музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ // Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии (проблемы интерпретации и сохранения) : сб. ст. Кемерово, 2016. С. 306-310.
4. Гнедовский М. Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. С. 16-35.
5. Живые уроки [Электронный ресурс]. URL: http://vww. zhivye-unoki.ru/ (дата обращения: 02.05.2017).
6. Кагакина Е. А., Родионова Д. Д. Применение технологий практико-ориентированного обучения при подготовке специалистов направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» // Научный диалог. 2016. № 3 (51). С. 329-341.
7. Международная конвенция по охране нематериального культурного наследия (Париж 17 окт. 2003 г.) [Электронный ресурс]. URL: fapcom.ru/files/Konventsiya_ ob_ohnane_nematenial_nogo_kul_tunnogo_naslediya.pdf.
8. Музейное дело России / под ред. М. Е. Каулен. — М. : ВК, 2010. 676 с.
9. Родионова Д. Д., Насонов А. А. Современная профессиональная подготовка музейного специалиста //Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 3 (19). С. 142-146.
10. Никишин Н. А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. С. 7-15.
11. Родионова Д. Д. Использование информационно-коммуникационных технологий в студенческих проектах для музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ//Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии (проблемы интерпретации и сохранения) : сб. ст. Кемерово, 2016. С. 334-338.
12. Родионова Д. Д. Расширение возможностей практико-ориентированного обучения посредством внедрения современных информационных-коммуникационных технологий (на примере профессиональной подготовки музеологов) [Электронный ресурс] //Современное образование. 2017. № 1. С. 196-202. URL: http:// e-notabene.ru/pp/anticle_22640.html (дата обращения: 01.05.2017).
13. Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru/nme/ (дата обращения: 02.05.2017)
14. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего образования 51.03.04 «Музеоло-гия и охрана объектов культурного и природного наследия» уровень бакалавриата [Электронный ресурс] : утвержден Министерством образования и науки РФ 28.07.2016. URL: http://fgosvo.nu/news/4/1894 (дата обращения: 01.05.2017).
1 5. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей [Электронный ресурс]. М. : Изд-во РИК, 2011. 223 с. URL: http:// www.museumstudy.ru/content/files/uhnevich_ ya_povedu_tebya_v_muzei.pdf (дата обращения: 01.05.2017).
УДК/UDC 378.046.4
О. В. Ройтблат O. Roytblat
СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ MODERN AIMS OF ADVANCED TRAINING SYSTEM
В статье предпринята попытка анализа задач обновления системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников в ответ на происходящие социальные изменения, на новые вызовы и требования времени и общества. К числу таких задач относятся актуальные: повышение ИКТ-компетентности, создание неформального образовательного пространства, — и стратегические: мониторинг образовательных потребностей учителей и профессиональных затруднений, расширение возможностей неформального образования для реализации индивидуального подхода к повышению квалификации практикующих педагогов.
The article attempts to analyze the problems of updating the teachers training and retraining system in response to the happening social changes, to the new challenges and demands of the times and society. These problems include the
currently important: improving ICT-competence, the creation of an informal educational space; and the strategic ones: monitoring professional difficulties and educational needs of teachers, the expansion of non-formal education opportunities for the realization of an individual approach to the professional development of teachers practitioners.
Ключевые слова: повышение квалификации, неформальное образование, педагог, профессиональные затруднения, социальные изменения.
Keywords: advanced training, non-formal education, teacher, professional difficulties, social change.
Разговоры о педагоге XXI века, о новой профессии — профессии учителя XXI века в научной, методической, популярной литературе в по-
следнее десятилетие приобретают задачный характер для системы повышения квалификации педагогических работников. Время анализа и осмысления изменений в образовательной среде прошло. Сегодня в образовательном пространстве, по мнению ведущих идеологов образовательной политики РФ, назрело время радикальных перемен, которые найдут свое воплощение в ближайшее десятилетие.
В условиях глобального открытого образовательного пространства имеет смысл уточнить понимание термина «образование». Сегодня во всем мире образование стало рассматриваться как стратегический ресурс, потенциал человеческого капитала. Образованием называют и процесс, и результат, и уровень компетенций, и область профессиональной деятельности. В английском языке понятия education и learning имеют разное значение: термином «education» обозначается формальное образование, привязанное к определенной системе обучения, оценки, аттестации; термином «learning» обозначают постоянное непрерывное обучение знаниям, навыкам, умениям, сценариям поведения, опирающимся на неформальное образование, отвечающим парадигме «образование в течение всей жизни» (life long learning). Для системы повышения квалификации имманентно понимание образования как «learning» — непрерывного образования, образования в течение всей жизни.
Репутация образования как консервативной области, обусловленной высокой иммунностью к изменениям, сегодня подвергается критике и сомнениям на всех уровнях. Одни исследователи связывают трансформацию образования с МООС-революцией (Harden, 2013), другие — с тотальной виртуализацией и геймифи-кацией образования (Cocoran, 2010; McGonigal, 2011), третьи — с развитием и достижениями нейробиологии и когнитивной психологии, возможностью применения ее в методике и технологиях обучения. Современные социальные изменения затронули не только требования к образованию, но и само представление об образовании, его качестве и результате. Основными факторами таких изменений можно назвать:
— изменения требований заказчиков к образованию (со стороны бизнеса, семьи, государства, общества, НКО);
— изменение и создание стандартов (образовательных, профессиональных);
— интенсификация глобальной конкуренции между провайдерами образования и трансляторами образования;
— внутриотраслевые инновации (создание передовых и инновационных школ, новых правовых форм образовательных отношений, образовательных комплексов и кластеров, др.).
Безусловно, ключевую роль в трансформации современного образования играют информационно-коммуникационные технологии, стремительно развивающиеся и охватывающие все сферы человеческой жизнедеятельности. В то же время мы не склонны идеализировать влияние информационно-коммуникационных технологий, напротив, можно отметить и негативные эффекты. Так, наряду с развитием виртуального, дистанционного образования снижается уровень чтения и коммуникативных навыков подрастающего поколения; на фоне активного общения в социальных сетях растет степень одиночества людей разного возраста. Вместе с тем история доказывает, что развитие технологий меняет быт, образ мышления, саму цивилизацию (изобретение колеса, пороха, антибиотиков, Интернета). Следовательно, технологии и социальность взаимообусловлены. Особенно интенсивно взаимовлияние в настоящее время. Так, если в 2013 году активными пользователями Интернета были зарегистрированы 2,7 миллиарда человек, то к 2020 году их число вырастет до 4,7-5 миллиардов человек. Также интенсивно повышаются доступность, скорость Интернета и объем доступной информации в условиях масштабной оцифровки реальности. Следует учитывать и риски, которые провоцирует динамично развивающаяся информационно-цифровая реальность. Так, в условиях доступного объема информации человек становится все более когнитивно несамостоятельным и неактивным. Предупреждение и профилактика данных угроз, безусловно, являются задачами нового образования. Уже сегодня можно выделить ряд изменений в образовании, вызванных внедрением в жизнь информационных технологий. Такие образовательные изменения затронули, во-первых, содержание, методику и формы обучения (применение презентаций, копированных текстов и заданий; онлайн-режимы обучения, видеообучение, дистанционное обучение и др.); во-вторых, контроль обучения (тесты, онлайн-тесты, ЕГЭ). Данные изменения, с одной стороны, безусловно, модернизируют сам процесс обучения, когда основная функция учителя заключается уже не в трансляции и контроле переданных знаний и умений, а в организации и сопровождении процесса самообучения. С другой — влияют на требования к компетентностям современного педагога.
Важным изменением в образовании следует назвать большую индивидуализацию на фоне роста доступности и массовости обучения. Применение ИКТ способствует, с одной стороны, все большей индивидуализации процесса обучения, а с другой — провоцирует риск дифференциации обучения, порождение образовательных страт и т. п.
Исходя из данных посылов, современный учитель, чтобы остаться эффективным менеджером, тьютором в условиях реальной индивидуализации и информатизации обучения, должен не просто владеть своим предметом и информационными технологиями, он должен обладать значительными организационными способностями, владеть знаниями по психологии, освоить навыки работы в виртуальной информационной среде не ниже уровня обучающихся. В условиях перемен и с учетом требований система повышения квалификации работников образования должна стать гибкой, мобильно реагировать на меняющиеся требования к учителю XXI века в меняющемся мире. Для решения поставленных задач система повышения квалификации должна искать новые формы обучения педагогов.
Современные педагогические публикации как отечественных, так и зарубежных авторов освещают различные варианты решения данной задачи: формирование сетевого образовательного окружения (online learning environment, OLE), персональных образовательных пространств (personal learning space PLS), персональных образовательных сред (personal learning environment, PLE) c применением различных информационных технологий (Г Аттвел, Д. Венмот, Г Дейвис, Н. Ю. Гончарова, Е. Д. Патаракин и др.).
Становится очевидным, что мировое педагогическое сообщество оказалось перед необходимостью реализации индивидуального подхода к повышению квалификации практикующих учителей. В повседневной практике каждый педагог сталкивается с проблемами, характерными для своего региона, города, контингента, предмета. Соответственно, все труднее осуществлять сопровождение и поддержку педагогов в условиях формального (лекци-онно-группового) повышения квалификации в вариативном и меняющемся мире. Ответом на реальную потребность индивидуализации в системе повышения квалификации педагогов стали: индивидуальная накопительная система повышения квалификации, персонифицированная система повышения квалифика-
ции, каскадно-поточная модель и модель обучения в проектных группах, обучение на рабочем месте и др. Все активнее входит в профессиональную жизнь педагогов практика неформального и информального образования как формы непрерывного образования. Так, по данным Д. Кросса, С. Уилера, Дж. С. Брауна, только 15-20 % имеющихся у человека знаний получены в рамках формального образования, остальные 80-85 % — результат неформального образования [5]. Э. Ф. Зеер предложил формы непрерывного профессионального образования по формальному, неформальному, информальному признакам [1].
ТОГИРРО в поиске решения задачи индивидуализации подготовки и переподготовки педагогов также использует накопительную персонифицированную форму повышения квалификации. Различные варианты неформального повышения квалификации практикующих учителей в ТОГИРРО практикуются с 2007 года. В рамках неформального образования накоплен и обобщен значительный опыт работы Школы современного руководителя, сетевых сообществ педагогов-новаторов и учителей-предметников, педагогических марафонов и педагогических десантов, проектных групп творчески работающих педагогов. Командное обучение, работа стажировочных и пилотных площадок в образовательных организациях области также зарекомендовали себя с положительной стороны. В Тюменской области разворачивается проект по использованию в образовательном процессе уникальных электронных ресурсов Президентской библиотеки через так называемые удаленные электронные читальные залы, открытые в нескольких районах области и городе Тюмени. Для обучающихся и педагогов не просто предоставлен доступ к электронному фонду библиотеки, а у них имеется возможность использовать различные форматы электронных ресурсов по российской государственности (аудио-, видео-, фотоматериалы; архивные и современные ресурсы — книги, статьи, журналы).
К следующей задаче, стоящей перед обновляющейся системой повышения квалификации, относится внедрение новейших информационных технологий. Изучение и удовлетворение любых индивидуальных и групповых образовательных потребностей педагогов возможно только в условиях грамотно реализуемой системы информационного взаимодействия. Особенно эффективно сетевое информационное взаимодействие при решении за-
дач неформального образования [4]. Между тем уровень ИКТ-компетентности многих педагогических работников остается недостаточным. По результатам исследования А. А. Киселевой, низкий уровень демонстрируют около двух трети педагогов (72-76 %) [3]. Следовательно, в рамках повышения квалификации наряду с созданием и развитием системы информационного сетевого взаимодействия необходимо организовать работу по повышению информационной компетентности педагогических работников, предложить им освоить новые программы и получить навыки работы в новом информационно-образовательном пространстве.
К задаче, нацеленной на модернизацию системы повышения квалификации педагогических работников, относится и определение реальных профессиональных дефицитов, образовательных потребностей. Решение данной задачи видится в осуществлении социальных опросов, мониторинга на основе потреб-ностно-информационного подхода [2].
Таким образом, на современном этапе развития образования перед системой повышения квалификации стоит ряд первоочередных задач, решение которых зависит от мобильности и гибкости самой системы повышения квалификации и ее сотрудников, а именно:
— мониторинг профессиональных дефицитов и образовательных потребностей практикующих педагогов;
— анализ результатов общественной экспертизы деятельности образовательных орга-
низаций и отдельных педагогов;
— систематизация образовательных запросов, разработка разноформатных программ обучения;
— повышение ИКТ-компетентности педагогических работников;
— создание информационно-образовательной системы широкого доступа, с оперативной обратной связью, способной удовлетворять любые образовательные потребности педагогических кадров.
Названные задачи современной системы повышения квалификации не исчерпывают всех имеющихся проблем, а только освещают необходимый уровень реагирования системы повышения квалификации педагогических работников на происходящие социальные изменения.
1. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования : учеб. пособие. М. : Академия, 2010. 176 с.
2. Кандаурова А. В. Затруднения педагогов в организации социального взаимодействия в педагогической деятельности // Человек и образование. 2014. № 4 (41). С. 58-62.
3. Киселева А. А. Непрерывное повышение квалификации педагога в персональной образовательной сфере : дис ... канд. пед. наук. Томск, 2011. 214 с.
4. Суртаева Н. Н. Сетевое взаимодействие при организации неформального образования педагогических работников дополнительного профессионального образования //Вестник ТОГИРРО. 2016. №1. С. 13-16.
5. Cross J. Informal Learning: Rediscovering the Natural Pathways That Inspire Innovation and Performance [Electronic resource]. URL: http://informl.com/book/ chapter2.pdf.
УДК/UDC 378.12 И. С. Тамаров, О. В. Клычкова,
В. В. Федорихин, М. П. Бондаренко
I. Tamarov, O. Klychkova, V. Fedorikhin, M. Bondarenko
ТЕХНОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
MANAGEMENT TECHNOLOGIES HIGHER SCHOOL TEACHERS' WORKING EXPERIENCE
В статье представлены результаты исследования, цели которого — выделение наиболее необходимых, на взгляд авторов, технологий менеджмента и выявление их возможностей в ра-
боте преподавателей высшей школы. Применение данных технологий позволит преподавателю эффективно решать поставленные перед ним задачи обучения студентов в высшей школе.