Научная статья на тему 'Основные положения по созданию специального программного и информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб «01»'

Основные положения по созданию специального программного и информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб «01» Текст научной статьи по специальности «Службы противодействия чрезвычай-ным ситуациям природного, техногенного и экологического характера»

CC BY
154
63
Поделиться

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства, автор научной работы — Попов А. П., Нехорошев С. Н., Романов А. С., Агеев С. В., Грачёв В. Л.

Об обосновании и основных положениях создания нового интегрированного специального программного и информационного обеспечения для ЕДДС «01»

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства , автор научной работы — Попов А.П., Нехорошев С.Н., Романов А.С., Агеев С.В., Грачёв В.Л.,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Основные положения по созданию специального программного и информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб «01»»

УДК 002 2:614.84:35

А.П. Попов к.т.н., С.Н. Нехорошее к.т.н., А.С. Романов, С.В. Агеев к.т.н., В.Л. Грачев

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ «01»

Об обосновании и основных положениях создания нового интегрированного специального программного и информационного обеспечения для ЕДДС «01»

С.Н. Нехорошев

і.' V г

В.Л. Грачев

С принятием решения о создании единых служб спасения и определения нового статуса телефона «01» возник целый ряд организационно-технических задач, практически не имеющих на сегодняшний день аналогов решения в нашей стране. Одна из таких задач — создание нового интегрированного специального программного и информационного обеспечения (СПИО) для единых дежурно-диспетчерских служб, переходящих на единый телефон «01» для вызова пожарных и спасателей (ЕДДС «01»).

Необходимость создания интегрированного СПИО продиктовано целым рядом причин.

Во-первых, до сегодняшнего дня параллельно велась разработка и развитие двух автоматизированных систем (АС): АС ЕДДС и АС ЦУС УГПС, функции которых частично дублируют друг друга. Проведенный анализ показал, что в условиях ограниченного финансирования выделяемых денег недостаточно для разработки двух законченных программных комплексов, удовлетворяющих всем современным требованиям, их постоянного развития (т.к. в современных условиях идет бурное развитие информационных технологий) и поддержки в рабочем состоянии. Приходится разрабатывать СПИО в виде отдельных комплексов, которые все равно впоследствии необходимо интегрировать. Переход на интегрированное СПИО позволит сконцентрировать финансирование на одном программном комплексе, что даст возможность применить самые современные разработки и достижения в области информационных технологий и телекоммуникаций. Это в свою очередь обеспечит быстроту и достоверность получения информации о ЧС, своевременное доведение ее до соответствующих служб, что позволит предотвратить ЧС или смягчить ее последствия.

Во-вторых, существование двух независимых АС создает значительные трудности в плане информационного взаимодействия пожарных и спасателей. Существуют две разные базы данных БД со своей системой классификации и кодирования, со своими словарями и классификаторами, что не позволяет осуществлять обмен формализованными сообщениями между службами, создает разногласия в информации о местоположении ЧС, количестве населении в зоне ЧС (городе) и т.д. Создание интегрированного СПИО позволит перейти к единой системе классификации и кодирования информации, что даст возможность создать единое информационное пространство и единую БД. Это обеспечит в режиме реального времени доступ к единой БД по выделенному каналу всех ДДС, что позволит избежать противоречий в информации, быстро принять правильное решение по ликвидации ЧС.

В-третьих, в большинстве ЦУС, ЦППС и ПСЧ ГПС МЧС России сейчас используется морально устаревшее программное обеспечение (за исключением ЦУС Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других), требующее замены или доработки. В 2000 г. ФЦ ВНИИ ГОЧС совместно с компанией 1^ КПО ВС (г. Казань) с использованием современных информационных технологий было разработано для ЕДДС типовое специальное программное и ин-

Научно-технические разработки

формационное обеспечение, которое затем было передано в региональные центры для дальнейшего распространения по субъектам РФ, т.е. интегрированное СПИО будет разрабатываться не с нуля, а с учетом всего имеющегося опыта и наработок в этой области. Это создает благоприятные предпосылки для разработки интегрированного СПИО с минимальными финансовыми затратами и с максимальным учетом всей специфики работы пожарных и спасателей.

Наиболее сложным моментом в создании интегрированного специального программного и инфор-

мационного обеспечения для ЕДДС «01» является отсутствие отработанных алгоритмов взаимодействия диспетчеров при обработке одновременно вызовов на пожары и ЧС. Это серьезная и комплексная задача, требующая совместных усилий разных специалистов, определённого времени на апробацию, а также необходимой организации и проведения подготовки кадров диспетчеров.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

На сегодняшний день наиболее четко отработан алгоритм действия диспетчеров по пожарам. Поэтому на первом этапе разработки СПИО ЕДДС «01» целесооб-

Таблица

Структура первой очереди интегрированного СПИО

Наименование функциональных подсистем (ФП) Наименование функциональных комплексов (ФК) Наименование функциональных задач (ФЗ)

ФП-1. Диспетчерская подсистема ЕДДС ФК-1.1. Диспетчерский комплекс ГОЧС (об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях) ФЗ-1.1.1. Сбор от населения и организаций сообщений об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях

ФЗ-1.1.2. Обработка сообщений об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях

Ф3-1.1.3. Доведение данных об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях до подчинённых и взаимодействующих структур

ФК-1.2. Диспетчерский комплекс ГПС (о пожарах) ФЗ-1.2.1. Сбор от населения и организаций сообщений о пожарах

ФЗ-1.2.2. Обработка сообщений о пожарах

Ф3-1.2.3. Доведение данных о пожарах до подчинённых и взаимодействующих структур

ФП-2. Подсистема поддержки принятия решений ЕДДС ФК-2.1. Комплекс поддержки принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС Ф3-2.1.1. Поддержка принятия решений по ликвидации ЧС, вызванной аварией на химически опасном объекте с выбросом АХОВ

Ф3-2.1.2. Поддержка принятия решений по ликвидации ЧС, вызванной радиационной аварией на АЭС

Другие ФЗ (в соответствии с классификацией ЧС)

ФК-2.2. Комплекс поддержки принятия решений по тушению пожаров Ф3-2.2.1. Информационная поддержка принятия решений при тушении пожаров

Ф3-2.2.2. Выдача данных по пожаровзрывоопасности веществ, материалов и способам их тушения

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ФП-3. Подсистема подготовки отчетной документации ЕДДС ФК-3.1. Комплекс подготовки отчетной документации о ЧС Ф3-3.1.1. Подготовка оперативных донесений о ЧС (формы 1-4/ЧС ТСД МЧС России)

Ф3-3.1.2. Подготовка статистической отчетности о ЧС

Ф3-3.1.3. Ведение соответствующего раздела классификаторов и словарей МЧС России

ФК-3.2. Комплекс подготовки отчетной документации по пожарам Ф3-3.2.1. Подготовка оперативных донесений о пожарах

Ф3-3.2.2. Подготовка статистической отчетности о пожарах

Ф3-3.2.3. Ведение соответствующего раздела классификаторов и словарей МЧС России

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

разно взять за основу алгоритм работы пожарных, что позволит избежать увеличения времени, затрачиваемого на обработку вызова при пожаре и сохранить оперативность при их ликвидации. Это является одним из условий успешного функционирования ЕДДС «01».

Предлагаемый алгоритм функционирования типового СПИО ЕДДС «01» представлен на рис. 1.

В разрабатываемом в настоящее время алгоритме работы диспетчеров и, соответственно, программном обеспечении ЕДДС «01» необходимо выделить следующие наиболее важные положения:

• тип ЕДДС «01» — «раздельная диспетчерская» или «объединенная диспетчерская»;

• первоначально вызов приходит диспетчеру ГПС (в целях сокращения времени реагирования), который обрабатывает «свой» вызов и переадресует «чужой»; в случае занятости всех диспетчеров ГПС новый вызов получает диспетчер по ЧС, который аналогично обрабатывает «свой» и переадресует «чу-

Как видно из таблицы СПИО ЕДДС «01» стоит из трех ФП, каждая из которых делится на функциональные комплексы по ЧС и пожарам.

Диспетчерские комплексы по ЧС и пожарам должны обеспечивать:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

жой»; переадресованный вызов имеет повышенный приоритет в создавшейся очереди вызовов;

• принятие решения (приказа) на тушение пожара производится диспетчером ГПС по существующей отработанной схеме, взаимодействие с другими ДДС производится по мере необходимости;

• принятие решения оперативным дежурным по ЧС производится с использованием ранее разработанных функциональных задач поддержки принятия решения;

для технического обеспечения работы диспетчеров используются автоматизированные рабочие места на основе объединенных в локальную вычислительную сеть персональных компьютеров, периферийных устройств, а также программируемой цифровой АТС (с функцией АОН) и многоканальная система записи переговоров.

Примерная структура первой очереди интегрированного СПИО представлена в таблице.

• формирование на основе поступающих сооб-

щений журнала событий (основного «меню») с учетом привязки к каждому из событий, относящихся к нему входящих и исходящих сообщений (карточек, уведомлений, донесений и др.), объектов проведения

Сообше»*я События Служебмье ?

а ^ л и & а1 | '__________________________________________________________________________________________________________________

ГждонГкоЛтІГ

Ре»»»_________________ Фи/ьтрда—м*____________

IТ екущие события ^ I | Все ▼ I V Фильтр!

| Номер | К | Происшествия | Местоположение | Описл**е Объекты

И'? ш ГІожар. Выброс вредных веществ (Центральный АО . ри Арбат. Арбатский пер. д 8І Возгарание складских помещений Автозапчасти (рынок). Альмирал |рь*юг|

236 I Взрыв ЦентральныйАО.рн Арбат. Каменная слобода г взрыв возле бензоколонки Эквивалент (АЗС)

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

234 Инфекционное заболевание людей (эпио Зеленоградский АО . рн Крюково. Чернышевско! Биофабрша здрава/

10 Взрыв. Пожар. Авария на знергетическо» Юж**>Л АО . ри. Орехово-Борисово Северное. Лог Учебная тревог. 27 0701 1001 я/с

70 Выброс вредных веществ. Обрушен.** за- г Москва Асфальтобетонный завод

117 Взрыв. Выброс вреаных вешесте [г Москва Московский хладокомбинат N 9 ОАО

22 Авария на с»«теме газоснабжения Юго-Восточный АО . ри Нижегородский. Нижегор Перебои в газоснабжении Утечка газа 1 д/с; 1001 я/с

13 Взрыв. Авария на энергетической систеьСеверо-Воао^ый АО ,рн Ростокжо. Леонова! Росгокжо (рынок)

241 Транспортная авария: Взрыв г. Москва Столкновение машин, сопровождаю*! Шинный з-д (АО “Московский ШИН

168 Пожар Зеленоградский АО ри Крюково. Школьная ул ЫВоэгарание частного дома и прилегающей Майское ТКФ (магазин)

49 Авария на системе электроснабжения. А Зеленоградский АО . рн Крюково, ЦНИИМЭ ул Отк лючение электроснабжения 1003 я/с

44 Г иарсджами-юская авария. Авария на сі Западный АО .. рн Очаково-Матвееве кое. Т роеюд 1000 я/с

18 Пожар. Авария на энергетической систег Заладил* АО . рн Фили-Давыдково. Давыокова Возгарание здания Отключен э лектроо Родина кЛ

238 Пожар г Москва Возгарание зда»*« Хлебозавод N 28.

152 Авария на системе газоснабжения Центральный АО Россия кЛ

132 Пожар. г Москва Возгарание здания (цех №3) и прилагают! Завод автотракторнэй электроаппарату

40 Изменение состояния биосферы. Обруик г Москва Распространение едкого дыма Асфа/ътобетонтй завод

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

166 Неосторожное поведение людей Северный АО., рн Дмитровский. Дубни Возгарание цехового здания Угроза взрыва 1 д/с; 1 я/с

246 Пожар. г. Москва Возгорание цехового здания. Булочно-кондитерский комбинат "

244 Авария на системе газоснабжения г. Москва Утечка газа ТЭЦ 9.

- 231 195 Пожар; Взрыв г Москва Возгарание помещения на 1 -ом этаже Взрыв. Пожар. Выброс вредных веществ Зеленоградский АО., рн Крюково. Школьная ул(г Курчатовский инт (Рос научней центр)

191 Обрушение зданий (сооружений) Зеленоградский АО.. рн Крюково. Школьная ул (г Обвал стегы и лестни^юго пролета Хлебозаводы 28.

- 189 185 Взрыв ЦенгралыыйАО.. рн Арбат. Арбат ул, д 37 Неосторожное поееаеьне детей, повлекше 1004 я/с. Пожар. г. Москва Возгарание помещения типографии Бумажно технических изделий завод

183 Взрыв г Москва Взрыв бензоколонки Эквивалент (АХ}

Ш 21

4

Всего событий в журнале: 27

Рис. 2. Журнал событий диспетчерского комплекта

АРМ Администратора

работ, данных о привлекаемых силах и средствах, а также классификации событий по виду (пожары, аварии и др.), масштабу негативных последствий (ранг пожара, локальные, местные и др. ЧС), текущему состоянию (прогноз, возникновение, контроль и др.) и другим характеристикам (рис. 2);

• заполнение в процессе опроса абонентов карточек о ЧС и пожарах, включающих в себя данные об основных характеристиках происшествия и данные об источнике информации (рис. 3);

• автоматическое присвоение единого регистрационного номера карточке о ЧС или пожаре;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• передачу по инициативе диспетчера введённых данных из полей одной карточки (о пожаре или ЧС) в соответствующие поля другой карточки (соответственно, о ЧС или пожаре) на соседнем АРМ;

• приём по каналам радиосвязи информации о действиях пожарно-спасательных подразделений, сложившейся обстановке и ходе работ, обобщение всей поступающей информации и её передача взаимодействующим ДДС;

• обеспечение возможности обращения из журнала событий к комплексам поддержки принятия решений (для выбранного события) или подготовки отчетной документации.

Комплексы поддержки принятия решений должны обеспечивать:

• планирование объектов и состава мероприятий по ликвидации последствий пожаров и ЧС;

• планирование сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий пожаров и ЧС;

• планирование использования дополнительных ресурсов для ликвидации последствий пожаров и ЧС;

• планирование транспортного обеспечения процесса ликвидации последствий пожаров и ЧС;

• прогнозирование и оценку последствий ЧС под действием управленческих решений, заложен -ных в ситуационный план, в том числе: определение оценок медицинских последствий ЧС, с учетом проведения запланированных мероприятий по ликвидации ЧС и защите населения; определение прогнозируемых объемов и сроков начала и окончания выполнения аварийно-восстановительных мероприятий.

Результаты решения функциональных задач должны представляться в виде итоговых планов и печатных выходных документов, включающих разбивку по следующим составляющим:

• план мероприятий по ликвидации ЧС;

• план привлечения сил и средств на ликвидацию ЧС;

• план обеспечения продовольственными, ма-

§ Карточка ЧС : Новый *

Документ Журнал Табличная часть Помощь

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Содержание ЧС | Поражающие факторы ЧС | Привлекаемые средства | Последствия ЧС для населения | Последствия ЧС для объектов | Материалы*»* ущерб | Событие Начало события Местоположение

I-------------------Ш---------------------1---------------------------------------------------------------------------

Объекты события

г

Происшествия

Субъект - источник первичной информации

ИСТОЧНИК МД Код Наименование Начало Окончание

иг

Примечание

Дополнительные сведения

Тип

Новое событие

Содержание ЧС

Классификация| Тип ЧС

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Наиме»

Сообщени Номер

|213

Отправитель ___________

|т ложной медицинской ПОМОЩИ ("03*11 ▼ | |;Уточнить ]

Фамилия И 0_________________________________________

[Петров Василий Иванович

Т елеФон определенный Допогаительный________________

| 1345*67-89

Дополнительные сведения_____________________________

Местоположение отправителя Центральный АО , ж рн Арбат, Николопесковский Б. пер.

Прослушать I

Событие-

Номер

[248

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

X Отмена

Оповестить

Информация

Начало__________ Конец

|13:53 03.07 02 |____

I Основные Уточнение Дополнительная

Р&?.*Т______________________________________

[Авторемонтный кузовной завоа Происшествие

I

'Местоположение------

ТВ

тз

г Москва

Описание события

31

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ЛІ

Ьи

СТЯ1_+Ы - Создать Р5 - Копировать СТЯ!.-^ - Сохранить СТЯЬ+Э - Удалить Р9 - в журнал ІИБ - Вставить ОЕЬ - Удалить Р6 - Котировать строку

Рис. 3. Карточка о ЧС

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

териально-техническими и другими ресурсами сил и средств ликвидации ЧС;

• план перевозок сил, средств и ресурсов, привлекаемых для ликвидации ЧС.

При этом каждый из планов должен содержать информацию в нескольких разрезах — по объектам проведения работ, по проводимым мероприятиям, по силам, привлекаемым к участию при ликвидации последствий ЧС.

Комплекс подготовки отчетной документации должен обеспечивать автоматизированное формирование, передачу и автоматический ввод в базу данных выше стоящего органа управления оперативных донесений о ЧС по формам 1-4/ЧС Табеля срочных донесений МЧС России (приказ МЧС России от 25 июня 1996 г. № 427) на основе принятых структур формализованных сообщений, ЕСККИ АИУС РСЧС, классификаторов и словарей информации МЧС России.

СПИО ЕДДС должно функционировать в рамках локальной вычислительной сети по технологии «клиент-сервер». При этом должна обеспечиваться возможность формирования следующих типовых специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ):

— АРМ оперативного дежурного ГОЧС (помощника оперативного дежурного, старшего диспетчера);

— АРМ диспетчера (радиотелефониста) по пожарам;

— АРМ диспетчера (радиотелефониста) по ЧС;

— удалённый АРМ диспетчера (дежурного) взаимодействующей ДДС;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

— удалённый АРМ подчиненного подразделения (поисково-спасательного отряда, пожарной части);

— системного администратора.

СПИО ЕДДС «01» должно обеспечивать возможность его дальнейшего развития с учётом используемых в ЕДДС программно-аппаратных средств, в том числе:

— компьютерно-телефонная интеграция диспетчерских комплексов с УАТС для создания центра обработки телефонных вызовов (са11-центра) с целью обеспечения синхронности процессов получения и передачи телефонных вызовов и карточки, автоматического включения в карточку номера звонящего, его фамилии и адреса на основе сопряжения с АОН и базой данных абонентов телефонной сети, а также обеспечения других возможностей;

— сопряжение карточек о ЧС и пожарах с многоканальной цифровой системой записи телефонных переговоров;

сопряжение функциональных задач с геоин-формационной системой (ГИС) для отображения территориально-привязанной информации на электронной карте местности;

сопряжение диспетчерских комплексов с системой голосового оповещения;

развитие подсистемы поддержки принятия решений в части расширения состава задач по типам возможных ЧС, а также в части автоматизации процессов подготовки планов действий сил и средств;

развитие подсистемы подготовки отчетной документации для обеспечения формирования до-

кладов руководству, статистической отчетности о ЧС и пожарах, а также учёта последующих изменений в составе и формах табельной отчетности;

— создание подсистемы консультативного обслуживания через Интернет населения и организаций по вопросам безопасности в ЧС (АСКО).

Очевидно, что основная интеграция заключается в создании общего для обеих групп диспетчеров программного и информационного обеспечения в части используемых баз данных (таких как база данных потенциально опасных объектов, базы данных по жилой застройке и населению, местам скопления людей, транспорту и целый ряд других), словарей и классификаторов, а также в части унификации систем управленческих документов. Это достаточно сложная в организационном плане задача, т.к. в настоящее время данные БД ведутся различными организациями в разных форматах, актуализация информацию происходит несвоевременно, что может внести противоречия при принятии решения. Возможно, для ее решения необходимо определить ЕДДС, как центр ответственный за ведение данных БД.

В качестве общего программного обеспечения предлагаются сетевые операционные системы WINDOWS NT 4.0 (SP6) и WINDOWS 2000 для серверов и рабочих станций, сервер локальной вычислительной сети необходимо поднять до уровня контроллера домена. На контроллер домена устанавливается система управления базами данных MS SQL 7.0 SP3 и на рабочие места операторов соответствующие клиентские части этой СУБД. База данных располагается на сервере. На рабочие места устанавливается офисный пакет MS Office.

В зависимости от вариантов использования локальной сети (например, для каких-либо дополнительных управленческих задач) возможно выделение отдельного физического сервера для установки СУБД. В случае большого количества обслуживаемых вызовов (например, в городах с населением свыше 1 миллиона человек) возможно создание аналогичной конфигурации на основе СУБД ORACLE.

Конфигурация технических средств также может меняться в широких пределах: от выделенного под контроллер домена и одновременно сервер СУБД одного компьютера уровня Pentium III местной сборки, до разделенных контроллера домена и сервера СУБД на основе современных мощных многопроцессорных серверов известных производителей.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Такое построение системы позволяет легко организовать информационный обмен, а также наращивание и развитие системы.

В заключение необходимо отметить ещё одно требование к программному обеспечению ЕДДС «01» — в нём необходимо предусматривать создание программного продукта для проведения обучения диспетчеров и контроля качества этого обучения. Помимо непосредственной задачи эта функция будет использована и для решения других задач — проведение профессионального отбора, тестирования, проведения конкурсов «лучший по профессии» и тому подобное.