УДК 002 2:614.84:35
С.С. Салов (МЧС России), С.Н. Нехорошев к.т.н.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ НА БАЗЕ ТЕЛЕФОННОГО НОМЕРА «01» В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проведен анализ опытного функционирования на территории субъектов Российской Федерации ЕДДС на базе телефонного номера «01». Приведены причины отставания и опыт работы отдельных ЕДДС
С.Н. Нехорошев
Как известно, одним из факторов, вызвавших необходимость развертывания в субъектах Российской Федерации работ по созданию ЕДДС, явилась потребность в облегчении обращений граждан в службы экстренного вызова путем ввода единых телефонных номеров (по типу «911» — в США и Канаде, «112» — в Западной Европе) при возникновении чрезвычайных ситуаций. Более того, в соответствии с международными соглашениями с общеевропейским союзом в России также должен быть обеспечен вызов экстренной помощи (независимо от ее характера) по единому телефонному номеру «112».
Поскольку система телефонной нумерации в нашей стране устроена таким образом, что обращение к экстренным и справочным службам осуществляется по всем известным телефонам «01», «02», «03», ..., «09» и свободных номеров нет, то Министерство связи Российской Федерации рекомендовало для обращений граждан к единым дежурно-диспетчерским службам телефонный номер «051», не отменяя, естественно, существующего порядка обращения по номерам «01», «02» и т.д. Такая работа была проведена во многих городах нашей страны.
В связи с преобразованием Государственной противопожарной службы, ставшей составной частью МЧС России, создались благоприятные условия для дальнейшего развития ЕДДС с учётом накопленного в центрах управления силами (ЦУС) ГПС, а также центральных пунктах пожарной связи (ЦППС), пунктах связи пожарных отрядов (ПСО) и частей (ПСЧ)) опыта организации и оснащения служб экстренного реагирования. Стало реальным создание ЕДДС с использованием технических возможностей телефонного номера «01». Создание таких ЕДДС определено «Концепцией развития ЕДДС в субъектах РФ», утвержденной приказом МЧС России от 10 сентября 2002 г. № 428.
Приказом МЧС России от 2 декабря 2002 г. № 553 «О создании и организации опытного функционирования на территориях субъектов Российской Федерации единых дежурно-диспетчерских служб на базе телефонного номера «01» был утвержден соответствующий план работ, а также определена система отчетности и контроля за его выполнением. В соответствии с данным планом требовалось создать ЕДДС «01» в течении 2003—2004 гг., причем требовалось начать опытную эксплуатацию и ввод в действие ЕДДС «01» во всех субъектах и муниципальных образованиях РФ в течение 2003 г., а в большинстве субъектов к началу 2004 г. следовало доложить о полной готовности служб. Поскольку на сегодняшний день создано лишь более 500 ЕДДС (причем в большинстве своем еще недостаточно оснащенных), понятно, что для выполнения поставленной задачи требуются большие усилия.
Учитывая важность скорейшего ввода в действие ЕДДС «01», руководство МЧС России взяло вопрос под свой контроль. Состояние дел по данной проблеме докладывается руководству Министерства еженедельно.
По данным на 30 июня 2003 г. из 36 субъектов РФ, в которых по итогам первого и второго кварталов прошлого года должна быть развернута ЕДДС (ЕСС), реально была введена автоматизированная система на базе единого телефона «01» (объединенные диспетчерские) в 18 субъек-
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
тах: Республике Дагестан, Республике Саха (Якутия), Удмуртской Республике, Кабардино-Балкарской Республике, Нижегородской, Курской, Самарской, Ульяновской, Магаданской, Курганской, Свердловской, Воронежской, Калужской, Ивановской областях, Усть-Ордынском Бурятском АО, Ненецком АО, Ставропольском и Алтайском краях, что составило 50 % от плана. В остальных субъектах ЕДДС (ЕСС) была организована по принципу «раздельных диспетчерских». Здесь переход на прием сообщений от населения по телефону «01» был осуществлен в «приказном» порядке через систему центральных пунктов пожарной связи ГПС без включения в работу технических средств (автоматизированных систем) приема, обработки и коммутации сообщений о ЧС по назначению в соответствующие оперативные службы. Это привело к перегрузке линий «01» и образованию дополнительной нагрузки диспетчеров ГПС.
Ход реализации «Плана создания ЕДДС «01» в субъектах РФ в 2003—2004 гг.» представлен на рис. 1. На начало 2004 года сложилась следующая ситуация.
Семь субъектов РФ на территории Дальневосточ-
объединения диспетчерских служб.
В других субъектах в настоящий момент проводятся организационно-технические и согласовательные мероприятия.
На территории Сибирского регионального центра к концу 2003 г. пять субъектов РФ не доложили о полной готовности ЕДДС «01», а работают в рамках первой очереди, что является отставанием от плана. Усть-Ордынский Бурятский АО и Алтайский край организовали ЕСС по принципу «объединенная диспетчерская». ЕДДС Республики Бурятия и ряда других функционируют пока в режиме «раздельная диспетчерская».
Работа по вводу ЕДДС на базе телефона «01» в Агинском Бурятском АО, и Республике Алтай из-за отсутствия финансирования сдерживалась. В настоящее время выделяются средства из местного бюджета.
В Приволжско-Уральском регионе к 31 декабря 2003 г. двенадцать субъектов РФ доложили о полной готовности ЕДДС с единый номером «01». Работа завершена в полном объеме в Нижегородской, Курганс-
Количество субъектов 14--------------
12 —
10
8
6
4
2
и щ и и и и и и
СЗРЦ ЦРЦ ЮРЦ ПУРЦ СРЦ ДВРЦ , г. Москва
и Калининградская обл.
□ Доложено о полной готовности
■ Начата работа первой очереди ЕДДС
Рис. 1. Ход реализации «Плана создания ЕДДС на базе телефонного номера «01» в 2003—2004 гг. на территориях субъектов РФ (на начало 2004 г)
ного региона завершили работу по переводу ЕДДС на единый номер «01» и работают по принципу «объединенная диспетчерская» только ЕСС Республики Саха (Якутия) и Магаданской области. Определены источники финансирования, внедрена автоматизированная система приема и обработки сообщений о ЧС.
ЕДДС Чукотского и Корякского АО и Приморского края в настоящее время работают по принципу «раздельные диспетчерские» и проводят подготовительные мероприятия по техническому решению
кой, Свердловской, Самарской, Ульяновской областях и Удмуртской Республике. Приступила к опытному функционированию ЕДДС Республики Марий Эл.
Функционирование территориальных ЕДДС и ЦУС ГПС организовано, в основном, по принципу «раздельные диспетчерские».
Началось функционирование ЕДДС на базе телефонного номера «01» во всем Северо-Западном регионе с 1 декабря 2003 г., хотя из четырех субъектов доклада о полной готовности ЕДДС к работе на базе
Рис. 3. Диспетчерский зал ЕДДС «01» г. Ставрополя
телефона «01» не поступило, что полагалось по плану.
В Южном региональном центре в семи субъектах организовано дежурство по принципу «объединенная диспетчерская (рис. 3).
Итак, выполнение плана создания ЕДДС идет с заметным отставанием. Причин тому несколько.
Прежде всего, это большой объем работы, который оказался не по силам руководителям и специалистам в некоторых субъектах РФ. Практически параллельно идет отработка организационной структуры ЕДДС с новым статусом телефона «01», отработка алгоритмов функционирования диспетчерских и оперативных групп, проектирование автоматизированных систем ЕДДС и практическое создание новых диспетчерских с новыми функциями, решение технических вопросов, освоение новых обязанностей, обучение и т.д. Безусловно, лучше ситуация в тех субъектах Российской Федерации, в которых разработана и утверждена соответствующая концепция создания ЕДДС, где был заказан головной организации по созданию ЕДДС — ФЦ ВНИИ ГОЧС и получен технический проект на развитие автоматизированной системы ОСОДУ своего субъекта.
Другая важнейшая проблема — это ограниченное финансирование. Распоряжением Правительства Российская Федерация от 30 сентября 2002 г. № 1376-р органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано предусматривать в соответствующих бюджетах финансовые средства для создания единых
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
диспетчерских служб, в том числе, в рамках региональных целевых программ по укреплению пожарной безопасности. Тем не менее, далеко не во всех субъектах РФ такие программы были разработаны. Конечно, экономическая ситуация в различных субъектах РФ разная, однако организационные начала для получения соответствующего финансирования созданы и необходимо работать в этом направлении.
На сегодняшний день наиболее системно решаются вопросы создания и развития ЕДДС в Курской, Свердловской, Нижегородской, Костромской, Орловской и Тульской областях, Ставропольском крае.
В отдельных субъектах ЕДДС взяли на себя дополнительные функции, в которых были заинтересованы жители и местная администрация. Прежде всего, это диспетчеризация по проблемам жилищно-коммунального хозяйства, прием и распространение сообщений от населения и организаций о возникающих проблемах. Так, объединенная дежурно-диспетчерская служба г. Казани (там именно так назвали ЕДДС) помимо выполнения своих непосредственных функций ведет прием и передачу в соответствующие службы жилищно-коммунального хозяйства сообщений об авариях, недостатках в работе указанных служб, а также отслеживает принимаемые по поступившим сигналам меры.
Интересен опыт Главного управления по делам ГОЧС Москвы, которое совместно с городской администрацией включило проект создания современной ЕДДС «01» в городскую целевую программу «Электронная Москва», являющейся частью федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002—2010 гг.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65. Этот опыт может быть полезен и в других регионах.
Важной проблемой является автоматизация функционирования ЕДДС, современное техническое оснащение, использование необходимых программных продуктов, обеспечивающих решение задач ГО и ЧС и ГПС. По имеющимся данным, за первое полугодие прошлого года только 10 диспетчерских служб можно отнести к ЕДДС с высокой степенью автоматизации, а к частично оснащенным — всего 90. Очевидно, что без решения этой проблемы удовлетворительный результат создания всех ЕДДС достигнут быть не может. Соответствующие мероприятия в настоящее время организуются и проводятся во всех субъектах РФ.
Из анализа создания и развития ЕДДС может быть сделан еще один вывод: практически вся нагрузка по формированию и становлению ЕДДС лежит на ее штатных сотрудниках и руководителях органов управления по делам ГОЧС и ГПС в то время как сотрудники оперативных отделов, в помощь которым и создается ЕДДС, как правило, не принимают активного участия в работе. Их содействие было бы особенно полезно в организации и развитии ОСОДУ в ЧС, центральным ядром которой и является ЕДДС. Создание ОСОДУ, организация информационного обмена и взаимодействия в ЧС позволит быстрее сформировать ЕДДС и показать ее эффективность.