Научная статья на тему 'Вопросы дальнейшего развития автоматизированных систем объединенных систем оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях субъектов Российской Федерации'

Вопросы дальнейшего развития автоматизированных систем объединенных систем оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
828
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Фалеев М. И., Шахраманьян М. А., Кокурин Л. А., Попов А. П.

Обоснована разработка АС с целью повышения оперативности и эффективности функционирования ОСОДУ. Приведены этапы реализации проекта ОСОДУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Фалеев М. И., Шахраманьян М. А., Кокурин Л. А., Попов А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы дальнейшего развития автоматизированных систем объединенных систем оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях субъектов Российской Федерации»

УДК 002 2:614.84:35

М.И. Фалеев, Шахраманьян М.А. д.т.н.,

Л.А. Кокурин, А.П. Попов к.т.н.

ВОПРОСЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ОБЪЕДИНЕННЫХ СИСТЕМ ОПЕРАТИВНОДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обоснована разработка АС с целью повышения оперативности и эффективности функционирования ОСОДУ. Приведены этапы реализации проекта ОСОДУ

М.А. Шахраманьян

А.П. Попов

Следует отметить, что если организационно изменение статуса телефонного номера «01» само по себе не представляет особых трудностей, то оперативный приём по номеру «01» и обработка всех сообщений о пожарах, авариях и стихийных бедствиях является достаточно сложной технической проблемой. Очень важно в процессе её решения не снизить оперативность и эффективность действий по тушению пожаров.

Существующие в настоящее время штаты диспетчерского персонала Государственной противопожарной службы и число линий специальной связи «01» рассчитаны и научно обоснованы только для приёма сообщений о пожарах и последующей высылки пожарных сил и средств для их ликвидации. При изменении статуса номера «01» резко возрастает количество сообщений о ЧС, сообщений, связанных с потребностью абонентов в получении различной справочной информации, а также сообщений-помех, связанных со случайным или преднамеренным попаданием абонентов телефонной сети на номер «01». В конечном итоге, этот факт приведёт к увеличению общего времени занятия линий связи «01», а также к увеличению времени обслуживания поступающих заявок о пожарах, авариях и других ЧС.

Устранение этих возможных негативных последствий изменения статуса номера «01» потребует увеличения количества линий специальной связи «01» и комплексной автоматизации процессов приёма и обработки сообщений граждан на основе создания интегрированных автоматизированных систем [1].

Таким образом, с целью дальнейшего повышения оперативности и эффективности функционирования объединённых систем оперативнодиспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях субъектов РФ с учётом изменения статуса телефонного номера «01» (ОСОДУ «01») должны разрабатываться соответствующие автоматизированные системы (АС) ОСОДУ «01» [2].

АС ОСОДУ «01» предназначены для информационного обеспечения процессов оперативного управления ликвидацией последствий пожаров, природных и техногенных катастроф, а также подготовки вариантов соответствующих управленческих решений.

В состав АС ОСОДУ «01» входят следующие структурные подсистемы — комплексы средств автоматизации (рис.1):

— комплекс средств автоматизации (КСА) центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) органа управления по делам ГОЧС субъекта РФ;

— КСА взаимодействия (КСАВ) территориальных ведомственных дежурно-диспетчерских служб (ДДС) субъекта РФ с КСА ЦУКС;

— КСА ЕДДС «01» города — административного центра субъекта РФ и его муниципальных образований;

— КСАВ муниципальных ведомственных ДДС, диспетчерских служб потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения населения;

Научно-технические разработки

ТЕХНОЛОГИИ ГРАЖДАНСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава администрации-начальник ГО города

Дежурная служба |

Комиссия по ЧС

Управление ГОЧС города

Губернатор - Начальник Гражданской обороны

ОСОДУ города

ЕДДС "01" города областного подчинения

Ведомственные ДДС _______города_______

I

Силы и средства

І І я в

с

Дежурная служба

Комиссия по ЧС

ГУ ГОЧС субъекта Р &

Глава администрации-начальник района

ОСОДУ субъекта РФ

С

Дежурная служба Комиссия по ЧС

Эрган управления ГОЧС района

Пожарно-спасательные

подразделения

—I ОДС

Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) субъекта РФ

Старший оперативный дежурный (СОД)

--------- I

ОСОДУ района

ЕДДС "01 "района

Оперативная дежурная смена (ОДС)

ДДС района

Силы и средства

Ведомственные дежурно-дис іетчерские службы (ДДС)

а

I б

О®

I

§*

I

Ч А

Я

ЭЕ

X

я

Яс

-.8

О!

х

Я I*

М 25 я ^ я

Яш*

►3

I

£

ЇЙ

и о

Я 1^?

Я в и

I

11 §1

I

Й я

1вЗ

°» а

8| 'З® о\ я я

X

! ї а* §

5 п Е 3 §■8

а Ё.

I

04

% П

рз я

>3

І=І

й

42а

‘С 3 Н

018 д

ООО ■і 8

Рис. 1. Организационная структура объединенной системы оперативно-диспетчерского управления в ЧС субъекта РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный центр науки и высоких технологий Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций

Автоматизированная система подготовки управленческих документов (АСПД)

£

Система поддержки принятия решений (СППР)

Интегрированная система связи и передачи данных (ИССЦЦ)

П

Система Автоматизированная Информационно- Автоматизированная

обеспечения диспетчерская система навигационная система система оповещения

эксплуатации (АДС) (ИНС) (АСО)

(СОЭ)

Информация о Информация о факте и Информация о координатах Сигналы и информация

состоянии характеристиках и состоянии мобильных оповещения

функционирования чрезвычайных сил и средств должностных лиц и

АС ОСОДУ происшествии населения

Рис. 2. Основные функциональные и обеспечивающие подсистемы АС ОСОДУ

— КСА оперативных дежурных служб (ОДС) пожарно-спасательных сил (ПСС): ОДС поисково-спасательной службы и пунктов связи пожарных частей (ПСЧ) гарнизона;

— мобильные КСА (МКСА) ПСС: поисково-спасательных отрядов (ПСО) и караулов ГПС, развернутые на специальных и пожарных автомобилях.

Для АС ОСОДУ выбрана звездообразная топология, в которой КСА ЦУКС является центром, а всем остальным КСА и КСАВ обеспечивается организация радиальных связей непосредственно с КСА ЦУКС (с реализацией при необходимости транзита через КСА ЦУКС, если КСА и КСАВ ведут информационный обмен между собой).

Основными структурными элементами АС ОСОДУ являются КСА стационарных объектов, которые строятся на базе современных унифицированных аппаратно-программных средств с максимально возможным использованием архитектуры локальных вычислительных сетей. Структурными элементами АС ОСОДУ являются также мобильные КСА (МКСА), устанавливаемые на автомашинах, построенные на основе специализированных ПЭВМ и предназначенные для работы на стоянках и на ходу.

С целью эффективного решения поставленных задач в составе АС ОСОДУ должны создаваться соответствующие функциональные и обеспечивающие подсистемы.

При этом целесообразно ввести следующие определения:

Функциональная подсистема АС ОСОДУ — подсистема, предназначенная для решения специализированных задач управления мероприятиями по экстренному реагированию на ЧС и требующая разработки специального программного и информационного обеспечения.

Обеспечивающая подсистема АС ОСОДУ — подсистема, создаваемая из покупных программно-технических средств и предназначенная для обеспечения определенных типовых процессов управления.

В состав функциональных подсистем АС ОСОДУ входят (рис. 2):

— автоматизированная диспетчерская система (АДС), предназначенная для сбора от населения и организаций информации о пожарах, природных и техногенных катастрофах, а также для оперативного управления пожарно-спасательными силами и средствами;

— система поддержки принятия решений (СППР), предназначенная для информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений по экстренному реагированию на ЧС;

— система подготовки управленческих документов (СПУД), предназначенная для подготовки формализованных организационно-распорядительных и отчетно-информационных документов;

— автоматизированная система консультативного обслуживания населения (АСКО), предназначенная для оказания информационно-справочной помощи гражданам через Интернет по вопросам обеспечения жизнедеятельности.

В состав обеспечивающих подсистем АС ОСОДУ входят (рис. 2):

— информационно-навигационная подсистема (ИНС), предназначенная для определения местоположения и состояния мобильных пожарно-спасательных сил и средств;

— автоматизированная подсистема оповещения (АСО), предназначенная для оперативного и надежного формирования и доведения сигналов и информации оповещения до должностных лиц, а в необходимых случаях — до населения в зонах ЧС;

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

— подсистема обеспечения эксплуатации (СОЭ), предназначенная для защиты конфиденциальной информации и средств её обработки, а также решения задач обеспечения надёжной эксплуатации АС ОСОДУ;

— интегрированная подсистема связи и передачи данных (ИССПД), необходимая для обмена информацией между органами управления и включающую две подсети:

— стационарную опорную сеть связи и передачи данных, создаваемую с использованием средств проводной связи;

— мобильную сеть связи и передачи данных, организуемую с использованием радиоканалов.

С целью обеспечения возможности интеграции АС ОСОДУ в состав автоматизированной инфор-мационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС, снижения общих финансовых затрат на их создание МЧС России осуществляет единую научно-техническую политику в части разработки и внедрение таких систем.

Необходимость единой политики Министерства определяется целым рядом существенных факторов

[3].

Так, сообщения, поступающие в АДС, несут первичную информацию о ЧС и, в необходимых случаях, станут основой для формирования в СПУД формализованных донесений о ЧС в соответствии с табелем срочных донесений МЧС России. Для повышения оперативности процесса приема-передачи этих донесений, их автоматического включения в базы данных вышестоящих и взаимодействующих органов управления АСД и СПУД должны формировать выходную информацию по единым стандартизованным протоколам, с использованием единой системы классификации и кодирования информации АИУС РСЧС.

В большинстве крупных ЧС вышестоящими органами управления РСЧС может быть затребована фактографическая, картографическая, фото- и видеоинформация о сложившейся обстановке и действиях сил и средств. Необходимые расчеты должны быть при этом выполнены на основе единых методик. При этом должен обеспечиваться единый подход к приёму и анализу разнородной мониторинговой информации, прогнозированию обстановки в ЧС и ее обобщению на основе сертифицированных методик.

Решения по информационно-навигационной системе должны обеспечивать отслеживание не только местных сил и средств, но и приданных для оказания помощи в ЧС из соседних субъектов РФ (регионов). Однако, без единых унифицированных стандартов эту задачу решить невозможно.

Включение ЕДДС в единую систему связи и передачи данных МЧС России опять-таки вызывает необходимость унификации и стандартизации технических решений. В частности, должен обеспечиваться прием сообщений от населения по единому в России номеру «01» (в будущем — по общеевропейскому номеру экстренной помощи «112»), единая система телефонной нумерации МЧС России. Для

радиоподвижной связи одним из важнейших вопросов является наличие единого диапазона частот по территории России, которое позволит любому мобильному объекту МЧС включиться в местную систему радиосвязи.

Единство научно-технической политики МЧС России в части разработки и внедрения АС ОСОДУ обеспечивается:

— разработкой и доведением до всех субъектов РФ типовых технических заданий и технических проектов на создание АС ОСОДУ, а также типового специального программного обеспечения (СПО) ЕДДС «01»;

— чёткой централизованной организацией разработки технорабочих проектов АС ОСОДУ и их внедрения в субъектах РФ;

— жестким контролем за выполнением поставленных Министерством требований к АС ОСОДУ «01», их сертификацией в рамках созданной в МЧС России системы сертификации.

АС ОСОДУ «01» должны создаваться на основе унифицированных и стандартизованных программно-технических решений, утверждённых МЧС России. Именно типовые проекты должны обеспечить создание единого информационного пространства по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на местном, территориальном, региональном и федеральном уровнях РСЧС, сопряжение АС ОСОДУ «01» с АИУС РСЧС (рис. 3).

С целью организации типового проектирования автоматизированных систем ОСОДУ «01» приказом МЧС России от 10 сентября 2002 г. № 428 определена головная организация по данному вопросу — ФЦ ВНИИ ГОЧС и его основной соисполнитель — ФГУ ВНИИ ПО. Головная организация по развитию АС ОСОДУ совместно с соисполнителями централизованно разрабатывает и рассылает в заинтересованные органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления типовые технические задания и проекты АС, представляет предложения по созданию опытных участков отработки программнотехнических решений.

Практика показывает, что затраты на разработку проекта автоматизированной системы (включая разработку специального программного и информационного обеспечения) составляют не менее 50 % от стоимости всей системы. Таким образом, при централизованном типовом проектировании АС ОСОДУ в каждом муниципальном образовании может быть сэкономлено не менее половины тех средств, которые пришлось бы затратить при самостоятельной ее разработке. В масштабах России — это огромная сумма!

Основой для разработки технических заданий и проектов в МЧС России стали ГОСТ единого комплекса стандартов автоматизированных систем (ЕКС АС):

ГОСТ 34.602—89. Техническое задание на создание автоматизированной системы;

ГОСТ 34.201—89. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем;

Масштабы

чрезвычайных

ситуаций

Органы

повседневного

управления

Специально уполномоченные органы ГОЧС

Координируют:

органы

управления

и

сґ

и

а.

и

5

<

О

рц

св

н

В

ш

н=

ю

о

о

и

О

и

<

Федеральные и более масштабные ЧС

Региональные и более масштабные ЧС

Территориаль -ные и более масштабные ЧС

Местные и более масштабные ЧС

Локальные ЧС, требующие координации действий городских служб, и более масштабные ЧС

МЧС

России

КСА <-

ЦУКС МЧС России

КСА

I

I

мвк

сц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Региональный центр

ИУЦ

ЦУКС Регионального центра

КСА

I

ОУГОЧС субъекта РФ

КЧС субъекта РФ

ИУЦ

ЦУКС субъекта РФ

КСА

У ГОЧС муниципального образования

КЧС

муниципального

образования

СЦ

ИУЦ щ.

ЕДЦС муниципального образования

КСА

Сокращения:

КСА - комплекс средств автоттизации;

ИУЦ -информационно-управляющий центр;

СЦ - ситуационный центр.

Рис. 3. Сопряжение АС ОСОДУ с автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

ГОСТ 34.601—90. Автоматизированные системы. Стадии создания;

РД 50-34.698—90. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.

Предложенная ФГУ ВНИИ ГОЧС структура типового технического проекта АС ОСОДУ включает в себя следующие основные разделы:

— ведомость типового технического проекта;

— пояснительная записка к типовому техническому проекту;

— ведомость покупных изделий;

— перечень входных документов;

— перечень выходных документов;

— перечень заданий на разработку строительных, электротехнических разделов проекта, связанных с созданием системы;

— описание автоматизированных функций;

— описание постановок задач (комплекса задач), чертежи форм документов (видеокадров);

— план расположения технических средств;

— ведомость оборудования и материалов;

— локальный сметный расчет;

— проектная оценка надежности системы.

Типовая проектная документация на АС ОСОДУ

«01» разрабатывается для каждой группы населённых пунктов в соответствии с их классификацией, приведенной в «Градостроительном кодексе Российской Федерации» (крупнейшие города, с численностью населения от 1 до 3 млн. человек; крупные, с численностью населения от 250 тыс. человек до 1 млн. человек; большие, с численностью населения 100—250 тыс. человек; средние, с численностью населения 50—100 тыс. человек; малые города и поселки, с численностью населения до 50 тыс. человек).

В настоящее время такие типовые проекты разработаны и разосланы во все региональные центры для их последующего распространения в субъектах РФ.

На стадии разработки технорабочей документации важнейшее значение имеет правильное и экономически обоснованное составление смет на выполняемые работы.

Постановлением Госстроя России своим от 18 апреля 2002 г. № 07/7275-ЮД [4] с 2003 г. введены в действие государственные элементные сметные нормы (ГЭСН—2001). Они выпущены в виде нескольких основных комплектов сборников для общестроительных, монтажных, специальных строительных и пусконаладочных работ (ГЭСН—2001, ГЭСНм—2001, ГЭСНп—2001). Ранее, с 1 января 2000 г. были введены государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр—2001).

ГЭСН предназначены для определения потребности в ресурсах (трудовых, технических, материальных) при выполнении работ по строительству, монтажу, ремонту, пусконаладке и используются для составления сметных расчетов (смет) ресурсным методом. С помощью этого метода расчета смет определяются трудозатраты, количество материалов, время эксплуатации строительных машин и механизмов. Потом полученные результаты умножаются на та-

рифные расценки с учетом разряда работ, стоимости материалов, а также стоимости эксплуатации машин и механизмов, и получается смета в денежном выражении. Расчет ресурсов позволяет достаточно точно определить предполагаемую продолжительность выполнения работ.

ГЭСН—2001 включают 40 сборников, в которых приводятся основные работы, касающиеся монтажа. В первую очередь, это сборник № 10 «Оборудование связи». А вот сведения о ресурсах по монтажу микропроцессорной и вычислительной техники можно найти в сборнике № 11 «Приборы, средства автоматизации и вычислительной техники».

ГЭСНп—2001 включают 9 сборников. Здесь несомненный интерес для определения потребности в ресурсах на пусконаладочные работы будут представлять сборники № 1 «электротехнические устройства», № 2 «Автоматизированные системы управления».

В соответствии с указанием МЧС России от 22 июля 2003 года № 270 «Об организации создания специального программного обеспечения (СПО) единых дежурно-диспетчерских служб» ВНИИ ГОЧС и Ассоциацией АМЕДС разработано типовое СПО ЕДДС «01». Следует отметить, что здесь впервые в практике Министерства проект был профинансирован совместно целым рядом субъектов РФ с учётом их равной финансовой доли.

Централизованная организация разработки технорабочих проектов АС ОСОДУ в субъектах РФ и их последующего внедрения (рис. 4), создание АС ОСОДУ «01» субъектов РФ в рамках единого проекта позволит:

— реализовать единую научно-техническую политику МЧС России и администраций субъектов Российской Федерации в части создания общего информационного пространства по вопросам ЧС на конкретной территории, его включения в информационные пространства Министерства и субъекта РФ;

— существенно уменьшить расходы органов исполнительной власти РФ, органов местного самоуправления на развитие комплексов средств автоматизации (КСА) ЦУКС, КСА городских и районных ЕДДС на основе их типового организационного и технического проектирования;

— развивать специальное программное и информационное обеспечение АС ОСОДУ на основе долевого участия субъектов РФ, городов и районов, что существенно уменьшит финансовые затраты каждого из них;

— организовать централизованную подготовку операторов-диспетчеров и эксплуатационного персонала АС ОСОДУ;

— обеспечить значительные финансовые скидки на поставляемые программно-технические средства с учетом их массовой поставки;

— использовать такие современные формы финансирования создания АС ОСОДУ как товарные и денежные кредиты, лизинг и другие.

Директивой МЧС России от 17 февраля 2003 г. № 33-473-5 органам управления по делам ГОЧС субъек-

ТЕХНОЛОГИИ ГРАЖДАНСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Заключение договоров с подрядчиками

I

Разработка программы и методик испытаний. Подготовка демонстрационного сценария

Утверждение технического проекта АС ОСОДУ

Адаптация и разработка С П О

Утверждение схемы размещения рабочих мест в служебных помещениях

Выпуск закупочной спецификации техничексих средств и программного обеспечения

Закупка ПО

Входной контроль

I

Установка ПО

Испы-

тание

Закупка техн-х средств

Монтаж

апп-ры

Получение и выполнение ТУ на электроснабжение

Утверждение схемы эл/сн-я

Разработка проектно-монтажных документов

Получение и выполш ТУ на подкл-ние

Закупка кабельной продукции и оборудования

Разработка строительной документации

Разработка проектно-сметной док-ции

Монтаж кабельной сети эл/питания и технолог, оборуд-я

X

ПНР

Реконструкция и подготовка помещений под монтаж средств автоматизации

Приемка работ, проверка контура заземления

Подготовка исходных данных к схеме организации связи

Организация связи, строительство линий связи, аренда и выделение каналов связи

Ввод в экспл. (ОЭ)

—х—

Определение перечня ДДС для заключения двухстосторонних соглашений

-Разработка организационно-технологической схемы работы ЕДДС с использованием средств автоматизации.

- Составление штатного расписания. Набор и обучение кадров.

- Заключение двухсторонних соглашений с ведомствами ДДС.

Рис.4. Последовательность выполнения работ при создании автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления

Федеральный центр науки и высоких технологий Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций:

Научно-технические разработки

тов РФ рекомендовано организовать централизованное создание АС ОСОДУ «01».

Предполагается, что создание (развитие) АС ОСОДУ «01» должно осуществляться на основе трёхсторонних соглашений о научно-техническом сотрудничестве по созданию (развитию) АС ОСОДУ «01» между Заказчиком, Исполнителем-координатором и Генеральным подрядчиком работ. На сегодняшний день такие соглашения заключены с г. Санкт-Петербург, Ставропольским краем и Курской областью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом в качестве Заказчика АС ОСОДУ «01» может выступить администрация субъекта РФ или, по её поручению, соответствующий орган управления по делам ГОЧС.

Исполнителем-координатором работ по АС ОСОДУ «01» определен ВНИИ ГОЧС, который является гарантом соответствия создаваемой системы требованиям, предъявляемым МЧС России. Такой выбор обусловлен следующими основными положениями:

— постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. № 968 и приказом МЧС России от 20 марта 1996 г. № 176 ВНИИ ГОЧС (ФЦ ВНИИ ГОЧС в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 г. № 619 «О присвоении ВНИИ ГОЧС статуса Федерального центра науки и высоких технологий») определён головной организацией по научному сопровождению работ, связанных с гражданской обороной, предупреждением и ликвидацией ЧС;

— с 1998 г. в соответствии с приказом МЧС России от 25 августа 1998 г. № 517 для унификации и стандартизации проектирования автоматизированных систем (АС) единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) ВНИИ ГОЧС выполняет функции головной организации Российской Федерации по созданию АС ЕДДС. Институтом разработан ГОСТ Р 22.7.01—99 «Единые дежурно-диспетчерские службы. Основные положения», типовое программное и информационное обеспечение, комплекс типовых технических проектов на создание АС ОСОДУ;

— постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 г. № 619 «О присвоении ВНИИ ГОЧС статуса федерального центра науки и высоких технологий» на ФЦ ВНИИ ГОЧС возложены задачи по разработке технологий управления территориальными, городскими и муниципальными комплексами при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, информационной поддержки принятия решений в случае аварий, катастроф и стихийных бедствий;

— с целью проведения единой научно-технической политики Министерства приказом МЧС России от 10 сентября 2002 г. № 428 «Об утверждении концепции развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах РФ» ФЦ ВНИИ ГОЧС определён головной организацией по развитию АС ОСОДУ с учётом преобразования ГПС и изменения статуса телефонного номера «01» как номера экстренного вызова пожарных и спасателей.

При этом Исполнитель-координатор выполняет на договорной основе следующие основные работы по созданию (развитию) АС ОСОДУ «01» в конкретном субъекте РФ:

— разработка концепции, технического задания (ТЗ) и технического проекта развития АС ОСОДУ с учётом изменения статуса телефонного номера «01» как номера экстренного вызова пожарных и спасателей;

— разработка программ и методик приёмочных испытаний АС ОСОДУ «01» и её компонентов;

— участие в приёмочных испытаниях АС ОСОДУ, её компонентов для контроля требований ТЗ;

— обучение пользователей АС ОСОДУ;

— сбор и анализ статистических данных по качеству функционирования сданных в опытную и постоянную эксплуатацию компонентов АС ОСОДУ;

— обеспечение сертификации АС ОСОДУ и её компонентов в системе сертификации МЧС России.

По выбору Заказчика Генеральным подрядчиком работ может выступить любая организация, имеющая соглашение с ФЦ ВНИИ ГОЧС на выполнение этих функций. Обязательным условием заключения такого двустороннего соглашения являются твердые знания претендентом предметной области проектирования, для чего такие организации должны пройти специальное обучение в ФЦ ВНИИ ГОЧС по учебной программе АС ОСОДУ «01». При заключении подобного соглашения ФЦ ВНИИ ГОЧС берёт также в расчет наличие у организации необходимых лицензий на проектирование и строительство, требуемых сертификатов производителей программно-технических средств на проведение соответствующих монтажных, пуско-наладочных работ, а также их гарантийное и послегарантийное обслуживание.

Генеральный подрядчик работ по созданию (развитию) АС ОСОДУ субъекта РФ реализует следующие основные работы:

— разработка рабочей документации АС ОСОДУ, адаптация и развитие её специального программного и информационного обеспечения (СПИО);

— поставка программно-технических средств, выполнение монтажных и пуско-наладочных работ;

— проведение приёмочных испытаний АС ОСОДУ и её отдельных компонентов;

— обучение эксплуатационного персонала АС ОСОДУ;

— гарантийное и послегарантийное обслуживание.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» все автоматизированные системы, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации.

Разработка автоматизированных систем, подлежащих последующей сертификации, имеет определённую специфику (табл. 1).

Осуществление единой технической политики МЧС России в части АС ОСОДУ требует соответствующего контроля, обеспечить который должна созданная в Министерстве система добровольной

Таблица 1

Сравнительный анализ способов разработки АС ОСОДУ

Объекты сравнения Традиционная разработка АС с приемкой на испытаниях заказчика Разработка АС с внедрением сертификации

1. Техническое задание Задаваемые в ТЗ требования могут не регламентироваться нормативными документами Требования в ТЗ к характеристикам АС и технологиям их разработки для последующей сертификации базируются строго на нормативных документах

2. Технология разработки Не требуется сертификации системы качества, реализованной на предприяти-ях-разработчиках согласно требованиям стандартов серии КО 9000 Обеспечение гарантированного качества и информационной безопасности требует сертификации системы качества на предприятии, как признанного на международном уровне способа обеспечения высокого качества конечной продукции

3. Методики испытаний Методики разрабатываются непосредственно перед испытаниями по согласованию с разработчиками. Как правило, базируются на методиках разработчика. Вследствие жестких ограничений на сроки создания и необходимости согласования методики могут не обеспечивать требуемой глубины и разносторонности испытаний Методические основы сертификационных испытаний в общем виде должны быть известны в процессе разработки продукции задолго до начала испытаний и не требуют согласования с разработчиками. Внесение изменений в методики экспертами также не требует согласования с разработчиком

4. Сроки разработки и качество функционирования АС в целом Испытания должны быть завершены в отведенные сроки, что на практике не всегда позволяет обеспечить требуемую глубину и разносторонность проверок Для завершения полного объема испытаний сроки могут быть продлены сертифицирующей стороной в самостоятельном порядке (при несогласии разработчика делается вывод и невозможности выдачи сертификата). Это достоинство сертификации гарантирует необходимую уверенность в качестве сертифицированной продукции

5. Конструкторская и эксплуатационная документация (ЕД и ЭД) Изменения в КД и ЭД допускаются и практикуются по настоянию разработчика и решению председателя комиссии по испытаниям. В результате к завершению испытаний возможно отсутствие эталона конечной продукции, прошедшей испытания Внесение изменений в представленную на сертификацию документацию не допускается. Эталон сертифицированного программного обеспечения сохраняется в фонде испытательного центра

6. Испытывающие специалисты Состав комиссий формируется из представителей организаций заказчика, разработчика и других специалистов, зависящих от результатов испытаний и начальствующего состава заказчика и разработчика Состав экспертов независим от заказчиков и обязан подтверждать уровень квалификации путем периодической аттестации. Работа экспертов оплачивается независимо от результатов испытаний

7. Результаты испытаний Решение комиссии по результатам испытаний действует в рамках власти заказчика, утвердившего состав комиссии Сертификат законодательно признается всеми органами и организациями в России и может быть признан на международном уровне

8. Качество функционирования АС в процессе эксплуатации Отслеживается разработчиком в рамках гарантийного обслуживания комплекса средств автоматизации Предусматривается возможность контрольных сертификационных испытаний для подтверждения сохранности качества. В случае нарушения требуемого уровня качества сертификат изымается или срок его действия не продлевается

сертификации аварийно-спасательных средств (приказ МЧС России от 27 апреля 2000 г. № 237). Совместным приказом Госстандарта и МЧС России от 21 мая 1997 года № 140/280 на базе ФЦ ВНИИ ГОЧС создан Центральный орган этой системы.

1 июля 2003 г. вступил в действие Федеральный закон «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ), который выделяет два вида стандартов: технические регламенты, имеющие статус федерального закона и обязательные для исполнения, и добровольные стандарты.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

С целью обеспечения совместимости различных программно-технических комплексов управления (ПТКУ) предупреждением и ликвидацией ЧС в рамках АИУС РСЧС, определения единых межведомственных требований к их созданию и эксплуатации, а также правил и форм оценки соответствия предъявляемым требованиям планируется разработать и ввести в действие «Специальный технический регламент», то есть перейти от системы добровольной к системе обязательной сертификации [5]. Это связано с тем, что отсутствие необходимой организационнометодической, информационно-лингвистической и программно-технической совместимости ПТКУ, ошибки в их проектировании и последующей эксплуатации могут привести к существенному снижению качества принимаемых управленческих решений по защите населения и территорий в ЧС, уменьшению оперативности и эффективности управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышению возможных санитарных и безвозвратных потерь населения и социально-экономического ущерба.

Создание АС ОСОДУ должно финансироваться из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. При этом необходимые финансовые средства должны быть аккумулированы на промежутке времени в 2-3 года, так как затяжка в создании системы на больший период приведет к ее моральному старению.

Важнейшей проблемой создания АС ОСОДУ являются источники финансирования этого процесса.

Прежде всего, финансирование развития АС ОСОДУ в субъектах РФ может осуществляться в соответствии с региональными программами в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» (пункт 59), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1096.

Важными источниками финансирования могут быть региональные и муниципальные целевые программы по укреплению пожарной безопасности, разработка которых рекомендована распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 1376-р, и в которых должны быть предусмотрены финансовые средства для создания ЕДДС.

Другим возможным источником финансирования развития АС ОСОДУ в субъектах РФ может являться ФЦП «Электронная Россия (2002—2010 гг.)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65. Важной особенностью названной программы является то, что в рамках этой ФЦП субъектам РФ из средств федерального бюджета может быть выделено до половины стоимости проекта.

Естественно, что все работы по созданию и развитию АС ОСОДУ в рамках названных программ должны вестись системно и взаимоувязано, без ненужного дублирования и параллелизма.

Литература

1. Новиков В.Д., Шахраманьян М.А., Попов А.П. и др. Основные направления дальнейшего развития единых дежурно-диспетчерских служб городов Российской Федерации с учетом изменения статуса телефона «01» // Информационно-справочный бюллетень ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». — М.: МЧС России, 2003. — С. 24-33.

2. Попов А.П. Основные системотехнические решения по созданию ЕДДС // Мир связи. Connect. — 1999.

- № 7. - С. 54-56.

3. Фалеев М.И. Научно-техническая политика МЧС России и ЕДДС // Мир связи. Connect. — 1999. — № 7. С. 48-50.

4. Постановление Госстроя России от 18 апреля 2002 года № 07/7275-ЮД «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве».

5. Попов А.П. О необходимости разработки специального технического регламента автоматизированной информационно-управляющей системы МЧС России / Тезисы докладов 11-й Всероссийской конференции «Проблемы законодательства в сфере информатизации». — М.: ВИМИ, 2003. — С. 22-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.