Научная статья на тему 'Создание системы образования в Бурят-монгольской АССР в начале 1930-х гг.'

Создание системы образования в Бурят-монгольской АССР в начале 1930-х гг. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бальхаева И. X.

В конце 1920-х гг. в СССР активизировались поиски наиболее рациональных путей развития профессионального образования. Объединенный пленум и ЦК, и ЦК ВКП(б) в апреле 1928 г. принял решение об увеличении числа «красных специалистов». XVI съезд ВКП(б) (1930 г.) выдвинул задачу формирования новой социалистической интеллигенции. СНК РСФСР 10 июня 1930 г. принял постановление о пятилетнем плане подготовки специалистов высшей и средней квалификации для народного хозяйства областей, краев и республик РСФСР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание системы образования в Бурят-монгольской АССР в начале 1930-х гг.»

Ирина БАЛЬХАЕВА

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В БУРЯТ-МОНГОЛьСКОЙ АССР В НАЧАЛЕ 1930-Х ГГ.

В конце 1920-х гг. в СССР активизировались поиски наиболее рациональных путей развития профессионального образования. Объединенный пленум и ЦК, и ЦК ВКП(б) в апреле 1928 г. принял решение об увеличении числа «красных специалистов».

XVI съезд ВКП(б) (1930 г.) выдвинул задачу формирования новой социалистической интеллигенции. СНК РСФСР 10 июня 1930 г. принял постановление о пятилетнем плане подготовки специалистов высшей и средней квалификации для народного хозяйства областей, краев и республик РСФСР.

Учебные заведения подлежали реорганизации по отраслевому признаку и передаче в ведение соответствующих наркоматов, что приблизило их к производству. Отныне планирование численности учащихся и студентов, специализация, учебные планы зависели от потребностей производства. В ведение наркоматов просвещения союзных республик были оставлены только педагогические и художественные учебные заведения.

За 1929—1932 гг. система высшего и среднего специального образования подверглась реорганизации. Возросло количество учебных заведений, численность студентов вузов и ссузов. Так, например, если в 1929—1930 учебном году в стране функционировало свыше 1030 средних специальных учебных заведений1, то в 1932—1933 учебном году — 35092, а контингент обучающихся увеличился с 160,6 тыс. до 723,7 тыс. чел.3 Проведена большая работа по укреплению материальной базы вузов и техникумов.

В начале 1930-х гг. в БМАССР создавались необходимые предпосылки для развития промышленного и аграрного производства, освоения природных богатств. На фоне масштабных преобразований в БМАССР ощущался острейший дефицит квалифицированных кадров во всех отраслях. Республика не могла развиваться без кадрового и интеллектуального фундамента, отвечающего новым реалиям. Руководство Бурят-Монголии обратило внимание на вопросы подготовки кадров, и пленум Бурятского обкома партии (1929 г.), и 7-я областная партийная конференция (июнь 1930 г.) наметили пути решения этих задач, которые включали в себя увеличение ассигнований, открытие разноуровневых учебных заведений, расширение структуры подготовки кадров, рост численности студентов, обучающихся за пределами республики, повышение квалификации практиков. Для координации работы Президиум ЦИК СССР дал указание соответствующим наркоматам РСФСР наметить мероприятия для организации средних учебных заведений по пятилетнему плану БМАССР4.

Осенью 1930 г. в республике открыто сразу 4 техникума: в Верхнеудинске — медицинский, финансово-экономический и

1 Поликарпова Т. В. Среднее профессиональное образование (общий отбор) // «Специалист». 1995. № 3, стр. 4—6

2 Комаров Л. А. Планирование подготовки и распределения специалистов в СССР. М. 1961, стр. 11

3 История среднего профессионального в России. М. 2000, стр. 222

4 Халзанов К. X. Высшие и средние специальные учебные заведения Бурятии за 50 лет Советской власти//Бурятия от ликбеза до филиала Академии Наук. Улан-Удэ. 1969, стр.276

БАЛЬХАЕВА

Ирина

Хубисхаловна

ф

автодорожный (или техникум путей сообщения), Кяхте — кооперативный1. В Кяхтинском техникуме открыто торгово-заготовительное, счето-финансовое и планово-экономическое отделения.

В 1931 г. в Верхнеудинске организован техникум искусств. Тогда же на базе Верхнеудинского сельскохозяйственного техникума создано 2 самостоятельных техникума — животноводческий и землеустроительный. Животноводческий техникум переведен в с. Тамча Селенгинского аймака. Согласно правилам приема для поступающих в 1930 г. в техникумы принимались только жители республики. Желающие из других регионов допускались к обучению только при наличии свободных мест и «при подписке об обязательстве отслуживания в Бурятии не менее 3 лет». На первый курс без экзаменов принимались окончившие семилетку или школы колхозной молодежи в 1929 и

1930 гг. в возрасте от 15 до 20 лет, на третий курс — до 30 лет. К поступлению в техникумы допускались лица без семилетнего образования при наличии направления от организаций (выдвиженцы). В пед-техникумы принимались сразу на второй курс без экзаменов окончившие рабфаки и школы второй степени. Окончившие школы второй ступени с педуклоном принимались сразу на третий курс. Заявления

о поступлении рассматривались отборочной комиссией в составе представителей наркопроса, обкома ВКП(б), ВЛКСМ, Бурпрофсовета, Колхозсоюза и техникумов. В состав отборочной комиссии сельскохозяйственного и медицинского техникумов входили представители Наркомзема и Наркомздрава. Норма приема в 1930 г.: для Бурпедтехникума — 80 чел., Русского педтехникума — 40 чел., сельхозтехникума — 80 чел., медицинского — 40 чел.2 Кандидаты допускались лишь на освободившиеся места.

Основная проблема, с которой столкнулись техникумы, была связана с набором учащихся. Так, например, в 1932—1933 учебном году на первый курс Верхнеудинского животноводческого техникума на оба отделения план приема составил 80 чел. При установленном сроке набора 15 сентября на 9 октября 1932 г. в техникум подано всего 2

1 ГАРФ. А-296. Оп. 1. Д. 450. Л. 79

2 Правила приема для поступающих в техникумы Бурреспублики в 1930 г.// «Бурят-Монгольская правда». 1932. 9 октября, стр. 4

заявления, не было ни одного заявления из сельских районов3. В отчете Наркомпроса Бурят-Монголии, представленном Отделу по просвещению национальных меньшинств Наркомата просвещения РСФСР, отмечалось, что в «целях большей подготовки кандидатов коренной бурятской национальности из батрацко-бедняцкой и колхозной среды, организованы при ряде техникумов подготовительные курсы». Такие подготовительные курсы уже в 1930—

1931 учебном году функционировали при финансово-экономическом, медицинском и кооперативном техникуме, открывается вечерний рабфак. На 1931—1932 учебный год вечерний рабфак набирал 90 чел., из них на первый курс — 56 чел., второй — 12 чел., третий — 22 чел. Места распределялись по следующим организациям: горком ВКП(б)

— 18 чел., горком ВЛКСМ — 25 чел., ВСПС

— 15 чел., Бурколхозсоюз — 12 чел., ЦСНХ

— 10 чел., СХЛР — 10 чел.4 В 1932 г. открылись курсы на 35 чел. при Селенгинском сельскохозяйственном техникуме5.

Впервые вопрос об организации Бурят-Монгольского института обсуждался в мае 1928 г. на втором объединенном пленуме ОК ВКП(б). 16 октября 1930 г. областной комитет партии Бурят-Монгольской АССР принимает постановление «об организации в г. Верхнеудинске первого высшего учебного заведения»6. В январе

1931 г. Наркомпросом БМАССР поставлен вопрос об открытии Бурят-Монгольского педагогического института.

15января 1931г. ПрезидиумВЦИКзаслу-шал доклад председателя Совнаркома БМАССР Д. Д. Доржиева, содоклад инструктора ВЦИКа А. Н. Самойловича «О советском, хозяйственном и социальнокультурном строительстве в БМАССР». В постановлении Президиума ВЦИК по данному вопросу ставились следующие задачи: «Правительству Бурят-Монгольской АССР представить СНК РСФСР в месячный срок свои соображения об организации агропедагогического

3 Болдонов И. Набор студентов в техникум животноводства срывается // «Бурят-Монгольская правда». 1932. 9 октября, стр. 4

4 Условия приема в областной вечерний рабфак на 1931—1932 учебный год// «Бурят-Монгольская правда». 1931. 16 июня, стр. 4

5 Янданов А. Г. Деятельность Бурятской партийной организации по повышению культурно-технического уровня колхозного крестьянства (1929—1937 гг.). Дис.канд.ист.наук. Улан-Удэ. 1975, стр. 78

6 НАРБ. Ф. Р. 248. Оп. 1. Д. 854. Л. 63

института, т.к. имеющиеся возможности, база и т.д. диктуют необходимость организации в республике именно агропедвуза. Агропединститут будет готовить кадры для соседней Монголии, где тоже самая большая нужда в научных кадрах»1.

В 1926 г. открывается бурят-монгольское отделение при педагогическом факультете Иркутского университета для подготовки учителей с высшим образованием для средних школ и техникумов республики. Летом 1930 г. состоялся первый выпуск 11 студентов бурят-монгольского отделения университета. Отделение рассматривалось в качестве основы организации первого вуза в Бурят-Монголии2. Постановление сыграло важную роль в организации первого высшего учебного заведения в Бурят-Монголии.

В условиях слабой межведомственной координации организацию вуза взяли на себя сразу 2 ведомства: Наркомпрос РСФСР и Наркомзем СССР. Для изучения вопроса об организации вуза в конце января 1931 г. в г. Верхнеудинск приезжает заведующий учебно-методическим сектором Наркомпроса РСФСР А. Я. Вышинский. Он принял участие в работе по совещания по народному образованию. Коллегия Наркомпроса РСФСР под председательством наркома просвещения А. С. Бубнова 3 февраля 1931 г. заслушала доклад заведующего культпропотделом Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) Д. Мухина «О культурно-национальном строительстве Бурят-Монгольской Республики», поднимался вопрос об организации агропединститута в Бурят-Монголии. Коллегия постановила: «поручить оргинструкторскому сектору Наркомпроса РСФСР совместно с представителем Бурят-Монгольского ОК ВКП(б) и с привлечением соответствующих организаций проработать проект резолюции Коллегии Наркомпроса»3.

Одновременно Наркомзем СССР вел подготовительную работу по открытию агропедвуза в Бурят-Монголии по своему ведомству. Сектор кадров Наркомзема СССР 18 ноября 1931 г. на совещании обсудил вопрос об открытии в Бурят-Монголии агропединститута и, познакомившись со

1 ГАРФ. Ф. А. 296. Оп. 1. Д. 450. Л. 82

2 История Сибири Л. 1968 . Т. 4, стр. 456

3 Становление высшего образования в Бурятии. Иркутск, 1981, стр. 13

структурой агропединститута, организуемого Наркомпросом РСФСР, постановил: «Считать необходимым проводить организацию агропединститута Наркомзема СССР, т.к. ведущими отраслями Бурят-Монголии являются мясное животноводство и овцеводство, поэтому агропединститут должен готовить агропедагогов по мясному животноводству и овцеводству»4.

В связи с решением Коллегии Наркомзема СССР об открытии вуза в Бурятии заместитель председателя Совнаркома БМАССР А. Д. Данилов отправляет в Москву телеграмму: «Телеграфируйте точнее, идет ли речь о двух институтах или агропединститут будет передан в Наркомзем»5. После получения подтверждения от Наркомзема СССР об открытии второго агропедвуза, правительство Бурят-Монгольской Республики немедленно сообщило о своем согласии открыть агропедвуз по линии Наркомзема СССР в г. Верхнеудинске. Уже на следующий день, 10 октября 1931 г., бюро обкома ВКП(б) в своем постановлении ходатайствует перед ЦК ВКП(б) о выделении необходимых кадров научных работников и профессоров для открываемых институтов и просит о включении в госбюджет РСФСР и СССР на 1932 г. средств на строительство помещений и приобретения оборудования для двух институтов6. Совнарком БМАССР 15 октября 1931 г. утверждает контрольные цифры развития народного хозяйства Бурят-Монгольской АССР на 1932 г., где в разделе культуры и науки записано: «Признать необходимым организацию: а) агропединститута по линии Наркомпроса с контингентом студентов 225 человек; б) агропединститута по линии Наркомзема с контингентом студентов 100 человек»7. В постановлении IV Пленума Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) от 12 января

1932 г. отмечалось: «1932 г. должен являться годом начала развертывания высшего образования в БМАССР и практического разрешения вопроса подготовки квалифицированных высших кадров для нужд культурного и хозяйственного строительства. Для этого утвердить организацию в 1932 г. педагогического и агропедагогического институ-

4 НАРБ. Ф. Р. 250. Оп. 1. Д. 494. Л. 18

5 НАРБ. Ф. Р. 248. Оп. 1. Д. 756. Л. 108

6 НАРБ. Ф. П.-1. Оп. 1. Д. 1758. Л. 447

7 НАРБ. Ф. Р. 248. Оп. 1. Д. 5. Л. 274

ф

тов»1. В конце января 1932 г. в Верхнеудинск переведено бурят-монгольское отделение Иркутского университета, насчитывавшее 60 чел. (I—III курсы). Заведующий отделением М. П. Хабаев еще в начале октября

1931 г. назначен директором агропединститута по линии Наркомпроса РСФСР, а в конце этого месяца — по линии Наркомзема СССР. Под его непосредственным руководством решались все многочисленные проблемы создания и становления двух первых вузов Бурят-Монголии. Открытие института по линии Наркомпроса РСФСР состоялось 10 февраля 1932 г. Этому знаменательному событию посвящено торжественное заседание Ученого совета института с участием преподавателей и студентов, представителей партийных и советских органов. С докладом на заседании выступили директор института М. П. хабаев, секретарь обкома ВКП(б) М. Н. Ербанов, зам. председателя Совнаркома БМАССР А. Д. Данилов, председатель БурЦИК И. Д. Дампилон. Официальное открытие второго агропединститута состоялось 23 мая

1932 г. Несмотря на то, что открытые высшие учебные заведения, принадлежали разным ведомствам, они готовили педагогические кадры для школ, сельхозтехникумов, различных агрокурсов и имели статус агропединститутов.

Набор студентов в вузы представлял для республики определенную сложность, поэтому он был начат еще в начале осени

1931 г. В постановлении СНК БМАССР № 225 от 9 ноября 1931 г. отмечалось: «недопустимо халатное отношение со стороны всех АИК и АймОНО к вопросу набора и выполнения разверстки Наркомпроса в пединститут и категорически предложить всем АИКам выполнить разверстку по набору в институт»2. К 1 января

1933 г. численность студентов пединститута выросла до 146 чел., агрозоотехнического — до 89 чел. В их числе буряты составляли 127 и 37 чел. соответственно3. Осенью 1932 г. при Бурят-Монгольском государственном педагогическом институте (БМГПИ) открывается дневной пед-рабфак с четырехлетним сроком образо-

1 Постановление IV Пленума Бурятского обкома ВКП(б) от 12 января 1932 г. по контрольным цифрам на 1932 г. // «Бурят-Монгольская правда». 1932, стр. 2

2 НАРБ. Ф. Р. 248. Оп. 20. Д. 18. Л. 286

3 Бурят-Монгольская АССР за десять лет. Верхнеудинск. 1933, стр. 106

вания. На первый курс рабфака принято 144 чел., но вследствие большого отсева первые выпуски рабфака были малочисленными — первый выпуск, состоявшийся летом 1933 г., дал институту всего 12 чел.4

Решением бюро Бурят-Монгольского обкома ВКП(б), состоявшегося 31 января

1932 г., за агропединститутом закреплялся следующий преподавательский состав: Б. Б. Барадин, М. В. Широковский, В. Д. Кудрявцев, А. М. Ремизов, А. Г. Бажин и др.5 Первый преподавательский коллектив вузов состоял из высококвалифицированных, опытных научно-педагогических работников: 3 профессора, 3 доцента, 10 ассистентов и 2 аспиранта. Вузы, в целях экономии средств и совместного использования научных работников, на начальном этапе имели общее руководство, единый штат административно-технических, научных работников, партийных и других общественных организаций, совместно пользовались библиотекой, кабинетами и т.д. Библиотека института насчитывала около 20 тыс. томов6.

В числе основных трудностей оставалась проблема низкого общеобразовательного уровня населения. В 1933 г. грамотность всего населения республики составляла 67%. Приоритетными направлениями оставалось школьное образование. В 1932—1933 учебном году насчитывалось 819 школ всех типов, в них работало 2120 учителей и обучалось 77 715 учащихся7. В 1933—1934 учебном году в начальных школах обучалось 66,8 тыс. чел., что составляло 97% всех детей школьного возраста. В 5—7 классах обучалось 9,7 тыс. чел. Пятыми классами охвачено 85% учеников, окончивших начальную школу8.

Согласно данным, уровень квалификации учителей оставался низким: 65% учителей, работающих в начальных школах, не имели даже среднего общего образования. Удельный вес учителей с начальным образованием составлял 23%. Только каждый шестой учитель средних

4 Осинский И. И. Альма-матер. Улан-Удэ. 1999, стр. 39

5 НАРБ. Ф. П.-1. Оп. 1. Д. 1760. Л. 78

6 Кудрявцев В. Д. Нужна поддержка всей общественности // «Бурят-Монгольская правда». 1932. 23 мая, стр. 3

7 Социалистическое строительство в Бурятии за 10 лет. Верхнеудинск. 1933, стр. 113

8 ГАРФ, Ф. А. 2306. Оп. 70. Д. 1793. Л. 129

и семилетних школ окончил институт. При предельной нагрузке работающих требовалось еще 45 учителей начальных и 19 учителей средних школ. Бюро Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) весной

1933 г. проверил работу Наркомпроса республики. По результатам проверки стали освобождаться от работы учителя, не имеющие семилетнего образования и не обучающиеся заочно в педтехникумах. Ситуация усугублялась проводившейся «чисткой учительства от классово-чуждых и связанных с кулачеством элементов». В отдельных аймаках (Хоринский, Закаменский и др.) проводилось массовое увольнение учителей, в результате чего было уволено около 300 чел.1

В связи с низким уровнем образования учителей в докладе председателя ЦИКа БМАССР Б. Д. Дабаин «О задачах в области просвещения Бурят-Монгольского АССР в связи с ее десятилетием» в 1933 г. ставилась задача переподготовки более 50% всего состава учителей2. В резолюции по этому докладу Коллегия Наркомпроса РСФСР постановила: «Сектору учета и распределения кадров Наркомпроса командировать в БМАССР из окончивших в этом году педвузы РСФСР не менее 50 педагогов для работы в повышенной школе и одного опытного работника по дошкольному воспитанию для организационной и руководящей работы в области дошкольного воспитания в БМАССР»3. Областная комсомольская организация мобилизовала на учительскую работу в

1933 г. — 80 чел., в 1934 г. — 100 чел.4

Параллельно предпринимались усилия для расширения подготовки учителей в пединституте. Осенью 1933 г. организованы годичные постоянно действующие педагогические курсы. По ходатайству Наркомпроса БМАССР при пединституте в январе 1933 г. открывается заочное отделение, в сентябре 1934 г. — учительский институт, который осуществлял подготовку учителей для семилетних школ. Срок обучения в учительском институте определен в 3 года. Особое внимание стало уделяться заочному обучению учителей. К

1 сентября 1934 г. Наркомпросом респуб-

1 Митупов Б. М, Санжиева Г. Л. Руководство Бурятской партийной организации культурной революции в республике. Улан-Удэ. 1962, стр. 72

2 ГАРФ. Ф. А. 236. Оп. 1. Д. 515. Л. 60

3 Там же. Л. 68

4 НАРБ. Ф. П. 1. Оп. 1. Д. 221. Л. 51

лики запланировано охватить заочным обучением в пединституте 120 учителей, не имеющих специального образования5.

С открытием рабфака, заочного отделения, учительского института в основном завершается процесс организации педагогического института. В 1934—1935 учебном году общий контингент студентов педагогического и учительского институтов с заочным отделением составил 528 чел., что почти в 2,5 раза больше, чем в первом учебном году. Первый выпуск педагогов с высшим образованием численностью 15 чел. состоялся летом 1932 г. Его составили студенты третьего курса, переведенные из бурят-монгольского отделения Иркутского пединститута. Это были первые специалисты с высшим образованием, получившие дипломы непосредственно в Бурятии6.

В декабре 1933 г. постановлением Бурят-Монгольского ОК ВКП(б) создана комиссия для разработки практических мер по разъединению институтов. Постановлением бюро Бурят-Монгольского ОК ВКП(б) от 27 мая 1934 г. агропединститут Наркомзема СССР «в связи с ведущей ролью животноводства в сельском хозяйстве республики и необходимостью правильного размещения высших учебных заведений на территории края» преобразован в зооветеринарный институт с зоотехническим и ветеринарным факультетами. Срок обучения на зоотехническом факультете установлен 4 года и 6 месяцев, на ветеринарном — 3 года и 10 месяцев7. Контингент набора в

1934 г. для обоих факультетов определен в 120 чел. 29 апреля 1935 г. постановлением бюро ОК ВКП(б) директором зооветинс-титута утвержден К. Х. Шантанов8.

В 1932—1933 учебном году в республике насчитывалось 8 техникумов. Согласно Постановлению Совнаркома БМААСР и обкома ВКП(б) «О состоянии и развитии городского хозяйства в г. Верхнеудинск» от 24 января 1932 г. в план строительства на 1932 г. включена постройка зданий для монголрабфака, финансово-экономического, кооперативного, сельскохозяйственного и дорожно-строительного техникумов.

5 НАРБ. Ф. Р. 475. Оп. 2. Д. 62. Л. 76

6 НАРБ. Ф. Р. 475. Оп. 2. Д. 62. Л. 77

7 Нам 75 лет. История Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова. Улан-Удэ. 2006, стр. 16

8 НАРБ. Ф. П. 1. Оп. 1. Д. 2343. Л. 112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.