Научная статья на тему 'Мотивация неформального образования педагогов в сетевых педагогических сообществах'

Мотивация неформального образования педагогов в сетевых педагогических сообществах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
134
Поделиться
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлярова Алёна Евгеньевна

В статье раскрывается потенциал сетевого профессионального педагогического сообщества как инструмента создания условий для поддержки непрерывного образования и личностного развития педагога. Непрерывное образование осуществляется в данном случае посредством неформального повышения квалификации в форме активного участия педагогического работника в деятельности сетевых профессиональных сообществ. Описаны мотивы, определяющие степень вовлеченности педагога в сетевое сотрудничество. Стержнем деятельности сетевого сообщества являются образовательные события. Образовательные дистанционные программы, предлагаемые в профессиональном сообществе, решают задачи развития профессиональных компетентностей педагога. Сетевое взаимодействие работников образования позволяет обеспечивать не только профессиональные социальные связи, но и квалифицированно поддерживать систему педагогического наставничества, дистанционное консультирование как форму неформального повышения квалификации, самообучение и взаимообучение педагогов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котлярова Алёна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Motivation of teachers’ informal education in the network pedagogical communities

The article reveals the potential of the network professional pedagogical community as a tool to create conditions to support the continuing education and personal development of the teacher. The continuing education is implemented in this case by means of informal professional development in the form of active participation of teaching staff in the activities of network professional communities. The motives determining the degree of teacher’s engagement in the network cooperation are described. The educational events are the Core of the network community activities. The distance learning programs proposed in the professional community solve many problems of developing the teacher’s professional competences. The network interaction of educators allows to provide not only a professional social communication, but also to support the teacher mentoring system, the remote consultation as a form of informal professional development, self-learning and mutual learning of teachers.

Текст научной работы на тему «Мотивация неформального образования педагогов в сетевых педагогических сообществах»

Современная школа

УДК 378.091.398

Мотивация неформального образования педагогов в сетевых педагогических сообществах

А. Е. Котлярова

Motivation of teachers' informal pedagogical communities

A. E. Kotlyarova

Аннотация. В статье раскрывается потенциал сетевого профессионального педагогического сообщества как инструмента создания условий для поддержки непрерывного образования и личностного развития педагога.

Непрерывное образование осуществляется в данном случае посредством неформального повышения квалификации в форме активного участия педагогического работника в деятельности сетевых профессиональных сообществ. Описаны мотивы, определяющие степень вовлеченности педагога в сетевое сотрудничество. Стержнем деятельности сетевого сообщества являются образовательные события. Образовательные дистанционные программы, предлагаемые в профессиональном сообществе, решают задачи развития профессиональных компетентностей педагога. Сетевое взаимодействие работников образования позволяет обеспечивать не только профессиональные социальные связи, но и квалифицированно поддерживать систему педагогического наставничества, дистанционное консультирование как форму неформального повышения квалификации, самообучение и взаимообучение педагогов.

Abstract. The article reveals the potential of the network professional pedagogical community as a tool to create conditions to support the continuing education and personal development of the teach-

education in the network

er. The continuing education is implemented in this case by means of informal professional development in the form of active participation of teaching staff in the activities of network professional communities. The motives determining the degree of teacher's engagement in the network cooperation are described. The educational events are the Core of the network community activities. The distance learning programs proposed in the professional community solve many problems of developing the teacher's professional competences. The network interaction of educators allows to provide not only a professional social communication, but also to support the teacher mentoring system, the remote consultation as a form of informal professional development, self-learning and mutual learning of teachers.

Ключевые слова: система повышения квалификации, неформальное повышение квалификации, непрерывное образование, образовательные программы, сетевое взаимодействие, сетевое сообщество.

Keywords: the professional development system, the informal professional development, continuous education, educational programs, the network interaction, the network community.

В современных условиях развития системы дополнительного профессионального образования становится актуальным участие педагогов в

деятельности сетевых методических объединений с целью повышения своего профессионального уровня. Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы определена реализация мероприятий, направленных на обеспечение внедрения федеральных государственных стандартов общего образования, в том числе и через распространение инновационного опыта посредством стимулирования создания инновационных методических сетей и поддержки сетевых методических объединений [1]. Растет количество вновь создаваемых в учреждениях дополнительного профессионального образования образовательных порталов, интегрирующих формальное, неформальное и информальное педагогическое образование, поддерживающих интерактивное взаимодействие слушателей курсов повышения квалификации в межкурсовой период.

Массовое профессиональное саморазвитие педагогов реализуется также посредством участия их в профессиональных педагогических сообществах, созданных на образовательных порталах, сайтах и в некоторых социальных сетях (таких, как Google+).

Такое неформальное профессиональное развитие осуществляется на основе интерактивного взаимодействия педагогов в сети Интернет с целью информационного обмена, совместного использования методических ресурсов и сотрудничества при решении возникающих профессиональных проблем.

Сетевые сообщества наряду с социальными сетями работников образования предоставляют педагогам возможность для профессионального развития через неформальное общение с другими педагогами и интерактивную среду для коллективной деятельности.

Под сетевым сообществом И. Э. Широкова понимает формальную или неформальную группу профессионалов, объединившихся для совместной деятельности, направленной на личностный профессиональный рост и совершенствование образовательного процесса [2].

Е. Д. Патаракин определяет сетевое педагогическое сообщество как группу педагогов, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий [3].

В ходе семинара «Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение

управления качеством образования на региональном и муниципальном уровне: опыт, проблемы, перспективы», проведенного в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (далее - ГБОУ ДПО ЧИППКРО) в 2015 году, участниками фокус-группы было уточнено понятие «сетевое методическое объединение».

Под сетевым методическим объединением подразумевается добровольное объединение педагогов, деятельность которых направлена на внедрение нового содержания и технологий общего образования в конкретных предметных областях, а также на эффективное сопровождение реализации профессионального стандарта педагога. Инновационная деятельность сетевых методических объединений решает не только задачи внедрения современных образовательных технологий, но и неформального повышения квалификации работников образования. Считаем нужным отметить следующие принципы работы профессиональных сетевых сообществ:

- взаимосвязь научных теоретических положений и педагогической практики;

- инновационный характер деятельности;

- наличие системы поддержки молодых педагогов;

- добровольность участия в работе сообщества;

- нацеленность участников сообщества на продуктивную деятельность;

- личная мотивация участников сообщества.

Задачами педагогических профессиональных сообществ являются:

- совершенствование системы методического обеспечения образования за счет внедрения современных образовательных технологий и инновационных методов обучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечение открытого обсуждения актуальных вопросов образования;

- совершенствование профессионального мастерства педагогов;

- организация совместной деятельности педагогов в единой образовательной информационной среде.

Зачастую педагоги обращаются к вебстраницам практико-ориентированных педаго-

гических сообществ в поисках образовательных ресурсов при подготовке учебного занятия.

В Рунете располагается большое количество сайтов и порталов образовательного характера, содержащих презентации и конспекты учебных и внеурочных занятий, дидактические материалы, статьи по вопросам обучения и воспитания. Далеко не все эти материалы имеют методическую ценность и прошли рецензирование либо экспертизу у специалистов.

В ряде случаев размещенные разработки требуют критического отношения к содержащейся в них информации, так как методическая грамотность и достоверность информации зависит от квалификации публикатора.

Ответственность за соблюдение авторских прав также лежит на педагогах, размещающих образовательные ресурсы на открытых площадках.

Такие педагогические материалы требуют тщательного профессионального анализа методической корректности информации.

Сетевые сообщества предоставляют педагогам не только базы методических разработок уроков и занятий внеурочной деятельностью в режиме открытого доступа, но и площадки для публикации собственных методических и дидактических материалов. Педагоги испытывают потребность в ресурсах, освещающих вопросы формирования универсальных учебных действий, проектирования компетентностно ориентированных заданий, использования инструментов оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной общеобразовательной программы. Педагогам следует отдать предпочтение таким сообществам, в которых организовано обсуждение публикуемых материалов под руководством сотрудников ведущих педагогических вузов и системы повышения квалификации работников образования.

Автор публикуемого материала получает возможность в ходе обсуждения внести изменения и дополнения в свою разработку.

Важным фактором работы сетевых педагогических сообществ является также социальное партнерство с общественными организациями.

Примером такого сообщества является Образовательная Галактика Intel®. Материалы, размещенные в данном сетевом сообществе, посвящены внедрению инновационных педаго-

гических идей в образовательный процесс и их общественно-профессиональной экспертизе. Участники сетевого педагогического сообщества, как правило, осуществляют деятельность в следующих направлениях:

- методическая - инициация обсуждения проблемных педагогических вопросов, создание методических и дидактических материалов;

- проектировочная - разработка мастер-классов, тренингов, дистанционных курсов для участников сообщества, создание и реализация сетевых проектов для учащихся;

- образовательная - самообразование в процессе участия в дистанционных тренингах либо мастер-классах.

Привлечение педагогов к работе в профессиональных педагогических сетевых сообществах позволяет обеспечить непрерывность профессионального развития работников образования путем получения ими как формального, так и неформального образования. Формальное образование в сетевых сообществах осуществляется посредством реализации образовательных программ дистанционных курсов повышения квалификации и дополняется неформальной моделью образования в форме организации информационного обмена: научно-практических онлайн-семинаров и видеоконференций, вебинаров по актуальным проблемам образования.

Данные формы позволяют восполнить профессиональные дефициты педагога, обеспечить применение освоенного теоретического материала в педагогической практике.

Однако первостепенным стимулом для повышения квалификации для многих педагогов служит необходимость прохождения периодической аттестации. В этом случае очень важно документальное признание совершенствования профессиональных компетентностей учителя.

В проведенном зарубежном исследовании «NMC Horizon: высшее образование - 2015» эксперты отмечают конкуренцию формальной и неформальной модели образования. Слушатели открытых курсов в сетевых профессиональных сообществах имеют возможность подобрать образовательную программу, соответствующую индивидуальным потребностям и бюджетным возможностям. Вместе с тем вопрос признания результатов неформального обучения остается открытым [4].

Переход на накопительную систему в повышении квалификации позволяет реализовать на практике неформальное образование путем проектирования для слушателей системы повышения квалификации индивидуальных образовательных маршрутов с применением современных образовательных технологий преподавания в дополнительном профессиональном образовании. Слушатель получает возможность планирования времени и темпа освоения образовательных программ курсов повышения квалификации, модульных курсов, места получения образования, в том числе в территориально удаленных учреждениях дополнительного профессионального образования.

«Регламенты, нормативно закрепляющие неформальное повышение квалификации работников образования на основе обобщения и распространения ими эффективного педагогического опыта, результатов участия в инновационных проектах в сфере образования», разработанные и утвержденные в ГБОУ ДПО ЧИППКРО, определяют правовое основание для включения неформальных форм в существующую систему формального повышения квалификации [5].

Возможны как индивидуальные, так и групповые организационные формы работы педагогов в сообществах: участие в обсуждении актуальных проблем на форуме сообщества, проведение мастер-классов и педагогических мастерских и участие в них, работа творческих коллективов и экспертных групп.

Сетевые педагогические сообщества становятся площадкой для реализации инновационных проектов, осуществляемых совместно с сотрудниками учреждений дополнительного профессионального образования. Опыт инновационной работы распространяется путем издания сборников научно-практических материалов.

Участие педагогов в работе сетевых сообществ - прежде всего путь к профессиональному росту, повышение уровня профессиональной компетенции. Это означает не только приобретение педагогом неформального дистанционного образования, но и участие в профессиональных сетевых конкурсах регионального и федерального уровня, изучение инновационного опыта коллег, обучение через совместную деятельность членов сообщества, распростра-

нение собственного опыта образовательной деятельности.

Сетевое педагогическое сообщество становится трибуной для распространения опыта внедрения успешных педагогических практик.

В порядке неформального самообразования педагоги имеют возможность получения квалифицированных консультаций экспертов, интерактивного удаленного взаимодействия с коллегами в ходе обсуждения профессиональных вопросов в блогах, на форумах сообществ. Данное обстоятельство важно в первую очередь молодым педагогам для выхода из профессиональных затруднений.

Считаем нужным отметить существующее противоречие между необходимостью реализации образовательных программ с применением современных информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и недостаточным уровнем информационно-коммуникационной компетентности педагогов в части овладения современным программным обеспечением и способами быстрого поиска и переработки информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация междисциплинарных программ формирования универсальных учебных действий и ИКТ-компетентности обучающихся в условиях медиаобразования требует и от педагогов проявления необходимых профессиональных компетенций, в том числе ИКТ-компетентности педагога, одним из аспектов которой является коммуникативная компетентность.

Таким образом, возникает необходимость освоения педагогами новых форм общения и совместной деятельности, обучения педагогов формам представления успешных педагогических практик в сети Интернет.

В сетевых профессиональных сообществах и методических объединениях возможно организовать сетевое командное взаимодействие педагогов в ходе реализации сетевых проектов, что влечет за собой и продуктивное сотворчество с сообществом учащихся, внедрение информационных технологий в образовательную деятельность. Система повышения квалификации обеспечит непрерывное образование педагогов при условии включения сотрудников учреждения в интерактивное педагогическое взаимодействие со слушателями курсов и в межкурсовой период.

Под сетевым взаимодействием И. Э. Широкова подразумевает способ деятельности, основанный на совместном взаимовыгодном использовании информационных, методических и иных ресурсов для решения конкретных задач педагогической практики [2]. Е. В. Василевская определяет сетевое взаимодействие как систему связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; способ деятельности по совместному использованию ресурсов [6].

Считаем актуальным вопрос формирования мотивационной готовности педагогов к получению неформального педагогического самообразования.

Т. Л. Дубровина выделяет в числе внешних условий неформального педагогического образования осмысление, понимание и признание преподавателями государственных и общественных требований к профессиональной компетентности, в том числе педагогической, в современных условиях; готовность преподавателей к неформальному педагогическому образованию в основе повышения квалификации как производственной необходимости; способность преподавателей к самодиагностике педагогической компетентности. К внутренним условиям неформального педагогического образования Т. Л. Дубровина относит осознание как необходимости непрерывного образования с целью постоянного пополнения знаний, умений, опыта практической деятельности для совершенствования педагогической компетентности; коррекцию целей повышения квалификации в аспекте развития самостоятельности при получении неформального образования и при решении профессионально-педагогических проблем [7].

Возможность планируемого добровольного получения неформального образования инициирует как готовность педагога к непрерывному образованию, так и формирование личной мотивации педагога на самообразование и, как следствие, профессиональные личные достижения. Социальную мотивацию получения педагогического дополнительного образования определяет цель личностного профессионального развития. Г. П. Щедровицкий определяет профессиональное развитие как процесс направленных закономерных личностных и дея-

тельностных изменений, проявляющихся в способности профессионала изменять собственную деятельность за счет смены средств деятельности [8].

Активное участие в работе сетевого профессионального сообщества, развитие взаимосвязей с членами сообщества в процессе совместной деятельности постепенно изменяет моти-вационную сферу личности педагога. Акцент смещается в сторону проявления познавательных мотивов, мотивов достижения высоких результатов и самоактуализации. Результатом становится проявление педагогами социальной активности при разрешении проблемной ситуации осознаваемой актуальной некомпетентности, при самореализации педагога в образовательной деятельности [9].

Участие сотрудников системы повышения квалификации (преподавателей и экспертов) в работе сетевых сообществ мотивирует педагогических работников к дальнейшему сотрудничеству с учреждением дополнительного профессионального образования.

Удаленное взаимодействие в сети Интернет обеспечивает в современных реалиях осознанный выбор педагогом учреждения дополнительного профессионального образования, в котором можно освоить образовательные программы повышения квалификации, отвечающие актуальным личным потребностям в восполнении профессиональных дефицитов.

Андрагог в данном случае выступает в роли фасилитатора непрерывного самообразования, координатора сетевого взаимодействия, модератора неформального общения педагогов в сети, сетевого консультанта, осуществляющего квалифицированную дистанционную информационную и методическую деятельностную поддержку слушателей в межкурсовой период.

Сетевые педагогические сообщества становятся, таким образом, интерактивными методическими кабинетами.

Преподаватели дополнительного профессионального образования могут размещать в виртуальных методических кабинетах материалы не только с учетом потребностей педагогов в практико-ориентированных материалах, но и с целью формирования профессиональных педагогических компетенций у слушателей.

Следовательно дистанционное сопровождение повышения уровня профессиональных пе-

дагогических компетенций путем сетевого консультирования также можно считать формой неформального повышения квалификации.

Организуя научно-методическое сопровождение слушателей в межкурсовой период в сетевом сообществе, андрагог прежде всего может предложить педагогам самостоятельную деятельность по приобретению опыта работы с информацией (например, участие в веб-квестах, интернет-конференциях, освещающих вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности) и деятельность творческую, направленную на решение практических проблем с выходом на создание методического продукта.

Сетевое взаимодействие участников педагогического сообщества инициирует прежде всего некое образовательное сетевое событие.

Организаторы сетевых мероприятий нередко отмечают небольшое количество участников. Причиной тому являются не только перегруженность педагогов отчетной документацией, дефицит времени, но и недостаточное информирование о проводимых мероприятиях, и низкая мотивация педагогов к повышению квалификации.

Совместными сетевыми мероприятиями, стимулирующими мотивацию к профессиональному развитию, являются вебинары с получением сертификатов о подтверждении повышения квалификации, сетевые проекты.

Генератором идей, проектирующим такое событие, может стать как андрагог, так и выпускник курсов повышения квалификации, ставший тьютором для своих коллег. Инициатор сетевого события, как правило, убедительно формулирует актуальность проблематики мероприятия.

Кроме этого, чрезвычайно важна эмоциональная творческая атмосфера при создании личностной вовлеченности участников в групповую деятельность, например, коллективную работу над совместным сетевым документом.

Продуктом совместной деятельности может стать не только конкретная методическая разработка, но и обмен идеями в результате плодотворного интеллектуального общения.

Неформальные лидеры модерируют обсуждение актуальных вопросов на форуме педагогического сообщества, комментарии в блогах, создаваемых участниками.

Таким образом стимулируется неформальное общение педагогов в сети. Координаторы сетевых событий также организуют по итогам состоявшегося мероприятия рефлексию для диагностики полученных педагогами профессиональных приращений. Основанием для получения педагогом сертификата о повышении квалификации по накопительной системе может служить регулярное подведение итогов работы сетевого профессионального педагогического сообщества с определением значимых личных профессиональных достижений в форме представленных активными участниками сетевых образовательных событий методических материалов.

Наиболее активные участники сетевых мероприятий также могут быть поощрены бонусом (например, выдачей сертификата участника, повышением балльного рейтинга активного члена сообщества).

Библиографический список:

1. Постановление Правительства РФ от 23.05. 2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/71044750/ (дата обращения: 26.10.2015).

2. Широкова И. Э. Сетевое взаимодействие педагогов Иркутской области в системе повышения квалификации в межкурсовой период // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2012. - Вып. 1. - № 1 (10). - С. 94-97.

3. Патаракин Е. Д. Сетевые сообщества и обучение / Е. Д. Патаракин. - М. : ПЕР СЭ, 2006. - 112 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Johnson L., Adams Becker S., Estrada V., Freeman A. Отчет NMC Horizon: высшее образование - 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cdn.nmc.org/media/2015-nmc-horizon-report-he-RU.pdf (дата обращения 12.11.2015).

5. Кисляков А. В., Щербаков А. В. Неформальное повышение квалификации педагогических работников посредством проектирования инновационных продуктов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2014. -Вып. 1. - № 1 (18). - С. 82-92.

6. Василевская Е. В. Взаимодействие в условиях сетевой организации муниципальной ме-

тодической службы // Взаимодействие органов управления образованием и методических служб : сб. науч.-метод. материалов / сост. Л. И. Филатова ; науч. ред. Э. М. Никитин. -М. : АПК и ППРО, 2005. - 152 с.

7. Дубровина Т. Л. Возможности неформального педагогического образования в основе повышения квалификации преподавателей профессионального цикла СПО // Мир науки, культуры, образования : научный журнал. -2013. - Вып. 5. - № 5 (42). - С. 114-121.

8. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий. - М. : Педагогический центр «Эксперимент», 1993. - 154 с.

9. Ильясов Д. Ф., Ильясова О. А. Развитие представлений о педагогических теориях и подходах к их проектированию // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1. - С. 39-50.

References:

1. O Federal'noy tselevoy programme razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.05.2015 g. N 497. [On the Federal Target Program of Education Development for the Years 2016-2020: Resolution of the Government of the Russian Federation of 05.23.2015 N 497].

2. Shirokova I. E. Network Interaction of Teachers of the Irkutsk Region in the System of Professional Development During the Intercourse Period [Setevoe vzaimodeystvie pedagogov Irkuts-koy oblasti v sisteme povysheniya kvalifikatsii v mezhkursovoy period]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], 2012, N 1 (10), pp. 94-97.

3. Patarakin E. D. Setevye soobshchestva i obu-chenie [Network Communities and Education], M., 2006, 112 p.

4. Johnson L., Adams Becker S., Estrada V., Freeman A. Report of NMC Horizon: the higher

education - 2015 [Electronic resource]. Access mode: http://cdn.nmc.org/media/2015-nmc-

horizon-report-he-RU.pdf (Accessed: 12.11.2015).

5. Kislyakov A. V., Shcherbakov A. V. Informal Teachers' Professional Development by means of Innovative Products Designing [Neformal'noe povyshenie kvalifikatsii pedagogicheskikh rabot-nikov posredstvom proektirovaniya innovatsion-nykh produktov]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], Chelyabinsk, 2014, N 1 (18), pp. 82-92.

6. Vasilevskaya E. V. The interaction under the Conditions of the Network Organization of Municipal Methodical Service [Vzaimodeystvie v uslo-viyakh setevoy organizatsii munitsipal'noy metodi-cheskoy sluzhby]. Vzaimodeystvie organov uprav-leniya obrazovaniem i metodicheskikh sluzhb: sb. nauch.-metod. materialov [Interaction of governing bodies of education and methodological services: scientific and methodological materials] Edited by L. I. Filatova, E. M. Nikitin. M., 2005, 152 p.

7. Dubrovina T. L. Possibilities of Informal Pedagogical Education in the Professional Development of Teachers of the Professional Cycle of Secondary Professional Education [Vozmozhnosti ne-formal'-nogo pedagogicheskogo obrazovaniya v osnove povy-sheniya kvalifikatsii prepodavateley professi-onal'nogo tsikla SPO]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of Science, Culture and Education], 2013, N 5 (42), pp. 114-121.

8. Shchedrovitskiy P. G. Ocherki po filosofii obrazovaniya [Essays on the Philosophy of Education], M., 1993, 154 p.

9. Il'yasov D. F., Il'yasova O. A. Knowledge about the Pedagogical Theories and Approaches to their Design [Razvitie predstavleniy o peda-gogicheskikh teoriyakh i podkhodakh k ikh proektirovaniyu]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2010, N 1, pp. 39-50.