Научная статья на тему 'Экономика провинции Хэйлунцзян: перспективы развития в контексте реализации целевых программ'

Экономика провинции Хэйлунцзян: перспективы развития в контексте реализации целевых программ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1951
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PROGRAM / РЕГИОН / REGION / ПРИГРАНИЧЬЕ / ХЭЙЛУНЦЗЯН / КИТАЙ / CHINA / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / RUSSIAN FAR EAST / BORDER AREAS / HEILONGJIANG PROVINCE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Изотов Дмитрий Александрович

В статье дан обзор целевых программ, определяющих долгосрочное развитие экономики провинции Хэйлунцзян. Показано, что в провинции запланирована реализация структурных реформ, нацеленных на улучшение качественных характеристик экономики, в том числе за счёт интенсификации взаимодействий с российскими приграничными регионами. Анализ содержания целевых программ позволил сформулировать сценарии взаимодействия российских приграничных регионов и провинции Хэйлунцзян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economy of Heilongjiang Province: Development Prospects in the Context of Implementation of the Target Programs

The article presents an overview of target programs determining long-term economic development of Heilongjiang Province. It is shown that in this province planned to implement structural reforms to improve the quality characteristics of the economy, including through the intensification of cooperation with the Russian border regions. An analysis of the content of the target programs allowed the author to formulate scenarios of cooperation between Russian border regions and Heilongjiang Province.

Текст научной работы на тему «Экономика провинции Хэйлунцзян: перспективы развития в контексте реализации целевых программ»

1E H1 f £ Jo J .1 im 1

» K-IÏT

кегианапистика

' J.

■Ж

DOI: 10.14530/reg.2015.4

ИЗОТОВ Дмитрий Александрович

Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042

IZOTOV Dmitry

Alexandrovich

Ph.D. in economics, senior research fellow Economic Research Institute FEB RAS, 153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042

[email protected]

W&ZГ : I

УДК 332 + 339

m

^Wm -

Программа развития, регион, Китай, Дальний Восток России

приграничье, Хэйлунцзян,

Development program, region, province, China, Russian Far East

mm

ЭКОНОМИКА ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

В статье дан обзор целевых программ, определяющих долгосрочное развитие экономики провинции Хэйлунцзян. Показано, что в провинции запланирована реализация структурных реформ, нацеленных на улучшение качественных характеристик экономики, в том числе за счёт интенсификации взаимодействий с российскими приграничными регионами. Анализ содержания целевых программ позволил сформулировать сценарии взаимодействия российских приграничных регионов и провинции Хэйлунцзян.

ECONOMY OF HEILONGJIANG PROVINCE: DEVELOPMENT PROSPECTS IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE TARGET PROGRAMS

The article presents an overview of target programs determining long-term economic development of Heilongjiang Province. It is shown that in this province planned to implement structural reforms to improve the quality characteristics of the economy, including through the intensification of cooperation with the Russian border regions. An analysis of the content of the target programs allowed the author to formulate scenarios of cooperation between Russian border regions and Heilongjiang Province.

border areas, Heilongjiang

© Изотов Д.А., 2015

!

» К-1УТ

Ж

кегионалмстика

УЛ.

У ЪУ .Мл

ш

Е?

■т

|).К г.

DOI: 10.14530/гед.2015.4

Введение

Приграничные территории всегда были в сфере пристального внимания государств. В 1990-2000-е гг. заметно укрепились внешнеэкономические связи регионов России с территориями соседних государств, к которым относится и Китай. В последнее время наблюдается обоюдное стремление руководства России и Китая придать положительный импульс развитию своих периферийных территорий, прилегающих к границе (для России - восточных регионов; для КНР - регионов Северо-Востока), за счёт наращивания инвестиций в инфраструктуру и создания условий для привлечения капиталовложений в опережающие точки роста и перспективные отраслевые проекты.

За последние полтора десятилетия органы власти Китая, как центрального, так и регионального уровней, стали уделять значительное внимание развитию своих приграничных территорий, реализуя для этого целевые программы, формируя зоны с льготным режимом хозяйствования, снимая инфраструктурные ограничения, поощряя расширение торгово-экономических отношений с сопредельными регионами зарубежных стран. Одной из заметных инициатив китайского центрального правительства, направленных на ускоренное развитие приграничных с Россией регионов Китая, является реализация «Плана возрождения экономики Северо-Востока КНР» [11], в рамках которого провинциальными властями были разработаны программные документы. За счёт сокращения неэффективных предприятий государственного сектора, диверсификации экономической структуры в пользу развития сельскохозяйственного производства, сектора услуг и наукоёмких предприятий, центральные и региональные органы власти КНР стремятся придать положительный импульс развитию экономики и добиться ослабления социальной напряжённости на Северо-Востоке Китая. Для координации реализуемых мер в 2004 г.

при Госсовете КНР была учреждена Канцелярия руководящей группы по регулированию и возрождению старых промышленных баз Северо-Востока Китая.

Китайское руководство прилагает усилия, создавая условия для долгосрочного поступательного развития экономики и уделяя при этом внимание решению структурных проблем, а также способствуя интенсификации приграничного сотрудничества. С этой целью в последнее время были одобрены планы дальнейшего реформирования экономики регионов Северо-Востока, к которым относится приграничная с регионами юга Дальнего Востока провинция Хэйлунцзян. По причине тесных экономических взаимосвязей с приграничными регионами российского Дальнего Востока, сформировавшихся ввиду наличия протяжённой государственной границы, а также трансграничной транспортной инфраструктуры, взаимодействия с российским рынком в провинции Хэй-лунцзян традиционно рассматриваются как один из главных факторов интенсификации экономического развития данного китайского региона [6].

Предполагается, что реализация указанных планов, а также различного рода документов, принятых на уровне провинции, будет определять развитие китайского приграничного региона на ближайшие 1520 лет. Представляется необходимым учитывать стратегический подход китайской стороны к развитию своих приграничных территорий, а также направления сотрудничества с сопредельными регионами российского Дальнего Востока, закреплённые в руководящих экономических документах, направляющих современное экономическое развитие как Северо-Востока Китая в целом, так и провинции Хэйлунцзян в частности, для процесса выстраивания российской экономической политики в трансграничном регионе, которая может быть формализована в рамках сценариев долгосрочного двустороннего взаимодействия.

!

к шл

Ft

» K-IVT

кегионалшика

Ы-J О:'"'--

УЛ.

w \ к

■Ж

fit

v

m

IKK L

т;

DOI: 10.14530/reg.2015.4

тШшш

Развитие экономики провинции Хэйлунцзян: текущие показатели

Провинция Хэйлунцзян входит в число так называемых «старопромышленных баз», характеризующихся относительно большой долей предприятий тяжёлой промышленности, находящихся в государственной собственности, которые в современных условиях столкнулись с трудностями в модернизации производства и сбыте продукции и скрытой безработицей. В 2003-2010 гг. по отношению к регионам Северо-Востока Китая реализовывался соответствующий план возрождения экономики [11].

Статистические данные показывают, что большинство целей плана в провинции Хэйлунцзян было достигнуто: среднедушевой ВРП был удвоен; структура экономики диверсифицирована в пользу сектора услуг и сельскохозяйственного производства; проводится разгосударствление предприятий тяжёлой промышленности; привлекаются прямые иностранные инвестиции; осуществляется наращивание поставок продукции на национальный рынок и рынок стран АТР. Реализация плана оказала в целом положительное воздействие на экономику провинции, в основном за счёт широкомасштабных капиталовложений в инфраструктуру [5], а также создания полюсов роста. На среднесрочную перспективу

региональными органами власти реализуется «Двенадцатый пятилетний план социально-экономического развития провинции Хэйлунцзян 2011-2015 гг.» [38].

Во многом благодаря сравнительно быстрой адаптации к общим структурным трансформациям, происходившим в национальной экономике, с 2000 г. провинция не входит в перечень отсталых регионов, занимая среди всех китайских регионов 17 место как по абсолютному, так и по среднедушевому размеру ВРП. У провинции имеется целый ряд преимуществ, реа-

_ _____^»мш

лизуя которые, регион способен добиться качественного улучшения экономической структуры в долгосрочном периоде. К естественным преимуществам экономики провинции относятся прямое железнодорожное и автомобильное сообщение с российскими приграничными регионами Дальнего Востока и Забайкалья, а также значительный по масштабу и структуре природно-ресурсный потенциал. Провинция является одним из ведущих производителей сельскохозяйственной продукции в КНР, с общей площадью сельхозугодий 11,5 млн га (из них пастбищ - 4,3 млн га). Месторождения золота и графита провинции Хэйлунцзян являются крупнейшими в Китае. Также в провинции имеются крупные месторождения серебра, меди, свинца, вольфрама, цинка, молибдена, нефти, каменного угля, соды, кварца, мрамора и слюды. Провинция является ведущим производителем продукции деревообработки в КНР, занимает первое место в стране по производству сырой нефти, добываемой на Дацинском месторождении (в 2013 г. на провинцию приходилось почти 20% общего объёма добычи сырой нефти в Китае [27]).

В последнее время для провинции Хэйлунцзян характерны высокие темпы экономического роста, превышающие общенациональные показатели. Во многом из-за структурных особенностей экономика провинции имеет сравнительно низкую экспортную квоту, а по валовому продукту и инвестициям в основные фонды на душу населения отстаёт от средних по КНР значений (табл. 1).

Доля в валовом промышленном выпуске государственных предприятий провинции снижается: с 79,6% в 2002 г. до 47,2% в 2013 г.. Также заметно изменилось соотношение секторов экономики в пользу сферы услуг (с 32,6% в 2002 г. до 41,4% в 2013 г.) и сельскохозяйственного производства (с 11,5% в 2002 г. до 17,5% в 2013 г.) [27].

!

" Ж -I I -Ш \Ш :

■■■ •••> У'". ■ ,\Л Л

» К-1УТ

кегионапшика

Ш \

< л,

DOI: 10.14530/reg.2015.4

■.а/ :...

|).К Г,

а

..л--

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели КНР и провинции Хэйлунцзян

...»•

Показатели Годы

2009 2010 2011 2012 2013

КНР

Темп роста ВВП, % 109,2 110,4 109,3 107,7 107,7

ВВП на душу населения, долларов 3 752,4 4 425,1 5 422,3 6 091,4 6 751,1

Инвестиции в основные фонды на душу населения, долларов 2 485,0 2 781,9 3 579,9 4 402,9 5 305,3

Экспорт / ВВП, % 24,1 26,8 26,3 25,0 24,2

Провинция Хэйлунцзян

Население, млн человек 38,3 38,3 38,3 38,3 38,4

ВРП, млрд долларов 125,8 152,9 193,8 216,9 231,7

Темп роста ВРП, % 111,4 112,7 112,3 110,0 108,0

ВРП на душу населения, долларов 3 289,3 3 991,8 5 055,9 5 656,1 6 042,6

Инвестиции в основные фонды на душу населения, долларов 1 926,0 2 620,1 3 003,7 4 004,9 4 811,0

Экспорт/ВРП, % 5,0 5,6 4,8 4,6 5,3

Источник: Данные Национального статистического бюро КНР.

В кооперации с Мировым банком в 2006-2011 гг. в провинции Хэйлунцзян был реализован крупномасштабный проект, направленный на качественное улучшение показателей молочного животноводства 10 тыс. хозяйств. В рамках проекта были полностью или частично решены следующие задачи: увеличение масштабов, улучшение качества и рост экономической эффективности производства молочной продукции; улучшение генетики и условий выращивания племенного фонда; минимизация негативных последствий для окружающей среды; улучшение управления, мониторинга и оценки молочного животноводства провинции [18]. В итоге по поголовью молочных коров провинция заняла первое место в КНР [30]. С целью создания кооперационных связей между сельхозпроизводителями провинции в 2014 г. было осуществлено финансирование в размере 33 млрд юаней, а также были вы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

плачены субсидии в размере 246 млн юаней на покупку сельхозтехники и удобрений [33].

Для генерации и ускоренного внедрения инновационных технологий в производственный сектор в провинции Хэй-лунцзян функционируют две зоны технико-экономического освоения (ЗТО), расположенные в городах Дацин и Харбин, а также зона освоения высокотехнологичного производства (ЗОВТП) в г. Харбин. ЗТО г. Дацин (специализация - выпуск продукции нефтехимии, новых материалов и информационных технологий) является крупнейшей в провинции с точки зрения произведённой валовой добавленной стоимости (54,2 млрд юаней в 2013 г.) и концентрации предприятий (более 3 тысяч) [21], некоторые из которых являются крупнейшими в КНР. ЗТО в г. Харбин специализируется в выпуске автомобилей и запчастей, а также медицинского оборудо-

» li-D" Г

Ш

кегионалмстика

УЛ.

■ \\

»«у

> Мл

WPii

I ■■■■■ ЧС ' \Т \ШЕлL i

вания, электроники, продукции текстильной и пищевой промышленности, а ЗОВТП - в адаптации технологий в оптике, механике, биологии, медицине и электронике для предприятий Северо-Востока КНР [25].

Прямые иностранные инвестиции в провинции концентрируются в промышленном производстве (63,3%), добыче природных ископаемых (7,6%) и строительстве (7,4%). В последнее время основным источником ПИИ в Хэйлунцзян является Гонконг (2,6 млрд долларов, или 57% от общего объёма ПИИ за 2013 г.). Другими крупными иностранными инвесторами в 2013 г. были Британские Виргинские острова, Великобритания, Сингапур и США [27]. По имеющейся информации, инвестиции из России в провинцию осуществляются через юрисдикции других стран (Британские Виргинские острова и Великобритания). Размер инвестиций из провинции Хэйлунцзян в Россию достиг одного 1 млрд долларов, что составило более 30% общего объёма китайских капиталовложений в российскую экономику [1].

Россия является крупнейшим тор-вым партнёром провинции, на которого приходится почти 25% её товарооборота (22,4 млрд долларов в 2013 г.; прирост по сравнению с предыдущим годом - 5,8%). С ориентацией на российский рынок в винции функционируют три зоны ничного экономического сотрудничества: Хэйхэ (граничит с г. Благовещенск), фэньхэ и Дуннин (соответственно граничат с посёлками Приграничный и Полтавка Приморского края). В Суйфэньхэ ся крупная логистическая зона, которая будет использоваться для обслуживания российско-китайской торговли, в том числе - для складирования и распределения товаров, заказанных через Интернет [15; 31]. По самым приблизительным расчётам, экспорт провинции в Россию на 40% стоял из товаров, произведённых в других регионах КНР, что указывает на

DOI: 10.14530/reg.2015.4

. г1'

л-'

. ■■■ -

ние ею роли транзитной территории для связи с российским рынком.

Нельзя не отметить, что экономика Хэйлунцзян остро реагирует на снижение темпов прироста национальной экономики, колебания мировых рынков сырьевых товаров, а также на негативные тенденции на российском рынке. В 2014 г. прирост экономики провинции снизился до 6%, что было связано с падением цен на продукцию добывающих отраслей и лесного хозяйства на внутреннем рынке, а также с сокращением прироста инвестиций в основные фонды (с 17% в 2013 г. до 5% в 2014 г.) и резким падением стоимостных объёмов экспорта (12,4% - прирост в 2013 г., -4% - в 2014 г.). В том числе в связи с данными обстоятельствами в провинции увеличился уровень городской безработицы (с 4,0% в 2013 г. до 4,5% в 2014 г.) [33]. Можно также отметить, что в провинции Хэйлунцзян весьма непросто проходит реформирование традиционных отраслей хозяйствования, к которым относятся прежде всего угольная и металлургическая промышленность, а также тяжёлое машиностроение. Существуют социальные проблемы в так называемых «моногородах», расположенных в основном в приграничных с Россией уездах.

Перспективы экономики провинции Хэйлунцзян в контексте программ развития

Для преодоления существующих негативных тенденций, а также создания в долгосрочной перспективе предпосылок для поступательного развития в отношении экономики провинции Хэйлунцзян в настоящее время осуществляется реализация ряда программ и проектов национального и регионального уровней, в большинстве из которых территориальное соседство с Россией рассматривается как один из источников экономического роста региона (табл. 2).

!

t£Riа, Ж1.1Ш \ш

» li-D" Г

кегианапистика

M

Ok:

»

К

f-—

Ш S? nCT'ih

¡afïr»

IKK L

JkV/Â

-s. -- л v м / Л

DOI: 10.14530/reg.2015.4

ш

•Л Ш» "

m

. ./üf

Таблица 2

Текущие целевые программы развития экономики провинции Хэйлунцзян

Название документа Временные рамки Исполнители

«Комплексный план восстановления старой промышленной базы провинции Хэйлунцзян» 2003-2010 гг., далее - до 2020 г. Руководство провинции Хэйлунцзян

«Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока КНР» 2009-2018 гг. Правительство РФ и региональные власти регионов Дальнего Востока России, Госсовет КНР и региональные органы власти Северо-Востока Китая

«План приграничного развития и открытости Северо-Востока КНР в Хэйлунцзян и Внутренней Монголии» 2013-2025 гг. Госсовет КНР и руководство Хэйлунцзян и АР Внутренняя Монголия

«Проект создания Восточного сухопутного и морского экономического пояса Шёлкового пути» 2013-2025 гг. Руководство провинции Хэй-лунцзян

«Сделано в Китае 2025» 2013-2025 гг. Госсовет КНР, отраслевые министерства, региональные власти

«План реформирования экономики провинций Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян и части АР Внутренняя Монголия» 2014-2020 гг. Госсовет КНР и руководство регионов СВК

Источники: [2; 3; 13; 22; 34; 37; 44].

«Комплексный план восстановления старой промышленной базы провинции Хэйлунцзян». В данном плане, реализуемом властями провинции (с текущими дополнениями) с 2003 г. [2; 3], ставится ряд взаимосвязанных задач: ускоренное развитие и модернизация предприятий шести базовых отраслей (нефтедобывающей, нефтехимической, деревоперера-ботки, машиностроения, фармакологии и пищевой промышленности); дальнейшая реализация политики «открытых дверей»; расширение сельскохозяйственной базы провинции; повышение уровня жизни и модернизация системы социального обеспечения; улучшение экологической ситуации. Согласно данному документу, провинция стремится стать центром широкомасштабного сотрудничества с Россией за счёт укрепления и расширения масштабов

экономического взаимодействия с сопредельными российскими территориями. В рамках плана правительство провинции руководствуется долгосрочной стратегией создания открытой приграничной зоны в бассейне реки Амур по линии государственной границы с Россией. Опорными пунктами зоны выступают пограничные речные порты КНР на реках Амур и Уссури, а опорными базами - города Хэйхэ, Цзягдачи, Хэган, Цзиси, Шуанъяшань, Цзямусы и Муданьцзянь.

2). «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока КНР на 2009—2018 гг.». Указанная программа [13] представляет собой перечень инвестиционных проектов и объектов, нуждающихся в капиталовложениях, а также мероприятий организационного ха-

ft !]Ci; Ft

» fi-ffT

кегионалмстика

-Л.

■/ ^ Мл

\мл

R

■Ж

DOI: 10.14530/reg.2015.4

7

ЛЬ. I). К' I

рактера, которые могут способствовать развитию двустороннего сотрудничества. В провинции Хэйлунцзян в рамках программы продекларирована реализация 33 проектов, среди которых: производство фосфорных удобрений; выпуск титановой губки; создание производственных мощностей по выпуску поликристаллического кремния; производство химических материалов; выпуск лесной продукции и строительных материалов; строительство торговых и логистических центров на приграничной с российским Дальним Востоком территории [4]. В стадии реализации находится 15 ключевых проектов программы, на которые приходится более 80% стоимости всех проектов, намеченных китайской стороной [39].

Можно отметить, что на территории Хэйлунцзян единственным российским инвестором в проектах программы является компания IRC Ltd (ГК «Петропавловск»), осуществляющая производственную и инвестиционную деятельность в ЕАО и в Амурской области на базе комплексного использования Кимкано-Сутарского месторождения железных руд. Российская компания осуществляет строительство завода по производству титановой губки в г. Цзямусы (китайский партнёр - Алюминиевая корпорация Китая (Chinalco)) с инвестициями в 350 млн долларов [10], а также производит пентооксид ванадия в г. Шуанъяшань (китайский партнёр - Heilongjiang Jianlong Group Co., Ltd) с собственными инвестициями в 20 млн долларов.

Проект по производству фосфорных удобрений в приграничном с ЕАО провинциальном уезде Хэган без участия российского бизнеса осуществляют Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация (CNOOC) и Heilongjiang Long May Mining Holding Group. Источником производства удобрений будет российское сырьё [26], добываемое на Евгеньевском месторождении в Амурской области. В перспективе продукция предприятия будет реали-

зовываться в самой провинции, а также экспортироваться в российские регионы.

В стадии реализации находится ряд высокотехнологичных проектов программы, к которым относится производство поликристаллического кремния в городах Муданьцзян и Хэйхэ, химических углеводородных материалов в г. Муданьцзян, а также сверхтонкой однородной графитовой продукции [36; 39].

В рамках проектов рассматриваемой программы осуществляются инвестиции как в приграничную торгово-производственную и туристическую инфраструктуру, так и в создание вблизи крупных агломераций региона рынков для российских сырьевых товаров [39; 41]. К данным объектам относятся: лесной оптовый рынок и комплекс по глубокой переработке древесины в уезде Биньси г. Харбин; предприятие по производству и сборке электротехнической продукции в уезде Дуннин; торговый центр в уезде Фуюань; туристическая база в уезде Мохэ; туристические парки в городах Хэйхэ и Дацин; производство минеральной воды в г. Уда-лянчи.

3). «План приграничного развития и открытости Северо-Востока КНР в Хэйлунцзян и Внутренней Монголии».

Согласно данному документу [37], планируется придать положительный импульс экономическому развитию территории двух регионов КНР за счёт создания современной пограничной и транспортной инфраструктуры, осуществления опережающего развития приграничных городов, преодоления структурных диспропорций в экономике, создания институциональных условий для наращивания российско-китайского товарооборота, развития сельскохозяйственного машиностроения, металлургии, производства строительных материалов, глубокой переработки импортной древесины, угля и нефти, развития трансграничного туризма, создания международных транспортных хабов и научно-технологических парков. Положительные

Щт

Ш

!

» li-D" Г

Ш

кегионапшика

\ II

' J-

|).К г.

DOI: 10.14530/reg.2015.4

—Sei

экстерналии от взаимодействия с российской экономикой, как предполагается, получат все 13 уездов провинции (рис. 1).

Основополагающим разделом документа является развитие уездов Хэйлунц-зян, а также приграничных с Россией китайских городов, с опорой на крупнейшую агломерацию провинции - г. Харбин, который призван стать связующим звеном между российским и китайским рынками. Власти Харбина планируют открыть бондовую зону, которая позволит ускорить создание многоуровневой, многоотраслевой трансграничной структуры, направленной на сотрудничество с Россией.

В уезде Цзямусы сосредоточены предприятия, специализирующиеся в выпуске сельскохозяйственной техники и оборудования, крупнейшим из которых по объёму прибыли и выплатам в бюджеты

всех уровней является John Deere (Jiamusi) Agricultural Machinery Co., Ltd. [28]. В рамках плана в данном уезде предполагается создать условия для массового выпуска продукции сельского хозяйства, в том числе свежих овощей, а также для развития производства угля и целлюлозно-бумажной продукции, создание международного логистического хаба.

Основой экономики уезда Хэган является добыча и переработка угля (первое место по выпуску в провинции), осуществляемая государственной компанией Hegang Mining Industry Group [19]. В уезде также осуществляется добыча графита общенационального значения (Hegang Aoyu Graphite Co., Ltd) [16]. В последнее время в связи с реструктуризацией угольной промышленности КНР для трудоустройства части сокращённого персонала в уезде по-

Рис. 1. Административно-территориальное деление провинции Хэйлунцзян

Примечание: цифрами обозначены уезды провинции: 1 - Харбин; 2 - Цицикар; 3 - Муданьцзян; 4 - Цзямусы; 5 - Дацин; 6 - Цзиси; 7 - Шуанъяшань; 8 - Ичунь; 9 - Цитайхэ; 10 - Хэган; 11 - Хэйхэ; 12 - Суйхуа; 13 - Дасинъаньлин.

I

» li-D" Г

Ш

кегионалмстика

УЛ.

|).К Г,

DOI: 10.14530/reg.2015.4

—Sei

лучило поддержку от провинциальных властей развитие предприятий лёгкой промышленности (Heilongjiang Xingye; Hegang Wanda), а также пищевой промышленности и молочного животноводства (Heilongjiang Agricultural Cultivation Zhengyuan Dairy Co., Ltd.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Ичуне будут сконцентрированы производственные мощности провинции для переработки сырьевых товаров из России. Уезд специализируется в производстве продукции лесной промышленности [40] и переработке недревесных ресурсов леса, где в качестве источника сырья используется как российский импорт, так и собственные ресурсы [23]. Другим направлением специализации экономики уезда является сельскохозяйственное производство в рамках кооперативов и семейных хозяйств: выращивание сои, птице- и животноводство [43].

Анализ рассматриваемого плана показывает, что с точки зрения перспективной специализации уезды провинции в рамках отдельных отраслей хозяйства будут конкурентами. В уезде Цзиси предполагается глубокая переработка угольных ресурсов, производство шахтного оборудования, производство и экспорт сельскохозяйственной продукции; в Цитайхэ -выпуск продукции углехимии, сельскохозяйственного машиностроения и мебели; в Цицикаре - производство продукции пищевой, металлургической, химической и тяжёлой промышленности, создание технологических инкубаторов для поддержки экспорта; в Дацине - эффективное использование ресурсов нефти и газа, производство нефтехимического и газохимического оборудования, переработка сельхозпродукции; в Суйхуа - производство материалов на основе кремния, а также производство продукции растениеводства и животноводства; в Цзягэдачи - выпуск продукции растениеводства, лесоматериалов, а также предоставление туристических услуг. В рамках плана с ориентацией на Россию предусматривается ускоренное разви-

4M •;

.11 ^ ЭД&й" • •¿■ш-t

. ■■■■ -

тие приграничных городов (Хэйхэ, Суй-фэньхэ, Фуюань, Тунцзян и др.). Предполагается привлечение прямых инвестиций в совместные с Россией проекты: деревообработка; выпуск нефтепродуктов, сырьевых товаров, строительных материалов; строительство торговой инфраструктуры; сотрудничество в рамках индустриальных парков, туризме, научной сфере и охране окружающей среды.

4). «Проект создания Восточного сухопутного и морского экономического пояса Шёлкового пути». В рамках проекта [22] предполагается модернизация транспортной инфраструктуры для наращивания объёма перевозок в рамках Китайской Чанчуньской железной дороги (бывшая КВЖД) через российскую территорию в Европу (Суйфэньхэ - Маньчжурия - Россия - Европа и Суйфэньхэ - морские порты российского Дальнего Востока). Согласно планам, расширение возможностей транзитных перевозок позволит снизить транспортные расходы, будет способствовать развитию более рациональной логистики и модернизации промышленности прилегающих к границе уездов провинции, а также экономическому развитию всех городов китайского региона. Особое место в построении экономического пояса провинции отдаётся строительству железнодорожного моста на границе с ЕАО (Нижнеленинское - Тунц-зян), а также привлечению российских фирм в промышленные кластерные структуры региона.

5). «Сделано в Китае 2025». Данная программа [35] является общенациональной, но имеет специфику на региональном уровне. В провинции Хэйлунцзян руководящими органами власти с опорой на провинциальные предприятия, университеты и НИИ [44] определяются возможности долгосрочного (до 2025 г. и далее до 2050 г.) развития экономики. Упор сделан на инновационное развитие промышленного производства по следующим направлениям: отрасль информационных техно-

I

к !] Ci Л; Ft

» li-D" Г

кегионалмстика

-Л.

\\ \ Ii

а

■Ж

DOI: 10.14530/reg.2015.4

7

|).К' ! Ъ

логий; станкостроение и робототехника; аэрокосмическая отрасль; судостроение; строительство железнодорожного транспорта; адаптация энергосберегающих технологий и выпуск транспортных средств, работающих на новых источниках энергии; энергетическое машиностроение; сельскохозяйственное машиностроение; новые материалы; биофармацевтика и производство передовой медицинской техники. Предполагается, что в долгосрочном периоде реализация данной программы на региональном уровне будет способствовать улучшению качественных характеристик продукции, что приведёт к наращиванию его экспорта, в том числе на российский рынок.

6). «План реформирования экономики провинций Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян и части АР Внутренняя Монголия». Принятый в 2014 г. план [34], который можно считать продолжением «Плана возрождения старопромышленной базы», следует признать наиболее масштабным программным документом, реализация которого, как предполагается, будет определять конкурентные позиции экономики провинции Хэйлунцзян в долгосрочной перспективе. В целом, этот документ согласуется с основным предполагаемым вектором развития китайской экономики в рамках последующей пятилетки (20162020 гг.) [32]. Центральные и региональные органы власти КНР планируют осуществить дальнейшее разгосударствление экономики Северо-Востока КНР, способствовать эффективному развитию сельскохозяйственного сектора, улучшить городскую инфраструктуру, поддержать десятки капиталоёмких проектов региона, а также создать современную транспортную инфраструктуру [17]. Финансирование мероприятий этого плана будет смешанным: за счёт средств центрального и регионального бюджетов, частных инвестиций, а также привлечения кредита Китайского банка развития в размере 60 млрд юаней для возведения доступного жилья и логистиче-

J 2. "'

ских объектов для хранения и распределения зерновых культур.

Взаимодействие экономики Хэйлунцзян с регионами Дальнего Востока: сценарии

Анализ целевых программ развития Хэйлунцзян позволяет, с одной стороны, определить общий вектор развития экономики провинции в долгосрочном периоде, который будет выступать как «общий фон», опосредованно влияющий на интенсификацию двусторонних отношений, а другой стороны - направления взаимодействий с российской экономикой и с приграничными регионами России, в том числе на перспективу.

Можно предположить, что в долгосрочном периоде экономическое воздействие провинции Хэйлунцзян на хозяйственный комплекс приграничных российских регионов и на российский рынок в целом будет только увеличиваться. В пользу этого говорит тот факт, что руководство провинции предполагает, опираясь на собственные планы экономического развития, увеличить торговый оборот с Россией до 25 млрд долларов к 2015 г., до 50 млрд долларов - к 2020 г. и до 70 млрд долларов - к 2025 г. [12], что, по имеющимся оценкам, будет составлять не менее четверти общего стоимостного объёма российско-китайской торговли.

Имеющийся материал позволяет на качественном уровне определить воздействие развития экономики провинции Хэйлунцзян на приграничные российские территории в рамках двух ближайших десятилетий. Конечно, конъюнктурные факторы внешней среды могут в значительной мере исказить «намечающийся» вектор интенсификации двусторонних взаимодействий. Также необходимо отметить, что реальный масштаб экономических взаимодействий между российскими приграничными регионами и провинцией объективно оценить крайне проблематично ввиду ис-

I

к !] Ci Л; Ft

» li-D" Г

кегионалмстика

-Л.

\\ \ Ii

а

■Ж

|).К Г,

DOI: 10.14530/reg.2015.4

—Sei

кажений в статистике двусторонних экономических взаимодействий, а также отсутствия данных по непосредственному взаимодействию регионов двух стран: статистический учёт торговых и инвестиционных взаимодействий российских регионов и провинции Хэйлунцзян не ведётся. Даже при оперировании агрегированными данными оценка двусторонних экономических взаимодействий будет крайне фрагментарной по причине не учитываемых статистикой межрегиональных потоков товаров, капиталов и рабочей силы в рамках единого пространства стран (России или Китая). С другой стороны, даже агрегированные статистические данные, характеризующие взаимодействие Дальнего Востока с китайской экономикой, позволяют заключить, что Китай является одним из основных торгово-экономических партнеров Дальнего Востока среди стран дальнего зарубежья.

При описании базового сценария взаимодействия необходимо руководствоваться основными целевыми установками развития провинции Хэйлунцзян, согласно которым в долгосрочном периоде произойдёт рост макроэкономических показателей, улучшение структурных и социальных характеристик экономики:

1). Рост объёмов производства, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение её качественных характеристик. В ближайшие годы в провинции будут реализовываться сельскохозяйственных проектов с льготным механизмом финансирования, создаваться эффективные формы хозяйствования, осуществляться инновационное развитие земледелия, расширяться рынки сбыта выпускаемой продукции, увеличиваться кредитование малого бизнеса и сельхозпроиз-водства. В провинции осуществляется поддержка 69 тыс. сельхозкооперативов, а также 105 тыс. семейных фермерских хозяйств; проводится сертификация продукции; принимаются меры по повышению урожайности сельскохозяйственных куль-

. г1'

4M •;

.11 ^ ЭД&й" • •¿■ш-t

. ■■■■ -

тур (соя); практикуется приобретение излишков зерна у хозяйств для стабилизации цен на провинциальном и региональном рынках; увеличивается численность поголовья крупного рогатого скота и свиней с целью массового экспорта мясной продукции на российский рынок [33]. Также в провинции создаётся китайско-российский животноводческий агрокомплекс на 100 тыс. молочных коров с проектной стоимостью в 1 млрд юаней. Строительство мегафермы ведёт Zhongding Dairy Farming (КНР) при участии российской компании «Северный бур». Произведённая агрокомплексом продукция будет ориентирована на российский рынок, а кормовая база будет выращиваться как в Китае, так и в России на общей площади 100 тыс. га [8]. Поэтому в перспективе следует ожидать роста поставок из провинции Хэйлунцзян мясной и молочной продукции, которая будет способна заместить импорт из прочих зарубежных стран, а также из других регионов России. Что представляет вызов для сельхозпроизводителей юга Дальнего Востока, а также ставит вопрос о целесообразности создания и поддержки сельхозпроизводств соответствующей специализации.

2). Повышение качественных характеристик и конкурентоспособности выпускаемой промышленной продукции, рост валовой добавленной стоимости промышленных предприятий. В долгосрочном периоде можно будет наблюдать повышение общей экономической эффективности промышленного производства, опирающегося на инженерно-технологические научно-исследовательские центры, включение провинциальных предприятий в производственные цепочки Восточной Азии, продвижение системы кредитных гарантий, применение системы лизинга для получения новейшего оборудования, создание промышленно-инвестиционного фонда Северо-Востока КНР, осуществление глубокой переработки импортной нефти и сельскохозяйственной продукции в

» К--Б"Г

Ш

кегионалмстика

»«у

■/ ^ Мл

/У -¿i ^ -. , ^.^f'f

|).K I

DOI: 10.14530/reg.2015.4

приграничных уездах, увеличение импорта лесной продукции в связи с прекращением коммерческой вырубки леса. В ближайшее десятилетие бизнес-круги провинции могут увеличить поставки на российский рынок целого спектра промышленной продукции. Возможно, предприятиям провинции удастся нарастить поставки машин и оборудования за счёт связанных кредитов российскому бизнесу на Дальнем Востоке России. Как показывает опыт, китайские компании активно привлекаются в роли подрядчиков при строительстве производственных мощностей для добычи и переработки минеральных ресурсов. Возможно, что данная тенденция будет только усиливаться. Вероятно, что по причине широкомасштабной реструктуризации угольной отрасли провинции в долгосрочном периоде будет налажен импорт угля и природного газа из регионов Дальнего Востока. Запрет на вырубку собственных лесных насаждений является фактором, в значительной степени сдерживающим экономический рост ряда приграничных уездов (например, уезда Ичунь), провинции. Поэтому загрузка новых лесоперерабатывающих мощностей при одновременном снижении собственной вырубки будет осуществляться за счёт увеличения импорта древесины из России, в первую очередь, из регионов Сибири и Дальнего Востока. Предприятия провинции также рассчитывают добиться роста объёмов производства нефтепродуктов путём расширения и модернизации нефтепереработки, импортируя сырую нефть из России.

3). Строительство современной транспортной инфраструктуры: сооружение высокоскоростных железных дорог, расширение пропускной способности и транзитных функций имеющихся аэропортов и возведение новых. В ближайшие два десятилетия власти провинции Хэйлунцзян планируют перехватить часть транзита грузов в Европу из приморских регионов Китая, а также получить возможность для осуществления широкомасштаб-

ного экспорта собственной продукции на рынки АТР через российские порты. С начала 2015 г. регулярно выполняются рейсы международных грузовых поездов по маршрутам: Шэньян - Харбин - Европа, Тяньцзинь - Харбин - Европа [12]. Вероятно, что в связи с введением в эксплуатацию скоростных железных дорог, транспортный коридор, проходящий через провинцию Хэйлунцзян, станет более эффективным по сравнению с транзитом через порты Приморского края. При наращивании товарооборота России с КНР помимо традиционных железнодорожных пунктов пропуска (Забайкальск - Маньчжурия и Пограничный - Суйфэньхэ) транзит грузов будет осуществляться через пограничные переходы Нижнеленинское - Тунцзян, а также Дуннин - Полтавка. В связи со строительством новых аэропортов и созданием маршрутов скоростных поездов из приграничных городов территория провинции будет использоваться как транспортный узел, связующий российский Дальний Восток со странами Восточной Азии.

4). Решение социальных проблем и расширение потребительского рынка: развитие городской инфраструктуры и реализация программы переселения, расселение городских трущоб, финансирование фондов пенсионного страхования, частичное покрытие расходов на медицинское страхование. В долгосрочной перспективе руководство провинции будет способствовать ускорению урбанизацион-ных процессов и формированию системы социального страхования, создавая тем самым предпосылки для роста качества жизни и, соответственно, роста потребительских расходов, которые будут генерировать рост товарного разнообразия. Для российских приграничных регионов данное обстоятельство будет означать возможность наращивания поставок продукции на крупные городские рынки провинции Хэйлунцзян. Впрочем, у китайских городов появится ещё большая возмож-

!

» К-1УТ

кегионалмстика

\ - -

и I

DOI: 10.14530/гед.2015.4

V; .•••.

У --!£ГГ\

ДЛ.'.^ ---.Й- - • • \

ность для широкомасштабного экспорта товаров на российский рынок, поскольку вследствие эффекта масштаба производство в провинции будет менее затратным, чем в приграничных регионах России.

5). Расширение взаимодействия с внешними рынками, прежде всего с российским. В долгосрочном периоде возможно увеличение приграничной торговли за счёт: специальной политики финансирования; реализации приоритетных проектов с помощью зарубежных капиталовложений; создания безвизового коридора в аэропорте г. Харбин; введения юаня в качестве платежного средства в приграничной торговле; торговли акциями предприятий и прочими обязательствами на внешнем рынке в юанях; увеличения торговли продукцией пищевой промышленности провинции Хэйлунцзян. Развитие двустороннего сотрудничества будет по-прежнему использоваться руководством провинции для модернизации местного производства и создания новых рабочих мест. Россия в перспективе рассматривается региональными властями КНР в роли поставщика природных ресурсов, рынка сбыта продукции, территории для строительства транспортной инфраструктуры с привязкой к китайскому рынку и логистическим центрам провинции. В ближайшее десятилетие в Харбине предполагается создать самый большой в КНР распределительный центр для обработки почтовых посылок, пересылаемых в Россию, а также ускорить темпы строительства логистического технопарка [14]. На прилегающих к Харбину территориях планируется: расширить возможности аэропорта по принятию воздушных судов; создать условия для увеличения масштабов предоставления финансовых и логистических услуг, услуг по организации выставок; наладить выпуск высококачественного оборудования, новых материалов, продукции биотехнологий и других передовых производств.

Опираясь на базовый вариант, можно описать направления по расширению эко-

^ЖЙЙШ^^!^ "5 _______________

номического сотрудничества провинции

Хэйлунцзян с российскими регионами при условии снятия некоторых барьеров в приграничном взаимодействии. Речь идёт о том, что китайские регионы, в отличие от российских, наделены полномочиями для осуществления приграничных взаимодействий. В России же специального федерального законодательства, регулирующего вопросы приграничного взаимодействия российских регионов с соседними территориями иностранных государств, не су-ществует1.

Одним из главных условий существования и повышения эффективности приграничного сотрудничества является отказ от чрезмерной централизации и наделение региональных и муниципальных органов власти достаточно широкими полномочиями. В частности, для приграничных регионов Министерством Дальнего Востока разрабатываются нормативно-правовые акты, на основе которых предполагается интенсифицировать экономические взаимодействия со странами АТР в рамках выделенных приграничных территорий, в которых будут созданы льготные режимы ведения хозяйственной деятельности.

Возможно, создание льготных условий и расширение полномочий во внешнеэкономической деятельности приграничных регионов России будут способствовать увеличению масштабов взаимодействия с внешними рынками, к которым относится и провинция Хэйлунцзян. Такое развитие взаимоотношений в долгосрочном периоде можно обозначить как сценарий интенсификации экономического сотруд-

Внешнеэкономическое сотрудничество приграничных регионов России осуществляется в соответствии с федеральным законом № 4-ФЗ от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Проект федерального закона «О приграничном сотрудничестве», в котором «территория приграничного сотрудничества» является базовым понятием, с 2004 г. находится в стадии разработки и согласования.

!

» li-D" Г

кегионалмстика

\ - -

w

а

жаН5

I 'е'ь,

■■ . I/

|).К L

DOI: 10.14530/reg.2015.4

V; .•••.

ничества.

Возможно, что укрепление в долгосрочном периоде взаимодействия приграничных российских регионов с провинцией Хэйлунцзян и с китайским рынком в целом может выступить для них мощным положительным экзогенным фактором развития, осуществляемого с опорой на первичный сектор экономики, а также на выполнение транзитных функций. В перспективе приграничные регионы Дальнего Востока могут присоединиться к формируемой открытой приграничной зоне провинции Хэйлунцзян в бассейне реки Амур. Конкретными шагами по интенсификации двусторонних взаимоотношений могут послужить: формирование упрощённого пограничного и таможенного режимов в рамках пограничных переходов и прилегающих к ним территорий; свободное хождение валютной пары «рубль - юань»; открытие на приграничных территориях филиалов крупнейших китайских банков. Формирование льготного инвестиционного режима, применение эффективного и гибкого регулирования внешнеторговой деятельности, введение на территории приграничных российских регионов соответствующих правил и гарантий, как предполагается, позволит привлечь в приграничные территории инвестиции из Китая.

Превращение провинции Хэйлунцзян в одного из главных производителей пищевой продукции в КНР предполагает использование российских земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в приграничье: в руководящих документах провинции фиксируются планы долгосрочной аренды соответствующих земельных площадей. При создании прозрачного рынка земель сельскохозяйственного назначения на российской территории и привлечении рабочей силы и специалистов из КНР в хозяйственный оборот с целью производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, а также для экспорта могут быть включены

• ./I-' «S. S йФ'чезЙ^ЯЯ^Е ВД земли, расположенные вдоль устоявшихся

транспортных коммуникаций на юге Дальнего Востока. Возможно также тесное сотрудничество с предприятиями провинции Хэйлунцзян в области сельскохозяйственного машиностроения и создание сети сервисного обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники.

В приграничных уездах провинции Хэйлунцзян (например, в Шуанъяшань [7]) могут быть созданы ориентированные на российский рынок индустриальные парки.

Следует рассмотреть возможность интенсификации двустороннего сотрудничества на микроуровне, предполагающей создание совместных предприятий в регионах Дальнего Востока и провинции Хэйлунцзян, в том числе с целью привлечения кредитных ресурсов из КНР.

Очевидно также, что будут развиваться транспортно-логистическая инфраструктура в российско-китайском приграничье и создаваться новые пункты пропуска.

В провинции Хэйлунцзян с опорой на харбинскую агломерацию может быть создан так называемый «пояс открытости» Муданьцзян - Суйфэньхэ и два крупных промышленно-транспортных пояса Харбин - Дацин - Цицикар и Харбин - Му-даньцзян - Суйфэньхэ [29], а также «зона открытости» от Маньчжурии до Суйфэнь-хэ [24], которые, возможно, будут использоваться как инструмент экономического влияния Китая на страны СевероВосточной Азии [20]. В поступательном развитии данных территорий провинции будут использоваться преимущества, обусловленные экономическим взаимодействием с российскими регионами, а также положительные эффекты внутрипровинци-альной интеграции.

Следует признать, что на территории, на которой находятся сопредельные российские регионы и китайская провинция Хэйлунцзян, сложились две разномасштабные экономические системы. Безус-

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

» К-1УТ

Ж

11

кегионапмстика

'■Ь? «А

УЛ.

_ у Д'..' Л

|).К г.

V Щ

DOI: 10.14530/reg.2015.4

ловно, доминирующей является провинция Хэйлунцзян, что связано с факторами, заложенными в недалёком прошлом: несоизмеримо большая плотность и количество населения по сравнению с российскими регионами, а также наличие сравнительно развитой транспортной инфраструктуры и промышленного производства. С этой точки зрения вследствие реализации целевых ориентиров развития провинции Хэйлунц-зян (руководство которой будет пытаться в ближайшее десятилетие ослабить «анклавный» характер её экономического развития) за большинством регионов юга Дальнего Востока может закрепиться периферийный по отношению к провинции характер.

Заключение

Согласно целевым ориентирам рассмотренных программных документов, в ближайшие 15 лет руководство провинции Хэйлунцзян будет стремиться добиться кардинального улучшения качественных характеристик экономики региона. Фактор соседства с Россией на протяжении последних двух десятилетий активно используется в провинции для наращивания экспорта на российский рынок как производимой в ней продукции, так и товаров из южных регионов Китая, а также для импорта российских сырьевых товаров (прежде всего леса и сырой нефти).

Вероятно, руководство провинции прекрасно осознаёт тот факт, что при падающей добыче нефти на Дацинском месторождении, наличии ряда малоэффективных отраслей промышленности и связанных с ними социальных проблем, которые необходимо будет решать за счёт увеличения долга провинциального бюджета экономика региона может довольно скоро оказаться в состоянии рецессии. Пространства для манёвра у провинциальных регуляторов не так много. Они могут: способствовать увеличению инвестиций в транспортную, производственную и жилищную

инфраструктуру на фоне продолжающегося целенаправленного разгосударствления предприятий, а по сути, создания более эффективных хозяйственных структур; осуществлять поддержку слабо прогнозируемых в своём развитии инновационных производств в рамках зон с льготным режимом; повышать эффективность первичного сектора экономики, прежде всего сельского хозяйства, создавать возможности для роста третичного сектора и выпуска конкурентоспособных потребительских товаров; пытаться реанимировать приграничное сотрудничество с российскими регионами, закрепляя за провинцией «премиальный статус» в Китае как региона, через который осуществляются российско-китайские торгово-экономические взаимодействия, получая таким образом всевозможные льготы и преференции от центральных органов власти и вызывая интерес у бизнес-структур национального значения.

Анализ целевых программ позволил сформулировать два дополняющих друг друга сценария взаимодействия российских приграничных регионов и провинции Хэйлунцзян: базовый сценарий и сценарий интенсификации экономического сотрудничества.

В базовом сценарии предполагается инерционное воздействие реализации основных целевых установок развития провинции Хэйлунцзян. В этом случае можно ожидать: роста поставок на рынок России сельскохозяйственной и промышленной продукции в связи с улучшением её качественных характеристик; увеличения импорта из России сырьевых товаров; переориентации транзита грузов и пассажиропотока с юга Дальнего Востока на транспортные коридоры Северо-Востока КНР и превращения харбинской агломерации в один из крупнейших транспортных хабов, задействованных в торговле Китая с Россией.

Сценарий интенсификации экономического сотрудничества предполагает соз-

!

» li-D" Г

ш

кегионалмстика

ЙЛ

DOI: 10.14530/reg.2015.4

VE.., l).K 1. %

Jffiffiif: 'У^'ЯШЧ'^'Ч" V--?" 1

дание льготных условий для бизнеса и расширение полномочий во внешнеэкономической деятельности приграничных регионов России. Согласно данному сценарию, приграничные регионы Дальнего Востока могут присоединиться к формируемой открытой приграничной зоне провинции Хэйлунцзян, используя упрощенный пограничный и таможенный режимы в рамках пограничных переходов и прилегающих к ним территорий, либерализации валютных и банковских операций; китайская рабочая сила и капитал будут активно привлекаться в первичный сектор экономики; российский и китайский бизнес будут согласовывать интересы в заполнении товарных ниш в рамках реализации проектов со схожей отраслевой специализацией; будет продолжаться усовершенствование транспортно-логистической инфраструктуры и создаваться «пояс открытости» как в рамках приграничной территории, так вдоль крупных транспортных сетей.

Список литературы

1. В 2014 году объём торговли между провинцией Хэйлунцзян и Россией превысил 23 млрд долл. США. URL: http://russian-trade.com/?id=2776#arch2776 (дата обращения: 05.10.2015).

2. Е Сяофэн. Создать открытую зону в пограничных районах, способствовать развитию районной экономики // Сборник докладов IV Международного форума по региональному сотрудничеству и развитию между Китаем и Россией. Харбин, 2006. С. 84-86.

3. Изотов Д.А. Проблемы экономического взаимодействия сопредельных регионов России и Китая // Регионалистика. 2014. Т. 1. № 1. С.48-70.

4. Изотов Д.А. Программа сотрудничества между Востоком России и Северо-Востоком Китая: настоящее и будущее // Пространственная экономика. 2014. № 2. С. 149-176.

5. Изотов Д.А. Северо-Восток Китая в условиях мирового кризиса // Экономика региона. 2010. № 4. С. 229-234.

6. Изотов Д.А., Кучерявенко В.Е. Северо-

«иииияиг--WСД •. « ■-L

Восток Китая в условиях реализации Плана возрождения экономики // Пространственная экономика. 2009. № 2. С. 140-158.

7. Индустриальный парк Шуанъяшань заинтересован в привлечении хабаровских предпринимателей. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2768566 (дата обращения: 05.10.2015).

8. Китай создает гигантскую молочную ферму для поставок продуктов на российский рынок. URL: http://www.newsru.com/finance/ 29jun2015/chinamilk.html (дата обращения: 05.10.2015).

9. Минакир П.А. Экономика регионов. Дальний Восток / отв. ред. А.Г. Гранберг. М.: Экономика, 2006. 848 с.

10. Основные итоги инвестиционного сотрудничества России и Китая. URL: http: //www.ved.gov.ru/exportcountrie s/cn/ cn_ru_r elations/cn_rus_projects/ (дата обращения: 05.10.2015).

11. План возрождения Северо-Восточного Китая // Пространственная экономика. 2009. № 1. С. 62-101.

12. Приграничная провинция КНР планирует к 2025 году утроить торговый оборот с РФ за счет создания «Шелковой полосы». URL: http://www.kommersant.ru/doc/258 8829 (дата обращения: 05.10.2015).

13. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 20092018 годы. URL: http://www.chinaruslaw.com/ RU/CnRuTreaty/004/201035210624_735 729.htm (дата обращения: 05.10.2015).

14. Харбин подал заявку на создание китайско-российской зоны свободной торговли. URL: http: //www .kommersant.ru/doc/2762562 (дата обращения: 05.10.2015).

15. A New Logistics Center will Speed Up the Delivery of Aliexpress Products from China to Russia. URL: http://alipartnership.com/news/a-new-logistics-center/ (дата обращения: 05.10.2015).

16. Aoyu Graphite Group. URL: http://en.aoyu group.cn/org.html (дата обращения: 05.10.2015).

17. China Unveils Policies to Revitalize Northeast. URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/ 2014-08/19/content_18449579.htm (дата обращения: 05.10.2015).

I

ft id

П.

а |{--п"Г

......, «HÎS

кегионалмстика

-Л.

\МД

R

■Ж

|).К Г,

DOI: 10.14530/reg.2015.4 —

18. CN-Heilongjiang Dairy. URL: http://www. worldbank.org/projects/P086629/cn-heilongjiang-dairy?lang=en (дата обращения: 05.10.2015).

19. Company Overview of Hegang Mining Group Co., Ltd. URL: http://www.bloomberg. com/research/stocks/private/snapshot.asp?privcap Id=9192328 (дата обращения: 05.10.2015).

20. Da Z. The Potential for the Establishment of Free Trade Zones in the Border Regions of Hei-longjiang Province and the Future Prospects Thereof // ERINA Report. 2014. № 118. URL: http://www.erina.or.jp/wp-content/uploads/2014/

01/pp 11831_tssc.pdf (дата обращения: 05.10.2015).

21. Daqing Hi-tech Industrial Development Zone. URL: http://china-trade-research.hktdc. com/business-news/article/Fast-Facts/Daqing-Hi-tech-Industrial-Development-Zone/ff/en/1/1X000 000/1X09WQ8M.htm (дата обращения: 05.10.2015).

22. Economic Belt Project to Boost Trade. URL: http : //www.harbin.gov.cn/ info/news/english/detail 01/402262.htm (дата обращения: 05.10.2015).

23. Former Loggers Turning over New Leaf. URL: http://english.forestry.gov.cn/index.php/fore stry-industry/812-former-loggers-turning-over-ne w-leaf (дата обращения: 05.10.2015).

24. Guo L. The Economic Development and the Opening-Up Strategy of the Border Areas in China's Heilongjiang Province // ERINA Report. 2011. № 102. URL: http://www.erina.or.jp/wp-content/uploads/2011/01/se10211_tssc.pdf (дата обращения: 05.10.2015).

25. Harbin (Heilongjiang) City Information. URL : http : //china-trade -re search .hktdc. com/bus iness-news/article/Fast-Facts/Harbin-Heilongjiang -City-Information/ff/en/1/1X000000/1X09WA24. htm (дата обращения: 08.10.2015).

26. Hegang Phosphor-Potassium Compound Fertilizers and Building Materials Project. URL: http://en.ichtf.com/zsyz/zhshyzxx.php?id=700 (дата обращения: 01.10.2015).

27. Heilongjiang: Market Profile. URL: http://china-trade-research.hktdc.com/business-news/ article/Fast-Facts/HEILONGJIANG-PROV INCE/ff/en/1/1X000000/1X06BWA2.htm (дата обращения: 07.10.2015).

28. Local Famous Enterprises. URL: http://www.jms.gov.cn/html/english/alone/000200 010008.html (дата обращения: 01.10.2015).

. г1'

.11 ^ Зава;- •¿■ш-t

. ■■■ -

29. Ma Q. The Promotion of Industrial Development and the Construction of a Cooperation Model in Heilongjiang Province during the Period of the Twelfth Five-Year Program // ERINA Report. 2012. № 103. URL: http://www.erma. or.jp/wp-content/uploads/2012/01/se 10321_tssc. pdf (дата обращения: 03.10.2015).

30. Northeast China. URL: http://www.export. gov/china/ doingbizinchina/ regionalinfo/shenyang/ eg_cn_063150.asp (дата обращения: 01.10.2015).

31. Suifenhe Becoming Key Trade Link in NE Asia. URL: http://www.chinadaily.com.cn/ china/2013-12/06/content_17160622 .htm (дата обращения: 05.10.2015).

32. Understanding China's 13th Five-Year Plan. URL: http: //www. chinabusine ssreview.com/under standing-chinas-13th-five-year-plan/ (дата обращения: 08.10.2015).

33. Guanyu Heilongjiang sheng 2014 nian guomin jingji he shehui fazhan jihua zhihang qingkuang yu 2015 nian guomin jingji he shehui fazhan jihua cao'an de baogao (Доклад 2015 г. о реализации плана экономического и социального развития провинции Хэйлунцзян в 2014 г.). URL: http://www.hlj.gov.cn/wjfg/ system/2015/02/05/010706266.shtml (дата обращения: 05.10.2015). (на кит. яз.)

34. Guowuyuan guanyu jinqi zhichi Dongbei zhenxing ruogan zhongda zhengce jucuo de yijian (Госсовет поддержал недавние крупные политические инициативы Северо-Востока КНР). URL: http: //www .mof.gov.cn/zhengwuxinxi/zhe ngcefabu/201408/t20140819_1128567.htm (дата обращения: 05.10.2015). (на кит. яз.)

35. Guowuyuan guanyu yinfa "Zhongguo zhizao 2025" de tongzhi (Госсовет объявил о реализации плана «Сделано в Китае 2025»). URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-05/19/ content_9784.html (дата обращения: 05.10. 2015). (на кит. яз.)

36. Heihe he shenggui ye wancheng gangjie gouchang fangjianshe (Строительство завода поликристаллического кремния в г. Хэйхэ завершено). URL: http://news.jc001.cn/detail/4273 14.html (дата обращения: 05.10.2015). (на кит. яз.)

37. Heilongjiang he Neimenggu Dongbei bu diqu yanbian kaifa kaifang guihua (План приграничного развития и открытости Северо-Востока КНР в рамках провинции Хэйлунцзян и АР

!

ft ! Q

П.

» fi-IÏT

......

кегионалмстика

\мд.

А

R

SM

,\ - -,

Щ

DOI: 10.14530/reg.2015.4

ZJ'.

' ] Ч >у..,. -¿Г ' \ Е,. \EbE\L 5,

„K-ir-Y--?" 1 Внутренняя Монголия). URL: http://baike. baidu.com/view/11207300.htm (дата обращения: 05.10.2015). (на кит. яз.)

38. Heilongjiang sheng guomin jingji he shehui fazhan di shi'er ge wu nian guihua gangyao (Двенадцатый пятилетний план социально-экономического развития провинции Хэйлунц-зян 2011-2015 гг.). URL: http://www.hlj.gov. cn/szf/system/2015/08/19/010737426.shtml (дата обращения: 05.10.2015). (на кит. яз.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. Heilongjiang yu Eluosi Yuandong zhongdian hezuo xiangmu fazhan qingkuang jilian dongxian zhuang fenxi (Хэйлунцзян и российский Дальний Восток сфокусировались в развитии проектов и совместном анализе ситуации). URL: http : //www. chinaru. info/zhongej myw/j ingmaoteg ao/20485.shtml (дата обращения: 05.10.2015). (на кит. яз.)

40. Heilongjiang zhongdian qiye ming lu 288 jia zhongdian guimo qiye (Список из 288 ключевых предприятий в провинции Хэйлунцзян). URL: http://wenku.baidu.com/link?url=-xc4jWt8RjgW Z8cpCz797AvusngZLFzp5LOR3K1kRt9VsxtAN 0_yp06gAPh-hrFfdxvBAv7bA0j m_2DNnhh 1D uIouguPPmCwuJz6MbOxcye (дата обращения: 04.10.2015). (на кит. яз.)

41. Shoujie zhonge jidian chanpin zhanxiao qiatan huizai Heilongjiangsheng Dongning zhaokai (Первая ярмарка технической и электротехнической продукции в Дуннине состоялась). URL: http://politics.people.com.cn/GB/ 14562/9311532.html (дата обращения: 05.10. 2015). (на кит. яз.)

42. Yichun xumuye (Животноводство в Ичу-не). URL: http://www.11467.com/yichunshi/ dir/A03.htm (дата обращения: 05.10.2015). (на кит. яз.)

43. Yichunshi 2013 nian dadou zhibao diaocha fenxi (Отчёт о производстве сои в Ичуне за 2013 г.). URL: http://www.wjj.yc.gov.cn/ fwxx/ShowArticle.asp?ArticleID=1488 (дата обращения: 02.10.2015). (на кит. яз.)

44. Zhuanjia dianbo Heilongjiang "Zhongguozhizao 2025" (Экспертная оценка в провинции Хэйлунцзян реализации программы «Сделано в Китае 2025»). URL: http : //www. cinn.cn/quy/j izhezhan/heilongj iang/3 4 4120.shtml (дата обращения: 01.10.2015). (на кит. яз.)

. Ш

References

1. The Volume of Trade between Heilongjiang Province and Russia Exceeded 23 billion US Dollars in 2014. Available at: http://russian-trade.com/?id=2776#arch2776 (accessed 5 October 2015). (In Russian)

2. Ye Xiaofeng. To Create Open Zone in the Border Regions is Meaning to Develop Regional Economy. In: Sbornik dokladov IVMezhdunarod-nogo foruma po regionalnomu sotrudnichesvu i razvitiu mezhdu Rossiey i Kitaem [Papers of the IVth International Forum for Regional Cooperation and Development between China and Russia]. Harbin, 2006. Pp. 84-86. (In Russian)

3. Izotov D.A. The Problems of Economic Interaction between Neighboring Regions of Russia and China. Regionalistica [Regionalistics]. 2014. Vol. 1. No. 1. Pp. 48-70. (In Russian)

4. Izotov D.A. Program of Regional Collaboration between Eastern Part of Russia and Northeast China: Present and Future. Prostranstvennaya economika [Spatial Economics]. 2014. No. 2. Pp. 149-176. (In Russian)

5. Izotov D.A. Northeast China's Economy under the World Financial Crisis. Economika regio-na [Economy of Region]. 2010. No. 4. Pp. 229234. (In Russian)

6. Izotov D.A., Kucheryavenko V.E. Program of Regional Collaboration between Eastern Part of Russia and Northeast China: Present and Future. Prostranstvennaya economika [Spatial Economics]. 2009. No. 2. Pp. 140-158. (In Russian)

7. Industrial Park Shuangyashan Interested in Attracting Khabarovsk Entrepreneurs. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2768566 (accessed 5 October 2015). (In Russian)

8. China will Create a Huge Dairy Farm to Supply Products to the Russian Market. Available at: http://www.newsru.com/finance/29jun2015/ chinamilk.html (accessed 5 October 2015). (In Russian)

9. Minakir P.A. Regions' Economics. Russian Far East. Ed. by A.G. Granberg. Moscow, 2006. 848 p. (In Russian)

10. The Main Results of Investment Cooperation between Russia and China. Available at: http: //www.ved.gov.ru/exportcountrie s/cn/ cn_ru_r elations/cn_rus_projects/ (accessed 5 October 2015). (In Russian)

11. Plan of Revitalizing Northeast China. Pro-

!

ft id

П.

......

кегионалмстика

-Л.

\МД

R

I1 I ■■■■■.ft • ' \T ))-F. I

stranstvennaya economika [Spatial Economics]. 2009. No. 1. Pp. 62-101. (In Russian)

12. The Border Province of China Plans to Double Trade with Russia by 2025 at the Expense of Creating the "Silk Way". Available at: http://www.kommersant.ru/doc/258 8829 (accessed 5 October 2015). (In Russian)

13. The Program of Cooperation between the Regions of the Far East and Eastern Siberia of the Russian Federation and North-East of the People's Republic of China for 2009-2018. Available at: http://www.chinaruslaw.com/ RU/CnRuTreaty/004/201035210624_735 729.htm (accessed 5 October 2015). (In Russian)

14. Harbin Has Applied for the Establishment of the Sino-Russian Free Trade Zone. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2762562 (accessed 5 October 2015). (In Russian)

15. A New Logistics Center Will Speed Up the Delivery of Aliexpress Products from China to Russia. Available at: http://alipartnership.com/ news/a-new-logistics-center/ (accessed 5 October 2015).

16. Aoyu Graphite Group. Available at: http://en.aoyugroup.cn/org.html (accessed 5 October 2015).

17. China Unveils Policies to Revitalize Northeast. Available at: http://www.chinadaily.com. cn/china/2014-08/19/content_18449579.htm (accessed 5 October 2015).

18. CN-Heilongjiang Dairy. Available at: http: //www.worldbank.org/proj ects/P086629/cn-heilongjiang-dairy?lang=en (accessed 5 October 2015).

19. Company Overview of Hegang Mining Group Co., Ltd. Available at: http://www.blo omberg.com/research/stocks/private/snapshot.asp? privcapId=9192328 (accessed 5 October 2015).

20. Da Z. The Potential for the Establishment of Free Trade Zones in the Border Regions of Heilongjiang Province and the Future Prospects Thereof. ERINA Report. 2014. No. 118. Available at: http://www.erina.or.jp/wp-content/uploads/2014/

01/pp 11831_tssc.pdf (accessed 5 October 2015).

21. Daqing Hi-tech Industrial Development Zone. Available at: http://china-trade-resea rch.hktdc.com/business-news/article/Fast-Facts/ Daqing-Hi-tech-Industrial-Development-Zone/ff/ en/1/1X000000/1X09WQ8M.htm (accessed 5 October 2015).

DOI: 10.14530/reg.2015.4

. r1'

. ■■■ -

22. Economic Belt Project to Boost Trade. Available at: http://www.harbin.gov.cn/info/news/ english/detail01/402262.htm (accessed 5 October 2015).

23. Former Loggers Turning over New Leaf. Available at: http://english.forestry.gov.cn/index. php/forestry-industry/812-former-loggers-turning-over-new-leaf (accessed 5 October 2015).

24. Guo L. The Economic Development and the Opening-Up Strategy of the Border Areas in China's Heilongjiang Province. ERINA Report. 2011. No. 102. Available at: http://www.erina.or.jp/wp-content/uploads/2011/01/se10211_tssc.pdf (accessed 5 October 2015).

25. Harbin (Heilongjiang) City Information. Available at: http://china-trade-research.hktdc. com/business-news/article/Fast-Facts/Harbin-Heil ongjiang-City-Information/ff/en/1/1X000000/1X0 9WA24.htm (accessed 8 October 2015).

26. Hegang Phosphor-Potassium Compound Fertilizers and Building Materials Project. Available at: http://en.ichtf.com/zsyz/zhshyzxx.php?id =700 (accessed 1 October 2015).

27. Heilongjiang: Market Profile. Available at: http: //china-trade-re search .hktdc. com/business-news/article/Fast-Facts/HEILONGJIANG-PROVI NCE/ff/en/1/1X000000/1X06BWA2.htm (accessed 7 October 2015).

28. Local Famous Enterprises. Available at: http://www.jms.gov.cn/html/english/alone/000200 010008.html (accessed 1 October 2015).

29. Ma Q. The Promotion of Industrial Development and the Construction of a Cooperation Model in Heilongjiang Province during the Period of the Twelfth Five-Year Program. ERINA Report. 2012. No. 103. Available at: http://www.erina.or.jp/wp-content/uploads/2012/ 01/se10321_tssc.pdf (accessed 3 October 2015).

30. Northeast China. Available at: http://www.export.gov/china/doingbizinchina/regi onalinfo/shenyang/ eg_cn_063150.asp (accessed 1 October 2015).

31. Suifenhe Becoming Key Trade Link in NE Asia. Available at: http://www.chinadaily. com.cn/china/2013-12/06/content_17160622 .htm (accessed 5 October 2015).

32. Understanding China's 13th Five-Year Plan. Available at: http://www.chinabusinessreview. com/understanding-chinas-13th-five-year-plan/ (accessed 8 October 2015).

!

ft ! Q

П.

......

кегионалмстика

-Л.

\мд

R

■Ж

|).К Г,

mj

DOI: 10.14530/reg.2015.4

33. Guanyu Heilongjiang sheng 2014 nian guo-min jingji he shehui fazhan jihua zhihang qing-kuang yu 2015 nian guomin jingji he shehui fazhan jihua cao'an de baogao [Report 2015 on the Implementation of the Plan for Economic and Social Development in Heilongjiang Province in 2014]. Available at: http://www.hlj.gov.cn/ wjfg/system/2015/02/05/010706266.shtml (accessed 5 October 2015). (In Chinese)

34. Guowuyuan guanyu jinqi zhichi dongbei zhenxing ruogan zhongda zhengce jucuo de yijian [The State Council has Supported the Recent Important Political Initiative of Northeast China]. Available at: http://www.mof.gov.cn/zhengwu xinxi/zhengcefabu/201408/t20140819_1128567. htm (accessed 5 October 2015). (In Chinese)

35. Guowuyuan guanyu yinfa "Zhongguo zhizao 2025" de tongzhi [The State Council Announced the Implementation of the Plan "Made in China 2025"]. Available at: http://www.gov.cn/zhengce/ content/2015-05/19/content_9784.html (accessed 5 October 2015). (In Chinese)

36. Heihe he shenggui ye wancheng gangjie gou-chang fangjianshe [Construction of the Plant Po-lycrystalline Silicon in Heihe is Completed]. Available at: http://news.jc001.cn/detail/ 427314.html (accessed 5 October 2015). (In Chinese)

37. Heilongjiang he Neimenggu dongbei bu diqu yanbian kaifa kaifang guihua [Plan of Cross-Border Development and Openness Northeast China in the Framework of Heilongjiang Province and Inner Mongolia]. Available at: http://baike.baidu.com/view/11207300.htm (accessed 5 October 2015). (In Chinese)

38. Heilongjiang yu Eluosi Yuandong zhongdian hezuo xiangmu fazhan qingkuang jilian dongxian zhuang fenxi [Heilongjiang and the Russian Far East have Focused in the Development of Projects and the Joint Analysis of the Situation]. Available at: http: //www. chinaru. info/zhongej myw/j ingmao tegao/20485.shtml (accessed 5 October 2015). (In Chinese)

39. Heilongjiang zhongdian qiye ming lu 288 jia zhongdian guimo qiye [The List of the 288 Key Enterprises in Heilongjiang Province]. Available at: http://wenku.baidu.com/link?url=-xc4jWt8 RjgWZ8cpCz797AvusngZLFzp5LOR3K1kR t9V sxtANO_ypO6gAPh-hrFfdxvBAv7bA0jm_2DNn hh1DuIouguPPmCwuJz6MbOxcye (accessed 5 October 2015). (In Chinese)

iiM-ri"

40. Heilongjiangsheng guomin jingji he shehui fazhan di shi 'er ge wu nian guihua gangyao [The Twelfth Five-Year Plan for Social and Economic Development of Heilongjiang Province of 20112015]. Available at: http://www.hlj.gov.cn/szf/ system/2015/08/19/010737426.shtml (accessed 4 October 2015). (In Chinese)

41. Shoujie zhonge jidian chanpin zhanxiao qia-tan huizai Heilongjiangsheng Dongning zhaokai [The First Fair of Technical and Electrical Products Held in Dongning]. Available at: http://politics.people.com.cn/GB/14562/9311532. html (accessed 5 October 2015). (In Chinese)

42. Yichun xumuye [Yichun's Animal Husbandry]. Available at: http://www.11467.com/ yichunshi/dir/A03.htm (accessed 5 October 2015). (In Chinese)

43. Yichunshi 2013 nian dadou zhibao diaocha fenxi [Report on Soybean Production in Yichun at June 2013]. Available at: http://www.wjj.yc. gov.cn/fwxx/ShowArticle.asp?ArticleID=1488 (accessed 2 October 2015). (In Chinese)

44. Zhuanjia dianbo Heilongjiang "Zhongguo-zhizao 2025" [Expert Evaluation of the Program "Made in China 2025" in Heilongjiang Province]. Available at: http://www.cinn.cn/quy/jizhezhan/ heilongjiang/344120.shtml (accessed 1 October 2015). (In Chinese)

Для цитирования:

Изотов Д.А. Экономика провинции Хэй-лунцзян: перспективы развития в контексте реализации целевых программ // Регионалистика. 2015. Т. 2. № 4. С. 31-50.

For citing:

Izotov D.A. Economy of Heilongjiang Province: Development Prospects in the Context of Implementation of the Target Programs. Regionalistica [Regionalistics]. 2015. Vol. 2. No. 4. Pp. 31-50. (In Russian)

!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.