Научная статья на тему 'Основные направления формирования бурятской интеллигенции и ее творческих организаций'

Основные направления формирования бурятской интеллигенции и ее творческих организаций Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУРЯТСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ВЛАСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / BURYAT INTELLIGENTSIA / POWER / CREATIVE UNIONS / CENTRALIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балдано Светлана Викторовна

Статья посвящена исследованию основных путей и методов формирования бурятской интеллигенции. Рассмотрено также создание творческих союзов художественной интеллигенции, с помощью которых власть внедряла идейно-политическое единомыслие в 1920-1930-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to investigation of basic methods and ways of formation of the Buryat intelligentsia. Formation of creative unions of artistic intelligentsia, with the help of which the authority adopted ideological and political like-mindedness in 1920-1930, is examined.

Текст научной работы на тему «Основные направления формирования бурятской интеллигенции и ее творческих организаций»

Светлана БАЛДАНО

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БУРЯТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И ЕЕ ТВОРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья посвящена исследованию основных путей и методов формирования бурятской интеллигенции. Рассмотрено также создание творческих союзов художественной интеллигенции, с помощью которых власть внедряла идейно-политическое единомыслие в 1920-1930-х гг.

The article is devoted to investigation of basic methods and ways of formation of the Buryat intelligentsia. Formation of creative unions of artistic intelligentsia, with the help of which the authority adopted ideological and political like-mindedness in 1920-1930, is examined.

Ключевые слова:

бурятская интеллигенция, власть, творческие союзы, централизация; Buryat intelligentsia, power, creative unions,

Процесс формирования и роста интеллигенции Бурятии происходил быстрыми темпами после образования национальной государственности бурятского народа. Пути и методы были те же, что и в целом по стране: а) привлечение кадров старых специалистов к сотрудничеству с советским государством; б) выдвижение передовых рабочих и крестьян на руководящую и организаторскую работу; в) подготовка квалифицированных специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях.

На работу в советских органах были привлечены учителя-просветители, общественные деятели, представители духовенства, чиновники старого аппарата управления, врачи, ученые-исследователи и другие работники умственного труда. Коммунистический режим нуждался в расширении своей опоры среди непролетарских масс, в т.ч. находящихся в национальных регионах. В свою очередь, старые специалисты для развития своей профессиональной деятельности также нуждались в поддержке власти. Привлекаемая на сторону советской власти бурятская интеллигенция была малочисленной, но представленной видными деятелями национальной культуры, просвещения и науки. К сотрудничеству с новой властью ее склоняло и то, что большевики фактически уравняли национальную интеллигенцию в правах с русской, предложили не только молодым людям, но и представителям старшего и среднего поколения новые возможности. Именно поэтому они и пытались увидеть в советской власти гаранта своего развития.

Формируя новую культурную элиту и привлекая на сторону советской власти немногих представителей старой интеллигенции, большевики сразу взяли курс на лишение их важной социальной функции — критики власти1. Это касалось не только проблем, относящихся к политике взаимоотношений центра и регионов, но и к вопросам, связанным с национальной политикой властей в целом.

Бурятия не унаследовала от старого строя ни одного высшего и среднего специального учебного заведения, которые могли бы стать основной базой подготовки интеллигенции. Поэтому здесь гораздо дольше, чем в центральных регионах, вплоть до конца 1930-х гг. использовался метод выдвиженчества как один из путей ускорен-

1 Голанд Ю. Политика и экономика (очерки общественной борьбы 20-х годов) // Знамя, 1990, № 3, с. 132-133.

centralization.

БАЛДАНО

Светлана Викторовна — к.и.н., научный сотрудник отдела истории, этнографии и социологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН l-a-n-a@mail.ru

154

ВЛАСТЬ

2011' 11

ного создания групп интеллигенции. Оно началось с первых же дней советской власти и особенно расширилось после образования бурятских областей и автономной республики в начале 1920-х гг., когда потребовались многочисленные руководящие и организаторские кадры аппаратов управления, в т.ч. из коренного населения.

Основной формой подготовки и переподготовки выдвиженцев являлась курсовая система. Различные курсы, сначала краткосрочные (1-2-месячные), а затем и с более продолжительными сроками обучения организовывались непосредственно при наркоматах и ведомствах, на предприятиях и в учреждениях, с отрывом и без отрыва от производства.

Несмотря на трудности, связанные с низким уровнем образования и слабым знанием русского языка слушателей из отдаленных сельских районов, курсовая система подготовки и переподготовки кадров получила широкий размах. Только в 1931 г. в республике через нее прошло 8 289 чел., из них 50% бурят. Анализ документов и материалов показывает, что курсовая система как метод оправдала себя, хотя образовательный и профессиональный уровень обучения был невысок.

Наряду с краткосрочными курсами подготовки партийно-советских кадров и работников культурно-просветительных учреждений были созданы особые учебные заведения - советско-партийные школы. Первая бурятская совпартшкола с годичным сроком обучения была открыта в октябре 1924 г. в г. Верхнеудинске. В ней было 75 слушателей. В 1927-1928 гг. в республике работали уже 4 подобные школы со 170 учащимися, 60% из которых составляла бурятская молодежь1.

Кадры выдвиженцев, руководящих работников среднего и высшего звена проходили подготовку за пределами республики — в Москве и других городах страны. Большую роль в подготовке национальных руководящих партийносоветских кадров для восточных республик и областей страны, в т.ч. и Бурятии, сыграл созданный в 1921 г. в Москве Коммунистический университет трудящихся Востока. В Постановлении ЦК ВКП(б) по этому вопросу говорилось: «В

1 Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ), ф. 1, оп. 1, д. 07, л. 73.

целях подготовки кадров партийных и советских работников для договорных и автономных советских республик, трудовых коммун и национальных меньшинств учреждается в Москве при Наркомпросе Университет трудящихся Востока с программой применительно к программе университета имени Свердлова»2.

В 1923/24 учебном году в Университете трудящихся Востока обучалось 1 015 чел.

— представители 62 национальностей СССР и зарубежного Востока. В социальном отношении 25% студентов были выходцами из рабочих, 54% — из крестьян и 2% — из служащих; 50 % общего числа студентов составляли члены и кандидаты в члены ВКП(б), 39% — комсомольцы. Только за первые четыре года существования БМАССР (1924—1927 гг.) этот университет окончили 65 представителей Бурятии, в т.ч. 55 бурят3.

Выдвиженцы — руководящие работники народного образования проходили подготовку в Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской, преобразованной в 1935 г. в Коммунистический педагогический институт имени Н.К. Крупской. Кадры высшего звена по отраслям промышленности, строительства и транспорта обучались в промышленных академиях. Все учебные заведения с сокращенными сроками обучения и особыми планами и программами были временными и вызванными к жизни необходимостью ускоренной подготовки кадров, крайне необходимых для советской власти в тот период.

В Бурятии были открыты первые средние специальные профессиональные учебные заведения — бурятский и русский педагогические техникумы (1924 г.), медицинский и автодорожный — в Верхнеудинске, кооперативный — в Кяхте, финансово-экономический — в Кабанске, сельскохозяйственный — в с. Аларь (1930 г.), техникум искусств в Верхнеудинске, животноводческий техникум — в с. Тамча Селенгинского района (1931 г.) и техникум путей сообщения — в Верхнеудинске (1932 г.).

В 1930 г. по решению обкома партии при Бурятском педагогическом техникуме

2 Справочник партийного работника. Вып. 2. — М., 1922, с. 98.

3 Соктоев И. А. Пути и методы формирования интеллигенции Бурятии // Актуальные проблемы истории интеллигенции Бурятии. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999, с. 16—17.

были открыты подготовительные курсы для батраков и бедняков. В 1932 г. были усовершенствованы учебные программы в техникуме искусств, приняты меры по повышению качества специальной подготовки учащихся.

В целях повышения образовательного уровня рабоче-крестьянской молодежи и привлечения ее к учебе создавались рабочие факультеты «как автономные учебновоспитательные учреждения, имеющие целью подготовку в кратчайший срок рабочих и крестьян в высшую школу». Первый рабфак в Бурятии — областной вечерний с 4-годичным сроком обучения и числом учащихся 110 человек — был создан в сентябре 1930 г. в Верхнеудинске. В последующие годы были организованы транспортный, медицинский, педагогический и другие рабфаки.

В 1932/33 учебном году было уже 8 рабфаков с 965 учащимися, 577 из них составляла бурятская молодежь. На 1 января 1937 г. в республике работали 8 техникумов с 1 367 учащимися и 5 рабфаков с 578 учащимися. За 1934—1936 гг. техникумы приняли 1 787 абитуриентов и выпустили 534 специалиста. В эти годы на рабфаках обучались 2 706 чел., из которых окончили курс обучения 583 чел.1

В 1932 г. были открыты педагогический и агрозоотехнический институты, Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа. На первый курс было принято 116 студентов, в т.ч. 90 бурят. По социальному составу студенты в основном были выходцами из крестьян.

В первые годы советской власти рабочекрестьянской молодежи законодательно были предоставлены преимущества при поступлении в вузы. Следствием целенаправленной культурно-просветительной работы властей, пытавшихся таким путем поднять грамотность и техническую подготовку народа, сформировать его политическую ориентацию, стало полное изменение облика региона. Выпускники названных учебных заведений составили основу новой интеллигенции республики. Лояльная к советской власти, она проводила в жизнь ее идеи.

1 Митупов Б.М., Санжиев Г.Л. Руководство Бурятской партийной организации культурной революцией в республике (1929—1937). — Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1962, с. 90.

В октябре 1926 г. была создана писательская группа с двумя секциями — русской и бурятской, которая вошла в Сибирский союз писателей, а в 1927 г. — Бурят-Монгольское отделение Сибирского союза писателей, положившее начало образованию Бурятской ассоциации пролетарских писателей, ставшей своеобразным центром нарождавшейся профессиональной бурятской литературы.

3 июня 1932 г. вышло постановление коллегии Наркомпроса об организации в Верхнеудинске Бурят-Монгольского государственного театра, имевшего в основном драматическо-музыкальное направ-ление2.

Связывая социальный заказ с потребностями общества, большевистские идеологи требовали, чтобы художественная интеллигенция выполняла их волю. Отсюда тезис: «Художник — мастер, эпоха

— общество, а класс — заказчик». Начиная с 1920-х гг., этот тезис активно внедрялся в общественное сознание и оказывал огромное влияние на процесс формирования «новой интеллигенции» как на общероссийском, так и на региональном уровнях.

10 мая 1933 г. был создан Оргкомитет писателей республики. В конце 1938 г. в Улан-Удэ открылась Государственная филармония с симфоническим оркестром, а через год был организован оркестр бурятских народных инструментов и хоровой коллектив. В 1940 г. был создан Союз композиторов БМАССР. Инициатива по его организации была одобрена постановлением СНК БМАССР от 11 мая 1940 г.3

Позитивная роль творческих союзов была и в том, что они оказывали огромное влияние на самих художников, создавали возможность их взаимовлияния и взаимо-обогащения. В то же время жесткая централизация, всевозможные инструкции и положения «сверху» сдерживали инициативу и самостоятельность организаций на местах и давали возможность контролировать их деятельность. Через творческие союзы власть внедряла идейно-политическое единомыслие, ограничивая творческую самостоятельность.

2 НАРБ, ф. 471, оп. 7, д. 1, л. 1.

3 НАРБ, ф. 248, оп. 18, д. 36, л. 135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.