Научная статья на тему 'Создание еддс'

Создание еддс Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
719
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Облиенко А. В., Жердев А. В., Ворошилов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание еддс»

СОЗДАНИЕ ЕДДС

А.В. Облиенко, преподаватель, А.В. Жердев, начальник кафедры, к.п.н., А.Н. Ворошилов, курсант Воронежский институт ГПС МЧС России

Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) предназначена для координации действий ведомственных дежурно-диспетчерских служб городского подчинения в рамках объединённой городской системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ) и приёма сообщений о ЧС от населения и организаций города.

ЕДДС представляет собой орган повседневного управления городской подсистемы РСЧС, являющейся дальнейшим развитием оперативно-дежурной службы городского органа управления по делам ГОЧС.

Особое внимание необходимо также уделять качеству систем управления, связи и оповещения при пожарах и ЧС. В настоящее время при угрозе или ликвидации пожаров и ЧС важную роль играют дежурные и диспетчерские органы территориальных и муниципальных служб (ДДС), находящиеся в постоянной готовности к действиям и уполномоченные принимать соответствующие решения для проведения необходимых экстренных мер. На многих объектах экономики и социальной инфраструктуры также организовано круглосуточное дежурство.

Более чем в 500 населённых пунктах России уже организованы единые дежурно-диспетчерские службы, функционирующие в рамках объединённых систем оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) муниципальных образований и субъектов РФ.

ЕДДС предназначены для приёма от населения и организаций сообщений, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС и координации совместных действий в ЧС ведомственных ДДС, и создавались, как правило, при соответствующих органах управления по делам ГОЧС.

В то же время действующая система центров управления силами (ЦУС) и пунктов связи пожарных отрядов (ПСО) и частей (ПСЧ) представляет собой отработанную в течение многих лет организацию эффективного взаимодействия с населением по телефонному номеру «01» и оперативного управления подразделениями ГПС. В связи с преобразованием ГПС создались благоприятные условия для дальнейшего развития ЕДДС с учётом возможностей ЦУС (ПСО, ПСЧ).

Нормативное правовое и нормативно-техническое обеспечение

создания ЕДДС

В соответствии с поручением Правительства РФ в целях необходимого правового пространства для создания и развития ЕДДС в 1998 г. был разработан пакет документов по созданию ЕДДС в городах России (концепция, технико-экономическое обоснование и др.), согласованный с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Приказ МЧС России от 25.08.1998 г. №517 ввёл в действие концепцию создания ЕДДС в городах РФ. Постановлением Госстандарта Россия от 09.11.99 №400-ст введён в действие ГОСТ Р.22.7.01 -99 «ЕДДС. Основные положения». Также были утверждены типовой штатный перечень и типовой табель оснащения ЕДДС.

Однако с учётом преобразования ГПС и изменения статуса телефонного номера «01» возникает необходимость доработки существенной нормативной базы.

Диспетчерские службы ГОЧС и ГПС принимают сообщения от населения и взаимодействуют с другими службами жизнеобеспечения, используют телекоммуникационные узлы с аналогичными функциями, автоматизированные системы с однотипными базами данных о территории, объектах экономики, населения и т.д. Поэтому создание интегрированных ЕДДС по вопросам ГОЧС и ГПС позволит сэкономить значительные финансовые средства на основе минимизации их структур и исключения дублирования однотипных функций.

Исходя из этого, приказами МЧС России от 10 сентября 2002 г. № 428 и от 02 декабря 2002 г. № 553 определены основные направления развития ЕДДС с учётом изменения статуса телефонного номера «01», которая является органом повседневного управления местной подсистемы РСЧС с центральным звеном муниципальной ОСОДУ.

В состав типовой ОСОДУ города, наряду с ЕДДС-«01», входят дежур-но-диспетчерские службы экстренного реагирования («02», «03», «04»), жилищно-коммунального и топливно-энергетического хозяйства, наблюдения и контроля за окружающей средой, а также диспетчерские службы потенциально опасных объектов.

Принципиальным отличием ЕДДС от других органов повседневного управления РСЧС (пунктов управления, центров управления в кризисных ситуациях и др.) является наличие в её структуре Объединенной диспетчерской службы, которая предназначена для приёма сообщений о пожарах и ЧС от населения и организаций и их оперативного доведения до пожарно-спасательных подразделений и заинтересованных ДДС. Диспетчерская служба обеспечивает единое информационное пространство в ОСОДУ, позволяющее повысить оперативность и эффективность реагирования на пожары и ЧС.

Возможны следующие варианты организации и построения ЕДДС на базе телефонного номера «01»:

1. ЕДДС-РД («Раздельные диспетчерские»)

Характеризуются наличием отдельных диспетчерских по вопросам ГОЧС и ГПС, между которыми осуществляется тесное взаимодействие по каналам оперативной связи и каналам передачи данных.

При такой организации ЕДДС телефонные номера «01» и «051» работают параллельно, но в случае необходимости сообщения сразу перекоммутируются в зависимости от характера ситуации. Затраты на сопряжение диспетчерских ГОЧС и ГПС минимальны.

Рекомендуется для муниципальных образований с эффективно работающими ЕДДС. ЕДДС-РД постепенно преобразуется в ЕДДС-ОД.

2. ЕДДС-ОД («Объединённая диспетчерская»)

Характеризуется размещением рабочих мест диспетчеров ГОЧС и ГПС в одном помещении. В этом случае информационная нагрузка по пожарам и ЧС поступает на телефонный номер «01». При этом требуется увеличение количества линий специальной связи «01» и использование в диспетчерской службе комплексных программно-технических решений по компьютеро-телефонной интеграции, что повлечёт дополнительные затраты.

Целесообразно сразу внедрять ЕДДС-ОД в городах и районах, где ЕДДС ещё не была создана или не зарекомендовала себя в качестве эффективно работающей диспетчерской службы.

3.ЕДДС-ЕД («Единая диспетчерская»)

Характеризуется дальнейшей оптимизацией состава и функций диспетчеров, при которой их специализация становится универсальной: каждый диспетчер способен принять и обработать любую поступившую информацию. Потребует создания принципиально новой учебной базы для подготовки (переподготовки) диспетчеров.

4. ЕДДС-ЕС («Единая служба»)

Предусматривает переход на трёхзначный номер доступа к объединённой экстренной службе спасения «112» вместо номеров «01», «02», «03», «04» и «051». На этом этапе нормативно закрепляется передача сообщений о любых опасных ситуациях в ЕДДС по бесплатному номеру «112» при одновременном решении вопроса коммутации поступающих сообщений в необходимых случаях и в другие экстренные службы.

При изменении статуса телефонного номера «01» увеличится количество вызовов, занятость телефонной линии, а следовательно, потребуется и дополнительное число линий специальной связи «01» и подготовка (переподготовка) операторов ЕДДС.

Создание ЕДДС требует решения не только технических вопросов, но и разработки нового интегрированного специального программного и информационного обеспечения (СПИО) с отработкой алгоритмов взаимодействия диспетчеров при одновременной обработке вызовов на пожары и ЧС.

Схема организации ЕДДС:

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА

Пупнг

управления

-1 ■

Управляющий

Система _| Т «»»«.ьюкр

записи

ПаЩру-тхмгер

Г ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА 1Чг 1

Система Пункт

оповещении управления

1

Система Управляющий

записи компьютер

Ф | Маршру-

тизатор

р Л

ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА № 2

ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА № 3

ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА № N

Система оповещения

Система записи

Пункт управления

Управляющий

компьютер

(

Маршрутизатор

Диспетчер, принимающий сообщения от населен и*

Обработка и пер-еащэесаиих »ызоюе в голосовом трафике, упрааление автоматизированной системой оповещений ЕДДС, обработка вызовов* и информационное взаимодействие с электронными документами

Список использованной литературы:

1. О мероприятиях по созданию и развитию единых дежурно-диспетчерских служб и объединенных систем оперативно-диспетчерского Управления в субъектах РФ на период 2000-2001 гг.: приказ № 351 МЧС России. М.: МЧС России. 2000.

2. О введении в действие концепции создания ЕДДС в городах РФ: Приказ № 517 МЧС России от 25.08.98. М.: МЧС России. 1998.

3. Об утверждении Наставления по службе связи ГПС МВД России: Приказ №700 МВД России от 30.06.2000. М.: МВД России. 2000.

4. Шаровар Ф.И. Автоматизированные системы управления и связь в пожарной охране. М.: Радио связь. 1987.

5. Чудинов В.Н., Козловский Г.Я. Связь в пожарной охране и основы электроники М.: Радио связь. 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.