The problems of interaction between nature and culture are a key theme of the historical and cultural studies. The scale and shapes of this interaction varied both in space and in time. The article explains the principles and mechanisms of the multifunctional influence of the natural environment on the development of culture and the feedback system between them. It is shown that the culture is a mode of self-organization of society, its viability and adaptation. Culture is treated as an ordered, rational model of the essential characteristics of the person, which should be regarded as selection and updating natural forces in the design of the regulatory and objective environment of the human being. The author reveals the models of the socio-environmental interaction in the cultural-historical process. Culture creates an environment of the social survival, in which the ability and physical energy of a person are logical-objectively realized in the material and spiritual attributes of the human activity. It is proved that every historical stage in the development of civilization creates its own "cultural environment of survival" in accordance with the technological capabilities of society. The models are presented in this article can be used in the learning course of educational anthropology as the thematic chapter on the interaction between culture and nature.
Key words: human being, culture, nature, transformation, ecological imperatives, adaptation, development.
Original article submitted 16.10.2014;
revision submitted 20.10.2014
Vladimir I. Ionesov, Doctor of Cultural Studies, Professor, Department of Psychology and Pedagogics.
УДК 377
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.Ю. Каракозова
Тольяттинский государственный университет,
445667, г. Тольятти, Самарская область, ул. Белорусская, 14
E-mail: karakozova1226@rambler.ru
Актуальность темы обусловлена введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования, для реализации которого педагогам необходимо овладеть современными педагогическими технологиями, обеспечивающими повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса. Вследствие этого формированию технологической составляющей профессиональной деятельности педагогов необходимо уделять особое внимание при организации процесса профессионального обучения. В соответствии с концепцией компетентностного подхода технологическая составляющая может рассматриваться как технологическая компетентность. Автором представляется структура технологической компетентности педагогов дошкольного образования, включающая в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и деятель-ностный компоненты. Приводятся критерии и показатели данного вида компетентности в соответствии с уровнями сформированности. Излагается содержание методики изучения сформированности компонентов технологической компетентности педагогов. Освещаются результаты констатирующего и контрольного экспериментов, наглядно иллюстрирующие динамику процесса формирования компонентов технологической компетентности педагогов. Раскрывается специфика реализации программы обучения педагогов дошкольного образования посредством технологии модульного обучения, содержание которой представлено в рамках образовательного модуля как целостной образовательной единицы, включающей несколько взаимосвязанных информационных бло-
Каракозова Наталья Юрьевна, соискатель кафедры педагогики и методики преподавания.
ков. Автор рассматривает каждый из информационных блоков и освещает направленность содержащейся в блоке информации на актуализацию мотивационной, знаньевой и практической сферы профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования. Особое внимание уделяется использованию методов и форм организации процесса обучения педагогов, отмечается их эффективность на разных этапах обучения. Экспериментально доказывается, что итогом реализации методики формирования технологической компетентности педагогов является овладение педагогами технологическими знаниями и умениями в области современных образовательных технологий, актуализация стремления к саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональной педагогической деятельности.
Ключевые слова: технологическая компетентность, структура технологической компетентности, компоненты технологической компетентности, уровни сформированно-сти технологической компетентности, модульная программа, современные образовательные технологии.
Одним из условий реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования является обеспеченность педагогическими кадрами, владеющими современными технологиями организации и интенсификации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях [1].
В профессиональном стандарте педагога обозначено, что педагог, осуществляющий деятельность в сфере дошкольного образования, должен «знать основы методики преподавания, принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий», владеть умением «разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии» [2]. Таким образом, технологическая составляющая деятельности педагога на современном этапе развития образования имеет нормативно-правовое подкрепление.
Технологическая составляющая профессиональной деятельности педагога исследовалась многими учеными (А.А. Вербицкий [3], Н.Н. Манько [4], А.А. Майер [5], Л.М. Митина [6], Е.И. Никифорова [7], Д.В. Санников [8], А.Л. Смятских [9]). В соответствии с позициями компетентностного подхода данную составляющую можно отнести к технологической компетентности, которая, по мнению Н.Б. Пикатовой, является интегральным качеством педагога, отражающим его готовность к реализации современных технологий и включающим мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты, а также профессионально значимые качества, обеспечивающие высокоэффективную педагогическую деятельность [10] (табл. 1).
Таблица 1
Структура технологической компетентности педагога дошкольного образования
Компонент технологической компетентности педагога Содержание
Мотивационно-ценностный - мотивационная готовность к овладению современными образовательными средствами; - стремление к саморазвитию, самосовершенствованию в педагогической деятельности
Когнитивный - знание современных образовательных технологий; - знание сущности, структуры, алгоритма использования образовательных технологий в детском саду
Деятельно стный - сформированность технологических умений: проектировочных, организационно-педагогических, операционно-технологических, рефлексивно-оценочных
У педагогических работников дошкольных образовательных учреждений содержание всех компонентов технологической компетентности имеет свою специфику, которая обусловлена возрастом дошкольников, особенностями организации видов детской деятельности, эргономическими и санитарно-гигиеническими требованиями.
В исследовании уровня технологической компетентности педагогов дошкольного образования приняли участие 450 педагогов Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства «Лада». Экспериментальную группу составили 180 педагогов из 6 детских садов, контрольную группу - 176 педагогов из 4 детских садов. Автором была дана характеристика уровней сформированное™ показателей по каждому компоненту технологической компетентности: высокий, средний, низкий (табл. 2).
Таблица 2
Качественная характеристика уровней сформированности показателей технологической компетентности педагога дошкольного образования
<и И О Показатели сформированности уровней технологической компетентности
с а 2 Высокий уровень (3 балла) Средний уровень (2 балла) Низкий уровень (1 балл)
Мотивационно-ценностный - стремление к изучению и внедрению инновационных образовательных технологий; - профессиональная мотивация является одним из ведущих видов мотивации; - стремление к саморазвитию и самореализации себя в педагогической деятельности - проявление интереса к изучению инновационных образовательных технологий; - профессиональная мотивация не является ведущим видом мотивации, преобладают мотивы признания, влиятельности, материального стимулирования; - проявление интереса к саморазвитию и самореализации себя в педагогической деятельности - слабое проявление интереса к инновационным образовательным технологиям; - профессиональная мотивация либо отсутствует, либо слабо выражена; - отсутствует стремление к саморазвитию и самореализации себя в педагогической деятельности
Когнитивный Владение базовыми и системными знаниями о современных образовательных технологиях Владение необходимыми знаниями о современных образовательных технологиях Владение формальными знаниями о современных образовательных технологиях
Деятельностный Осознанное владение комплексом технологических умений, направленных на организацию и регулирование воспитательно -образовательного процесса на основе современных образовательных технологий Частичное владение технологическими умениями, трудности в организации и регулировании воспитательно-образовательного процесса с использованием современных образовательных технологий Слабое владение технологическими умениями, формальный подход в организации и регулировании воспитательно-образовательного процесса с использованием образовательных технологий
Для оценки сформированности показателей мотивационно -ценностного компонента технологической компетентности автором использовались диагностические методики, направленные на выявление отношения к восприятию и внедре-
нию инноваций, саморазвития педагогов в профессиональной деятельности (методика Л.Н. Бережновой «Диагностика уровня саморазвития и профессионально -педагогической деятельности»), изучалась направленность мотивационного профиля педагогов дошкольного образования (опросник «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина).
Результаты констатирующего эксперимента таковы:
- высокий уровень Э.Г. - 15,4 % (28 чел.), К.Г. - 17,3 % (31 чел.);
- средний уровень Э.Г. - 52,3 % (94 чел.), К.Г. - 48,2 % (84 чел.);
- низкий уровень Э.Г. - 32,3 % (58 чел.); К.Г. - 34,5 % (61 чел.)
Анализ этих результатов показал, что у педагогов дошкольного образования недостаточно выражено стремление к изучению и использованию современных образовательных технологий, профессиональная мотивация не всегда является ведущим мотивом в педагогической деятельности, преобладают мотивы общения, признания, материального вознаграждения. Стремление к самореализации и самосовершенствованию в профессиональной деятельности проявляется на уровне интереса или слабо выражено.
Диагностика когнитивного компонента технологической компетентности педагога дошкольного образования осуществляется автором посредством методики «Технологии в образовании». Анализ показывает, что педагоги как экспериментальной, так и контрольной групп владеют лишь необходимыми знаниями (средний уровень Э.Г. - 34,1 % (61 чел.); К.Г. - 32,6 % (57 чел.)), а в большинстве случаев - формальными знаниями о современных образовательных технологиях, не осознавая всю системность, концептуальность, комплексность технологического подхода (низкий уровень Э.Г. - 52,6 % (95 чел.); К.Г. - 52,7 % (92 чел.)).
Деятельностный компонент является не менее важным в структуре технологической компетентности педагога дошкольного образования. В основу диагностики заложен модифицированный автором вариант методики самоанализа Л.М. Маневцо-вой, С.С. Лебедевой «Анализ сформированности деятельностного компонента технологической компетентности педагога дошкольного образования». В методике самоанализа выделяется комплекс (четыре группы) технологических умений: проектировочные, организационно-педагогические, операционно-технологические, рефлексивно-оценочные, владение которыми позволит педагогам обеспечить эффективную организацию и регуляцию воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками с использованием современных образовательных технологий.
В результате самоанализа выявлено, что у педагогов отмечается недостаточное владение проектировочными, операционно-технологическими и рефлексивно-оценочными умениями, что свидетельствует об отсутствии у педагогов способности осуществлять целеполагание и проектирование образовательного процесса с использованием современных образовательных технологий.
Таким образом, сформированность деятельностного компонента технологической компетентности у педагогов экспериментальной группы на констатирующем этапе находится:
- на низком уровне - у 28,7 % (52 чел.);
- на среднем уровне - у 54, 1 % (97 чел.);
- на высоком уровне - у 17,2 % (31 чел.);
у педагогов контрольной группы:
- на низком уровне - у 26,4 % (46 чел.);
- на среднем уровне - у 56, 8 % (100 чел.);
- на высоком уровне - у 16,8 % (30 чел.).
Результаты сформированности технологической компетентности у педагогов дошкольного образования на констатирующем этапе свидетельствуют о преобладании средних и низких значений (табл. 3).
Таблица 3
Результаты констатирующего эксперимента по определению уровней технологической компетентности педагогов дошкольного образования
Уровень сформированности технологической компетентности Констатирующий эксперимент
Э.Г. (180 чел.) К.Г. (176 чел.)
% чел. % чел.
Высокий 15,3 28 16,3 29
Средний 46,8 84 45,8 81
Низкий 37,9 68 37,8 67
Имеющиеся результаты сформированное™ компонентов технологической компетентности педагогов позволили осуществить проектирование и реализацию модульной программы обучения педагогов «Современные образовательные технологии в детском саду».
Данная программа представляет собой инновационное направление внутрифирменного обучения АНО ДО «Планета детства «Лада», которое осуществляется на стажировочной площадке, являющейся базой для презентации современных образовательных технологий и овладения педагогами дошкольного образования инновационным опытом.
Структурно программа представлена пятью модулями:
- «Интерактивные технологии в работе с дошкольниками»;
- «Информационные технологии в детском саду»;
- «Технология проблемного обучения»;
- «Кейс-технологии в воспитательно-образовательном процессе детского сада»;
- «Технология обогащения лексического запаса детей».
Внутри каждого модуля выделяются этапы: целевой, содержательный, органи-зационно-деятельностный и результативный, в рамках которых в тесной взаимосвязи происходит формирование структурных компонентов технологической компетентности педагогов (мотивационно-целевого, когнитивного, деятельностного). Рассмотрим содержание одного из образовательных модулей более подробно.
Модуль «Интерактивные технологии в работе с дошкольниками» направлен на формирование технологической компетентности педагогов в области изучения и использования современных интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
Содержание первого блока модуля представлено информацией мотивационно-ориентировочного характера, которая позволяет педагогам глубже познакомиться с системообразующими принципами образовательных технологий, изучить их образовательный потенциал и эффективность, способствует повышению мотивации педагогов в реализации себя в профессиональной деятельности посредством внедрения в практику своей работы инновационных образовательных технологий. Наиболее эффективными формами работы со слушателями на этом этапе являются проблемные лекции, подиум-дискуссии, позволяющие актуализировать знания педагогов и обеспечить личное участие каждого в поиске вариативных моделей профессиональной деятельности.
Второй блок модуля ориентирован на расширение и обогащение системы знаний педагогов в области интерактивных образовательных технологий. Педагоги знакомятся
с классификацией, дидактическим и методическим обеспечением, содержанием этапов технологии, с особенностями организации деятельности детей на каждом этапе реализации технологии. Различные формы практико-ориентированных занятий строятся таким образом, чтобы педагоги научились разрабатывать конкретный образовательный продукт, транслировать знания в собственную практическую деятельность.
Третий блок модуля призван обеспечить сформированность технологических умений педагогов по проектированию образовательных технологий и развитие способности логично включать их в педагогический процесс. В процессе обучения педагоги упражняются в составлении технологических карт, заполняют рабочие тетради, создают интерактивные дидактические пособия по различным направлениям работы с дошкольниками, работают с информационным обеспечением на интерактивной доске.
По итогам изучения каждого модуля слушатели выполняют практическую зачетную работу, осуществляется экспресс-диагностика, позволяющая регулировать содержание образовательного модуля, а также определить степень изменения составляющих структурных компонентов технологической компетентности у слушателей стажировочной площадки по сравнению с началом обучения.
Интерактивные формы обучения педагогов способствуют формированию организационно-педагогических, операционно-технических, рефлексивных умений и позволяют им обеспечить эффективный перенос приобретенных знаний и умений в свою непосредственную профессиональную деятельность.
Результаты контрольного эксперимента показали значительный рост сформиро-ванности технологической компетентности педагогов дошкольного образования детских садов экспериментальной группы по всем ее компонентам и незначительный рост уровня сформированности технологической компетентности в контрольных группах (табл. 4).
Таблица 4
Уровни сформированности технологической компетентности педагогов дошкольного образования в начале и конце эксперимента
Уровень сформи- Э.Г. (180 чел.) К.Г. (176 чел.)
рованности Констатирующий Контрольный Констатирующий Контрольный
технологической этап этап этап этап
компетентности % чел. % чел. % чел. % чел.
Высокий 15,3 28 29,4 53 16,3 29 17,0 30
Средний 46,8 84 48,4 87 45,8 81 47,3 83
Низкий 37,9 68 22,2 40 37,8 67 35,7 63
Таким образом, разработанная методика изучения и формирования технологической компетентности педагогов дошкольного образования является актуальной, поскольку результаты исследования свидетельствуют о повышении уровня сформиро-ванности технологической компетентности у педагогов дошкольного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Принят 17.10.2013. - № 1155. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образова-
ния) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. Принят 18.10.2013. - № 544н. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
4. Манько Н.Н. Технологическая компетентность педагога // Школьные технологии. - 2002. - № 5. - С. 34-41.
5. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Метод. пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 200 с.
7. Никифорова Е.И. Формирование технологической компетентности учителя в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.И. Никифорова. - Чита, 2007. - 242 с.
8. Санников Д.В. Развитие конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии средствами проектного обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Д.В. Санников. - Йошкар-Ола, 2006. - 231 с.
9. Смятских А.Л., Туркина Т.Ж. Развитие профессиональной компетентности педагога. - М., 2000. - 186 с.
10. Пикатова Н.Б. Становление технологической компетентности студентов педагогического колледжа: Автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.Б. Пикатова. -Челябинск, 2012. - 23 с.
Поступила в редакцию 24.10.2014; в окончательном варианте 10.11.2014
UDC 377
METHOD OF STUDY OF THE LEVEL OF FORMATION OF THE TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF PRESCHOOL EDUCATION TEACHERS
N. Y. Karakozova Togliatti State University 14, Belarus Str., Togliatti, 445667 E-mail: karakozova1226@rambler.ru
The relevance of the article is caused by the introduction of the Federal state standard ofpre-school education. To realize it a pedagogue needs to know modern pedagogical technologies which can provide the efficiency and intensification of the educational process. Due to these facts it is necessary to pay attention to the technological component of the professional activity when organizing the process of professional education. According to the concept of competence approach the technological component can be considered as a technological competence. The author gives the structure of the technological competence of pedagogues of preschool education which includes the following components: motivation and value components, cognitive and activity ones. There are criteria and indicators of this kind of competence which are given according to the levels of formation of the competence. The method of studying the mastering of components of the technological competence is stated. The results of ascertaining and control experiments are also presented which show the dynamics of the process offorming the components of the technological competence. Some special features of realization of the training program with the help of module training are also revealed. The content of the training program is also introduced according to the educational module which is the integral educational unit. This unit has some correlative informational parts. The author considers each information part and points to the fact that the information in them actualizes motivation, cognitive and practical activity of pre-school pedagogues. A special attention is paid to the usage of methods and kinds of pedagogues' training. Their efficiency on different stages is marked. The author experimentally proves the result of the realization of the technological competence
pedagogues training method. They are: mastering of technological knowledge and skills by pedagogues in the field of modern educational technologies; actualizing of aspiration to self-development and self-improvement in professional pedagogical activity
Key words: technological competence, structure, technological competence, the components of the technological competence levels of the development of the technological competence, modular program of contemporary educational technology.
Original article submitted 24.10.2014; revision submitted 10.11.2014
Natalia Y. Karakozova, applicant of pedagogy and teaching methodology.
УДК 378.1
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Е.В. Кошарская
Самарский государственный университет 4430100, г. Самара, ул. А. Павлова, 1 E-mail: luiba@mail.ru
Статья посвящена проблеме формирования эстетической культуры студентов. Она расширяет научные представления о содержательных и процессуальных аспектах педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие личности. Целью данной работы является выявление средств формирования эстетической культуры студентов естественнонаучных специальностей. Выводы, сделанные в работе, дают основания полагать, что на занятиях по английскому языку в вузе может быть сформирована основа, позволяющая педагогам выбрать наиболее эффективные пути участия в процессе формирования эстетической культуры личности студента.
Ключевые слова: формирование эстетической культуры, искусство, наука, гуманитарное знание, личность, язык, педагогическая деятельность.
Современное общество сталкивается сегодня с новыми социально-экономическими задачами, решение которых зависит не столько от уровня образованности общества, сколько от тех ценностных установок, которые человек реализует в своей практической деятельности. Важным условием экономического роста России является подготовка эстетически образованных специалистов - профессионалов-созидателей, творческих личностей, умеющих доводить качество работы до совершенства. В связи с этим в XXI веке отмечается тенденция к сближению научной и художественно-эстетической форм освоения мира.
Эстетические идеи приложимы как к гуманитарному, так и к естественнонаучному знанию. В арсенал ученого входит оценка явлений природы, общественной жизни, открытий, теорий, гипотез и с точки зрения законов эстетики. Критерий красоты является важным показателем новизны и оригинальности научного поиска. В создавшихся условиях актуальным становится формирование у студентов естественнонаучных специальностей основных компонентов эстетической культуры,
Екатерина Викторовна Кошарская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков.