Научная статья на тему '"актобе-өрлеу": новые стратегии и возможности непрерывного образования педагогов'

"актобе-өрлеу": новые стратегии и возможности непрерывного образования педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: ПЕДАГОГ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / САМОРАЗВИТИЕ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кибатаева Нурсулу Казангаповна

В статье раскрываются особенности современной системы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Рассматриваются вопросы непрерывного образования педагогов в условиях перехода на новый формат повышения квалификации. Обозначен смысл повышения квалификации педагогических кадров на уровневых и обновленных курсах заключающийся во внедрении системы критериального оценивания учебной деятельности, формировании нового взгляда и навыков, умении оперировать предметным содержанием знаний, способности проектировать и моделировать профессиональную деятельность, направленную на развитие функциональной грамотности учащихся, активизацию их самостоятельной работы в школе. Аргументируется становление тенденции перехода от традиционных учебно-тематических планов и программ, к более гибким, устанавливающим новые цели, задачи и ожидаемые результаты в конце курсов. Декларируется задача непрерывного профессионального образования сохранять и развивать субъектную позицию учителя на основе самоанализа, самооценки, самоорганизации в профессиональной среде. Обосновывается, что новый формат повышения квалификации содержит перспективы развития принципиально новой психологической составляющей, которая должна помочь учителю прогнозировать, проектировать, формировать и мотивировать педагогическую деятельность. Новый формат повышения квалификации, инновационное моделирование учебных курсов, модулей, многообразие форм повышения квалификации в посткурсовой период, профессиональное общение в сетевых сообществах открывают широкие возможности для непрерывного образования педагогов, а также самореализации профессиональной, личностной, индивидуальной Я-концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кибатаева Нурсулу Казангаповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Актобе-Өрлеу”: New strategies and opportunities for continuous education of teachers

The article reveals the features of the modern system of advanced training of pedagogical staff of the Republic of Kazakhstan. The issues of continuous education of teachers in the context of new format transition for advanced training are considered. The sense of upgrading the qualifications of pedagogical staff at updated courses is indicated. These courses is about the adoption of a system of criterial evaluation of learning activity, the formation of a new view and skills, the ability to operate with the subject content of knowledge, the ability to design and model professional activity aimed at developing the functional literacy of students, enhancing their independent work at school. It is argued that the transition from traditional curriculum-thematic plans and programs is becoming more flexible, setting new goals, objectives and expected results at the end of the course. The transition from traditional curriculum-thematic plans and programs to more flexible one, setting new goals, objectives and expected results at the end of the course is argued. The task of continuing professional education is declared to preserve and develop the teacher's subjective position on the basis of self-analysis, self-evaluation, and self-organization in a professional environment. It is substantiated that the new format of advanced training contains the prospects for developing a fundamentally new psychological component that should help a teacher predict, design, formulate and motivate pedagogical activity. A new format of advanced training, innovative modeling of training courses, modules, a variety of forms of continuing education in the post-course period, professional communication in the network communities offer the opportunities of continuing education of teachers, as well as self-actualization of the professional, personal, individual Self-Conception.

Текст научной работы на тему «"актобе-өрлеу": новые стратегии и возможности непрерывного образования педагогов»

Гипотезы, дискуссии, размышления

УДК 378.091.398

«Актобе-врлеу»: новые стратегии и возможности непрерывного образования педагогов

Н. К. Кибатаева

"AKTo6e-0p^ey": New strategies and opportunities for continuous education of teachers

N. K. Kibataeva

Аннотация. В статье раскрываются особенности современной системы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Рассматриваются вопросы непрерывного образования педагогов в условиях перехода на новый формат повышения квалификации. Обозначен смысл повышения квалификации педагогических кадров на уров-невых и обновленных курсах заключающийся во внедрении системы критериального оценивания учебной деятельности, формировании нового взгляда и навыков, умении оперировать предметным содержанием знаний, способности проектировать и моделировать профессиональную деятельность, направленную на развитие функциональной грамотности учащихся, активизацию их самостоятельной работы в школе.

Аргументируется становление тенденции перехода от традиционных учебно-тематических планов и программ, к более гибким, устанавливающим новые цели, задачи и ожидаемые результаты в конце курсов. Декларируется задача непрерывного профессионального образования сохранять и развивать субъектную позицию учителя на основе самоанализа, самооценки, самоорганизации в профессиональной среде. Обосновывается, что новый формат повышения квалификации содержит перспективы развития принципиально новой психологической составляющей, которая должна помочь учителю прогнозировать, проектировать, формировать и мотивировать педагогическую деятельность. Новый формат повышения квалификации, инновационное моделирование учебных курсов, модулей, многообразие форм повышения квалификации в посткурсовой период, профессиональное общение

в сетевых сообществах открывают широкие возможности для непрерывного образования педагогов, а также самореализации профессиональной, личностной, индивидуальной Я-концепции.

Abstract. The article reveals the features of the modern system of advanced training of pedagogical staff of the Republic of Kazakhstan. The issues of continuous education of teachers in the context of new format transition for advanced training are considered. The sense of upgrading the qualifications of pedagogical staff at updated courses is indicated. These courses is about the adoption of a system of criterial evaluation of learning activity, the formation of a new view and skills, the ability to operate with the subject content of knowledge, the ability to design and model professional activity aimed at developing the functional literacy of students, enhancing their independent work at school. It is argued that the transition from traditional curriculum-thematic plans and programs is becoming more flexible, setting new goals, objectives and expected results at the end of the course. The transition from traditional curriculum-thematic plans and programs to more flexible one, setting new goals, objectives and expected results at the end of the course is argued.

The task of continuing professional education is declared to preserve and develop the teacher's subjective position on the basis of self-analysis, self-evaluation, and self-organization in a professional environment. It is substantiated that the new format of advanced training contains the prospects for developing a fundamentally new psychological component that should help a teacher predict, design, formulate and motivate pedagogical activity. A new format of advanced training, innovative modeling of training courses, modules, a variety of forms of con-

Н. К Кибатаева

«Яктобе-Орлеу»: новые стратегии и возможности непрерывного образования...

tinuing education in the post-course period, professional communication in the network communities offer the opportunities of continuing education of teachers, as well as self-actualization of the professional, personal, individual Self-Conception.

Ключевые слова: слова: педагог, непрерывное образование, повышение квалификации, саморазвитие, Я-концепция, проектирование.

Keywords: teacher, continuous education, advanced training, self-development, Self-Conception, projection.

В начале XXI века мир переживает качественные перемены, которые вызваны устойчивым развитием общества, новыми стратегическими ориентирами в экономике, политике, необходимости освоения людьми новых социальных ролей с учетом открытости общества, его быстрой информатизации и динамичности. В этих условиях очевидным становится возрастание роли и значения качества образования как одного из важнейших факторов экономического и социального прогресса общества и развития творческого потенциала человека.

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный фактор развития Казахстана» отметил: «Важно повышать качество педагогического состава; надо усилить... требования к повышению квалификации преподавателей школ и вузов» [1]. В контексте изложенного актуализируется взрослыми обучающимися приоритетность и необходимость образования через всю жизнь. Составной частью непрерывного образования является образование взрослых, работа в андрагогической практике.

В современных условиях быстроизменяю-щегося мира образование взрослых устойчиво называют «образованием через всю жизнь», « обучением длиной в жизнь», обращая серьезное внимание на главный принцип образования взрослых - непрерывность. Надо отметить, что в «эпоху знаний», «общества знаний», в «век культурного человека» образование взрослых перестает означать только передачу знаний, оно становится обменом человеческим опытом, интересами, которые впоследствии помогают строить как жизнь каждого в отдельности, так и жизнь общества. Успешный переход к рыночной экономике и обществу, основанному на знании, действительно должен сопровождаться

процессом непрерывного образования - учения длиною в жизнь (lifelong learning) [2, c. 69].

Серьезной угрозой наших дней является отставание способности человека адаптироваться к изменениям в окружающем его мире от темпов этих изменений. Так, по данным исследователей России, после окончания вуза ежегодно теряется в среднем 20% знаний. Хотя данных по системе образования не приводится, однако с полным основанием можно утверждать, что постоянное обновление знаний становится и для педагогов необходимым условием сохранения их квалификации.

В настоящее время система повышения квалификации работников образования претерпевает значительные перемены, развивается, обновляется в связи с возрастанием требований к профессиональной компетентности педагогов в рамках модернизации образования Республики Казахстан. В условиях обновления содержания образования, цель, проблема повышения квалификации педагогических кадров приобретает особую актуальность, ибо поднять учебно-воспитательный процесс на качественно новый уровень невозможно без активного педагогического поиска тех, кто непосредственно претворяет в жизнь социальный заказ общества школе.

Несомненно, созданные в республике новые структуры - Центры педагогического мастерства при АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», а также АО «Национальный центр повышения квалификации» «Эрлеу» с филиалами в областях, являются новым прорывным проектом в системе образования. Определены новые стратегии повышения квалификации педагогов, направленные на развитие их профессиональной и личностной готовности к восприятию новых ценностей и целей образования.

В названном контексте педагогам предлагается широкий спектр разнообразных по целям, задачам, содержанию, технологиям проведения курсы повышения квалификации: от краткосрочных к длительным (до 4-х месяцев).

И ключевой задачей для филиалов АО «НЦПК «Эрлеу» является обеспечить качество повышения квалификации педагогов в рамках обновления содержания образования. Смысл обновленного содержания образования заключается в развитии функциональной грамотности - не только знать, но и уметь!

I Гипотезы, дискуссии, размышления ЧИППКРО

Модель

процесса повышения квалификации как открытой образовательной среды развития и саморазвития педагога

п

о

т

р З

е А

б П

и Р

т О

е С

л Ы

ь

.......Процессы управления.............

Ориентация на ..потребители" у Политика в области непрерывного образования Планирование, проектирование, разработка курсов, программ Менеджмент ресурсов"\ Учеба работникоы ^института

Процессы развития и саморазвития педагога

Курсовое обучение

коррекция

Межкурсовое самообразование

самокоррекция

Семинары, конференции, форумы, фестивали, конкурсы, участие в аттестации, ППО

Участие в разработке рекомендаций, пособий, прог рамм

Процессы обеспечения

в ы х о

д

кадровое

научно-методиче ское

учебно-методиче ское

психологичес кое

информац ионное

Материа льно-техничес кое

ф инанс овое

Хозяйствен ное

Мониторинг качества о"бучения:

Измерение

Анализ

Оценка

Рекомендации Предложения Решения

• Непрерывное совершенствование и развитие профессиональной культуры

п

о

у

т

д

о

в р

л

е

е

т б

в

о

и

р

е

т

н

н

е

о

с

л

т

ь

ь

Все это находит реальное отражение в модели повышения квалификации как открытой образовательной среды профессионального развития и саморазвития педагога в филиале АО «НЦПК» «брлеу» - ИПК ПР по Актюбинской области, максимально приближенной к запросам потребителей [3].

В условиях перехода на новый формат повышения квалификации наметилась определенная тенденция перехода от традиционных учебно-тематических планов и программ, которые определяют содержание обучения, к созданию более гибких программных рамок, трактующих новые цели, задачи и ожидаемые результаты в конце курсов. В качестве инструмента управления гибкой организации учебного процесса и педагогического опыта является новая концепция образовательных программ в системе повышения квалификации. Данная концепция смещает фокус с преподавания на обучение людей учиться, переключается с передачи и получения информации на основе компетентностного подхода к знаниям и на формирование навыков, необходимых для обу-

чения и продолжения образования на протяжении всей жизни.

Учебный процесс в институте строится на основе реализации образовательных программ по повышению квалификации педагогических работников в соответствии с их целями, формами организации, направленностью обучения (на изменение образовательной практики). Первичную экспертизу образовательных программ проводит экспертная комиссия филиала, в результате которой определяется рейтинг и статус каждой программы: общего уровня, повышенного уровня, продвинутого уровня, а затем - Республиканский учебно-методический Совет. В них предполагается отражение последних достижений науки, техники, культуры и других сфер общественной деятельности, приоритетность тех ли иных вопросов и разделов программы, связанных с профессиональными затруднениями учителя [4].

Обновление содержания обучения педагогов, создание Национального образовательного портала повышения квалификации педагогов РК по обучению учителей в режиме

Н К Кибатаева

«Яктобе-Орлеу»: новые стратегии и возможности непрерывного образования.

сОДЕЙОъ.

А

ЧИППКРО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

смешанного обучения - Blended learning, улучшение материально-технического оснащения Актюбинского филиала позволили на новом качественном уровне предоставлять образовательные услуги.

Система повышения квалификации предусматривает получение сертификатов через независимые признаваемые и аккредитованные организации. С целью внедрения международного преподавания реализуется проект по приглашению иностранных преподавателей - высококвалифицированных специалистов международного уровня из Великобритании, США, Новой Зеландии, ЮАР и других стран. Появилась в АО «НЦПК «Эрлеу» реальная возможность обмена педагогическим опытом с зарубежными коллегами (Сингапур, Южная Корея, Франция, Англия, Австралия, Россия).

В институте обучение на курсах по уровневым программам предполагает: на третьем ( базовом) уровне - подготовка учителей к руководству процессом обучения в классе; в рамках второго уровня - подготовка учителей к руководству процессом в школе; в рамках первого уровня - подготовка к руководству процессом обучения в школе и сети школ. Обучение в рамках уровневых программ не только обогащает методический арсенал учителя, но и способствует преодолению стереотипов в профессиональной деятельности.

Мониторинговые исследования, проводимые филиалом АО «НЦПК «Эрлеу» ИПК ПР по Актюбинской области, показывают, что в системе повышения квалификации педагогу была предоставлена возможность осмысления, обобщения и трансляции своих профессиональных достижений. Одним из вариантов профессионального роста стал переход педагога на уровень научной рефлексии, включение его в проектную, экспериментальную, исследовательскую и другие виды деятельности. Важно, чтобы непрерывное профессиональное образование способствовало сохранению и развитию субъектной позиции учителя на основе самоанализа, самооценки, самоорганизации в дальнейшем освоении поля профессиональной активности.

Новый формат повышения квалификации учителя содержит в себе перспективы развития принципиально новой психологической составляющей, которая должна помочь учителю про-

гнозировать, проектировать, формировать и мотивировать педагогическую деятельность. На практических занятиях, мастер-классах, площадках успешности педагогами демонстрируются конкретные примеры по проектированию современного урока, а также в посткурсовой период проводятся консультации, семинары, тренинги по проблемам психолого-педагогического сопровождения учебного процесса, внедрения системы критериального оценивания учебной деятельности учащихся.

Однако никакие курсы и семинары не будут эффективными без систематических самостоятельных занятий педагога. Поэтому самообразование и саморазвитие, на наш взгляд, принято считать одной из основных форм повышения квалификации. Успех самостоятельной работы педагога в решающей степени зависит от его усилий и желаний. Положительные результаты самообразование может принести только в том случае, если оно будет вестись целенаправленно, планомерно и систематически. Вот почему так важно иметь перспективный план индивидуальной научно-методической работы и программу саморазвития учителя.

Безусловно, важную роль в совершенствовании и саморазвитии играет постоянная поддержка учителей в посткурсовой период. Одной из форм организации взаимодействия тренеров, преподавателей и учителей являются сетевые сообщества.

Сетевые сообщества способствуют созданию единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества; организации формального и неформального общения на профессиональные темы; распространению успешных педагогических практик; поддержке новых образовательных инициатив [5].

В целях оценки и контроля знаний и навыков, полученных педагогами на курсах повышения квалификации, проводится входное и выходное тестирование.

Так, диагностика слушателей ПК показала, что разнообразные методы и приемы, используемые на занятиях, способствовали проявлению особого интереса ко всем темам, предлагаемым на курсах (лекции, практическая работа, тренинги, ролевая игра и т. д.).

Несомненными преимуществами обучения на курсах повышения квалификации в рамках

Гипотезы, дискуссии, размышления

обновления содержания образования педагоги считают развитие и формирование способности по-новому планировать свою профессиональную деятельность, работать в команде, презентовать обществу себя и свою работу. Большинство учителей отметили, программа курсов очень насыщена, что позволяет себя мобилизовать, включить внутренние резервы (индивидуальные, личностные, профессиональные).

На вопрос: «Из каких источников вы получаете информацию об инновационных подходах к образованию?» большинство педагогов считают курсы повышения квалификации -75,2%, интернет-ресурсы, сетевое сообщество -59,7%, межкурсовая работа ИПК (семинары, конференции и т. д., в т. ч. online) - 32,8%).

Профессиональный и личностный рост педагога предполагает новый взгляд на привычное, открытость к информации, решение проблем и конфликтных ситуаций и, самое главное, - жизнелюбие и позитив. Учитель готовится к урокам всю жизнь. Этот тезис отражает саму суть профессии педагога. Невозможно научить тому, что не умеешь сам. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно все больше. Бурно растущий поток информации приводит к усложнению школьных предметов и быстрому моральному износу ранее полученных учителем знаний. Быстро растет кругозор учащихся, заметно повышается уровень их общего развития. Это позволяет учителю самому конструировать профессиональный рост и карьеру [6].

Чтобы стать и быть хорошим педагогом, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому, постоянно повышать свою квалификацию. Об этом свидетельствуют результаты мониторинговых исследований среди учителей. К примеру, по итогам мониторинга среди учителей-предметников были получены следующие ответы, подтверждающие факт постоянного стремления к расширению профессионального кругозора (96,7%), чаще да, чем нет (2,8%), скорее нет, чем да (0,5%). И в условиях обновляющегося общества учитель перестает быть лишь тем, кто просвещает и поучает, а становится сотворцом новой личности. Основным методом обучения избирается не монолог, а диалог, урок превращается в учебную деятельность школьника; педагогику мероприятий заменяет педагогика включения его

в социально значимые, воспитывающие ситуации. Объектом оценивания для учителя становится личность ученика во всем многообразии ее проявлений.

Таким образом, в условиях перехода на новый формат повышения квалификации инновационное моделирование учебных курсов, модулей, организация и проведение курсов в рамках обновления содержания образования, новых предметно-языковых курсов для учителей предметов естественно-научного цикла (на английском языке с приглашением иностранных лекторов), обучение педагогов в режиме blended learning, по программе «Основы робототехники», внедрение smart-технологий и многообразие форм повышения квалификации в посткурсовой период, профессиональное общение в сетевых сообществах открывают широкие возможности для непрерывного образования педагогов, а также самореализации профессиональной, личностной, индивидуальной Я-концепции.

Действительно, «образование через всю жизнь» - это путь к профессиональному успеху учителя, деятельность которого ориентирована на результат - обеспечение качества образования [7].

Библиографический список:

1. Назарбаев Н. А. Социально-экономическая модернизация - главный фактор развития Казахстана / Н. А. Назарбаев // Послание Президента страны народу Казахстана. - Астана, 2012.

2. Образование через всю жизнь: взгляд из Бо-ровичей / под ред. А. Л. Гаврикова, Н. П. Литвиновой, Р. М. Шерайзиной. - Боровичи, 2002. -С. 116.

3. Кибатаева Н. К. Андрагогические основы профессионального развития педагога в системе повышения квалификации : уч. пособие / Н. К. Кибатаева. - Актобе, 2015. - С. 61.

4. Ахметова Г. К. Образовательные программы, учебно-тематические планы курсов повышения квалификации работников образования / Г. К. Ахметова, Ж. Караев // Алматы : ТОО «Кредосс-Трейд», 2014. - 458 с.

5. Информационно-методический журнал «Педагогический диалог». - 2013. - № 1, № 2.

6. Шамшидинова К. Н. От образовательной политики к практике и исследованию / К. Н. Шам-

Н К Кибатаева

«Яктобе-Орлеу»: новые стратегии и возможности непрерывного образования.

сОДЕЙОъ.

А

ЧИППКРО

шидинова // Педагогический диалог. - 2014. -№ 4 (10). - C. 12-15.

7. Кусаинов А. К. Качество образования в мире и в Казахстане / А. К. Кусаинов. - Алма-ты, 2013.- С. 193-194.

References:

1. Nazarbayev N. A. Socio-economic modernization is the main factor of Kazakhstan's development [Social'no-jekonomicheskaja modernizacija -glavnyj faktor razvitija Kazahstana], Astana, 2012.

2. Gavrikova A. L., Litvinova N. P., Sher-ayzina R. M. Education through life: experience of Borovichi [Obrazovanie cherez vsju zhizn': vzgljad iz Borovichej], Borovichi, 2002, pp. 116.

3. Kibatayeva N. K. Andragogical foundations of professional development of a teacher in advanced training system [Andragogicheskie osnovy

professional'nogo razvitija pedagoga v sisteme povyshenija kvalifikacii], 2015. 61 p.

4. Akhmetova G. K. Educational programs and thematic plans for advanced training courses for educators [Obrazovatel'nye programmy, uchebno-tematicheskie plany kursov povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija], Almaty, 2014. 458 p.

5. Informational and methodical journal "Pedagogical dialogue" [Informacionno-metodicheskij zhurnal "Pedagogicheskij dialog"], 2013, No. 1, No. 2.

6. Shamshidinova K. N. From educational policy to practice and research [Ot obrazovatel'noj politiki k praktike i issledovaniju], Pedagogical dialogue, 2014, No. 4 (10), pp. 12-15.

7. Kusainov A. K. The quality of education in the world and in Kazakhstan [Kachestvo obrazovanija v mire i v Kazahstane], Almaty, 2013, pp.193-194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.