СОЗДАНИЕ ЕДДС
А.В. Облиенко, преподаватель, А.В. Жердев, начальник кафедры, к.п.н., А.Н. Ворошилов, курсант Воронежский институт ГПС МЧС России
Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) предназначена для координации действий ведомственных дежурно-диспетчерских служб городского подчинения в рамках объединённой городской системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ) и приёма сообщений о ЧС от населения и организаций города.
ЕДДС представляет собой орган повседневного управления городской подсистемы РСЧС, являющейся дальнейшим развитием оперативно-дежурной службы городского органа управления по делам ГОЧС.
Особое внимание необходимо также уделять качеству систем управления, связи и оповещения при пожарах и ЧС. В настоящее время при угрозе или ликвидации пожаров и ЧС важную роль играют дежурные и диспетчерские органы территориальных и муниципальных служб (ДДС), находящиеся в постоянной готовности к действиям и уполномоченные принимать соответствующие решения для проведения необходимых экстренных мер. На многих объектах экономики и социальной инфраструктуры также организовано круглосуточное дежурство.
Более чем в 500 населённых пунктах России уже организованы единые дежурно-диспетчерские службы, функционирующие в рамках объединённых систем оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) муниципальных образований и субъектов РФ.
ЕДДС предназначены для приёма от населения и организаций сообщений, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС и координации совместных действий в ЧС ведомственных ДДС, и создавались, как правило, при соответствующих органах управления по делам ГОЧС.
В то же время действующая система центров управления силами (ЦУС) и пунктов связи пожарных отрядов (ПСО) и частей (ПСЧ) представляет собой отработанную в течение многих лет организацию эффективного взаимодействия с населением по телефонному номеру «01» и оперативного управления подразделениями ГПС. В связи с преобразованием ГПС создались благоприятные условия для дальнейшего развития ЕДДС с учётом возможностей ЦУС (ПСО, ПСЧ).
Нормативное правовое и нормативно-техническое обеспечение
создания ЕДДС
В соответствии с поручением Правительства РФ в целях необходимого правового пространства для создания и развития ЕДДС в 1998 г. был разработан пакет документов по созданию ЕДДС в городах России (концепция, технико-экономическое обоснование и др.), согласованный с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Приказ МЧС России от 25.08.1998 г. №517 ввёл в действие концепцию создания ЕДДС в городах РФ. Постановлением Госстандарта Россия от 09.11.99 №400-ст введён в действие ГОСТ Р.22.7.01 -99 «ЕДДС. Основные положения». Также были утверждены типовой штатный перечень и типовой табель оснащения ЕДДС.
Однако с учётом преобразования ГПС и изменения статуса телефонного номера «01» возникает необходимость доработки существенной нормативной базы.
Диспетчерские службы ГОЧС и ГПС принимают сообщения от населения и взаимодействуют с другими службами жизнеобеспечения, используют телекоммуникационные узлы с аналогичными функциями, автоматизированные системы с однотипными базами данных о территории, объектах экономики, населения и т.д. Поэтому создание интегрированных ЕДДС по вопросам ГОЧС и ГПС позволит сэкономить значительные финансовые средства на основе минимизации их структур и исключения дублирования однотипных функций.
Исходя из этого, приказами МЧС России от 10 сентября 2002 г. № 428 и от 02 декабря 2002 г. № 553 определены основные направления развития ЕДДС с учётом изменения статуса телефонного номера «01», которая является органом повседневного управления местной подсистемы РСЧС с центральным звеном муниципальной ОСОДУ.
В состав типовой ОСОДУ города, наряду с ЕДДС-«01», входят дежур-но-диспетчерские службы экстренного реагирования («02», «03», «04»), жилищно-коммунального и топливно-энергетического хозяйства, наблюдения и контроля за окружающей средой, а также диспетчерские службы потенциально опасных объектов.
Принципиальным отличием ЕДДС от других органов повседневного управления РСЧС (пунктов управления, центров управления в кризисных ситуациях и др.) является наличие в её структуре Объединенной диспетчерской службы, которая предназначена для приёма сообщений о пожарах и ЧС от населения и организаций и их оперативного доведения до пожарно-спасательных подразделений и заинтересованных ДДС. Диспетчерская служба обеспечивает единое информационное пространство в ОСОДУ, позволяющее повысить оперативность и эффективность реагирования на пожары и ЧС.
Возможны следующие варианты организации и построения ЕДДС на базе телефонного номера «01»:
1. ЕДДС-РД («Раздельные диспетчерские»)
Характеризуются наличием отдельных диспетчерских по вопросам ГОЧС и ГПС, между которыми осуществляется тесное взаимодействие по каналам оперативной связи и каналам передачи данных.
При такой организации ЕДДС телефонные номера «01» и «051» работают параллельно, но в случае необходимости сообщения сразу перекоммутируются в зависимости от характера ситуации. Затраты на сопряжение диспетчерских ГОЧС и ГПС минимальны.
Рекомендуется для муниципальных образований с эффективно работающими ЕДДС. ЕДДС-РД постепенно преобразуется в ЕДДС-ОД.
2. ЕДДС-ОД («Объединённая диспетчерская»)
Характеризуется размещением рабочих мест диспетчеров ГОЧС и ГПС в одном помещении. В этом случае информационная нагрузка по пожарам и ЧС поступает на телефонный номер «01». При этом требуется увеличение количества линий специальной связи «01» и использование в диспетчерской службе комплексных программно-технических решений по компьютеро-телефонной интеграции, что повлечёт дополнительные затраты.
Целесообразно сразу внедрять ЕДДС-ОД в городах и районах, где ЕДДС ещё не была создана или не зарекомендовала себя в качестве эффективно работающей диспетчерской службы.
3.ЕДДС-ЕД («Единая диспетчерская»)
Характеризуется дальнейшей оптимизацией состава и функций диспетчеров, при которой их специализация становится универсальной: каждый диспетчер способен принять и обработать любую поступившую информацию. Потребует создания принципиально новой учебной базы для подготовки (переподготовки) диспетчеров.
4. ЕДДС-ЕС («Единая служба»)
Предусматривает переход на трёхзначный номер доступа к объединённой экстренной службе спасения «112» вместо номеров «01», «02», «03», «04» и «051». На этом этапе нормативно закрепляется передача сообщений о любых опасных ситуациях в ЕДДС по бесплатному номеру «112» при одновременном решении вопроса коммутации поступающих сообщений в необходимых случаях и в другие экстренные службы.
При изменении статуса телефонного номера «01» увеличится количество вызовов, занятость телефонной линии, а следовательно, потребуется и дополнительное число линий специальной связи «01» и подготовка (переподготовка) операторов ЕДДС.
Создание ЕДДС требует решения не только технических вопросов, но и разработки нового интегрированного специального программного и информационного обеспечения (СПИО) с отработкой алгоритмов взаимодействия диспетчеров при одновременной обработке вызовов на пожары и ЧС.
Схема организации ЕДДС:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА
Пупнг
управления
-1 ■
Управляющий
Система _| Т «»»«.ьюкр
записи
ПаЩру-тхмгер
Г ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА 1Чг 1
Система Пункт
оповещении управления
1
Система Управляющий
записи компьютер
Ф | Маршру-
тизатор
р Л
ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА № 2
ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА № 3
ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА № N
Система оповещения
Система записи
Пункт управления
Управляющий
компьютер
(
Маршрутизатор
Диспетчер, принимающий сообщения от населен и*
Обработка и пер-еащэесаиих »ызоюе в голосовом трафике, упрааление автоматизированной системой оповещений ЕДДС, обработка вызовов* и информационное взаимодействие с электронными документами
Список использованной литературы:
1. О мероприятиях по созданию и развитию единых дежурно-диспетчерских служб и объединенных систем оперативно-диспетчерского Управления в субъектах РФ на период 2000-2001 гг.: приказ № 351 МЧС России. М.: МЧС России. 2000.
2. О введении в действие концепции создания ЕДДС в городах РФ: Приказ № 517 МЧС России от 25.08.98. М.: МЧС России. 1998.
3. Об утверждении Наставления по службе связи ГПС МВД России: Приказ №700 МВД России от 30.06.2000. М.: МВД России. 2000.
4. Шаровар Ф.И. Автоматизированные системы управления и связь в пожарной охране. М.: Радио связь. 1987.
5. Чудинов В.Н., Козловский Г.Я. Связь в пожарной охране и основы электроники М.: Радио связь. 1986.