Научная статья на тему 'Веб-портфолио как инструмент организации работы педагога в рамках курсов повышения квалификации'

Веб-портфолио как инструмент организации работы педагога в рамках курсов повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
700
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-ПОРТФОЛИО / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тележинская Елена Леонидовна, Котлярова Алёна Евгеньевна

В статье обоснована актуальность применения портфолио преподавателя в рамках курсовой подготовки слушателей. Выделены подходы к использованию материалов портфолио в аспекте реализации технологии непрерывного неформального образования. Веб-портфолио рассматривается авторами в качестве инструмента сетевого образовательного взаимодействия преподавателя и педагогических работников. Отмечается, что интерактивный характер веб-портфолио стимулирует сетевую профессиональную коммуникацию педагогов. В статье представлен опыт организации Quest-занятий на материалах портфолио преподавателей ГБУ ДПО ЧИППКРО. Авторами выделены характерные особенности веб-сервиса для создания и хранения заметок Evernote, применимые для организации работы слушателей, и предложены пути реализации моделей совместной деятельности слушателей на основе сетевой площадки веб-портфолио преподавателя курсов повышения квалификации. Комбинация применения возможностей цифровых технологий и социальной сети позволяет считать веб-портфолио инструментом организации работы педагогов в системе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Web-portfolio as a tool for teacher’s work organization in advanced training courses

The article discusses the relevance of application teacher’s portfolio within the training course of students. Approaches of use of portfolio materials in the aspect of implementation of continuous informal education techniques are highlighted. Web-portfolio is considered by authors as a tool for network of educational interaction between teacher and teaching staff. It is noted that the interactive form of the web-portfolio stimulates professional network communication teachers. The article presents the experience of the Quest-lessons on teachers’ portfolio materials of State Budgetary Institution of Additional Professional Education “Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators”. The authors are highlighted the characteristics of a web service to create and store Evernote notes, applicable to the organization of work students, and implementation ways of models of students joint activities based on network web-portfolio of teacher of advanced training courses are suggested. Combination of possibilities application of digital technology and social networking allows us to consider web-portfolio as a tool for organizing teachers’ work in advanced training system.

Текст научной работы на тему «Веб-портфолио как инструмент организации работы педагога в рамках курсов повышения квалификации»

Е. Л■ Тележ&шкая, А. Е. Кртлярова

Веб-портфолио как.инструмент организации работы педагога...

Исследования молодыхученых

УДК 378.091.398:004

Веб-портфолио как инструмент организации работы педагога в рамках курсов повышения квалификации

Е. Л. Тележинская, А. Е. Котлярова

Web-portfolio as a tool for teacher's work organization in advanced training courses

E. L. Telezhinskaya, A. E. Kotlyarova

Аннотация. В статье обоснована актуальность применения портфолио преподавателя в рамках курсовой подготовки слушателей. Выделены подходы к использованию материалов портфолио в аспекте реализации технологии непрерывного неформального образования. Веб-портфолио рассматривается авторами в качестве инструмента сетевого образовательного взаимодействия преподавателя и педагогических работников. Отмечается, что интерактивный характер веб-портфолио стимулирует сетевую профессиональную коммуникацию педагогов. В статье представлен опыт организации Quest-занятий на материалах портфолио преподавателей ГБУ ДПО ЧИППКРО. Авторами выделены характерные особенности веб-сервиса для создания и хранения заметок Evernote, применимые для организации работы слушателей, и предложены пути реализации моделей совместной деятельности слушателей на основе сетевой площадки веб-портфолио преподавателя курсов повышения квалификации. Комбинация применения возможностей цифровых технологий и социальной сети позволяет считать веб-портфолио инструментом организации работы педагогов в системе повышения квалификации.

Abstract. The article discusses the relevance of application teacher's portfolio within the training course of students.

Approaches of use of portfolio materials in the aspect of implementation of continuous informal education techniques are highlighted. Webportfolio is considered by authors as a tool for network of educational interaction between teacher and teaching staff. It is noted that the interactive form of the web-portfolio stimulates professional network communication teachers. The article presents the experience of the Quest-lessons on teachers' portfolio materials of State Budgetary Institution of Additional Professional Education "Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators ". The authors are highlighted the characteristics of a web service to create and store Evernote notes, applicable to the organization of work students, and implementation ways of models of students joint activities based on network webportfolio of teacher of advanced training courses are suggested. Combination of possibilities application of digital technology and social networking allows us to consider web-portfolio as a tool for organizing teachers' work in advanced training system.

Ключевые слова: веб-портфолио, система повышения квалификации, неформальное повышение квалификации, непрерывное образование, сетевое взаимодействие.

Keywords: web portfolio, advanced training system, informal advanced training, continuous education, networking.

Исследования молодыхученъх

В условиях введения профессионального стандарта «Педагог» приоритетным направлением деятельности в системе повышения квалификации работников образования является ресурсное обеспечение профессионального развития педагога: как информационное, так и научно -методическое.

Одним из эффективных ресурсных компонентов профессиональной образовательной среды может стать такой инструмент сопровождения непрерывного самообразования педагогических работников в межкурсовой период, как портфолио преподавателя института переподготовки и повышения квалификации работников образования.

И. Н. Смирнова обозначает «электронный портфолио» как наиболее эффективную форму для решения задачи профессионального роста педагога посредством проектирования индивидуальных программ саморазвития [1].

Онлайн-ознакомление без предварительного скачивания с содержащимися в веб -портфолио учебными материалами и использование их в режиме офлайн после предоставления возможности скачивания увеличивает активность слушателей и эффективность дистанционного взаимодействия с преподавателем.

Применение научно-педагогическими работниками Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (далее - ГБУ ДПО ЧИППКРО) портфолио как метода аутентичного оценивания результатов образовательной деятельности, показывает положительные результаты.

Данный корпоративный имиджевый инструмент влияет на развитие способности к анализу и критическому осмыслению профессионального опыта, что в конечном итоге приводит к проявлению мотивированной инициативы самосовершенствования для достижения личностного и профессионального роста [2].

Систематическое и постоянное пополнение содержащихся в портфолио материалов является результатом непрерывного образования и самообразования преподавателя.

Понятие «портфолио» на практике применяется к систематизированному набору документов, представляющему продукты деятельности и характеризующему квалификацию обладателя портфолио как профессионала.

В структуру портфолио педагога дополнительного профессионального образования входят:

- мотивационный компонент, представленный описанием профессионального кредо;

- содержательный компонент, а именно сведения о повышении квалификации и профессиональной переподготовке, о результатах научной деятельности (публикации, участие в научных конференциях или в профессиональных конкурсах), фрагменты методических материалов в качестве образцов образовательной деятельности;

- технологический компонент, содержащий документацию инновационного учебного процесса;

- рефлексивный компонент, охватывающий документальное подтверждение достижений слушателей как результат аудиторной и, возможно, сетевой деятельности преподавателя;

- организационный компонент, включающий организацию получения обратной связи в форме отзывов коллег, слушателей, экспертов иных образовательных учреждений.

С позиции оценивания практических результатов педагога под понятием «портфолио» подразумевается организационно-управленческий инструмент современной образовательной технологии, применяющийся для системной рефлексии профессиональной деятельности и определения векторов дальнейшего саморазвития [3].

Портфолио позволяет получить содержательное представление о наличии сформированных компетенций и профессиональных дефицитах.

Рассмотрим подходы к использованию материалов и электронных образовательных ресурсов портфолио преподавателя курсов повышения квалификации ГБУ ДПО ЧИППКРО в зависимости от целевой аудитории пользователей (табл. 1).

Е.. Л- Шележ&нская, А. Е. Котлярова

Веб-портфолио как,инструм£нт организации работы педагога.

ЧИППКРО

Таблица 1

Применение материалов портфолио преподавателя

Целевая аудитория пользователей Способ применения

Заведующий кафедрой, ученый совет Анализ набора документов, материализующих результаты деятельности преподавателя

Преподаватель-автор портфолио Реализация технологии формирующего оценивания (самоанализ и самооценка динамики профессионального развития), определение направлений деятельности

Слушатели курсов повышения квалификации Образовательное сетевое взаимодействие с преподавателем и коллегами на платформе интернет-представительства, содержащего веб-портфолио

Формирование портфолио на технологической платформе интернет-представительства преподавателя курсов повышения квалификации предоставляет научно-педагогическому составу ГБУ ДПО ЧИППКРО возможность широкого применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе системы повышения квалификации.

Таким образом, преподаватель, ведущий веб-портфолио, является при этом транслятором инновационных технологий для всех субъектов образовательных отношений.

Веб-портфолио, как структурный элемент электронной образовательной среды обучения на курсах повышения квалификации ГБУ ДПО ЧИППКРО, может содержать: электронные образовательные ресурсы (электронные учебники или дидактические и методические материалы в текстовом, графическом, мультимедийном форматах), ссылки на информационные образовательные ресурсы в сети Интернет, оригинальные материалы и статьи преподавателя.

Еще одним профессиональным достоинством веб-портфолио можно считать консультирование, которое осуществляется по содержательным особенностям и проблемам изучаемых тем программ дополнительного профессионального образования педагогических работников. Такое научно-методическое сопровождение повышения уровня профессиональных педагогических компетенций слушателей реализует технологию веб-портфолио как технологию непрерывного неформального образования. Размещая в веб-портфолио методические

комментарии к лекционным и практико-ориентированным материалам с учетом выявленных у слушателей актуальных трудностей в освоении образовательной программы, преподаватель тем самым выступает в роли сетевого консультанта, осуществляющего квалифицированную дистанционную поддержку слушателей в межкурсовой период, а его портфолио становится транслятором, так называемым «интернетом вещей».

Используя модель BYOD (Bring Your Own Device - «принеси свое собственное устройство»), можно оперативно работать с информационными продуктами веб-портфолио преподавателя и представлять опыт работы в группах, а также с помощью мобильных устройств можно реализовывать модель построения индивидуальных образовательных траекторий. При условии использования технологии «интернет вещей» взаимосвязь между цифровыми устройствами преподавателя и слушателя будет способствовать принятию технологии Smart Grid(Умная Сеть), которая стимулирует развитие оперативных контактов в мотивационном поле сетевого взаимодействия. Данная технология в ГБУ ДПО ЧИППКРО нашла свой положительный отклик при организации преподавателями Quest-занятия с использованием блога в личном портфолио как эффективного инструмента взаимодействия [4].

Приведем пример организации Quest-занятия на примере веб-портфолио (http:// kudinov74. ru) В. В. Кудинова, доцента кафедры педагогики и психологии ГБУ ДПО ЧИППКРО, кандидата педагогических наук (табл. 2).

о соД'Ио,^ / \

Исследования молодъхученых

ЧИППКРО

Таблица 2

Quest-карта учебного занятия по теме «Общие основы технологий развивающего обучения»

1. В веб-портфолио ознакомьтесь с материалами занятий по теме: «Общие основы технологий развивающего обучения»: http://kudinov74.ru/index/lekcija_10/0-35

2. Ответьте на предложенные в Quest-карте вопросы:

1. Ответьте, кто является основателем теории развивающего обучения. 2. Дайте определение «опережающего обучения» с позиции Л. С. Выготского. 3. Укажите номер слайда, на котором указаны этапы формирования умственных действий. 4. Закончите фразу: «Технология развития критического мышления через... и...» (см. слайд 11). 5. Запишите перевод слова "INSERT". 6. Опишите стратегию «Бортовой журнал». 7. Перечислите «толстые» и «тонкие» вопросы осмысления материала. 8. Напишите свое мнение (эссе) о методе «Шесть шляп мышления» Предполагается, что слушатели получают Quest-карту с вопросами на занятии, а отвечают по мере изучения учебного материала и продвижения по слайдам презентации. Задания могут носить различные уровни сложности: от очевидных вопросов до вопросов-рассуждений, эссе и т. д. Так, например, портфолио В. В. Кудинова содержит автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Экспериментальные задания как средство реализации эмпирического познания при обучении физике в 5-6 классах», изучение и обсуждение материала которого может стать эффективным инструментом коллаборации преподавателя и слушателей. Одной из форм использования веб-портфолио может быть знакомство с самой структурой портфолио

Осуществляя информационную деятельность в веб-портфолио, преподаватель выступает как координатор сетевого информационного взаимодействия, а веб-портфолио в данном случае выполняет функцию базы сетевой профессиональной коммуникации педагогических работников. Обсуждение сложных вопросов со слушателями, получение обратной связи от коллег определяет социальность и интерактивный характер портфолио.

Ведение блога на платформе веб-портфолио мотивирует участников образовавшегося виртуального сообщества к обмену возникающими идеями по актуальным вопросам образования, тем самым стимулируя самостоятельное непрерывное образование и профессиональное развитие всех субъектов образовательной дискуссии [6].

Одним из веб-сервисов, представляющих собой набор программного обеспечения для создания и хранения заметок, является Evemote. Данный сервис легко встраивается в веб-портфолио и может выступать в качестве заметок с легко форматируемым текстом, изображением, аудио или видеофайлом либо рукописной записью. Заметки можно сортировать

по блокнотам, присваивать им метки, редактировать и экспортировать.

Представленные особенности веб-сервиса дают возможность работать с ними при организации совместной деятельности. Обычно выделяют три типа модели совместной деятельности:

- индивидуальная (преподаватель так организует деятельность, чтобы каждый слушатель имел индивидуальную траекторию движения);

- последовательная (характеризуется последовательным перемещением по сонаправлен-ным векторам учебного материала);

- взаимосвязанная (совместная деятельность рассматривается, как одновременное взаимодействие всех участников образовательного процесса).

Рассмотрим основные признаки совместной деятельности (табл. 3). Все модели и признаки совместной деятельности могут успешно реа-лизовываться на основе использования сетевой площадки веб-портфолио педагога, работающего со слушателями в рамках модульного курса или курсов повышения квалификации, если рассматривать учебное занятие как отдельно взятый модуль.

Е. Л- Шележунская, А. Е. Кртлярова

Веб-портфолио как,инструм£нт организации работы педагога.

ЧИППКРО

Таблица 3

Основные признаки совместной деятельности

Наличие общих целей для участников взаимодействия Совместная деятельность, как и другая форма кооперации, порождается необходимостью достижения таких целей, которые недоступны отдельному человеку или достижимы частично [5]

Разделение образовательного процесса на составные части Необходимое разделение единого процесса достижения коллективной цели на определенные составляющие, то есть на отдельные, но функционально связанные совокупностью действий, операций и их распределением между участниками взаимодействия

Согласование индивидуальных маршрутов Согласованное, координированное выполнение распределенных и объединенных индивидуальных действий всех участников. Необходимость в управлении (включая самоуправление) - потребность, внутренне присуща совместной деятельности

Результат Наличие единого заключительного результата, общего для участников совместной деятельности. Создание единого пространственно-временного функционирования участников взаимодействия

Например, для определенной учебной ситуации создается блокнот заметок, к которому имеют доступ все участники учебной группы.

В этом случае совместная деятельность является совместно-взаимосвязанной, веб-порт-фолио преподавателя курса выступает как площадка модератора, работа организуется поэтапно: сначала авторы публикуют свои материалы, а дальше осуществляется работа с общей площадкой (задаем вопросы, комментируем, дополняем, оцениваем в соответствии с критериями).

С помощью такой технологии можно оперативно решать задачи планирования на лекции или практике, семинаре, стажировке; обсуждать критерии оценивания решенной задачи перед началом действия, задавать вопросы в период выполнения задания, оценивать свои собственные действия.

В последнем случае заметки становятся инструментом для организации рефлексивной деятельности.

Кроме общего блокнота на платформе веб-портфолио можно использовать заметки, которые

доступны только автору, он с ними работает и публикует только тогда, когда это необходимо. В этом случае организуется совместно-индивидуальная деятельность.

Выделим некоторые направления использования блока заметок в веб-портфолио педагога курсов повышения квалификации:

- предложить слушателям вести читательский дневник нормативно-правовых документов, которые будут использованы во время лекции;

- для организации и проведения олимпиады команд, Quest-занятий, круглых столов, ролевых игр можно заранее разместить материалы в блокноте своего веб-портфолио, а затем предоставить всем участникам к материалам доступ в виде ссылки;

- организовать виртуальную экскурсию по веб-портфолио преподавателей ГБУ ДПО ЧИППКРО с целью дальнейшей организации модульных курсов по предложенным темам кафедры, Центра или лаборатории.

Отметим особенности используемых видов заметок (табл. 4).

Таблица 4

Виды заметок, которые целесообразно использовать в веб-портфолио педагога курсов повышения квалификации

Виды заметок Возможности использования заметок в веб-портфолио

Информационная заметка Это статья, в которой содержатся определенные сведения или данные об определенном событии. В такой заметке допускается выражение собственного мнения автора относительно ситуации

Аналитическая заметка Такая заметка содержит характерные признаки: анализ ситуации, установление причинно -следственных связей, прогнозирование событий. В такой заметке личное отношение автора должно отсутствовать

о соД'Ио,^

f \

Исследования м0лодых.ученых

ЧИППКРО

Виды заметок Возможности использования заметок в веб-портфолио

Художественно -информацио нная заметка Это статья, которая несет в себе определенные данные, но они в свою очередь разбавлены литературными вкраплениями. Наиболее характерная черта для такого вида заметок - постановка вопросов и поиск ответов на них

Хроника Такая заметка должна содержать хронологический ряд, изложение событий и привычной последовательности. Оценка автора не приемлема. Такие заметки используются в описании исторических событий

Репортаж Эта категория заметок подразумевает изложение информации в трех жанрах: художественном, аналитическом и информационном. Таким образом, в подобных статьях говорится о том, что непосредственно видит перед собой автор

Информационно-коммуникативная технология, применяемая современным преподавателем института повышения квалификации, трактуется как совокупность приемов, методов, технического и программного обеспечения для создания, обработки, хранения, передачи и защиты информации, направленных на повышение производительности труда.

Представленная информация в веб-порт-фолио лучше воспринимается, если она визуализируется.

Визуализация - процесс перекодировки словесного или символического материала в пространственно зрительные представления [7]. К современным средствам визуализации информации можно отнести инфографику, коллажи и скрайбинг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в системе повышения квалификации веб-портфолио преподавателя становится инструментом организации и визуализации работы слушателей в рамках курсовой подготовки. Веб-портфолио - это комбинация возможностей технологий и закрытое персональное пространство педагога для хранения файлов в «облаке» плюс социальная сеть для предоставления своих профессиональных результатов.

Библиографический список:

1. Смирнова И. Н. Электронный портфолио как дидактическое средство проектного обучения педагогов в системе постдипломного образования / И. Н. Смирнова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - № 25 (1). - С. 253-257.

2. Гюрова В. Т. Портфолио в системной оценке качества образования / В. Т. Гюрова,

B. П. Зелеева // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. «Гуманит. науки». - 2012. - Т. 154, кн. 6. -

C.280 - 287.

3. Панюкова С. В. Создание и ведение веб-портфолио преподавателя : методические рекомендации : учеб. пособие / С. В. Панюкова, А. М. Гостин, Г. А. Кулиева, Н. В. Самохина. -Рязань : Рязанский государственный радиотехнический университет, 2014. - 65 с.

4. Тележинская Е. Л. Quest как форма проведения практико-ориентированного занятия со слушателями / Е. Л. Тележинская // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 2 (23). - С. 73-79.

5. Кудинов В. В. Причины, препятствующие становлению инновационной деятельности педагогов / Кудинов В. В. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2013. - № 2 (15). - С. 34-39.

6. Зуева Ф. А. Управление самостоятельной работой обучающихся в системе повышения квалификации педагогов период / Ф. А. Зуева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014. - № 3 (20). -С. 21-26.

7. Олешков М. Ю., Уваров В. М. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины / М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. - М. : ИКАР, 2006. - 125 с.

References:

1. Smimova I. N. Web-portfolio as a didactic tool of design training of teachers in the system of postgraduate education / I. N. Smimova // Psychology and Pedagogy: methodology and problems of practical application [Electronniyi portfolio kak didakticheskoye sredstvo proyektnogo obucheniya pedagogov v sisteme postdiplomnogo obrazova-niya // Psikhologiya i pedagogika: metodika i problem prakticheskogo primeneniya], 2012, N. 25 (1), pp.253-257.

2. Gyurova V. T. Portfolio in the System Estimation of Education Quality/ V. T. Gyurova,

E. A- TeAex&ucKax, A. E. Kpmxapoea

Be6-nopm$oxuo KaK,uncmpyM£nm opsanu3au,uu paSomu nedaeoaa.

HMnnKPO

V. P. Zeleeva [Portfolio kak systemnaya otsenka kachestva]. Kazan, 2012, pp. 280-287.

3. Panyukova S. V. Creating and Maintaining of Teacher's Web-Portfolio: Study Guide / S. V. Panyukova, A. M. Gostin, G. A. Kulieva, N. V. Samokhina [Sozdanie i vedenie veb-portfolio prepodavatelya : metodicheskie rekomendatsii : ucheb.posobie]. Ryazan, 2014. 65 p.

4. Telezhinskaya E. L. Quest as a form of practice-oriented lessons with students// Scientific support of a system of advanced training [Quest kak forma provedeniya praktiko-orientirovannogo zanyatiya so slushatelyami // Nauchnoe obespe-chenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov], 2015, N 2 (23), pp. 73-78.

5. Kudinov V. V. The reasons hindering the formation of teacher's innovative activity// Scien-

tific support of a system of advanced training [Pri-chiny, prepyatstvujushie stanovleniyu innovatsion-noy dejatelnosti pedagogov// Nauchnoe obespe-chenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov], 2013, N 2 (15), pp. 34-38.

6. Zuyeva F. A. Control of independent work of students in the system of teachers' advanced training // Scientific support of a system of advanced training [Upravleniye samostoyatel'noy rabotoy obuchayuschikhsya v sisteme povysheniya kvalifikatsii // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov], 2014, N 3 (20), pp. 21-26.

7. Oleshkov M. Y., Uvarov V. M. Modern educational process, the basic concepts and terminology [Sovremenniy obrazovatelniy protsess, osnov-niye ponyatiya i terminy]. M., 2006. 125 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.