УДК 002 2:614.84:35
В.Г. Самоделов, М.В. Аршакян (Администрация Балашихинского района),
М.П. Козубай, Л.А Кокурин, А.П. Попов к.т.н.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ БАЛАШИХИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Приведены типовая схема наращивания и организации взаимодействия сил местной подсистемы РСЧС при ликвидации последствий ЧС и общая структура АС ЕДДС Балашихинского района
А.П. Попов
Потенциальными источниками чрезвычайных ситуаций в Бала-шихинском районе Московской области являются химически-и пожаровзрывоопасные объекты, угрозы возникновения в лесных массивах района лесных пожаров, а также угрозы аварий на железнодорожных станциях и перегонах при перевозке опасных грузов. В районе нет объектов экономики, производящих химически опасные вещества. Однако, ряд предприятий в своем производстве используют аварийно химически опасное вещество — аммиак.
Кроме того, в микрорайоне Балашиха-2 расположена железнодорожная станция «Балашиха» Московской железной дороги, через которую подаются вагоны со сжатым кислородом, азотом, бензином и другими опасными грузами. Непосредственно на станции вагоны с опасными грузами находятся до 2 часов. Возможные аварии на железнодорожной станции и, особенно, на перегонах могут стать причиной серьезной опасности. Особого внимания требуют места, к которым затруднена доставка пожарно-спасательных сил и средств. В результате взрывов и пожаров может произойти разрушение полотна, пристанционных сооружений, нарушение связи, остановка движения поездов, что в свою очередь приведёт к человеческим жертвам и большому материальному ущербу.
Всё сказанное определяет специфику потенциальной опасности для населения, хозяйствующих объектов и окружающей природной среды Балашихинского района. Таким образом, на территории района имеется определенная совокупность угроз и предпосылок для возникновения чрезвычайных ситуаций, которые необходимо предотвращать и к защите от которых надо быть готовым.
Результативность мероприятий по предупреждению ЧС, а также действий по защите и спасению от последствий возникшей ЧС всецело зависят от своевременности комплексного реагирования на опасные угрозы, в том числе, и от быстроты развертывания необходимых совместных работ в зоне бедствия (рис. 1). Рациональное соотношение затрат на производство этих работ с величиной предотвращенного ущерба определяется эффективностью взаимодействия находящихся на территории района ведомственных и объектовых дежурно-диспетчерских служб (ДДС).
Это может быть достигнуто путём интеграции указанных служб в объединенную систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ) при координации совместных экстренных действий ОСОДУ по предупреждению или ликвидации ЧС со стороны Единой дежурно-диспетчерской службы Балашихинского района.
ОСОДУ Балашихинского района создана путем организационно-технического объединения ЕДДС (как центрального органа этой системы) и взаимодействующих с ней ДДС (табл. 1), имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным действиям при угрозе или возникновении ЧС (рис. 2).
При этом в рамках ЕДДС осуществляется интеграция оперативной дежурной службы (ОДС) Управления по делам ГОЧС г. Балашихи и Центрального пункта противопожарной связи (ЦППС) Балашихин-
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
Группа управления ликвидацией ЧС в зоне аварии
Рис. 1. Типовая схема наращивания и организации взаимодействия сил местной подсистемы РСЧС при ликвидации последствий ЧС (на примере ЧС, вызванной аварией на газопроводе)
ского района. В этом случае телефонный номер «01» должен использоваться не только для приема сообщений о пожарах, но и для сбора информации об угрозах и возникновении ЧС природного и техногенного характера. В результате указанной интеграции в Балашихинском районе должна быть сформирована ЕДДС с новым статусом телефонного номера «01», как номера экстренного вызова пожарных и спасателей (ЕДДС «01»). «Концепцией развития ЕДДС в субъектах РФ», утвержденной приказом МЧС России от 10 сентября 2002 г. № 428, предусматривается четыре основных этапа интеграции и дальнейшего развития ЕДДС в городах и районах России. Предусмотренные концепцией этапы можно считать
организационно-техническими вариантами (поколениями) ЕДДС, отличающимися степенью завершенности и соответственно эффективностью их функционирования:
Анализ вариантов, предложенных в «Концепции развития ЕДДС в субъектах РФ», показывает, что для реализации в ближайшее время ЕДДС «01» Балаши-хинского района службы наиболее реальным является вариант «Раздельные диспетчерские» (ЕДДС-РД). Вариант характеризуется наличием отдельных территориально разнесённых диспетчерских ЦППС (по пожарам) и ОДС (по другим видам ЧС), между которыми осуществляется тесное взаимодействие по каналам связи и передачи данных. В этом случае те-
Таблица 1
Перечень основных дежурно-диспетчерских служб Балашихинского района
№ п/п Наименование дежурно- диспетчерской службы
1 Отдел дежурной службы администрации Балашихинского района
2 ЕДДС Балашихинского района
3 ПСЧ пожарных частей
4 ОДС поисково-спасательной службы
5 Дежурная часть УВД
6 Диспетчерская служба скорой медицинской помощи
7 Центральная аварийно-диспетчерская служба по ликвидации аварий на сетях газоснабжения (ГУП «Балашихинский межрайонный трест газового хозяйства»)
8 Аварийно-диспетчерская служба по ликвидации аварий на сетях электроснабжения (ЗАО «БЭЛС»)
9 Аварийно-диспетчерская служба по ликвидации аварий на сетях теплоснабжения (000 «Балашихинская теплосеть»)
10 Аварийно-диспетчерская служба по ликвидации аварий на сетях водоснабжения и канализации (МП «Водоканал»)
11 Аварийно-диспетчерская служба по ликвидации аварий в жилом фонде (МУП «БЖС»)
12 Дежурная часть ОГИБДД УВД
13 Аварийно-диспетчерская служба филиала ОАО «Электросвязь» Московской области «Балашихинский узел электросвязи»
14 Дежурно-диспетчерские службы потенциально опасных предприятий (объектов)
лефонные номера «01» и номер, выделенный для обращения граждан в случае ЧС, работают параллельно для приема сообщений о пожарах и авариях. При этом проводится активная разъяснительная работа с населением об изменении статуса номера «01» для приема сообщений о любых ЧС.
После получения и анализа ЦППС поступившего сообщения о ЧС, не являющегося извещением о пожаре, диспетчер пересылает это сообщение в ОДС, где оно соответствующим образом обрабатывается. Аналогично, при случайном получении по телефону Управления по делам ГОЧС сообщений о пожарах, они пересылаются в ЦППС. В результате дополнительная информационная нагрузка на телефонный номер «01» и затраты на сопряжение ОДС ГОЧС и ЦППС будут минимальными.
Следует ожидать, что изменение статуса номера «01» со временем неизбежно приведет к возрастанию информационной нагрузки на телефонный номер «01» и снижению нагрузки на действующий в городе телефонный номер органа управления по делам ГОЧС. В результате возникает угроза снижения оперативности реагирования на пожары. В целях недопущения подобной угрозы с учетом специфики Балашихинского района и сложившейся статистики обращений населения по телефонному номеру «01» представляется необходимым принять и обеспечить следующие направления дальнейшего развития ЕДДС «01» Балашихинского района:
• увеличение количества линий специальной связи «01» (как минимум в 2 раза);
• увеличение пропускной способности инфор-
мационного тракта между территориально разнесенными составными частями ЕДДС — ЦППС и ОДС;
• автоматизация основных процессов приёма по номеру «01» и обработки сообщений в ЕДДС.
Эффективное функционирование ОСОДУ Бала-шихинского района, реализация поставленных перед ней задач могут быть обеспечены только на основе комплексной автоматизации основных её функций, что потребовало создания автоматизированной информационной системы (АИС) ЕДДС Балашихинс-кого района.
С целью подготовки условий для создания АИС ЕДДС Федеральным центром науки и высоких технологий «ВНИИ ГОЧС», Владимирским заводом «Электроприбор», ФГУ «ВНИИ ПО» и Ассоциацией АМЕДС была проделана соответствующая работа: разработан технический проект АИС ЕДДС Балашихинского района, а также создан её опытный участок.
АИС ЕДДС предназначена для автоматизации процессов приёма по номеру «01» от населения и организаций сообщений, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС, оперативного управления (реагирования) пожарными и спасательными силами и средствами, координации совместных действий ведомственных дежурно-диспетчерских служб в ЧС.
АИС ЕДДС состоит из комплекса средств автоматизации (КСА) ЕДДС в составе КСА ОДС Управления по делам ГОЧС и КСА ЦППС, КСА взаимодействия (КСАВ) с ведомственными ДДС района и диспетчерскими службами ПОО, а также мобильных КСА (МКСА) пожарно-спасательных сил и средств (рис. 3).
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
§
‘а
о
I
1
а
о
3
©
©
*
В
I
с
N
I
I
О
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
Комплекс средств автоматизации ЕДДС — это мощный телекоммуникационный узел, обеспечивающий информационное взаимодействие со всеми ДДС и ПОО района по средствам проводной и радиосвязи (как циркулярно, так и выборочно).
Следует отметить, что информационно-телекоммуникационная инфраструктура АИС ЕДДС, в которую включены практически все районные службы, может стать основой для создания интегрированной автоматизированной системы управления хозяйством района.
На опытном участке АИС ЕДДС в составе КСА ОДС впервые был развернут экспериментальный пульт оперативно-диспетчерской связи (ПОДС) на базе системы «Набат», который в настоящее время дорабатывается МЧС России в качестве типового для ЕДДС «01».
Впервые в АИС ЕДДС была развернута в экспериментальном порядке информационно-навигационная система (ИНС) на базе ДИН РТК «Луч» производства Владимирского завода «Электроприбор». Её состав представлен в табл. 2.
Таблица 2
Состав информационно-навигационной системы АИС ЕДДС
.ОІ „В ^ В Наименование техники Кол-во комплектов Место установки
1. ДИН РТК «Луч-20» (стационарный) 1 ЕДДС Балашихинского района в помещении Управления по делам ГОЧС г. Балашихи
2. ДИН РТК «Луч-10 С» (стационарный) 1 Диспетчерская служба «01» в здании Балашихинского отрядаГПС
3. ДИН РТК «Луч-10 С» (стационарный) 1 Дежурная часть «02» в здании УВД Балашихинского района
4. ДИН РТК «Луч-10 С» (стационарный) 1 Дежурная часть отдела ГИБДД УВД Балашихинского района
5. ДИН РТК «Луч-10 С» (стационарный) 1 Диспетчерская служба «03» Станция скорой медицинской помощи Балашихинского района
6. ДИН РТК «Луч-10 С» (стационарный) 1 Диспетчерская служба «04» ГУП «Балашихинский межрайонный трест газового хозяйства»
7. ДИН РТК «Луч-10 С» (стационарный) 1 Диспетчерская служба ЗАО Балашихинская электросеть»
8. ДИН РТК «Луч-10 С» (стационарный) 1 Диспетчерская служба МУП «Балашихинский Водоканал»
9. ДИН РТК «Луч-10 С» (стационарный) 1 Диспетчерская служба ООО «Тепловые сети Балашихи»
10 ДИН РТК «Луч-10 С» (стационарный) 1 Диспетчерская служба МУП «Балашихинский жилищный сервис»
11 ДИН РТК «Луч-10 М» (мобильный с навигационным приемником) 1 Автомобиль поисково-спасательного отряда Балашихинского района
12. ДИН РТК «Луч-10 М» (мобильный с навигационным приемником) 1 Автомобиль оперативной группы КЧС Балашихинского района
13. ДИН РТК «Луч-10 М» (мобильный -без навигационного приемника) 1 Автомобиль начальника Управления по делам ГОЧС — заместителя председателя КЧС
14. ДИН РТК «Луч-10 М» (мобильный без навигационного приемника) 1 Автомобиль оперативной группы Управления ГПС
Итого: 1 комплект ДИН РТК «Луч-20» (стационарный); 9 комплектов ДИН РТК «Луч-10С» (стационарный);
2 комплекта ДИН РТК «Луч-10 М» (мобильный с навигационным приемником); 2 комплекта ДИН РТК
«Луч-10 М» (мобильный — без навигационного приемника
Создание АИС ЕДДС должно производиться за счет постепенного увеличения в плановом порядке количества охватываемых автоматизацией объектов ОСОДУ (путем наращивания поставленного на эксплуатацию пускового фрагмента АИС ЕДДС) и поэтапным развитием функциональных возможностей системы. Создание пускового фрагмента АИС ЕДДС было начато с ввода в действие 1-й очереди комплекса средств автоматизации ЕДДС района. В пусковой фрагмент АИС непременно должны также войти не менее двух-трех КСАВ ведомственных ДДС района, а также аналогичное количество МКСА пожарно-спасательных сил.
Одновременная автоматизация всех объектов ОСОДУ района не представляется возможной из-за неравномерности решения организационно-технических вопросов по каждому объекту ОСОДУ, а также из-за значительных единовременных затрат на создание АИС ЕДДС. Поэтому в рамках муниципальной целевой программы по укреплению пожарной безопасности*) необходима разработка специальной подпрограммы с отражением в ней этапов и сроков выполнения мероприятий, возможных источников и выделяемых объёмов финансирования.
Проектирование АИС ЕДДС Балашихинского района, закупка оборудования КСА ЕДДС и интегрированной системы связи, его монтаж и наладка, эксплуатация в составе системы должны производится за счет бюджета Балашихинского района. Создание КСАВ ведомственных ДДС, диспетчерских служб потенциально опасных объектов планируется финансировать из средств соответствующих ведомств и организаций.
Принимая во внимание обширный организационно-технический задел по вопросу ЕДДС «01», имеющийся в Балашихинском районе, по сравнению с другими районами Московской области, считаем целесообразным выйти с предложениями в Правительство Московской области о придании АИС ЕДДС статуса опытного участка Московской области, а также о её включении в состав головного (пускового) образца автоматизированной системы Московской областной объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (АС МО-ОСОДУ). В частности, созданное для АИС ЕДДС Балашихинского района специальное программное и информационное обеспечение (СПИО) может стать типовым для других районов Московской области.
В силу этого, часть необходимых средств может быть предусмотрена в рамках областной целевой программы «Обеспечение пожарной безопасности на территории Московской области в 2003-2006 годах» (раздел 1). В этой же программе могут быть учтены финансовые потребности на рекламные и PR- услуги по обучению населения Балашихинского района новому порядку обращения по телефону «01» (раздел 2).
Придание АИС ЕДДС Балашихинского района статуса «федерального опытного участка» позволит определить возможным источником финансирования ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», которая допускает выделение до половины всех средств по муниципальному проекту из бюджета Федеральной целевой программы.
*) Разработка таких целевых программ рекомендована распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 1376-р.
Научно-технические разработки