Научная статья на тему 'Непрерывное образование педагогов дошкольного образования'

Непрерывное образование педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1039
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CONTINUOUS EDUCATION / FORMAL EDUCATION / NON-FORMAL EDUCATION / INFORMAL EDUCATION / PRESCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвиевская Елена Геннадьевна, Муратова Анжелика Артуровна

В статье рассматривается актуальность непрерывного образования взрослых в современных условиях, определены типы организации процесса непрерывного образования: формальное, неформальное, информальное образование. Предложен опыт организации непрерывного образования педагогов дошкольного образования при поддержке учреждения дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвиевская Елена Геннадьевна, Муратова Анжелика Артуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuing education of preschool teachers

The relevance of continuous education of adults in modern conditions is considered, types of the organization of process of continuous education are defined: formal, non-formal, informal education. Experience of the organization of continuous education of preschool teachers with assistance of establishment of additional professional education is proposed.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование педагогов дошкольного образования»

Сведения об авторах: Матвиевская Елена Геннадьевна,

доктор педагогических наук, профессор, первый проректор, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Ганаева Елена Аркадьевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления образованием,

Оренбургский государственный педагогический университет г. Оренбург, Российская Федерация. &mail^: [email protected]

Масловская Светлана Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления образованием, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. &mail^: [email protected]

Information about the authors: Matviyevskaya Elena Gennadyevna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, First Vice-Rector,

Orenburg State Pedagogical University,

Orenburg, Russia.

E-mail: [email protected]

Ganaeva Elena Arkad'evna,

Doctor of Sciences (Education),

Academic Title of Professor,

Head, Department of Education Management,

Orenburg State Pedagogical University,

Orenburg, Russia.

E-mail: [email protected]

Maslovskaya Svetlana Viktorovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Education Management, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 378 ББК 74.480.8

Е.Г. Матвиевская, А.А. Муратова

непрерывное образование педагогов дошкольного образования

В статье рассматривается актуальность непрерывного образования взрослых в современных условиях, определены типы организации процесса непрерывного образования: формальное, неформальное, информальное образование. Предложен опыт организации непрерывного образования педагогов дошкольного образования при поддержке учреждения дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, формальное образование, неформальное образование, информальное образование, педагог дошкольного образования.

E.G. Matvievskaya, A.A. Muratova continuing education of preschool teachers

The relevance of continuous education of adults in modern conditions is considered, types of the organization of process of continuous education are defined: formal, non-formal, informal education. Experience of the organization of continuous education of preschool teachers with assistance of establishment of additional professional education is proposed.

Key words, continuous education, formal education, non-formal education, informal education, preschool teacher.

X

го ca о

to

го œ ю о

X

го

о

со

го

ю

о ф

0

X

ca

ф

с

ф

1

го ш о н го

С <

к го ¡£ о

ш

ф

^ ей

н го

ш

Современные социально-экономические изменения ставят перед профессионалом задачи конкурентоспособности, инициативности, готовности к обучению на протяжении всей жизни. Необходимым способом такого обучения, обеспечивающим саморазвитие, адаптацию к рыночным отношениями, развитие профессионального мастерства становится непрерывное образование.

Говоря о непрерывном образовании педагогов дошкольного образования, мы предполагаем образование взрослых, широко декларируемое в настоящее время ЮНЕСКО. Так, на 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2015 г. была принята Рекомендация об обучении и образовании взрослых [4], направленная на поддержку осуществления рамочной программы действий «0бразование-2030», которая учитывает быстро происходящие изменения, поощряет возможность обучения на протяжении всей жизни и определяет три основные области обучения и приобретения навыков:

• грамотность и базовые навыки;

• непрерывное повышение образовательных и профессиональных навыков;

• либеральное, народное и общинное образование и гражданские навыки.

Образование взрослых в Рекомендации рассматривается как средство, позволяющее реализовать экономические, политические, социальные и культурные права и отвечающее ключевым критериям наличия, доступности, соответствия требованиям и адаптируемости.

Данная Рекомендация тесно связана с Рекомендацией ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании и подготовке (2015 г.), которая содержит конкретные положения в отношении непрерывного профессионального обучения и повышения квалификации. Согласно ей техническое и профессиональное образование и подготовка предполагают обучение на рабочем месте, непрерывную профессиональную подготовку и повышение профессионального уровня с возможным присвоением квалификации. Цели включают расширение прав и возможностей людей и

содействие обеспечению занятости, получению достойной работы и обучению на протяжении всей жизни (развитие знаний, навыков и компетенций в интересах обеспечения занятости, служебного роста, получения средств к существованию и обучения на протяжении всей жизни). Техническое и профессиональное образование и подготовка помогают человеку перейти от образования к сфере труда, совмещать обучение и трудовую деятельность, сохранять свою востребованность на рынке труда, принимать обоснованные решения и добиваться поставленных целей [3].

В Рекомендации предусматриваются возможности обучения взрослых, как в государственных, так и в частных учреждениях, включая обучение на рабочем месте (подготовка без отрыва от работы, прикомандирование, ученичество и стажировки), в домашних или иных условиях, а также поощрение и пропаганда информального образования (самостоятельной подготовки, взаимной или иной формы социального обучения).

Помимо профессиональных знаний, навыков и компетенций, процессы обучения взрослых должны обеспечивать получение базовых навыков и более глубокое понимание научных, технических, социальных, культурных, экологических, экономических и других аспектов развития общества; носить целостный характер и развивать общеполезные и предпринимательские навыки, в том числе необходимые для здорового образа жизни, безопасности труда, культурного развития, формирования ответственной гражданской позиции и устойчивой жизнедеятельности, а также способствовать знанию гражданами своих трудовых прав.

В Рекомендации затрагивается и такой важный для непрерывного образования аспект, как использование потенциала информационных и коммуникационных технологий как средства дистанционного и онлайнового предоставления образовательных услуг.

Таким образом, в настоящее время непрерывное образование является неотъемлемой частью существования и

развития современного общества, обеспечивающей достойное существование его членов.

Как и любое другое, непрерывное образование является процессом и результатом усвоения знаний, освоения умений, отработки навыков. При этом его особенность заключается в том, может быть получено посредством следующих способов организации образовательного процесса: формального образования, неформального образования, информального образования. Согласно Меморандуму о непрерывном образовании Европейского союза, условия непрерывного образования делают неформальное и информальное образование равноправными участниками процесса обучения [2].

Исследование В.В. Горшковой позволяет определить следующие способы непрерывного образования в образовательных процессах разного типа:

• формальное образование человек получает в рамках соответствующего социального института (в образовательной организации общего, профессионального, дополнительного образования);

• неформальное образование человек получает вне специального образовательного пространства (в образовательных и общественных организациях, клубах, кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером, на курсах, тренингах, в процессе коротких программ, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности), при этом в нем чётко обозначены цели, методы и результат обучения. Неформальное образование обычно не сопровождается выдачей документа, чаще всего носит целенаправленный и систематический характер;

• информальное образование человек получает в значительной мере спонтанно в процессах и эксцессах совместной жизнедеятельности: трудовых процессах, праздниках, в театре, в семье, в туристических поездках. Особое место в современном информальном образовании играет система средств массовой коммуникации (телевидение, Интернет, радио, кинематограф, музыка и т.п.).

Взаимодействие формального, неформального и информального образования автор определяет необходимым интегрированным базисом для актуализации научно-исследовательского и образовательного потенциала развития современного человека [1].

Таким образом, непрерывное образование отличается широким разнообразием вариантов и гибкими возможностями обучения, включая программы «второго шанса» [4], что позволяет восполнить пробелы в первоначальном обучении, актуализировать его, сделать осознанный выбор иного направления профессионального образования для освоения профессиональной деятельности в соответствии с изменившимися запросами, самоопределением, требованиями времени и рынка.

Одним из основополагающих элементов в непрерывном процессе обучения, позволяющим взрослым приобретать знания, навыки и компетенции, являются непрерывная профессиональная подготовка и повышение компетенции в целях обеспечения полноценной деятельности в быстро меняющейся социальной и рабочей среде. Рекомендация ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании и подготовке содержит соответствующие положения в этой области.

В современных условиях российского образования необходимость непрерывного образования педагогов дошкольных образовательных организаций обусловлена тем, что дошкольное образование, согласно ст. 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», установлено первым уровнем общего образования. Это повысило его статус и требования к уровнюквалификации и определило разработку единого для педагогических работников разного уровня общего образования профессионального стандарта «Педагог», разработку и реализацию магистерских программ направленности «Дошкольная педагогика» и «Дошкольное образование», разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки, обеспечи-

X

го ш о

со ГО

Ю О

О X -О

с;

о ^

3

о

4

ей о

го

ч ф

с

X

го ей о

со

го

Ю О О)

0 X ш .л

п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

^

с

ф

1

го ш о н го

С <

к го ¡£ о

ей ф

^ ей

н го

ш

вающих возможность ведения профессиональной деятельности в области дошкольного образования.

Дошкольное образование включено в общую систему модернизации российского образования, поэтому его касаются все концептуальные изменения. Это требует от педагогов дошкольного образования постоянного повышения своей квалификации, в его различных формах и организациях, на протяжении всего своего профессионального пути.

Непрерывное образование педагога дошкольного образования непосредственно связано с его качеством. Это находит подтверждение в набирающих сейчас в России популярность международных шкалах комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R [5]. Так, в области «Родители и воспитатели» есть признак «Профессиональная поддержка и аттестация воспитателей». Он включает ежегодную оценку работы учреждения в форме письменной оценки результатов деятельности, которая ежегодно предоставляется членам коллектива (достижения воспитателей и аспекты, требующие улучшения). Для повышения эффективности работы до-школьнойобразовательнойорганизации воспитатели самостоятельно оценивают результаты своей работы, участвуют в регулярном методическом контроле деятельности с предоставлением обратной связи, получают помощь и поддержку в осуществлении своей профессиональной деятельности [5, с. 98-99].

Отдельно в шкалах выделен признак «Возможности для повышения квалификации», предполагающий непрерывное образование воспитателей. Так, в дошкольной образовательной организации для новых воспитателей должно быть предусмотрено подробное введение в профессию, которое охватывает вопросы взаимодействия с детьми и родителями, методы воспитания, соответствующие занятия. В обязанности администрации дошкольной образовательной организации должно входить регулярное повышение квалификации педагогов (семинары, вебинары, произ-

водственное обучение у специально приглашенных специалистов).

Шкалы ECERS-R определяют следующую периодичность повышения квалификации:

• специально организованное - минимум два раза в год, либо в дошкольной образовательной организации, либо на курсах;

• ежемесячные собрания коллектива, которые включают мероприятия по повышению квалификации воспитателей.

В шкалах предполагается, что ответственность за непрерывное образование педагогов дошкольного образования несет администрация образовательной организации. Воспитателям должна оказываться поддержка для посещения курсов, конференций, семинаров, недоступных в детском учреждении (освобождение от работы, компенсация транспортных расходов, оплата участия в конференции). На территории организации должна быть хорошая библиотека (воспитателям должны быть доступны минимум 25 книг, брошюр или аудио- /видеоматериалов в хорошем состоянии), в которой представлены актуальные материалы по различным проблемам воспитания дошкольников (книги, которые были опубликованные в течение последних 10 лет, а также газеты и журналы за последние 2 года. Исключение делается для классических произведений по педагогике и психологии).

Шкалы согласуются с требованиями, предъявляемыми к образованию воспитателя профессиональным стандартом «Педагог»: воспитатели, не имеющие соответствующего статуса в области дошкольного образования, обязаны получить дополнительное образование [5, с. 100-101].

В условиях актуализации непрерывного образования педагогов дошкольного образования особую значимость приобретают организации дополнительного профессионального образования. Современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий позволяет дополнительному профессиональному образованию включиться в общую систему непрерывного

образования и помочь педагогам сделать его эффективнее и продуктивнее в образовательных процессах разного типа. Рассмотрим на примере деятельности кафедры дошкольного, коррекционно-го, дополнительного образования и проблем воспитания ИПК и ППРО ОГПУ.

Формальное образование педагоги дошкольного образования получают в рамках высшего образования (обучение по магистерской программе «Педагогика дошкольного детства») и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки). В связи с вступлением в силу профессионального стандарта «Педагог» стала востребованной программа профессиональной переподготовки «Педагогика дошкольного образования» и программы повышения квалификации «Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», «Внедрение ФГОС дошкольного образования», «Дошкольное образование в условиях разновозрастной группы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования», «Инклюзивное образование: методология и технологии реализации в условиях введения ФГОС и применения профессиональных стандартов». Все программы носят практико-ориентированный характер и позволяют педагогу дошкольного образования повышать квалификацию в соответствии со своими способностями и профессиональными и личностными склонностями.

Программыпрофессиональнойпере-подготовки и повышения квалификации реализуются в очной, очно-заочной и заочной формах обучения, что позволяет педагогам дошкольного образования получать формальное образование без отрыва от работы. В программы вклю-

чены стажировки на базе региональных стажировочных площадок - дошкольных образовательных организаций, победителей образовательных конкурсов различного уровня.

Кафедра активно включена в неформальное образование педагогов. Периодически проводятся аналитические сессии по результатам повышения квалификации, где педагоги дошкольного образования представляют результаты своей работы. Профессорско-преподавательский состав кафедры участвует в семинарах и совещаниях по проблемам дошкольного образования, проводит консультации по методическим вопросам, экспертизу образовательных программ и других материалов педагогов дошкольного образования.

Для включения педагогов в информальное образование кафедрой осуществляется методическое сопровождение в аспектах перечней качественных источников сети Интернет по проблемам дошкольного образования, перечней исследовательских работ современных ученых, произведений детских писателей, художников, кинематографистов, позволяющих повысить уровень образования педагога и качество дошкольного образования.

Непрерывное образование педагога дошкольного образования через комплексное осуществление формального, неформального и информального образования позволяет ему профессионально развиваться в соответствии со своими интересами, потребностями, профессиональными и карьерными запросами. Свобода выбора и деятельности, обусловленная различными способами организации непрерывного образования, обеспечивает педагогу собственный путь развития, определять содержание, формы, варианты становления своего профессионализма.

Библиографический список

1. Горшкова, В.В. Взаимодействие формального, неформального и информального образования как современное направление развития человека [Электронный ресурс] / В.В. Горшкова // Электронный научно-методический журнал «Концепт». - 2014. - Т. 26. - С. 176-180. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/64336.htm

2. Меморандум непрерывного образования Европейского союза [Электронный ресурс] // Общество «Знание» России, 2001. - Режим доступа: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html.

х

го

о

со ГО

ю о

о

X .0 с; о

3

о

4

о

го

ч ф

с

X

го

о

со

го

ю о 0)

0

X

са

ф

с

ф

1

3. Рекомендация о техническом и профессиональном образовании и подготовке (ТПОП) 2015 [Электронный ресурс] // Лкты 38-й сессии Генеральной конференции Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры: в 2 т. Т. 1. Резолюции. - С. 179-186. - Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002433/243325r.pdf

4. Рекомендация об обучении и образовании взрослых 2015 [Электронный ресурс] // Опубликовано в 2016 г. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и UIL. - Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002325/232596r.pdf

5. Хармс, Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях [Текст] / Т. Хармс, Р.М. Клиффорд, Д. Крайер. - М.: Национальное образование, 2015. - 116 с.

References

1. Gorshkova V. V. Interaction of formal, informal and non-formal education as modern direction of development of the person. "Concept", 2014. Vol. 26. P. 176-180. Available at: http://e-koncept. ru/2014/64336.htm [in Russian].

2. Memorandum of continuous education of the European Union. Obshchesttvo "Znaniye" Pssii, 2001. Available at: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html [in Russian].

3. The Recommendation of technical and professional education and preparation (TPOP) 2015. Acts of the 38th session of the General conference the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization in 2 t. Resolution T. 1. P. 179-186. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002433/243325r. pdf [in Russian].

4. The Recommendation of training and education of adults of 2015. Published in 2016 by the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization and UIL. Available at: http://unesdoc.unesco. org/images/0023/002325/232596r.pdf [in Russian].

5. Kharms T. Scales for complex assessment of quality of education in the preschool educational organizations. M.: National education, 2015. P. 116. [in Russian].

Сведения об авторах: Матвиевская Елена Геннадьевна,

доктор педагогических наук, профессор, первый проректор, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Information about the authors: Matviyevskaya Elena Gennadyevna,

Doctor of Sciences (Education),

Academic Title of Professor,

Executive Pro-Rector,

Orenburg State Pedagogical University,

Orenburg, Russia.

E-mail: [email protected]

< < «

ro

О

ca ф

s ca H ra

LU

Муратова Анжелика Артуровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Muratova Anzhelika Arturovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Preschool, Correctional,

Further Education and Problems of Education,

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.