в провинцию увеличилось на 30% в годовом исчислении и достигло самого высокого исторического уровня на тот период.2

В 2016 г. в провинции Хэйлунцзян КНР было создано 116 новых предприятий с иностранными инвестициями, фактическое использование иностранного капитала составило 5,82 млрд долл. США, увеличившись на 6,8%.

Сложившаяся за рассматриваемый

период позитивная динамика иностранных инвестиций в экономику провинции Хэйлунцзян сохраняется и в настоящее время. В первой половине 2018 г. было создано 66 предприятий с иностранными инвестициями, что на 29,41% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, фактическое использование иностранного капитала составило 2,23 млрд.

Структурные характеристики иностранных инвестиций довольно устойчивы. Основными отраслями, в которые вкладывается иностранный капитал, являются пищевая промышленность, обрабатывающая промышленность общего назначения и индустрия недвижимости, торговля и общественное питание. Доля первичной промышленности по-прежнему продолжает оставаться низкой, что крайне несоразмерно статусу Хэйлунцзяна как сельскохозяйственной провинции КНР. [Чун Данянь, 1994]

Иностранные инвестиции в провинции Хэйлунцзян КНР - это в основном небольшие по масштабам проекты, поэтому средний размер инвестиций невелик. Так, среднее использование иностранного капитала на один проект составляет всего 3,233 млн. долл. США. Это определяет небольшие в среднем возможности по использованию передовых технологий, что привело к использованию отсталых технологи и низкой эффективности. [Хоу Ли, Ли Шуан, 2000]

В географическом плане инвестиционная картина разнообразна. Здесь осуществляли проекты инвесторы из более ста стран мира. Глаными по масштабам являются инвестиции из Гонконга. Они составляют около 70% фактического использования иностранного капитала в провинции Хэйлунцзян.3

Несмотря на позитивные характери-

1 Бюро статистики провинции Хэйлунцзян, Комплексное состояние национального экономического и социального развития в период <десятой пятилетки» в провинции Хэйлунцзян (часть вторая) [J] Статистика и консалтинг, 2006 (2), с. 4—6.

2 Фактическое использование иностранного капитала в провинции Хэйлунцзян достигло самого высокого уровня за последние годыь [EB/OL] // Хэйлунцзян газета,16 февраля 2015 г. URL,: http://hlj.people. com.cn/n/2015/0216/c220027-23928220.html

3 Инвестиции в провинцию Хэйлунцзян в первой половине 2018 г. [EB/OL], 2 августа 2018 г. URL: httip://www.Hjsufr.gov.cn/newsshow.php?cid=143&id=1672

стики динамики привлечения инвестиций, необходимо отметить, что с точки зрения благоприятности инвестиционной среды для иностранных вложений провинция Хэйлунцзян, также как все другие северо-восточные и западные регионы Китая, проигрывает. По этой позиции в стране доминируют восточные провинции Китая, лучшей из которых, согласно национальным отчетам об инвестиционной среде, является провинция Гуандун. Существование такого разрыва определяет необходимость совершенствования региональной политики привлечения и использования иностранных инвестиций в провинцию Хэйлунцзян.

2. Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в провинцию Хэйлунцзян.

Одним из наиболее влиятельных на эффективность процессов привлечения иностранных инвестиций негативным фактором является относительно слаборазвитая экономика региона по сравнению с другими территориями Китая.

Системный переход на северо-востоке страны к новым условиям хозяйствования происходил более медленно, структурные противоречия в хозяйственной организации были более глубокими, а эффективный механизм функционирования рыночной экономики пока не сформирован полностью, особенно в части управления государственными предприятиями. В промышленном потенциале провинции высока доля старых предприятий, использующих отсталые производственные технологии и устаревшее оборудование, использующих персонал с низкой квалификацией. Это ложится тяжелым бременем на всю региональную экономическую систему, что создает объективные ограничения для привлечения инвестиций. Отсталый механизм и плохая экономическая среда компаний негативно влияют на заинтересованность иностранных инвесторов во вхождении в такую систему и определяют их относительно небольшую численность.

Другим важным ограничителем для иностранных инвестиций является от-

сталая инфраструктура. Ее средняя плотность в провинции Хэйлунцзян по отношению как к численности населения, так и площади территории региона, сильно уступает средней по стране. Проигрывает регион и по насыщенности скоростными железными дорогами, и по развитию автомагистралей, и по обеспеченности авиационным транспортом. Отсталые инфраструктурные условия затрудняют привлечение не только иностранных бизнесменов, но также и китайских транснациональных компаний.

Известным фактором формирования инвестиционного поведения иностранного капитала и выбора инвестиционного проекта является сложившаяся в регионе институциональная среда. Недостаточность проводимых институциональных реформ сдерживает привлечение иностранных инвестиций в провинцию Хэйлунцзян, которая долгое время была регионом с государственной экономикой в качестве опоры.

Консервативная структура экономики, медленная реструктуризация предприятий и устаревшая система корпоративного управления служат препятствием для иностранных инвесторов. Кроме того, для таких предприятий существуют сложности в получении банковских кредитов и организации корпоративного финансирования.

Эти отягощающие факторы пока не компенсируются существующими в провинции режимами стимулирования иностранных инвестиций. Хотя большинство городов и округов региона испытывают энтузиазм в отношении привлечения иностранных инвестиций, используемый ими инструментарий недостаточно эффективен.

Оценивая в целом состояние дел с привлечением иностранных инвестиций в экономику провинции Хэйлунц-зян, необходимо отметить, что хотя она добилась существенного прогресса по сравнению с предыдущими периодами, масштабы, потенциал и уровень развития этого процесса пока не соответствует задачам эффективного развития этого региона.

3. Новая политика провинции Хэй-лунцзян КНР по привлечению иностранных инвестиций.

В 2018 г., чтобы полностью построить новую модель открытости для внешнего мира, в народном правительстве провинции Хэйлунцзян было начато формирование дополнительных приоритетных условий, положительно влияющих на привлечение в регион иностранных инвестиций.4

Прежде всего, внимание было обращено на снижение ограничений для доступа иностранных инвесторов в экономику провинции. В системе управления регионом были предусмотрены мероприятия по дальнейшему повышению открытости, прозрачности, нормативности и перспективного характера региональной инвестиционной среды. Во-вторых, создаются более благоприятные условия для установления контактов иностранных инвесторов с министерствами и комиссиями, другими органами государственной власти, а также с финансовыми структурами, работающими в провинции. С этой целью осуществляется целенаправленное формирование и поддержка инвестиционных площадок, в т. ч. за счет активизации использования достижений науки и техники, современных технологий коммуникаций в локальной экономике. Так, в частности, в 2018 г. в провинции Хэй-лунцзян была введена в действие модель поддержки инвесторов «Интернет + торговцы», что полностью изменило ситуацию в этой сфере.5

Существенным направлением поддержки и стимулирования иностранных инвесторов стало использование налоговых льгот, прежде всего, для проектов, поддерживаемых государством. Осуществляется целенаправленное поощрение транснациональных компаний за создание региональных штаб-квартир, активное участие в корректировке региональной промышленной структуры.

4 Уведомление народного правительства провинции Хэйлунцзян о нескольких мерах по стимулированию роста иностранного капитала [EB/OL]. URL,: http://www.hlj.gov.cn/wjfg/ system/2018/05/14/010871637.sht

5 Провинция Хэйлунцзян привлекает инвестиции и внедряет модель «Интернет + торговцы» для создания библиотеки ключевых проектов ¡EB/OL], URL: http://shqihoo.com/pc/9cL20f6e081b65e3209cot a=1&refer_scene=so_1&sign=360_e39369d1

Особую поддержку получает развитие отечественных и зарубежных проектов в сфере высоких технологий и проектов с высокой добавленной стоимостью. Предполагается поощрять иностранных инвесторов за участие в оптимизации и реструктуризации региональных предприятий, поддерживать иностранных инвесторов в создании предприятий с иностранными инвестициями посредством слияний и поглощений, а также поощрять иностранные инвестиции за участие в реформе государственных предприятий.

Важной составляющей новой политики является улучшение инвестиционной среды путем формирования различных типов зон развития. Оно включает создание эффективной системы административной поддержки, предполагающей улучшение условий получения иностранными инвесторами необходимых локальных ресурсов, в т. ч. земельных. Предусматривается также активная эмиссия государственных облигаций для поддержки строительства инфраструктуры зон развития на уровне провинций, приграничных и трансграничных зон экономического сотрудничества.

Институциональная программа, направленная на активизацию инвестиционных процессов в провинции, также является важной составляющей новой модели поддержки иностранных инвесторов. Она предполагает, прежде всего, улучшение и корректировку местных нормативных актов, государственных нормативных актов и политических документов, регламентирующих процессы иностранных инвестиций. Важным блоком является повышение уровня юридического обслуживания иностранных инвестиций: предполагается опробовать новую модель для регистрации бизнеса с иностранными инвестициями и регистрации предприятий «единое окно, единая форма», создание эффективной и удобной для инвесторов системы надзора и обслуживания, в т. ч. усовершенство-

вание механизмов рассмотрения жалоб предприятий с иностранными инвестициями. Существенным блоком является включение в локальную программу поддержки инвестиций, сформированную в провинции, требований международных стандартов ведения бизнеса, на которые ориентированы потенциальные зарубежные инвесторы, в т. ч. это финансовые нормативы, определяющие свободный перевод прибыли, нормативы защиты интеллектуальной собственности и конкурентной среды.

В совокупности все выдвинутые предложения могут оказать значительное воздействие на улучшение инвестиционной ситуации в провинции Хэйлунц-зян, привлечь дополнительные ресурсы иностранных инвесторов и полностью решить задачи, поставленные руководством Китая по улучшению экономического развития региона.

Список литературы:

1. Цзян Гуовен. Встреча новых возможностей и повышение уровня иностранных инвестиций в провинции Хэй-лунцзян, КНР [Л] // Хэйлунцзян, Внешняя торговля, 2002 (4). С. 4-7.

2. Ван Вэйтао, Хоу Шэнчао. Сравнительный анализ использования иностранного капитала в провинции Хэйлунцзян и развитых провинциях и городах [Л] // Хэйлунцзян, Внешняя торговля, 2009 (3). С. 30-32.

3. Хоу Ли, Ли Шуан. Текущая ситуация и перспективы использования иностранного капитала в Северо-Восточном Китае [Л] // Северо-Восточный Азиатский Форум, 2000 (2). С. 69-72.

4. Чун Данянь. Расследование по использованию иностранного капитала в провинции Хэйлунцзян // Хэйлунцзян, Внешняя торговля, 1994 (2). С. 46-48.

Библиографическое описание статьи

Ань Чжао Чжэнь. Привлечение иностранного капитала в экономику провинции Хэйлунцзян КНР и Новая политика / / Власть и управление на Востоке России. 2019. № 1 (86). С. 28-33. DOI 10.22394/1818-4049-2019-86-1-28-33

An Zhao Zhen - deputy director, research associate, the Russian institute, province of Heilongjiang of the Academy of social sciences of the People's Republic of China (Harbin, the People's Republic of China). E-mail: azzcn@vip.sina.com

Attraction of foreign capital in the economy of the province of Heilongjiang of the People's Republic of China

and the New policy

In 40 years of implementation in China of the policy of reforms and openness the Chinese province of Heilongjiang achieved considerable results in a use of foreign capital, however in this sphere the big gap in comparison with the developed provinces of the southern China still remains. The main problem is that rather underdeveloped economy imposes restrictions for attraction of the investments. To make active an openness factor for the outside world, in the province of Heilongjiang the new policy to attract the foreign capital due to creation and strengthening of additional benefits for the foreign investments is implemented.

Keywords: China, province of Heilongjiang, foreign capital, New investment policy.

References:

1. Jiang Guoven. Meeting New Opportunities and Increasing Foreign Investment in Heilongjiang Province, China [J] Khey-luntszyan, Vneshnyaya torgovlya [Heilongjiang, Foreign Trade], 2002 (4), pp. 4-7.

2. Wang Waitao, Hou Shenchao. Comparative analysis of the use of foreign capital in Heilongjiang Province and developed provinces and cities [J] Kheyluntszyan, Vneshnyaya torgovlya [Heilongjiang, Foreign Trade], 2009 (3). Pp. 30-32.

3. Hou Lee, Li Shuang. The current situation and prospects for the use of foreign

capital in Northeast China [J] Severo-Vostochnyy Aziatskiy Forum [Northeast Asian Forum], 2000 (2). Pp. 69-72.

4. Chun Danyan. Investigation of the

use of foreign capital in Heilongjiang Province Kheyluntszyan, Vneshnyaya torgovlya [Heilongjiang, Foreign Trade], 1994 (2). Pp. 46-48.

Reference to the article

Zhang Mei. Current state and forecast of prospects of trade and economic cooperation between the province of Heilongjiang and Russia / / Power and Administration in the East of Russia. 2019. No. 1 (86). Pp. 28-33. DOI 10.22394/1818-4049-2019-86-1-28-33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.