УДК 002 2:614.84:35
А.П. Попов к.т.н., С.Н. Нехорошее к.т.н., А.С. Романов, С.В. Агеев к.т.н., В.Л. Грачев
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ «01»
Об обосновании и основных положениях создания нового интегрированного специального программного и информационного обеспечения для ЕДДС «01»
С.Н. Нехорошев
і.' V г
В.Л. Грачев
С принятием решения о создании единых служб спасения и определения нового статуса телефона «01» возник целый ряд организационно-технических задач, практически не имеющих на сегодняшний день аналогов решения в нашей стране. Одна из таких задач — создание нового интегрированного специального программного и информационного обеспечения (СПИО) для единых дежурно-диспетчерских служб, переходящих на единый телефон «01» для вызова пожарных и спасателей (ЕДДС «01»).
Необходимость создания интегрированного СПИО продиктовано целым рядом причин.
Во-первых, до сегодняшнего дня параллельно велась разработка и развитие двух автоматизированных систем (АС): АС ЕДДС и АС ЦУС УГПС, функции которых частично дублируют друг друга. Проведенный анализ показал, что в условиях ограниченного финансирования выделяемых денег недостаточно для разработки двух законченных программных комплексов, удовлетворяющих всем современным требованиям, их постоянного развития (т.к. в современных условиях идет бурное развитие информационных технологий) и поддержки в рабочем состоянии. Приходится разрабатывать СПИО в виде отдельных комплексов, которые все равно впоследствии необходимо интегрировать. Переход на интегрированное СПИО позволит сконцентрировать финансирование на одном программном комплексе, что даст возможность применить самые современные разработки и достижения в области информационных технологий и телекоммуникаций. Это в свою очередь обеспечит быстроту и достоверность получения информации о ЧС, своевременное доведение ее до соответствующих служб, что позволит предотвратить ЧС или смягчить ее последствия.
Во-вторых, существование двух независимых АС создает значительные трудности в плане информационного взаимодействия пожарных и спасателей. Существуют две разные базы данных БД со своей системой классификации и кодирования, со своими словарями и классификаторами, что не позволяет осуществлять обмен формализованными сообщениями между службами, создает разногласия в информации о местоположении ЧС, количестве населении в зоне ЧС (городе) и т.д. Создание интегрированного СПИО позволит перейти к единой системе классификации и кодирования информации, что даст возможность создать единое информационное пространство и единую БД. Это обеспечит в режиме реального времени доступ к единой БД по выделенному каналу всех ДДС, что позволит избежать противоречий в информации, быстро принять правильное решение по ликвидации ЧС.
В-третьих, в большинстве ЦУС, ЦППС и ПСЧ ГПС МЧС России сейчас используется морально устаревшее программное обеспечение (за исключением ЦУС Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других), требующее замены или доработки. В 2000 г. ФЦ ВНИИ ГОЧС совместно с компанией 1^ КПО ВС (г. Казань) с использованием современных информационных технологий было разработано для ЕДДС типовое специальное программное и ин-
Научно-технические разработки
формационное обеспечение, которое затем было передано в региональные центры для дальнейшего распространения по субъектам РФ, т.е. интегрированное СПИО будет разрабатываться не с нуля, а с учетом всего имеющегося опыта и наработок в этой области. Это создает благоприятные предпосылки для разработки интегрированного СПИО с минимальными финансовыми затратами и с максимальным учетом всей специфики работы пожарных и спасателей.
Наиболее сложным моментом в создании интегрированного специального программного и инфор-
мационного обеспечения для ЕДДС «01» является отсутствие отработанных алгоритмов взаимодействия диспетчеров при обработке одновременно вызовов на пожары и ЧС. Это серьезная и комплексная задача, требующая совместных усилий разных специалистов, определённого времени на апробацию, а также необходимой организации и проведения подготовки кадров диспетчеров.
На сегодняшний день наиболее четко отработан алгоритм действия диспетчеров по пожарам. Поэтому на первом этапе разработки СПИО ЕДДС «01» целесооб-
Таблица
Структура первой очереди интегрированного СПИО
Наименование функциональных подсистем (ФП) Наименование функциональных комплексов (ФК) Наименование функциональных задач (ФЗ)
ФП-1. Диспетчерская подсистема ЕДДС ФК-1.1. Диспетчерский комплекс ГОЧС (об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях) ФЗ-1.1.1. Сбор от населения и организаций сообщений об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях
ФЗ-1.1.2. Обработка сообщений об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях
Ф3-1.1.3. Доведение данных об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях до подчинённых и взаимодействующих структур
ФК-1.2. Диспетчерский комплекс ГПС (о пожарах) ФЗ-1.2.1. Сбор от населения и организаций сообщений о пожарах
ФЗ-1.2.2. Обработка сообщений о пожарах
Ф3-1.2.3. Доведение данных о пожарах до подчинённых и взаимодействующих структур
ФП-2. Подсистема поддержки принятия решений ЕДДС ФК-2.1. Комплекс поддержки принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС Ф3-2.1.1. Поддержка принятия решений по ликвидации ЧС, вызванной аварией на химически опасном объекте с выбросом АХОВ
Ф3-2.1.2. Поддержка принятия решений по ликвидации ЧС, вызванной радиационной аварией на АЭС
Другие ФЗ (в соответствии с классификацией ЧС)
ФК-2.2. Комплекс поддержки принятия решений по тушению пожаров Ф3-2.2.1. Информационная поддержка принятия решений при тушении пожаров
Ф3-2.2.2. Выдача данных по пожаровзрывоопасности веществ, материалов и способам их тушения
ФП-3. Подсистема подготовки отчетной документации ЕДДС ФК-3.1. Комплекс подготовки отчетной документации о ЧС Ф3-3.1.1. Подготовка оперативных донесений о ЧС (формы 1-4/ЧС ТСД МЧС России)
Ф3-3.1.2. Подготовка статистической отчетности о ЧС
Ф3-3.1.3. Ведение соответствующего раздела классификаторов и словарей МЧС России
ФК-3.2. Комплекс подготовки отчетной документации по пожарам Ф3-3.2.1. Подготовка оперативных донесений о пожарах
Ф3-3.2.2. Подготовка статистической отчетности о пожарах
Ф3-3.2.3. Ведение соответствующего раздела классификаторов и словарей МЧС России
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
разно взять за основу алгоритм работы пожарных, что позволит избежать увеличения времени, затрачиваемого на обработку вызова при пожаре и сохранить оперативность при их ликвидации. Это является одним из условий успешного функционирования ЕДДС «01».
Предлагаемый алгоритм функционирования типового СПИО ЕДДС «01» представлен на рис. 1.
В разрабатываемом в настоящее время алгоритме работы диспетчеров и, соответственно, программном обеспечении ЕДДС «01» необходимо выделить следующие наиболее важные положения:
• тип ЕДДС «01» — «раздельная диспетчерская» или «объединенная диспетчерская»;
• первоначально вызов приходит диспетчеру ГПС (в целях сокращения времени реагирования), который обрабатывает «свой» вызов и переадресует «чужой»; в случае занятости всех диспетчеров ГПС новый вызов получает диспетчер по ЧС, который аналогично обрабатывает «свой» и переадресует «чу-
Как видно из таблицы СПИО ЕДДС «01» стоит из трех ФП, каждая из которых делится на функциональные комплексы по ЧС и пожарам.
Диспетчерские комплексы по ЧС и пожарам должны обеспечивать:
жой»; переадресованный вызов имеет повышенный приоритет в создавшейся очереди вызовов;
• принятие решения (приказа) на тушение пожара производится диспетчером ГПС по существующей отработанной схеме, взаимодействие с другими ДДС производится по мере необходимости;
• принятие решения оперативным дежурным по ЧС производится с использованием ранее разработанных функциональных задач поддержки принятия решения;
для технического обеспечения работы диспетчеров используются автоматизированные рабочие места на основе объединенных в локальную вычислительную сеть персональных компьютеров, периферийных устройств, а также программируемой цифровой АТС (с функцией АОН) и многоканальная система записи переговоров.
Примерная структура первой очереди интегрированного СПИО представлена в таблице.
• формирование на основе поступающих сооб-
щений журнала событий (основного «меню») с учетом привязки к каждому из событий, относящихся к нему входящих и исходящих сообщений (карточек, уведомлений, донесений и др.), объектов проведения
Сообше»*я События Служебмье ?
а ^ л и & а1 | '__________________________________________________________________________________________________________________
ГждонГкоЛтІГ
Ре»»»_________________ Фи/ьтрда—м*____________
IТ екущие события ^ I | Все ▼ I V Фильтр!
| Номер | К | Происшествия | Местоположение | Описл**е Объекты
И'? ш ГІожар. Выброс вредных веществ (Центральный АО . ри Арбат. Арбатский пер. д 8І Возгарание складских помещений Автозапчасти (рынок). Альмирал |рь*юг|
236 I Взрыв ЦентральныйАО.рн Арбат. Каменная слобода г взрыв возле бензоколонки Эквивалент (АЗС)
234 Инфекционное заболевание людей (эпио Зеленоградский АО . рн Крюково. Чернышевско! Биофабрша здрава/
10 Взрыв. Пожар. Авария на знергетическо» Юж**>Л АО . ри. Орехово-Борисово Северное. Лог Учебная тревог. 27 0701 1001 я/с
70 Выброс вредных веществ. Обрушен.** за- г Москва Асфальтобетонный завод
117 Взрыв. Выброс вреаных вешесте [г Москва Московский хладокомбинат N 9 ОАО
22 Авария на с»«теме газоснабжения Юго-Восточный АО . ри Нижегородский. Нижегор Перебои в газоснабжении Утечка газа 1 д/с; 1001 я/с
13 Взрыв. Авария на энергетической систеьСеверо-Воао^ый АО ,рн Ростокжо. Леонова! Росгокжо (рынок)
241 Транспортная авария: Взрыв г. Москва Столкновение машин, сопровождаю*! Шинный з-д (АО “Московский ШИН
168 Пожар Зеленоградский АО ри Крюково. Школьная ул ЫВоэгарание частного дома и прилегающей Майское ТКФ (магазин)
49 Авария на системе электроснабжения. А Зеленоградский АО . рн Крюково, ЦНИИМЭ ул Отк лючение электроснабжения 1003 я/с
44 Г иарсджами-юская авария. Авария на сі Западный АО .. рн Очаково-Матвееве кое. Т роеюд 1000 я/с
18 Пожар. Авария на энергетической систег Заладил* АО . рн Фили-Давыдково. Давыокова Возгарание здания Отключен э лектроо Родина кЛ
238 Пожар г Москва Возгарание зда»*« Хлебозавод N 28.
152 Авария на системе газоснабжения Центральный АО Россия кЛ
132 Пожар. г Москва Возгарание здания (цех №3) и прилагают! Завод автотракторнэй электроаппарату
40 Изменение состояния биосферы. Обруик г Москва Распространение едкого дыма Асфа/ътобетонтй завод
166 Неосторожное поведение людей Северный АО., рн Дмитровский. Дубни Возгарание цехового здания Угроза взрыва 1 д/с; 1 я/с
246 Пожар. г. Москва Возгорание цехового здания. Булочно-кондитерский комбинат "
244 Авария на системе газоснабжения г. Москва Утечка газа ТЭЦ 9.
- 231 195 Пожар; Взрыв г Москва Возгарание помещения на 1 -ом этаже Взрыв. Пожар. Выброс вредных веществ Зеленоградский АО., рн Крюково. Школьная ул(г Курчатовский инт (Рос научней центр)
191 Обрушение зданий (сооружений) Зеленоградский АО.. рн Крюково. Школьная ул (г Обвал стегы и лестни^юго пролета Хлебозаводы 28.
- 189 185 Взрыв ЦенгралыыйАО.. рн Арбат. Арбат ул, д 37 Неосторожное поееаеьне детей, повлекше 1004 я/с. Пожар. г. Москва Возгарание помещения типографии Бумажно технических изделий завод
183 Взрыв г Москва Взрыв бензоколонки Эквивалент (АХ}
Ш 21
4
Всего событий в журнале: 27
Рис. 2. Журнал событий диспетчерского комплекта
АРМ Администратора
работ, данных о привлекаемых силах и средствах, а также классификации событий по виду (пожары, аварии и др.), масштабу негативных последствий (ранг пожара, локальные, местные и др. ЧС), текущему состоянию (прогноз, возникновение, контроль и др.) и другим характеристикам (рис. 2);
• заполнение в процессе опроса абонентов карточек о ЧС и пожарах, включающих в себя данные об основных характеристиках происшествия и данные об источнике информации (рис. 3);
• автоматическое присвоение единого регистрационного номера карточке о ЧС или пожаре;
• передачу по инициативе диспетчера введённых данных из полей одной карточки (о пожаре или ЧС) в соответствующие поля другой карточки (соответственно, о ЧС или пожаре) на соседнем АРМ;
• приём по каналам радиосвязи информации о действиях пожарно-спасательных подразделений, сложившейся обстановке и ходе работ, обобщение всей поступающей информации и её передача взаимодействующим ДДС;
• обеспечение возможности обращения из журнала событий к комплексам поддержки принятия решений (для выбранного события) или подготовки отчетной документации.
Комплексы поддержки принятия решений должны обеспечивать:
• планирование объектов и состава мероприятий по ликвидации последствий пожаров и ЧС;
• планирование сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий пожаров и ЧС;
• планирование использования дополнительных ресурсов для ликвидации последствий пожаров и ЧС;
• планирование транспортного обеспечения процесса ликвидации последствий пожаров и ЧС;
• прогнозирование и оценку последствий ЧС под действием управленческих решений, заложен -ных в ситуационный план, в том числе: определение оценок медицинских последствий ЧС, с учетом проведения запланированных мероприятий по ликвидации ЧС и защите населения; определение прогнозируемых объемов и сроков начала и окончания выполнения аварийно-восстановительных мероприятий.
Результаты решения функциональных задач должны представляться в виде итоговых планов и печатных выходных документов, включающих разбивку по следующим составляющим:
• план мероприятий по ликвидации ЧС;
• план привлечения сил и средств на ликвидацию ЧС;
• план обеспечения продовольственными, ма-
§ Карточка ЧС : Новый *
Документ Журнал Табличная часть Помощь
Содержание ЧС | Поражающие факторы ЧС | Привлекаемые средства | Последствия ЧС для населения | Последствия ЧС для объектов | Материалы*»* ущерб | Событие Начало события Местоположение
I-------------------Ш---------------------1---------------------------------------------------------------------------
Объекты события
г
Происшествия
Субъект - источник первичной информации
□
ИСТОЧНИК МД Код Наименование Начало Окончание
иг
Примечание
Дополнительные сведения
Тип
Новое событие
Содержание ЧС
Классификация| Тип ЧС
Наиме»
Сообщени Номер
|213
Отправитель ___________
|т ложной медицинской ПОМОЩИ ("03*11 ▼ | |;Уточнить ]
Фамилия И 0_________________________________________
[Петров Василий Иванович
Т елеФон определенный Допогаительный________________
| 1345*67-89
Дополнительные сведения_____________________________
Местоположение отправителя Центральный АО , ж рн Арбат, Николопесковский Б. пер.
Прослушать I
Событие-
Номер
[248
X Отмена
Оповестить
Информация
Начало__________ Конец
|13:53 03.07 02 |____
I Основные Уточнение Дополнительная
Р&?.*Т______________________________________
[Авторемонтный кузовной завоа Происшествие
I
'Местоположение------
ТВ
тз
г Москва
Описание события
31
ЛІ
Ьи
СТЯ1_+Ы - Создать Р5 - Копировать СТЯ!.-^ - Сохранить СТЯЬ+Э - Удалить Р9 - в журнал ІИБ - Вставить ОЕЬ - Удалить Р6 - Котировать строку
Рис. 3. Карточка о ЧС
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
териально-техническими и другими ресурсами сил и средств ликвидации ЧС;
• план перевозок сил, средств и ресурсов, привлекаемых для ликвидации ЧС.
При этом каждый из планов должен содержать информацию в нескольких разрезах — по объектам проведения работ, по проводимым мероприятиям, по силам, привлекаемым к участию при ликвидации последствий ЧС.
Комплекс подготовки отчетной документации должен обеспечивать автоматизированное формирование, передачу и автоматический ввод в базу данных выше стоящего органа управления оперативных донесений о ЧС по формам 1-4/ЧС Табеля срочных донесений МЧС России (приказ МЧС России от 25 июня 1996 г. № 427) на основе принятых структур формализованных сообщений, ЕСККИ АИУС РСЧС, классификаторов и словарей информации МЧС России.
СПИО ЕДДС должно функционировать в рамках локальной вычислительной сети по технологии «клиент-сервер». При этом должна обеспечиваться возможность формирования следующих типовых специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ):
— АРМ оперативного дежурного ГОЧС (помощника оперативного дежурного, старшего диспетчера);
— АРМ диспетчера (радиотелефониста) по пожарам;
— АРМ диспетчера (радиотелефониста) по ЧС;
— удалённый АРМ диспетчера (дежурного) взаимодействующей ДДС;
— удалённый АРМ подчиненного подразделения (поисково-спасательного отряда, пожарной части);
— системного администратора.
СПИО ЕДДС «01» должно обеспечивать возможность его дальнейшего развития с учётом используемых в ЕДДС программно-аппаратных средств, в том числе:
— компьютерно-телефонная интеграция диспетчерских комплексов с УАТС для создания центра обработки телефонных вызовов (са11-центра) с целью обеспечения синхронности процессов получения и передачи телефонных вызовов и карточки, автоматического включения в карточку номера звонящего, его фамилии и адреса на основе сопряжения с АОН и базой данных абонентов телефонной сети, а также обеспечения других возможностей;
— сопряжение карточек о ЧС и пожарах с многоканальной цифровой системой записи телефонных переговоров;
сопряжение функциональных задач с геоин-формационной системой (ГИС) для отображения территориально-привязанной информации на электронной карте местности;
сопряжение диспетчерских комплексов с системой голосового оповещения;
развитие подсистемы поддержки принятия решений в части расширения состава задач по типам возможных ЧС, а также в части автоматизации процессов подготовки планов действий сил и средств;
развитие подсистемы подготовки отчетной документации для обеспечения формирования до-
кладов руководству, статистической отчетности о ЧС и пожарах, а также учёта последующих изменений в составе и формах табельной отчетности;
— создание подсистемы консультативного обслуживания через Интернет населения и организаций по вопросам безопасности в ЧС (АСКО).
Очевидно, что основная интеграция заключается в создании общего для обеих групп диспетчеров программного и информационного обеспечения в части используемых баз данных (таких как база данных потенциально опасных объектов, базы данных по жилой застройке и населению, местам скопления людей, транспорту и целый ряд других), словарей и классификаторов, а также в части унификации систем управленческих документов. Это достаточно сложная в организационном плане задача, т.к. в настоящее время данные БД ведутся различными организациями в разных форматах, актуализация информацию происходит несвоевременно, что может внести противоречия при принятии решения. Возможно, для ее решения необходимо определить ЕДДС, как центр ответственный за ведение данных БД.
В качестве общего программного обеспечения предлагаются сетевые операционные системы WINDOWS NT 4.0 (SP6) и WINDOWS 2000 для серверов и рабочих станций, сервер локальной вычислительной сети необходимо поднять до уровня контроллера домена. На контроллер домена устанавливается система управления базами данных MS SQL 7.0 SP3 и на рабочие места операторов соответствующие клиентские части этой СУБД. База данных располагается на сервере. На рабочие места устанавливается офисный пакет MS Office.
В зависимости от вариантов использования локальной сети (например, для каких-либо дополнительных управленческих задач) возможно выделение отдельного физического сервера для установки СУБД. В случае большого количества обслуживаемых вызовов (например, в городах с населением свыше 1 миллиона человек) возможно создание аналогичной конфигурации на основе СУБД ORACLE.
Конфигурация технических средств также может меняться в широких пределах: от выделенного под контроллер домена и одновременно сервер СУБД одного компьютера уровня Pentium III местной сборки, до разделенных контроллера домена и сервера СУБД на основе современных мощных многопроцессорных серверов известных производителей.
Такое построение системы позволяет легко организовать информационный обмен, а также наращивание и развитие системы.
В заключение необходимо отметить ещё одно требование к программному обеспечению ЕДДС «01» — в нём необходимо предусматривать создание программного продукта для проведения обучения диспетчеров и контроля качества этого обучения. Помимо непосредственной задачи эта функция будет использована и для решения других задач — проведение профессионального отбора, тестирования, проведения конкурсов «лучший по профессии» и тому подобное.