А. В. ОБЛИЕНКО, канд. техн. наук, доцент Воронежского института ГПС МЧС РФ, г. Воронеж, Россия
М. В. ОБЛИЕНКО, преподаватель Воронежского института ГПС МЧС РФ, г. Воронеж, Россия
А. В. КАЛАЧ, канд. хим. наук, доцент, заместитель начальника института по научной работе, Воронежский институт ГПС МЧС РФ, г. Воронеж, Россия
УДК 658.382.3:006.354
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ
В ГАРНИЗОНАХ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Рассматривается структура единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС), являющейся координационным органом повседневного управления городской подсистемы РСЧС (единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), связи и оповещения при возникновении пожаров и в чрезвычайных ситуациях.
Ключевые слова: пожарная безопасность; чрезвычайная ситуация; взаимодействие диспетчерских служб.
Как объект информатизации МЧС России по Воронежской области представляет собой сложный, иерархически организованный механизм, состоящий из территориально распределенных структурных подразделений с жестко централизованным управлением. Организационно гарнизон пожарной охраны входит в структуру МЧС РФ. Специфика противопожарной службы предполагает строгую регламентацию всех сторон деятельности, базирующуюся на целом ряде нормативных документов и законодательных актов, что в определенной степени облегчает процесс создания информационной модели.
Учитывая необходимость повышения эффективности деятельности противопожарной службы, обеспечения ее оперативности и компетентности, проанализировав информацию, накопленную в других гарнизонах пожарной охраны и оперативных службах, внимательно изучив международный опыт в этом вопросе, приняли решение о развертывании в ГУ МЧС России по Воронежской области работ по компьютеризации. Проведенный системный анализ информационной структуры гарнизона, дополненный исследованием существующих информационных технологий, позволил сделать правильный выбор путей автоматизации структур МЧС России по Воронежской области.
Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) предназначена для координации действий ведомственных дежурно-диспетчерских служб городского подчинения в рамках городской объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) в чрезвычайных ситуациях и приема сообщений о ЧС от населения и организаций города.
© Облиенко А. В., Облиенко М. В., Калач А. В., 2012
ЕДДС представляет собой орган повседневного управления городской подсистемы РСЧС (единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), являющейся дальнейшим развитием оперативно-дежурной службы городского органа управления по делам ГОЧС.
Особое внимание необходимо уделять качеству систем управления, связи и оповещения при пожарах и ЧС. В настоящее время при угрозе или ликвидации пожаров и ЧС важную роль играют дежурные и диспетчерские органы территориальных и муниципальных служб (ДДС), находящиеся в постоянной готовности к действиям и уполномоченные принимать соответствующие решения по проведению необходимых экстренных мероприятий. На многих объектах экономики и социальной инфраструктуры организовано также круглосуточное дежурство.
Более чем в 500 населенных пунктах России уже организованы единые дежурно-диспетчерские службы, функционирующие в рамках ОСОДУ муниципальных образований и субъектов РФ.
ЕДДС создавались, как правило, при соответствующих органах управления по делам ГОЧС и предназначены для приема от населения и организаций сообщений, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС, и для координации действий в ЧС ведомственных ДДС.
В то же время действующая система центров управления силами (ЦУС) и пунктов связи пожарных отрядов (ПСО) и частей (ПСЧ) представляет собой отработанную в течение многих лет организацию эффективного взаимодействия с населением по телефонному номеру "01" и оперативного управления
подразделениями ГПС. В связи с преобразованием ГПС создались благоприятные условия для дальнейшего развития ЕДДС с учетом возможностей ЦУС (ПСО, ПСЧ).
Нормативное правовое и нормативно-техническое обеспечение создания ЕДДС
В соответствии с поручением Правительства РФ в целях обеспечения необходимого правового пространства для создания и развития ЕДДС в 1998 г. был разработан пакет документов по созданию ЕДДС в городах России (концепция, технико-экономическое обоснование и пр.), согласованный с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Приказом МЧС России № 517 [1] принята концепция создания ЕДДС в городах РФ. Постановлением Госстандарта России от 09.11.99 г. № 400-ст введен в действие ГОСТ Р 22.7.01-99 [2], а также утверждены типовой штатный перечень и типовой табель оснащения ЕДДС.
Однако с учетом преобразования ГПС и изменения статуса телефонного номера "01" возникла необходимость существенной доработки нормативной базы.
Диспетчерские службы ГОЧС и ГПС принимают сообщения от населения и взаимодействуют с другими службами жизнеобеспечения, используют телекоммуникационные узлы с аналогичными функциями, автоматизированные системы с однотипными базами данных о территории, объектах экономики, населения и т. д. Поэтому создание интегрированных ЕДДС по вопросам ГОЧС и ГПС позволит сэкономить значительные финансовые средства на основе минимизации их структур и исключения дублирования однотипных функций.
С учетом этого приказами МЧС России № 428 [3] и № 553 [4] определены основные направления развития ЕДДС с учетом изменения статуса телефонного номера "01", которая является органом повседневного управления местной подсистемы РСЧС, с центральным звеном муниципальной ОСОДУ.
В состав типовой ОСОДУ города, наряду с ЕДДС-"01", входят дежурно-диспетчерские службы экстренного реагирования ("02", "03", "04"), жилищно-коммунального и топливно-энергетического хозяйства, наблюдения и контроля за окружающей средой, а также диспетчерские службы потенциально опасных объектов [5].
Принципиальным отличием ЕДДС от других органов повседневного управления РСЧС (пунктов управления, центров управления в кризисных ситуациях и др.) является наличие в ее структуре объединенной диспетчерской службы, которая предна-
Рис. 1. Состав городской объединенной системы оперативно-диспетчерского управления
значена для приема сообщений о пожарах и ЧС от населения и организаций и для их оперативного доведения до пожарно-спасательных подразделений и заинтересованных ДДС (рис. 1). Диспетчерская служба обеспечивает единое информационное пространство в ОСОДУ, что позволяет повысить оперативность и эффективность реагирования на пожары и ЧС.
Возможны следующие варианты организации и построения ЕДДС на базе телефонного номера "01":
ЕДДС-РД (раздельные диспетчерские)
Характеризуется наличием отдельных диспетчерских по вопросам ГОЧС и ГПС, между которыми осуществляется тесное взаимодействие по каналам оперативной связи и каналам передачи данных.
При такой организации ЕДДС телефонные номера "01" и "051" работают параллельно, но в случае необходимости сообщения сразу перекоммутируются в зависимости от характера ситуации. Затраты на сопряжение диспетчерских ГОЧС и ГПС минимальны.
Рекомендуется для муниципальных образований с эффективно работающими ЕДДС. ЕДДС-РД постепенно преобразуется в ЕДДС-ОД.
ЕДДС-ОД (объединенная диспетчерская)
Характеризуется размещением рабочих мест диспетчеров ГОЧС и ГПС в одном помещении. В этом случае информационная нагрузка по пожарам и ЧС поступает на телефонный номер "01". При этом требуется увеличение количества линий специальной связи "01" и использование в диспетчерской службе комплексных программно-технических ре-
{ББИ 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №5
67
шений по интеграции компьютера и телефона, что повлечет дополнительные затраты.
Целесообразно сразу внедрять ЕДДС-ОД в городах и районах, где ЕДДС еще не была создана или не зарекомендовала себя в качестве эффективно работающей диспетчерской службы.
ЕДДС-ЕД (единая диспетчерская)
Характеризуется дальнейшей оптимизацией состава и функций диспетчеров, при которой их специализация становится универсальной: каждый диспетчер способен принять и обработать любую поступившую информацию. Потребует создания принципиально новой учебной базы для подготовки (переподготовки) диспетчеров.
ЕДДС-ЕС (единая служба)
Предусматривает переход на трехзначный номер доступа к объединенной экстренной службе спасения "112" вместо номеров "01", "02", "03", "04" и "051". На этом этапе нормативно закрепляется передача сообщений о любых опасных ситуациях в ЕДДС по бесплатному номеру "112" при одновременном решении вопроса коммутации поступающих сообщений в необходимых случаях и в другие экстренные службы.
При изменении статуса телефонного номера "01" увеличится количество вызовов, занятость телефонной линии, а следовательно, потребуется дополнительное число линий специальной связи "01" и подготовка (переподготовка) операторов ЕДДС.
Создание ЕДДС (рис. 2) требует не только решения технических вопросов, но и разработки нового интегрированного специального программного и информационного обеспечения (СПИО) с отработкой алгоритмов взаимодействия диспетчеров при одновременной обработке вызовов на пожары и ЧС.
Диспетчерским составом ЕДДС за минимальное время должна осуществляться быстрая и безошибочная обработка и регистрация всех видов поступающей информации; выработка управленческих решений по высылке и передислокации сил и средств к месту пожара; доведение приказов и распоряжений в ПЧ; информационная поддержка РТП в пути следования к месту пожара и на пожаре.
Расчет основных характеристик системы оперативной связи гарнизона пожарной охраны проводится на основе теории массового обслуживания. Для проведения практических расчетов в теории массового обслуживания наиболее часто рассматривается пуассоновский (простейший) поток вызовов, в котором вероятность поступления фиксированного числа документов Pk(t) в период приема вызовов t задается формулой Пуассона:
Рк ({) = ^ГТ е ' ^ = ]' (1)
где Pk(t) — вероятность поступления фиксированного числа отчетно-информационных документов (ОИД) k на некотором интервале [7] от каждого органа (объекта);
Центральная диспетчерская служба
А-
Система записи
О
У
Пуню1 управления
Управляющий компьютер
Маршрутизатор
О
О
Диспетчер, принимающий сообщения от населения
........ Обработка и переадресация вызовов в голосовом трафике,
управление автоматизированной системой оповещения ЕДЦС, обработка вызовов и информационное взаимодействие с электронными документами
Рис. 2. Схема организации ЕДДС
Диспетчерская служба № N
Система оповещения
Пункт управления
1
Управляющий компьютер
1 1
о 1 Маршрутизатор
>■1
X — математическое ожидание случайной величины к числа ОИД в интервале времени [0, т]. Простейший поток обладает тремя основными свойствами: стационарностью, отсутствием последействия и ординарностью.
Стационарным называется поток, в котором вероятность поступления определенного количества вызовов в течение определенного отрезка времени зависит от числа поступивших вызовов и не зависит от начала отсчета этих величин на оси времени.
Отсутствие последействия состоит в том, что вероятность поступления за отрезок времени определенного числа вызовов не зависит от того, сколько вызовов уже поступило в систему.
Ординарность потока вызовов — это практическая невозможность поступления двух и более вызовов в один и тот же момент времени.
Устойчивость системы связи, состоящей из п каналов (например, из одного основного и нескольких резервных), характеризуется вероятностью ее безотказной работы Рп(г) [4]:
Рп(г) = 1 -П (1"Р),
г = 1
(2)
где Р1 — вероятность безотказной работы г-го канала связи;
г — время работы канала связи.
Устойчивость системы оперативной связи, состоящей из двух каналов связи (основного и резервного), оценивается следующей вероятностью безотказной работы при данных Р1 = 0,92, Р2 = 0,91:
Р2(г) = 1 - [(1 - Р1)(1- Р2)] = = 1 - [(1 - 0,92)(1 - 0,91)] = 0,99.
Таким образом, в результате резервирования основного канала связи устойчивость системы оперативной связи повысится на величину:
Р2(г)- Р1 = 0,99 - 0,92 = 0,07.
Оптимизация сети специальной связи по линиям "01" сводится к нахождению такого числа линий связи "01" и диспетчеров, при котором обеспечивается заданная вероятность потери вызова и необходимая пропускная способность сети специальной связи.
По результатам оптимизации сети специальной связи по линиям "01" делаем вывод о том, что необходимо иметь 6 линий связи "01" и одного диспетчера. Однако для Воронежа с численностью населения более 1 млн. чел. таких линий потребуется 7. Но в городе уже имеется 8 линий связи "01", что позволяет принимать 8 вызовов одновременно. Это исключает возможность пропуска вызова от населения или организации.
Эффективность работы ЕДДС подтверждается экономическими расчетами.
Стоимость аппаратно-программного комплекса с учетом накладных расходов составляет: Сапп = = 592,6 тыс. руб.
Стоимость запасных частей, материалов и принадлежностей Сзип (тыс. руб. в год) рассчитывается по формуле
Сзип = 0,01 Сапп = 0,01-592600 = 6 тыс. руб.
С учетом круглосуточной работы 24 компьютеров ЕДДС и проекционного телевизора стоимость электроэнергии, потребляемой аппаратурой, Сэ (тыс. руб. в год) составит:
Сэ = Сэл 1 ^эл Граб Кп =
= 0,47-25'0,3'8760'0,8 = 24,7 тыс. руб.,
где Сэл1 — стоимость 1 кВт, руб.; Сэл1 = 0,47 руб.; Жэл — количество систем и приборов электропотребителей ЕДДС;
Рп — потребляемая мощность по отдельным системам и приборам, кВт; Рп = 0,3 кВт;
- среднее время работы аппаратуры, ч; Граб =
Г раб
= 8760 ч (так как аппаратура работает круглосуточно в течение всего года); Кп — коэффициент потерь; Кп = 0,8. Экономическая эффективность ЕДДС зависит также от вероятности безотказной работы технических средств системы и вероятности безотказной работы диспетчера, который является одним из функциональных звеньев системы.
Экономическая эффективность ЕДДС составит: ЭРтс р д
Е =
С
общ
420000 • 0,95 • 0,5 122690
= 1,995,
где Э — предотвращенный материальный ущерб от пожара за счет применения ЕДДС, тыс. руб.; Ртс — вероятность безотказной работы системы; Ртс = 0,95;
Рд — вероятность безотказной работы диспетчерского состава, Рд = 0,5;
С
общ
обобщенные затраты, тыс. руб.
Исходя из результатов расчетов, можно сделать вывод, что автоматизированную систему в данном виде целесообразно внедрять в подразделения пожарной охраны гарнизона, так как предотвращенный материальный ущерб от пожара за счет применения ЕДДС (или положительный результат ее применения) почти в два раза больше затрат на ее построение и эксплуатацию.
Таким образом, создание и функционирование единой дежурно-диспетчерской службы является важнейшим звеном в оперативном управлении гарнизонов пожарной охраны субъектов Российской Федерации.
!ББМ 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №5
69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция создания ЕДДС в городах РФ : утв. приказом МЧС России от 25.08.1998 г. № 517.— М. : МЧС России, 1998.
2. ГОСТ Р 22.7.01-99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения. — Введ. 01.01.2000 г. — М. : ИПК Изд-во стандартов, 1999.
3. Концепция развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах РФ : утв. приказом МЧС России от 10.09.2002 г. № 428. — М., 2002.
4. О создании и организации опытного функционирования на территориях субъектов Российской Федерации единых дежурно-диспетчерских служб (единых служб спасения) на базе телефонного номера"01": приказ МЧС России от 02.12.2002 г. № 553. — М.: ФГУ ВНИИПО МЧС, 2003.
5. Зыков В. И., Командиров А. В., Мосягин А. Б. и др. Автоматизированные системы управления и связь / Под ред. В. И. Зыкова. — М. : Академия ГПС МЧС России, 2006. — 665 с.
Материал поступил в редакцию 5 марта 2012 г.
Электронный адрес авторов: a_kalach@mail.ru.
Издательство «П0ЖНАУКА»
Представляет книгу
ОГНЕТУШИТЕЛИ. УСТРОЙСТВО. ВЫБОР. ПРИМЕНЕНИЕ
Д. А. Корольченко, В. Ю. Громовой
В учебном пособии приведены классификация огнетушителей и конструкции основных их типов, средства тушения, используемые для зарядки огнетушителей, виды огнетушителей и правила их применения для ликвидации загораний различных веществ, рекомендации по расчету необходимого количества огнетушителей для разных объектов, по их размещению, хранению и техническому обслуживанию.
Рекомендации, содержащиеся в книге, разработаны на основе современных нормативных документов, регламентирующих конструкцию, условия применения, правила эксплуатации и технического обслуживания огнетушителей.
Учебное пособие рассчитано на широкий круг читателей: инженерно-технических работников предприятий и организаций, ответственных за оснащение объектов огнетушителями, поддержание их в работоспособном состоянии и своевременную перезарядку; преподавателей курсов пожарно-технического минимума и дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" в средних и высших учебных заведениях; частных лиц, выбирающих огнетушитель для обеспечения безопасности квартиры, дачи или автомобиля.
121352, г. Москва, а/я 43; тел./факс: (495) 228-09-03; e-mail: mail@firepress.ru; www.firepress.ru