Научная статья на тему 'Развитие неформального образования в современном социокультурном пространстве России'

Развитие неформального образования в современном социокультурном пространстве России Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1759
245
Поделиться
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА / ТОГИРРО

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ройтблат Ольга Владимировна

В статье рассматриваются особенности развития неформального образования взрослых. Анализируется такая его форма, как стажировочные площадки, в условиях института повышения квалификации

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Ройтблат Ольга Владимировна,

Development of non-formal education in the modern sociocultural environment of Russia

The article discusses the features of non-formal adult education development. It analyzes such form as internship in the Institute of in-service training

Текст научной работы на тему «Развитие неформального образования в современном социокультурном пространстве России»

О. В. Ройтблат

(Тюмень)

РАЗВИТИЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ

В статье рассматриваются особенности развития неформального образования взрослых. Анализируется такая его форма, как стажировочные площадки, в условиях института повышения квалификации

Социокультурное пространство в России в последние десятилетия претерпевает существенные изменения практически во всех сферах (образование, экономика, культура, сфера производства, социальная сфера и др.]. Меняются содержание и технологии участия граждан в преобразовании этих сфер, что выступает одной из причин актуализации проблемы неформального образования человека «через всю жизнь».

Участие граждан в общественных процессах, формирование индивидуального, активного, социально ориентированного сознания не могут развиваться стихийно и требуют стимулирования форм управления со стороны государства и общества, в том числе через систему образования взрослых, включая и такую форму, как неформальное образование.

На современном этапе, по данным демографов, происходит «старение» государств, то есть увеличение численности людей пенсионного возраста. Изменение в структуре населения доли пожилых людей порождает новые социальные потребности, в том числе и потребности в образовании. Среди таких потребностей называют трансформацию всех социальных институтов общества (образования, экономики, социальной и духовной сферы], формирование новой культуры самосознания общества, адаптацию людей к меняющимся условиям, согласование интересов в «новом» обществе [1].

Это делает актуальным вопрос о всестороннем развитии взрослой личности на протяжении всей жизни с учетом человеческого потенциала, наследственных факторов, национальных и социокультурных традиций (Ю. М. Забродин]. Неслучайно все большее внимание начинает уделяться вопросам развития теории образования взрослых, в том числе и такой его формы, как неформальное образование.

С. Л. Зарецкая [2, с. 83-84] отмечает, что участие возрастных групп населения во всех формах и уровнях обучения стало центральной задачей социальной политики многих стран. В Великобритании, ряде стран Европы, Китае, США, Южной Корее, Японии принцип «непрерывного образования» носит законодательный характер. Данное обстоятельство является одним из побудительных факторов проведения реформ для улучшения качества жизни граждан. В теории педагогики система терминов, которыми обозначается в международной и отечественной практике система обучения взрослого населения, выстраивается вокруг понятий «непрерывность», «пожизненность», «дополнительность» и форм образования «формальное», «неформальное», «информальное», «открытое», «дистанционное». Данные понятия используются для рассмотрения вопросов, позволяющих описать то обстоятельство, согласно которому образование в каждой стране должно быть организовано таким образом, чтобы для каждого члена общества оно могло продолжаться в течение всей жизни, причём каждая последующая форма активности могла дополнять предыдущие.

На современном этапе можно отметить, что в странах Европы приняты и успешно реализуются законы, регламентирующие сферу образования взрослого населения. В соответствии с ними активно происходит обучение лиц третьего возраста. В Германии право на образование взрослых зафиксировано в конституции страны [2]. Сферу образования взрослых регламентируют законы, принятые на региональном и местном уровнях.

Анализ ряда нормативных документов убеждает в том, что на государственном уровне во многих странах признана сфера образования взрослых и форм его реализации. Остановимся на неформальном образовании, ко-

торое в большей степени является смысловым и приоритетным видом непрерывного образования. Рассмотрим ряд определений понятия «неформальное образование».

В. В. Мацкевич, С. А. Мацкевич, Т. Водолаж-ская [4] отмечают, что специалисты Совета Европы совместно с Еврокомиссией определили неформальное образование как любую организованную вне формального образования образовательную деятельность, дополняющую формальное образование. Задача неформального образования в обеспечении, освоении умений и навыков, необходимых для социально и экономически активного гражданина страны. Эта образовательная деятельность структурирована, имеет образовательную цель, определенные временные рамки, инфраструктурную поддержку и происходит осознанно. Полученные знания обычно не сертифицируются, хотя это в принципе возможно. В документах Совета Европы подчеркивается, что понятие неформального образования / обучения вовлекает в качестве неотъемлемой части получение знаний и приобретение навыков, широкий диапазон социальных и этических ценностей, таких как права человека, толерантность, обеспечение мира, солидарность и социальная справедливость, диалог поколений, гендерное равенство, демократическое гражданство и межкуль-турное изучение.

Руководитель программы ЮНЕСКО «Грамотность и неформальное образование» Шигер Аояги [3] рассматривает неформальное образование как любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования. Неформальное образование, по мнению автора, избирает конкретные формы работы с учетом специфических потребностей в знаниях, характерных для взрослых членов развивающегося общества. Формы работы и тематика разнообразны, но все они основаны на одних и тех же принципах -«обучение с учетом потребностей», «связь с практикой», «гибкие программы, расписание и выбор места проведения». В этом состоит его существенное отличие от формального образования.

В. В. Маслова [5] дает следующее определение неформальному образованию: англ. informal education - неорганизованное обучение, не имеющее ни одного из параметров,

характеризующих формальное обучение. Неформальное образование - программа и курсы, завершение которых не сопровождается получением сертификата, дающего право заниматься профессиональной деятельностью по профилю их содержания. Неформальное образование обычно связано с любительскими занятиями, с увлечениями в какой-то области науки или искусства, со стремлением расширить культурный кругозор или приобрести знания и умения, необходимые в быту и сфере личностного общения. Альтернативное толкование термина представляет А. С. Воронин [6], определяющий «неформальное образование» как неорганизованное обучение, не имеющее ни одного из параметров, характеризующих формальное обучение. И. Кузнецова [7] характеризует «неформальное образование» как образование, осуществляемое не в рамках учебных программ или учебных заведений.

Г. А. Ключарев [8] предлагает рассматривать неформальное образование как профессионально направленное и/или общекультурное обучение на платных курсах, в народных университетах, центрах непрерывного образования взрослых, в лекториях и домах знаний, по телевидению и с помощью дистанционных средств без аттестации и выдачи государственного сертификата (диплома].

В наших исследованиях развитие теоретических представлений в области неформального образования осуществляется при рассмотрении данного понятия в контексте определения его места в системе повышения квалификации.

Неформальное образование взрослых в системе повышения квалификации нами рассматривается как социальная, динамичная, открытая, вариативная, мобильная система, реагирующая на профессиональные потребности взрослого человека, социокультурные изменения общества, в том числе профессиональной деятельности взрослого человека. Система, способная выступать как самостоятельное и дополнительное формальному образованию, выполнять различные функции (самоактуализации, компенсаторную, образовательную, развивающую, корректирующую, социальную и другие функции]. В отличие от формального она более свободна по организации, отличается особенностью преподавательского состава, не сопровождается документами государственного образца; возможна стихийная организация по времени, содер-

жанию, технологиям обучения, образовательной среды. Участники этого образования, как правило, нацелены на привязку образования к жизни, ориентированы на действия.

Развитие теории неформального образования осуществляется за счет рассмотрения принципов организации такого образования. Так, в проекте «Меморандума непрерывного образования» стран Европы сформулированы ключевые положения, на основе которых планируется развивать образование взрослых в современных условиях:

- новые базовые знания и навыки для всех как гарантия всеобщего непрерывного доступа к образованию с целью получения и обновления навыков, необходимых для включения в информационное общество;

- увеличение инвестиций в человеческие ресурсы, преследующее цель поднять престиж и обозначить приоритет самого важного для Европы достояния - людей;

- инновационные методики преподавания и учения для системы непрерывного образования «длиною и шириною» в жизнь, с помощью которых обучающийся перестает быть пассивным реципиентом информации, а преподаватели становятся во все большей степени консультантами, наставниками и посредниками;

- новая система оценки полученного образования, призванная коренным образом изменить подходы к признанию результатов учебной деятельности в сфере неформального и информального образования;

- развитие наставничества и консультирования, способствующее обеспечению свободного доступа к информации об образовательных возможностях в пространстве Европы;

- приближение образования к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также информационных технологий.

В Тюменском регионе на базе ТОГИРРО (Тюменского областного государственного института развития регионального образования] в течение нескольких лет осуществляется исследование и проводится эксперимент по включению неформального образования в систему повышения квалификации с целью обеспечения запросов потребителей (как самих образовательных учреждений, так и педагогических работников], повышения качества образования в регионе. Несколько лет апробируется такая форма неформального образования, как стажировочные площадки.

Эффективность деятельности института при включении неформального образования через стажировочные площадки повышается за счет:

1] переноса учебно-тренировочных аспектов процесса повышения квалификации педагогов в реальный контекст образовательного учреждения, отработки новых профессионально-педагогических умений и навыков непосредственно на практике;

2] активного привлечения учителей к разработке программ профессионального роста (проектируют и защищают модели своей дальнейшей профессиональной деятельности, а также планирование работы по саморазвитию];

3] построения содержания повышения квалификации с учетом выявленных конкретных трудностей в педагогической работе, разнообразных педагогических проблем.

Информация о деятельности стажировоч-ной площадки представляется в ходе радиопередач, интервью местным СМИ, в выступлениях на конференциях, на сайте института и департамента образования и науки Тюменской области.

В ближайший год обозначена интенсивная деятельность ТОГИРРО как стажировочной площадки.

Перспективами неформального образования в форме стажировочной площадки являются: ориентация содержания повышения квалификации на формирование и развитие профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров; перестройка психологических установок, мотивов и ценностных ориентаций самой личности учителя в процессе повышения квалификации путем интенсивного углубления в познавательную деятельность, активной коммуникации с коллегами и преподавателями в учебной группе; осуществление преемственности между курсовым и межкурсовым этапами повышения квалификации в пределах концепции непрерывного образования за счет интеграции всех возможных форм обучения («формального», «неформального», «информального», «открытого», «дистанционного»].

Таким образом, можно отметить, что включение неформального образования через такую форму как «стажировочная площадка» способствует реализации органической связи процессов курсового обучения и самообразования педагогических и руководящих кадров в межкурсовой период.

Результаты, полученные в ходе исследования в институте по включению неформального образования в общую систему деятельности, позволили участвовать в различных конкурсах, в том числе «За достижения в отрасли и развитие экономики России».

Деятельность ТОГИРРО соответствует европейским стандартам качества в области образования, что подтверждает сертификат, полученный от Института сертификации организаций в 2012 году. В том же году

ТОГИРРО стал финалистом международного конкурса инновационных проектов в социально-экономической сфере инициативы 2012 за проект «Диагностика уровня освоения школьниками учебно-информационных универсальных учебных действий». Институт является лауреатом Национального конкурса «Лучшие учебные центры Российской Федерации - 2012» и награжден памятной медалью за высокое качество образовательных услуг.

Литература

1. Григорьева И. А., Чернышева С. П. Новые подходы в социальной работе: к социальному сплочению и обществу для людей всех возрастов : учеб. пособие. - СПб.: Изд-во «Открытые двери», 2008. -75 с.

2. Глобализация и образование : сб. обзоров / отв. ред. С. Л. За-рецкая. - М.: ИНИОН РАН, 2001. - 143 с.

3. Неформальное образование / Ндонг-Жатта Анн-Терез, Шиге-ру Аояги ; Бюро информации общественности ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unesco.org/bpi/pdf/memobpi55_NFE_ ru.pdf/ (дата обращения 30.01.2013].

4. Мацкевич В. В., Мацкевич С. А., Водолажская Т. Стандарты и стандартизация в неформальном образовании: подходы и определения // Адукатар : [журн. неформальн. образования]. - 2006. - №9.

- С. 13-21 [Электронный ресурс]. - URL: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2009/12/Adukatar_9_Pages_13-21.pdf/ [или] http:// adukatar.net/storage/users/2/2/images/499/standartyGA.pdf/ (дата обращения 30.01.2013].

5. Основы андрагогики : терминологич. сл.-справ. для студ. социал.-гуманитар. спец-стей / сост. В. В. Маслова. - Мариуполь, 2004.

- 19 с.

6. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: уГтУ-УпИ, 2006.

7. Кузнецова И. Обучение социальному проектированию : глоссарий [Электронный ресурс]. - URL: http://voluntary.ru/dictionary/ 875/ (дата обращения 30.01.2013].

8. Ключарев Г. А. Новая неграмотность и перспективы исследований образования взрослых // Обновление России : трудный поиск решений : сб. ст. - М. : Рос. независимый ин-т социал. и нац. пробл., 2000. - Вып. 8.

--------^------------