Научная статья на тему 'ОПЫТ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЪЕДИНёННОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ Г. КАЗАНИ'

ОПЫТ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЪЕДИНёННОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ Г. КАЗАНИ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
375
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Власов В. А., Галимов Р. И., Нехорошев С. Н., Рябова Т. А.

Приведены единые подходы и направления деятельности органов управления на местах по определению своих задач, состава и порядка создания, функционирования и развития интегрированной ОДДС на базе телефонного номера «01» в г. Казани

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Власов В. А., Галимов Р. И., Нехорошев С. Н., Рябова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЪЕДИНёННОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ Г. КАЗАНИ»

Научно-технические разработки

УДК 002 2:614.84:35

B.А.Власов, Р.И. Галимов (МЧСРеспублики Татартан),

C.Н. Нехорошее к.т.н., Т.А. Рябова (ОАО «ICL-КПО ВС»)

ОПЫТ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЪЕДИНЕННОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ Г. КАЗАНИ

Приведены единые подходы и направления деятельности органов управления на местах по определению своих задач, состава и порядка создания, функционирования и развития интегрированной ОДДС на базе телефонного номера «01» в г. Казани

С.Н. Нехорошев

Т.А. Рябова

а;журно-диспетчерские службы столицы Татарстана — Казани, сак и в других городах Российской Федерации, функционируют з круглосуточном режиме и находятся в постоянной готовности виям по проведению необходимых экстренных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях.

На этапе возникновения и в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации возрастает необходимость координации действий дежурно-диспетчерских служб, а также сил и средств городского (районного) звена РСЧС, привлекаемых к аварийно-спасательным работам.

Работа по созданию объединенной дежурно-диспетчерской службы г. Казани началась, как и по всей стране, после того как в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16 июля 1998 г. № БН-П4-20705 в целях обеспечения необходимого правового пространства для создания и развития ЕДДС в 1998 г. ФЦ ВНИИ ГОЧС был разработан пакет документов по созданию единых дежурно-диспетчерских служб в городах России (концепция, технико-экономическое обоснование и др.), согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Затем, уже во исполнение постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 1999 г. № 736 «О создании объединенных дежурно-диспетчерских служб в городах республики Татарстан», от 15 января 2000 г. № 19 «Об утверждении программы создания и внедрения объединенных дежурно-диспетчерских служб в городах Республики Татарстан, отнесенных к группам по гражданской обороне», постановлением главы администрации г. Казани от 21 сентября 2002 г. № 1499 «О создании объединенной дежурно-диспетчерской службы г. Казани» на базе Управления по делам ГОЧС города создана и проходит опытную эксплуатацию ОДДС столицы Татарстана.

В соответствии с Положением, ОДДС г. Казани является центральным звеном объединённой городской системы оперативно-диспетчерских служб и органом координации аварийно-диспетчерских подразделений, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, находящихся на территории города.

Служба также выполняет функции мониторинга жилищно-коммунального и топливно-энергетического хозяйства города, являясь наиболее приближенной к населению.

ОДДС включает следующие подразделения:

• дежурно-диспетчерскую группу;

• узел связи и автоматизации;

• мобильную группу;

• подразделение обеспечения.

В составе дежурно-диспетчерской группы ОДДС функционируют оперативные дежурные смены (ОДС), несущие круглосуточное дежурство. В каждую ОДС включаются: начальник дежурной смены (оперативный дежурный ГОЧС города), его помощники — оперативные дежурные по направлениям (ГОЧС и ЖКХ), операторы-диспетчеры (для приёма и распространения сообщений от населения и организаций), психолог, специалисты узла связи и автоматизации (УСиА), а

также мобильная группа реагирования.

Штатная численность ОДДС на 1 декабря 2003 г. — 34 человека, планируемая штатная численность (при 100 %-й укомплектованности) — 75 человек.

В состав информационно-технического обеспечения ОДДС г. Казани (см. рис.) входят комплекс средств автоматизации процессов управления и комплекс средств связи и телекоммуникаций, включая автоматизированные рабочие места должностных лиц дежурно-диспетчерской смены. Комплекс средств связи и телекоммуникаций ОДДС обеспечивает прием операторами-диспетчерами телефонных сообщений граждан по многоканальным номерам. Ядром комплекса является центр обработки вызовов (са11-центр), построенный с использованием средств компьютерной телефонии. Применение новых технологий обеспечивает максимальную доступность службы — отсутствие сигнала «занято» на линии. В случае занятости всех операторов производится автоинформирование абонента и его удержание на линии до освобождения первого оператора-диспетчера. Комплекс позволяет также определять номер вызывающего абонента с указанием адресной ин-

формации абонента, переадресовывать звонки между операторами и аварийно-диспетчерскими службами, а также протоколировать все переговоры. Данное оборудование со своим специальным программным обеспечением станет основой автоматизированной системы управления в республике.

Структурно-функциональная интеграция ГПС в состав МЧС России осуществляется по целому ряду направлений. Одним из таких направлений является интеграция центров управления силами (ЦУС) и центральных пунктов пожарной связи (ЦППС) органов управления ГПС, а также пунктов связи пожарных частей (ПСЧ) и оперативных дежурных служб органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Концепция развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации, утвержденная приказом МЧС России от 10 сентября

2002 г. № 428, определяет единые подходы и направления деятельности органов управления на местах по определению задач, состава и порядка создания, функционирования и развития интегрированной ЕДДС

АРМ ОД города

АРМ АРМ

диспетчера диспетчера

Сервер БД и ЛВС (MS SQL 2000)

Коммутатор потока Е1

Входящие

звонки

(01,063)

і

Центр

обработки

вызовов

(Call-center)

АРМ

администратора

системы

АРМ администратора БД

Состав информационно-технического обеспечения ОДДС г. Казани

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

на базе телефонного номера «01» как максимально эффективной структуры экстренного вызова пожарных и спасательных служб.В современных экономических условиях создание и развитие ЕДДС на базе ЦУС (ЦППС, ПСЧ) ГПС или их поэтапное структурно-функциональное объединение, является для многих муниципальных образований единственно возможным решением, особенно в сельских районах.

Согласно приказам МЧС России от 2 декабря

2003 г. № 533, и МЧС Республики Татарстан от 8 февраля 2003 г. № 67, кроме Казани, в городах республики, отнесенных к группам по гражданской обороне, ведется активная работа по созданию ОДДС на базе существующих дежурных служб и служб «01». В гг. Альметьевск, Набережные Челны, Лениногорск, Чистополь и Бугульма проведены прямые некоммутируемые телефонные линии ЦППС (ПСЧ) — органов управления по делам ГОЧС городов.

Дата начала опытного функционирования ОДДС «01» в г. Казани (1 сентября 2003 г.) была определена планом создания в 2003-2004 гг. на территориях субъектов РФ ЕДДС (единых служб спасения) на базе телефонного номера «01», утвержденным приказом МЧС России от 2 декабря 2002 г. № 553.

В соответствии с решением коллегии МЧС России от 10 июля 2002 г. № 15/П на базе Управления по делам ГОЧС г. Казани и «Службы пожарной связи-01» были проведены организационно-технические мероприятия по объединению службы ОДДС.

Комплекс мероприятий предусматривал:

• использование созданной инфраструктуры службы ОДДС г. Казани для приема обращений граждан по единому телефонному номеру «01»;

• соединение узлов связи ОДДС и СПС с использованием цифровой линии связи и задействованием высокоскоростных оптоволоконных магистральных каналов ГТС;

• модернизацию типового программного обеспечения ОДДС с учетом включения функций центра управления силами ГПС МЧС Республики Татарстан, с привлечением компании-разработчика (ОАО «Ай-СиЭл - КПО ВС»).

Диспетчеры ОДДС г. Казани прошли стажировку в ЦУС УГПС МЧС Республики Татарстан, где реально обрабатывали сообщения о пожарах и принимали необходимые меры по высылке подразделений пожарной охраны Казанского гарнизона. По окончании стажировки сдали зачеты совместной комиссии Управления ГПС МЧС Республики Татарстан и Управления по делам ГОЧС г. Казани по знанию нормативных документов и правил работы со средствами связи.

Операторов-диспетчеров объединенной службы можно функционально разделить на тех, кто осуществляет прием сообщений о пожарах, и всех остальных,

ориентированных на сообщения о других видах чрезвычайных ситуаций. При этом любой из диспетчеров ОДДС в зависимости от важности принимаемого сообщения либо лично принимает решение о высылке аварийно-спасательных подразделений, либо нажатием одной клавиши переадресовывает сообщение профильному диспетчеру (ЖЭУ, Водоканал, Горгаз) или диспетчеру пожарной охраны. Переадресация вызова производится с использованием компьютерной связи, что позволяет одновременно с голосовой информацией передать первично установленные данные. Таким образом, профильный диспетчер, например, пожарной охраны, получив эту информацию на свой компьютер, сможет продолжить обработку вызова с помощью программы-автоматизированное рабочее место диспетчера «АРМ-диспетчер».

Создание ОДДС г. Казани, как службы координации аварийно-спасательных и дежурно-диспетчерских служб города, позволило улучшить выполнение социальных функций по нескольким важным направлениям:

• у населения появилась возможность обращаться за помощью в случае возникновения сложной ситуации по единому номеру;

• сократилось время реагирования дежурных служб на ЧС и другие срочные сообщения граждан, особенно в ситуациях, требующих привлечения большого количества сил и средств различных ведомств;

• обеспечивается преодоление так называемого «ведомственного» фактора - нежелание сообщать о происшествии до тех пор пока ситуация не выйдет из под контроля и ликвидация последствий экстренной ситуации силами одной службы станет невозможна;

• происходит повышение качества оказания помощи населению, за счет регистрации всех обращений граждан, контроля их исполнения соответствующими службами;

• появилась реальная возможность независимого анализа жизнедеятельности города и оперативности реагирования служб предприятий и организаций на обращения населения.

Таким образом, ОДДС становится ключевым оперативным информационным массивом, использование которого обеспечивает реальный экономический эффект при решении сопутствующих задач.

Уже на первоначальном этапе реализации концепции ЕДДС требуются большие финансовые вложения. И поэтому возникает вопрос издания нормативных актов на федеральном и республиканском уровне. В целях интенсификации проводимых работ, МЧС Республики Татарстан подготовлен проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «Об организации функционирования ОДДС городов и районов РТ на базе телефона «01».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.