DOI 10.22394/1818-4049-2019-86-1-14-21 УДК 339.5 (571.6): (518.3)
Цзоу Сютин
Исследование экономического и торгового сотрудничества между провинцией Хэйлунцзян и Россией за последние десять лет
Китайская провинция Хэйлунцзян исторически является крупнейшим приграничным партнером Российского Дальнего Востока На всех этапах российско-китайского сотрудничества ее экономика создавала предпосылки для эффективного межрегионального взаимодействия Несмотря на то, что объемные характеристики торговли между провинцией и Россией существенно не увеличивались в течение последних десяти лет, объективно расширяются сферы и глубина сотрудничества, создаются новые ин^струм^енты и институтыь эффективного взаимодействия.
Ключевые слова: провинция Хэйлунцзян, Россия, торгово-экономическое сотрудничество.
Провинция Хэйлунцзян соседствует с Россией и объективно является одним из важнейших участников межгосударственного сотрудничества Китая и России, поскольку имеет самую протяженную границу и долгую историю торгово-экономического взаимодействия. Доля России во внешней торговле провинции составляет более 50% от общего объема как по импортным, так и по экспортным операциям. Сфера инвестиционного сотрудничества с Россией также постоянно расширяется. Один за другим завершаются российско-китайские проекты, в т. ч. проекты строительства пограничных мостов через р. Амур. По двухпутному нефтепроводу между Россией и Китаем осуществляется транспортировка нефти, а строительство газопровода успешно продвигается вперед. За последние десять лет торгово-экономическое сотрудничество между провинцией Хэйлунцзян и Россией переживало как успехи, так и неудачи и трудности, и теперь оно сталкивается с новыми возможностями и вызовами.
1. Торгово-экономическое сотрудничество провинции Хэйлунцзян с Россией. Торгово-экономические связи между Россией и провинцией Хэйлунцзян за анализируемый нами период были подвержены как взлетам, так и падениям.
В начале XXI в. торгово-экономическое сотрудничество провинции Хэйлунцзян с Россией вступило в период устойчивого и быстрого роста. С 2000 г. объем торговли провинции Хэйлунцзян с Россией начал резко расти, и рост продолжался вплоть до кризисного для мировой экономики 2009 г. Вследствие мирового финансового кризиса экономическое и торговое сотрудничество провинции Хэйлунцзян с Россией сильно пострадало. Объем торговли упал примерно на 50%. Однако после приложения усилий правительствами двух стран с 2010 г. положительная внешнеторговая динамика была восстановлена. В последующие пять лет устойчивый рост объемов торговли возобновился (табл. 1).
Во многом это было связано с официальным открытием российско-китайского нефтепровода в 2011 г., поскольку импорт сырой нефти стал учитываться в региональной внешней торговле. Товарооборот провинции Хэй-лунцзян с Россией существенно вырос и продолжал расти вплоть до 2014 г.
В 2015 г. из-за введения антироссийский экономических санкций со стороны западных стран и последующего экономического спада объем торговли провинции Хэйлунцзян с Россией резко сократился. Однако этот период продолжался недолго.
Цзоу Сютин - научный сотрудник, Институт России Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян КНР (г. Харбин, КНР). E-mail: zouxiuting@fiohu.com
Таблица 1
Объем торговли провинции Хэйлунцзян с Россией
Год Общий объем экспорта-импорта (в 100 млн долл. США) По сравнению с аналогичным периодом (прошлого года), % Общий объем импорта из России (в 100 млн долл. США) По сравнению с аналогичным периодом (прошлого года), % Общий объем экспорта в Россию (в 100 млн долл. США) По сравнению с аналогичным периодом (прошлого года), %
2009 55,77 -49,59 23,09 -25,35 32,68 -58,99
2010 74,74 34,00 31,89 38,12 42,85 31,09
2011 189,90 154,00 146,40 359,00 43,50 1,50
2012 213,10 12,20 149,70 2,30 63,40 45,80
2013 223,65 5,82 154,60 3,30 69,10 9,00
2014 232,83 4,10 142,80 -7,60 90,03 30,30
2015 108,46 -53,40 84,94 -40,50 23,53 -73,90
2016 91,92 -15,30 74,92 -11,80 17,00 -27,70
2017 109,88 19,5 93,77 25,1 16,11 -5,3
Источник: Статистические данные Управления коммерции провинции Хэйлунцзян..
URL: http://www.hljswtgov.cn
Перелом в позитивную зону произошел в 2017 г. и продолжается по настоящее время. Согласно официальным оценкам, в первые три квартала 2018 г. импортные и экспортные операции между провинцией Хэйлунцзян и Россией достигли 86,7 млрд юаней, увеличившись на 58,3% в годовом исчислении.1
При этом в последние годы характерной особенностью этой торговли является преимущественное положение в ней российского импорта, который составляет 60 - 80% от общего объема торговли провинции Хэйлунцзян с Россией. Для срав-
Импорт основных товаров из России в
нения, вплоть до 2011 г. доля экспорта провинции Хэйлунцзян в Россию была больше импорта. В основном экспортировались одежда и аксессуары для одежды, обувь, текстильные нити, ткани и изделия, овощи, сумки и аналогичные емкости, свежие и сушеные фрукты и орехи.
Произошедшие изменения были тесно связаны со структурой импорта и экспорта товаров между провинцией Хэй-лунцзян и Россией, с одной стороны, и конъюнктурой международных сырьевых рынков.
Из таблицы 2 ясно видно, что сырая
Таблица 2
провинцию Хэйлунцзян (2015-2017 гг.)
Сырая нефть Необработанная древесина Пиломатериалы
Общий объем (в десять тысяч тонн) По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, % Доля в общем объеме импорта, % Общий объем (в 10 000 куб. м) По сравнению с аналогичным периодом прошлого года % Доля в общем объеме импорта, % Общий объем (в 10 000 куб. м) По сравнению с аналогичным периодом прошлого года % Доля в общем объеме импорта, %
2015 1548,04 -1,1 74,8 472,11 -3,1 6,9 176,75 18,9 4,4
2016 1668,1 7,8 70,3 556,4 17,9 8,6 257,3 45,6 7,0
2017 1670,9 0,2 71,0 618 11,1 8,3 311,2 21,7 6,9
Источник: Статистические данные Управления коммерции провинции Хэйлунцзян. URL: http://www.hljswtgov.cn
1 Материалы о российско-китайском сотрудничестве. URL: http://www.chinaru.injb/zhongejmyw/ zhongemaoyi/54828.shtml, 05.11.2018
нефть составляет более 70% от общей стоимости импорта провинции Хэйлунцзян из России. Таким образом, рост и падение цен на сырую нефть на международном рынке оказывает огромное влияние на оценки объема торговли между провинцией Хэйлунцзян и Россией. Кроме того, значительный прирост объема поставок из России таких сырьевых товаров как пиломатериалы и необработанная древесина также оказали существенное воздействие на итоговые положительные показатели роста внешней торговли.
Другая особенность динамики торговли провинции Хэйлунцзян с Россией состоит в постепенной утрате регионом ведущих позиций в осуществлении торговых операций в этом направлении. В связи с отменой преференциальной политики приграничной торговли географические преимущества провинции Хэйлунцзян в экономическом и торговом сотрудничестве с Россией постепенно уменьшаются.
Хотя провинция Хэйлунцзян по-прежнему является крупнейшей торговой провинцией с Россией с точки зрения статистики, торговая ситуация не является оптимистичной с точки зрения экспортных операций. Уже в 2010 г. некоторые провинции на юге Китая, в частности, Чжэцзян и Гуандун, превзошли провинцию Хэйлунцзян по экспорту в Россию. Это свидетельствует о существовании в экономическом и торговом сотрудничестве провинции Хэйлунцзян с Россией многих проблем, которые требуют своего решения.
2. Инвестиции провинции Хэйлунцзян в Россию.
Хэйлунцзян является крупнейшей инвестиционной (в российскую экономику) провинцией Китая: общая сумма осуществленных инвестиций составляет треть от общих инвестиций Китая в Россию.
При этом объем инвестиций динамично увеличивался. В 2012 г. инвестиции из провинции Хэйлунцзян в Россию составили всего 400 млн долларов США, в 2013 г. они выросли до 700 млн долларов США, а в 2014 году достигли 1,3 млрд
долларов США.[Лу Хао, 2016] По состоянию на 2017 г. в провинции Хэйлунцзян было зарегистрировано 574 предприятий, осуществлявших прямое инвестирование в Россию, и участие в реализации 674 строительные проектов.2
Приоритетным направлением для таких инвестиций является Российский Дальний Восток. Проекты инвестиционного сотрудничества преимущественно осуществляются в Приморском крае, Хабаровском крае, Еврейской автономной области, Амурской области и Забайкальском крае.
В отраслевой структуре инвестиций значительное место занимают топливно-энергетическая и перерабатывающая промышленность, лесное и сельское хозяйство. В частности, крупномасштабные инвестиции из провинции Хэйлунц-зян осуществляются в строительство в Амурской области цементного завода мощностью 600 тыс. тонн цемента производства, Амазарского целлюлозно-бумажного комбината в Забайкальском крае, комплекс по переработке, хранению и транспортировке нефтепродуктов через границу Амур-Хэйхэ.
3. Энергетическое сотрудничество провинции Хэйлунцзян с Россией.
Провинция Хэйлунцзян всегда уделяла большое внимание энергетическому сотрудничеству с Россией, стремясь принять в нем участие. Однако, поскольку сотрудничество в области энергетики относится, как правило, к крупнейшим проектам, часто возглавляемым государством, местному правительству трудно осуществить его самостоятельно. В настоящее время через провинцию Хэйлунцзян проходят два крупнейших энергетических проекта России и Китая: российско-китайский нефтепровод и газопровод «Сила Сибири».
Проект энергетического сотрудничества провинции Хэйлунцзян с Россией - это проект комплекса по переработке, хранению и транспортировке нефтепродуктов через границу Амур-Хэйхэ компании «Мэнлань Синхэ» (Menglan Galaxy Energy Corporation) также яв-
2 Сотрудничество провинции Хэйлунцзян с Россией вступило во всеохватывающую эру, местное сотрудничество тоже вышло на новый уровень. URL: http://www.heihB.gov.cn/inf0/ 1185/87781.htm, 12.02.2018
ляется одним из приоритетных проектов развития Амурской области России. Правительство области создало российско-китайскую рабочую группу для совместного контроля за реализацией этого проекта. Проект был начат в 2016 году и, как ожидается, будет введен в эксплуатацию через три года с годовой производственной мощностью 6 миллионов тонн нефти и газа.
Покупка электроэнергии у России всегда была одним из проектов сотрудничества между провинцией Хэйлунцзян и Россией в области энергетики. Тем не менее, с января 2007 года по февраль 2009 года операции по закупке у России электроэнергии находились в состоянии временной стагнации из-за многих факторов, таких как реформа российской энергосистемы и резкий рост цен на электроэнергию, экспортируемую в Китай. Благодаря совместным усилиям России и Китая, операции по торговле электроэнергией на границе между Россией и Китаем были возобновлены в марте 2009 года, когда провинция Хэйлунцзян импортировала 830 млн КВтч российской электроэнергии. С тех пор импорт электроэнергии из России в провинцию Хэйлунцзян увеличивается с каждым годом. В 2012 г. провинция Хэйлунцзян импортировала 2,53 млрд КВтч электроэнергии из России, 2014 г. - 3,375 млрд КВтч, 2015 г. - 3,299 млрд КВтч, 2016 г. - 3,32 млрд КВтч. В настоящее время на границе между Китаем и Россией построены четыре трансграничные линии электропередачи.
4. Сельскохозяйственное сотрудничество провинции Хэйлунцзян с Россией.
Сотрудничество в сфере сельского хозяйства между провинцией Хэйлунцзян и Россией проходит довольно успешно. Провинция Хэйлунцзян осуществляет сельскохозяйственное сотрудничество с Дальневосточным федеральным округом, Сибирским и Уральским федеральными округами. В частности, она установила долгосрочные и стабильные отношения сельскохозяйственного сотрудничества с 10 региональными правительствами на Дальнем Востоке, такими как Амурская
область, Хабаровский край, Приморский край и Еврейская автономная область.
Растениеводство и животноводство являются ключевыми моментами сотрудничества предприятий провинции Хэй-лунцзян с Россией в сельском хозяйстве. В 2017 г. 222 предприятия занимались развитием сельского хозяйства в России. Площадь сельскохозяйственного развития достигла 8,7 млн му (1 му — 0,07 га), поголовье скота и птицы быстро увеличилось. На данный момент имеется 11 000 голов мясных коров, 80 000 голов свиней и 430 000 штук домашней птицы.
5. Строительство транспортной инфраструктуры между провинцией Хэйлунцзян и Россией.
В последние годы в провинции Хэй-лунцзян сделаны крупные прорывы в строительстве транспортных коридоров в Россию. В настоящее время строительство железнодорожного моста «Нижнеленинское-Тунцзян» с китайской стороны в основном завершено, а с российской стороны находится на стадии завершения строительства. Были ускорены предварительные работы по строительству автодорожного трансграничного моста Полтавка-Дуннин. Провинция Хэйлунцзян также открыла грузовые контейнерные перевозки по маршруту Харбин-Россия, Харбин-Европа, а также по сухопутно-морскому маршруту Харбин - Суйфэньхэ - Владивосток - Пусан. В 2017 г. объем грузоперевозок по ним составил 38174 стандартных контейнеров на сумму 1,455 млрд долларов. Также были открыты три воздушных маршрута: грузовой чартер Харбин-Екатеринбург и смешанные пассажиро-грузовые маршруты Харбин-Новосибирск, Харбин-Екатеринбург. Количество авиамаршрутов из аэропорта Харбина в Россию увеличилось до 13. В 2017 г. объем грузовых чартерных авиаперевозок из Харбина в Россию составил 2912 тонн, увеличившись на 32,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том же году через Суй-фэньхэ было отправлено 672 000 международных почтовых посылок в Россию наземным транспортом на сумму 19,59 млн долларов США.
6. Проблемы, существующие в торгово-экономическом сотрудничестве провинции Хэйлунцзян с Россией.
В настоящее время существует отчетливое понимание того, что в организации эффективного экономического сотрудничества между провинцией Хэйлунцзян имеются значительные дополнительные возможности.
Во-первых, пока торговля с Россией слабо влияет на экономику провинции. Это касается как экспортных, так и импортных операций.
Так, основными товарами, экспортируемыми из провинции Хэйлунцзян в Россию, согласно статистическим данным, являются текстиль, одежда и различные товары легкой промышленности, т.е. продукты с низкой добавленной стоимостью. При этом менее 14,1% продукции экспортируется предприятиями, локализованными в самой провинции, остальные - это товары из других провинций, проходящих через таможню провинции Хэйлунцзян.
Кроме того, возможности для расширения участия предприятий провинции в поставках в Россию сильно ограничены. Дальневосточный российском рынок товаров легкой промышленности имеет небольшую ёмкость в связи с низкой численностью населения, а выход в другие регионы России сильно ограничен высокой конкурентностью производителей. В другом крупном сегменте российско-китайской торговли, включающем механические и электрические изделия, перспективы тоже не слишком оптимистичны. Хотя их поставки очень масштабны и составляют более половины экспорта из Китая в Россию, в провинции Хэйлунцзян этот промышленный сектор развит значительно слабее, чем в южных регионах, что не позволяет полноценно использовать географические преференции.
Аналогичная ситуация наблюдается и в использовании для регионального развития встречных поставок из России. Более 70% российской продукции, поставляемой в Китай через Хэйлунцзян, составляют древесина, нефть и другие ресурсы. Большинство из них транспортируется за пределы провинции в центральные и южные районы для дальней-
шей обработки. Импортируемые ресурсы и продукты также в основном являются объектами транзитной торговли, а не служат удовлетворению промышленных потребностей провинции. Провинция Хэйлунцзян получает только плату за обслуживание товарных потоков, имея в значительной степени лишь косвенный эффект. Это делает торговлю с Россией для экономики провинции Хэйлунц-зян менее эффективной по сравнению с имеющимися возможностями.
7. Перспективы развития и направления торгово-экономического сотрудничества провинции Хэйлунцзян с Россией
Хотя существует много проблем в торгово-экономическом сотрудничестве между провинцией Хэйлунцзян и Россией, правительства России и Китая придают большое значение активизации экономического и торгового сотрудничеству в приграничных районах, поощряют региональные и местные власти к укреплению взаимосвязей, принимают и реализуют различные планы и программы по совместному развитию приграничных территорий.
В последние годы правительства Китая и провинции Хэйлунцзян выпустили много планов по развитию сотрудничества с Россией. В январе 2010 г. провинция Хэйлунцзян обнародовала «Мнения правительства провинции Хэйлунцзян о содействии корректировки стратегической адаптации сотрудничества с Россией», также были выдвинуты новые идеи для стандартизации торгового порядка с Россией, улучшения структуры торговли, углубления инвестиционного сотрудничества и повышения качества и эффективности сотрудничества.
В сентябре 2013 года Государственный совет Китая утвердил «План развития и открытия границ Хэйлунцзяна и северо-восточных районов Внутренней Монголии». Общая схема сотрудничества провинции Хэйлунцзян с Россией предусмотренная в «Плане» включает в себя ускорение строительства инфраструктуры железнодорожного, автомобильного, авиационного, водного и трубопроводного транспорта с упором на трансграничные переходы и порты. Это должно обеспечить формирование комплексной
транспортной системы, связывающей Китай и Россию, распространяющейся на Северо-Восточную Азию, строительство быстрого и удобного большого транспортного международного канала с функциональным соответствием и тесной связующей функцией.
Провинция Хэйлунцзян в 2016 году была включена в национальное строительство экономического коридора «Россия - Монголия - Китай». С одной стороны, строительство экономического коридора «Россия - Монголия - Китай» может в полной мере использовать преимущества провинции Хэйлунцзян в соединении Европы и Азии, построить крупный международный грузовой транспортный коридор, соединяющий Европу и Азию, с тем чтобы продвинуть провинцию Хэй-лунцзян в мир и изменить ее невыгодное местоположение. С другой стороны, благодаря строительству и постоянному совершенствованию этот большой коридор будет привлекать отечественную и иностранную промышленность для концентраций вдоль большого коридора, что позволит вырастить новые точки роста для экономики провинции Хэйлунцзян и изменить традиционный режим экономического роста.
Россия также уделяет большое внимание развитию Дальнего Востока. С точки зрения политики и механизмов, она оказывает сильную поддержку развитию этого региона. Главы государств России и Китая определили 2018-2019 годы в качестве годов российско-китайского регионального сотрудничества и обмена, чтобы стимулировать энтузиазм и потенциал кооперации между двумя странами, чтобы поощрять больше регионов, предприятий и людей присоединяться к прагматическому сотрудничеству России и Китая.
В качестве основных направлений российско-китайского регионального сотрудничества в принятых документах рассматриваются ряд важных предложений:
1. Содействовать трансграничному подключению инфраструктуры.
Провинция Хэйлунцзян ускорит строительство железнодорожного моста «Нижнеленинское-Тунцзян», пограничного мостового перехода через реку
Амур, автодорожного трансграничного моста через пункт пропуска «Полтавка-Дуннин» и пункт пропуска «Покровка-Логухэ». Повысит рыночный уровень эксплуатации грузовых контейнерных перевозок по маршруту Харбин-Россия, Харбин-Европа, а также по сухопутно-морскому маршруту Харбин-Суйфэньхэ-Владивосток-Пусан;
2. Углублять сельскохозяйственное сотрудничество между провинцией Хэй-лунцзян и Россией.
Министерства сельского хозяйства России и Китая совместно готовят планы развития сельского хозяйства на северо-востоке Китая, на Дальнем Востоке России и на Байкале. Данный план обеспечит лучшее руководство для двустороннего сотрудничества в области сельского хозяйства, больше удобства для торговли сельскохозяйственной продукцией и двусторонних инвестиций, а также будет способствовать сотрудничеству в области сельского хозяйства с Россией. С помощью экономического коридора «Россия - Монголия - Китай» провинция Хэйлунцзян ускорит развитие экспортной торговли сельскохозяйственной продукцией в Россию и строительство сельскохозяйственных парков в России, а также будет способствовать развитию трансграничной сельскохозяйственной промышленной цепи;
3. Содействовать строительству промышленных парков.
В настоящее время в провинции Хэй-лунцзян созданы промышленные парки, ориентированные на импорт и переработку российской энергии и сырья, а также на обрабатывающие и производственные промышленные базы, ориентированные на экспорт в Россию. В городах Хэйхэ и Суйфэньхэ были построены две пограничные зоны экономического сотрудничества государственного уровня, а в пограничных портах создано 10 российско-китайских пограничных торговых зон. В России построено 18 зарубежных парков, три из которых государственного уровня: уссурийская зона российско-китайского торгово-экономического сотрудничества, российско-китайская зона современного сельскохозяйственного экономического сотрудничества (Приморский край)
и российская лесохозяйственная зона торгово-экономического сотрудничества «Лунъюэ». В Харбине и Суйфэньхэ есть две комплексные бондовые зоны, экспериментальная зона освоения и открытости Суйфэньхэ-Дуннин. Следующим шагом будет содействие строительству российско-китайской зоны свободной торговли в провинции Хэйлунцзян. В то же время провинция Хэйлунцзян с Россией также планирует построить трансграничную зону экономического сотрудничества Суйфэньхэ-Пограничный, чтобы обеспечить платформу для инвестиций российских предприятий;
4. Повышать уровень торгово-экономического сотрудничества.
В перспективе провинция Хэйлунцзян должна, с одной стороны, увеличить долю механической и электротехнической продукции и местной продукции, экспортируемой в Россию, с другой стороны, расширить масштабы импорта сырой нефти, природного газа, древесины, целлюлозы и других продуктов, повысить коэффициент использования при переработке импортной продукции. Кроме того, необходимо стремиться к расширению способов инвестирования, расширить расчеты в местной валюте между Россией и Китаем, а также создать на высоком уровне условия для осуществления либерализации и упрощения процедур торговли и инвестиций.
Для этого необходима не только структурная перестройка экономики, но и создание более благоприятных институциональных условий, организация крупных торговых и финансовых предприятий, конкурентоспособных на международном рынке. Существующие предприятия торгово-экономического сотрудничества недостаточны по количеству, качеству или масштабам для удовлетворения требований быстрого развития торгово-экономического сотрудничества с Россией. У таких предприятий меньше капитала, недостаточные инвестиции в Россию, слабые финансовые возможности, ограниченные операционные возможности, недостаток опы-
та в транснациональных инвестициях, ограниченное сотрудничество с Россией в сельском хозяйстве, энергетике и сфере сырьевых услуг, а также отсутствие обмена и сотрудничества в крупных проектах сотрудничества в сфере науки и техники, что серьезно ограничивает развитие экономического и торгового сотрудничества провинции Хэйлунцзян с Россией.
Эффективное взаимодействие провинции Хэйлунцзян с Российским Дальним Востоком и в целом с Россией в современных условиях не является локальной задачей, решение которой может быть получено на основании географических и институциональных преференций. Оно требует формирования в регионе экономической и технологической мощи, повышения уровня управления и международной конкурентоспособности производимой продукции.
Список литературы:
1. Лу Хао. Лидерство Хэйлунцзяна в торговле и инвестициях с Россией будет способствоватьдальнейшемуукреплению экономического сотрудничества с Россией. URL: http://www.ccpit.org/Contents/ Channel_3974/2016/0713/670844 / content _670844.htm, 15.07.2016
2. Материалы о китайско-российском сотрудничестве. URL: http://www. chinaru.info/ zhongejmyw/zhongemaoyi/ 54828.shtml, 05.11.2018
3. Провинция Хэйлунцзян прилагает все усилия для повышения уровня торгово-экономического сотрудничества с Россией. URL: http://www.hkcd.com/ content_p/2018-03/09/content_55563. html
4. Сотрудничество провинции Хэйлунцзян с Россией вступило во всеохватывающую эру, местное сотрудничество тоже вышло на новый уровень. URL: http://www.heihe.gov.cn/info/ 1185/87781.htm, 12.02.2018
5. Статистические данные Управления коммерции провинции Хэйлунцзян, URL: http://www.hljswt.gov.cn.
Библиографическое описание статьи
Цзоу Сютин Исследование экономического и торгового сотрудничества между провинцией Хэйлунцзян и Россией за последние десять лет / / Власть и управление на Востоке России. 2019. № 1 (86). С. 14-21. Б01 10.22394/1818-4049-2019-86-1-14-21
Zou Xiuting - research associate, the Institute of Russia of the Academy of social sciences of the Province of Heilongjiang of the People's Republic of China (Harbin, the People's Republic of China). E-mail: zouxiuting@sohu.com
Research of economic and trade cooperation between the province of Heilongjiang and Russia for the last ten years
The Chinese province of Heilongjiang historically is the largest border partner of the Russian Far East. At all stages of the Russian-Chinese cooperation its economy created prerequisites for the effective interregional interaction. In spite of the fact that volume characteristics of trade between the province and Russia significantly didn't increase within the last ten years, spheres and depth of cooperation objectively extend, new instruments and institutes of effective interaction are created.
Keywords: People's Republic of China, Province of Heilongjiang, Russia, the Russian Far East, external economic cooperation.
References:
1. Lu Hao. Heilongjiang's leadership in trade and investment with Russia will further strengthen economic cooperation with Russia. URL: http://www.ccpit.org/Contents/ Channel_3974/2016/0713/670844 / content _670844.htm, 07/15/2016
2. Materials on Sino-Russian cooperation. URL: http://www.chinaru.info/ zhongejmyw/zhongemaoyi/54828.shtml, 11/05/2018
3. Heilongjiang Province is making every effort to increase the level of trade and economic cooperation with Russia. URL: http://www.hkcd.com/content_p/2018-03/09/content_55563.html
4. Heilongjiang Province cooperation with Russia has entered a comprehensive era, local cooperation has also reached a new level. URL: http://www.heihe.gov. cn/info/ 1185/87781.htm, 12.02.2018
5. Statistics from the Heilongjiang Commerce Department, URL: http://www. hljswt.gov.cn.
Reference to the article
Zou Xiuting. Research of economic and trade cooperation between the province of Heilongjiang and Russia for the last ten years // Power and Administration in the East of Russia. 2019. No. 1 (86). Pp. 14-21. DOI 10.22394/1818-4049-2019-86-1-14-21