Научная статья на тему 'Концепция развития единых дежурнодиспетчерских служб в субъектах Российской Федерации'

Концепция развития единых дежурнодиспетчерских служб в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2299
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция развития единых дежурнодиспетчерских служб в субъектах Российской Федерации»

Приложение

к приказу МЧС России от 10.09.2002 № 428

КОНЦЕПЦИЯ развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ ЕДДС В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Общие положения

1.2. Состояние нормативного правового и нормативно-технического обеспечения создания ЕДДС

1.3. Состояние работ по созданию ЕДДС

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЕДДС

2.1. Цели создания и развития ЕДДС

2.2. Основные задачи ЕДДС

2.3. Состав ЕДДС

2.4. Функционирование ЕДДС

III. ПОРЯДОК РАЗВИТИЯ ЕДДС

3.1. Этапы развития ЕДДС

3.2. Необходимое нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение развития ЕДДС

3.3. Финансовое обеспечение развития ЕДДС

ВВЕДЕНИЕ

Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» положил начало преобразованию Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД России в ГПС МЧС России.

Структурно-функциональная интеграция ГПС в состав МЧС России осуществляется по целому ряду направлений.

Одним из таких направлений является интеграция центров управления силами (ЦУС) и центральных пунктов пожарной связи (ЦППС) органов управления ГПС, а также пунктов связи пожарных частей (ПСЧ) с едиными дежурно-диспетчерскими службами (оперативными дежурными службами) органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее по тексту — органы управления по делам ГОЧС).

Система центров управления и пунктов связи ГПС — это отработанная система эффективного управления силами ГПС по борьбе с пожарами и взаимодействия с населением по телефонному номеру «01». Поэтому дальнейшее развитие ЕДДС на

базе ЦУС (ЦППС, ПСЧ) ГПС должно проходить без снижения уровня готовности, оперативности и эффективности действий по тушению пожаров.

Единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) создаются в городах России с 1998 г. и, в основном, зарекомендовали себя эффективно работающими структурами. Однако, всесторонний анализ возникновения и ликвидации последствий крупных чрезвычайных ситуаций в последние годы показывает необходимость создания ЕДДС повсеместно, во всех муниципальных образованиях, включая большие и малые города, сельские районы, поселки, в том числе закрытые административно-территориальные образования Российской Федерации.

Цель настоящей концепции — выработать единые подходы и направления деятельности органов управления на местах по определению задач, состава и порядка создания, функционирования и развития интегрированной ЕДДС как максимально эффективной структуры экстренного вызова пожарных и спасательных служб.

Концепция разработана сотрудниками Всероссийского НИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС), Всероссийского НИИ противопожарной обороны (ВНИИ ПО), Академии ГПС и Ассоциации центров мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и единых дежурно-диспетчерских служб (АМЕДС).

Официальный раздел

Официальный раздел

I. АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ ЕДДС В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Общие положения

1. Высокая плотность населения, концентрация промышленного производства, транспортной инфраструктуры и потенциально опасных объектов в современных населенных пунктах, особенно в крупных городах, определяет высокую вероятность возникновения и тяжесть возможных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), повышенную опасность для жизни и здоровья населения.

Предупреждение и ликвидация ЧС являются актуальными задачами органов исполнительной власти и ведомственных служб на местах и требуют, как правило, согласованных совместных действий.

2. При угрозе или возникновении масштабных ЧС непосредственное руководство работами по их предупреждению и ликвидации возлагается на администрации городов и районов (далее по тексту — местные администрации), а также на городские и районные координирующие органы РСЧС — комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) и постоянно действующие органы управления местного (городского, районного) звена Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)* — органы управления по делам ГОЧС.

3. Важную роль при угрозе или возникновении ЧС** играют также органы повседневного управления РСЧС — дежурные и дежурно-диспетчерские органы городских (районных) служб (далее по тексту — дежурно-диспетчерские службы), которые при угрозе или возникновении масштабных ЧС немедленно приступают к выполнению возложенных на них задач.

Дежурно-диспетчерские службы функционируют, как правило, в круглосуточном режиме и находятся в постоянной готовности к действиям по проведению необходимых экстренных мер по защите населения в ЧС.

4. На этапе возникновения и в ходе ликвидации масштабной чрезвычайной ситуации возрастает необходимость координации действий дежурнодиспетчерских служб, а через них — действий сил и средств городского (районного) звена РСЧС, привлекаемых к аварийно-спасательным работам.

Необходимость создания ЕДДС продиктована имеющейся мировой практикой по облегчению обращений граждан к службам экстренного вызова путём ввода единых телефонных номеров («911» в США и Канаде, «112» в Западной Европе), а также общей тенденцией к усилению взаимодействия муниципальных служб при возникновении чрезвычайных ситуаций в рамках создания городских систем общественной безопасности.

1.2. Состояние нормативного правового и нормативнотехнического обеспечения создания ЕДДС

5. В соответствии с поручением Правительства

Российской Федерации от 16 июля 1998 г. № БН-П4-20705 в целях обеспечения необходимого правового пространства для создания и развития ЕДДС в 1998 году был разработан пакет документов по созданию единых дежурно-диспетчерских служб в городах России (концепция, технико-экономическое обоснование и др.), согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Приказ МЧС России от 25.08.98 № 517 ввел в действие концепцию создания ЕДДС в городах Российской Федерации. Постановлением Госстандарта России от 9.11.99 № 400—ст введён в действие ГОСТ Р. 22.7.01-99 «ЕДДС. Основные положения». В том же году были утверждены типовой штатный перечень и типовой табель оснащения ЕДДС.

6. С целью реализации единой научно-технической политики МЧС России в части создания автоматизированных систем (АС) объединенных систем оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) субъектов Российской Федерации и ЕДДС городов приказом МЧС России от 30.06.2000 № 351 определена головная организация и назначен главный конструктор по созданию АС ОСОДУ и ЕДДС - ВНИИ ГОЧС, которым разработан и издан типовой технический проект АС ОСОДУ субъекта Российской Федерации.

В его развитие были также разработаны типовые технические задания и технические проекты на создание АС ЕДДС для пяти категорий городов (по численности проживающего населения в соответствии с «Градостроительным кодексом Российской Федерацию)), а также типовое специальное программное обеспечение (СПО).

Названные типовые проекты и СПО стали нормативно-технической основой для создания таких автоматизированных систем в субъектах Российской Федерации, которая в целом обеспечивала постепенное создание и развитие ЕДДС.

Однако, с учётом преобразования ГПС и планируемого изменения статуса телефонного номера «01» возникла необходимость доработки существующей нормативной базы.

1.3. Состояние работ по созданию ЕДДС

7. Разработанными ранее нормативными документами предусматривалось, что создание ЕДДС и ОСОДУ осуществляется за счет средств областных и местных бюджетов.

В настоящее время ЕДДС создаются, как правило, на базе оперативных дежурных служб органов управления по делам ГОЧС (городов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне), что позволило значительно уменьшить финансовые затраты на их внедрение и сроки ввода ЕДДС в действие, а также эксплуатационные расходы.

* В соответствии с «Положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.09.96 г. №1094.

** Состав органов управления РСЧС определен «Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», введенным в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5.11.95 г. № 1113.

По состоянию на 1 июля 2002 г. создано более пятисот единых дежурно-диспетчерских служб. Большинство городов прошли только организационный период создания ЕДДС и не имеют современных автоматизированных систем, что связано, в основном, с недостаточным финансированием их разработки и внедрения. Наибольший объём работ по автоматизации проделан в г.г. Москве, Курске, Ростове-на-Дону, Сочи и других городах.

8. Минсвязи России для обращений граждан к ЕДДС рекомендован телефонный номер «051», однако, в целом ряде городов используются другие многоканальные номера. При этом такие номера функционируют параллельно с существующими номерами экстренного вызова «01», «02», «03», «04» и другими.

9. ЕДДС в рамках ОСОДУ, как правило, тесно взаимодействуют с центрами управления силами (центральными пунктами пожарной связи, пунктами связи пожарных частей) ГПС.

ЦУС (ЦППС, ПСЧ) ГПС принимают сообщения о пожарах и принимают решения о выезде подразделений ГПС на их тушение более 7 тысяч раз в сутки. При этом в 90 % случаев необходимости реагирования других экстренных служб нет.

В составе ЦУС ГПС функционируют службы пожаротушения, обеспечивающие непосредственно на месте пожара управление силами, в состав которых входят не только пожарные части - координируется также деятельность подразделений ведомственной и добровольной пожарной охраны.

На службу пожарной связи «01», как составную часть ЦУС, возложены функции по приему сообщения о вызовах подразделений пожарной охраны, направление к месту вызова сил и средств пожарной охраны, обеспечение в установленном порядке передислокации караулов и подразделений гарнизона, ведение учета сил и средств гарнизона, а также обобщение, проверка сведений, состояния связи с подразделениями гарнизона и службами жизнеобеспечения городов (населенных пунктов) и организаций, информирование в установленном порядке должностных лиц гарнизона и населения о выезде подразделений пожарной охраны.

Готовность к оперативному реагированию подразделений ГПС строго нормирована по времени и существенно выше, чем у других служб жизнеобеспечения населения. Время реагирования боевых расчетов на сообщение составляет 45 секунд, а среднее время прибытия на место пожара - до 8 минут в городах и до 18 минут в сельской местности.

В ГПС, кроме использования централизованной системы приема заявок по номеру «01» телефонных сетей общего пользования, большое число извещений о пожарах в организациях поступает по прямым телефонным линиям, а также по средствам автоматической и ручной пожарной и пожарно-охранной сигнализации.

10. Профессиональная подготовка диспетчеров служб «01» осуществляется в соответствии с утверждёнными программами подготовки на базе учебных

подразделений ГПС. При этом продолжительность обучения составляет:

специальное первоначальное — 15 дней;

специальная подготовка по должности - 8 часов один раз в полгода;

переподготовка (повышение квалификации) — 12 дней один раз в 5 лет. В то же время техническое оснащение ЦУС (ЦППС, ПСЧ) ГПС на сегодняшний день в основном не соответствует современным требованиям. Укомплектованность этих органов станциями (пультами) оперативной связи составляет 48%. Более 50% систем оперативной связи, используемых для управления в гарнизонах пожарной охраны, полностью выработали установленные нормативные сроки эксплуатации и подлежат замене.

11. В настоящее время функции ЕДДС и ЦУС (ЦППС, ПСЧ) ГПС частично дублируют друг друга. Используются две, выполняющие схожие задачи, диспетчерские службы для работы с населением и взаимодействия с другими службами, два телекоммуникационных узла с практически одинаковыми функциями, две автоматизированные системы с однотипными базами данных о населённом пункте, его объектах промышленности, инфраструктуры и т.д. Такое параллельное развитие ЕДДС и ЦУС ГПС требует больших, иногда неоправданных, финансовых затрат из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В сегодняшних экономических условиях создание и развитие ЕДДС на базе ЦУС (ЦППС, ПСЧ) ГПС или их поэтапное структурно-функциональное объединение, является для многих муниципальных образований единственно возможным решением, особенно в сельских районах.

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЕДДС

2.1. Цели создания и развития ЕДДС

12. Целью создания и развития ЕДДС является повышение оперативности реагирования на угрозу или возникновение ЧС, информированности населения и организаций о фактах их возникновения и принятых по ним мерах, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности и слаженности их совместных действий.

ЕДДС представляют собой органы повседневного управления городских (районных) звеньев РСЧС, являющиеся продуктом дальнейшего развития ин-формационно-управляющих центров (ИУЦ), пунктов управления (ПУ) и оперативных дежурных служб (ОДС) органов управления по делам ГОЧС, а также ЦУС (ЦППС, ПСЧ) органов управления ГПС.

ЕДДС предназначены для приёма сообщений о пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях от населения и организаций, оперативного реагирования и координации совместных действий ведомственных дежурно-диспетчерских служб (ДДС), поисково-спасательных, аварийно-спасательных и противопожарных

Официальный раздел

Официальный раздел

сил постоянной готовности в условиях чрезвычайных ситуаций.

13. Особенностью ЕДДС является наличие в ее структуре диспетчерской смены, предназначенной для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях от населения и организаций, их обработки и оперативного оповещения всех заинтересованных ДДС, что позволяет обеспечить единое информационное пространство в звене РСЧС, повысить оперативность и эффективность реагирования на чрезвычайные ситуации.

14. В городах — административных центрах субъектов Российской Федерации ЕДДС могут создаваться на базе органов управления по делам ГОЧС этих субъектов Российской Федерации. Создаваемая таким образом ЕДДС совмещает функции оперативной дежурной службы (повседневного пункта управления, центра управления в кризисных ситуациях) органа управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации и ЕДДС города — административного центра субъекта Российской Федерации.

В крупных городах, имеющих в своем составе административные округа или (и) муниципальные районы, в соответствующих органах управления по делам ГОЧС могут также создаваться окружные или (и) районные ЕДДС.

2.2. Основные задачи ЕДДС

15. ЕДДС решает следующие основные задачи:

— прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях (включая пожары), несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС природного, техногенного или биолого-социального характера;

— проверка достоверности и анализ поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

— сбор от взаимодействующих ДДС, систем мониторинга окружающей среды (автоматизированных систем контроля аварий и интегрированных автоматизированных систем безопасности потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения населения, систем автоматической пожарной и пожарно-охранной сигнализации и др.) и доведение до них информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС;

— обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава взаимодействующих (подчиненных) ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы) РСЧС;

— оперативное управление силами и средствами постоянной готовности, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);

— обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировка (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с взаимодействующими ДДС вариантов решений по ликвидации ЧС;

— постоянное информирование взаимодействующих ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС сил постоянной готовности, об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

— представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);

— доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, осуществление контроля их выполнения и организация взаимодействия;

— обобщение и анализ информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации.

16. Руководитель (старший смены) ЕДДС при угрозе или возникновении ЧС несёт ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей.

Руководитель (старший смены) ЕДДС имеет право самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с руководством города или городских служб.

17. ЕДДС функционирует круглосуточно, имеют соответствующие полномочия и после получения данных об угрозе или возникновении ЧС немедленно приступает к экстренным действиям по ее предотвращению или ликвидации.

ЕДДС является вышестоящим органом повседневного управления для всех остальных взаимодействующих ДДС одного местного уровня РСЧС по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях и совместных действий в ЧС.

2.3. Состав ЕДДС

18. ЕДДС включает в себя пункт управления, личный состав (персонал), а также автоматизированную систему (АС) ЕДДС.

В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС предусматриваются оперативно-дежурные и диспетчерские смены из расчета несения круглосуточного дежурства.

В каждой оперативной дежурной смене ЕДДС назначаются:

оперативный дежурный органа управления по делам ГОЧС (старший смены), его помощник (помощники), а также оперативный дежурный (старший диспетчер) ГПС и его помощник (помощники).

Каждая диспетчерская смена состоит из операторов-диспетчеров по приёму и доведению информации

о ЧС. Операторы-диспетчеры могут функционально разделяться на тех, которые ориентированы на приём сообщений о пожарах, и всех остальных, ориентированных на сообщения о других видах чрезвычайных ситуаций.

Дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС, ориентированный на пожары, в полном объёме выполняет функции и задачи ЦУС (ЦППС, ПСЧ) ГПС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пункт управления ЕДДС может быть (создаваться) территориально распределённым (дежурные службы органов управления ГПС, ГОЧС и других органов расположены в отдельных зданиях) или совмещённым (в случае, когда эти службы находятся в одном здании или помещении).

19. В составе АС ЕДДС предусматривается комплекс средств автоматизации (КСА) процессов управления и комплекс средств связи и телекоммуникаций (КССТ).

АС ЕДДС должна представлять собой единую (локальную) вычислительную сеть, включающую в себя автоматизированные рабочие, места (АРМ) должностных лиц дежурно-диспетчерской смены на базе персональных ЭВМ (ПЭВМ), другие программно-технические средства КСА и КССТ.

АС ЕДДС должна сопрягаться с вышестоящим объектом (территориальной, региональной) автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) подсистемы РСЧС, а также с имеющимися автоматизированными системами дежурнодиспетчерских служб, взаимодействующих с ЕДДС.

20. Комплекс средств связи и телекоммуникаций ЕДДС должен обеспечивать приём операторами-диспетчерами по многоканальным номерам «01» («051» или другому выделенному для обращения к ЕДДС номеру) телефонных сообщений граждан, их запись на носители информации и регистрацию.

В дальнейшей перспективе КССТ могут обеспечивать приём сообщений по единому общеевропейскому номеру экстренного вызова «112» и их коммутацию заинтересованными ведомственными ДДС.

2.4. Функционирование ЕДДС

21. ЕДДС и дежурно-диспетчерские службы, входящие в соответствующие звенья (подсистемы) РСЧС и территориально объединенные в ОСОДУ субъекта Российской Федерации, функционируют в трех режимах мирного времени (повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации), а также при переводе ГО с мирного на военное положение, в условиях военного положения и в военное время.

22. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В этом режиме ЕДДС обеспечивает:

прием от населения и ДДС сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС, их регистрацию и сортировку по принадлежности ДДС и уровням ответственности;

обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности;

поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации и связи;

осуществление контроля за готовностью ДДС в зоне ответственности, оперативное информирование их диспетчерских смен об обстановке и ее изменениях;

внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС.

23. Взаимодействующие ДДС в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС обобщенную статистическую информацию о чрезвычайных происшествиях, локальных ЧС и предпосылках к ним за прошедшие сутки.

Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности принявшей их дежурно-диспетчерской службы, незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению. Сообщения, которые ДДС идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются в ЕДДС.

24. В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся по команде старшего оперативного дежурного ЕДДС при угрозе возникновения ЧС в тех случаях, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия ДДС, взаимодействующих с ЕДДС. В этом режиме ЕДДС дополнительно обеспечивает:

заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения ЧС;

оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС, органа управления по делам ГОЧС, ЕДДС, городских ДДС и подчинённых сил постоянной готовности;

получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой в городе, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей природной среды;

прогнозирование развития обстановки и подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;

корректировку алгоритмов действий ЕДДС при реагировании на угрозу возникновения вероятной ЧС и уточнение порядка взаимодействия с другими ДДС;

координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.

В этом режиме ДДС действуют в соответствии с положением о местном звене (территориальной подсистеме) РСЧС, положениями о соответствующих ЕДДС, ОСОДУ и ведомственными инструкциями.

25. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся по команде старшего оперативного дежурного при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС выполняет задачи:

Официальный раздел

Официальный раздел

координация действий ДДС и привлекаемых сил и средств РСЧС при проведении работ по защите населения и территории от ЧС;

контроль за выдвижением и отслеживание передвижения оперативных групп в районе ЧС;

оповещение и передача оперативной информации между органами управления при организации ликвидации ЧС и в ходе аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

контроль за установлением и перемещением границ зон ЧС, своевременное оповещение и информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в районе ЧС;

осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.

26. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС осуществляется непосредственно через ЕДДС города. Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном порядке передаются сведения об угрозе или факте ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах. Поступающая информация распространяется ЕДДС до всех заинтересованных ДДС.

Информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается. В зависимости от важности сообщения, масштаба ЧС, характера принятых мер. и высказанных предложений по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям привлекаемых сил и средств доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС.

27. Функционирование ЕДДС в военное время осуществляется в соответствии с положениями о гражданской обороне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, соответствующими положениями о ЕДДС и инструкциями дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС по действиям в условиях особого периода в соответствии с планами гражданской обороны.

В случае если ЕДДС продолжают свою деятельность (в соответствии с утвержденными положениями) в военное время, предусматривается размещение их дежурно-диспетчерских смен на соответствующих пунктах управления.

III. ПОРЯДОК РАЗВИТИЯ ЕДДС

3.1. Этапы развития ЕДДС

28. Предусматривается четыре основных этапа дальнейшего развития ЕДДС в субъектах Российской Федерации. Органы исполнительной власти

субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать иной порядок создания и развития своих ЕДДС в зависимости от местных условий и состояния уже действующих органов повседневного управления территориальных подсистем и звеньев РСЧС.

29. I этап (2002-2003 годы). ЕДДС-РД («Раздельные диспетчерские»), Характеризуется наличием отдельных территориально разнесённых диспетчерских ГПС (по пожарам) и ЧС (по другим видам ЧС), между которыми осуществляется тесное взаимодействие по каналам связи и передачи данных. В этом случае телефонный номер «01» и другой номер, выделенный для обращения граждан в случае ЧС, работают параллельно, а органами исполнительной власти, органами управления по делам ГОЧС, органами управления ГПС проводится активная разъяснительная работа среди населения об изменении статуса номера «01» в части приёма сообщений о ЧС.

После получения и анализа поступившего сообщения о ЧС, не являющегося извещением о пожаре, диспетчер ГПС перекоммутирует это сообщение на диспетчера ЧС (дежурного органа управления по делам ГОЧС), где оно соответствующим образом обрабатывается. Аналогично, при случайном получении по телефонному номеру, выделенному для обращения граждан в случае ЧС, сообщений о пожарах, для приёма которых предусмотрен номер «01», они пересылаются в соответствующую диспетчерскую ГПС.

В этом случае дополнительная информационная нагрузка на номер «01» и затраты на сопряжение диспетчерских органов управления по делам ГОЧС и ГПС. будут минимальными, а достоверность информации о возникновении пожаров значительно повышается.

Вариант ЕДДС-РД может быть рекомендован для муниципальных образований, уже имеющих эффективно работающие ЕДДС.

По мере возрастания информационной нагрузки на номер «01» ЕДДС-РД может быть преобразована в следующий вариант — ЕДДС-ОД.

30. II этап (2003-2004 годы). ЕДДС-ОД («Объединённая диспетчерская»), Характеризуется организацией рабочих мест диспетчеров ЧС в здании (помещении) диспетчерской органа управления ГПС (или органа управления по делам ГОЧС). При этом их информационное взаимодействие с оперативным дежурным органа управления по делам ГОЧС (или органа управления ГПС) осуществляется по каналам связи и передачи данных.

В этом случае отдельный телефонный номер, выделенный ранее для обращения граждан в случае ЧС, прекращает свою работу (или резервируется) и всю информационную нагрузку по пожарам, авариям, катастрофам и стихийным бедствиям берёт на себя номер «01».

Существующие в настоящее время штаты диспетчерского персонала ЦУС (ЦППС, ПСЧ) ГПС и число линий связи «01» рассчитаны и научно обоснованы для приёма сообщений о пожарах и последующей

высылки пожарных сил и средств для их ликвидации. При изменении статуса номера «01» предполагается увеличение количества сообщений об аварийных ситуациях, сообщений, связанных с потребностью абонентов в получении различной справочной информации, а также сообщений-помех, связанных со случайным или преднамеренным попаданием абонентов телефонной сети на номер «01». В конечном итоге, это приведет к увеличению времени обслуживания поступающих заявок о пожарах, авариях и других ЧС, а также к увеличению общего времени занятия линий связи «01».

Устранение этих возможных негативных последствий кроме увеличения количества линий связи «01», предусматривается путем комплексной автоматизации процессов функционирования ЕДДС на основе компьютерно-телефонной интеграции центров (пунктов) обработки телефонных вызовов, что потребует дополнительных финансовых затрат в сравнении с вариантом ЕДДС-РД.

Вариант ЕДДС-ОД минуя ЕДДС-РД целесообразно внедрять в городах, где ЕДДС ещё не была создана или не зарекомендовала себя в качестве эффективно работающей службы.

31. III этап (2005-2007 годы). ЕДДС-ЕД («Единая диспетчерская»). Характеризуется дальнейшей оптимизацией состава и функций диспетчеров, при которой их специализация на «пожары» и «другие ЧС» стирается: каждый диспетчер способен принять и обработать любую информацию. Старший оперативный дежурный органа управления по делам ГОЧС также размещается в одном здании (помещении) с дежурным (старшим диспетчером) органа управления ГПС и диспетчерской сменой.

В этом случае наряду с мероприятиями по внедрению варианта ЕДДС-ОД, предусматривается создание соответствующей учебной базы, организация подготовки (переподготовки) персонала диспетчеров, а также перенос средств управления автоматизированной системой централизованного оповещения ГО (как основа для подготовки диспетчеров ЕДДС нового уровня МЧС России (ВНИИ ГОЧС) совместно с Минобразования России разработано дополнение к стандарту специальности «Государственное и муниципальное управление» по специализации «Управление системами по предупреждению и ликвидации ЧС», а также программа дополнительной подготовки по этой специализации).

32. 4-ый этап (по отдельным планам Минсвязи России и региональных операторов связи). ЕДДС-ЕС («Единая служба»).

В соответствии с документом «Система и план нумерации на сетях связи стран седьмой зоны нумерации», разработанным на основе международных соглашений Российской Федерации и утверждённым Государственной комиссией электросвязи, предусматривается выход на специальные службы через индекс «1» вместо индекса «0» («102» вместо «02», «103» вместо «03» и т.д.), а также обеспечение выхода на экстренную службу спасения по единому общеевропейскому номеру «112».

Целесообразно в дальнейшем номер «112» нормативно закрепить для обращения граждан к ЕДДС при одновременном решении вопроса коммутации поступающих сообщений в требуемых случаях на другие экстренные службы.

33. Анализ предложенных вариантов по ожидаемым финансовым затратам показывает, что для реализации в ближайшее время наиболее реальными являются ЕДДС-РД и ЕДДС-ОД.

Для создания и развития ЕДДС в конкретном населенном пункте необходимо провести комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий по следующим основным направлениям:

определение и согласование с администрацией муниципального образования и ведомственными службами целей, задач, принципов построения и функционирования ЕДДС, а также состава ДДС, взаимодействующих с ЕДДС;

организация разъяснительной работы среди населения по изменению статуса телефонного номера «01», как единого номера экстренного вызова пожарных и спасателей;

уточнение группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС;

разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС во всех режимах ее функционирования, в том числе состава информации ограниченного доступа;

разработка и утверждение необходимых правовых, организационно-методических и нормативно-технических документов, являющихся основой для создания, функционирования и дальнейшего совершенствования ЕДДС;

совершенствование существующих городских систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС;

подготовка дежурно-диспетчерского персонала; разработка организационного и технического обеспечения безопасности информации в ЕДДС;

создание автоматизированной системы ЕДДС и её сопряжение с взаимодействующими системами.

34. Каждый этап создания и развития ЕДДС условно делятся на следующие периоды:

организационный период, в течение которого решаются организационные вопросы построения, функционирования и развития ЕДДС;

технический период, в продолжение которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства АС ЕДДС города.

На организационном периоде создания и развития ЕДДС необходима подготовка следующих документов:

положения о ЕДДС, включая вопросы создания, аттестации и развития ЕДДС;

инструкций дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС по обмену информацией в различных режимах функционирования РСЧС;

Официальный раздел

Официальный раздел

алгоритмов действий дежурно-диспетчерской смены ЕДДС при угрозе или возникновении ЧС;

дополнений и изменений в действующие инструкции дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС);

технического задания (ТЗ) на создание АС ЕДДС;

других регламентирующих документов (при необходимости). Технический период создания и развития ЕДДС завершается вводом в штатную эксплуатацию АС ЕДДС.

3.2. Необходимое нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение развития ЕДДС

35. Для придания необходимого юридического статуса настоящая концепция утверждается приказом МЧС России.

После утверждения концепции могут разрабатываться типовое положение о ЕДДС, включающее порядок их аттестования, типовые штаты и штатные перечни по должностям работников ЕДДС, типовые нормы обеспечения ЕДДС.

Для дальнейшего развития ЕДДС предусматривается внесение изменений в ряд федеральных законов ( «О пожарной безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.), а также разработка и последующее утверждение Правительством Российской Федерации «Типового положения об ОСОДУ» и ГОСТ Р «ОСОДУ. Основные положения», в которых были бы нормативно определены изменение статуса телефонного номера «01», основные положения по организации и функционированию ЕДДС, порядок её взаимодействия с другими ДДС, а также закрепление за ЕДДС перспективного единого общеевропейского номера экстренной помощи «112».

36. Для организации создания и развития ЕДДС в конкретном населенном пункте предусматривается разработка и утверждение органами исполнительной власти «положений об ОСОДУ» (на основе типового), «положений о ЕДДС» (на основе типового), инструкций об обмене информацией, а также других необходимых нормативных и методических документов.

37. С целью унификации и стандартизации проектирования развития автоматизированных систем ЕДДС определена головная организация по данному вопросу — «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» и её основной соисполнитель — ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны».

Головная организация по развитию АС ЕДДС совместно с соисполнителями централизованно разрабатывает и рассылает в заинтересованные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления типовые технические задания и проекты развития АС ЕДДС, её типовое программное обеспечение, представляет предложения по созданию опытных участков отработки программно-технических решений, а также обеспечивает научно-техническое сопровождение и сертификацию внедряемых АС ЕДДС.

38. Типовая проектная документация на развитие АС ЕДДС разрабатывается для каждой группы городов в соответствии с их классификацией, приведенной в «Градостроительном кодексе Российской Федерации» (сверхкрупные города, с численностью населения свыше 3 млн. чел.; крупнейшие, с численностью населения от 1 до 3 млн. чел.; крупные, с численностью населения от 250 тыс. чел. до 1 млн. чел.; большие, с численностью населения 100-250 тыс. чел.; средние, с численностью населения 50-100 тыс. чел.; малые города и поселки, с численностью населения до 50 тыс. чел.)

3.3. Финансовое обеспечение развития ЕДДС

39. Создание и развитие ЕДДС осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года».

40. Разработка типовой нормативно-методической документации по созданию и развитию ЕДДС, типовых проектов АС ЕДДС и их программного обеспечения, создание опытных участков осуществляются централизованно и финансируются за счет средств федерального бюджета, а разработка (на основе типовых решений), внедрение и эксплуатация ЕДДС — за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Такая организация финансирования работ по развитию ЕДДС позволит обеспечить единую научно-техническую политику МЧС России в этом направлении и снизить общие финансовые расходы государства, средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований путем исключения возможного дублирования проектных работ в субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.