УДК 378.046.4 ББК Ч 481.8
Янжима Балдановна Санжиева,
доктор педагогических наук, профессор, Институт повышения квалификации работников образования (Иркутск, Россия), e-mail: [email protected] Ирина Эдуардовна Широкова, старший преподаватель, Иркутский институт повышения квалификации работников образования
(Иркутск, Россия), e-mail: [email protected]
Сетевое педагогическое взаимодействие в системе повышения квалификации учителей Иркутской области
В статье рассматриваются особенности организации сетевого взаимодействия педагогических кадров в системе повышения квалификации. Авторами обоснована необходимость включения в процесс сетевого педагогического взаимодействия института повышения квалификации работников образования. Определено понятие сообщества педагогов как формальной или неформальной группы профессионалов, объединяющихся для взаимовыгодной совместной деятельности в одном информационном пространстве, направленной на личностный профессиональный рост и совершенствование учебновоспитательного процесса. Проанализирован опыт деятельности профессионального сообщества педагогов Иркутской области, выявлены факторы, влияющие на взаимодействие образовательных учреждений в регионе. Доказана эффективность использования образовательного сайта как основного средства сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации педагогических кадров. Рассмотрены положительные эффекты включения учреждения дополнительного профессионального образования в сетевое педагогическое взаимодействие.
Ключевые слова: повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование, сетевое взаимодействие.
Yanzhima Baldanovna Sanzhieva,
Doctor of Pedagogy, Professor, Irkutsk Institute of Educators ’ Qualification Improvement (Irkutsk, Russia), e-mail: [email protected]
Irina Eduardovna Shirokova,
Assistant Professor, Irkutsk Institute of Educators’ Qualification Improvement (Irkutsk, Russia), e-mail: [email protected]
Online Pedagogical Interaction in the System of Teachers’
Qualification Improvement in the Irkutsk Region
The paper discusses the features of the organization of teachers’ online interaction in the system of their qualification improvement. The authors justify the need to include the Institute of Educators’ Qualification Improvement in the process of online pedagogical interaction. Pedagogical community is defined as a formal or an informal group of professionals who unite to mutually work together in a single information space, aimed at personal professional growth and improvement of the educational process. The paper analyzes the experience of the professional community of teachers in the Irkutsk region, identifies the factors influencing the interaction between educational institutions in the region, shows the efficiency of
78
© Я. Б. Санжиева, И. Э. Широкова, 2012
using an educational site as a primary means of online networking in the system of teachers’ professional development and considers the positive effects of the inclusion of an additional vocational training institution in the online pedagogical network Keywords: improvement of qualification, continuing professional education, online interaction.
На заседании Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года учителя в 2010 г. Председателем Правительства Российской Федерации В. В. Путиным был высказан следующий тезис: «Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов - словом, всего того, что формирует профессиональную среду. Особенно это важно для педагогов, работающих в сельской местности и на удалённых территориях».
Сетевое педагогическое сообщество - это формальная или неформальная группа профессионалов, объединяющихся для взаимовыгодной совместной деятельности в одном информационном пространстве, направленной на личностный профессиональный рост и совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Любой участник такого взаимодействия не может быть отнесён только к категории «учитель» или «ученик», т. к. в рамках совместной деятельности педагоги обмениваются опытом и каждый участник вносит свой вклад в развитие определённого совместного продукта [5]. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям обмениваться инновационным опытом и оперативно решать актуальные проблемы, возникающие в профессиональной практической деятельности педагога, повышать свой профессиональный уровень.
Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера [7]. Подчеркнём, что в отличие от группы людей, использующих один информационный ресурс, сообщество предполагает взаимодействие, общение участников сети между
собой, обмен опытом и предоставление собственных ресурсов для общего пользования.
Необходимо отметить, что в последние годы в Российской Федерации уже созданы различные образовательные сети: простое товарищество, сообщество именных школ, траекторно-сетевая организация образования в сельской местности, сеть федеральных экспериментальных площадок, сетевой университет, региональные и межрегиональные инновационные сети, сеть исследовательских лабораторий «Школа для всех», сетевые сообщества методических служб и т. п. [1, с. 129-130], [8, с. 23-33], [3].
В процессе становления и практической деятельности сетевые структуры столкнулись с определёнными трудностями, такими как слабые информационные связи между образовательными учреждениями; отсутствие инфраструктуры для сетевого взаимодействия, необходимость разработки новых, «сетевых» принципов управления.
Проанализировав теоретические источники [2; 3; 5; 6; 7; 8] и практический опыт работы сетевых сообществ педагогов (материалы сайтов: портал «Сеть творческих учителей», сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su, сообщество учителей информатики OIVT.ru, портал образовательных сайтов сетевого сообщества педагогов RusEdu и др.), мы пришли к выводу, что основная проблема сетевого педагогического взаимодействия заключается в том, что при отсутствии опыта участия образовательные учреждения и педагоги не видят в сетевом взаимодействии ресурс для собственного развития и продвижения.
Поэтому необходимо создать такое информационно-образовательное пространство, в котором помимо возможности транслировать собственный опыт и изучать разработки других педагогов присутствуют механизмы поддержки сетевого сообщества, проявляющиеся в организации различных форм совместной работы участников по достижению определённого результата (совместная
реализация несколькими учреждениями программы повышения квалификации, обсуждения на тематических форумах, консультирование, конкурсная деятельность, участие в сетевых проектах, проведение научнопрактических конференций и т. д.).
Нами были выявлены следующие факторы, влияющие на взаимодействие образовательных учреждений в Иркутской области:
— территориально-транспортные особенности (большое количество школ значительно удалено от областного центра, во многие населённые пункты на Севере области можно попасть только авиаперелётом);
— погодные и климатические условия региона, затрудняющие передвижение по области в зимнее время, в период паводков и дождей;
— острая кадровая проблема, специфичная для Иркутской области, приводящая к невозможности освобождения учителей от учебных занятий на длительный период времени в связи с большой учебной нагрузкой и отсутствием временно заменяющих учителей;
— большое количество малокомплектных школ;
— национальный состав населения. Постоянный приток в Иркутскую область населения из различных регионов страны обусловил его разнообразный национальный состав. Всего в пределах области проживает около 100 наций и народностей, в том числе бурятское население общей численностью около 80 тыс. чел., небольшие группы якутов (общей численностью около 2 тыс. чел.) и эвенков (1,2 тыс. чел.), тофы [4].
Данные особенности Иркутского региона обусловили наш выбор основного средства сетевого взаимодействия - образовательный сайт irkpedagog.ru.
Большинство сайтов сетевых сообществ педагогов имеет схожие структуры, разделы сайтов традиционны - методическая копилка (сборник разработок уроков и различных мероприятий, созданных участниками сообщества); каталог полезных ссылок; библиотека. содержащая книги и статьи по педагогике; анонсы сетевых мероприятий; материалы научно-практических конференций и конкурсов; форум.
Отличительной особенностью нашего сайта является наличие материалов по повы-
шению квалификации педагогов на базе ИП-КРО:
— раздел для самодиагностики профессиональных затруднений педагогов;
— форма для постоянного приёма заявок на обучение, как по существующим образовательным программам, так и по желаемой тематике обучения;
— возможность задать вопрос специалисту - методисту, преподавателю ИПКРО или психологу;
— на форуме созданы темы, в которых педагог может высказать своё впечатление от обучения на курсах ИПКРО, принять участие в обсуждении проблем повышения квалификации;
— для слушателей, прошедших обучение на курсах ИПКРО, на сайте выкладываются дополнительные материалы по теме курсовой подготовки; проводятся сетевые семинары, конкурсы, проекты для более глубокого овладения содержанием обучения, стимуляции применения приобретённых знаний и умений на практике;
— по наиболее актуальным проблемам организации повышения квалификации на сайте организуются опросы (анкетирование).
За 2 года функционирования нашего сайта членами сетевого сообщества стали более 600 чел., работники образования Иркутской области.
Об эффективности сетевого взаимодействия можно судить по наличию и качеству продуктов совместной деятельности участников сетевого взаимодействия, фактам успешного участия в региональных и федеральных проектах, деятельности в инновационном режиме, проявлению сетевых инициатив. Нами были выявлены следующие положительные эффекты включения ИИПКРО в сетевое педагогическое взаимодействие:
— появление у руководителей и учителей школ реальной возможности участия в формировании заказа на повышение квалификации в соответствии с потребностями образовательных учреждений и образовательными интересами педагогов;
— значительное расширение границ профессионального общения, развитие рефлексивных процессов, определение новых перспектив развития образовательных учреждений;
службами и руководителями образовательных учреждений, общественной экспертизы;
- возможность развивать и корректировать образовательные программы с учетом особенностей функционирования конкретных образовательных учреждений.
Таким образом, мы считаем что включение ИПКРО в сетевое взаимодействие педагогов Иркутской области - необходимое условие обеспечения качества обучения и эффективности курсовой подготовки.
Список литературы
1. Антропологический, деятельностный и культурологический подход //
Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов.
2005. № 5 (24).
2. Бугрова Н. С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2009. 188 с.
3. Взаимодействие органов управления образованием и методических служб: сб. науч.-метод. материалов. М.: АПКиППРО, 2005.
4. Винокуров М. А., Суходолов А. П. Экономика Иркутской области: в 4 т.
Иркутск: Изд-во БГУПЭ, 1998. Т. 1. 203 с.
5. Гончарова Н. Ю. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2010. 189 с.
6. Патаракин Е. Д. Сетевые сообщества и обучение. М.: Изд-во ПЕР СЭ,
2006. 112 с.
7. Полякова В. А. Подготовка педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах: дис. ... канд. пед. наук. Владимир, 2009.
214 с.
8. Проект «Сеть исследовательских лабораторий "Школа для всех"» //
Первое сентября. 2005. № 14 (401). С. 23-33.
Статья поступила в редакцию 12.03.2012 г.
- более широкие возможности участия в широкомасштабных инновационных образовательных проектах для учителей и образовательных учреждений.
- для ИИПКРО:
- возможность провести анализ эффективности обучения в ситуации отсроченного наблюдения в условиях реальной практической деятельности;
- возможность использования для оценки эффективности обучения внешних ресурсов, предоставляемых методическими