В.А. Полякова К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ К ДИАЛОГОВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В СЕТЕВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВАХ
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у педагогов готовности к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах. Работа содержит описание модели подготовки педагогов к профессиональному общению и совместной деятельности в сети Интернет в рамках региональной системы повышения квалификации работников образования и условия ее функционирования.
Успешная социализация личности в условиях информационного общества во многом определяется развитием гибкой распределенной системы непрерывного образования, обеспечивающей доступ к мировым информационным ресурсам, образовательным услугам, каналам профессионального взаимодействия. Использование интернет-технологий для организации обучения и профессионально' го сетевого общения педагогов открывает новые возможности их для образования и самообразо-вания. Исследования A.A. Андреева, Е.С. Полат, А.М. Семибратова, В.И. Солдатки на и других ученых свидетельствуют о том, что использование интернет-технологий снимает временные и пространственные ограничения взаимодействия педагогов друг с другом, позволяет повысить квалификацию, обменяться опытом работы, найти единомышленников, работать над совместными проектами, расширить свой кругозор, круг общения и др. Дистанционная форма обучения с использованием сети Интернет формирует у педагога опыт непрерывного образования, профессионального общения и коллективной деятельности.
В современных условиях диалогичность является центральной характеристикой гуманитар-но-ориентированного взаимодействия между людьми. Многочисленные педагогические исследования свидетельствуют о том, что диалоговое взаимодействие участников образовательного процесса, диалогизация педагогического общения в целом - важнейшее условие совершенствования системы российского образования. Без сомнения, диалог должен стать основой общения субъектов образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (в первую очередь - сети Интернет). Однако осуществление диалогового взаимодействия в процессе дистанционного общения педагогов с использованием сети недостаточно ис-
следовано педагогической наукой, а имеющийся практический опыт еще требует теоретического осмысления.
С 2004 года на базе Регионального центра дистанционного обучения Владимирского института повышения квалификации работников образования ведется опытно-экспериментальная работа по формированию готовности педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах. На констатирующем этапе эксперимента была предпринята попытка сформулировать определение понятия «диалоговое взаимодействие педагогов в сетевых педагогических сообществах». Для этого нами был рассмотрен феномен диалогового общения в сетевых педагогических сообществах.
Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. По мнению Е.Д. Патаракина, сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Возможно, только создать условия, которые бы облегчали их формирование. Сетевое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Деятельность в среде сетевых сообществ естественным образом связана с освоением таких важных для современной системы образования навыков, как критическое мышление и коллективное творчество. Сетевые сообщества, по Е.Д. Патаракину, могут служить педагогической практике для решения следующих задач:
1. Переход от индивидуальной, эгоцентричной позиции к позиции коллективной.
2. Включение школьников, студентов и преподавателей в реальную сетевую деятельность.
3. Освоение сетевых умений и навыков [1].
Информатизация образования, оснащение
школ компьютерной техникой, подключение к сети
Интернет практически всех образовательных учреждений обусловили появление и развитие сетевых педагогических сообществ, возникающих в системе повышения квалификации работников образования и в немалой степени способствующих повышению профессиональной компетентности педагогов. В рамках сообщества организуется общение и совместная деятельность не только педагогов, но и школьников. Однако в деятельности данных сообществ возникают следующие проблемы:
1) в чисто техническом владении информационно-коммуникационными технологиями дети и подростки опережают своих наставников, что вызывает растерянность педагогов и снижает их мотивацию к участию в сетевом общении;
2) в сети Интернет объективно существуют две во многом отличные друг от друга культуры: сетевой мир общения подростков и юношества и мир общения взрослых людей, со своими правилами, особенностями речи, опытом.
Мы согласны с мнением Е.Н, Ястребцевой, которая видит выход из создавшейся ситуации в активном вовлечении взрослых - учителей, психологов и др. работников образования - в мир сетевого общения с учащимися, подростками и молодежью для передачи в контексте совместной деятельности нравственных и этических ценностей традиционной культуры, способов решения проблем, образцов поведения. Партнерские отношения при изучении и использовании информационных технологий позволяют не только разрабатывать и внедрять телекоммуникационные проекты, но во многом способствуют снятию возрастных и культурных барьеров [2, с. 89].
На основании определения Е. Д Патаракина нами было сформулировано понятие «сетевое педагогическое сообщество», под которым мы понимаем сообщество педагогов, работников системы дополнительного профессионального образования пучащихся, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность образовательного характера средствами информагцюнно-каммуника-ционных технологий. В отличие от сетевых сообществ, возникающих стихийно и самопроизвольно, сетевые педагогические сообщества организуются и поддерживаются методическими службами в рамках региональной системы повышения квалификации работников образования.
Сетевое педагогическое сообщество объединяет различные категории участников образова-
тельного процесса (педагогов, методистов, преподавателей системы повышения квалификации работников образования, учащихся) в контексте освоения содержания национальной культуры. Целью диалогового взаимодействия является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры, формирование ключевых компетентностей.
Координация деятельности сетевого педагогического сообщества предполагает организацию общения участников на актуальные для российского образования и личностно значимые темы, а также организацию совместной деятельности учащихся и педагогов (проектной, исследовательской и др.) на основе системного, культурологического, личностно-ориентированного, компе-тентностного подходов. На всех этапах совместной деятельности в сети Интернет (содержательно-целевом, организационно-процессуальном, результативно-оценочном, проективно-творчес-ком) общение участников осуществляется как при помощи информационно-коммуникационных технологий (в режиме реального времени и отсроченных сообщений), так и в процессе очного взаимодействия.
Результатом диалогового взаимодействия в сетевых педагогических сообществах является формирование положительной мотивации к сетевому взаимодействию за счет преодоления возрастных и культурных барьеров; развитие у участников сообщества социально значимых личностных качеств на основе усвоения традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей школьников и повышение уровня профессионализма педагогов (см. рис. 1).
Диалоговое взаимодействие участников сетевых педагогических сообществ имеет свою специфику, обусловленную как возрастными, личностными, ментальными особенностями субъектов взаимодействия, так и спецификой обезличенного взаимодействия в сети Интернет. Анализ различных концепций учебного диалога, опирающихся на идеи М.М. Бахтина и представленных в трудах Е.С. Беловой, Л.И. Богомоловой, A.B. Гаврилина, С.Ю. Курганова, Т.К. Мухиной,
Э.А. Недзвецкой, JI.B. Суровой, С.А. Шейна,
H.A. Щурковой и др., позволил сформулировать определение понятия «диалоговое взаимодей-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 6
13
I. СУБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ II. ЦЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГИ (учителя. ПрСПОдйвїгрггн+гіїсі о диеты) ОВР А 30 В А ТЕЛ Ь И А Я СРР.ДА ' (Мир традиционной культуры ; I I Освоение актуального для российского образования и „лнчностио значимого для каждого»— участника содержания; традиционных ценностей отечественной, культуры; формирование ключевых компетемт! юстей
III, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОЖИДАЕМЫ И
ПОДХОДЫ: ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; РЕЗУЛЬТАТ:
Снеточный подход • Общение участников сетевого • Формирование
Культурологлческ педагогического сообщества на положительном мотивации
ни подход актуальные для российского я' сетевому
Личиостио- образования и лнчиостио взаимодействию
орнентнроайнный значимые для каждого * Развитие у участников
ПОДХОД участника темы сообщества социально
Компетст ностный • Совместная деятельность значимых личностных
подход учащихся и педагогов качеств на основе усвоения
(п росктн а я. и с слс до в ател ьская), традиционных НСНII(.КГСИ
основанная на диалоговом отечественной культуры
взаимодействии и • Формирование
модем н ропан щ 1 у ч ебн ых ключевых
*■ ситуаций компетентное!ей
школьников. Повышение
уровня профессионализма
. педагогов
IV. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОМ-ОМЕ
(псиосрсдеіію
нное
оощешіс)
Содержательно
целевой
(начальный)
Организационно-
процессуальный
(.ричвнваюшиіі)
Результативно-оценочный (Рефлексии в б до гс II 113 ВИК«)
Проективно-
творческий
(игогоиып)
V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ
________________________ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ______________________________
I Готои«ость к диалоговому взаимодействию в образовательной среде, организованной средствами информационны»; технологий.
2. Построение содержания образовательной среды на основе модели диалогового взаимодействия средствами информационно-коммуникационных гехнологмй.
3. Разработка и применение критериев оценивания диалогового взаимодействия в сетевых педагогических сообществах.
4. Сочетание непосредственного общей м« и дистанционного диалогового вздиъгодснстянн
средствами ииформапионно-ком.мун»п.ащюнны\ технологий._____________________
Рис. 1. Схема диалогового взаимодействия в сетевых педагогических сообществах
ствие педагогов в сетевых сообществах». Это свободное взаимодействие между равноправными и равнозначными субъектами образовательного процесса в контексте совместной деятельности по освоению актуального для российского образования иличностно значимого для каждого участника сетевого сообщества содержания. Его результатом является общность субъектов при сохранении неповторимой индивидуальности каждого, обусловленной его ментальностью и жизненным (витагенным) опытом. Эффективность этого взаимодействия обусловлена применением заочных (вербальных и невербальных) форм коммуникации при помощи средств информационно-коммуникационных технологий и правил сетевого общения.
Опытно-экспериментальная работа на этапе формирующего эксперимента была ориентирована на разработку, описание и апробацию модели подготовки педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах, включающую следующие компоненты:
1. Формирование положительной мотивации педагогов к участию в сетевом диалоговом взаимодействии на основе выбора содержания, отражающего актуальные для российского образования, профессионально и личностно значимые темы, в том числе и за счет информирования педагогов о деятельности сетевых педагогических сообществ на очных инсзрук гивно-м его дичее ких семинарах, совещаниях, конференциях и др. (мотивационный уровень).
2. Подготовка педагогов к сетевому диалоговому взаимодействию в региональной системе повышения квалификации работников образования (информационныйуровень). Основу составляет курсовая подготовка педагогов в рамках дистанционных, очно-дистанционных, очных курсов повышения квалификации на базе учреждения дополнительного профессионального образования, в процессе работы которых формируется базовая информационно-коммуникационная компетентность педагога, осваиваются основные каналов сетевой коммуникации, создание условия для овладения правилами поведения в сети и сетевого этикета. Развитие региональной системы подготовки тьюторов для оказания методической помощи педагогам в использовании информационно-коммуникационных технологий на муниципальном и институциональном уровнях также позволяет значительно повысить уровень
компьютерной грамотности педагогов. Большое значение для развития сетевых сообществ имеют индивидуальные консультации преподавателей ИПКРО по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе.
3. Методическая поддержка профессионального общения и совместной деятельности педагогов в сети Интернет в рамках сетевых педагогических сообществ (практически-действенный уровень). На региональном образовательном сайте «Wik i-Владимир» (http .//www, wiki. vladimir. i-edu.ru) организуется проведение региональных телекоммуникационных проектов для педагогов и школьников; в режиме индивидуальных консультаций осуществляется координация деятельности школьных команд в рамках проектной деятельности и подготовка учителей к участию в межрегиональных и всероссийских сетевых мероприятиях (см. рис. 2).
Условиями эффективности реализации модели подготовки педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах являются:
- обеспечение психологического комфорта в процессе подготовки (создание на форуме, семинаре, в процессе осуществления телекоммуникационного проекта атмосферы доброжелательности, ситуации успеха);
- индивидуальный подход (учет возрастных, ментальных и индивидуально-личностных особенностей участников сетевого общения, их мировоззренческих позиций);
~ непрерывность процесса подготовки (подготовка тьюторов для оказания помощи в использовании информационно-коммуникационных технологий, методической поддержки в случае профессиональных затруднений);
- практико-ориентированная направленность процесса подготовки (организация в рамках профессионального сетевого сообщества телекоммуникационных проектов с использованием социальных сервисов Интернет).
Результаты опытной работы позволили констатировать эффективность апробированной модели подготовки педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах в региональной системе повышения квалификации, Так, анализ продуктов рефлексивной деятельности слушателей дистанционных, очнодистанционных, очных курсов повышения квалификации (анкетирование, рефлексия в блоге
Педагогика, Психология Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ Ку 6
15
Цель: подготовка педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах на
мотивационном, информационном и практически-действенном уровнях._________________________________
Задачи:
- формирование у педагогов мотивации и осознания необходимости включения в диалоговое взаимоде йстн и е.
- создание условий для развития эм пат ическ их способностей педагогов;
- формирование базовой информационно-комму никационной компетентности педагога, включая освоение им основных каналов сетевой коммуникации;
- создание условий для овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, правилами сетевого этикета;
'■ развитие навыков совместной деятельности в сети Интернет (в том числе с использованием С01 даальных сервисов).________________________________________________________________
Содержание и формы деятельности по формированию готовности к диатоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах:
на мотивационном уровне - формирование положительной мотивации педагогов к участию в сетевом диалоговом взаимодействии на основе выбора содержания сетевого взаимодействия, отражающего
актуальные для российского образования, профессионально и личностно значимые темы;________________
на информационном уровне - обучение педагогов в системе повышения квалификации работников образования в различных формах:
-курсовая подготовка на базе учреждения дополнительного грофессюнаньного образования (курсы 111< в листаншоншй фор ме, тематические курсы, семинары итрениншв очной, дистанционной и очю-дистанционной ({юр мах);
-деятельность региональной системы шоторов муниципальной тьюторской службы по формированию базовой И КТ-подготовки и для оказания методической поддержки педагогов в территориях;
- индивидуальные консультации преподавателей ИПКРО по вопросам исгольз0ва1гия социальных сервисов
Интернет в образовательном гроцеосе; _______________________________________________________
на практически-оеиственном уровне - методическая поддержка профессионального общения и совместной деятельности педагогов в рамках сетевых педагогических сообществ, включающая следующие направления деятельности:
-организация в рамках сетевого педагогического сообщества проектной деятельности с использованием социальных сервисов Интернет.
-координация деятельности школьных команд в рамках раю на^ых телекоммуникационных гросктов;
- подготовка учителей к участию в межрегиональных и всероссийских сетеных мероприятиях.
_____ _____ . V ...... —
Критерии оценки готовности педагога к сетевому диалоговому взаимодействию определяются:
- наличием положительной мотивации к участию в сетевом грофессиопаль номобщении, эмпатических способностей, уважительным и заинтересованным отношением к иной позиции, умением слушать и слышать и др .;
- сформировапностью базовой информационно-коммуникационной компетентности педагога, включая освоение основных каналов сетевой коммуникации, овладение вербальными и невербальными средствами коммуникации, знание правил сетевого этикета;
- умением применять имеющиеся знанш в процоссе общения и совместной деятельности в сетевых педагогических сообществах.
......................... * ~
Ожидаемый результат: участие педагогов в деятельности сетевых педагогических сообществ, основанной на диалоговом взаимодействии педагогов и способствующей росту их профессиональной компетентности, а именно:
- повышению уровня квалификации педагогов;
- успешному участию н региональных и общенациональных проектах (конкурсах, марафонах и др. сетевых мероприятиях);
- деятельности в инновационном режиме, проявлению сетевых инициатив.______________________________
Рис. 2. Схема модели подготовки педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах
и на вики), свидетельствовал о том, что в процессе обучения имело место диалоговое взаимодействие слушателей и преподавателя, а именно:
- было предъявлено профессионально интересное и личпостно значимое содержание;
- создана ситуация эмоционального и психологического комфорта («доброжелательная и творческая атмосфера») в том числе благодаря личностным качествам преподавателя, его следованию требованиям этикета общения («терпеливость, внимательность, воспитанность»);
- у слушателей появилось стремление применить полученные знания и навыки на практике, работать в данном направлении и сотрудничать с коллегами.
В рамках системы подготовки педагогов к диалоговому взаимодействию в период эксперимента на региональном образовательном сайте «Wiki-Владимир» (http:/Уwww.wiki.vladimir.i-edu.ru) созданы и активно развиваются 5 сетевых сообществ педагогов. Деятельность сетевых педагогических сообществ, основанная на диалоговом взаимодействии педагогов, способствует росту их профессиональной компетентности, что подтверждается:
- повышением уровня квалификации педагогов;
- успешным участием в региональных и общенациональных проектах (конкурсах, марафонах и др. сетевых мероприятиях);
- деятельностью в инновационном режиме, проявлением сетевых инициатив.
Опыт работы Владимирского института повышения квалификации работников образования по формированию готовности педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах свидетельствует о том, что осуществление диалогового взаимодействия способствует повышению уровня профессиональной компетентности ИКТ-активных педагогов, тем самым, решая задачи модернизации региональной системы образования.
Библиографический список
1, Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение, -М.: ГШР СЭ, 2006. - 112 с.
2. Быховский Я.С., Патаракин Е.Д., Себ-рант А.Ю., Ястребцева Е.Н. Смотрите, как они думают! // Сетевая культура. - М.: Некоммерческое партнерство «Современные технологии в образовании и культуре»,2007. — 112 с.
Е.В. Козырева МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО: ИЗ ОПЫТА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА
В статье рассматривается значение формирования положительной устойчивой мотивации в период начального этапа обучения музыке в процессе дополнительного музыкального образования. Представлены разработанные практические методы и средства повышения интереса учащихся к обучению музыке, показавшие свою эффективность на практике.
Актуальность исследования особенностей мотивации учения, а также ее ди-. намики у учащихся музыкальных школ связана, прежде всего, с необходимостью поиска возможных условий, новых методов и средств, направленных на поддержание и повышение интереса детей к обучению музыке. Выявленные нами закономерности, условия формирования мотивации учения в процессе дополнительного музыкального образования позволили констатировать следующее [1].
Музыкальные пристрастия детей определяются зависимостью от массовой культуры, реализующей себя через средства массовой информации. Интересы же родителей в большинстве слу-
чаев группируются вокруг стремления дать общеэстетическое развитие ребенку, не рассматривая возможность дальнейшей его профессионализации. Как известно, репертуар, являясь непосредственно содержанием музыкального образования, способен как повышать интерес к обучению, так и улучшать объективные показатели профессиональных достижений. Наблюдаемое снижение интереса учащихся к своему инструменту (фортепиано) не снижает их интереса к музыкальному искусству вообще, выраженного в желании детей освоить второй инструмент, что на наш взгляд должно быть использовано в фортепианной педагогике как средство, способствующее поднятию интереса к своей специальнос-
© Е.В. Козырева, 2008
17