Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 6, с. 28-35
УДК 37.013
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ДИАЛОГОВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В СЕТЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ
© 2008 г. ВА. Полякова
Владимирский институт повышения квалификации работников образования
Поступила в редакцию 27.05.2008
Представлены результаты экспериментальной работы по формированию у педагогов готовности к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах. Описаны модель подготовки педагогов к профессиональному общению и совместной деятельности в сети Интернет в рамках региональной системы повышения квалификации работников образования и условия функционирования этой модели.
Ключевые слова: диалоговое взаимодействие; сетевое профессиональное сообщество; информационно-коммуникационные технологии; непрерывное образование; система повышения квалификации работников образования.
В современных условиях диалогичность является центральной характеристикой гуманитарно ориентированного взаимодействия между людьми. Многочисленные педагогические исследования свидетельствуют о том, что диалоговое взаимодействие участников образовательного процесса, диалогизация педагогического общения в целом - важнейшее условие совершенствования системы российского образования.
Особое значение диалоговое взаимодействие приобретает в системе дополнительного профессионального образования педагогических работников, поскольку, как показывают исследования С.Г. Вершловского, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой и других, большое значение для послевузовского образования имеет профессиональное общение педагогов. Исследования в области андрагогики (Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий, С.И. Змеев, И.С. Колесникова и др.) и акмеологии (С.А. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Н. Максимова и др.) доказали, что одной из особенностей послевузовского образования педагогов выступает стирание границ между обучением и профессиональной деятельностью, обучением и общением. Обучение в этом случае превращается в единый, преемственный процесс, обеспечивающий формирование личности человека и повышение его квалификации.
Анализ проблем высшего и дополнительного профессионального образования (М.В. Гулако-ва, Г.А. Семенова, О.К. Сазонова, Е.В. Тучина, Т.Б. Казачкова, С.Н. Распопова) свидетельству-
ет о том, что в системе подготовки учителя по-прежнему остаётся ведущим способ трансляции знаний вместо ожидаемого их осмысления и усвоения, что неизбежно приводит к схоластике и формализму в образовании, снижению мотивации педагогов к профессиональному росту, самообразованию. Система образования в целом остаётся монологичной.
Успешная социализация личности в условиях информационного общества во многом определяется развитием гибкой распределенной системы непрерывного образования, обеспечивающей доступ к мировым информационным ресурсам, образовательным услугам, каналам профессионального взаимодействия. Исследования А.А. Андреева, Е.С. Полат, А.М. Семибратова, В.И. Солдаткина и других ученых свидетельствуют о том, что использование Интернет-технологий снимает временные и пространственные ограничения взаимодействия педагогов друг с другом, позволяет повысить квалификацию, обменяться опытом работы, найти единомышленников, расширить свой кругозор, круг общения и др. Дистанционная форма обучения с использованием сети Интернет формирует у педагога опыт непрерывного образования, профессионального общения и коллективной деятельности.
Однако внедрению дистанционного обучения в дополнительное профессиональное образование и организации сетевого профессионального общения препятствуют различные факторы, среди которых - дефицит «живого» общения, свойственный виртуальному взаимо-
действию; низкий уровень компьютерной грамотности большинства российских педагогов; особенности зрелого возраста; сложившиеся стереотипы (в том числе и в профессиональной деятельности) и др., что делает актуальной проблему подготовки учителя к сетевому общению в системе дополнительного профессионального образования.
Следует также учитывать тот факт, что новые образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные) разработаны и апробированы зарубежной педагогикой. Потому в качестве одной из проблем современного образования Н.О. Вербицкая справедливо считает противоречие между содержанием и направленностью заимствованных и адаптируемых к российским условиям технологий обучения взрослых и их несоответствием культурно-историческим традициям, социальноэкономическим потребностям России [1, с. 15]. По мнению Е.И. Добринской, западная технократическая парадигма образования проповедует в современной цивилизации прагматизм, специализацию, технологичность, в то время как согласно российской традиции образование всегда было инструментом культуры, решающим задачи гуманитарные, мировоззренческие, духовные [2, с. 108].
Таким образом, в процессе дистанционного повышения квалификации и профессионального общения педагогов объективно существует противоречие между обусловленной развитием информационного общества необходимостью участия педагогов в диалоговом взаимодействии в сетевых профессиональных сообществах и неготовностью большей части педагогов к такому взаимодействию; неразработанностью методики использования диалоговых дистанционных технологий обучения педагогов и запросом образовательной практики на данные технологии; национальными культурно-историческими традициями в образовании и содержанием заимствованных Интернет-технологий обучения взрослых.
С целью преодоления противоречия между необходимостью участия педагогов в деятельности сетевых сообществ, основанных на диалоговом взаимодействии, и неготовностью педагога к участию в диалоговом взаимодействии в этих сообществах на базе Регионального центра дистанционного обучения Владимирского института повышения квалификации работников образования в период с 2004 по 2008 г. проводилась экспериментальная работа по формированию готовности педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах.
В ходе эксперимента было намечено разработать, теоретически обосновать и апробировать модель формирования готовности педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах, а также выявить условия её успешного функционирования. Для проведения данного исследования большое значение имел опыт работы автора в качестве старшего преподавателя основного дистанционного курса ТЕО-2 (во Владимире и Ставрополе) международной программы «Ше1. Обучение для будущего» (обучение педагогов проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий).
На первом этапе эксперимента (2004-2005) была выявлена проблема, определены методологические и методические подходы к её решению, сформулирована гипотеза; проводился анализ научной литературы, программно-методической документации; велось накопление теоретического и эмпирического материала. На втором этапе эксперимента (2005-2007) осуществлялась разработка и апробация модели подготовки педагогов к сетевому диалоговому взаимодействию в процессе повышения квалификации; выявлялись организационно-педагогические условия эффективности данной модели; происходило формирование региональной сети взаимодействия тьюторов, становление и развитие региональных сетевых профессиональных сообществ. На третьем этапе эксперимента (2007-2008) анализировались, теоретически обобщались и документально оформлялись полученные результаты исследования.
В результате анализа литературы по проблеме исследования мы пришли к выводу, что диалоговое взаимодействие субъектов образовательного процесса в ходе повышения квалификации и сетевого общения с применением информационно-коммуникационных технологий имеет свою специфику, обусловленную как возрастными, личностными и ментальными особенностями субъектов взаимодействия, так и спецификой обезличенного взаимодействия в сети Интернет. Благодаря сетевым связям активно формируются новые социальные объединения (сообщества), которые не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке, однако возможно создание условий для их формирования и поддержки. Вслед за Е.Д. Патаракиным под сетевым сообществом мы понимаем группу людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Деятельность в среде сетевых сообществ естественным образом связана с ос-
воением таких важных для научного образования навыков, как критическое мышление и коллективное творчество [3].
Для разработки модели подготовки педагогов к диалоговому взаимодействию в системе повышения квалификации необходимо было рассмотреть специфику диалогового взаимодействия в сетевых профессиональных сообществах. На основании определения Е.Д Патара-кина нами было сформулировано понятие «сетевое профессиональное сообщество», под которым мы понимаем сообщество педагогов, работников системы дополнительного профессионального образования, методистов, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность образовательного характера средствами информационно-коммуникационных технологий. В отличие от сетевых сообществ, возникающих стихийно и самопроизвольно, создание сетевых профессиональных сообществ инициируется методическими службами в рамках региональной системы повышения квалификации работников образования и поддерживается ими.
В своем исследовании в качестве рабочего нами было использовано следующее определение понятия «диалоговое взаимодействие педагогов в сетевых профессиональных сообществах», опирающееся на диалогику М.М. Бахтина и концепции учебного диалога. Это свободное взаимодействие между равноправными и равнозначными субъектами образовательного процесса в контексте совместной деятельности по усвоению актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника сетевого сообщества содержания. Его результатом является общность субъектов при сохранении неповторимой индивидуальности каждого, обусловленной его ментальностью и жизненным опытом. Эффективность этого взаимодействия обусловлена применением заочных (вербальных и невербальных) форм коммуникации при помощи средств информационно-коммуникационных технологий и правил сетевого общения.
Сетевое профессиональное сообщество объединяет различные категории участников образовательного процесса (педагогов, методистов, преподавателей системы повышения квалификации работников образования) в контексте усвоения содержания национальной культуры. Целью диалогового взаимодействия в сетевых профессиональных сообществах является формирование положительной мотивации к сетевому взаимодействию за счет преодоления воз-
растных и культурных барьеров; развитие у участников сообщества социально значимых личностных качеств на основе усвоения традиционных ценностей отечественной культуры; повышение уровня профессионализма педагогов. Координация деятельности сетевого профессионального сообщества предполагает организацию общения участников на актуальные для российского образования и личностно значимые темы, а также организацию совместной деятельности педагогов (проектной, исследовательской и др.) на основе системного, культурологического, личностно-ориентированного, компетентностного подходов.
Важнейшим условием осуществления диалогового взаимодействия в сетевых профессиональных сообществах является готовность педагогов к такому взаимодействию, которая может быть сформирована в рамках региональной системы повышения квалификации. С этой целью была разработана модель подготовки педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах. Модель опирается на учет личностных, возрастных и ментальных особенностей участников взаимодействия, предусматривает выбор специфического содержания и определенных форм организации образовательного процесса (рис. 1).
Для апробации модели подготовки педагогов к диалоговому взаимодействию в сети Интернет в период с 2004 по 2008 г. на базе Владимирского института повышения квалификации работников образования нами была проведена экспериментальная работа, в которой принял участие 741 педагог. Работа проходила в несколько этапов. На констатирующем этапе проводились сбор и накопление материалов по формированию готовности педагога к диалоговому взаимодействию, была разработана модель дистанционного обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий (e-leaming).
На констатирующем этапе в качестве критерия результативности осуществления сетевого диалогового взаимодействия было определено создание и активное функционирование сетевых профессиональных сообществ, стимулирующих инициативность педагогов и способствующих повышению их профессиональной компетентности.
Показателями готовности педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах являются:
- положительная мотивация к участию в общении и совместной деятельности в сетевых профессиональных сообществах;
Цель: подготовка педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах на мотивационном, информационном и практически-действенном уровнях Задачи:
- формирование у педагогов мотивации и осознания необходимости включения в диалоговое взаимодействие;
- создание условий для развития эмпатических способностей педагогов;
- формирование базовой информационно-коммуникационной компетентности педагога;
- создание условий для овладения правилами сетевого этикета;
- формирование навыков совместной деятельности в сети Интернет_____________________________
Содержание и формы деятельности по формированию готовности к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах:
• на мотивационном уровне — формирование положительной мотивации педагогов к участию в се-
тевом диалоговом взаимодействии на основе выбора содержания сетевого взаимодействия, отражающего актуальные для российского образования, профессионально и личностно значимые темы;____________
• на информационном уровне — обучение педагогов в системе повышения квалификации работников образования в различных формах:
- курсовая подготовка на базе учреждения дополнительного профессионального образования (курсы ПК в дистанционной форме, тематические курсы, семинары и тренинги в очной, дистанционной и очнодистанционной формах);
- деятельность региональной системы тьюторов муниципальной тьюторской службы по формированию базовой ИКТ -подготовки и для оказания методической поддержки педагогов на территориях;
- индивидуальные консультации преподавателей ИПКРО по вопросам использования социальных сервисов
_______Интернета в образовательном процессе;_____________________________________________________
• на практически-действенном уровне — методическая поддержка профессионального общения и совместной деятельности педагогов в сети Интернет в рамках сетевых профессиональных сообществ, включающая следующие направления деятельности:
- организация в рамках сетевого профессионального сообщества проектной деятельности с использованием социальных сервисов Интернета;
- координация деятельности школьных команд в рамках телекоммуникационных проектов;
- подготовка учителей к участию в межрегиональных и во всероссийских сетевых мероприятиях
Критерии оценки готовности педагога к сетевому диалоговому взаимодействию определяются:
- наличием положительной мотивации к участию в сетевом профессиональном общении, проявлением эмпатических способностей, уважительным и заинтересованным отношением к иной позиции, умением слушать и слышать и др.;
- сформированностью базовой информационно-коммуникационной компетентности педагога, овладением различными средствами коммуникации, знанием правил сетевого этикета;
- умением применять имеющиеся знания в процессе общения и совместной деятельности в сете вых профессиональных сообществах_______________________________________________________
Ожидаемый результат: участие педагогов в деятельности сетевых профессиональных сообществ, основанной на диалоговом взаимодействии педагогов и способствующей росту их профессиональной компетентности, а именно:
- повышению уровня квалификации педагогов;
- успешному участию в региональных и общенациональных проектах (конкурсах, марафонах и др. сетевых мероприятиях);
- деятельности в инновационном режиме, проявлению сетевых инициатив_______________________
Рис. 1. Схема модели подготовки педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах
- базовая информационно-коммуникационная компетентность педагога, включая знание им основных каналов сетевой коммуникации;
- наличие знаний о правилах сетевого взаимодействия (сетевого этикета);
- сформированность умений и навыков диалогового взаимодействия для общения и совместной деятельности в сетевых профессиональных сообществах с использованием социальных сервисов сети Интернет.
Для оценки каждого показателя нами использовались различные методы диагностирования.
Для организации образовательной деятельности нами использовались следующие методы:
- имитационное моделирование, которое позволяет создавать в процессе группового обучения ситуации, отражающие реальную проблематику взрослого человека и способствующие ее разрешению;
- проектирование как целенаправленное прогностическое изменение действительности в ходе образовательного процесса;
- различные виды рефлексии, позволяющие осмыслять, оценивать, корректировать имеющийся профессионально-личный опыт.
На формирующем этапе опытной работы происходило выявление и описание условий диалогового взаимодействия участников обучения в процессе совершенствования модели дистанционного обучения (2005-2007) и осуществлялось создание модели подготовки учителей к сетевому диалоговому взаимодействию. В рамках разработанной модели происходило формирование региональной сети взаимодействия тьюторов, создание и развитие сетевых профессиональных сообществ (2007-2008). Экспериментальная работа на этом этапе включала в себя организацию курсовой подготовки (в оч-
ной и дистанционной формах с использованием информационно-коммуникационных технологий), содержание и формы которой были разработаны и апробированы в ходе эксперимента, а также организацию и координирование деятельности профессиональных сообществ в сети Интернет (образовательный сайт «Wiki-Вла-димир», http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru).
Показателем результативности функционирования модели подготовки педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах мы считаем повышение результативности обучения в процессе дистанционного повышения квалификации с использованием информационно-коммуникационных технологий и продуктивности сетевого профессионального общения.
Анализ результатов опытной работы позволил констатировать эффективность разработанной, описанной и апробированной модели подготовки педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах в региональной системе повышения квалификации.
Анализ результатов входного и итогового анкетирования слушателей тематических курсов повышения квалификации «Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности» (20 человек) продемонстрировал рост уровня профессиональной компетентности слушателей курсов по следующим показателям (рис. 2):
- знание правил взаимодействия в сети (сетевого этикета);
- навыки использования сети для совместной деятельности;
- навыки эффективного взаимодействия и общения;
- навыки сетевого общения (владение сетевым этикетом);
Таблица
Диагностика результативности осуществления сетевого диалогового взаимодействия
Уровень Показатель Методы диагностирования
Мотивационный Положительная мотивация педагогов к участию в общении и совместной деятельности в сетевых профессиональных сообществах Анкетирование; анализ сообщений на форуме ДО и образовательном портале <^ікі-Владимир»
Информационный Базовая информационно-коммуникационная компетентность педагога, включая знание им основных каналов сетевой коммуникации; наличие знаний о правилах сетевого взаимодействия (сетевого этикета) Анализ результатов семинаров и тренингов сетевого взаимодействия; анализ сообщений на форуме ДО, образовательном портале <^ікі-Владимир», электронной почты
Практически-действен- ный Сформированность умений и навыков диалогового взаимодействия для общения и совместной деятельности в сетевых профессиональных сообществах с использованием сетевых социальных сервисов Включенное наблюдение; изучение и анализ продуктов совместной деятельности участников сетевых профессиональных сообществ
8
7
6
5
4
3
2
1
0
mm
I- ^ =г
“ * ^ .Я
(О Ф о ю = ■& 2 О
-о. s s
m
(О И
Ю
со К S s
2 $ os s f *
□ средний балл на начало обучения
□ средний балл на конец обучения
Рис. 2. Результаты курсовой подготовки (курсы повышения квалификации «Использование информационнокоммуникационных технологий в проектной деятельности»)
- рефлексивные умения.
Анализ продуктов рефлексивной деятельности слушателей дистанционных, очно-дистанционных, очных курсов повышения квалификации (анкетирование, рефлексия в блоге и на портале wiki) свидетельствовал о том, что в процессе обучения имело место диалоговое взаимодействие слушателей и преподавателя, а именно:
- было предъявлено профессионально интересное и личностно значимое содержание;
- создана ситуация эмоционального и психологического комфорта («доброжелательная и творческая атмосфера»), в том числе благодаря личностным качествам преподавателя, его следованию требованиям этикета общения («терпеливость, внимательность, воспитанность»);
- у слушателей появилось стремление применить полученные знания и навыки на практике, работать в данном направлении и сотрудничать с коллегами.
Диалоговое сетевое взаимодействие слушателей с координаторами ДО и друг с другом, а также опосредованное - с методистами и преподавателями кафедр - обусловило повышение результативности курсовой подготовки в дистанционной форме с 2005 по 2008 год.
В рамках системы подготовки педагогов к диалоговому взаимодействию в сети Интернет в 2007-2008 гг. на региональном образовательном сайте «Wiki-Владимир» было создано 5 сетевых профессиональных сообществ педагогов (тьюторов, учителей информатики, педаго-гов-словесников, учителей технологии, библиотекарей).
Участие ИКТ-активных педагогов в сетевых мероприятиях различного уровня способствовало росту их профессиональной компетентности.
Так, в период с 2005 по 2008 г. активные члены регионального сетевого сообщества педагогов (25 человек) показали следующие результаты:
- педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию (20 учителей, 80%), подтвердили её в процессе аттестации педагогических кадров, причем 4 педагогам (20%) эта категория была присвоена впервые;
- 8 педагогов (32%) стали победителями конкурса педагогического мастерства в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», условия которого предполагают инновационную активность педагога;
- 2 педагога (8%) стали сотрудниками Регионального центра дистанционного образования ВИПКРО;
- 2 педагога (8%) стали инициаторами проведения собственных проектов для педагогов: тематических курсов для школьных коллег и районного семинара, авторских проектов для учащихся, активно участвовали в общенациональных проектах на сайте «Лето-писи.ру».
- 2 педагога (8%) стали авторами-разра-ботчиками дистанционных курсов профильного обучения для школьников;
- 4 педагога (16%) стали участниками всероссийских Интернет-конкурсов: «Фестиваль идей и инноваций в области образования»; «Российский фестиваль 1Т-активных педагогических работников “PRO-движение”»; 2 из них стали лауреатами конкурсов.
Таким образом, деятельность сетевых профессиональных сообществ, основанная на диалоговом взаимодействии педагогов, способствует росту их профессиональной компетентности, что подтверждается:
- повышением уровня квалификации педагогов;
- успешным участием в региональных и общенациональных проектах (конкурсах, марафонах и других сетевых мероприятиях);
- деятельностью в инновационном режиме, проявлением сетевых инициатив.
Работа на этапе формирующего эксперимента подтвердила гипотезу о том, что процесс формирования готовности педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах на мотивационном, информационном и практически-действенном уровнях носит компе-тентностно-ориентированный характер.
В процессе эксперимента была определена совокупность организационно-педагогических условий, определяющих эффективность подготовки педагога к сетевому диалоговому взаимодействию в процессе повышения квалификации с использованием информационно-коммуникационных технологий, а именно:
• обеспечение психологического комфорта в процессе подготовки (создание на форуме, семинаре, в процессе осуществления телекоммуникационного проекта атмосферы доброжелательности, ситуации успеха);
• индивидуальный подход (учет возрастных, ментальных и индивидуально-личностных особенностей участников сетевого общения, их мировоззренческих позиций);
• непрерывность процесса подготовки (подготовка тьюторов для оказания помощи в использовании информационно-коммуникационных технологий, методической поддержки в случае профессиональных затруднений);
• практико-ориентированная направленность процесса подготовки (организация и проведение в рамках профессионального сетевого сообщества телекоммуникационных проектов с использованием социальных сервисов Интернета).
Таким образом, научная и теоретическая значимость проведенного исследования определяется тем, что в его результате:
• сформулировано определение диалогового взаимодействия педагогов в сетевых профессиональных сообществах;
• описана специфика осуществления диалогового взаимодействия в процессе повышения квалификации с использованием информационно-коммуникационных технологий;
• определены показатели готовности педагогов к диалоговому взаимодействию на мотивационном, информационном и практически-действенном уровнях;
• разработана и экспериментально апробирована модель подготовки педагогов к диалого-
вому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах;
• теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность применения модели в процессе повышения квалификации работников образования с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанной модели подготовки педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах:
• для организации курсов повышения квалификации в дистанционной форме с использованием информационно-коммуникационных техно -логий;
• для организации сетевого взаимодействия учителей: проведения телекоммуникационных проектов (конкурсов, виртуальных педсоветов, методических объединений, конференций, семинаров и других форм методической работы);
• для осуществления дистанционной поддержки самообразовательной деятельности педагога с использованием информационно-коммуникационных технологий и др.
Проведенное исследование не исчерпывает полноты рассматриваемой проблемы. Поскольку процесс непрерывного образования затрагивает не только образовательные, но и трансцендентальные (потребность в высших духовных смыслах бытия) потребности личности, перспективой дальнейшего исследования диалогового взаимодействия педагогов в сетевых профессиональных сообществах может стать изучение духовной сферы их личности. Актуальным для современного российского образования, на наш взгляд, является исследование влияния ментальности субъектов взаимодействия на использование социальных сервисов Интернета в образовательных целях. Дальнейшие разработки могут также касаться исследования процессов осуществления сетевого диалогового взаимодействия в системах «ученик - учитель» и «ученик - ученик».
Список литературы
1. Вербицкая Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (витагенного) опыта // Педагогика. 2002. № 6. С. 14-19.
2. Добринская Е.И. Образование взрослых: преемственность и развитие // Педагогика. 2001. № 7. С. 107-110.
3. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. М.: ПЕР СЭ, 2006. 112 с.
FORMING TEACHERS’ PREPAREDNESS TO DIALOG INTERACTION IN ONLINE PROFESSIONAL COMMUNITIES
V.A. Polyakova
This article presents the results of a pilot project aimed at forming in teachers the preparedness to dialog interaction with online professional communities. The author describes the model of preparing teachers to professional communication and joint activities on the Internet within the regional system of educators’ professional development and modalities for this model.