Научная статья на тему 'О дальнейшем cовершенствовании организации экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации с учетом преобразования государственной противопожарной службы'

О дальнейшем cовершенствовании организации экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации с учетом преобразования государственной противопожарной службы Текст научной статьи по специальности «Службы противодействия чрезвычай-ным ситуациям природного, техногенного и экологического характера»

CC BY
208
51
Поделиться

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства, автор научной работы — Фалеев М. И., Короткин Г. А., Шахраманьян М. А., Попов А. П.

Приведены основные положения и направления развития единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) в рамках территориальных и местных подсистем РСЧС

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства , автор научной работы — Фалеев М.И., Короткин Г.А., Шахраманьян М.А., Попов А.П.,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «О дальнейшем cовершенствовании организации экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации с учетом преобразования государственной противопожарной службы»

Научно-технические разработки

УДК 002 2:614.84:35

М.И. Фалеев, Г.А. Короткин, М.А. Шахраманьян д.т.н., А.П. Попов к.т.н.

О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ С УЧЕТОМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Приведены основные положения и направления развития единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) в рамках территориальных и местных подсистем РСЧС

Г.А. Короткин

М.А. Шахраманьян

А.П. Попов

Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба (ГПС) МВД России преобразована в ГПС МЧС России.

26 февраля 2002 г. на совместном заседании коллегии МЧС России и военного совета войск гражданской обороны «О развитии государственного управления и совершенствовании структурной политики МЧС России» Министр МЧС России С.К. Шойгу отметил, что «...повышение эффективности и оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации — это на сегодня главная задача, и решить её можно, только создав стройную систему государственного управления в этой области».

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций являются актуальными задачами администраций субъектов РФ, органов местного самоуправления, существующих территориальных и муниципальных служб (по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, государственной противопожарной службы, милиции, государственной инспекции по безопасности дорожного движения, экстренной медицинской помощи, служб жилищно-коммунального и топливноэнергетического хозяйства и др.) и требуют, как правило, их совместных действий в рамках территориальных и местных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

В приказе МЧС России от 19 ноября 2002 г. № 536 «О повышении эффективности и организации деятельности системы МЧС России» акцент в этой работе предлагается перенести на территории; поставлена задача завершить уже в 2003 г. создание единых органов управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности субъектов РФ и их муниципальных образований.

С этой целью приказами МЧС России от 18 марта 2002 г. № 116 и от 21 апреля 2003 г. № 194 управления и отделы ГПС субъектов РФ и их муниципальных образований подчинены руководителям соответствующих органов управления по делам ГОЧС, а приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 317 утверждено примерное «Положение об органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления».

Как и любые организационные структуры территориальные и местные подсистемы РСЧС включают в себя: силы, средства и системы управления. В силу этого резервы повышения эффективности реагирования можно разделить на два больших класса. К первому из них относятся факторы, определяющие готовность, профессионализм и техническое оснащение аварийно-спасательных сил. Ко второму — факторы, влияющие на качество управления действиями этих сил и средств в чрезвычайных ситуациях.

В настоящее время для подразделений пожарной охраны время реакции на вызов нормировано и составляет 45 секунд. Нормирование мест дислокации пожарных подразделений ведется с учётом радиуса обслуживания, который для городов и других населённых пунктов составляет 3 км, что в принципе может обеспечить прибытие пожар-

ных подразделений к месту вызова в течение 5 минут. Однако, в настоящее время более 70 % населённых пунктов (в том числе, 96,3 % сельских населённых пунктов) находятся за пределами нормативного радиуса выезда пожарных подразделений [1, 2]. Среднее время прибытия на место пожара первого расчёта около 8 минут в городах и более 18 минут в сельской местности. Часто это бывает связано с недостаточной технической оснащённостью подразделений ГПС: их обеспеченность основными пожарными автомобилями составляет менее 90 % от штата, при этом более половины таких автомобилей сегодня уже выслужили свой срок эксплуатации и подлежат списанию.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Тем не менее, готовность подразделений пожар -ной охраны на сегодняшний день одна из самых высоких среди служб экстренного реагирования. Возникает естественное требование приблизить готовность поисково-спасательных служб к уровню готовности подразделений пожарной охраны. Для этого используются различные способы: совместное дежурство пожарных и спасателей, обучение пожарных спасательным специальностям и их аттестация как спасателей, оптимизация состава и структуры пожарно-спасательной группировки сил и средств, создание пожарно-спасательных центров и др.

В то же время эффективность экстренного реагирования во многом определяется и тем, как быстро будет получено сообщение о возникшем происшествии от населения или организаций. Но эта ситуация складывается не лучшим образом: сейчас среднее время получения сообщения о пожаре в городах составляет 10 минут, в сельской местности — более 20 минут. Таким образом, по этой причине общее время реагирования возрастает более чем в два раза, и часто к моменту прибытия на место вызова пожарных подразделений огнём бывает охвачено уже все здание или его большая часть.

Конечно, этому способствуют и объективные факторы, связанные с состоянием местных систем телефонной связи общего пользования. В настоящее время в стране только 37 семей из 100 в городах и 16 семей из 100 в сельской местности имеют квартирные телефоны; не телефонизировано более 500 тыс. сельских населённых пунктов (около трети от их общего числа), более 35 % объектов социальной сферы на селе не имеют телефонной связи. Коренной перелом в этом вопросе может наступить после вступления в силу с 1 января 2004 г. нового Федерального закона «О связи», в котором определено: «.в каждом поселении должен быть установлен не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам», «.время, в течение которого пользователь услугами связи достигает таксофона без использования транспортного средства, не должно превышать одного часа» [3].

Однако, при этом нельзя преуменьшать и влияние качества систем управления, связи и оповещения в чрезвычайных ситуациях.

Обстановку в ЧС по динамизму, неопределенности и оперативности изменения можно сравнить с об-

становкой, складывающейся при ведении современных боевых действий. По мнению многих военных специалистов, хорошо спроектированная система управления войсками способна, по крайней мере, удвоить эффективность применения подчиненных сил и средств. Используя аналогию с вооруженными силами, можно предположить, что совершенствование системы управления мероприятиями по ликвидации ЧС оказывает не меньшее влияние на эффективность ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем развитие подчиненных сил и средств.

Учитывая, что социально-экономический эффект от вложения в сферу управления в среднем выше и на один рубль затрат дает отдачу от 3-х до 5-ти рублей, совершенствование управления в чрезвычайных ситуациях при условиях ограниченности выделяемых финансовых ресурсов является приоритетным направлением, позволяющим добиться требуемой эффективности меньшими затратами.

В настоящее время при угрозе или ликвидации ЧС важную роль играют дежурные и диспетчерские органы территориальных и муниципальных служб (дежурно-диспетчерские службы), находящиеся в постоянной готовности к действиям и уполномоченные принимать соответствующие решения для проведения необходимых экстренных мер. На многих объектах экономики и социальной инфраструктуры также организовано круглосуточное дежурство.

Более чем в 500 населённых пунктах России уже созданы и эффективно работают единые дежурнодиспетчерские службы (ЕДДС), функционирующие в рамках объединённых систем оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ) муниципальных образований и субъектов РФ. ЕДДС предназначены для приёма от населения и организаций сообщений, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС и координации совместных действий в ЧС ведомственных дежурно-диспетчерских служб (ДДС), и создавались, как правило, при соответствующих органах управления по делам ГОЧС.

В то же время действующая система центров управления силами (ЦУС), центральных пунктов пожарной связи (ЦППС) управлений ГПС, а также пунктов связи пожарных отрядов (ПСО) и частей (ПСЧ) представляет собой отработанную десятилетиями организацию эффективного взаимодействия с населением по телефонному номеру «01» и оперативного управления подразделениями ГПС в борьбе с пожарами.

В связи с преобразованием ГПС создались благоприятные условия для дальнейшего развития ЕДДС с учётом возможностей ЦУС (ЦППС, ПСО, ПСЧ).

Проведенный анализ показывает, что хотя задачи ЕДДС и ЦУС (ЦППС, ПСО, ПСЧ) были совершенно различны, их диспетчерские функции сильно дублируют друг друга. Диспетчерские службы ГОЧС и ГПС принимают сообщения от населения и взаимодействуют с другими службами жизнеобеспечения, используют телекоммуникационные узлы с аналогичными функциями, автоматизированные системы

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

с однотипными базами данных о территории, объектах экономики, населении и т.д. Параллельное и независимое их развитие ложится дополнительным финансовым бременем на бюджеты субъектов РФ и муниципальные бюджеты. Создание интегрированных ЕДДС по вопросам ГОЧС и ГПС позволит экономить значительные финансовые средства на основе минимизации их структур и исключения дублирования однотипных функций.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Цель такой интеграции — снижение общих расходов на содержание и развитие этих систем, повышение оперативности и эффективности их функционирования.

Принципиальным отличием ЕДДС от других органов повседневного управления РСЧС (пунктов управления, центров управления в кризисных ситуациях и др.), является наличие в ее структуре наряду с оперативной дежурной сменой объединённой диспетчерской службы, предназначенной для приема сообщений о ЧС от населения и организаций и их оперативного доведения до пожарноспасательных подразделений и заинтересованных ДДС. Диспетчерская служба обеспечивает единое информационное пространство в ОСОДУ, позволяющее повысить оперативность и эффективность реагирования на ЧС.

ЦУКС субъекта РФ

ЕДДС «01»

Оперативный

дежурный

Оперативная дежурная смена

Объединённая диспетчерская служба ---------------

Центральные дежурно-диспет-черскне органы городских служб

«01»

«051»

X

Взаимодействующие дежурнодиспетчерские службы

Население и организации

Диспетчерские службы потенциально опасных объектов

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Рис. 1. Состав городской объединенной системы оперативно-диспетчерского управления

С учётом выше сказанного приказами МЧС России от 10 сентября 2002 г. № 428 и от 2 декабря 2002 г. № 553 определены основные направления развития единых дежурно-диспетчерских служб с учётом изменения статуса телефонного номера «01» как номера экстренного вызова пожарных и спасателей (ЕДДС «01»), а также сроки опытного функционирования ЕДДС «01».

ЕДДС «01» является органом повседневного управления местной подсистемы РСЧС и центральным звеном муниципальной ОСОДУ.

В состав типовой ОСОДУ города (рис. 1) наряду с ЕДДС «01» входят дежурно-диспетчерские службы экстренного реагирования («02», «03», «04»), жилищно-коммунального и топливно-энергетического хозяйства, наблюдения и контроля за окружающей средой, а также диспетчерские службы потенциально опасных объектов.

Учитывая, что ЦУС (ЦППС) УГПС республик (краёв, областей) обслуживают в части тушения пожаров административные центры субъектов Российской Федерации, ЕДДС «01» в этих городах целесообразно создавать на базе территориальных органов управления по делам ГОЧС. Создаваемый таким образом ЦУКС субъекта РФ совмещает функции ЕДДС города — административного центра субъекта РФ и оперативной дежурной службы (пункта управления, центра управления в кризисных ситуациях) органа управления по делам ГОЧС субъекта РФ. Таким образом, ЦУКС субъекта РФ может создаваться за счет средств консолидированного бюджета — городского и субъекта РФ.

Возможны следующие варианты организации ЕДДС «01» (рис. 2), которые в приведенной ниже последовательности можно считать и основными этапами её дальнейшего развития [4].

Этапность развития ЕДДС

ЕДДС «Раздельные диспетчерские»

ЕДДС «объединённая диспетчерская»

ЕДЦС-РД

Здание дежурной смены

Оперативный

Диспетчеры ГОЧС

«051»

Здание дежурной смены

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Старший диспетчер

Диспетчеры ГПС

«01»

НАСЕЛЕНИЕ

ЕДЦС-ОД

Здание дежурной смены ГОЧС

Оперативный дежурный ГОЧС

А

У

Здание дежурной смены ГПС

Старший диспетчер ГПС

ЗЕ

Диспетчеры ГОЧС и ГПС

«01»

НАСЕЛЕНИЕ

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ЕДДС «Единая диспетчерская» ЕДДС «Единая служба»

Рис. 2. Варианты (этапы) развития единых дежурно-диспетчерских служб

1. ЕДДС-РД («Раздельные диспетчерские»).

Характеризуется наличием отдельных разнесённых диспетчерских по вопросам ГОЧС и ГПС, между которыми осуществляется тесное взаимодействие по каналам связи и передачи данных. В этом случае телефонные номера «01» и «051» (или любой другой номер, выделенный для обращения граждан в случае ЧС) работают параллельно, при этом проводится разъяснительная работа с населением об изменении статуса номера «01» для передачи сообщений о ЧС.

После получения и анализа диспетчером ГПС сообщения о ЧС оно сразу перекоммутируются на диспетчера ГОЧС, где соответствующим образом обрабатывается. Аналогично, при случайном получении по номеру «051» сообщений о пожарах, они пересылаются в диспетчерскую ГПС.

В этом случае дополнительная информационная нагрузка на номер «01» и затраты на сопряжение диспетчерских ГОЧС и ГПС будут минимальными.

2. ЕДДС-ОД («Объединённая диспетчерская»). Характеризуется размещением рабочих мест диспетчеров ГОЧС и ГПС в одном помещении.

В этом случае всю информационную нагрузку по пожарам, ЧС и стихийным бедствиям берёт на себя номер «01». Возможное снижение времени обработки

вызовов потребует в этом случае увеличения количества линий специальной связи «01» и использования в диспетчерской службе комплексных программно-технических решений по компьютеро-телефонной интеграции, что потребует дополнительных финансовых затрат в сравнении с вариантом ЕДДС-РД.

3. ЕДДС-ЕД («Единая диспетчерская»). Характеризуется дальнейшей оптимизацией состава и функций диспетчеров, при которой их специализация на «пожары» и «другие ЧС» стирается: каждый диспетчер способен принять и обработать любую поступившую информацию.

Реализация варианта ЕДДС-ЕД потребует создания принципиально новой учебной базы для подготовки диспетчеров. В этом случае наряду с затратами, ожидаемыми от реализации варианта ЕДДС-ОД, необходимо вложить значительные средства в создание учебной базы и подготовку (переподготовку) диспетчеров.

4. ЕДДС-ЕС («Единая служба»). На основе рекомендаций Международного союза электросвязи (МЭС) в приказе Минсвязи России от 20 апреля 1999 г. № 71 «Об утверждении и введении в действие «Системы и плана нумерации на сетях связи стран 7-й зоны всемирной нумерации» при переходе на перспектив-

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

ную нумерацию предусмотрен трёхзначный номер доступа к объединённой экстренной службе спасения «112» вместо номеров «01», «02», «03», «04» и «051», а также выход на междугороднюю и международную связь по индексам «0» и «00», соответственно (вместо индексов «8» и «8-10»). Решением Государственной комиссии по электросвязи от 26 апреля 2000 г. № 1 одобрен «Порядок перевода сетей связи России на новую нумерацию».

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

На этом этапе необходимо нормативно закрепить и организовать передачу непосредственно в ЕДДС сообщений граждан о пожарах, авариях, катастрофах и стихийных бедствиях по бесплатному номеру «112» телефонных сетей общего пользования при одновременном решении вопроса коммутации поступающих сообщений в требуемых случаях и в другие экстренные службы.

Анализ предложенных вариантов показывает, что для реализации в ближайшее время наиболее реальными являются варианты ЕДДС-РДи ЕДДС-ОД.

Вариант ЕДДС-РД может быть рекомендован для муниципальных образований, имеющих на сегодняшний день эффективно работающие ЕДДС. По мере возрастания информационной нагрузки на номер «01» и снижения нагрузки на номер «051» ЕДДС-РД может быть преобразована в ЕДДС-ОД.

Вариант ЕДДС-ОД целесообразно сразу внедрять в городах и районах, где ЕДДС ещё не была создана или не зарекомендовала себя в качестве эффективно работающей службы.

С целью сопряжения создаваемых в городах и районах ЕДДС «01» с единой дежурно-диспетчерской службой субъекта РФ, их организационно-технического объединения с дежурно-диспетчерскими органами ведомственных территориальных и муниципальных служб (милиции, скорой помощи, жилищно-коммунального и топливно-энергетического хозяйства и др.) необходимо дальнейшее развитие объединённых систем оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях субъектов и муниципальных образований Российской Федерации с учётом изменения статуса телефонного номера «01» (ОСОДУ «01»).

Реализация проекта ОСОДУ «01» включает в себя два этапа:

— организационный, в течение, которого решаются организационно-управленческие вопросы постро-

ения, функционирования и развития ОСОДУ;

— технический, в продолжение которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства автоматизированной системы (АС) ОСОДУ.

На организационном этапе создания ОСОДУ «01» осуществляется подготовка следующих документов:

• положения об ОСОДУ, утверждённого постановлением администрации;

• соглашений об обмене информацией между ЕДДС субъекта РФ и ведомственными ДДС, утверждённых руководителями органов управления по делам ГОЧС и соответствующих ведомственных служб;

• дополнений и изменений в действующие инструкции ДДС (в части их взаимодействия с ЕДДС);

• других регламентирующих документов (при необходимости).

Технический этап начинается с разработки технического задания на создание АС ОСОДУ, а завершается её вводом в эксплуатацию.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Создание ОСОДУ «01» субъекта РФ в рамках единого проекта позволит:

• реализовать научно-техническую политику МЧС России и администрации субъекта РФ в части создания единого информационного пространства по вопросам ЧС на конкретной территории, его включения в информационные пространства Министерства и субъекта РФ;

• существенно уменьшить расходы органов местного самоуправления на развитие городских и районных ЕДДС на основе их типового организационного и технического проектирования;

• развивать специальное программное и информационное обеспечение ОСОДУ на основе долевого участия городов и районов субъекта РФ, что существенно уменьшит финансовые затраты каждого из них;

• организовать централизованную подготовку операторов-диспетчеров и эксплуатационного персонала ОСОДУ;

• обеспечить значительные финансовые скидки на поставляемые программно-технические средства с учетом их массовой поставки в область;

• использовать такие современные формы финансирования как товарные и денежные кредиты, лизинг и другие.

Литература

1. Правительственный час / Выступление С.К. Шойгу 21 мая 2003 г. в Государственной Думе РФ в рамках «правительственного часа» // Спасатель МЧС России. — 2003. — № 10 (16-31 мая).

2. Дешёвых Ю. Борьба с огнём. За жилище // Спасатель МЧС России. — 2003. — № 13 (1-15 июля).

3. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» // Российская газета. — 2003. — № 135 (10 июля).

4. Концепция развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации. Утверждена приказом МЧС России от 10 сентября 2002 г. № 428.