/36 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 3 (53) УДК 614.8:352
Повышение эффективности функционирования единых дежурно-диспетчерских служб в области защиты населения и территорий с использованием комплекса средств автоматизации
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2017
Н.В. Свентская, О.Б. Ковтун, Ю.С. Лукина, А.В. Виноградов, В.М. Чернов
Аннотация
Рассмотрены аспекты повышения эффективности функционирования единых дежурно-диспетчерских служб в области защиты населения и территорий с использованием комплекса средств автоматизации и даны соответствующие рекомендации.
Предложен алгоритм создания этих служб и определены основные требования и состав технических средств их комплекса средств автоматизации.
Разработана организационная структура единых дежурно-диспетчерских служб в условиях функционирования их комплекса средств автоматизации.
Ключевые слова: единая дежурно-диспетчерская служба; комплекс средств автоматизации; технические средства; алгоритм создания; структура единой дежурно-диспетчерской службы; численность ее персонала.
Using Automation Equipment to Improve
the Efficiency of Unified Emergency Call Centers
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2017
N. Sventskaya, O. Kovtun, Y. Lukina, A. Vinogradov, V. Chernov
Abstract
The authors discuss some aspects of increasing the efficiency of unified emergency call centers with the use of a set of automation equipment and provide appropriate recommendations.
They propose a procedure for creating such centers and specify basic requirements and the set of equipment. An organizational structure has been developed for unified call centers operating with the set of automation equipment.
Key words: unified emergency call center; set of automation equipment; equipment; procedure of creation; the structure unified emergency call center; the number of personnel.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.15 г. №2 683, обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее—ЧС), в области пожарной безопасности осуществляется путем совершенствования развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, ее территориальных и функциональных подсистем.
Единая дежурно-диспетчерская служба (далее —ЕДДС), согласно Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Правительства от 30.12.03 г. № 794, является органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее—РСЧС).
Единые дежурно-диспетчерские службы начали формироваться во исполнение поручения Правительства России от 16.07.1998 года № БН-П4-2070. Нормативно-технической основой создания ЕДДС явилась Концепция создания единых дежурно-дис-петчерских служб в городах России (утв. Приказом МЧС России 25.08.98 г. № 517), и ГОСТ Р 22.7.01-99 «Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 09.11.99 г. № 400-СТ. Документация по созданию ЕДДС определяла автоматизированную систему ЕДДС (далее—АС ЕДДС) как совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации. С целью реализации единой научно-технической политики МЧС России в части создания автоматизированных систем объединенных систем оперативно-диспетчерского управления (далее—АС ОСОДУ) были разработаны типовой технический проект АС ОСОДУ субъекта Российской Федерации, а также типовые технические задания и технические проекты ЕДДС для пяти категорий городов согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Однако с учетом включения Государственной противопожарной службы в состав МЧС России, предписанного Указом Президента Российской Федерации от 09.11.01 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», возникли изменения и в существующей нормативной базе. Приказом МЧС России от 10.09.02 г. № 428 введена новая Концепции развития ЕДДС в субъектах РФ и начаты работы по созданию нового интегрированного специального программного и информационного обеспечения (далее—СПИО) для единых дежур-но-диспетчерских служб, переходящих на единый телефон «01» для вызова пожарных и спасателей (ЕДДС «01») [1, 2, 3, 4].
В то же время в отдельных городах ведутся работы по созданию АС ЕДДС, например, АС ОСОДУ «01», куда в качестве структурной подсистемы входит
комплекс средств автоматизации ЕДДС «01» [4, 5, 6] и интегрированное специальное программное и информационное обеспечение СПИО.
К моменту начала создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее—си-стема-112) большинство созданных ЕДДС прошли только организационный этап и не имели автоматизированных систем. Это было связано, в основном, с отсутствием должного финансирования, предусмотренного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.02 г. № 1376-р из средств областных и местных бюджетов [7].
В связи с необходимостью модернизации сетей связи, созданием единого информационного пространства между ЕДДС и ДДС экстренных оперативных служб (ЭОС) в рамках системы-112 субъекта РФ, созданием на территории муниципального образования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее—АПК «Безопасный город») снова был поднят вопрос формирования комплекса средств автоматизации ЕДДС (далее — КСА ЕДДС). Это связано, во-первых, с новыми возможностями в создании АС ЕДДС [8], во-вторых, с большим количеством используемых разобщенных систем, что не позволяет оперативно получать информационно-аналитическую поддержку [9] и вынуждает диспетчерский персонал ЕДДС работать во всех системах одновременно, зачастую вводя одну и ту же информацию многократно.
Создание, развитие и эксплуатация на территории муниципального образования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в субъектах РФ привело к изменению существующей нормативной документации. ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Единая дежурно-дис-петчерская служба. Основные положения» внес изменения в основные задачи и требования к единой дежурно-диспетчерской службе.
Учитывая нормативно-техническую документацию и необходимость объединения в единой информационное пространство с КСА ЕДДС существующих информационных и автоматизированных систем, необходимо разработать типовое техническое задание на создание КСА ЕДДС, включающее в себя требования к комплексу [8].
Эта задача выполнялась в рамках НИР [10]. Целями данной работы являлись: разработка алгоритма создания ЕДДС муниципальных образований (далее — ЕДДС МО) с учетом использования КСА ЕДДС;
определение основных требований к КСА ЕДДС; разработка организационной структуры ЕДДС в условиях функционирования КСА ЕДДС.
Основными результатами этой НИР стало следующее.
Для создания ЕДДС муниципального образования проведен следующий комплекс мероприятий:
/38 См! SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, N0. 3 (53)
определение и согласование между администрацией города, органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления и городскими службами состава существующих дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для ликвидации различных видов ЧС и реагирования на происшествия, а также порядка их взаимодействия и информационного обмена с ЕДДС;
уточнение группировки сил и средств постоянной готовности муниципального образования, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС;
разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС во всех режимах ее функционирования;
разработка и утверждение необходимых правовых, организационно-методических и нормативно-технических документов, являющихся основой для создания, функционирования и дальнейшего совершенствования ЕДДС;
получение необходимых разрешений и разработка технического проекта на создание КСА ЕДДС с учетом привязки к сети общего пользования по
техническим условиям оператора связи, совершенствование существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС;
создание (развитие), внедрение и эксплуатация комплекса средств автоматизации ЕДДС.
Основными этапами создания ЕДДС, согласно нормативно-технической документации, являлись:
организационный (решение вопросов построения, функционирования и развития ЕДДС);
технический (разработка и внедрение комплекса средств автоматизации функционирования ЕДДС муниципального образования).
На основе нормативно-технической документации, опыта в создании автоматизированных систем авторами был разработан алгоритм создания ЕДДС МО с использованием КСА ЕДДС (рис. 1).
Предпроектное обследование существующей инфраструктуры ЕДДС (организационное (площади, штатный состав), техническое состояние (оборудование, линии связи)), анализ выполняемых задач, в том числе планируемых на муниципальном и региональном уровнях, позволит реализовать комплексный подход к созданию и минимизировать затраты на развитие ЕДДС.
Оно также должно содержать перечень особенностей муниципального образования (число
Рис. 1. Алгоритм создания ЕДДС МО с использованием КСА ЕДДС
потенциально опасных объектов, состояние транспортной инфраструктуры, криминогенная обстановка), федеральных, региональных и муниципальных систем, используемых в области защиты населения и территорий: автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее—АИУС РСЧС), комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (далее—КСОБЖН), система-112, АПК «Безопасный город» и др.
С целью обеспечения соответствия проектно-тех-нической документации разработку организационной и нормативно-методической документации (положения о ЕДДС, соглашений об информационном взаимодействии, инструкций об обмене информацией и другой) допускается проводить одновременно с техническим проектированием, либо вносить в нее корректировки после согласования технической документации.
Главное управление МЧС России осуществляет функцию методического руководства по вопросам создания, оснащения и обеспечения деятельности ЕДДС на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с Приложением к Приказу МЧС РФ от 06.08.04 г. № 372.
Методические рекомендации ГУ МЧС России разрабатываются с учетом нормативной и методической документации по созданию ЕДДС МО на территории субъекта РФ, требований к КСА ЕДДС. Утвержденные в установленном порядке своим распорядительным актом, они должны содержать информацию по составу персонала ЕДДС каждого муниципального образования в соответствии с категорией ЕДДС, в том числе с учетом работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». В них также приводится информация по использованию рекомендуемых программно-технических комплексов.
Разработка проектно-технической документации на создание КСА ЕДДС проводится с учетом привязки к сети общего пользования по техническим условиям оператора связи, необходимости совершенствования существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС. Проек-тно-техническая документация должна учитывать данные предпроектного обследования, методические рекомендации ГУ МЧС России по созданию единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации, требования проектной документации на систе-му-112, АПК «Безопасный город» и другие системы, существующие в муниципальном образовании и интегрированные в единое информационное пространство с комплексом средств автоматизации ЕДДС:
автоматизированными системами взаимодействующих ДДС;
системами оповещения и информирования населения;
системами мониторинга (включая системы: видеонаблюдения, фото-, видео фиксации нарушений
ПДД, пожарных и тревожных сигнализаций, поисково-навигационные (ГЛОНАСС/GPS), мониторинга объектов ЖКХ, экомониторинга и т.п.); системами лабораторного контроля; информационно-аналитическими системами; АИУС РСЧС регионального уровня; другими существующими и перспективными системами.
Проектно-техническая документация должна содержать требования к КСА ЕДДС, реализующие автоматизацию функций ЕДДС по повышению готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС, а также обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне (далее—ГО), обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
КСА ЕДДС определен нормативно-технической документацией как один из основных структурных элементов ЕДДС, в состав которых также входят де-журно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения.
При составлении требований к КСА ЕДДС необходимо учесть, что в их состав должны входить технические средства управления связи и оповещения, программно-технический комплекс (ПТК ЕДДС), в том числе программно-технический комплекс ЦОВ ЕДДС при его наличии (ПТК ЦОВ ЕДДС) (рис. 2).
Рис. 2. Структура ЕДДС
КСА ЕДДС является совокупностью взаимосвязанных программно-технических средств автоматизации управления, включающих в себя средства передачи, ввода, хранения, обработки необходимых данных, систем и средств связи, оповещения
/40 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 3 (53)
и автоматизации управления, обеспечивающих автоматизированное выполнение возложенных задач и являющихся составной частью местной подсистемы автоматизированной информационно-управляющей системы АИУС РСЧС. В [10] проведен анализ:
действующих нормативно-правовых документов в части определения функциональных и технических требований к автоматизированным системам, используемым в ЕДДС муниципального образования;
существующих автоматизированных систем ЕДДС муниципальных образований и проблем их использования;
современных тенденций развития автоматизированных систем муниципального уровня с учетом вертикального построения РСЧС.
Были разработаны следующие основные требования к КСА ЕДДС: системе в целом;
выполняемым функциям (задачам); видам обеспечения.
Рекомендован следующий состав технических средств КСА ЕДДС:
АРМ специалистов оперативной дежурной смены; АРМ руководства и обслуживающего персонала; активное оборудование локальной вычислительной сети;
структурированная кабельная сеть; серверное оборудование;
специализированные средства хранения данных; АРМ управления местной системой оповещения; средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи;
средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи;
средства оповещения руководящего состава и населения;
средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента;
оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры); метеостанция;
приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Исходя из разработанных требований к КСА ЕДДС и с учетом требований ГОСТ Р 22.7.01-2016, авторами разработана организационная структура ЕДДС, являющаяся основой для создания документов «Схема организационной структуры» и «Описание организационной структуры», входящих в проек-тно-техническую документацию на КСА ЕДДС.
Рекомендуемая в [10] численность сотрудников ЕДДС приведена ниже в таблице.
При изменении существующей организационной структуры ЕДДС в ходе создания КСА ЕДДС согласно технической и нормативной документации соответствующие изменения должны вноситься в состав функций сотрудников, уточняться их области ответственности и полномочий. Необходимые изменения должны вноситься и в должностные обязанности.
Вся проектно-техническая документация должна согласовываться с МЧС России.
Ввод в действие КСА ЕДДС проводится с учетом ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания» и включает в себя следующие мероприятия:
закупка и поставка оборудования КСА ЕДДС; строительно-монтажные и пуско-наладочные работы КСА ЕДДС;
интеграция автоматизированных и информационно-аналитических систем с КСА ЕДДС;
подготовка персонала для работы посредством КСА ЕДДС;
предварительные испытания КСА ЕДДС; опытная эксплуатация КСА ЕДДС; приемочные испытания КСА ЕДДС. Испытания КСА ЕДДС проводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 34.603-92 «Виды испытаний автоматизированных систем».
Выводы
Таким образом, в данной работе: разработан алгоритм создания ЕДДС МО с использованием КСА ЕДДС,
№ Наименование должности Количество персонала (чел.) в зависимости от категории МО
п\п I II III IV V >1 млн 250 тыс.-1 млн 100 тыс.-250 тыс. 50 тыс.-100 тыс. < 50 тыс.
1 Начальник ЕДДС 1 1 1 1 1
2 Заместитель начальника ЕДДС 2 1/2 1 1 1
3 Старший оперативный дежурный 5 1 5 1 5 1 5 1 5 1
4 Помощник старшего оперативного дежурного 10 2 10 2 5 1
5 Оперативный дежурный/диспетчер ЕДДС* 45 10 27 6 18 4 9 2
6 Оператор/диспетчер системы-112** >8 ТП >8 ТП >8 ТП >8 ТП >8 ТП
7 Аналитик 17 4 13 3 5 1
8 Специалист службы технической поддержки >5 >1 5 1 5 1 1 1
Итого: 20-25 15-20 10-15 5-15 2-5
— оперативная дежурная смена; * должность определяется организационной структурой, утвержденной органами местного самоуправления; ** количество определятся технической документацией на создание системы-112.
описан каждый этап с разграничением зон ответственности для органов муниципального управления и ГУ МЧС России;
на основе анализа нормативно-технической документации, существующих автоматизированных систем ЕДДС МО и тенденций развития автоматизированных систем муниципального уровня с учетом вертикального построения РСЧС определены основные требования к КСА ЕДДС;
разработана организационная структура ЕДДС в условиях функционирования КСА ЕДДС.
По результатам работы с целью формирования единой научно-технической политики МЧС России при создании, совершенствовании и развитии ЕДДС муниципальных образований ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) были разработаны:
Методические рекомендации по повышению эффективности единых дежурно-диспетчерских служб в области защиты населения и территорий (утверждены МЧС России 07.07.2017 г.).
Основные требования к системе в целом, к функциям (задачам), выполняемым системой, и к видам обеспечения КСА ЕДДС приведены в Типовом техническом задании «Создание комплекса средств автоматизации ЕДДС муниципального образования» (Приложение А Методических рекомендаций по повышению эффективности единых дежурно-диспет-черских служб в области защиты населения и территорий).
Результаты работы рекомендуется использовать при создании КСА ЕДДС в муниципальных образованиях.
Литература
1. Попов А. П., Нехорошев С. Н., Романов А. С., Агеев С. В., Грачев В. Л. Основные положения по созданию специального программного и информационного обеспечения единых де-журно-диспетчерских служб «01» // Технологии гражданской безопасности. 2004.№ 1. С. 57-62.
2. Кийко Г. И., Ибрагимов Т. М. Создание единых дежурно-дис-петчерских служб на основе локальной вычислительной сети // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2006. № 4. С. 238-240.
3. Качанов С. А. Методика оценки стоимости работ по созданию специального программного и информационного обеспечения автоматизированной системы Единой дежурно-диспетчерской службы города // Материалы Международного симпозиума «Комплексная безопасность России», Москва-2002. М., 2002. С. 112-114.
4. Фалеев М. И., Шахраманьян М. А., Кокурин Л. А., Попов А. П. Вопросы дальнейшего развития автоматизированных систем объединенных систем оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях субъектов российской федерации // Технологии гражданской безопасности. 2004. № 1. С. 27-36.
5. Елисеев А. М., Седельников Ю. В., Ким В. Б., Шахраманьян М.А., Попов А. П., Гутарев С. В. Единая система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города Москвы — новый этап развития // Технологии гражданской безопасности. 2004.№ 1. С. 85-91.
6. Самоделов В. Г., М.В., Козубай М. П., Кокурин Л. А., Попов А. П. Основные положения создания автоматизированной системы единой дежурно-диспетчерской службы Балашихинского района Московской области // Технологии гражданской безопасности. 2004. № 1.С. 101-107.
7. Салов С. С., Нехорошев С. Н. Результаты опытного функционирования единой дежурно-диспетчерской службы на базе телефонного номера «01» в субъектах Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности. 2004. № 1. С. 37-40.
8. Горбачев А. В. Организационные и коммуникационные аспекты внедрения автоматизированной системы ЕДДС в Раменском муниципальном районе // Технологии обеспечения комплекс-
ной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций — проблемы, перспективы, инновации: XVI Междунар. науч.-практич. конф.: М-лы конф. / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. С. 65-68.
9. Девришбеков М. Ш. Эффективность информационной поддержки принятия решений в МЧС России // Инт.-ж-л «Технологии техносферной безопасности». 2016. № 5 (69) [Электронный ресурс].—Режим доступа: http:// ipb.mos.ru/ttb.
10. Агеев С. В., Романов А. С., Свентская Н. В., Ковтун О. Б., Лукина Ю. С., Виноградов А. В., Ильеня Л. И., Чернов В. М., Ко-това И. А. Разработка требований комплексной информационно-управляющей системы ЕДДС муниципальных образований для использования в субъектах Российской Федерации с учетом интеграции гетерогенных данных и сетей в условиях им-портозамещения и ограничения финансирования: Отчет. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. Инв. № 7304.
Сведения об авторах
Свентская Наталья Валерьевна: к.т.н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. отд.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код — 8885-3651.
Ковтун Олег Борисович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. нач. отд.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код — 2889-3410.
Лукина Юлия Сергеевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в.н.с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код — 2814-7745.
Виноградов Андрей Владимирович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н.с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 5975-0871.
Чернов Василий Михайлович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н.с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Information about authors
Sventskaya Natalia V.: Candidate of Technical Sciences, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Department Head.
7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 8885-3651.
Kovtun Oleg В.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Deputy Department Head. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 2889-3410.
Lukina Yulia S.: Candidate of Technical Sciences, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher.
7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 2814-7745.
Vinogradov Andrey V.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Research Associate. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-KOfl — 5975-0871.
Chernov Basil M: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Research Associate. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]