Научная статья на тему 'Формирование технологической компетентности воспитателей детского сада в процессе дополнительного профессионального образования'

Формирование технологической компетентности воспитателей детского сада в процессе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
602
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА / TECHNOLOGICAL COMPETENCE KINDERGARTEN TEACHER / ВИДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФОРМАЛЬНОЕ / THE TYPES OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION: FORMAL / НЕФОРМАЛЬНОЕ (ВНУТРИФИРМЕННОЕ) / INFORMAL / ИНФОРМАЛЬНОЕ / МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА / MODULAR PROGRAM / СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА / INTERNSHIP MARKETPLACE / NON-FORMAL (IN-HOUSE)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Ирина Викторовна, Каракозова Наталья Юрьевна

Смена образовательных приоритетов, обозначенных в современных нормативных документах, влечёт за собой совершенствование системы дополнительного профессионального образования, согласно которым процесс обучения педагогов наполняется новым содержанием, характеризуется ориентацией на творческое развитие личности педагога, активное освоение инноваций, современных педагогических технологий и методик обучения. Достижение этой задачи можно осуществить путём интеграции различных видов дополнительного профессионального образования: формального, неформального (внутрифирменного) и информального, включающих в себя все разнообразие субъектов, форм, методов, технологий обучения. В статье авторами раскрывается содержание и структура технологической компетентности воспитателей детского сада, рассматриваются особенности различных видов дополнительного профессионального образования, оказывающие влияние на формирование данного вида компетентности. Раскрывается специфика реализации программы внутрифирменного обучения педагогов дошкольного образования, содержание которой представлено в рамках образовательных модулей, как целостных образовательных единиц, включающих несколько взаимосвязанных информационных блоков. Освещается опыт работы дошкольной образовательной организации по включению воспитателей детских садов в процесс непрерывного профессионального образования по формированию у них умений осваивать и использовать современные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION TECHNOLOGICAL COMPETENCE KINDERGARTEN TEACHER DURING ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING

Changes in the system of educational priorities which are stated in modern standard documents involve the improvement of the system of additional professional education. The process of training of pedagogues is filled with new content and is characterized by orientation on the creative development of pedagogues, their active studying of innovations, modern pedagogical technologies and methods of training. It is possible to achieve this aim by integration of different kinds of additional professional education: formal, informal or intrafirm. These kinds include all diversities of subjects, forms, methods and technologies. In this article the authors explain the content and the structure of technological competence of pedagogues of kindergarten. Also the authors describe particularities of different kinds of additional professional education which influence on the formation of this kind of competence. Specific features of realization of intrafirm training programme of preschool education pedagogues are considered in the article. It includes educational modules with coherent informational blocks. The experience of preschool organization which involves pedagogues in the process of ongoing professional training is considered in the article. This kind of training helps to form skills in learning and using of modern pedagogical technologies of working with preschool children.

Текст научной работы на тему «Формирование технологической компетентности воспитателей детского сада в процессе дополнительного профессионального образования»

И.В. Руденко, Н.Ю. Каракозова ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...

УДК 377.

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2015

И.В. Руденко, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и методики преподавания» Н.Ю. Каракозова, соискатель кафедры «Педагогика и методики преподавания»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Смена образовательных приоритетов, обозначенных в современных нормативных документах, влечёт за собой совершенствование системы дополнительного профессионального образования, согласно которым процесс обучения педагогов наполняется новым содержанием, характеризуется ориентацией на творческое развитие личности педагога, активное освоение инноваций, современных педагогических технологий и методик обучения. Достижение этой задачи можно осуществить путём интеграции различных видов дополнительного профессионального образования: формального, неформального (внутрифирменного) и информального, включающих в себя все разнообразие субъектов, форм, методов, технологий обучения. В статье авторами раскрывается содержание и структура технологической компетентности воспитателей детского сада, рассматриваются особенности различных видов дополнительного профессионального образования, оказывающие влияние на формирование данного вида компетентности. Раскрывается специфика реализации программы внутрифирменного обучения педагогов дошкольного образования, содержание которой представлено в рамках образовательных модулей, как целостных образовательных единиц, включающих несколько взаимосвязанных информационных блоков. Освещается опыт работы дошкольной образовательной организации по включению воспитателей детских садов в процесс непрерывного профессионального образования по формированию у них умений осваивать и использовать современные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: технологическая компетентность воспитателя детского сада, виды дополнительного профессионального образования : формальное, неформальное (внутрифирменное), информальное, модульная программа, стажировочная площадка.

В последнее десятилетие в Российской Федерации предприняты шаги по содержательной модернизации профессионального образования, повышению его качества, интеграции в международное образовательное пространство. Важнейшей тенденцией современного образования является обновление требований к педагогам дошкольных учреждений. В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) [1] обозначены требования к необходимым знаниям, умениям и трудовым действиям воспитателей детского сада, в числе которых - умения осваивать, разрабатывать, применять современные педагогические технологии, обеспечивающие личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.

Отечественные ученые (А.А. Вербицкий [2], Н.Н. Манько [3], Д.В. Санников [4], В.Э. Штейнберг [5] и др.) рассматривают технологическую составляющую деятельности педагогов как «технологическую компетентность», считая её важным компонентом структуры профессиональной компетентности, характеризующую наличие у педагогов умений самостоятельно и творчески искать, выбирать, комбинировать различные педагогические средства, методы, приемы и технологии при организации образовательного процесса.

В ходе теоретического анализа выявлено, что авторы выделяют в технологической компетентности различные компоненты: когнитивный, мотивационный, операциональный или деятельностный (Л.К. Гребенкина [6], Н.Б. Пикатова [7]). К сущностной характеристике технологической компетентности ряд исследователей (А.А. Майер [8], Е.И. Никифорова [9], А.Л. Смятских [10], Т.М. Туркина [11]) относят овладение педагогами определенными видами прикладных умений (когнитивными, операционно-деятельностными, рефлексивно-аналитическими).

Рассматривая вопросы, связанные с определением сущности и содержания технологической компетентности воспитателей детского сада необходимо отметить, что их профессиональная деятельность очень специфична и обосновывается реализацией преимущественно воспитательных и развивающих целей дошкольного образования, направленных на формирование личностных

качеств ребенка (активности, инициативности, самостоятельности, креативности и др.), поэтому под технологической компетентностью воспитателя детского сада как неотъемлемой части профессиональной компетентности будем понимать интегральное качество, включающее знания, профессионально-педагогические умения, способы деятельности и мотивационно-цен-ностную направленность педагога на изучение, освоение, реализацию, разработку современных педагогических технологий, способствующих личностному развитию дошкольников.

Формирование технологической компетентности тесно связано с процессами модернизации и обновления системы непрерывного профессионального образования педагогов, особое место в которой отводится дополнительному профессиональному образованию ( С.Г. Вершловский [12], О.П. Долженко [13], А.Д. Ишков [14], В.Г. Онушкин [15] и др.)

В Законе «Об образовании в РФ» (2012) дополнительное профессиональное образование определяется как образование, «направленное на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [16].

Однако система профессиональной подготовки на современном этапе не ограничивается только процессом повышения квалификации педагогов и не является только суммой профессиональных знаний, а выступает основой готовности педагогов к непрерывности в накоплении этих знаний, их переосмыслению и совершенствованию. В связи с этим дополнительное профессиональное образование педагогов, включающее в себя все разнообразие субъектов, форм, видов, технологий обучения, имеет смысл рассмотреть с позиций формального, неформального (внутрифирменного) и информаль-ного образования, как видов образования, отвечающих разнообразным интересам, возможностям и потребностям педагогов и образовательных организаций.

На современном этапе формальное (институционное) образование рассматривается в виде системы специально организованного обучения, получаемого в образовательных учреждениях, которое структурировано по целям и срокам обучения и подтверждается опреде-

И.В. Руденко, Н.Ю. Каракозова педагогические

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ... науки

ленным видом документов. С точки зрения формального образования дополнительное профессиональное образование является системным объектом, включающим взаимосвязанные элементы федерального, регионального и муниципального значения: образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (академии, институты), учебные заведения, обеспечивающие повышения квалификации специалистов, учебно-методические центры, некоммерческие организации, органы управления дополнительным профессиональным образованием и др.

Термин «неформальное образование» («non-formal education») используется в области образования взрослых для обозначения образовательного процесса, организованного за пределами формальной образовательной системы, для удовлетворения познавательных потребностей определенной группы людей. Образовательные учреждения, включающие неформальное образование в систему собственного дополнительного профессионального образования, имеют возможность в достаточно короткие сроки и с наименьшими ресурсными затратами на обучение персонала обеспечить требуемый уровень сформированности профессионально-педагогических умений у своих педагогов. В исследованиях ряда ученых (Т.Ю. Базаров [17], П.В. Журавлев [18], Ю.Г. Одегов [19], В.И. Рулевский [20] и др.) данный вид обучения называется внутрифирменным. Значение внутрифирменного обучения можно представить как подготовку к деятельности в данной организации. Знания, приобретенные в процессе такого обучения, носят предельно прикладной и профессионально ориентированный характер, они направлены на повышение эффективности профессиональной деятельности в данной организации. Внутрифирменное обучение воспитателей детских садов, как вид неформального в системе дополнительного профессионального образования педагогов, может дополнять систему повышения квалификации, так как позволяет обеспечить формирование конкретных профессиональных умений работников в соответствии потребностями организации, индивидуальными запросами самих педагогов, целенаправленно используя все возможности и средства образовательного учреждения. Доминирование ценностей обучения и саморазвития в корпоративной культуре учреждения, создание условий для индивидуального и группового обучения, формирование умения работать в команде позволяют повысить результативность деятельности педагогов, обеспечат взаимодействие на личном и профессиональном уровнях, способствуя достижению общих целей развития профессиональной компетентности каждого педагога в отдельности и организации в целом.

Содержанием внутрифирменной подготовки работников сферы дошкольного образования выступают общие и профессиональные знания, комплекс умений по использованию современных педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Организация внутрифирменного обучения позволяет устранить несоответствие между требуемым в организации и имеющимся у педагогов дошкольного образования уровнем развития профессиональных умений, сформировать или расширить определенные профессиональные навыки, а также способствует созданию у педагогов конкретной образовательной организации «единого поля» - понятийного, информационного, ценностного.

На современном этапе технического, информационного и культурного развития общества у человека появляется возможность использовать огромный арсенал средств для самообразования. Индивидуальная познавательная деятельность педагога, реализующаяся за счет проявления собственной активности, не имеющая атрибутов педагогической формы получила название инфор-мального образования. Информальное образование есть непрерывное образование «в течение всей жизни», ко-140

торое обеспечивает огромный потенциал для личностного и профессионального развития педагога. Процесс информального образования может осуществляться как стихийно в процессе общения, чтения соответствующей литературы, посещения учреждений культуры, работы в сети интернет, так и целенаправленно в процессе самообразования педагога по интересующим его профессиональным проблемам. Информальное образование в системе дополнительного профессионального образования, играет роль связующего звена между формальным и неформальным образованием и детерминировано всегда познавательным интересом педагога.

Рассмотрим на примере Автономной некоммерческой организации «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти систему дополнительного профессионального образования, интегрирующую все его виды и являющуюся базой формирования технологической компетентности воспитателей детских садов.

Система формального образования педагогов детского сада представлена государственными и негосударственными учреждениями и реализуется посредством программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов. Данными учреждениями накоплен уникальный опыт реализации программ дополнительного профессионального образования. Программы профессионального обучения предполагают наличие инвариантного блока, содержание которого отражает основные направления образовательной политики в области дошкольного образования (внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога и др.), вариативная часть программ представлена образовательными модулями, направленными на изучение современных образовательных технологий (игровые, здоровьесберегающие, социально-коммуникативные технологии, технология проектной деятельности, проблемного обучения и др.).

Особенностью реализации программ профессионального обучения педагогов учреждений повышения квалификации является фундаментальность и науко-емкость, четкое следование нормативной базе, строгая регламентация по времени и, как следствие этого, преобладание академических форм организации обучения слушателей (лекции, семинары, практикумы).

Процесс обучения осуществляется вне рабочего места педагогов, на территории внешней образовательной организации с приглашением сторонних специалистов. Оценка знаний, полученных слушателями в процессе курсовой подготовки, осуществляется посредством выполнения педагогами дошкольных учреждений итоговой квалификационной работы (разработка дидактического пособия и методических рекомендаций по его использованию в образовательном процессе, перспективного планирования по определенным разделам образовательной программы; конспекта занятия с использованием педагогических технологий др.).

В каждом регионе, муниципалитете, образовательной организации существуют свои особенности, касающиеся конкретной социально-экономической, кадровой, демографической ситуации. Это, в свою очередь, тесно с повышением профессиональной компетентности педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Данная проблема решается в АНО ДО «Планета детства «Лада» посредством реализации программ внутрифирменного обучения, позволяющего перевести представления педагогов, полученные на курсах повышения квалификации, в деятельностный аспект посредством организации обучения педагогов в процессе их профессиональной деятельности.

Эффективной формой внутрифирменного обучения в АНО стала стажировочная площадка, в рамках которой осуществляется деятельность по совершенствованию профессиональной компетентности воспитателей детских садов. Данная форма работы возникла Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1(10)

И.В. Руденко, Н.Ю. Каракозова ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...

в соответствии с направлениями Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы с целью тиражирования опыта и повышения квалификации педагогических работников системы образования, ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей. Стажировка как форма образовательной деятельности направлена на формирование и совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников посредством включения их в практику дошкольного учреждения - носителя актуального опыта. Содержательный аспект деятельности стажировочной площадки обеспечивается модульной программой «Современные педагогические технологии в детском саду», представленной образовательными модулями, направленными на формирование мотива-ционно-ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов технологической компетентности воспитателей детского сада.

Эффективность реализации модульной программы обусловлена следующими её особенностями:

- образовательные модули программы являются относительно самостоятельными единицами, обладающими цельностью и законченностью;

- обеспечивается гибкость и вариативность в реализации образовательных модулей: их замена, корректировка, введение новых в зависимости от потребностей обучающихся педагогов, исходного уровня профессионального развития, трудового опыта, приоритетных задач профессионального развития педагогов организации на данном этапе.

- содержание каждого модуля программы отличается научностью, новизной, по форме подачи - интерактивностью, проблемностью, ориентацией на диалоговое общение между обучающимися;

- использование адекватных форм и методов работы со слушателями, направленных на формирование каждого из компонентов технологической компетентности: мотивационно-ценностного компонента (различные виды лекций: лекция-беседа, лекция-диалог, лекция-презентация); когнитивного компонента (просмотр видео, работа с моделями, схемами, тестовыми и практическими заданиями в тетрадях); деятельностного компонента (мастер-классы, творческие мастерские, мозговой штурм, деловая и интерактивная игры)

- в процессе обучения и по завершению каждого образовательного модуля используются разнообразные формы текущего и итогового контроля сформирован-ности мотивационно-ценностного, когнитивного и дея-тельностного компонентов технологической компетентности воспитателей детских садов: опросники, презентации, самоанализ, практические задания, метод экспертных оценок, рефлексивные практики;

- реализация программы внутрифирменного обучения осуществляется на базах дошкольных учреждений, предметно-пространственная и образовательная среда которых соответствует условиям работы обучающихся и позволяет осуществлять быстрый перенос воспитателями изученных технологий в свою профессиональную деятельность.

Формирование технологической компетентности воспитателей - поступательный и непрерывный процесс, осуществляющийся в рамках неформального (внутрифирменного) обучения АНО ДО «Планета детства «Лада» посредством их участия также в деятельности исследовательской лаборатории, методических объединений, мастер-классов. Исследовательская Лаборатория АНО ДО «Планета детства» Лада» «Современные педагогические технологии» представлена деятельностью пяти сетевых групп, включающих 17 детских садов. Содержанием деятельности каждой сетевой группы является изучение, разработка, апробация и внедрение современных педагогических технологий в работу с дошкольниками. В Лаборатории существует выстроенная система обучения и обмена опытом работы: внутри сете-

вых групп, между сетевыми группами и трансляция передового инновационного опыта для педагогов детских садов АНО, города, региона.

В условиях деятельности АНО ДО «Планета детства» Лада» оказался эффективным результат поиска новых форм самообразования и саморазвития педагогов, направленных на повышение индивидуальной познавательной активности педагогов в области изучения педагогических технологий. Такой вид образовательной деятельности получил название информальное образование, которое позволило обеспечить сквозной характер обучения, стало связующим звеном между формальным и неформальным образованием.

Содержание индивидуальных программ самообразования педагогов, включает план поступательного саморазвития в области освоения инновационных технологий, обобщение и презентацию имеющегося опыта работы для педагогического сообщества.

С этой целью одним из ведущих направлений имиджевой политики АНО ДО «Планета детства» Лада» стало стимулирование участия педагогов в различных профессиональных конкурсах, представление обобщенного опыта работы на научно-практических конференциях, форумах, фестивалях педагогического мастерства, ярмарках инновации. Организация данной деятельности выступает одним из важных мотивационных условий, создающих предпосылки для профессионального саморазвития и самореализации педагогов. Обобщая накопленный опыт участия в профессиональных конкурсах, педагоги используют огромный арсенал средств: чтение научной литературы и периодических изданий, изучение интересующей темы в сети Интернет. Участвуя в презентации опыта работы на научно-практических конференциях, педагоги аккумулируют опыт коллег в данной области, осуществляют рефлексию своей деятельности, намечают пути для дальнейшего её совершенствования.

Обобщая сказанное, отметим, что эффективность формирования технологической компетентности воспитателей детского сада обеспечивается интеграцией различных видов дополнительного профессионального образования: формального, неформального (внутрифирменного) и информального. Базу формального образования составляют государственные и негосударственные учреждения дополнительного профессионального образования; неформальное (внутрифирменное) обучение воспитателей осуществляется на базе детских садов АНО ДО «Планета детства» Лада», имеющих собственные информационные и учебно-методические ресурсы для организации процесса обучения. Включаясь в процесс информального образования, воспитатели получают возможность самостоятельно выстраивать траекторию своего личностного и профессионального развития в области освоения и использования современных педагогических технологий в профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 № 544 н. - Режим доступа http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/ 70435556/ #ixzz3JRg8DJXe

2. Вербицкий, А.А., Ильязова, М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография [Текст] / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. -Издательство: Логос, 2011 г. - 288 с.

3. Манько, Н.Н. Теоретико-методические аспекты формирования технологической компетентности педагога [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н.Н. Манько. - Уфа, 2000. - 227 с.

4. Санников, Д.В. Развитие конструкторско-

И.В. Руденко, Н.Ю. Каракозова

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...

технологической компетентности будущих учителей технологии средствами проектного обучения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Д.В. Санников. -Иошкар Ола, 2006. - 231с.

5. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика [Текст] / В.Э. Штейнберг. - М. : Народное образование, 2002. -304 с.

6. Гребенкина, Л.К. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих специалистов педагогического профиля [Текст] / Л.К. Гребенкина // Школа будущего. - 2013. - № 5. - С. 120-126.

7. Пикатова, Н.Б. Становление технологической компетентности студентов педагогического колледжа [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.Б. Пикатова. - Челябинск, 2012. - 235 с.

8. Майер, А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ : методическое пособие [Текст] / А.А. Майер .- М.: ТЦ Сфера, 2008 . - 128 с.

9. Никифорова, Е.И. Формирование технологической компетентности учителя в системе повышения квалификации [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е.И. Никифорова. - Чита, 2007. - 242 с.

10. Смятских, А.Л. Формирование профессиональной компетентности студентов педколледжа [Текст] / А.Л. Смятских, Т.М. Туркина. - М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003. - 32 с.

11. Туркина, Т.М. Формирование профессиональной компетентности студентов педколледжа в процессе подготовки воспитателей коррекционных дошкольных учреждений [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.М. Туркина. - М., 2000. - 24 с.

12. Вершловский, С.Г. Взрослый как субъект образо-

вания [Текст] / С.Г. Вершловский // Педагогика. - 2003.

- №8. - С. 4-12.

13. Долженко, О.В. Университет и образование: между прошлым и будущем [Текст] / О.В. Долженко // Педагогика и просвещение. - 2013. - №1. - С. 19-36.

14. Ишков, А.Д. Особенности реализации дополнительного профессионального образования в исследовательских университетах [Текст]: монография / А.Д. Ишков; М-во образования и науки Росс. Федерации, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. строит. ун-т». - М.: мгсу, 2011. - 216 с.

15. Онушкин, В.Г. Непрерывное образование - приоритетное направление науки [Текст] / В.Г. Онушкин, Ю.Н. Кулыткин // Сов. педагогика. - 1989. - № 2. - С. 86-90.

16. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // RG.RU - интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа: http://www. rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html

17. Управление персоналом: учебник для вузов [Текст] / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 540 с.

18. Журавлев, П.В. Менеджмент персонала: учеб. пособие для студентов эконом. спец. [Текст] / П.В. Журавлев. - М.: Экзамен, 2004. - 447 с.

19. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: оценка эффективности [Текст] / Ю.Г. Одегов. - М.: Экзамен, 2008.

- 547 с.

20. Рулевский, В.И. Анализ сущности и содержания внутрифирменного обучения персонала субъекта предпринимательства [Текст] / В.И. Рулевский // Научный вестник МГИИТ. - 2010. - №6. - С. 118-123.

FORMATION TECHNOLOGICAL COMPETENCE KINDERGARTEN TEACHER DURING ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING

© 2015

I.V. Rudenko, doctor of pedagogical sciences, professor department of "Pedagogy and methods of teaching" N.Y. Karakozova, applicant department of "Pedagogy and methods of teaching"

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. Changes in the system of educational priorities which are stated in modern standard documents involve the improvement of the system of additional professional education. The process of training of pedagogues is filled with new content and is characterized by orientation on the creative development of pedagogues, their active studying of innovations, modern pedagogical technologies and methods of training. It is possible to achieve this aim by integration of different kinds of additional professional education: formal, informal or intrafirm. These kinds include all diversities of subjects, forms, methods and technologies. In this article the authors explain the content and the structure of technological competence of pedagogues of kindergarten. Also the authors describe particularities of different kinds of additional professional education which influence on the formation of this kind of competence. Specific features of realization of intrafirm training programme of preschool education pedagogues are considered in the article. It includes educational modules with coherent informational blocks. The experience of preschool organization which involves pedagogues in the process of ongoing professional training is considered in the article. This kind of training helps to form skills in learning and using of modern pedagogical technologies of working with preschool children.

Keywords: technological competence kindergarten teacher, the types of additional professional education: formal, nonformal (in-house), informal, modular program, internship marketplace.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.