Научная статья на тему 'Сетевые педагогические сообщества как платформа неформального образования педагогов'

Сетевые педагогические сообщества как платформа неформального образования педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3751
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлярова Алёна Евгеньевна

В статье раскрывается потенциал сетевого профессионального педагогического сообщества как инструмента создания условий для поддержки непрерывного образования и личностного развития педагога. Непрерывное образование осуществляется в данном случае посредством неформального повышения квалификации в форме активного участия педагогического работника в деятельности сетевых профессиональных сообществ. Описаны мотивы, определяющие степень вовлеченности педагога в сетевое сотрудничество. Стержнем деятельности сетевого сообщества являются образовательные события. Образовательные дистанционные программы, предлагаемые в профессиональном сообществе, решают задачи развития профессиональных компетентностей педагога. Сетевое взаимодействие работников образования позволяет обеспечивать не только профессиональные социальные связи, но и квалифицированно поддерживать систему педагогического наставничества, дистанционное консультирование как форму неформального повышения квалификации, самообучение и взаимообучение педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The network pedagogical communities as a platform of informal education of teachers

In the article reveals the capacity of network professional pedagogical community as instrument of creation of conditions for support the continuous education and personal development of the teacher. The continuous education is carried out in this case by means of an informal professional development in the form of active participation the pedagogical worker in activity of network professional communities. The motives which are defining degree of an involvement of the teacher into network cooperation are described. The educational events are the сore of activity of network community. The educational remote programs which are offered in the professional community solve many problems of development of teacher professional competences. The network interaction of educators allows to provide not only a professional social communication, but also competently to support the system of pedagogical mentoring, the remote consultation as a form of informal advanced training, self-training and mutually training of teachers.

Текст научной работы на тему «Сетевые педагогические сообщества как платформа неформального образования педагогов»

УДК 378.091.398

Сетевые педагогические сообщества как платформа неформального образования педагогов

А. Е. Котлярова

The network pedagogical communities as a platform of informal education of teachers

A. E. Kotlyarova

Аннотация. В статье раскрывается потенциал сетевого профессионального педагогического сообщества как инструмента создания условий для поддержки непрерывного образования и личностного развития педагога. Непрерывное образование осуществляется в данном случае посредством неформального повышения квалификации в форме активного участия педагогического работника в деятельности сетевых профессиональных сообществ.

Описаны мотивы, определяющие степень вовлеченности педагога в сетевое сотрудничество. Стержнем деятельности сетевого сообщества являются образовательные события. Образовательные дистанционные программы, предлагаемые в профессиональном сообществе, решают задачи развития профессиональных компетентностей педагога.

Сетевое взаимодействие работников образования позволяет обеспечивать не только профессиональные социальные связи, но и квалифицированно поддерживать систему педагогического наставничества, дистанционное консультирование как форму неформального повышения квалификации, самообучение и взаимообучение педагогов.

Abstract. In the article reveals the capacity of network professional pedagogical community as instrument of creation of conditions for support the continuous education and personal development of the teacher. The continuous education is carried out in this case by means of an informal professional development in the form of active participation the pedagogical worker in activity of network professional communities. The motives which are defining degree of an involvement of the teacher into network cooperation are described. The edu-

cational events are the œre of activity of network community. The educational remote programs which are offered in the professional community solve many problems of development of teacher professional competences. The network interaction of educators allows to provide not only a professional social communication, but also competently to support the system of pedagogical mentoring, the remote consultation as a form of informal advanced training, self-training and mutually training of teachers.

Ключевые слова: система повышения квалификации, неформальное повышение квалификации, непрерывное образование, образовательные программы, сетевое взаимодействие, сетевое сообщество.

Keywords: advanced training system, informal advanced training, continuous education, educational programs, the network interaction, the network community.

В современных условиях развития системы дополнительного профессионального образования становится актуальным участие педагогов в деятельности сетевых методических объединений с целью повышения своего профессионального уровня. Реализация междисциплинарных программ формирования универсальных учебных действий и ИКТ-компетентности обучающихся в условиях медиаобразования требует от педагогов проявления необходимых профессиональных компетенций, в том числе ИКТ-компетентности педагога, одним из аспектов которой является коммуникативная компетентность. Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы определена реализация мероприятий, направленных

А. Е.. Кртлярова

Сетевые педагогические сообщества к&кплатформа неформального образования.

на обеспечение внедрения федеральных государственных стандартов общего образования, в том числе и через распространение инновационного опыта посредством стимулирования создания инновационных методических сетей и поддержки сетевых методических объединений [1].

Растет количество вновь создаваемых в учреждениях дополнительного профессионального образования образовательных порталов, интегрирующих формальное, неформальное и информальное педагогическое образование, поддерживающих интерактивное взаимодействие слушателей курсов повышения квалификации в межкурсовой период в сетевых сообществах.

Под сетевым сообществом И. Э. Широкова понимает формальную или неформальную группу профессионалов, объединившихся для совместной деятельности, направленной на личностный профессиональный рост и совершенствование образовательного процесса [2].

Е. Д. Патаракин определяет сетевое педагогическое сообщество как группу педагогов, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий [3]. В ходе семинара «Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение управления качеством образования на региональном и муниципальном уровне: опыт, проблемы, перспективы», проведенного в Государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (далее -ГБУ ДПО ЧИППКРО) в 2015 году, участниками фокус-группы было уточнено понятие «сетевое методическое объединение».

Под сетевым методическим объединением подразумевается добровольное объединение педагогов, деятельность которых направлена на внедрение нового содержания и технологий общего образования в конкретных предметных областях, а также на эффективное сопровождение реализации профессионального стандарта педагога. Инновационная деятельность сетевых методических объединений решает не только задачи внедрения современных образовательных технологий, но и неформального повышения квалификации работников образования.

Массовое профессиональное саморазвитие педагогов реализуется также посредством участия их в профессиональных педагогических сообществах, созданных на образовательных порталах, сайтах и в некоторых социальных сетях (таких, как Google+).

Такое неформальное профессиональное развитие осуществляется на основе интерактивного взаимодействия педагогов в сети Интернет с целью информационного обмена, совместного использования методических ресурсов и сотрудничества при решении возникающих профессиональных проблем. Сетевые сообщества наряду с социальными сетями работников образования предоставляют педагогам возможность для профессионального развития через неформальное общение с другими педагогами и интерактивную среду для коллективной деятельности.

Принципами работы профессиональных сетевых сообществ являются:

- взаимосвязь научных теоретических положений и педагогической практики;

- инновационный характер деятельности;

- наличие системы поддержки молодых педагогов;

- добровольность участия в работе сообщества;

- нацеленность участников сообщества на продуктивную деятельность;

- личная мотивация участников сообщества.

Задачами педагогических профессиональных сообществ являются:

- совершенствование системы методического обеспечения образования за счет внедрения современных образовательных технологий и инновационных методов обучения;

- обеспечение открытого обсуждения актуальных вопросов образования;

- совершенствование профессионального мастерства педагогов;

- организация совместной деятельности педагогов в единой образовательной информационной среде.

Зачастую педагоги обращаются к вебстраницам практико-ориентированных педагогических сообществ в поисках образовательных ресурсов при подготовке учебного занятия. В Рунете располагается большое количество сайтов и порталов образовательного характера, содержащих презентации и конспекты учебных

и внеурочных занятий, дидактические материалы, статьи по вопросам обучения и воспитания.

Сетевые сообщества предоставляют педагогам не только базы методических разработок уроков и занятий внеурочной деятельностью в режиме открытого доступа, но и площадки для публикации собственных методических и дидактических материалов. Далеко не все эти материалы имеют методическую ценность и прошли рецензирование либо экспертизу у специалистов. В ряде случаев размещенные разработки требуют критического отношения к содержащейся в них информации, так как методическая грамотность и достоверность информации зависит от квалификации публикатора. Ответственность за соблюдение авторских прав также лежит на педагогах, размещающих образовательные ресурсы на открытых площадках. Такие педагогические материалы требуют тщательного профессионального анализа методической корректности информации.

Важным фактором работы сетевых педагогических сообществ является в этом случае социальное партнерство с общественными организациями.

Примером сообщества, реализующего такое партнерство, является Образовательная Галактика Intel®. Материалы, размещенные в данном сетевом сообществе, посвящены внедрению инновационных педагогических идей в образовательный процесс и их общественно-профессиональной экспертизе. Обсуждение публикуемых материалов инициируют сотрудники ведущих педагогических институтов и учреждений повышения квалификации работников образования.

Участники сетевого педагогического сообщества, как правило, осуществляют деятельность в следующих направлениях:

- методическая - инициация обсуждения проблемных педагогических вопросов, создание методических и дидактических материалов;

- проектировочная - разработка мастер-классов, тренингов, дистанционных курсов для участников сообщества, создание и реализация сетевых проектов для учащихся;

- образовательная - самообразование в процессе участия в дистанционных тренингах либо мастер-классах.

Привлечение педагогов к работе в профессиональных педагогических сетевых сообщест-

вах позволяет обеспечить непрерывность профессионального развития работников образования путем получения ими как неформального, так и формального образования. Неформальная модель образования в сетевых сообществах осуществляется в форме организации информационного обмена: научно-практических онлайн-семинаров и видеоконференций, веби-наров по актуальным проблемам образования, и дополняется формальным образованием посредством реализации образовательных программ дистанционных курсов повышения квалификации. Слушатели открытых курсов в сетевых профессиональных сообществах имеют возможность подобрать образовательную программу, соответствующую индивидуальным потребностям и бюджетным возможностям. Данные формы позволяют восполнить профессиональные дефициты педагога, обеспечить применение освоенного теоретического материала в педагогической практике.

Сетевые педагогические сообщества становятся площадкой для реализации инновационных проектов, осуществляемых совместно с сотрудниками учреждений дополнительного профессионального образования. Возможны как индивидуальные, так и групповые организационные формы работы педагогов в сообществах: участие в обсуждении актуальных проблем на форуме сообщества, проведение мастер-классов и педагогических мастерских и участие в них, работа творческих коллективов и экспертных групп. Опыт инновационной работы распространяется путем издания сборников научно-практических материалов.

Участие педагогов в работе сетевых сообществ - прежде всего путь к профессиональному росту, повышение уровня профессиональной компетенции. Это означает не только изучение инновационного опыта коллег, приобретение педагогом неформального дистанционного образования, но и обучение через совместную деятельность членов сообщества, распространение собственного опыта образовательной деятельности путем участия в профессиональных сетевых конкурсах регионального и федерального уровня. Сетевое педагогическое сообщество становится трибуной для распространения опыта внедрения успешных педагогических практик. В порядке неформального самообразования педагоги имеют возможность по-

А. Е Кртлярова

Сетевые педагогические сообщества к&кплатформа неформального образования.

лучения квалифицированных консультаций экспертов, интерактивного удаленного взаимодействия с коллегами в ходе обсуждения профессиональных вопросов в блогах, на форумах сообществ.

Данное обстоятельство важно в первую очередь молодым педагогам для выхода из профессиональных затруднений. Однако недостаточный уровень информационно-коммуникационной компетентности педагогов в части овладения современным программным обеспечением и способами быстрого поиска и переработки информации затрудняет активное использование данных платформ.

Таким образом, возникает необходимость освоения педагогами новых форм общения и совместной деятельности, обучения педагогов формам представления успешных педагогических практик в сети Интернет. Решение данной задачи мы видим в организации педагогами дополнительного профессионального образования сетевого командного взаимодействия педагогов в ходе реализации сетевых проектов в сетевых профессиональных сообществах и методических объединениях, что повлечет за собой и продуктивное сотворчество с сообществом учащихся, внедрение информационных технологий в образовательную деятельность.

Под сетевым взаимодействием И. Э. Широкова подразумевает способ деятельности, основанный на совместном взаимовыгодном использовании информационных, методических и иных ресурсов для решения конкретных задач педагогической практики [2]. Е. В. Василевская определяет сетевое взаимодействие как систему связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; способ деятельности по совместному использованию ресурсов [4].

Система повышения квалификации обеспечит непрерывное образование педагогов при условии включения сотрудников учреждения в интерактивное педагогическое взаимодействие со слушателями курсов и в межкурсовой период. Считаем актуальным вопрос формирования мотивационной готовности педагогов к получению неформального педагогического самообразования. Т. Л. Дубровина выделяет в числе внешних условий неформального педагогиче-

ского образования осмысление, понимание и признание преподавателями государственных и общественных требований к профессиональной компетентности, в том числе педагогической, в современных условиях; готовность преподавателей к неформальному педагогическому образованию в основе повышения квалификации как производственной необходимости; способность преподавателей к самодиагностике педагогической компетентности.

К внутренним условиям неформального педагогического образования Т. Л. Дубровина относит осознание как необходимости непрерывного образования с целью постоянного пополнения знаний, умений, опыта практической деятельности для совершенствования педагогической компетентности; коррекцию целей повышения квалификации в аспекте развития самостоятельности при получении неформального образования и при решении профессионально-педагогических проблем [5].

Возможность планируемого добровольного получения неформального образования инициирует как готовность педагога к непрерывному образованию, так и формирование личной мотивации педагога на самообразование и, как следствие, профессиональные личные достижения.

Социальную мотивацию получения педагогического дополнительного образования определяет цель личностного профессионального развития. Г. П. Щедровицкий определяет профессиональное развитие как процесс направленных закономерных личностных и деятель-ностных изменений, проявляющихся в способности профессионала изменять собственную деятельность за счет смены средств деятельности [6].

Активное участие в работе сетевого профессионального сообщества, развитие взаимосвязей с членами сообщества в процессе совместной деятельности постепенно изменяет моти-вационную сферу личности педагога.

Акцент смещается в сторону проявления познавательных мотивов, мотивов достижения высоких результатов и самоактуализации. Результатом становится проявление педагогами социальной активности при разрешении проблемной ситуации осознаваемой актуальной некомпетентности, при самореализации педагога в образовательной деятельности.

Участие сотрудников системы повышения квалификации (преподавателей и экспертов) в работе сетевых сообществ мотивирует педагогических работников к дальнейшему сотрудничеству с учреждением дополнительного профессионального образования.

Удаленное взаимодействие в сети Интернет обеспечивает в современных реалиях осознанный выбор педагогом учреждения дополнительного профессионального образования, в котором можно освоить образовательные программы повышения квалификации, отвечающие актуальным личным потребностям в восполнении профессиональных дефицитов.

Педагог дополнительного профессионального образования в данном случае выступает в роли фасилитатора непрерывного самообразования, координатора сетевого взаимодействия, модератора неформального общения педагогов в сети, сетевого консультанта, осуществляющего квалифицированную дистанционную информационную и методическую деятельностную поддержку слушателей в межкурсовой период. Сетевые педагогические сообщества становятся, таким образом, интерактивными методическими кабинетами при условии, что преподавателями дополнительного профессионального образования в виртуальных методических кабинетах размещаются материалы не только с учетом потребностей педагогов в практико-ориенти-рованных материалах, но и с целью формирования профессиональных педагогических компетенций у слушателей. Следовательно, дистанционное сопровождение повышения уровня профессиональных педагогических компетенций путем сетевого консультирования также можно считать формой неформального повышения квалификации.

Организуя научно-методическое сопровождение слушателей в межкурсовой период в сетевом сообществе, преподаватель предлагает педагогам как самостоятельную деятельность по приобретению опыта работы с информацией (например, участие в веб-квестах, интернет-конференциях, освещающих вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности), так и деятельность творческую, направленную на решение практических проблем с выходом на создание методического продукта.

Сетевое взаимодействие участников педагогического сообщества инициирует прежде всего некое образовательное сетевое событие. Организаторы сетевых мероприятий нередко отмечают небольшое количество участников. Причиной тому являются не только перегруженность педагогов отчетной документацией, дефицит времени, но и недостаточное информирование о проводимых мероприятиях и низкая мотивация педагогов к повышению квалификации. Совместными сетевыми мероприятиями, стимулирующими мотивацию к профессиональному развитию, являются вебинары с получением сертификатов о подтверждении повышения квалификации, сетевые проекты.

Генератором идей, проектирующим такое событие, может стать как преподаватель, так и выпускник курсов повышения квалификации, ставший тьютором для своих коллег. Инициатор сетевого события, как правило, убедительно формулирует актуальность проблематики мероприятия. Кроме этого, чрезвычайно важна эмоциональная творческая атмосфера при создании личностной вовлеченности участников в групповую деятельность, например, в коллективную работу над совместным сетевым документом. Продуктом совместной деятельности можно считать не только конкретные методические разработки, но и обмен идеями в результате плодотворного интеллектуального общения. Неформальные лидеры модерируют обсуждение актуальных вопросов на форуме педагогического сообщества, комментарии в блогах, создаваемых участниками. Таким образом, стимулируется неформальное общение педагогов в сети. Координаторы сетевых событий также организуют по итогам состоявшегося мероприятия рефлексию для диагностики полученных педагогами профессиональных приращений. Наиболее активные участники сетевых мероприятий также могут быть поощрены бонусом (например, выдачей сертификата участника, повышением балльного рейтинга активного члена сообщества).

В проведенном зарубежном исследовании «NMC Horizon: высшее образование - 2015» эксперты отмечают конкуренцию формальной и неформальной модели образования. Вместе с тем вопрос признания результатов неформального обучения остается открытым, так как процедура периодической аттестации педагога оп-

А. Е Кртлярова

Сетевые педагогические сообщества какплатформа неформального образования.

ределяет необходимость документального признания совершенствования профессиональных компетентностей учителя [7].

«Регламенты, нормативно закрепляющие неформальное повышение квалификации работников образования на основе обобщения и распространения ими эффективного педагогического опыта, результатов участия в инновационных проектах в сфере образования», разработанные и утвержденные в ГБУ ДПО ЧИППКРО, определяют правовое основание для включения неформальных форм в существующую систему формального повышения квалификации [8].

Слушатель получает возможность планирования времени и темпа освоения образовательных программ курсов повышения квалификации, модульных курсов, места получения образования, в том числе в территориально удаленных учреждениях дополнительного профессионального образования. Основанием для получения педагогом сертификата о повышении квалификации по накопительной системе может служить регулярное подведение итогов работы сетевого профессионального педагогического сообщества с определением значимых личных профессиональных достижений в форме представленных активными участниками сетевых образовательных событий методических материалов.

Таким образом, переход на накопительную систему в повышении квалификации позволяет практически реализовать неформальное образование путем проектирования для слушателей системы повышения квалификации индивидуальных образовательных маршрутов с применением современных образовательных технологий преподавания в сетевых педагогических сообществах.

Библиографический список:

1. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_180188/ (дата обращения: 12.11. 2015).

2. Широкова И. Э. Сетевое взаимодействие педагогов Иркутской области в системе повышения квалификации в межкурсовой период / И. Э. Широкова // Научное обеспечение систе-

мы повышения квалификации кадров. - 2012. -№ 1 (10). - С. 94-97.

3. Патаракин Е. Д. Сетевые сообщества и обучение / Е. Д. Патаракин. - М. : ПЕРСЭ, 2006. - 112 с.

4. Василевская Е. В. Взаимодействие в условиях сетевой организации муниципальной методической службы / Е. В. Василевская // Взаимодействие органов управления образованием и методических служб : сб. науч.-метод. материалов / сост. Л. И. Филатова ; науч. ред. Э. М. Никитин. - М. : АПК и ППРО, 2005. -152 с.

5. Дубровина Т. Л. Возможности неформального педагогического образования в основе повышения квалификации преподавателей профессионального цикла СПО / Т. Л. Дубровина // Мир науки, культуры, образования. -2013. - № 5 (42). - С. 114-121.

6. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования: статьи и лекции / П. Г. Щедровицкий. - М. : Эксперимент, 1993. - 154 с.

7. Johnson L., Adams Becker S., Estrada V., Freeman A. Отчет NMC Horizon: высшее образование - 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cdn.nmc.org/media/2015-nmc-horiz-on-report-he-RU.pdf (дата обращения: 12.11.2015).

8. Кисляков А. В. Неформальное повышение квалификации педагогических работников посредством проектирования инновационных продуктов / А. В. Кисляков, А. В. Щербаков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014. - № 1 (18). - С. 82-92.

References:

1. About the Federal target program of a development of education for 2016-2020 : the resolution of the Government of the Russian Federation 23.05.2015 [O Federal'noy tselevoy programme razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody : post-anovlenie Pravitel'stva RF ot 23.05.2015 N 497], http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_180188.

2. Shirokova I. E. "Network interaction of teachers of the Irkutsk region in the system of professional development during the intercourse pe-riod"// Scientific Support of a system of Advanced Training ["Setevoye vzaimodeystviye pedagogov Irkutskoy oblasti v sisteme povysheniya kvalifikat-sii v mezchkursovoy period" // Nauchnoe obespe-

chenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov], 2012, N 1 (10), pp. 94-97.

3. Patarakin E. D. Network communities and tutoring [Setevyiye soobschestva i obucheniye]. M. : PerSe, 2006.112 p.

4. Vasilevskaya E. V. The interaction in the conditions of the network organization of municipal methodical service [Vzaimodeystviye v uslo-viyakh setevoy organizatsii munitsipal'noy meto-dicheskhoy sluzchby] // Interaction of governing bodies of education and methodical services : scientific-method. materials / comp. L. I. Filatova; scientific edition E. M. Nikitin. M. : Academies of Advanced Training and Professional Retraining of Educators, 2005. 152 p.

5. Dubrovina T. L. "Possibilities of informal pedagogical education at the heart of the professional development of teachers in the professional cycle APE (Average Professional Education)" // The World of science, culture, education ["Voz-mozshnosti neformal'nogo pedagogicheskogo ob-

razovaniya v osnove povysheniya kvalifikatsii pre-podavateley professional'nogo tsikla SPO" // Mir obrazovaniya, kul'tury i nauki], 2013, N 5 (42), pp.114-121.

6. Schedrovitsky P. G. Sketches about philosophy of education [Ocherki po filosofii obrazovaniya: stat'i i lekzii]. M. : Eksperiment, 1993. 154 p.

7. Johnson, L., Adams Becker, S., Estrada, V., Freeman, A. Report of NMC Horizon: the higher education [Vysshee obrazovanie], http://cdn. nmc.org/media/2015 -nmc-horizon-report-he-RU.pdf.

8. Kislyakov A. V., Scherbakov A. V. "Informal Teachers' Advanced Training by means of innovative Products designing"// Scientific Support of a system of Advanced Training ["Neformal'noe povyshenie kvalifikatsii pedagogicheskikh rabot-nikov posredstvom proektirovaniya innivatsion-nykh produktov" // Nauchnoe obespechenie siste-my povysheniya kvalifikatsii kadrov], 2014, N 1 (18), pp. 82-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.