Т В. Соловьева
Неформальное повышение квалификации работников образования через ассоциации...
ЧИППКРО
УДК 378.091.398
Неформальное повышение квалификации работников образования через ассоциации педагогических работников
Т. В. Соловьева
Informal teacher professional development through Association of teachers
T. V. Solov'eva
Аннотация. Выбор модели повышения квалификации определяется потребностями и индивидуальными особенностями педагогических работников. Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации предлагает педагогическим работникам неформальные модели повышения квалификации, одной из которой является работа в профессиональных сообществах, в частности в Ассоциации учителей русского языка и литературы. Данную модель выбирают педагогические работники, целью которых являются высокие личные достижения, неформальное общение с коллегами, оперативное получение новой информации психолого-педагогического, методического, практического и предметного характера. Особенность повышения квалификации в форме участия в деятельности ассоциации заключается в том, что у педагогов появляется возможность создать команды специалистов, готовые содействовать профессиональному росту коллег, обсуждать новые идеи и пути внедрения их в образовательную практику, реализовывать совместные проекты и т. д.
Abstract. The choice of professional development model depends on needs and individual characteristics of teachers. Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators proposes to teachers informal professional development models, one of which is the work in professional societies, particularly in the Russian Language and Literature Teachers' Association. This model is selected by teachers, whose purposes are: high personal achievements, informal communication with colleagues, operative obtaining new psycho-pedagogical, methodological, practical and substantive information. The pecu-
liarity ofprofessional development in form of work in professional societies is teachers ’ possibility to create team of specialists ready to promote professional growth of colleagues, discuss new ideas and ways to implement them in educational practice, to realize joint projects etc.
Ключевые слова: повышение квалификации, модель повышения квалификации, неформальное повышение квалификации, реализация личностных качеств, профессионально-личностное саморазвитие.
Key words: professional development, model of professional development, informal professional development, realization of personal qualities, professional and personal self-development.
В связи с кардинальными изменениями системы образования, соотнесенными с введением федерального государственного образовательного стандарта, вопросы непрерывного образования педагогических работников становятся все более актуальными, так как успех преобразований в значительной мере определяется уровнем профессионально-личностного развития педагогических работников, который, в частности, определяется активно-творческой, созидательной позицией учителя, его способностью стать инициатором нововведений в школе, активным участником совместной коллективной деятельности по развитию инноваций в сфере образования. При этом мы понимаем, что результаты образовательно-воспитательной деятельности напрямую зависят от профессионализма и общей культуры педагогов. Поэтому наше общество и школа остро нуждаются в современных педагогических ра-
Гипотезы, дискуссии, размышления
ботниках, способных качественно решать задачи образования, эффективно и креативно работать в новых условиях.
Как справедливо отмечает Т. А. Махрачева
[1], «процесс формирования профессиональных качеств и развития способностей личности должен происходить в течение всей жизни». Это, в свою очередь, предполагает «их постоянное обновление и совершенствование, в том числе в процессе повышения квалификации». Каждый учитель в настоящее время имеет право выбрать для себя модель повышения квалификации в соответствии со своими потребностями и индивидуальными особенностями. Значительная часть учителей предпочитает традиционную, эффективную форму - курсовую подготовку в институте повышения квалификации. Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации предлагает педагогическим работникам различные программы и формы обучения:
1) стационарные курсы повышения квалификации;
2) модульно-накопительная система, которая обеспечивает повышение квалификации по индивидуальным образовательным траекториям и позволяет оперативно регулировать содержание, формы и методы работы со слушателями;
3) проведение стажировок, основной целью которых является деятельностное освоение отдельных направлений инновационной образовательной практики образовательных учреждений; приобретение профессиональных и организаторских навыков в области внедрения инновационных практик, изучение организации и технологии работы образовательных учреждений по реализации задач становления современной модели образования;
4) повышение квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий в виде модульных курсов.
Существующая ныне система повышения квалификации в ИПК успешно решает поставленную перед ней главную задачу - актуализируя личностные качества учителя, поднять на новый уровень его профессиональное мастерство. Но в процессе непрерывного педагогического образования учитель может не только приобретать навыки, необходимые ему для адаптации в своей профессиональной среде, но и изменять среду, влиять на образовательную ситуацию с целью реализации своих личностных, профессиональ-
ных качеств, творческого потенциала, «на практике реализуя свою субъектность в условиях по-лисубъектного диалогового общения за счет инициативы учителя и педагогического партнерства»
[2]. Это очень важно, так как результаты образовательно-воспитательной деятельности напрямую зависят от профессионализма и общей культуры педагогов. Поэтому школа сегодня остро нуждается в педагогических работниках, которые могут решать современные задачи образования, эффективно и творчески работать в новых условиях. В связи с этим, отмечает Н. Н. Котельникова [3], «особую актуальность ... приобретает совершенствование последипломного педагогического образования, обновление его содержания и поиск новых форм профессионального совершенствования учителей».
Существует несколько вариантов классификации форм обучения, которые осуществляются по различным признакам [3]. Среди них выделяются традиционные и нетрадиционные.
В последние годы, как отмечают Д. Ф. Ильясов и О. В. Ройтблат, получили распространение неформальные модели повышения квалификации [4; 5]. Отличием неформального повышения квалификации от традиционного является то, что оно не ведет к обязательной сертификации. Однако оно способно удовлетворить потребность учителя в самообразовании, расширить общий культурный уровень и кругозор учителя. Кроме того, акцентирование внимания на вопросах общественного и профессионального признания результатов деятельности в определенной мере позволяет обеспечить личностную мотивацию [2].
Одной из неформальных моделей повышения квалификации являются объединения учителей, например ассоциации. Организация учителей в ассоциации по образовательным областям и предметам получила распространение в Челябинской области. В 2013 году Челябинская областная Ассоциация учителей русского языка и литературы интегрирована в качестве Челябинского регионального отделения в Ассоциацию учителей литературы и русского языка, решение о создании которой было принято на Съезде учителей русского языка и литературы (г. Москва, ноябрь 2013 года). В приветственном слове к участникам и гостям съезда президент России Владимир Путин подчеркнул, что «русский язык и литература занимают особое место в ряду школьных дисциплин,
Т В. Соловьева
Неформальное повышение квалификации работников образования через ассоциации...
формируют духовный и нравственный облик молодого человека, его мировоззрение и кругозор, помогают раскрыть творческий потенциал». Глава государства отметил их огромную, определяющую роль «в воспитании таких важнейших личностных качеств, как патриотизм и гражданственность, уважение к нашему многонациональному Отечеству, его истории, традициям, богатейшему культурному наследию». Поэтому создание Ассоциации объективно необходимо. Съезд счел целесообразным развитие деятельности Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка.
Данную модель - повышение квалификации через участие в общественном объединении, в частности в Ассоциации - выбирают педагогические работники, целью которых являются высокие личные достижения, неформальное общение с коллегами, оперативное получение новой информации психолого-педагогического, методического, практического и предметного характера. Немаловажным фактором является то, что эта информация связана с особенностями региона.
Работа в ассоциации позволяет раскрыть и мобилизовать личностные ресурсы учителя, проанализировать и усовершенствовать его. Опыт Челябинского регионального отделения Ассоциации учителей литературы и русского языка показывает, что преподаватели, становясь ее членами, стремятся реализовать свою потребность в улучшении знаний в своей образовательной области, в совершенствовании методики преподавания, в повышении результатов государственной итоговой аттестации учащихся.
Основное отличие повышения квалификации в рамках ассоциации заключается в том, что у педагогических работников появляется возможность создать команды специалистов (например, творческие группы, временные творческие коллективы), готовые содействовать профессиональному росту коллег, обсуждать новые идеи и пути внедрения их в образовательную практику, реализовывать совместные проекты, разрабатывать модульные программы повышения квалификации. В процессе этой деятельности определяются тьюторы, помогающие менее опытным коллегам реализовать выработанные идеи в их образовательных учреждениях.
Рассмотрим основные особенности деятельности ассоциации педагогических работников на примере Челябинского регионального отде-
ления Ассоциации учителей литературы и русского языка (далее - Ассоциация).
Концептуально-методологической основой деятельности Ассоциации являются:
- положения философского конструктивизма и синергетики о самодостаточности субъекта и обусловленности его активности в сложноорганизованных системах;
- идеи соотношения индивидуального и коллективного субъекта;
- идея понимания человека как целеустремленной, свободной и развивающейся личности;
- основные положения компетентностного, проблемного, средового и полисубъектного подходов;
- идеи инновационного развития крупных социальных систем на основе субъектноориентированного подхода;
- принцип учета личностного аспекта идеи профессионального развития личности;
- формирование готовности педагогического сообщества к требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
- формирование субъектной позиции;
- готовность к обмену профессиональным опытом, внедрению современных педагогических теорий в реальную практику учителей Челябинской области и других регионов России.
В своей деятельности Ассоциация опирается на теорию непрерывного профессионального педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров (В. А. Болотов, Д. Ф. Ильясов, И. А. Колесникова,
Э. М. Никитин, Ю. И. Турчанинова, Н. М. Че-годаев, И. Д. Чечель, Р. М. Шерайзина и др.).
Важным моментом является постановка целей и задач Ассоциации, что влияет на отбор содержания деятельности данного профессионального сообщества, определение поля взаимодействия, перспектив деятельности.
Цели Ассоциации:
- определение путей решения теоретических и практических проблем современного языкового и литературного образования;
- создание условий для профессионального общения педагогов, повышения профессиональной компетентности педагогов;
- распространение передового педагогического опыта, выявление и поиск путей решения актуальных педагогических проблем воспитания и формирования личности школьников;
Гипотезы, дискуссии, размышления
- дальнейшее развитие образовательной системы Челябинской области в соответствии с Законом об образовании РФ, Программой развития отрасли, целевыми областными программами.
Задачи Ассоциации:
- поддержка классических традиций языкового и литературного образования;
- выявление проблем современного языкового и литературного образования, содействие реализации предложений по их решению;
- объединение теоретических исследований в области языкового и литературного образования с педагогической практикой;
- развитие контактов в области решения проблем современного языкового и литературного образования как внутри педагогического сообщества, так и в процессе общения с другими объединениями и структурами;
- разработка предложений по совершенствованию системы повышения квалификации учителей русского языка и литературы;
- проведение конференций, семинаров, конкурсов и иных мероприятий научно-прикладного и просветительского характера в соответствии с задачами Ассоциации;
- обмен методическими материалами;
- организация и проведение консультаций для учителей русского языка и литературы, других педагогических работников по вопросам языкового и литературного образования;
- экспертная оценка учебно-методических комплексов, методических материалов по проблемам языкового и литературного образования;
- распространение информационных материалов по преподаванию русского языка и литературы и научно-методическому обеспечению языкового и литературного образования;
- психологическая и информационно-методическая подготовка учителя к целенаправленному преобразованию педагогической практики в контексте требований ФГОС;
- содействие повышению престижа педагогической профессии в Российской Федерации;
- распространение информационных материалов о деятельности Ассоциации в периодических педагогических и методических изданиях, через сайты Ассоциации (АССУЛ) и ЧИППКРО (в том числе через виртуальный методический кабинет, созданный в рамках сайта ЧИППКРО).
Ассоциация может оказать действенную помощь учителям в выявлении профессиональ-
ных затруднений, в реализации конкретных потребностей специалистов, оказать воздействие на формирование педагога как профессионала. При этом учитываются общепринятые в педагогике этапы процесса развития педагога как профессионала [2]:
1) этап самоопределения, идентификации и адаптации;
2) этап самовыражения, накопления опыта, создания индивидуального стиля деятельности;
3) этап самоактуализации в совместной деятельности с учащимися.
Как указывается в процитированной выше книге, процесс развития напрямую зависит от «готовности педагога к активному выбору адекватных средств преобразования профессиональной деятельности...» [6]. Участие в Ассоциации как один из путей неформального повышениия квалификации педагога способствует «изменениям в профессиональном мировоззрении личности, выработке индивидуально-личностного стиля деятельности, освоению профессиональной культуры» [6]. Другими словами, деятельность в рамках Ассоциации «может служить основанием проектирования условий, обеспечивающих личностно-профессиональное развитие педагога» [6].
Поле взаимодействия Ассоциации расширяется в сравнении с другими формами повышения квалификации. Так, Ассоциация сотрудничает с государственными органами, общественными объединениями, правительственными и неправительственными организациями. Челябинская региональная Ассоциация взаимодействует с Общественной палатой Челябинской области, Челябинским региональным отделением Всероссийского детского фонда, Челябинским региональным отделением Всероссийского фонда культуры.
Ассоциация определяет формы своей деятельности. Приоритет отдается тем, которые на субъектно-личностном уровне обеспечивают формирование мотивационной готовности к непрерывному профессионально-личностному саморазвитию, к инновационной деятельности, профессиональному сотрудничеству. Это могут быть:
- рабочие встречи членов Ассоциации;
- тематические заседания;
- семинары;
- консультации;
- педагогические чтения;
- дискуссии;
- презентации;
Т В. Соловьева
Неформальное повышение квалификации работников образования через ассоциации...
- мастер-классы;
- конференции;
- публикации (в том числе в сети Интернет)
- и другие.
Перечисление форм деятельности свидетельствует о сочетании традиционных, многократно апробированных форм с инновационными, направленными на развитие у педагогических работников нового мышления, востребованного в современных условиях.
Решение задач современного образования невозможно без учителя, способного воспринимать все новое, выдвигать оригинальные идеи, стремящегося к постоянному повышению профессионального уровня, умеющего подготавливать активных, творческих учащихся, адаптированных к жизни в постоянно изменяющемся мире. Поэтому вопросы формирования современного педагогического корпуса становятся все более актуальными, и активизация деятельности Ассоциации является насущной необходимостью.
Библиографический список:
1. Махрачева Т. И. Управление развитием субъектности учителей общеобразовательных школ в процессе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Т. И. Махрачева. - Курск, 2009. - 26 с.
2. Управление разработкой и реализацией персонифицированных программ повышения квалификации : методические рекомендации / под ред. М. И. Солодковой. - Челябинск : Издательство Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2011. - 196 с.
3. Котельникова Н. Н. Инновационные формы
повышения квалификации учителей в Китае / Н. Н. Котельникова // Педагогика: тради-
ции и инновации : материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. - Челябинск : Два комсомольца, 2011. - С. 151-153.
4. Ильясов Д. Ф. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждениях дополнительного профессионально-педагогического образования // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 1. - С. 64-69.
5. Ройтблат О. В. Возможности неформального образования в повышении квалификации сельских педагогов // Директор сельской школы. - 2010. - № 1. - С. 10-14.
6. Занина Л. В. Профессиональная успешность как ключевая цель системы повышения квалификации учителя / Л. В. Занина // Научное обеспкчение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ЧИППКРО, 2013. -№ 1 (14). - С. 5-9.
References:
1. Makhracheva T. I. Upravlenie razvitiem sub'ektnosti uchiteley obshcheobrazovatel'nykh shkol v protsesse povysheniya kvalifikatsii : avto-ref. dis. ... kand. ped. nauk [Managing the Development of Subjectivity of Comprehensive School Teachers in the Process of Professional Development]. - Kursk, 2009. - 26 p.
2. Solodkova M. I. Upravlenie razrabotkoy i reali-zatsiey personifitsirovannykh programm povyshe-niya kvalifikatsii [Managing the Development and Implementation of Personalized Professional Development Programs]. - Chelyabinsk, 2011. - 196 p.
3. Kotel'nikova N. N. Innovative Forms of Teachers Professional Development in China [In-novatsionnye formy povysheniya kvalifikatsii uchiteley v Kitae]. Pedagogika: traditsii i innovat-sii : materialy mezhdunar. nauch. konf. T. II [Pedagogy: Traditions and Innovations: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. - Chelyabinsk, 2011. - P. 151-153.
4. Il'yasov D. F. Peculiarities of Teachers Professional Development in Additional Professional Education Institutions [Osobennosti povysheniya kvalifikatsii pedagogov v uchrezhdeniyakh dopol-nitel'nogo professional'no-pedagogicheskogo obra-zovaniya]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science]. - 2010, -№ 1. - P. 64-69.
5. Roytblat O. V. Capabilities of Informal Education in Rural Teachers ’ Professional Development [Vozmozhnosti neformal'nogo obrazovaniya v povyshenii kvalifikatsii sel'skikh pedagogov] Direktor sel'skoy shkoly [Director of Rural School]. - 2010, - № 1. - P. 10-14.
6. Zanina L. V. Professional Success as a Key Goal of Teachers Professional Development System [Professional'naya uspeshnost' kak klyuchevaya tsel' sistemy povysheniya kvalifikatsii uchitelya]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvali-fikatsii kadrov Nauchno-teoreticheskiy zhurnal [Scientific Support of a System of Advanced Training. Scientific and Theoretical Journal]. - Chelyabinsk, 2013. - № 1 (14). - P. 5-9.