Научная статья на тему 'Российско-китайское сотрудничество по развитию международных автомобильных коридоров'

Российско-китайское сотрудничество по развитию международных автомобильных коридоров Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
884
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Северо-Восток Китая / Дальневосточный Федеральный округ / автомобильный транспорт / пункты пропуска / приграничная инфраструктурная интеграция / международные транспортные коридоры / транзит / экспорт. / North-East China / Far Eastern Federal district / automobile transport / check points / cross-border infrastructure integration / international transport corridors / transit / export.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сазонов Сергей Леонидович

Сегодня перспективы экономического развития России в немалой степени будут зависеть от степени ее вовлеченности в процесс международной автомобильной интеграции, которая способна обеспечивать значительные временные и стоимостные выгоды от грузовых автомобильных транзитных перевозок по своей территории из стран АТР в страны Европейского союза и обратно. Именно поэтому России необходима долгосрочная стратегия внедрения на рынки стран АТР, которая, в первую очередь, должна опираться на интегрированное объединение автодорожной сети РФ с приграничными автомобильными магистралями Китая, превратившихся в ключевой источник евразийских автомобильных грузовых транзитных потоков. Только тесная интеграция китайско-российских приграничных автомобильных магистралей с улучшенными характеристиками дорожного полотна и при значительном увеличении числа совместных пунктов пропуска дадут возможность обеспечить быстрое и органичное встраивание автодорожной сети РФ в евразийскую систему транзитных автомобильных коридоров, а также перевод значительной части китайского транзитного грузового потока на сеть российских автомобильных дорог. A отсутствие прямого выхода к морским портам побуждает провинции Северо-Восточного Китая совместно с субъектами Дальневосточного федерального округа РФ использовать как автодорожные сети двух стран, так и российские морские порты. В статье определены и систематизированы приоритетные направления развития российско-китайской приграничного сотрудничества в области автомобильного транспорта. Реализация конкретных предложений по развитию автодорожной системы Дальневосточного Федерального округа РФ и по формированию новых конфигураций совместной российско-китайской приграничной автомобильной интеграции позволит увеличить уровень надежности транспортного сообщения между РФ и КНР. Это в свою очередь повысит заинтересованность северо-восточных провинций КНР в использовании российских маршрутов для транспортировки экспортной продукции в южные регионы Китая и страны Юго-Восточной Азии, а также будет способствовать развитию региональной торговли между двумя дружественными державами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сазонов Сергей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Chinese cooperation in the development of international automobile corridors

Nowadays, the prospects for Russia's economic development largely depend on the RF involvement in the international automobile integration, which is apt to provide significant time and cost benefits for cargo automobile transit from the Asia-Pacific region to European Union. That is why Russia needs a long-term strategy of its “penetration” into the markets of Asia-Pacific countries. The strategy, first of all, should be based on the integration of the RF road network with the cross-border highways of China being the key source of Eurasian cargo transit flows. Only close integration of Chinese-Russian cross-border highways of improved pavement characteristics as well as significant increase in the number of joint checkpoints will provide an opportunity to ensure fast and seamless integration of the RF’s network into the Eurasian system of transit road corridors. It will also ensure transfer of a significant part of Chinese transit cargo flows onto Russian road network. The lack of direct access to sea ports encourages provinces of North-East China along with the subjects of the Far Eastern Federal District of Russia, to use for transportation and trade activities the road network of the two countries and Russian seaports as well. The article defines and systematizes priority directions of the Russian-Chinese cross-border cooperation in the field of automobile transport. The implementation of concrete proposals on the development of the highway system in Russia’s Far Eastern Federal District and on the formation of new configurations of joint Russian-Chinese cross-border road integration will increase the level of reliability of transport links between the two countries. This, in turn, will boost the interest of North-Eastern provinces of China to use Russian routes for the exportation of their products to the southern regions of China and to South-East Asia, and will also contribute to the development of regional trade between the two friendly states

Текст научной работы на тему «Российско-китайское сотрудничество по развитию международных автомобильных коридоров»

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР

DOI: 10.24411/2618-6888-2019-10019

С.Л. Сазонов, Чэнь Сяо

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО РАЗВИТИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОРИДОРОВ

Аннотация. Сегодня перспективы экономического развития России в немалой степени будут зависеть от степени ее вовлеченности в процесс международной автомобильной интеграции, которая способна обеспечивать значительные временные и стоимостные выгоды от грузовых автомобильных транзитных перевозок по своей территории из стран АТР в страны Европейского союза и обратно. Именно поэтому России необходима долгосрочная стратегия внедрения на рынки стран АТР, которая, в первую очередь, должна опираться на интегрированное объединение автодорожной сети РФ с приграничными автомобильными магистралями Китая, превратилвшихся в ключевой источник евразийских автомобильных грузовых транзитных потоков. Только тесная интеграция китайско-российских приграничных автомобильных магистралей с улучшенными характеристиками дорожного полотна и при значительном увеличении числа совместных пунктов пропуска дадут возможность обеспечить быстрое и органичное встраивание авто-

дорожной сети РФ в евразийскую систему транзитных автомобильных коридоров, а также перевод значительной части китайского транзитного грузового потока на сеть российских автомобильных дорог. A отсутствие прямого выхода к морским портам побуждает провинции Северо-Восточного Китая совместно с субъектами Дальневосточного федерального округа РФ использовать как автодорожные сети двух стран, так и российские морские порты.

В статье определены и систематизированы приоритетные направления развития российско-китайской приграничного сотрудничества в области автомобильного транспорта. Реализация конкретных предложений по развитию автодорожной системы Дальневосточного Федерального округа РФ и по формированию новых конфигураций совместной российско-китайской приграничной автомобильной интеграции позволит увеличить уровень надежности транспортного сообщения между РФ и КНР. Это в свою очередь повысит заинтересованность северо-восточных провинций КНР в использовании российских маршрутов для транспортировки экспортной продукции в южные регионы Китая и страны Юго-Восточной Азии, а также будет способствовать развитию региональной торговли между двумя дружественными державами.

Ключевые слова: Северо-Восток Китая, Дальневосточный Федеральный округ, автомобильный транспорт, пункты пропуска, приграничная инфраструктурная интеграция, международные транспортные коридоры, транзит, экспорт.

Авторы:

Сазонов Сергей Леонидович, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований Китая ИДВ РАН. E-mail: [email protected]

Чэнь Сяо, аспирантка ИДВ РАН. E-mail: [email protected]

S.L. Sazonov, Chen Xiao

Russian-Chinese cooperation in the development of international automobile corridors

Abstract. Nowadays, the prospects for Russia's economic development largely depend on the RF involvement in the international automobile integration, which is apt to provide significant time and cost benefits for cargo automobile transit from the Asia-Pacific region to European Union. That is why Russia needs a long-term strategy of its "penetration" into the markets of Asia-Pacific countries. The strategy, first of all,

should be based on the integration of the RF road network with the cross-border highways of China being the key source of Eurasian cargo transit flows. Only close integration of Chinese-Russian cross-border highways of improved pavement characteristics as well as significant increase in the number of joint checkpoints will provide an opportunity to ensure fast and seamless integration of the RF's network into the Eurasian system of transit road corridors. It will also ensure transfer of a significant part of Chinese transit cargo flows onto Russian road network. The lack of direct access to sea ports encourages provinces of North-East China along with the subjects of the Far Eastern Federal District of Russia, to use for transportation and trade activities the road network of the two countries and Russian seaports as well.

The article defines and systematizes priority directions of the Russian-Chinese cross-border cooperation in the field of automobile transport. The implementation of concrete proposals on the development of the highway system in Russia's Far Eastern Federal District and on the formation of new configurations of joint Russian-Chinese cross-border road integration will increase the level of reliability of transport links between the two countries. This, in turn, will boost the interest of North-Eastern provinces of China to use Russian routes for the exportation of their products to the southern regions of China and to South-East Asia, and will also contribute to the development of regional trade between the two friendly states.

Keywords: North-East China, Far Eastern Federal district, automobile transport, check points, cross-border infrastructure integration, international transport corridors, transit, export.

Authors:

Sergey L. SAZONOV, Ph.D. (Economics), Leading Research Fellow of the Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences (e-mail: [email protected]);

CHEN Xiao (China), postgraduate student of the Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences (e-mail: xiaoxiao2016@ yandex.ru).

В настоящее время между провинцией Хэйлунцзян и приграничными административно-территориальными субъектами России осуществляется движение по 43 международным автодорожным транспортным коридорам — 22 маршрута для перевозок пассажиров и 21 грузовой. Основными направлениями автодорожных маршру-

тов при перевозках грузов и пассажиров между странами в пределах ДФО являются: Уссурийск (РФ)—Цзиси (КНР), Камень-Рыболов (РФ)—Мишань (КНР), Краскино (РФ)—Хуньчунь (КНР), Славянка (Рф)—Тумэнь (КНР), Уссурийск (РФ)—Яньцзи (КНР), Владивосток (РФ)—Харбин (КНР), Владивосток (РФ)— Чанчунь (КНР), Биробиджан (РФ)—Харбин (КНР).

Многие маршруты открыты как для пассажирских, так и для грузовых перевозок, например: Биробиджан—Суйхуа (через пункт пропуска «Пашково»), Биробиджан—Шуаньяшань (через пункт пропуска «Нижнеленинское»). Функционируют международные маршруты комбинированных перевозок контейнерных грузов: Хуньчунь (КНР)—Зарубино (РФ)—Иомишима (Япония), Хуньчунь (КНР)—Посьет (РФ)—Акита (Япония), Хуньчунь (КНР)— Зарубино (РФ)—Пусан (Республика Корея), Хуньчунь (КНР)—Зарубино (РФ)—Ниигата (Япония), Сокчо (Республика Корея)—Ниигата (Япония)—Зарубино (РФ)—Хуньчунь (КНР). Кроме того, на регулярной основе, осуществляются перевозки пассажиров по направлению Хуньчунь (КНР)—Зарубино (РФ)—Сокчо (Южная Корея), Ху-линь (КНР)—Лесозаводск (РФ).

Одним из наиболее важных элементов инфраструктуры при международных перевозках являются контрольные пункты пропуска (КПП) через государственную границу, чья пропускная способность, скорость и качество обслуживания во многом определяют эффективность работы всей транспортной цепи. По Соглашению между правительствами России и Китая о контрольных пунктах пропуска (КПП) на российско-китайской границе, подписанному 27 января 1994 г., пересечение границы грузовым и пассажирским автомобильным транспортом предусмотрено через основные КПП: Пограничный—Суйфэньхэ, Забайкальск—Маньчжоули, Благове-щенск—Хэйхэ, Краскино—Хуньчунь, Полтавка—Дуннин и Старо-цурухайтуйский—Хэйшаньтоу, Марково—Хулинь, Турий-Рог—Ми-шань. Не действуют в настоящее время 5 пунктов пропуска на границе с КНР: Джалинда, Кани-Курган, Константиновка, Ушаково, Нижнеленинское (железнодорожный).

Для субъектов Дальневосточного Федерального округа РФ товарооборот с Китаем представляет особый интерес, причем в их внеш-

неторговом обороте доля северо-восточных провинций КНР (Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин) составляет около 80 %. Северо-Восточный Китай (СВК) является главным экспортером автомобилей, стройматериалов, обуви, продовольствия, приборов бытовой техники и т. п.

Вторым по значению (после железнодорожного транспорта) в деле обеспечения регионального сотрудничества Дальнего Востока РФ и провинций СВК, несомненно, является автомобильный транспорт: он наиболее распространен и удобен в приграничном сообщении. В 2018 г. объем перевозок грузов автомобильным транспортом между РФ и КНР превысил 2,59 млн т, что составило малую часть в сравнении с общим объемом грузоперевозок между Россией и Китаем [Ян Цзяньцзюнь, c. 20].

Следует заметить, что в области международных автомобильных перевозок контейнеров и грузов и по объемам грузооборота КНР остается третьим по значимости (после Германии и Финляндии) рынком для российских автомобильных перевозчиков. Основной причиной незначительной роли автомобильного транспорта в общем объеме российско-китайского грузооборота является недостаточное развитие российской приграничной инфраструктуры: густота (плотность) сети автодорог с твердым покрытием в приграничных районах РФ не превышает 6,5 км на 1 тыс. кв. км, что меньше, чем средний показатель по России — около 32 км на 1 тыс. кв. км.

Дальневосточные дороги имеют низкое качество, требуют ремонта, не имеют альтернативных объездных путей, что приводит к росту на 60 % себестоимости автомобильных перевозок и увеличению на 30 % расхода бензина.

В Китае создана разветвленная сеть скоростных автомобильных магистралей, подходящих к российско-китайским погранпереходам, например, Чанчунь—Хуньчунь, Далянь—Хэйхэ, Муданьцзян— Хуньчунь, Маньчжоули—Суйфэньхэ, Дуннин—Муданьцзян, Хунь-чунь—Чанчунь, Маньчжоули—Хулунбуир, Хэйшаньтоу—Лабуда-линь, Логухэ—Мохэ и т. д., тогда как российские автомобильные дороги в направлении практически всех пограничных КПП давно устарели и требуют капитального ремонта. Подобная негативная ситуация складывается и на приграничных КПП: китайские регио-

нальные власти постоянно повышают пропускную способность своих пограничных переходов, а российские КПП почти все требуют коренной модернизации.

Понимая исключительную важность повышения пропускной способности автомобильных погранпереходов для развития российско-китайской региональной торговли, увеличения объемов двустороннего пассажиропотока Китая в последние годы правительство КНР стало направлять значительные объемы инвестиций в модернизацию совместных с РФ пограничных автодорожных КПП. 2017 г. на крупнейшем на Дальнем Востоке китайском КПП Маньчжоули была проведена модернизация международного пассажирского автовокзала для внутренних и международных автомобильных пассажирских перевозок, что позволило поднять пропускную способностью КПП до 15 тыс. пассажиров в день [China to coordinate...].

В сентябре 2017 г. был официально сдан в эксплуатацию реконструированный терминал по контролю и пропуску туристов на автомобильном погранпереходе Суйфэньхэ, который позволит повысить ежегодную пропускную способность погранперехода с 500 тыс. до 6 млн человек. КПП Суйфэньхэ, включающий автомобильный и железнодорожный пограничные переходы 1-й государственной категории, является крупнейшим КПП провинции Хэйлунцзян на китайско-российской границе. Согласно данным Государственного статистического управления КНР, в 2017 г. КПП Суйфэньхэ—Гродеково обработал более 1 млн т грузов (80 % объема внешнеторговых грузов между провинцией Хэйлунцзян и РФ), через него прошло около 1 млн человек [Новости: отклики, цифры и лица, c. 14], а по итогам 2018 г. общее количество пассажиров, въехавших и выехавших через КПП Гродеково—Суйфэньхэ, составило 1 млн 114 тыс. человек, и это стало новым рекордом с 2009 г. [Количество пассажиров, въехавших...].

Сегодня между приграничными городами Хэйхэ и Благовещенск летом пассажиров перевозят теплоходы, а в период межсезонья на маршруте курсируют 18 судов на воздушной подушке, которые могут вместить около 60 человек. Зимой региональные власти двух государств оборудуют ледовую понтонную автомобильную пе-

реправу через р. Амур шириной 10 м с ежедневной пропускной способностью около 3,2 тыс. человек.

В конце 2016 г., после почти 30-летнего периода российско-китайских переговоров, началось сооружение автомобильного моста через р. Амур (а также КПП на автомобильной дороге, логистического комплекса, грузового и пассажирского терминалов), который свяжет село Чанфа близ г. Хэйхэ (пров. Хэйлунцзян) и село Кани-курган около г. Благовещенск. С российской стороны к мосту подходит федеральная трасса «Амур», с китайской — скоростная автомобильная магистраль Хэйхэ—Харбин. Мост протяженностью 19,9 км станет ключевым звеном нового международного автомобильного транспортного коридора. Суммарная протяженность ван-тового моста (длина составляет 1284 м, ширина — около 15 м) и подъездных двухполосных дорог (11 км) превысит 30 км. Стоимость строительства моста, который будет сдан в эксплуатацию в конце 2019 г., заложена в размере 2,47 млрд юаней (356 млн долл.), из них 566 млн юаней инвестирует китайский подрядчик, а 1,9 млрд юаней внесет российская сторона.

Региональные российско-китайские власти намерены создать СП по дальнейшей эксплуатации моста, сбора оплаты за проезд и его технического обслуживания. Планируется, что начиная с 2020 г. пункты пропуска на обеих сторонах границы перейдут на 24-часовой режим работы, ежегодная пропускная способность моста превысит 3,5 млн т грузов и около 3 млн пассажиров двух стран [Highway bridge to link China].

Если правительство РФ сможет через 10 лет создать автотранспортную сеть в ДФО РФ, соответствующую планам Стратегией развития транспортного комплекса России на период до 2025 г., то, несомненно, доля автомобильных перевозок в общем объеме российско-китайской региональной торговли значительно возрастет.

Базой для разработки основных направлений российско-китайского сотрудничества в области интеграции приграничных автомобильных перевозок являются национальные и региональные программы развития ДФО РФ, которые на международном уровне были дополнены «Программой сотрудничества между регионами Дальне-

Рис. 1. Динамика роста объемов автомобильных перевозок между КНР и РФ (100 тыс. т). Источник: Ян Цзяньцзюнь, с. 20.

го Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР (2009— 2018 гг.)».

Сегодня ежегодный объем товарооборота Северо-Восточного Китая (его площадь — 1,5 млн кв. км, а численность населения составляет около 130 млн человек) со странами АТР превышает 15 млн т грузов ежегодно при тенденции дальнейшего роста, а объем транзита через территорию Приморского края сегодня составляет менее 1 % [Sun Zhiyan, Hou Yongzhi]. Однако экспортный поток северо-восточных провинций КНР (из которых только провинция Ляо-нин имеет выход к морю через свои порты — Далянь, Цзиньчжоу, Инкоу) осуществляется в основном через крайне загруженную железнодорожную магистраль Харбин—Чанчунь—Шэньян—Далянь протяженностью свыше 800 км (что значительно увеличивает себестоимость перевозимой продукции) с последующей отправкой экспортных грузов через порт Далянь или еще более отдаленный порт Тяньцзинь (расстояние более 1 тыс. км), которые в свою очередь с трудом обрабатывают поступающий объем товаров и грузов, произведенных в СВК.

Перевозка основной номенклатуры сельскохозяйственных и промышленных товаров провинций СВК, автономного района Внутренняя Монголия в центральные и южные регионы КНР по

железным дорогам также представляет собой серьезную проблему ввиду больших объемов грузов, предъявляемых к транспортировке по железным дорогам другими провинциями Китая. Так, в 2017 г. из-за лимитирующих ограничений железнодорожной сети КНР провинции СВК не смогли обеспечить вывоз более 110 млн т грузов [Zhou Wa].

Основную выгоду от инициативы, выдвинутой председателем КНР Си Цзиньпином о строительстве Морского Шелкового пути XXI века, РФ может извлечь из совместного с китайской стороной развития международных транспортных коридоров (МТК) «Примо-рье-1» и «Приморье-2», через которые осуществляется перевозка товаров и грузов северо-восточных провинций КНР до морских портов Приморского края для последующей их транспортировки в южные порты Китая или страны АТР.

МТК «Приморье-1» через автомобильный КПП Суйфэньхэ— Гродеково обеспечивает транспортировку китайских экспортных грузов через территорию пров. Хэйлунцзян в российские порты Владивосток, Находка и Совгавань, а МТК «Приморье-2» — через автомобильный КПП Хуньчунь—Краскино позволяет вывозить грузы из пров. Цзилинь через южные порты Приморского края — Зарубино, Славянка, Посьет [Раскрывать преимущества...]. В свою очередь, северо-восточные провинции Цзилинь и Хэйлунцзян прокладывают транспортные коридоры «Биньхай-1» и «Биньхай-2» в целях наращивания как объемов автомобильных перевозок в приграничной торговле, так и международного транзита.

Транспортировка экспортных грузов провинций СВК через северные порты КНР (Далянь, Инкоу, Тяньцзинь) приводит к значительному увеличению себестоимости транспортировки грузов. Например, расстояние транспортировки грузов из Хуньчуня до ближайшего китайского порта Далянь составляет около 1,5 тыс. км, а от Хуньчуня до российского порта Зарубино оно составляет лишь 75 км и время транспортировки сокращается на 5 дней (до портов Посьет расстояние оставляет около 40 км, Славянка — около 200 км).

Автомобильная инфраструктура МТК «Приморье-1» с выходом на порты Владивосток, Находка или Восточный уже сегодня может

Таблица 1. Стоимость транспортировки грузов автомобильным транспортом из провинций СВК до ближайших китайских/российских портов

Китайские/российские порты Зерновые, долл. за 1 т Долл. за 1 контейнер

Порт Далянь (КНР) 95 1650

Порт Тяньцзинь (КНР) 150 1850

Порт Владивосток («Приморье-1») 75 1200

Порт Находка («Приморье-1») 90 1400

Порт Зарубино («Приморье-2») 55 1050

Источник: Чжан Сяодун, Кан Фуцюань. С. 25.

обеспечивать перевозку до 1 млн т грузов, а транспортировка товаров из Суйфэньхэ в эти порты требует менее 18 ч.

С целью увеличения объемов транзитного грузопотока по МТК «Приморье-1» следует расширить российский сегмент автомобильного КПП Гродеково—Суйфэньхэ, модернизировать автомобильную магистраль Уссурийск—Госграница протяженностью 110 км, ускорить строительство скоростной автомобильной дороги из Уссурийска до порта, обеспечить ее стыковку с китайскими автомобильными магистралями Муданьцзян—Суйфэньхэ и Харбин—Мудань-цзян с целью развития сухопутного трансграничного транспортного коридора, активизировать строительство российского внутреннего грузового терминала «Приморский» для скорейшего использования его мощностей.

В свою очередь, провинция Хэйлунцзян намерена ускорить строительство зоны «Шелковый путь Лунцзян», являющейся важным звеном в процессе сопряжения МШП XXI века с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на Дальнем Востоке РФ, составной частью которого является развитие свободного порта Владивосток [Федеральный закон «О территориях...»].

Обрабатывающие мощности порта Владивосток обеспечивают развитие мультимодальных перевозок по маршруту Харбин—Суй-фэньхэ—Владивосток—Пусан, которые становятся более короткими, дешевыми и эффективными, ибо себестоимость транспортиров-

ки грузов в Японию и Южную Корею, отправленных из свободного порта Владивосток, снижается на 2 тыс. юаней по сравнению с отправкой из порта Далянь, а себестоимость транспортировки по тому же маршруту из российского порта по сравнению с отправкой грузов из южных портов КНР снижается примерно на 4 тыс. юаней [Хэй-лунцзян жибао, 28.03.2018].

Одна из наиболее развитых территориально-административных единиц СВК — провинция Цзилинь, обладающая значительным промышленным потенциалом и населением более 40 млн человек, имеет общую с российским Приморьем границу в 224 км с автомобильным КПП Хуньчунь—Краскино, который сообщается с российскими портами южного Приморья, в том числе Зарубино, Славянка, Посьет. В Китае именно это направление сотрудничества в рамках соразвития МТК «Приморье-2» называют «важнейшим узлом северного канала маршрута «Пояса и пути», распахивающего окно для открытости старых промышленных баз на Северо-Востоке Китая» [Раскрывать преимущества...].

Приоритетным направлением развития МТК «Приморье-2» должен стать порт Зарубино, расположенный на юге Приморского края на стыке границ РФ, КНР и КНДР в 80 км северо-западнее порта Владивосток, в 18 км от границы между РФ и КНР и всего в 64 км от автомобильного КПП Краскино—Хуньчунь. Порт расположен в поселке Зарубино Хасанского района в юго-западной части незамерзающей бухты Троица и является наиболее коротким путем для транзита грузов из КНР в Японию, Республику Корея и страны ЮВА. Порт Зарубино обладает выходом на федеральные автомобильные магистрали: Раздольное—Хасан, Владивосток—Хабаровск и региональные автомобильные дороги в направлении Китая.

В 2015 г. было создано Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и развитию экспорта, одной из основных задач которого стало повышение пропускной способности МТК «Примо-рье-2». В апреле 2017 г. при поддержке Агентства через автомобильный КПП Хуньчунь—Краскино в тестовом режиме из провинции Цзилинь была отправлена партия контейнеров в порт Зарубино, откуда через 7 дней она была доставлена в Республику Корея, и сегодня российские специалисты изучают возможность сокращения

сроков транспортировки. В декабре 2017 г. из г. Хуньчунь был открыт самый протяженный прямой автомобильный маршрут перевозки грузов, который соединил административный центр пров. Цзилинь г. Чанчунь и Владивосток; его протяженность составляет 866 км.

Таблица 2. Объемы инвестиций в развитие инфраструктурных мощностей МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», млрд руб.

Инфраструктурные объекты МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» 2016—2017 гг. 2018—2020 гг.

Увеличение пропускной способности автомобильных КПП 4

Модернизация автомобильной дороги Госграница—Уссурийск (протяженность 110 км) 6

Увеличение обрабатывающей мощности контейнерных терминалов в Приморском крае, 15

Модернизация автомобильной дороги Владивосток—Находка—Восточный (протяженность 135 км) 120

Итого: МТК «Приморье-1» 10 135

Обустройство пограничных и таможенных объектов порта Зарубино 10

Строительство автомобильной дороги Госграница—порт Зарубино (протяженность 70 км) 30 10

Строительство железной дороги Госграница— порт Зарубино (протяженность 70 км) 35

Расширение акватории порта Зарубино 30

Строительство контейнерного терминала порта Зарубино 30 25

Строительство зернового терминала порта Зару-бино 35 20

Итого: МТК «Приморье-2» 140 85

Источник: Нехайчук Ю. Создание транспортных коридоров...

Потенциальный объем грузовой базы (для автомобильного и железнодорожного видов транспорта) двух российских международных транспортных коридоров очень значителен. К 2030 г. общий объем грузопотока из провинций СВК по двум МТК («Приморье-1» и «Приморье-2») может превысить 55 млн т (из которых по МТК «Приморье-2» объем может составить 35 млн т грузов и около 2 млн контейнеров). Одновременно расширится и объем экспорта российских компаний в провинции СВК. В перспективе возможно привлечение транзитных потоков грузов через российскую территорию из стран ЮВА, Республики Корея и Японии.

Снижение стоимости транспортировки 1 т груза из северо-восточных провинций КНР по маршрутам МТК «Приморье-1» и «При-морье-2» составит 20 долл. (автомобильным транспортом) и 10 долл. (железными дорогами), что позволит ежегодно сокращать общий объем логистических расходов на 0,5 млрд долл. С 2030 г. ежегодный объем прибыли стивидорных, портовых и логистических компаний может превысить в 90 млрд руб. (автомобильных и железнодорожных перевозчиков — 50 млрд руб., портовых компаний — 40 млрд руб.). Расчеты, основанные на нынешних ставках морского фрахта и автомобильных/железнодорожных тарифах, свидетельствуют, что общий объем капиталовложений в модернизацию и развитие инфраструктуры МТК смогут окупиться через 10 лет (при средней доходности 10 % годовых), а основную выгоду будут получать транспортные компании Приморского края РФ, чья доля в общем объеме прибыли может превысить 75 %.

Кроме того, в 2030 г. перевозчики Приморского края смогут аккумулировать для транспортировки до 10 % общего объема грузопотока между провинциями СВК и центральными/южными регионами КНР (до 40 млн т), а деятельность российских транспортных, логистических, стивидорных компаний приведет к росту ВРП Приморского края на 30 млрд руб. и позволит к 2030 г. обеспечить увеличение налоговой базы Дальневосточного федерального округа на 5,5 млрд руб.

Инвестиционные проекты направлены на модернизацию и развитие автодорожной и железнодорожной инфраструктуры Приморья, модернизацию пограничных КПП, повышение пропускной

способности автомобильных/железнодорожных подходов к российским портам и увеличение обрабатывающих мощностей самих портов, что позволит, например, сократить время перевозки транзитных грузов по МТК «Приморье-2» с одних суток до 5 ч [Минвостокраз-вития РФ намерено...].

В последние годы в Китае были запущены в эксплуатацию современные высокоскоростные автомобильные магистрали, благодаря которым было налажено надежное сквозное сообщение в направлении Юг—Север через всю территорию КНР (от Сянгана до Тунц-зяня и Хэйхэ).

В Северо-Восточном Китае были построены и реконструированы скоростные автомобильные дороги из Даляня в Хэйхэ, из Мань-чжоули в Суйфэньхэ, из Муданьцзяна в Хуньчунь, которые непосредственно связывают города Северо-Восточного Китая с российскими КПП Гродеково, Забайкальск, Краскино, Благовещенск. В 2017 г. было открыто автомобильное движение по полностью реконструированной скоростной автомагистрали Чанчунь—Хуньчунь, которая обеспечила значительное улучшение логистической обстановки в г. Хуньчунь, являющегося центром маршрутов экспорта товаров из северо-восточных провинций Китая в РФ, КНДР и РК [Xin Wen].

Введение в эксплуатацию новой китайской автомобильной магистрали и реконструкция маршрута Хуньчунь—Краскино—Славян-ка способствовало росту объемов перевозки грузов между городами Хуньчунь и Краскино на 35 %. Для расширения пропускной способности российской автодорожной сети и увеличения объемов вывозимых из СВК грузов по территории ДФО РФ необходима кардинальная модернизация российских автомобильных дорог, ведущих к КПП Суйфэньхэ—Пограничный, Дуннин—Полтавка, Хуньчунь— Краскино и Благовещенск—Хэйхэ. Стивидорные компании СВК смогут сократить время и стоимость транспортировки своих экспортных грузов, а транспортные компании ДФО РФ — получить китайские инвестиции и значительные доходы от транзита по своей территории, что станет ярким примером как укрепления взаимовыгодного сотрудничества РФ и КНР в дальневосточном ареале, так и сопряжения инициативы «Один пояс, один путь» с ЕАЭС.

Библиографический список

Количество пассажиров, въехавших и выехавших в 2018 г. через крупнейший КПП пров. Хэйлунцзян на границе с Россией, достигло максимального уровня за последние 9 лет. URL: http://russian.china.org.cn/business/txt/2019-01/ 05/content_74344157.htm (дата обращения: 06.01.2019).

Минвостокразвития РФ намерено сократить время транспортировки грузов из КНР. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2017/0506/c31518-9211902.html (дата обращения: 07.05.2017).

Нехайчук Ю. Создание транспортных коридоров Китай — Приморье оценили в 315 млрд рублей. Они принесут инвесторам 10—15 % годовых, подсчитали Минвостокразвития и McKinsey. URL: .https://www.vedomosti.ru/economics/articl es/2017/03/24/634897-sozdanie-transportnih-koridorov-kitai-primore-otsenili-315-m lrd-rublei (дата обращения: 25.05.2017).

Новости: отклики, цифры и лица // Китай. 2018. № 3 (149) (март). С. 13—15.

Раскрывать преимущества в сотрудничестве с Россией и создавать новые высоты открытости внешнему миру. URL: http://russian.china.org.cn/business/txt/ 2018-03/14/content_50709301.htm (дата обращения: 15.03.2018).

Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» // Государственная система правовой информации. ФЗ-473/29.12.2014. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/0001201412290 024 (дата обращения: 19.01. 2018).

Хэйлунцзян жибао (Ежедневная газета пров. Хэйлунцзян). 28.03.2018. (На кит. яз.).

Чжан Сяодун, Кан Фуцзюань. Гунлу чжичао бэйцзинся тэлу цичэ шанпинь улю фачжань дуйцэ тао : [Дискуссия о соотношении логистических цен при автомобильных и железнодорожных и перевозках] // Тэдао юньшу цзи цзинцзи [Железнодорожный транспорт и экономика]. 2017. № 3. С. 44—48. (На кит. яз.).

Ян Цзяньцзюнь. Чжунго идай илу чжаньлюэ дэ фачжань : [Развитие стратегии Китая «Один пояс—один путь»] // Чжунго гунлу: [Китайские дороги]. 2019. № 1. С. 17—21. (На кит. яз.).

China to coordinate transcontinental trade initiatives with Russia. URL: http:// www.china.org.cn/business/2017-12/16/content_37326308.htm (accessed: 17.12.2017).

Highway bridge to link China, Russia. URL: http://www.china.org.cn/business/ 2017-12/24/content_39978318.htm (accessed: 25.12.2017).

Sun Zhiyan, Hou Yongzhi. Research Team on «Strategic Policies on Leading Economic Development in the State of New Normal» // Regional Policies: A Strong

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Diver for Economic Restructuring. 2017. No. 07. URL: http://www.chinadaily.com.cn/ cndy/2017-11/24/content_34924892.htm (accessed: 25.11.2017).

Xin Wen. Traffic improves in more than half of major cities. URL: http://www. chinadaily.com.cn/cndy/2018-01/20/content_35545651.htm (accessed: 21.01.2018).

Zhou Wa. China-Russian ties to be boosted. URL: http://www.chinadaily.com.cn/ business/2017-03/20/content_16321987.htm (accessed: 21.03. 2017).

References

China to coordinate transcontinental trade initiatives with Russia. URL: http:// www.china.org.cn/business/2017-12/16/content_37326308.htm (accessed: 17 December, 2017).

Federalni zakon "O territoriah operezhayushego sotcialno-ikonomicheskogo razvitiya v RF" [Federal law «On territories of advanced socio-economic development in the Russian Federation»], Gosudarstvennaya sistema pravovoy informatcii FZ-473/ 29.12.2014 [State system of legal information. FZ-473/29.12.2014]. URL: http://publicati on.pravo.gov.ru/Document/0001201412290024 (accessed: 19 December, 2018). (In Russian).

Heiluntzyan zhibao [Heilongjiang daily], 28 March, 2018. (In Chinese).

Highway bridge to link China, Russia. URL: http://www.china.org.cn/business/ 2017-12/24/content_39978318.htm (accessed: 25 December, 2017).

Kolichestvo passazhirov, vyehavshih i viihavshih v 2018 godu cherez krupneishiy KPP prov. Heiluntzyan na granitce Rossii, dostiglo maksimalnogo urovnya za poslednii 9 let [The number of passengers who entered and left in 2018 through the largest checkpoint of the Prov. Heilongiang, on the border with Russia, has reached the highest level in the last 9 years]. URL: http://russian.china.org.cn/business/txt/2019-01/05/ content_74344157.htm (accessed: 05 January, 2019). (In Russian).

Minvostokrazvitiya RF namereno sokratit vremya transportirovki gruzov iz KNR [Minvostokrazvitiya RF intends to reduce the time of transportation of goods from China]. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2017/0506/c31518-9211902.html (accessed: 07 May, 2017). (In Russian).

Nekhajchuk, Yu. (2018). Sozdanie transportnyh koridorov Kitaj — Primor'e otcenili v 315 mlrd rublej. Oni prinesut investoram 10—15 % godovyh, podschitali Minvostokrazvitiya i McKinsey [The construction of China — Primorye transport corridors was estimated at 315 billion rubles. They will bring investors 10—15 % per annum, as Minvostokrazvitiya and McKinsey has calculated]. URL: https://www.vedo mosti.ru/economics/articles/2017/03/24/634897-sozdanie-transportnih-koridorov-kit ai-primore-otsenili- 315-mlrd-rublei (accessed: 25 May, 2017). (In Russian).

Novosti, otkliki, tcifri i litsa [News: responses, figures and faces] (2018), Kitay [China]. No.3 (149). March: 13—15. (In Russian).

Raskrivat preimushestva v sotrudnichestve s Rossiei i sozdavat novie visoti otkritosti vneshnemu miru [To reveal the advantages of cooperation with Russia and create new heights of openness to the outside world]. URL: http://russian.china.org.cn/business/ txt/2018-03/14/content_50709301.htm (accessed: 15 March, 2018). (In Russian).

Sun Zhiyan, Hou Yongzhi (2017). Research Team on «Strategic Policies on Leading Economic Development in the State of New Normal», Regional Policies: A Strong Diver for Economic Restructuring, No.107. URL: http://www.chinadaily.com.cn/cndy/2017-1 1/24/content_34924892.htm (accessed: 25 November, 2017).

Xin Wen (2018). Traffic improves in more than half of major cities. URL: http:// www.chinadaily.com.cn/cndy/2018-01/20/content_35545651.htm (accessed: 21 January, 2018).

YangJianjun (2019). Zhungo «idai ilu» zhanlue de fazhan [The development of the strategy of China's «One belt and One road»], Zhongguo gunlu [Chinese roads], No. 1: 17—21 (In Chinese).

Zhang Xiaodong, Kang Fuquan (2017). Gonglu zhichao beijing xia tielu shangpin che wuliu fazhan duice tao [The discussion of the relationship between logistics prices for road, rail and transport], Tedao yunshu ji jingji [Rail transport and the economy]. No. 3: 44—48. (In Chinese).

Zhou Wa (2017). China-Russian ties to be boosted. URL: http://www.chma daily.com.cn/business/2017-03/20/content_16321987.htm (accessed: 21 March, 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.