Прежде всего это происходило за счет высокой смертности и потерь населения, вслед за чем последовало снижение рождаемости. Такую ситуацию называют «демографической катастрофой». С середины 1930-х гг. появляются краткосрочные и неустойчивые тенденции к нормализации демографических процессов. Смертность снижается медленно, рождаемость растет, но также весьма нестабильно. Попытка административного регулирования рождаемости большого успеха не имела, лишь на короткий срок повысив рождаемость. В результате в городской среде отчетливо наблюдалась негативная тенденция к увеличению смертельных случаев. Таким образом, снижение рождаемости, которое происходило в те годы в городах Бурятии, можно объяснить «демографическим переходом».
Литература
1. НАРБ. Ф. 196. Оп. 1. Д. 182. Л. 3, 5, 8, 11.
2. Всесоюзная перепись населения 1939 г.: основные итоги / под ред. Ю.А. Полякова. - М.: Наука, 1992. - С. 24.
3. Народное хозяйство Бурятской АССР. - Улан-Удэ, 1967. - С. 5.
4. Московский А.С., Исупов В.А. Формирование городского населения Сибири (1926-1939 гг.). - Новосибирск, 1984. -С. 27-29.
5. НАРБ. Ф. 248. Оп. 2. Д. 46. Л. 19-21.
6. Урланис Б.Ц. Динамика уровня рождаемости в СССР за годы советской власти // Брачность, рождаемость, смертность в России и СССР. - М., 1977. - С.12.
7. Подсчитано по: НАРБ. Ф. р. 196. Оп. 1. Д. 1093. Л. 22-55; Д. 1245. Л. 239; Д. 1649. Л. 38.
8. Демографический словарь... - С. 133.
9. Население России в XX веке. - С. 336.
10. НАРБ. Ф. р. 196. Оп. 4. Д. 99а. Л. 134-150.
11. Урланис Б.Ц. Рождаемость и продолжительность жизни в СССР. - М., 1963. - С. 27-28.
12. Подсчитано по: НАРБ. Ф. р. 196. Оп. 1. Д. 1649. Л. 13; Оп. 4. Д. 99а. Л. 134.
Убеева Ольга Александровна - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории Бурятии Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6. E-mail: [email protected]
Ubeeva Olga Aleksandrovna - candidate of historical science, senior lecturer, department of history of Buryatia, Buryat State University, Ulan-Ude, Ranzhurov str., 6.
УДК 377:378 (571.54) И.Х. Бальхаева
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОЙ АССР В 1920-1930-е гг.
Статья посвящена проблемам подготовки квалифицированных кадров для сельского хозяйства в период становления Бурят-Монголии. В ней рассматривается процесс открытия в республике специальных учебных заведений.
Ключевые слова: профессиональные учебные заведения, подготовка специалистов, школы крестьянской молодежи, краткосрочные курсы, агрозоотехнический институт, сельскохозяйственный техникум.
I.K. Balkhaeva THE TRAINING OF STAFF FOR RURAL ECONOMY IN BURYAT-MONGOLIAN ASSR IN 1920-1930s
The article is devoted tothe problems of training of qualified personnel for rural economy in the period of Buryat-Mongolia formation. The article considers the process of opening special educational institutions in the republic.
Keywords: professional educational institutions, training of specialists, schools for peasant youth, short-term courses, agrozootechnical institute, agriculrural college.
В мае 1923 г. была создана Бурят-Монгольская АССР (БМАССР). Революция и гражданская война разрушили экономику региона, поэтому преобразование форм собственности и становление органов местного управления в Бурят-Монголии происходило с некоторыми трудностями. Сельское хозяйство находилось в полном упадке, его состояние еще более усугубилось сильной засухой 1921 и 1922 гг. Восстановление разрушенного хозяйства началось в условиях крайне ограниченных материально-технических, финансовых, трудовых ресурсов. В 1923 г. в сельском хозяйстве насчитывалось всего 7 агрономов, 1 зоотехник, 4 ветеринарных врача и 13 ветеринарных фельдшеров. К моменту
образования Бурят-Монгольской АССР (БМАССР) на ее территории практически отсутствовали учебные заведения профессионального образования. В 1922 г. функционировали лесное училище, музыкальная школа, проводились педагогические курсы. Обучалось всего 156 учащихся, работало 20 преподавателей [53, 272].
Наличие квалифицированных кадров являлось необходимым условием реализации всего комплекса задач, стоящих перед республикой. Поэтому в 1924/25 уч. г. в системе школ повышенного типа БМАССР появились школы крестьянской молодежи (ШКМ). Они относились ко второй ступени единой трудовой школы и предназначались для подготовки специалистов и организаторов производства сельского хозяйства. Такие школы сочетали общее, трудовое и политехническое образование. В них молодежь от 12 до 16 лет получала общеобразовательные знания в объеме семилетки. Первая ШКМ в республике была открыта в 1924 г. в с. Мухоршибирь. В 1925/26 уч. г. насчитывалось 5 ШКМ, 1926/27 уч. г. - 7 (435 учащихся), 1927/28 уч. г. - 8 (925 учащихся), 1928/29 уч. г. - 13 (1251 учащихся). Школы крестьянской молодежи пользовались большой популярностью, число желающих учиться в них достигало 8-9 чел. на одно место [50, с. 84]. Во многих ШКМ была создана довольно крепкая по тем временам учебно-материальная база. Основное внимание уделялось знакомству учащихся в теории и на практике с основами полеводства, животноводства, овощеводства, кооперирования и коллективизации хозяйств, изучению сельскохозяйственных машин, обучению столярному, слесарному, плотничьему, кузнечному, швейному, токарному делу.
Реформа, направленная на ликвидацию дореволюционных земельных отношений, по существу, являлась аграрной революцией в улусе и создала предпосылки для быстрого развития всех отраслей сельскохозяйственного производства на основе коллективизации и замены кочевого и полукочевого образа жизни оседлым. Преобразования начались с землеустроительных работ. Их осуществление требовало наличия кадров землеустроителей, которые в республике практически отсутствовали. Нар-комзем БМАССР приглашал специалистов из других местностей, что было сопряжено с большими расходами. Основная задача по подготовке кадров легла на местные землеустроительные курсы. В 1924 г. открыты первые землемерные курсы. В 1926/27 уч. г. на двухгодичных землеустроительных курсах (штат преподавателей 14 чел.) училось 165 чел. При курсах имелся интернат, рассчитанный на 35 учащихся [7, с. 5]. Осенью 1928 г. на базе землеустроительных курсов в г. Верхнеудинске открылся сельскохозяйственный техникум, где наряду с землеустроителями начали готовить гидромелиораторов [51, с. 57].
В начале 1930-х гг. Бурят-Монголия вступила в период активного жизнеустройства. На селе происходили коренные преобразования. Процесс коллективизации сельского хозяйства развивался быстрыми темпами. К 1932 г. в колхозы объединено 61,1% крестьянских хозяйств республики, создано более 500 колхозов и 30 машинно-тракторных станций (МТС). Колхозами обрабатывалось 76% посевных площадей. В общественном стаде находилось 57,5% поголовья продуктивного скота [3, с. 92]. В колхозах было организовано 835 товарных ферм. Началась механизация сельского хозяйства, на колхозных полях в 1931 г. работало 111 тракторов [44, с. 218]. В республике действовали многочисленные курсы и семинары по подготовке кадров для аграрного производства. В 1929 г. были открыты девятимесячные курсы для председателей колхозов в г. Верхнеудинске, на местах - краткосрочные курсы для агрономов. В начале 1930 г. по линии Наркомзема организованы полуторамесячные курсы для председателей русских колхозов и трехмесячные курсы для председателей бурятских. В течение года на этих курсах было обучено 384 руководящих работника и 40 счетоводов [54, с. 54]. С 1931 г. началась курсовая подготовка животноводческих кадров. За один год было подготовлено около 6 тыс. животноводов, в том числе 74 председателя колхозов на 9-месячных курсах, 100 председателей колхозов на 1,5-месячных курсах, 569 счетоводов на 2-месячных курсах, 657 бригадиров животноводческих бригад и 610 организаторов труда на 1,5-месячных курсах [33, с. 152]. Кроме того, по линии Буркоопсоюза на краткосрочных курсах прошли обучение более 2,5 тысяч бригадиров, счетоводов, агрозооуполномоченных, полеводов, животноводов и др. [22, с. 167].
В этот период большое значение придавалось подготовке специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях центральных городов страны - Москвы, Ленинграда, Свердловска, а также городов Сибири - Томска, Иркутска, Омска и др. За счет стипендиального фонда Наркомпроса республики в 1926 г. направлено в сельскохозяйственные вузы 16 чел. [26, с. 127]. В 1930 г. республике предоставлено 13 мест в вузы и техникумы, в том числе в Московскую сельскохозяйственную академию им. Тимирязева - 2, Омский институт сельского хозяйства - 3, Омский ветеринарный институт - 2, Иркутский сельскохозяйственный техникум - 6 [13, с. 4]. В 1931 г. республике по линии
разных министерств и ведомств выделено 26 мест (табл. 1). Кроме того, дополнительно Бурнарком-зему предоставлено 140 мест, из них в Иркутский сельскохозяйственный техникум - 40 мест, Красноярский сельскостроительный техникум - 100 мест. Места в техникумы распределялись по районам республики согласно разверстке [2, с. 4].
Развитие профессионального образования в эти годы объективно требовало укрепления связи между общим и специальным образованием как в плане подготовки старшеклассников для поступления в вузы и техникумы, так и с точки зрения перехода массовых школ к политехническому образованию. Второе всесоюзное партийное совещание по вопросам народного образования (апрель 1930 г.) приняло решение о преобразовании старших классов средней школы в школы типа техникума и признало техникумы, профшколы и школы ФЗУ основными звеньями среднего образования [12, с. 212]. С осени 1930 г. в Бурят-Монголии началась постепенная реорганизация школ второй ступени. Из 7 школ второй ступени 3 реорганизованы в сельскохозяйственные техникумы. Основная проблема, с которой столкнулись техникумы, была связана с набором учащихся. Так, например, в 1932/33 уч. г. на первый курс Верхнеудинского животноводческого техникума план приема на оба отделения составлял 80 чел. При установленном сроке набора с 15 сентября по 9 октября 1932 г. в техникум было подано всего 2 заявления, не было ни одного заявления из сельских районов [1, с. 4]. В отчете Нар-компроса Бурят-Монголии, представленном Отделу по просвещению национальных меньшинств Наркомата просвещения РСФСР, отмечалось: «в связи с тем, что существующая сеть школ повышенного типа, в частности, семилеток, еще не является достаточной базой подготовки в средние учебные заведения, и в целях большей подготовки кандидатов коренной бурятской национальности из батрац-ко-бедняцкой и колхозной среды организованы при ряде техникумов подготовительные курсы». Так, в 1932 г. открылись курсы на 35 чел. при Селенгинском сельскохозяйственном техникуме [54, с. 78].
Таблица 1
Количество мест в вузы и техникумы, выделенных Бурят-Монгольской АССР в 1931 г. [5, с. 4]
Название учебных заведений Количество мест
Московский институт мясного и молочного хозяйства 5
Московский ветеринарный институт 2
Челябинский институт механизации сельского хозяйства 3
Омский институт землеустройства 2
Ленинградский ветеринарный институт 1
Омский зоотехникум 5
Высшая колхозная школа 5
Всего: 23
Тем не менее темпы развития сельскохозяйственного производства опережали темпы подготовки специалистов не только в республике, но и по всей стране. 21 сентября 1932 г. ЦК КПСС принимает постановление «Об организации Высших коммунистических сельскохозяйственных школ». Коммунистические университеты (за исключением КУТВ, КУНЗ) реорганизованы в Высшие коммунистические сельскохозяйственные школы (ВКСХШ). В каждой ВКСХШ открывалось два отделения: одно с целью подготовки руководящих работников для МТС, колхозов и совхозов (с двухгодичным сроком обучения), другие - руководителей районных партийных и советских организаций (с трехгодичным сроком обучения) [45, с. 28]. По решению бюро Бурят-Монгольского обкома партии от 17 октября 1932 г., на базе комвуза в республике открылась Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа. Две группы партийно-пропагандистского и комсомольского отделений переформированы в отделение, занимающееся обучение по подготовке руководящих работников для МТС, колхозов и совхозов с животноводческим уклоном. Из подготовительной группы создано отделение, занимающееся обучением руководителей хозяйств с полеводческим уклоном. На 20 октября 1932 г. принято 110 чел., из них 104 чел. - члены ВКП(б), 6 чел. - комсомольцы [15, с. 2]. В конце 1932 г. в
ВКСХШ обучалось 123 чел., в том числе 118 бурят. В 1933 г. контингент слушателей увеличился до 210 чел. [31, с. 182].
Задачи социально-экономического развития обусловили необходимость открытия в республике первого высшего учебного заведения. Впервые вопрос об организации Бурят-Монгольского института обсуждался в мае 1928 г. на втором объединенном пленуме ОК ВКП(б). В документах пленума подчеркивалось, что «этот вопрос чрезвычайно трудный, чрезвычайно сложный, но абсолютно необходимый» [17, с. 23]. 16 октября 1930 г. областной комитет партии БМАССР принимает постановление «Об организации в г. Верхнеудинске первого высшего учебного заведения» [23, с. 63]. Нарком-прос республики приступил к проработке и обоснованию этой задачи с целью ее постановки перед Наркомпросом РСФСР и через Бурпредставительство при ВЦИК перед Госпланом РСФСР для включения финансирования строительства института в контрольные цифры 1932 г. [46, с. 19].
15 января 1931 г. Президиум ВЦИК заслушал доклад председателя Совнаркома БМАССР Д.Д. Доржиева, содоклад инструктора ВЦИК А.Н. Самойловича «О советском, хозяйственном и социально-культурном строительстве в БМАССР». В постановлении Президиума ВЦИК по данному вопросу ставились следующие задачи: «Ясно, что все проведенные мероприятия ни в коей мере не удовлетворяют потребности в кадрах, особенно из коренной бурят-монгольской национальности с высшим образованием, поэтому встает перед республикой актуальнейшая задача организации национального агропедвуза в г. Верхнеудинске. Правительству Бурят-Монгольской АССР представить СНК РСФСР в месячный срок свои соображения об организации агропедагогического института, т.к. имеющиеся возможности, база и т.д. диктуют необходимость организации в республике именно агропедвуза» [8, с. 82].
Данное постановление сыграло исключительно важную роль в организации первого высшего учебного заведения в Бурят-Монголии. Но в нем не указывалось какой наркомат должен заниматься открытием вуза. В условиях слабой межведомственной координации организацию вуза взяли на себя сразу два ведомства - Наркомпрос РСФСР и Наркомзем СССР. Коллегия Наркомпроса РСФСР под председательством наркома просвещения А.С. Бубнова 3 февраля 1931 г. заслушала доклад заведующего культпропотделом Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) Д. Мункина «О культурно-национальном строительстве Бурят-Монгольской республики». В шестом пункте доклада поднимался вопрос об организации агропединститута в республике. Коллегия постановила: «Поручить оргинструк-торскому сектору Наркомпроса РСФСР совместно с представителем Бурят-Монгольского ОК ВКП(б) и с привлечением соответствующих организаций проработать проект резолюции Коллегии Нарком-проса» [48, с. 13]. В республике началась подготовка к открытию педагогического вуза по линии Наркомпроса РСФСР.
Одновременно Наркомзем СССР вел активную работу по открытию агропедвуза в Бурят-Монголии. 13 августа 1931 г. Коллегия Народного Комиссариата Земледелия СССР принимает Постановление об организации агропединститута в Бурят-Монгольской республике с объявлением набора студентов с 1 сентября 1931 г. по 1 января 1932 г. и отпуском средств на финансирование с 1 января 1932 г. [52, с. 22]. Сектор кадров Наркомзема СССР 18 ноября 1931 г. на совещании обсудил вопрос об открытии в Бурят-Монголии агропединститута и, познакомившись со структурой агропединститута организуемого Наркомпросом РСФСР, постановил: «Считать необходимым проводить организацию агропединститута Наркомзема СССР, т.к. ведущими отраслями Бурят-Монголии являются мясное животноводство и овцеводство, поэтому агропединститут должен готовить агропедагогов по мясному животноводству и овцеводству» [25, с. 18].
В связи с решением Коллегии Наркомзема СССР об открытии вуза заместитель председателя Совнаркома БМАССР А.Д. Данилов отправляет в Москву телеграмму следующего содержания: «Телеграфируйте точнее, идет ли речь о двух институтах или агропединститут будет передан в Наркомзем» [22, с. 108]. После получения подтверждения от Наркомзема СССР об открытии второго агропедвуза правительство Бурят-Монгольской республики немедленно сообщило о своем согласии открыть агропедвуз по линии Наркомзема СССР в г. Верхнеудинске. Совет Народных Комиссаров БМАССР 9 ноября 1931 г. постановил: «Признать работу по развертыванию агропедагогических институтов неотложно боевой и включить в категорию первоочередных мероприятий» [24, с. 286]. Уже на следующий день 10 октября 1931 г. бюро обкома ВКП(б) в постановлении ходатайствует перед ЦК ВКП(б) о выделении кадров научных работников для открываемых институтов и просит о включении в госбюджет РСФСР и СССР на 1932 г. средств на строительство помещений и приобретение оборудования для двух институтов [18, с. 447]. Совнарком БМАССР 15 октября 1931 г. утверждает контроль-
ные цифры развития народного хозяйства на 1932 г., где в разделе культуры и науки записано: «Признать необходимыми организацию: а) агропединститута по линии Наркомпроса с контингентом студентов 225 человек; б) агропединститута по линии Наркомзема с контингентом студентов 100 человек» [21, с. 274]. В конце января 1932 г. в г. Верхнеудинск переведено бурят-монгольское отделение Иркутского университета, насчитывавшее 60 чел. (1-111 курсы). Заведующий отделением М.П. Хабаев еще в начале октября 1931 г. назначен директором агропединститута по линии Наркомпроса РСФСР, а в конце этого месяца - по линии Наркомзема СССР.
Открытые высшие учебные заведения принадлежали разным ведомствам, но имели одинаковый статус агропединститутов. На оба института приходилось 5 отделений: физико-техническое (25 чел.), химико-биологическое (17 чел.), литературно-лингвистическое (три курса, 44 чел.), крупного рогатого скотоводства (21 чел.), кормодобывания (20 чел.). В составе студентов колхозников было 89%, рабочих - 4%, служащих - 7%. Работало две подготовительные группы (46 чел.). Срок обучения был определен в три с половиной года. Вузы в целях экономии средств и совместного использования научных работников на начальном этапе имели общее руководство, единый штат административнотехнических работников, партийных и общественных организаций, совместно пользовались библиотекой, кабинетами и т.д. Бурнаркомпрос передал пединституту новое здание, которое строилось для педтехникума. Для агропединститута на средства Наркомзема СССР достраивалось здание сельхозтехникума [14, с. 3].
Таблица 2
Высшие и средние сельскохозяйственные учебные заведения Бурят-Монгольской АССР в 1932/33 уч. г. (чел.) [47, с. 115-116]
Наименование учебного заведения Количество учебных заведений Численность студентов и учащихся Число бурят в составе всех студентов и учащихся, %
Высшие учебные заведения
Агрозоотехнический институт 1 89 41,6
Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа 1 123 95,9
Всего: 2 212 78,8
Средние специальные учебные заведения
Сельскохозяйственный техникум 4 363 45,5
Всего: 6 575 47,6
В 1932 г. в Бурят-Монголии насчитывалось всего 231 агроном, зоотехник, ветеринарный работник с высшим и средним специальным образованием. В 1934 г. полеводческий сектор был обеспечен специалистами высшей и средней квалификации на 47%, животноводческий - на 30%, ветеринарный -на 42%. Одних только зоотехников с высшим образованием требовалось 144 чел., ветврачей - 155 чел. [36, с. 52]. Ситуация осложнялась тем, что обком партии в 1932-1933 гг. в ходе проверки в ряде аймаков качественного состава руководителей колхозов выявлял и отстранял от работы «классово чуждые элементы, которые прямо или косвенно вели вредительскую работу». Так, например, в Му-хоршибирском аймаке уволено 24 счетовода, 12 бригадиров; в Селенгинском аймаке - 2 председателя колхозов, 6 счетоводов и т.д. [54, с. 59].
Следует отметить, что острый дефицит кадров в республике постоянно принимался во внимание Наркомземом СССР и Наркомземом РСФСР при распределении выпускников центральных вузов страны. Продолжалось командирование местной молодежи в сельскохозяйственные вузы и техникумы за пределы республики. Так, в 1934 г. в Омский сельскохозяйственный институт было направлено на агрофак 20 чел., на зоофак - 10 чел., на подготовительные курсы - 30 чел. [38, с. 4]. Кроме того, в Бурят-Монголию направлялись опытные специалисты сельского хозяйства. Летом 1933 г. Наркомзем РСФСР «в связи с резким падением количества поголовья скота и необходимостью его скорейшего восстановления» командировал в республику 17 специалистов сельского хозяйства [9, с. 40], в июле 1935 г. - 40 ветеринарных врачей [37, с. 16]. Прибывшие специалисты направлялись в животноводческие колхозы и на фермы. Обком партии запретил нанимать специалистов не по прямой специальности. К строжайшей партийной и судебной ответственности привлекались лица, допускающие найм специалистов на работы, не связанные с их специальностью [35, с. 5].
Вуз, подведомственный Наркомзему СССР, в статусе агропединститута проработал недолго. В декабре 1933 г. постановлением Бурят-Монгольского ОК ВКП(б) создана комиссия по разъединению институтов. Постановлением бюро Бурят-Монгольского ОК ВКП(б) от 27 мая 1934 г. агропединститут Наркомзема СССР «в связи с ведущей ролью животноводства в сельском хозяйстве республики и необходимостью правильного размещения высших учебных заведений на территории края» преобразован в зооветеринарный институт с зоотехническим и ветеринарным факультетами. Срок обучения на зоотехническом факультете установлен 4 года 6 месяцев, на ветеринарном - 3 года 10 месяцев [16, с. 16]. План набора для обоих факультетов определен в 120 чел. Фактически принято на зоотехнический факультет 30, на ветеринарный - 25 студентов. 29 апреля 1935 г. постановлением бюро ОК ВКП(б) директором зооветинститута утвержден К.Х. Шантанов [19, 112]. Зооветеринарный институт в период становления испытывал большие трудности: не хватало преподавателей, отсутствовали учебные планы и программы, учебники, лабораторное оборудование. Особенно много проблем приходилось решать с обеспечением планового набора абитуриентов. В 1935 г. при плане набора 75 чел. принято 55 чел., в 1936 г. - соответственно 50 и 39 чел., в 1937 г. - 50 и 27 чел. [16, с. 26]. При институте организованы одно- и двухгодичные подготовительные курсы, куда поступали юноши и девушки с семилетним и восьмилетним образованием, приехавшие из сел и улусов республики, соседних Иркутской и Читинской областей. С целью агитации обучения в институте преподаватели выезжали по набору студентов во все районы республики. К концу первого учебного года в институте вместе с подготовительным отделением обучалось 98 чел. [6, с. 12].
В 1937 г. институт произвел первый выпуск, на зоотехническом факультете их состоялось сразу два: в январе 1937 г. - 15 чел., в октябре 1937 г. - 9 чел. В 1939 г. ветеринарный факультет выпустил 20 чел. Всего в предвоенные годы произведено 5 выпусков зоотехников и 3 - ветеринарных врачей. В 1937-1941 гг. сельское хозяйство республики получило 113 специалистов с высшим образованием [6, с. 15]. Хотя численность выпускников была небольшой, их доля в общей численности специалистов сельского хозяйства постепенно росла. В 1941 г. в Бурят-Монгольском зооветеринарном институте насчитывалось 28 кафедр, оснащенных оборудованием для учебного процесса и научноисследовательской работы. Из 37 чел. профессорско-преподавательского состава 18 имели ученые звания и степени. Над докторскими и кандидатскими диссертациями работали 15 чел. [10, с. 2].
В 1933 г. из сельскохозяйственных техникумов было выпущено 19 землеустроительных техников и 80 зоотехников [4, с. 65]. В 1933 г. Селенгинский животноводческий техникум и Агинский техникум мясного скотоводства объединились в Селенгинский зооветтехникум. С 1936 г. Селенгинский зооветтехникум ежегодно выпускал 90 зоотехников и ветспециалистов [39, с. 34]. Бурят-Монгольская ВКСХШ в конце 1934 г. осуществила свой первый выпуск, направив 9 чел. председателями крупных колхозов. В 1937 г. из 96 выпускников 10 чел. было назначено председателями колхозов, остальные -на различные должности в колхозы [54, с. 66].
В 1933 г. была открыта Илькинская агрошкола для подготовки агрономов и полеводов с годичным сроком обучения (в 1939 г. реорганизована в школу механизации сельского хозяйства). Организованные в 1934 г. районные колхозные школы (РКШ) и курсы при них сыграли большую роль в подготовке кадров. Так, в 1935 г. РКШ выпущен 131 ветсанитар, в 1936 г. - 148 ветсанитаров и 88 ветфельдшеров. К примеру, Селенгинской РКШ в 1937 г. было обучено 20 ветфельдшеров [54, с. 86]. В 1935 г. по линии краткосрочных курсов подготовлено 569 ветсанитаров [40, с. 13]. В 1936 г. в республике создана одногодичная школа по подготовке и переподготовке колхозных агрозоотехников с контингентом в 100 чел. [32, с. 173]. Одновременно функционировали курсы повышения квалификации специалистов. В 1936 г. повысили свою квалификацию 11 колхозных зоотехников [30, с. 35].
Большое значение для подготовки животноводческих кадров имело создание в 1935 г. республиканского отделения Всесоюзного объединения «Агротехзнания». Уже к середине 1936 г. через систему «Агротехзнания» повысили квалификацию 2111 доярок, 763 пастуха, 492 чабана, 27 телятниц, 463 конюха, 119 свинарей [40, с. 13]. Всего за 1936 г. «Агротехзнанием» подготовлено 8221 чел. [29, с. 145]. На 1 января 1937 г. его отделением обучено 34% общего числа работников, занятых в животноводстве. Однако подготовка кадров массовых квалификаций непосредственно на производстве, практиковавшаяся в 1935-1937 гг., не удовлетворяла требованиям животноводства. В конце 1937 г. отделение «Агротехзнания» в республике, как и во всей стране, было ликвидировано. Подготовка кадров переводилась на стационарные формы обучения. В каждом аймаке при земотделах открывались курсы продолжительностью один месяц.
Колхозы оснащались современной техникой. За период с 1933 по 1937 г. в республике было организовано 23 МТС. В них насчитывалось 1264 трактора (в 15-сильном исчислении) и 140 зерновых комбайна. МТС в 1937 г. обработали 78% посевной площади колхозов и произвели 542 тыс. гектаров тракторных работ (в мягкой пахоте) [3, с. 92]. По мере увеличения поставок техники колхозам спрос на механизаторские кадры возрастал. С 1933 г. подготовка трактористов проводилась на курсах при МТС и в государственных школах механизации. Открыты школы механизаторов, краткосрочные курсы при Татауровской, Илькинской, Селенгинской МТС [49, с. 40]. Зимой 1934 г. на базе Селен-гинской МТС начала функционировать республиканская школа трактористов. Набор проводился согласно разверстке, утвержденной Наркомземом республики. Срок обучения был рассчитан на 5 месяцев. За 2 года школа подготовила 292 тракториста и 81 машиниста для сложных молотилок и сноповязалок [42, с. 2]. В феврале 1936 г. школа трактористов была реорганизована в школу комбайнеров и шоферов. Комбайнеры учились 6 месяцев. Одновременно с ними обучались штурвальные (помощники комбайнеров) на 4-месячных курсах. Первый выпуск состоялся летом 1936 г., было подготовлено 84 комбайнера и 22 штурвальных [43, с. 7]. В январе 1937 г. школа выпустила 107 шоферов [27, с. 56]. В дальнейшем она обучила сотни механизаторов различных профилей. В 1934 г. при Кутулик-ской МТС открыта вторая школа механизаторского всеобуча для подготовки трактористов и бригадиров тракторных бригад. В 1935 г. при Тарбагатайской МТС организована школа шоферов [41, с. 1]. В 1938 г. открыты еще две школы подготовки механизаторских кадров с двухгодичным сроком обучения: одна с полеводческим направлением в г. Кяхте, другая - с животноводческим на ст. Гусиное Озеро Селенгинского аймака, численность обучающихся в каждой школе составляла 100 чел. [34, с. 40] Школы имели расширенную программу обучения, в том числе и по производственной практике.
Несмотря на деятельность института и техникумов, из-за небольшой численности выпускников и текучести кадров в республике продолжал ощущаться острый недостаток специалистов сельского хозяйства. В хозяйствах республики в 1940 г. трудилось всего 40 агрономов, 28 зоотехников и 125 ветфельдшеров [11, с. 206]. Председателями колхозов работали в основном крестьяне с большим практическим опытом. Председателей со средним и неполным средним образованием было 11,2%. Колхозы терпели значительные убытки от текучести руководящих кадров. Только в 1939 г. председатели сменились в 300 колхозах (61,6%), причем во многих они менялись по несколько раз в год. Только 12-20% всего состава председателей колхозов, бригадиров полеводческих бригад и заведующих животноводческими фермами имели стаж работы более 3-х лет [20, с. 7]. Учитывая возросшую потребность в высококвалифицированных кадрах в сельском хозяйстве, особенно в животноводстве, в 1939-1940 гг. были приняты меры по рациональному использованию специалистов-зоотехников, работавших не по специальности. Многие выпускники зооветинститута возвращены на работу в животноводство. Под постоянный контроль взят каждый выпускник института.
Тем не менее сравнение уровня и масштабов подготовки кадров к моменту образования Бурят-Монгольской АССР и в конце 1930-х гг. позволяет видеть огромный прогресс на пути становления системы профессионального образования в аграрном секторе. Политика в сфере профессионального образования может показаться на фоне национально-государственного строительства республики, экономических преобразований лишь одним из второстепенных аспектов происходивших в стране событий (в известном смысле так оно и есть), но именно в этой сфере основные процессы экономического развития непосредственно «выходили» на человека, определяя новое качество жизни и атмосферу обновления.
Литература
1. Болдонов И. Набор студентов в техникум животноводства срывается // Бурят-Монгольская правда. - 1932. - 9 окт. -С. 4.
2. Бурнаркомзему предоставлены места в следующие вузы и техникумы // Бурят-Монгольская правда. - 1931. - 2 авг. -С. 4.
3. Бурят-Монголия к 40-летию Великого Октября. - Улан-Удэ, 1957. - 230 с.
4. Бурят-Монгольская АССР за 10 лет. - М.; Иркутск, 1933. - 136 с.
5. Бурят-Монгольская правда. - 1931. - 5 авг. - С. 4.
6. Бурятский сельскохозяйственный институт. 50 лет (1931-1981). - Улан-Удэ, 1981. - 80 с.
7. ГАРФ. Ф.А. 2306. Оп. 69. Д. 1058. Л. 5.
8. ГАРФ. Ф.А. 296. Оп. 1. Д. 450. Л. 82.
9. ГАРФ. Ф.А. 296. Оп. 1. Д. 515. Л. 40.
10. Иванов А.И. Общественный отчет института // Бурят-Монгольская правда. - 1941. - 28 мая. - С. 2.
11. Из истории партийной организации Бурятии: сб. ст. / Парт. архив, Отд. пропаганды и агитации Бурят. обкома КПСС. - Улан-Удэ, 1961. - Вып.2. - 259 с.
12. История среднего профессионального образования в России. - М., 2000. - 702 с.
13. Количество мест в вузы и техникумы, выделенные Бурят-Монгольской АССР по осеннему набору 1931 г. // Бурят-Монгольская правда. - 1931. - 20 мая. - С. 4.
14. Кудрявцев В. Д. Нужна поддержка всей общественности // Бурят-Монгольская правда. - 1932. - 23 мая. - С. 3.
15. Кузница большевистских кадров // Бурят-Монгольская правда. - 1932. - 5 нояб. - С. 2.
16. Нам 75 лет. История Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова / Мин-во с.х. РФ, ФГОУ ВПО БГСХА им. В.Р. Филиппова; авт.-сост. Л.А. Зайцева, А.П. Попов. - Улан-Удэ, 2006. - 240 с.
17. НАРБ. Ф.п.-1. Оп. 1. Д. 1634. Л. 23.
18. НАРБ. Ф.п.-1. Оп.1. Д. 1758. Л. 447.
19. НАРБ. Ф.п. 1. Оп. 1. Д. 2343. Л. 112.
20. НАРБ. Ф.р.-196. Оп. 6. Д. 58. Л. 7.
21. НАРБ. Ф.р.-248. Оп. 1. Д. 5. Л. 274.
22. НАРБ. Ф.р.-248. Оп. 1. Д. 756. Л. 108.
23. НАРБ. Ф.р.-248. Оп. 1. Д. 854. Л. 63.
24. НАРБ. Ф.р.-248. Оп. 20. Д. 18. Л. 286.
25. НАРБ. Ф.р.-250. Оп. 1. Д. 494. Л. 18.
26. НАРБ. Ф.р.-60. Оп. 1. Д. 125. Л. 127.
27. НАРБ-п. Ф. 1. Оп. 1. Д. 146. Л. 56.
28. НАРБ-п. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1520А. Л. 167.
29. НАРБ-п. Ф. 1. Оп. 1. Д. 173. Л. 145.
30. НАРБ-п. Ф. 1. Оп. 1. Д. 183. Л. 35.
31. НАРБ-п. Ф. 1. Оп. 1. Д. 201. Л. 182.
32. НАРБ-п. Ф. 1. Оп. 1. Д 210. Л. 173.
33. НАРБ-п. Ф. 1. Оп. 1. Д. 351. Л. 152.
34. НАРБ-п. Ф. 1. Оп. 1. Д. 470. Л. 40.
35. НАРБ-п. Ф. 1. Оп. 1. Д. 95. Л. 5.
36. НАРБ-п. Ф. 1. Оп. 1. Д. 99. Л. 52.
37. НАРБ-р. Ф. 248. Оп. 4. Д. 5. Л. 16.
38. НАРБ-р. Ф. 248. Оп. 4. Д. 92. Л. 4.
39. НАРБ-р. Ф. 475. Оп. 1. Д. 927. Л. 34.
40. НАРБ-р. Ф. 691. Оп. 7. Д. 30. Л. 13.
41. НАРБ-р. Ф. 691. Оп. 7. Д. 4664. Л. 1.
42. НАРБ-р. Ф. 691. Оп. 7. Д. 4668. Л. 2.
43. НАРБ-р. Ф. 691. Оп. 7. Д. 4668. Л. 7.
44. Очерки истории Бурятской организации КПСС / отв. ред. А.У. Хахалов и др. - Улан-Удэ, 1970. - 612 с.
45. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 901. Л. 28.
46. Соктоев И.А. Формирование социалистической интеллигенции в Бурятии. - Улан-Удэ, 1961. - 66 с.
47. Социалистическое строительство Бурятии за 10 лет. - Верхнеудинск, 1933. - 184 с.
48. Становление высшего образования в Бурятии: сб. ст. - Иркутск, 1981. - 164 с.
49. Танганова К.С. Деятельность Бурятской областной партийной организации по подготовке квалифицированных рабочих кадров через систему профессионально-технического образования (1940-1958 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Иркутск, 1970. - 267 с.
50. Тармаев Г.А., Дугаров С.Г. Общее, трудовое и политехническое образование // Бурятия от ликбеза до филиала Академии наук. - Улан-Удэ, 1969. - С.77-123.
51. Топоркова А.Д. Хозяйственно-культурное строительство и бюджет Бурят-Монгольской АССР за 30 лет (1923-1953 гг.): дис. ... канд. экон. наук. - Л., 1954. - 353 с.
52. Хабаев М.П. Очерки истории формирования высшего педагогического образования в Бурятии. - Улан-Удэ, 1983. -86 с.
53. Халзанов К.Х. Высшие и средние специальные учебные заведения Бурятии за 50 лет Советской власти // Бурятия от ликбеза до филиала Академии наук. - Улан-Удэ, 1969. - С. 270-298.
54. Янданов А.Г. Деятельность Бурятской партийной организации по повышению культурно-технического уровня колхозного крестьянства (1929-1937 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 1975. - 168 с.
Бальхаева Ирина Хубисхаловна - кандидат исторических наук. Место работы - Совет Федрации Федерального Собрания Российской Федерации. Тел.: 8(495)9866410, e-mail: bin [email protected].
Balkhaeva Irina Khubisgalovna - candidate of historical science, Council of Federal Assembly of the Russian Federation, tel.: 8(495)9866410