УДК 374.72
О. H. Шилова, Т. H. Рейзвих*
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И СОВРЕМЕННОСТЬ1
Ускорение темпов изменений и, как следствие, потребность в непрерывном образовании человека столкнулись с острой проблемой. Университеты, государственные учреждения повышения квалификации как формальные институты образования с их обособленностью и консервативностью оказались не готовы удовлетворить возникающие запросы. В связи с этим стала усиливаться роль других видов образования, в частности неформального. В статье проведен анализ развития неформального образования, обоснована его актуальность и значимость в современных социокультурных условиях, приведены примеры успешных практик, реализуемых в сфере неформального образования педагогических работников.
Ключевые слова: формальное образование, неформальное образование, педагогическая парадигма, профессиональное развитие.
O. N. Shilova, T. N. Reizvikh Non-formal education: historical aspects and modernity
Need to implement continuing education of human faced with a serious problem. Universities, postgraduate education institutions as formal institutions of education were not ready to meet the emerging needs. Therefore began to amplify the role of non-formal education. The article analyzed the development of formal education, proved its relevance and importance in the contemporary socio-cultural conditions, showed examples of successful practices of non-formal education of teachers.
Keywords: formal education, non-formal education, pedagogical paradigm, professional development.
* Шилова Ольга Николаевна — доктор педагогических наук, профессор, заместитель председателя Северо-Западного отделения РАО;
Рейзвих Татьяна Николаевна — преподаватель Русской христианской гуманитарной академии.
1 Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта № 13-06-00103 «Образовательные парадигмы и исторические формы трансляции знания: актуальность классического опыта».
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 2
277
В последние десятилетия сложность и скорость общественного развития постоянно увеличиваются. И чем быстрее происходят изменения в обществе, тем скорее устаревают полученные ранее знания и имеющиеся компетенции.
В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. с началом массовой информатизации общества ученые обратили внимание на количество информации, которая производится человечеством. Так, в 1970-е гг. общий объем знаний человечества увеличивался вдвое за 10 лет, в 1980-е — за 5 лет, в 1990-е — каждый год, в начале XXI в. счет пошел на месяцы [2]. Французский социолог П. Берто ввел понятие «период полураспада компетентности», которым подразумевается, что по прошествии какого-то периода времени устаревает около половины знаний, приобретенных человеком за время своего обучения. В 1950-е гг. этот период оценивался в 10 лет, сейчас говорят о 3-5 годах, а в некоторых областях профессиональной деятельности этот процесс идет еще быстрее [4]. Сложившаяся ситуация привела к появлению понятий «непрерывное образование» и «образование в течение всей жизни» [10]. Реализация концепции непрерывного образования, в свою очередь, обусловила необходимость обратить внимание на разные виды образования, так как существующая система образования явно запаздывала с ответами на вызовы постиндустриального информационного общества, требующего от человека постоянного прироста и/или изменения компетенций.
В соответствии с международной классификацией образования выделяют три вида образования: формальное, неформальное и информальное. В современных социокультурных условиях достаточно большое число исследователей в разных странах работают в поле осмысления этих видов образования (Дж. Салливан, Т. Симкинс, Ф. Кумбс, М. Ахмед, В. Г. Онушкин, С. Г. Верш-ловский, И. А. Колесникова, А. Е. Марон, М. С. Якушкина, М. Р. Илакавичус, Т. В. Мухлаева, Е. Л. Фрумина и др.). В связи с этим появились различные толкования формального, неформального и информального образования, которые можно встретить в работах этих авторов.
В данной статье будем придерживаться следующего понимания:
— Формальное образование определяется как существующая в обществе система образования (специальные учреждения и организации), которая подчиняется определенному официально предписанному образцу по объему получаемых знаний и обучению определенным навыкам и действиям — образовательному стандарту. Эти знания, навыки и действия должны соответствовать: нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе; нормативным требованиям исполнения распространенных в обществе социальных ролей. Формальное образование завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата.
— Неформальное образование — любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования [5]. Неформальное образование может осуществляться в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером. Оно обычно не сопровождается выдачей документа.
— Информальное образование — индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.
Востребованность разных видов образования делает актуальной исследовательскую задачу их существования, соотношения и использования образовательных парадигм в различные периоды общественного развития. Становление и преобладание разных видов образования можно проиллюстрировать на примере своеобразной ленты времени по этапам социально-экономического развития общества — доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное (информационное), так как каждый этап развития порождает свою специфическую для него систему образовательных институтов (см. таблицу 1).
Таблица 1
Характеристики образовательных систем, соответствующие этапам социально-экономического развития общества [3; 4]
Этапы развития общества Доиндустриальное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Характеристики образовательных систем Доклассовое (первобытное общество) Раннеклассовые общества («азиатский способ производства», античность, феодализм) Капитализм Посткапитализм
Длительность образования Отсутствие специализированных организаций по передаче знаний Однократное получение образования Непрерывное образование
Распространенность образования Элитное образование Всеобщее начальное (XIX в.) и среднее (XX в.) образование Всеобщее высшее (XXI в.) образование
Преобладающий тип педагогической системы (в зависимости от отношений «учитель -ученик» и тенденции «массовости - индивидуализации» [3]) Естественный Элитарный Эзотерический Эгалитарный Дифференциальный
Ведущий вид образования Инфор-мальное образование Неформальное или формальное образование Формальное образование Взаимосвязь формального, неформального и информально-го образования
Тип педагогической системы основывается на принятой педагогической парадигме, под которой понимается устоявшаяся точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач.
Для согласования понимания поясним: естественный тип педагогической системы характерен для обществ, не развившихся до стадии государственности; эзотерический распространен в практике подготовки для сложных и редких видов деятельности (жрецы, ученые, философы, художники, редкие и сакра-лизованные ремесла); элитарный характерен при организации деятельности закрытых (не массовых) образовательных институтов и домашнего образования; эгалитарный нацелен на обеспечение массового образования (в основе лежит дидактика Я. А. Коменского, где удалось организовать целостный образовательный процесс, связать в единый комплекс массовое обеспечение грамотности для всех и обеспечить преемственность уровней образования от начальной школы до университета. Эгалитарная система развивалась более трехсот лет и стала завершенной только в XX в., когда во всех развитых странах была полностью ликвидирована безграмотность и образование стало массовым); дифференциальный — нацеленный на развитие способностей человека, основан на разнообразии образовательных практик, реализация которых обеспечивается возможностями информационного общества.
Таким образом, если рассматривать развитие образования в масштабах истории, то неформальное образование не является феноменом, присущим только нашему времени. Оно тем или иным образом присуще всем этапам развития общества: было ведущим на доиндустиральном этапе, присутствовало в индустриальном обществе и существенно актуализировалось в постиндустриальном.
Формализоваться образование стало в Средние века, когда реализовыва-лось под контролем церкви. В наследство от такой формализованной школы нам остался термин «схоластика». Формализация (огосударствление и бюрократизация) образования усилилась с XVII-XVIII вв., в эпоху централизованных государств и абсолютистских монархий Европы, и к XIX-XX вв. практически все образование в континентальной Европе стало государственным.
Актуальность неформального образования проявилась в сфере образования взрослых на этапе перехода от индустриального общества к постиндустриальному и продолжает возрастать. Именно в этот период изменился характер продуктов производства — от материального к интеллектуальному, что повысило требования к работающему человеку, к его компетенциям, приобретаемым как путем их развития, так и изменения. Был сформулирован и осмыслен принцип непрерывного образования. В связи с этим все большее значение стали приобретать неформальные (не институализированные) образовательные практики, которые максимально диверсифицированы к активизации образовательных потребностей. Появилось и стало развиваться корпоративное обучение и образование, потому что в связи с быстрыми изменениями в информационной, технологической, экономической, социокультурной сферах выпускников образовательных организаций стали рассматривать не как готовых специалистов, а как кадровый потенциал. Полноценный же специалист, по мнению работодателей, формируется в процессе реальной практической деятельности на предприятии.
Развитие идей непрерывного образования явилось побудительным мотивом повышения внимания к роли неформальных и информальных механизмов профессионального развития. Общепринятым стал формат непрерывного профессионального развития учителей, предложенный С. Сугру [цит. по: 9]. Он включает также формальное, неформальное и информальное образование учителей (см. таблицу 2).
Таблица 2
Практика непрерывного профессионального развития учителей
Формальное образование Неформальное образование Информальное образование
Курсы, преподавательский состав которых включает преподавателей университетов, экспертов и фасили-таторов, с последующим присуждением степени, диплома или выдачи сертификата. Акцент на процесс обучения, поиск, фокус на школу. Партнерство школа/ университет. Сети по общим интересам, дисциплинам, инновациям. Сообщества практиков. Индивидуальное, частное. Включает: беседы в учительской, разовые лекции, общение в семье, с друзьями, чтение специализированных журналов, телевидение, видео. Незапланированные, случайные беседы, хобби.
Новые образовательные модели, открытые гибкие программы прежде всего появляются в рамках неформального образования.
Дж. Салливан [7] отметил, что в нашем хаотичном мире единственно важной компетенцией является компетенция непрерывного обучения; человека или организацию, проявляющих эту компетенцию, он образно назвал «вечным учеником». Кратко представим ключевые характеристики компетенции непрерывного обучения:
1. Бесконечное обучение — для людей или организаций, демонстрирующих компетенцию, нет конечной точки в обучении.
2. Соответствующая скорость — скорость, с которой «вечные ученики» находят, впитывают и применяют знания, соответствует темпам инноваций или скорости изменений, востребованных в обществе.
3. Использование новейших технологий — «вечные ученики» не играют «в догонялки», они предпочитают пополнять свои знания за счет всего новейшего.
4. Самоконтроль — отслеживание всех новейших знаний невозможно под контролем внешней системы, рассчитанной на всеобщую координацию. «Вечные ученики» имеют внутреннюю мотивацию и самоконтроль.
5. Практическое применение без промедления — достаточно широко известна ситуация, когда знания пополняются непрерывно, но не применяются на практике, тогда как «вечные ученики» никогда не довольствуются теоретическими или абстрактными знаниями. Они находят такие направления обучения, которые можно непосредственно применить в решении проблем текущих или ближайшего будущего.
6. Широкий охват — чтобы гарантировать применение знаний, «вечные ученики» добывают информацию об обобщенных умениях, помогающих без промедления применить полученные знания, нацелены на анализ потенциальных
проблем, ознакомление с мнениями ведущих экспертов, изучение различных источников информации, перспективные практики и новшества.
7. Совместная работа — «вечные ученики» образуют сообщества и участвуют в их работе, что может обеспечить максимальную скорость и качество информации, находящейся в совместном пользовании, тем самым они упреждают чрезмерное дублирование путей обнаружения нужных данных.
Компетенция непрерывного обучения является фундаментом развития команд, которые называют «обучающейся организацией», их яркими примерами выступают такие концептуальные фирмы, как, например, Google, Apple и другие, работающие в сфере информационных технологий.
Беспрецедентные изменения в настоящее время происходят в области информационных и коммуникационных технологий. Технологии приходят во все сферы жизнедеятельности человека и общества. Под их влиянием меняются характер и методы деятельности. Это не может не сказаться на образовании. Идет активный поиск инновационных подходов, методов образовательной деятельности, причем как на официальном научно-педагогическом поле, в большей степени затрагивающем формальное образование, так и на социально-экономическом поле, где в большей мере развивается неформальное образование.
Это связано с тем, что высокотехнологичные компании настолько быстро меняют характеристики своей продукции, что обычные люди просто не успевают воспользоваться новинками, как появляются все новые и новые продукты. Таким образом, возникает разрыв между производством и потреблением продукции компаний, и они вынуждены искать различные возможности для ее сбыта. Одной из таких возможностей является демонстрация использования этой продукции в системе образования, в которой так или иначе задействована большая часть населения.
Авторы понимают, что сверхидеей деятельности корпораций, и в том числе в сфере образования, является получении прибыли (законов экономики еще никто не отменял), однако деятельность эта социально ориентирована, нацелена на подготовку человека, который в обыденной ситуации сможет этими новинками пользоваться, а в лучшей ситуации — создавать новое, способствуя еще большим скоростям развития технического прогресса.
При этом, как уже показала практика, сами по себе новые технологии не дают нового качества образования в рамках традиционных подходов. Следовательно, надо искать новые пути, выстраивать новые образовательные модели, опираясь на фундаментальные психолого-педагогические научные основания, социальные тенденции и современные технологии.
Приведем примеры деятельности крупных корпораций по разработке образовательных программ и организации образовательной деятельности в сфере неформального образования в направлении профессионального развития учительского корпуса.
«Инициативы Intel® в образовании» [1]. Целевыми группами этих инициатив являются школьники, учителя, студенты, преподаватели вузов. Кратко опишем лишь те инициативы, которые направлены на то, чтобы с помощью учителей учащиеся могли стать успешными в условиях быстроразвивающейся экономики знаний XXI в.
1. Программа «Intel® Обучение для будущего» — всемирная благотворительная образовательная программа профессионального развития учителей. Ее реализация призвана помочь учителям наиболее полно освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в повседневной работе с учащимися и при подготовке учебных материалов к урокам, и в проектной работе, и в самостоятельных исследованиях школьников. Ведущей идеей программы является эффективное комплексное использование информационных и образовательных технологий в классе с целью развития у учащихся ключевых компетенций, основанных на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в XXI в.
2. Программа «Учимся с Intel®» нацелена на выравнивание при поддержке педагогов стартовых возможностей детей, ограниченных в доступе к информационным технологиям, и развитие у них навыков, необходимых для успешной жизни в условиях наукоемкой экономики XXI в. Участие в программе развивает как у детей, так и у учителей технологическую грамотность, учит делать выбор и принимать решения, формирует навыки совместной работы в команде. Комплексность подхода является наиболее интересной характеристикой программы, в которую включается не только обучение работе с компьютером, но также развитие навыков, необходимых для успешной жизнедеятельности в обществе, выбора профессии, умения работать с другими людьми. Все задания и проекты, которые учащиеся выполняют в рамках программы, ориентированы на нужды и проблемы местного сообщества — школы, микрорайона, поселка, города, и направлены на активное вовлечение детей в жизнь своего сообщества, поиск путей его развития и совершенствования.
3. Сетевые проекты «Летописи.Ру» и «Образовательная галактика Intel®» являются средой деятельности сетевых сообществ учителей России и СНГ — единомышленников, которые объединяются в сети для реализации сетевых проектов со своими учащимися на основе применения интерактивных сетевых технологий Веб 2.0; обмена опытом; обсуждения возникающих проблем; поиска социальных партнеров.
Инициатива Microsoft «Партнерство в образовании» [6]. Главная цель этой инициативы — предоставление образовательному сообществу (школьным учителям, ученикам, методистам, руководителям школ) дополнительных возможностей и ресурсов для эффективного изучения и встраивания технологий в процесс обучения.
1. Проект Microsoft «Академия учителей» реализуется для системы общего среднего и начального профессионального образования на базе региональных учебных центров и институтов повышения квалификации работников образования, которые помогают внедрять инновационные методики в школы своих регионов. Обучение проводится по авторизованным курсам Microsoft. Полученные в результате обучения знания, умения и навыки позволяют слушателям сдать экзамен на международный сертификат ИТ-профессионала или пользователя.
2. Портал «Сеть творческих учителей» создан для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На портале представлены разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования
ИКТ в учебном процессе: библиотека учебных проектов с применением ИКТ, библиотека методик проведения уроков с использованием разнообразных электронных ресурсов, руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе. На портале также можно пообщаться со своими коллегами, поработать в сообществах учителей-предметников.
3. Курсы Microsoft «Партнерство в образовании» представляют собой разноуровневые курсы для учителей, из которых можно составить индивидуальный онлайн образовательный маршрут.
Кроме Intel и Microsoft примерно в таком же ключе разрабатывает свои программы компания Hewlett Packard.
Объединяет эти инициативы то, что в них в полной мере реализованы характеристики модели неформального образования, которая по своей сути представляет собой модель профессионального развития. По отношению к традиционным моделям это принципиально иной подход, поскольку главным субъектом обучения (подготовки, тренингов) является тьютор/преподаватель или тренер, а субъектом профессионального развития — сам «развивающийся», педагог-слушатель курсов. Роль повышения квалификации, таким образом, меняется кардинально. Ее основной задачей становится создание условий для саморазвития.
Таким образом, среди особенностей программ неформального образования выделим следующие:
— направленность на самостоятельность и самореализацию;
— концентрация на профессиональных целях, проблемах и задачах;
— нацеленность на практическое применение новых знаний;
— учет профессионального и личного опыта;
— учет конкурирующих интересов (социальных, временных, финансовых);
— направленность на преодоление стереотипов и предпочтений относительно стилей и методов обучения;
— использование разнообразных способов деятельности;
— нацеленность на умение работать с информацией, высокий самоконтроль;
— создание комфортной безопасной атмосферы;
— направленность на преодоление страха неудачи, сложности в установлении и поддержании межличностных отношений;
— организация информационно-образовательной среды для обсуждения задач, путей, проблем и рефлексии результатов образовательной деятельности на разных ее этапах; совместной работы в сети;
— создание сообщества практики.
Между формальным и неформальным видами образования (на примере дополнительного педагогического) имеются существенные различия, однако в современных условиях они не являются антагонистическими [8]. Их можно рассматривать как последовательные этапы одного и того же процесса — непрерывного профессионального развития.
Совокупность общепризнанных программ повышения квалификации, методик и учебных пособий, присущих формальному образованию, отражает определенные требования к подготовке специалиста, сформулрованные обществом (государством). Принятая система требований в формальном
образовании призвана противостоять вольному обращению с методами и технологиями обучения.
Новые технологии обучения как результат творческого подхода ее создателей, проходя апробацию и «оттачиваясь» в системе неформального образования, постепенно находят все более широкое применение и в конце концов принимаются и системой формального образования. В дальнейшем новая технология может быть включена в систему подготовки, а значит, становится атрибутом формального образования.
Сегодня мы, например, относим к сфере неформального образования деятельность сетевых сообществ педагогов. Но уже видно, что становление сообществ профессионалов-учителей, совместно решающих общие проблемы и развивающих свои компетенции, становится одним из наиболее перспективных путей их непрерывного профессионального развития. Новые модели профессионального развития педагогических работников все больше опираются на механизмы, проходящие свою проверку в сфере неформального образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инициативы Intel® в образовании. — URL: http://www.intel.com/cd/corporate/ education/emea/rus/377338.htm.
2. Колесников С. И. Проблемы законодательного обеспечения ИКТ в здравоохранении/ — URL: http://mednet.kaluga.ru/old/downloads/prezent/06.06.2007/Kolesnikov.pdf
3. Мацкевич В. В., Мацкевич С А., Водолажская Т. Стандарты и стандартизация в неформальном образовании: подходы и определения. — URL: http://shkolnie.ru/ kultura/3064/index.html?page=2
4. Непрерывное образование — стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Под общ. ред. Ю. В. Латова. — М.: ЦСПиМ, 2014.
5. Неформальное образование. — URL: http://www.unesco.org/bpi/pdf/memobpi55_ NFE_ru.pdf.
6. Партнерство в образовании. — URL: http://www.microsoft.com/Rus/Education/ PiL/default.mspx.
7. Салливан Дж. Непрерывное обучение как единственно важная компетенция. — URL: http://www.hrm.ru/nepreryvnoe-obuchenie-kak-edinstvenno-vazhnaja-kompetencija.
8. Сокол В. М. Образование как система стандартов. — URL: http://civilg8.ru/ priority/education/4535.php.
9. Фрумина Е. Л. Непрерывное образование для педагогов: модели и особенности. — URL: http://www.isras.ru/files/File/Publication/Monografii/obraz/4_3_Nepreryvnoe_ obrazovanie.pdf.
10. Lengrand P. An Introduction to Lifelong Education. Paris: UNESCO, 1970.