Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие педагогов Иркутской области в системе повышения квалификации в межкурсовой период'

Сетевое взаимодействие педагогов Иркутской области в системе повышения квалификации в межкурсовой период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION AND NETWORKING / CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широкова Ирина Эдуардовна

В статье обоснована необходимость организации сетевого взаимодействия педагогов в межкурсовой период в условиях Иркутской области, показан опыт использования образовательного сайта как основного средства сетевого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие педагогов Иркутской области в системе повышения квалификации в межкурсовой период»

Исследования молодьхученьх

УДК 37.018.46

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В МЕЖКУРСОВОЙ ПЕРИОД

Широкова И.Э.

Аннотация. В статье обоснована необходимость организации сетевого взаимодействия педагогов в межкурсовой период в условиях Иркутской области, показан опыт использования образовательного сайта как основного средства сетевого взаимодействия.

The article substantiates the need of the organization online community of educators in the Irkutsk region between the training courses, shows the experience of using educational site as the primary means of networking.

Ключевые слова: повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование, сетевое взаимодействие, непрерывное образование.

Improvement of professional skills, continuing professional education and networking, continuing education.

Особенности современной социальнообразовательной ситуации предъявляют новые требования к системе дополнительного профессионального образования.

Разработка моделей личностно-ориентированного образования и новых государственных образовательных стандартов, потребность повышения профессионального уровня педагогов и формирования педагогического сообщества, владеющего новыми способами решения профессиональных проблем и новыми приемами профессионального мышления, обусловили необходимость непрерывного повышения квалификации работников образования.

Непрерывное образование опирается на способность признавать устаревание своих навыков и квалификации и получать сведения об информационных ресурсах, к которым нужно обращаться для восполнения образовавшегося пробела. Сложившаяся на сегодняшний день практика прохождения курсовой подготовки -1 раз в 5 лет - не обеспечивает преемственности между курсовым и межкурсовым периодами повышения квалификации, не позволяет поддерживать систематическую обратную

связь учреждения дополнительного профессионального образования с образовательными учреждениями.

Мы предположили, что обеспечить условия для непрерывного повышения квалификации педагогов в межкурсовой период возможно при включении учреждения повышения квалификации в сетевое педагогическое взаимодействие.

Под сетевым взаимодействием мы понимаем способ деятельности, основанный на совместном взаимовыгодном использовании информационных, методических и иных ресурсов для решения конкретных задач педагогической практики; под сетевым сообществом - формальную или неформальную группу профессионалов, объединившихся для совместной деятельности, направленной на личностный профессиональный рост и совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям обмениваться инновационным опытом и оперативно решать актуальные проблемы, возникающие в профессиональной практической деятельности педагога, повышать свой профессиональный уровень.

Подчеркнем, что в отличие от группы людей, использующих один информационный ресурс, сообщество предполагает взаимодействие, общение участников сети между собой, обмен опытом и предоставление собственных ресурсов для общего пользования.

Необходимо отметить, что в последние годы в Российской Федерации уже созданы различные образовательные сети: простое товарищество, сообщество именных школ, траектор-но-сетевая организация образования в сельской местности, сеть федеральных экспериментальных площадок, сетевой университет, региональные и межрегиональные инновационные сети, сеть исследовательских лабораторий «Школа для всех», сетевые сообщества методических служб и т.п. [2, с. 129-130; 3; 8].

В рамках нашего исследования включение УДПО в сетевое взаимодействие предполагает

Широкова И.Э-

Сетевое взаимодействие педагогов Иркутской области...

организацию временных сетевых сообществ педагогических кадров, состоящих из слушателей курсов повышения квалификации, методистов и преподавателей ИПКРО, руководителей образовательных учреждений, для решения следующих задач:

1) получение объективной информации о практических результатах обучения на курсах повышения квалификации;

2) оказание информационной и методической поддержки педагогам - слушателям курсов;

3) распространение успешного опыта внедрения образовательных результатов в педагогическую практику;

4) мотивация педагогических кадров к дальнейшему сотрудничеству с УДПО.

Сетевое взаимодействие возможно при определенных условиях:

— наличие общего информационного пространства;

— наличие факторов, побуждающих педагогов к сетевому взаимодействию.

Поэтому необходимо создать такое информационно-образовательное пространство, в котором помимо возможности транслировать собственный опыт и изучать разработки других педагогов, присутствуют механизмы поддержки сетевого сообщества, проявляющиеся в организации различных форм совместной работы участников по достижению определенного результата (совместная реализация несколькими учреждениями программы повышения квалификации, обсуждения на тематических форумах, консультирование, конкурсная деятельность, участие в сетевых проектах, проведение научно-практических конференций и т.д.).

Учреждению ДПО в этом пространстве отводится роль координатора, ключевыми функциями которого является организаторская и экспертная деятельность.

Д. Патаракин выделяет следующие формы сетевого взаимодействия педагогов: создание образовательных сайтов в сети Интернет, совместная реализация несколькими учреждениями программы повышения квалификации, представление и распространение инновационного опыта в сети [6].

Необходимыми условиями развития сетевого взаимодействия является обеспечение инфраструктуры для сетевого взаимодействия (информационно-педагогический центр, веб-

портал, библиотека методических разработок и т.п.) и создание условий для мотивации и стимулирования заинтересованности во взаимодействии и достижении поставленных целей.

В процессе становления и практической деятельности сетевые структуры столкнулись с определенными трудностями, такими как: слабые информационные связи между образовательными учреждениями; отсутствие инфраструктуры для сетевого взаимодействия, необходимость разработки новых, «сетевых» принципов управления.

Анализ теоретических источников и практического опыта работы сетевых сообществ педагогов (материалы сайтов: портал «Сеть творческих учителей», сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su, сообщество учителей информатики OIVT.ru, портал образовательных сайтов сетевого сообщества педагогов Яш^и и др.) показал, что основная проблема сетевого педагогического взаимодействия за -ключается в том, что при отсутствии опыта участия образовательные учреждения и педагоги не видят в сетевом взаимодействии ресурс для собственного развития и продвижения [2; 3; 5; 6; 7; 8].

Нами были выявлены следующие факторы, влияющие на взаимодействие педагогических кадров в Иркутской области:

— Территориально-транспортные особенности (большое количество школ значительно удалено от областного центра, во многие населенные пункты на Севере области можно попасть только авиаперелетом).

— Погодные и климатические условия региона, затрудняющие передвижение по области в зимнее время, в период паводков и дождей.

— Острая кадровая проблема, специфичная для Иркутской области, приводящая к невозможности освобождения учителей от учеб -ных занятий на длительный период времени в связи с большой учебной нагрузкой и отсутст -вием временно заменяющих учителей.

— Большое количество малокомплектных школ.

— Национальный состав населения. Постоянный приток в Иркутскую область населения из различных регионов страны обусловил его разнообразный национальный состав. Всего в пределах области проживает около 100 наций

Исследования молодъхученъх ЧИППКРО

и народностей, в том числе бурятское население общей численностью около 80 тыс. чел., небольшие группы якутов (общей численностью около 2 тыс. чел.) и эвенков (1,2 тыс. чел.), тофы [4].

Данные особенности Иркутского региона обусловили наш выбор основного средства сетевого взаимодействия — образовательный сайт irkpedagog.ru.

Большинство сайтов сетевых сообществ педагогов имеют схожие структуры, разделы сайтов традиционны — методическая копилка (сборник разработок уроков и различных мероприятий, созданных участниками сообщества); каталог полезных ссылок; библиотека, содержащая книги и статьи по педагогике; анонсы сетевых мероприятий; материалы научнопрактических конференций и конкурсов; форум.

Отличительной особенностью нашего сайта является наличие материалов по повышению квалификации педагогов на базе ИПКРО:

— раздел для самодиагностики профессиональных затруднений педагогов;

— форма для постоянного приема заявок на обучение, как по существующим образовательным программам, так и по желаемой тематике обучения;

— возможность задать вопрос специалисту

— методисту, преподавателю ИПКРО или психологу;

— на форуме созданы темы, в которых педагог может высказать свое впечатление от обучения на курсах ИПКРО, принять участие в обсуждении проблем повышения квалификации;

— для слушателей, прошедших обучение на курсах ИПКРО, на сайте выкладываются дополнительные материалы по теме курсовой подготовки; проводятся сетевые семинары, конкурсы, проекты для более глубокого овла -дения содержанием обучения, стимуляции применения приобретенных знаний и умений на практике;

— по наиболее актуальным проблемам организации повышения квалификации на сайте организуются опросы (анкетирование).

За 2 года функционирования нашего сайта членами сетевого сообщества стали более 600 человек, работники образования Иркутской об -ласти.

Об эффективности сетевого взаимодействия можно судить по наличию и качеству продуктов совместной деятельности участников сетевого взаимодействия, фактам успешного участия в региональных и федеральных проектах, деятельности в инновационном режиме, проявлению сетевых инициатив.

Нами были выявлены следующие положительные эффекты включения ИИПКРО в сетевое педагогическое взаимодействие:

— появление у руководителей и учителей школ реальной возможности участия в формировании заказа на повышение квалификации в соответствие с потребностями образовательных учреждений и образовательными интересами педагогов;

— значительное расширение границ профессионального общения, развитие рефлексивных процессов, определение новых перспектив развития образовательных учреждений;

— более широкие возможности участия в широкомасштабных инновационных образовательных проектах для учителей и образовательных учреждений.

Для ИИПКРО:

— возможность провести анализ эффективности обучения в межкурсовой период в условиях реальной практической деятельности;

— возможность использования для оценки эффективности обучения внешних ресурсов, предоставляемых методическими службами и руководителями образовательных учреждений, общественной экспертизы;

— возможность развивать и корректировать образовательные программы с учетом особенностей функционирования конкретных образовательных учреждений.

Таким образом, на практике сетевое взаимодействие педагогических кадров в межкур -совой период может быть реализовано как совокупность следующих процедур:

1. Частичная формализация методов и форм взаимодействия посредством заключения договоров (соглашений) между образователь -ными учреждениями, органами управления образования и отдельными педагогами, разработки нормативных документов, в частности, «Положения о повышении квалификации сотрудников образовательного учреждения». Разработанный нами проект Положения включает опи-

Широкова ИЭ

Сетевое взаимодействие педагогов Иркутской области...

сание процедур оценки эффективности обучения, с предусмотренными механизмами обязательств сторон — педагогов, образовательного учреждения, учреждения ДПО (см. Приложение). Положение определяет основные цели, правила построения, порядок осуществления повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения, устанавливает систему и формы контроля результатов повышения квалификации и порядок взаимодействия образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного профессионального образования и самих педагогов в организации образовательного процесса.

В Положении были определены полномочия подразделений — участников процесса повышения квалификации, порядок организации повышения квалификации, формы контроля над выполнением программы повышения квалификации сразу по окончании обучения и спустя несколько месяцев после обучения.

2. Создание образовательного сайта, являющегося площадкой, основным местом осуществления формального и неформального об -щения работников образования; источником информации об актуальных проблемах педагогической практики, образовательных запросах отдельных педагогов и общеобразовательных учреждений;

3. Организация информационного и методического сопровождения педагогов в межкур -совой период в форме консультаций, комплекса сетевых мероприятий, активизирующих неформальное общение педагогов, стимулирующих мотивацию к профессиональному росту и дальнейшему повышению квалификации;

4. Организация совместных «образовательных событий» в рамках сетевого взаимодействия: проектов, семинаров, «круглых столов», разработка авторских программ повышения квалификации педагогов преподавателями У ДПО, поддержка педагогических работников при разработке ими собственных инновационных методических продуктов;

5. Информирование педагогического сообщества об образовательных достижениях слушателей курсов повышения квалификации, достигнутых в ходе сетевого взаимодействия

путем проведения научно-практических конференций, педагогических чтений, издание сборников научно-практических материалов с представлением опыта работы, публикация материалов в региональной и федеральной прессе.

Таким образом, сетевое взаимодействие педагогов является необходимым условием непрерывности повышения квалификации педагогических кадров и позволяет обеспечить систематическую обратную связь учреждения дополнительного профессионального образования с педагогическим сообществом.

Литература

1. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы // Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов. — 2005. — № 5 (24).

2. Бугрова, Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.С. Бугрова. — Омск, 2009. — 188 с.

3. Взаимодействие органов управления образованием и методических служб: сборник научно-методических материалов. — М., АП-КиППРО. — 2005.

4. Винокуров, М.А. Экономика Иркутской области: В 4 т. / М.А. Винокуров, А.П. Суходолов. — Иркутск: Изд-во: БГУПЭ, 1998. — Т. 1. — 203 с.

5. Гончарова, Н.Ю. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе повышения квалификации: дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / НЮ. Гончарова. — Новокузнецк, 2010. — 189 с.

6. Патаракин, Е.Д. Сетевые сообщества и обучение / Е.Д. Патаракин. — М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2006. — 112 с.

7. Полякова, В.А. Подготовка педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / В.А. Полякова. — Владимир, 2009.

— 214 с.

8. Проект «Сеть исследовательских лабора-

торий «Школа для всех»». — М., Первое сентября — 2005. — 14 (401). — с. 23-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.