УДК 378.046.4
М.А. Еремеевский
Предпосылки создания локального сетевого сообщества педагогов
Аннотация. В настоящей статье исследуются те факторы, которые определяют готовность или неготовность учителя участвовать в сетевом сообществе, организованном Центром развития образования г. Ханты-Мансийска. В результате анализа наряду с положительными тенденциями были выявлены пять показателей негативной мотивации учителя: (1) дефицит времени, (2) склонность к работе в одиночестве, (3) отсутствие технологической поддержки, (4) низкий уровень владения технологиями Веб 2.0, (5) предпочтение в личном общении. Данные выводы в будущем помогут повысить эффективность сетевого сообщества в профессиональном развитии учителя.
Ключевые слова: общество, основанное на знаниях, реформа образования, мотивация, повышение квалификации учителя, сетевое сообщество практиков, профессиональное развитие, новые подходы.
M.A. Eremeevskiy
Background for creation of local network community of teachers
Summary. The article examines the factors that determine readiness or un-readiness of teachers to participate in network community, organized by Center for education development in Khany-Mansiysk. As follows from the analysis, together with positive tendencies five factors of negative teachers' motivation were revealed: (1) lack of time, (2) tendency to work alone, (3) deficiency of technological support, (4) low level of Web 2.0 technologies (5) preference for personal contact. These conclusions will help to improve the effectiveness of network community in professional growth of teacher.
Keywords: society, based on knowledge; education reform, motivation, advanced teacher training, network community of experts, professional development, new approaches.
В условиях реформы российского образования повышение квалификации учителей приобретает особую важность. Переход к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях, требует новых подходов к обучению педагогов. Сетевые сообщества могут стать эффективной формой их профессионального развития.
Профессиональная деятельность школьного учителя за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Многие характеристики современного образования (необходимость постоянного повышения профессионального уровня, освоение новых образовательных технологий, обучение на основе компетентностно-деятельностного подхода и др.) сегодня оказываются напрямую связанными с информационными и коммуникационными технологиями. Информатизация продол-
жает оставаться приоритетным направлением развития российского образования. Процессы, связанные с информатизацией - ускоренным внедрением новых научных открытий, быстрым обновлением знаний, выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности. Оснащение школ современными техническими средствами (компьютеры, интерактивные доски, телевидение, Интернет) хотя и является частью процесса информатизации, не влечет за собой автоматически рост профессионального мастерства педагогов и повышения качества школьного образования. Сегодня имеет место значительное отставание в освоении учителями новых образовательных технологий. Появление в последние десять лет большого числа сетевых педагогических сообществ, как стихийных, так и организованных, явилось попыткой педагогов заполнить
тот пробел в их профессиональных компетенциях, который образовался вследствие несоответствия существующих форм повышения квалификации реалиям современной жизни в компьютерных сетях.
В педагогике нет единого устоявшегося определения «сетевого педагогического сообщества», понимания его целей, задач, моделей, поскольку процесс изучения этого социального феномена только начался. В самом общем смысле под сообществом понимают отношения между людьми, которых связывают общие цели, потребности и интересы. Если наложить на данное определение понятие сетевое, то появляется характерная черта этой группы людей - их объединение через некие общие электронные ресурсы, к которым каждый член сообщества имеет доступ. Применительно к понятию сетевое педагогическое сообщество - это группа субъектов педагогического процесса (педагогов, родителей, работников управления образованием), поддерживающих общение и ведущих совместную профессиональную деятельность в сети средствами информационно-коммуникационных технологий [1].
Хотя в ряде регионов России уже сформированы и действуют сетевые педагогические сообщества, эти новые формы в системе образования еще недостаточно изучены. Возможные модели сетевых сообществ, условия эффективности их функционирования и влияния на образовательный процесс еще требуют изучения и теоретического осмысления. Однако уже очевидно, что они обеспечивают методическую поддержку учителей (особенно - территориально удаленных), являются площадкой для обмена опытом, совместного осмысления и решения профессиональных проблем, для самообразования.
Особенно перспективным сетевое педагогическое сообщество представляется для внедрения новых образовательных технологий, в том числе технологий сетевого обучения, в систему повышения квалификации учителей. Сетевое обучение - относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в соче-
тании с сетевой организацией взаимодействия участников. Оно основано на идеях «горизонтальной» учебной деятельности и взаимного обучения (т.е. учения и обучения по модели «равный к равному») в отличие от традиционной педагогики и андрагогики [2].
На Западе этот подход рассматривается как перспективная область теоретических и практических разработок, способная изменить подходы к обучению, особенно в высшем профессиональном образовании и в корпоративном секторе. В этом случае речь идет об «управляемой» коммуникации с целью освоения образовательных программ. Модель «равный к равному» может реализовываться здесь в форматах обучения, требующих активного взаимодействия его участников.
Подходы и принципы сетевого обучения также могут быть реализованы в неформальной образовательной среде, когда люди создают и поддерживают сеть обучения для своих собственных интересов. Определяющим в сетевом обучении является то, что информационно-коммуникационные технологии опосредуют не просто взаимодействие обучающихся, а их работу в режиме учебного сообщества по созданию учебных ресурсов или решению общего задания или проблемы, в которую они вносят равный вклад [3]. Такой подход как нельзя лучше соответствует специфике слушателей курсов повышения квалификации -учителей, которым сложно даже на короткий период превратиться в послушных учеников.
Одним из важнейших предварительных условий организации эффективного сетевого педагогического сообщества является готовность педагогов к профессиональной коммуникации. Оставляя в стороне вопрос о преимуществах и недостатках компьютерно-опосредованной коммуникации, мы предприняли попытку:
1) выявить степень готовности учителей к участию в сетевом педагогическом сообществе,
2) выявить причины негативной мотивации учителя в участии в сетевом сообществе.
С этой целью в марте 2012 года на базе Центра развития образования было проведено анкетирование его потенциальных участников. Всего было опрошено около 300 педагогов из образовательных учреждений разных
типов, таких как начальная школа-сад, средняя общеобразовательная школа, гимназия. Среди опрошенных были учителя разных предметов. Респондентам предлагалось заполнить электронную анкету из тридцати вопросов, выложенную на официальном сайте Центра. Анкета была размещена на платформе специально созданной для этой цели компьютерной программы, что позволило существенно сэкономить время на обработке статистических данных.
В.А. Поляковой была предложена уровне-вая классификация показателей готовности педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах [1]. Часть из них была использована нами при составлении анкеты, содержащей три блока вопросов: общие сведения о преподавателе, уровень компьютерной и интернет-грамотности, отношение к социальным сетям и профессиональным сетевым сообществам.
Первый блок содержал вопросы, касающиеся общих сведений о педагоге (Ф.И.О., педагогический стаж, номер школы, преподаваемый предмет). По полученным данным, 38% респондентов - это молодые педагоги со стажем от 1 до 10 лет, 35% - педагоги со стажем работы от 10 до 20 лет, 27% педагогов имеют педагогический стаж свыше 20 лет. Учитывая добровольный характер анкетирования, можно сделать вывод, что наибольший интерес к электронному опроснику проявили молодые учителя и люди среднего возраста.
Функционирование сетевого педагогического сообщества невозможно без соответствующего аппаратного и программного обеспечения. Члены сетевого сообщества должны иметь доступ к компьютеру с типовым программным обеспечением, выход в Интернет, а также владеть базовыми навыками работы на компьютере.
Второй блок вопросов был направлен на выявление общего уровня информационно-коммуникационной компетентности педагогов.
По данным анкетирования, 81% респондентов указали, что за последние 10 лет они проходили какие-либо курсы повышения квалификации по информационно-коммуникационным технологиям. Анализ полученных
данных позволил сделать вывод о том, что большинство педагогов начальной и средней школы знакомы с прикладными программами пакета Microsoft Office и применяют их на практике. 98% учителей имеют стаж работы на компьютере свыше трех лет, 76% проводят за компьютером свыше 6 часов в неделю.
Серия вопросов второго блока касалась непосредственно сети Интернет, поскольку отсутствие постоянного доступа к сети Интернет, отсутствие опыта общения в сети Интернет, незнание основ сетевого этикета, низкая интернет-грамотность в устных беседах с педагогами назывались в качестве основных препятствий, стоящих на пути к взаимодействию в сетевом сообществе.
Анкетирование не выявило среди опрошенных людей не имеющих технических условий для взаимодействия в сетевом педагогическом сообществе.
На вопрос анкеты о частоте и длительности пребывания в Интернете 68% респондентов ответили, что проводят в Интернете «регулярно свыше 3 час./нед.», 21% педагогов делают это «регулярно до 3 час./нед.», 4% - «иногда», «не работают» - 0%.
Что касается собственной оценки уровня владения компьютером, то только 11,5% из числа участников опроса считают его недостаточным для того, чтобы эффективно взаимодействовать в сетевом педагогическом сообществе. Для остальных респондентов использование сетевой коммуникации не является проблематичным.
На вопрос о месте выхода в Интернет большинство респондентов (89%) назвали домашний и/или служебный компьютер, отметив, что это наиболее благоприятные места для взаимодействия в сетевом сообществе. Поскольку 39% участников опроса выходят в Интернет с домашнего компьютера, это позволяет или позволит в будущем участвовать им в работе сетевого сообщества в любое удобное время и в комфортных условиях. Полученные данные подтверждают, что главным положительным моментом виртуального общения является отсутствие привязки к конкретному месту и времени.
Почти все участники опроса (93%) указали в анкете, что имеют адрес электронной почты и активно им пользуются. Кроме того, большинство респондентов являются подписчиками разного рода «рассылок» - писем с информацией, которые приходят на их почтовый ящик. В случае с сетевым педагогическим сообществом рассылка может содержать новости, ссылки на новые методические ресурсы (разработки уроков, статьи по интересующим учителя темам и др.), приглашения к участию в вебинарах, дистанционных курсах и пр. Именно метод рассылок позволяет держать группу заинтересованных лиц в курсе событий, происходящих внутри сетевого сообщества.
На вопрос о наиболее удобном и часто используемом поисковике (программно-аппаратном комплексе с веб-интерфейсом, предоставляющим возможность поиска информации в Интернете) 89% респондентов назвали Яндекс, 73% - Google, 48% используют в качестве поисковика Mail, 18% - Rambler. Среди наиболее частых ответов на вопрос о трудностях поиска в сети Интернет называют «слишком большое количество выдаваемых ссылок» (14%) и «низкое качество находимых ресурсов» (17%)
Особое внимание следует обратить на ответы педагогов на вопрос о том, какие полезные ресурсы Интернета в сфере образования и в своей предметной области им известны. 58% опрашиваемых ответили, что знают «несколько хороших ресурсов», 21% пожаловались, что интернет-ресурсов, достойных внимания, «очень мало» и что наиболее качественные материалы они по-прежнему находят исключительно в печатных изданиях - учебниках и специальных журналах, на курсах повышения квалификации. Только 18% опрошенных заявили, что «ресурсов в области образования достаточно и все они качественные».
Ответы на вопросы «Пользуются ли Ваши учащиеся ресурсами Интернета при изучении Вашего предмета» и «Как Вы к этому относитесь» обнаруживают большой разброс мнений в зависимости от принадлежности к возрастной группе. Если молодые педагоги охотно используют на своих уроках материалы из Интернета, то педагоги старшего поколения считают Интернет источником недостоверных
знаний. 37% педагогов ответили, что их ученики «активно используют Интернет при подготовке к предмету» и это «поощряется», 21% педагогов индифферентно относятся к использованию данных из Интернета, и только 3% педагогов требуют включать интернет-ресурсы в систему подготовки к своему предмету, что косвенно свидетельствует об их высокой мотивационной и профессиональной готовности к участию в сетевом сообществе.
Третий блок вопросов непосредственно касался сетевых педагогических сообществ. Эта группа вопросов была направлена на выявление отношения педагогов к социальным сетям, сетевым профессиональным сообществам, степени их желания или нежелания взаимодействовать в сети, выявлению мотивов участия в подобных сообществах.
Первым в блоке о сетевых сообществах стоял вопрос об отношении к социальным сетям, говоря простым языком, социальная сеть - это платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений [4]. Социальные сети стали популярными в России за последние 10 лет, но их педагогический потенциал был обнаружен гораздо позже [5].
На вопрос анкеты «Какие социальные сети Вам известны» были получены следующие ответы, расположенные в порядке убывания: Одноклассники - 99%, ВКонтакте - 96%, Twitter - 55%, Facebook - 55%, YouTube - 49%, Блоги@МаП^и - 49%, Livejournal - 15%, Рамблер-Планета - 13%, Livelnternet - 4%.
По нашим данным, 70% педагогов «положительно» относятся к социальным сетям и имеют в одной или нескольких из них собственную страничку. Из них 79% являются пользователями социальной сети Одноклассники, 51% - активно пользуются социальной сетью ВКонтакте, 10% респондентов регулярно заходят в YouTube, 7% - имеют аккаунт в Twitter. Отсюда можно сделать вывод, что значительное большинство педагогов знакомы с сетевыми сервисами и понимают принцип их работы. Низкие показатели YouTube и Twitter, возможно, объясняются известной консервативностью анкетируемого контингента, тяготеющего к привычным формам общения.
Образовательные возможности мгновенных сообщений пока недостаточно изучены.
Интересным был вопрос о мотивах участия в социальных сетях. Как выяснилось, из группы респондентов, которые являются пользователями социальных сетей, 80% используют их для общения с друзьями, одноклассниками, знакомыми, 44% - иногда общаются с коллегами, обсуждая с ними рабочие вопросы. На основании данных опроса можно сделать вывод о том, что наиболее популярные социальные сети выполняют в большей степени развлекательные функции. Их возможности для профессионального общения не известны нашим респондентам.
Для целей настоящего исследования важным было выявить отношение учителей к педагогическим сетевым сообществам, число которых постоянно растет. Наиболее известными и стабильно работающими являются портал «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/), проект «Открытый класс (http://www.openclass.ru/), портал «ПроШколу.ру» (http://www.proshkolu. ru/), портал Завуч.Инфо (http://www.zavuch. info/), Всероссийский интернет-педсовет Педсовета^ (http://pedsovet.org/), Учительский портал (http://www.uchportal.ru/) и др.
Данные анкетирования показали, что 69% опрошенных «знают» о существовании сетевых педагогических сообществ, 27% - «что-то слышали» о них, 4% респондентов ответили, что ничего не знают о таких. Из респондентов первой группы 32% являются членами одного или нескольких наиболее известных в России сетевых педагогических сообществ: pedsovet. org (79%), zavuch.info (35%), uchportal.ru (24%), wiki.iot.ru (13%).
Что касается традиционной для нашей системы образования формы методических объединений учителей, то в ходе анкетирования выяснилось, что в них состоят 66% респондентов. Почти половина из них (46%) регулярно посещает их мероприятия. Тем не менее, на вопрос анкеты «Готовы ли вы вступить в сетевое педагогическое сообщество» 82% участников анкетирования ответили утвердительно.
В заключительной части анкеты содержались вопросы, выявляющие ожидания потенциальных участников сетевого педагогическо-
го сообщества. Наибольшее количество получили три варианта ответа: 77% респондентов ответили, что хотят видеть в сетевом педагогическом сообществе готовые разработки уроков, 87% - методическую литературу, 89% -презентации и видеоуроки.
Делиться собственным опытом выказали желание гораздо меньше педагогов. Так, готовы выложить на сайте сообщества собственные разработки уроков 73% югорских учителей, презентации и видеоуроки - 65%, поделиться методической литературой - 58%, справочной литературой - 14%.
Анализ данных, полученных в результате опроса, а также использование метода экстраполяции, позволяют сделать следующие выводы:
1) среди работников общеобразовательных учреждений г. Ханты-Мансийска наблюдается несомненный интерес к сетевому педагогическому сообществу как к информационно-методической среде, обеспечивающей возможности их профессионального и личностного роста;
2) большинство желающих взаимодействовать в сетевом педагогическом сообществе имеет для этого технические возможности (компьютер, интернет дома или на рабочем месте), а также владеет необходимыми для этого ИКТ-компетенциями;
3) значительная часть потенциальных членов сетевого педагогического сообщества готова не только потреблять, но и делиться с коллегами имеющимися методическими материалами, а также собственными образовательными разработками.
Следует отметить, что не все учителя, желающие вступить в сетевое профессиональное сообщество, на самом деле ясно представляют себе особенности сетевого взаимодействия, так как не имеют достаточного опыта участия в профессиональных социальных сетях.
Однако наряду с положительными тенденциями, свидетельствующими о готовности педагогов участвовать в виртуальном педагогическом сообществе, выявлены пять показателей негативной мотивации, которые относятся скорее к уровню общей культуры и психологии личности:
1) Дефицит времени. Многие учителя справедливо считают, что эффективное участие в
работе сетевого сообщества будет отнимать слишком много времени и лишать их возможности отдыха. Эпизодическое же участие вряд ли будет способствовать развитию навыков, необходимых для работы в сети.
2) Склонность к работе в одиночестве. Небольшая часть опрошенных в силу своих психологических особенностей не приемлет участия в больших сообществах. Как правило, это люди, имеющие высокий уровень компьютерной и интернет-грамотности и предпочитающие самообразование любому управляемому обучению.
3) Отсутствие технологической поддержки. Респонденты, имеющие только базовый уровень ИКТ-грамотности, высказали опасение, что будут неуютно чувствовать себя в сообществе «продвинутых» коллег, обсуждающих сложные темы. Некоторые участники опроса указывали на проблемы, связанные с работой персонального компьютера и Интернета.
4) Низкий уровень владения технологиями Веб 2.0. Учителя старшей возрастной группы отмечают, что, несмотря на некоторый опыт работы в социальных сетях, они не в состоянии освоить социальные программы и сервисы с тем, чтобы уверенно управлять ими и создавать собственный контент. Молодые учителя также указали на необходимость постоянного повышения квалификации в связи с появлением все новых сетевых технологий.
5) Незначительное количество участников опроса по разным причинам отвергают сетевое педагогическое сообщество, предпочитая личное общение.
По итогам проведенного исследования могут быть намечены направления дальнейшей работы органов образования по подготовке педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах и созданию региональной модели сетевого сообщества.
Литература
1. Полякова В.А. Модель формирования готовности учителя к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 6. С. 100-106. URL: www.science-education.ru/30-1147 (дата обращения: 08.09.2013).
2. Корнели Д., Данофф Ч. Парагогика: синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности [Электронный ресурс] / Пер. И. Травкин. URL: http://www.connectedlearning.ru/home/ravnogogika/1st-paper (дата обращения: 08.09.2013).
3. Smith B.L., MacGregor J.T. What Is Collaborative Learning? National Center on Postsecondary Teaching, Learning, and Assessment at Pennsylvania State University, 1992. URL: http://www.evergreen.edu/washcenter/ natlc/pdf/collab.pdf (дата обращения: 06.10.2012).
4. Социальная сеть // wikipedia.org: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социаль-ная сеть (дата обращения: 03.10.2012).
5. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение / Е.Д. Патаракин. М.: ПЭР СЭ, 2006. 112 с.
References
1. Poljakova V.A. Model' formirovanija gotovnosti uchitelja k dialogovomu vzaimodejstviju v setevyh pedagogicheskih soobshhestvah // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2008. № 6. S. 100-106. URL: www.science-education.ru/30-1147 (data obrashhenija: 08.09.2013).
2. Korneli D., Danoff Ch. Paragogika: sinergija samostojatel'noj i organizovannoj uchebnoj dejatel'nosti [Jelektronnyj resurs] / Per. I. Travkin. URL: http://www.connectedlearning.ru/home/ravnogogika/1st-paper (data obracsheniya: 08.09.2013).
3. Smith B.L., MacGregor J.T. What Is Collaborative Learning? National Center on Postsecondary Teaching, Learning, and Assessment at Pennsylvania State University, 1992. URL: http://www.evergreen.edu/washcenter/ natlc/pdf/collab.pdf (data obracsheniya: 06.10.2012).
4. Social'naja set' // wikipedia.org: svobodnaja jenciklopedija. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/SociaTnaja set' (data obrashhenija: 03.10.2012).
5. Patarakin E.D. Setevye soobshhestva i obuchenie [Tekst] / E.D. Pata^in. M.: PJeR SJe, 2006. 112 s.