Научная статья на тему 'Подготовка специалистов Бурят-Монгольской АССР за пределами республики (1923−1933 гг.)'

Подготовка специалистов Бурят-Монгольской АССР за пределами республики (1923−1933 гг.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бальхаева Ирина Хубисхаловна

Изучение истории профессионального образования является отражением постоянного интереса сообщества к проблеме эффективной реализации человеческих возможностей, поскольку на концепции их всестороннего развития базируется стратегическая доктрина современного прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов Бурят-Монгольской АССР за пределами республики (1923−1933 гг.)»

И. БАЛЬХАЕВА И.Х.

Подготовка специалистов Бурят-Монгольской АССР

за пределами республики (1923-1933 гг.)

Изучение истории профессионального образования является отражением постоянного интереса сообщества к проблеме эффективной реализации человеческих возможностей, поскольку на концепции их всестороннего развития базируется стратегическая доктрина современного прогресса.

Со времени образования в 1923 г. Бурят-Монгольской АССР (БМАССР) в республике началась подготовка кадров путём создания средних учебных заведений, организации различных курсов, направления молодежи в вузы и техникумы за пределы региона. Согласно отчёту правительства БМАССР за 1928-1930 гг., в 1929/30 уч. г. в республике насчитывалось 2 педагогических,

1 сельскохозяйственный техникум и профтехшкола. В педагогических техникумах обучалось 289 чел., в сельхозтехникуме - 103 чел. Из общего числа учащихся буряты составляли 70%\ В этой ситуации повышалась роль подготовки кадров за пределами региона: в Москве, Ленинграде, Свердловске, Томске, Иркутске, Омске и др. крупных центрах. В целях ускоренной подготовки национальных кадров в стране создана система специальных учебных заведений. В их числе Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), Институт народов Севера, национальные отделения многих институтов. Открытый в 1921 г. в Москве КУТВ стал центром подготовки национальных кадров. За 5 лет (1924-1928 гг.) из Бурятии в КУТВ и другие вузы направлено 93 чел.2 Специальными решениями правительства (союзного и федеративного) для лиц, направленных на учёбу из национальных республик, устанавливались льготы.

1 ГАРФ, ф. А-296, оп.1, д.450, л. 79.

2 НАРБ, ф.р.-248, оп. 1, д. 756, 108.

Таблица 1

Численность студентов и учащихся профессиональных учебных

заведений, обучавшихся за пределами Бурят-Монгольской АССР в 1928/29-1930/31 уч. гг.1__________________________________

Всего в т.ч. по учебным годам

чел. в % 1928/29 1929/30 1930/31

Высшие учебные заведения 130 34,7 29 38 63

Средние специальные учебные заведения 88 23,5 — 52 36

Рабфаки 157 41,8 71 54 32

Итого: 375 100 100 144 131

С 1930 г. экзамены для поступающих по разверстке мест производились не при учебных заведениях, а в особых испытательных комиссиях на местах (при Наркомпросе и РИКах республики). Экзамены проводились с 1 по 30 июня, чтобы выдержавшие испытания могли подать заявление о приёме в соответствующие вузы (не позднее 20 июля) или техникумы (не позднее 1 августа). Вторая особенность набора состояла в том, что без конкурса в вузы и ссузы принимались окончившие семилетку и девятилетку в 1929 и 1930 г., если они имели особое удостоверение школьного совета о праве поступления в высшие и средние специальные учебные заведения без приёмных экзаменов.

Необходимо отметить, что практически ежегодно не выполнялся план набора студентов из-за постоянной нехватки молодёжи, подготовленной для обучения в вузах. В республике в современных её границах в 1927/28 уч. г. функционировали только одна сельская и три городских общеобразовательных средних школы, где обучалось около 1,3 тыс. чел. В 1923-1927 гг. в республике были открыты 9 семилетних школ, 7 школ крестьянской молодёжи, одна школа-девятилетка, а численность учащихся в школах с образованием повышенного типа возросла по сравнению с 1923/24 уч. г. в 4,8 раз. Но выпускники сельских и городских школ второй ступени не могли сразу поступить в техникумы и вузы, они нуждались в дополнительном образовании на подготовительных отделениях и курсах. В 1923 г. курсы по

1 ГАРФ, ф. А-296, оп. 1, д. 450, л. 81.

подготовке в вуз окончили 46 чел., в 1927/28 уч. г. на курсах в г. Верхнеудинске обучалось около 300 чел.1

В эти годы получила распространение такая форма подготовки абитуриентов в высшие учебные заведения, как рабочие факультеты (рабфаки). В 1919 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР принял решение об организации рабочих факультетов при университетах. Вскоре рабфаки стали открываться и во всех других вузах. Их задачи были определены декретом Совнаркома страны «О рабочих факультетах» от 17 сентября 1920 г. Рабфаки пользовались правами факультета, а его слушатели

- всеми правами студентов вуза. Устанавливался строго классовый принцип приёма на рабфак, выпускникам предоставлялось право поступления без экзаменов во все вузы. Приёмные экзамены для выпускников рабфака при поступлении в вуз введены позднее постановлением ЦИК СССР от 13 сентября 1932 г.

Первый рабфак на территории республики организован в 1923 г. в г. Верхнеудинске. По просьбе Монгольской и Тану-Тувинской народных республик в феврале 1930 г. был открыт Монгольский четырехгодичный педагогический рабфак с бурятским отделением. Все поступающие на рабфак должны были иметь подготовку в объёме программы школы первой ступени, программы одногодичных курсов по подготовке в рабфак или одногодичных рабочих и крестьянских курсов для взрослых. Согласно плану набора, все места на рабфак распределялись партийными, комсомольскими, профсоюзными и советскими организациями. Командируемые проходили местные отборочные комиссии. Так, например, на 1931/32 уч. г. план набора составлял 75 чел., из них 35% - женщины.

Основная часть абитуриентов проходила подготовку за пределами республики. В 1923-1928 гг. значительное число лиц, командированных на учёбу в другие города, обучались на рабфаках. Впоследствии, по мере увеличения численности выпускников средних школ, местных рабфаков,

1 Социалистическое строительство Бурятии за 10 лет. - Улан-Удэ, 1933, стр. 114.

курсов и подготовительных отделений, основная часть командированных зачислялась непосредственно в вузы и техникумы. Так, в 1930 г. из Бурятии на учёбу был направлен 131 чел., из них 48,0% — в вузы, 27,5% — в техникумы, 24,5% — на рабфаки.

Одной из главных задач направления молодёжи на учёбу являлась подготовка кадров национальной интеллигенции. В 1928 г. среди агрономов, землеустроителей и ветеринарных работников удельный вес бурят составлял всего 7,0%, среди ИТР промышленных предприятий — 1,5% (1 инженер-бурят из 66 чел.), среди медицинских работников - 7,1%, учителей школ первой ступени - 38,0%, учителей школ повышенного типа - 30,0%, в руководстве центральных республиканских учреждений - 22,0%. (По данным переписи 1926 г., национальный состав населения республики характеризовался следующими данными: буряты — 45,1%, русские — 49,8%, тунгусы — 0,6% и другие — 4,5%1.) В связи с малочисленностью специалистов-бурят большое внимание уделялось национальному составу командируемых. К 1929 г. доля бурят в общей численности направленных на учёбу возросла до 60%. При направлении в специальные учебные заведения комиссии учитывали классовое происхождение и партийность2.

Направление на учёбу производилось в основном в форме командировки с предоставлением стипендий за счёт республики. Так, стипендиальный фонд Наркомпроса БМАССР с 23 тыс. руб. в 1924/25 уч. г. возрос до 31,6 тыс. руб. в 1925/26 уч. г. За счет стипендиального фонда Наркомпроса республики в 1926 г. были направлены на учёбу 56 чел. В 1929/30 уч. г. более 100 студентов, обучавшихся в вузах других городов, получали стипендии по линии Наркомпроса республики. Размер стипендии в вузах и ссузах европейской части РСФСР составлял 30 руб., в вузах и ссузах Сибири — 20 руб. Кроме того, отдельные хозяйственные и торговые организации республики выделяли свои стипендии для подготовки специалистов. Так, например, в

1 ГАРФ, ф. А-296, оп.1, д. 401, л. 39.

2 ГАРФ, ф. А-296, оп. 1, д. 450, л. 82.

1924/25 уч. г. на стипендии организаций обучалось 9 чел., из них 3 чел. -в учебных заведениях кооперативной торговли1.

Со студентами, направленными на учёбу за пределы республики, на двух последних курсах заключались контракты, устанавливались повышенные стипендии, выдавались единовременные пособия и производилась оплата проезда в Бурят-Монголию. Контракты с выпускниками вузов и ссузов приучали руководителей предприятий, организаций, учреждений создавать условия для возвращения молодых специалистов и планировать их обучение в соответствии с перспективами развития. Но подготовка специалистов велась недостаточно рационально, без учёта территориально-отраслевых пропорций, что, в свою очередь, затрудняло организацию приёма представителей БМАССР в различные учебные заведения страны. В результате отдельные стипендиаты, особенно те, кто оканчивал рабфаки за пределами республики, поступали на факультеты вузов, профиль которых не соответствовал запросам развития республики.

Мало студентов обучалось в индустриальных, сельскохозяйственных и экономических вузах. Так, например, в 1924 г. направлено в технические и сельскохозяйственные вузы всего лишь 17,1% от общего числа командированных на учёбу. Такая же тенденция наблюдалась и в последующие годы. Задача первоочередной подготовки кадров просвещения, здравоохранения, партийно-советского аппарата была воспринята местными органами как установка на подготовку кадров только этого профиля.

В 1924-1927 гг. вузы, техникумы и центральные курсы окончили 126 чел. Соответственно росла и численность специалистов. Тем не менее число командированных на учёбу оставалось далеко не достаточным. В этот период потребность народного хозяйства в специалистах отраслей материального производства удовлетворялась в основном за счёт выдвижения практиков,

1 Топоркова А.Д. Хозяйственно-культурное строительство и бюджет Бурят-Монгольской АССР за 30 лет (1923-1953 гг.). Дисс. ... канд. экон. наук. - Л, 1954, стр. 57.

особенно в промышленности, транспорте, строительстве и сельском хозяйстве.

Ежегодно расширялся диапазон профессиональной подготовки кадров. В июне 1932 г. представительство БМАССР в Москве направило заявку в Комитет по просвещению национальных меньшинств Наркомпроса РСФСР, в которой просило при разверстке брони мест в вузы, техникумы и рабфаки на осенний набор 1932 г. учесть необходимость выделения мест для Бурят-Монгольской АССР по линии следующих наркоматов: Народного комиссариата тяжелой промышленности - 57 чел., Народного комиссариата земледелия - 36 чел., Народного комиссариата юстиции - 7 чел., Народного комиссариата здравоохранения - 29 чел., Народного комиссариата финансов

- 10 чел., Народного комиссариата снабжения - 42 чел., Народного комиссариата просвещения - 45 чел., Народного комиссариата путей сообщения - 8 чел., Народного комиссариата водного транспорта - 26 чел., Центросоюза - 4 чел., по линии отдельных ведомств - 8 человек. Всего предполагалось направить на учёбу 280 чел., из них в институты - 182 чел., в техникумы - 43 чел., на рабфаки - 55 человек. Комитет по просвещению нацменьшинств РСФСР предоставил на осенний набор 1933 г. для БМАССР 396 мест, из них в вузы и втузы — 163, техникумы - 75, на рабфаки — 1381.

Также направлялись на учёбу представители малых народностей, проживающих в Бурятии (тунгусы, сойоты и др.). Каждый год в республику возвращались выпускники центральных вузов и техникумов страны. Они внесли огромный вклад в модернизацию производства и развитие социальнокультурной сферы республики. Но задачи экономического, социальнополитического и культурного развития требовали становления и развития системы профессионального образования в самой республике.

БАЛЬХАЕВА И.Х.

1 ГАРФ, ф. А-296, оп. 1, д. 498, л. 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.