Научная статья на тему 'Использование кластерного подхода в системе повышения квалификации педагогов в учреждениях ДПО'

Использование кластерного подхода в системе повышения квалификации педагогов в учреждениях ДПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1270
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TRAINING / CLUSTER / CLUSTER APPROACH / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широкова Ирина Эдуардовна

В статье рассматриваются вопросы использования кластерного подхода в системе повышения квалификации работников образования. Дано определение кластера как организационной формы объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ: проведения исследований, обучения на всех уровнях (школа, вуз, дополнительное образование). Определены общая структура кластера и схема взаимодействия между участниками кластера. Рассмотрена реализация кластерного подхода в Иркутском ИПКРО на примере кластера информационно-коммуникационной компетентности педагогов. Обосновано необходимое условие применения кластерного подхода в системе повышения квалификации: наличие такого информационно-образовательного пространства, в котором помимо возможностей масштабного обсуждения проблем образовательной практики, трансляции собственного опыта и изучения разработок других педагогов присутствуют механизмы поддержки сетевого сообщества, проявляющиеся в организации различных форм совместной работы участников по достижению определённого результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Широкова Ирина Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CLUSTER APPROACH USAGE IN THE TRAINING OF TEACHERS IN INSTITUTIONS OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with the use of the cluster approach in the training of educators. The definition of the cluster as a form of organization bringing stakeholders towards achieving competitive advantage: research, teaching at all levels (school, university, further education). Defined the general structure of the cluster and the pattern of interaction between the cluster members.The realization of the cluster approach in the Irkutsk IPDE is the example of a cluster of information and communication competence of teachers. Reasonably necessary condition for the application of the cluster approach in the training system: the availability of such information and educational space, which in addition features a large-scale discussion of the problems of educational practice, broadcast their own experience and study of development of other teachers there are mechanisms to support networking community, manifested in the organization of various forms of joint working parties to achieve a certain result.

Текст научной работы на тему «Использование кластерного подхода в системе повышения квалификации педагогов в учреждениях ДПО»

УДК 374.04

ББК 74.200.58 (74.04.2)

Ирина Эдуардовна Широкова,

старший преподаватель, Иркутский институт повышения квалификации

работников образования (Иркутск, Россия), e-mail: iri-smit@mail.ru

использование кластерного подхода в системе повышения квалификации педагогов в учреждениях дПо

В статье рассматриваются вопросы использования кластерного подхода в системе повышения квалификации работников образования. Дано определение кластера как организационной формы объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ: проведения исследований, обучения на всех уровнях (школа, вуз, дополнительное образование). Определены общая структура кластера и схема взаимодействия между участниками кластера. Рассмотрена реализация кластерного подхода в Иркутском ИПКРО на примере кластера информационно-коммуникационной компетентности педагогов. Обосновано необходимое условие применения кластерного подхода в системе повышения квалификации: наличие такого информационно-образовательного пространства, в котором помимо возможностей масштабного обсуждения проблем образовательной практики, трансляции собственного опыта и изучения разработок других педагогов присутствуют механизмы поддержки сетевого сообщества, проявляющиеся в организации различных форм совместной работы участников по достижению определённого результата.

Ключевые слова: повышение квалификации, кластер, кластерный подход, дополнительное профессиональное образование.

Irina Eduardovna Shirokova,

Senior Teacher,

Irkutsk Institute of Professional Development of Educators (Irkutsk, Russia), e-mail: iri-smit@mail.ru

The cluster Approach usage in the Training of Teachers in institutions of continuous professional Education

The article deals with the use of the cluster approach in the training of educators. The definition of the cluster as a form of organization bringing stakeholders towards achieving competitive advantage: research, teaching at all levels (school, university, further education). Defined the general structure of the cluster and the pattern of interaction between the cluster members.The realization of the cluster approach in the Irkutsk IPDE is the example of a cluster of information and communication competence of teachers. Reasonably necessary condition for the application of the cluster approach in the training system: the availability of such information and educational space, which in addition features a large-scale discussion of the problems of educational practice, broadcast their own experience and study of development of other teachers there are mechanisms to support networking community, manifested in the organization of various forms of joint working parties to achieve a certain result.

Keywords: training, cluster, cluster approach, continuous professional education.

В период реформирования экономики и образования в России становится актуальным использование кластерного подхода в системе дополнительного профессионального образования педагогов.

Повышение квалификации педагогов представляет собой систему обучения, консультирования и переподготовки педа-

гогических кадров в учреждениях дополнительного профессионального образования. Одной из основных задач системы повышения квалификации является обеспечение непрерывного процесса профессионального и личностного роста учителя путём постоянной, четко организованной информационно-методической поддержки педагогических

162

© Широкова И. Э., 2013

коллективов. При этом интересы и цели повышения квалификации педагогов должны соотноситься с интересами и целями образовательных учреждений, в которых они работают.

Кластер - организационная форма объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ: проведения

исследований, обучения на всех уровнях (школа, вуз, дополнительное образование). Объединение субъектов должно проходить на основе взаимодополнения опыта научных, а также практических наработок [5].

Кластерный подход в образовании реализуется в процессе взаимо- и саморазвития субъектов образовательного в процессе работы над проблемой, осуществляемого снизу на основе устойчивого партнерства, усиливающего конкретные преимущества как отдельных участников, так и кластеров в целом [3. С. 195].

Кластерный подход позволяет организовать взаимодействие субъектов повышения квалификации в двух плоскостях: горизонтальной (между обучающимися) и вертикальной (управленческой) с возможностью свободного творчества для его участников. При кластерном подходе все виды деятельности рассматриваются во внутренних взаимосвязях.

В зависимости от содержания таких связей выделяют уровни сформированности кластера:

- функционирующие кластеры, в которых накоплен необходимый потенциал (кадровый состав, технологии, материальная база, обеспечение и др.) - высший уровень;

- латентные кластеры, в которых накоплены необходимые ресурсы, однако отсутствуют или не развиты какие-либо компоненты (например, информационный);

- потенциальные кластеры, в которых присутствуют элементы, необходимые для дальнейшего развития, но они должны быть углублены или расширены для достижения необходимых эффектов.

При реализации кластерного подхода можно выделить несколько ключевых моментов: наличие, во-первых, общей цели; во-вторых, правовой основы совместной деятельности субъектов; в-третьих, разработанных механизмов взаимодействия между субъектами, объединяющимися в кластер.

Условиями создания кластера в системе повышения квалификации являются доступ участников к накопленным информационно-методическим материалам и возможность установления горизонтальных связей между участниками, реализующими одно из направлений повышения квалификации.

Использование кластерной технологии предусматривает организацию взаимодействия школ, средних и высших учебных заведений, организаций, предоставляющих образовательные услуги дополнительного педагогического образования (повышения квалификации, переподготовки). Функцию координатора взаимодействия в кластере должен выполнять институт повышения квалификации работников образования, как признанный лидер в области педагогического образования и педагогической науки в регионе.

В соответствии с государственным заказом институт проводит курсовую подготовку педагогических и управленческих кадров с использованием нормативно отработанного механизма взаимодействия с образовательными учреждениями и организациями области по предоставлению необходимых ресурсов (например, учебно-материальных).

Взаимодействие между участниками кластера может осуществляться по следующей схеме:

Формирование государственного заказа на образовательные услуги в соответствии с актуальными проблемами системы образования региона на основе мониторинга профессиональных затруднений и потребностей педагогов.

Разработка образовательных программ и мероприятий, направленных на устранение выявленных проблем.

Определение основных центров реализации, прикрепление к ним остальных участников.

Реализация обучения по разработанным программам, проведение образовательных мероприятий.

Обсуждение и анализ результатов повышения квалификации с целью их эффективного использования в практической деятельности, обобщения и распространения передового опыта.

Необходимым условием применения кластерного подхода в системе повышения квалификации выступает создание тако-

го информационно-образовательного пространства, в котором помимо возможностей масштабного обсуждения проблем образовательной практики, трансляции собственного опыта и изучения разработок других педагогов присутствуют механизмы поддержки сетевого сообщества, проявляющиеся в организации различных форм совместной работы участников по достижению определённого результата (совместная реализация несколькими учреждениями программы повышения квалификации, обсуждения на тематических форумах, консультирование, конкурсная деятельность, участие в сетевых проектах, проведение научно-практических конференций и т. д.).

В процессе повышения квалификации педагогов целесообразно создание следующих кластеров: кластер предметно-методических знаний и умений, кластер общей пси-холого-педагогической подготовки, кластер развития инновационных процессов в образовании, кластер проектной деятельности и др. Особенно важным мы считаем создание кластера информационно-коммуникационной компетентности педагогов, т. к. эффективное профессиональное взаимодействие в настоящее время невозможно без использования компьютерных технологий.

Целью формирования кластеров в системе повышения квалификации является повышение эффективности обучения в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Развитие кластера требует формирования общего видения, стратегии, а также разработки и реализации совместных проектов. В современных условиях, по мнению Е. Л. Фруминой [4], предметом проектирования и реализации профессионального развития становится не динамичное развитие отдельного педагога, а целой группы, которая, как правило, работает вместе в буквальном или в виртуальном смысле. Поэтому судить о результативности повышения квалификации следует не только по профессиональному развитию отдельных педагогов, но и по сдвигам в работе группы педагогов: учителей одного проблемного класса или одной школы, учителей, работающих над решением конкретной проблемы.

Общая структура кластера определяется следующим образом:

164

- содержание повышения квалификации и научно-методическое обеспечение;

- организационно-педагогические условия эффективного обучения;

- анализ результатов обучения и принятие управленческих решений;

- пространство сетевого взаимодействия участников кластера.

Рассмотрим реализацию кластерного подхода в учреждении дополнительного профессионального образования Иркутского ИПКРО на примере кластера информационно-коммуникационной компетентности педагогов. Этот кластер был сформирован для учителей-предметников и педагогов дошкольных учреждений.

Нами в ИПКРО были разработаны и лицензированы следующие профессиональные программы дополнительного образования:

1) использование информационных технологий в педагогической деятельности (для педагогов, имеющих низкий уровень ИКТ-компетентности);

2) интернет-технологии в педагогической деятельности (для педагогов, имеющих средний уровень ИКТ-компетентности);

3) современные среды обработки графической информации (для уверенных пользователей ПК);

4) использование сетевых технологий в образовательном процессе (для уверенных пользователей ПК);

5) основы автоматизированного проектирования (для учителей черчения и математики).

По каждой программе создан учебнометодический комплект, включающий в себя учебное пособие, комплект материалов в помощь слушателям на CD-диске, комплект контрольно-измерительных материалов. По трём программам из пяти разработаны также дистанционные курсы в системе ДО Moodle.

Организационно-педагогические условия эффективного обучения в данном кластере стали объектом исследования профессорско-преподавательского состава кафедры информатики и ИКТ. Было проведено анкетирование педагогов Иркутской области, выявившее состояние уровня информационно-коммуникационной компетентности учителей с разным стажем педа-

гогической деятельности и возрастом, а также проанализированы факторы, влияющие на эффективность освоения ИКТ [1]. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод, что обучение будет эффективным при соблюдении следующих условий:

1) полученные на курсах повышения квалификации профессиональные умения, навыки, компетенции будут востребованы в практической деятельности педагога, в образовательном учреждении будут созданы условия для применения полученных навыков в учебно-воспитательном процессе;

2) педагогу, повысившему квалификацию, будет оказываться посткурсовая консультационная, методическая, информационная поддержка как со стороны учреждения дополнительного профессионального образования, так и со стороны более опытных коллег в профессиональном педагогическом сообществе.

Для выполнения этих условий было решено создать пространство сетевого взаимодействия педагогов Иркутской области сайт irkpedagog.ru.

Большинство сайтов сетевых сообществ педагогов имеют схожие структуры, разделы сайтов традиционны - методическая копилка (сборник разработок уроков и различных мероприятий, созданных участниками сообщества); каталог полезных ссылок; библиотека, содержащая книги и статьи по педагогике; анонсы сетевых мероприятий; материалы научно-практических конференций и конкурсов; форум.

Отличительной особенностью нашего сайта является наличие материалов по повышению квалификации педагогов на базе ИПКРО:

- раздел для самодиагностики профессиональных затруднений педагогов;

- форма для постоянного приёма заявок на обучение как по существующим образовательным программам, так и по желаемой тематике обучения;

- возможность задать вопрос специалисту - методисту, преподавателю ИПКРО или психологу;

- на форуме созданы темы, в которых педагог может высказать своё впечатление от обучения на курсах ИПКРО, принять участие в обсуждении проблем повышения квалификации;

- для слушателей, прошедших обучение на курсах ИПКРО, на сайте выкладываются дополнительные материалы по теме курсовой подготовки; проводятся сетевые семинары, конкурсы, проекты для более глубокого овладения содержанием обучения, стимуляции применения приобретённых знаний и умений на практике;

- по наиболее актуальным проблемам организации повышения квалификации на сайте организуются опросы (анкетирование).

В целях повышения мотивации педагогов к развитию собственной ИКТ-компетентности в Иркутском ИПКРО с 2008 г. ежегодно проводится ряд мероприятий:

1. Областная научно-практическая конференция «ИКТ в педагогической деятельности».

Цель проведения конференции - представление и популяризация педагогического опыта в области применения информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности.

За несколько лет практики организации и проведения данных мероприятий в Иркутском ИПКРО наблюдается положительная динамика числа учителей, участвующих в научно-практической конференции.

Рис. Общее количество участников конференции за 2009-2012 гг

Представленные на рис. данные позволяют сделать вывод о достаточной заинтересованности учителей в данном мероприятии, а также его практической целесообразности.

2. Конкурс учебно-методических разработок с использованием ИКТ.

В целях обобщения и распространения опыта использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе педагогами Иркутской области проводится конкурс по следующим номинациям:

урок с использованием ИКТ; учебные проекты с использованием ИКТ;

личный образовательный сайт или блог (введена в 2012 г.).

Ежегодно возрастающее число участников конкурса (от 26 в 2008 г. до 163 в 2012 г.) позволяет сделать вывод о достаточно высокой мотивации педагогов к использованию ИКТ в своей деятельности.

Положительная динамика прослеживается также и в географии участников конкурса. Так, если в 2008 г. в конкурсе принимали участие педагоги образовательных учреждений из четырёх районов Иркутской области (г. Иркутск, г. Ангарск, г. Шелехов и г. Усолье-Сибирское), то в 2011-2012 гг. практически со всей области.

В новой номинации конкурса «Личный образовательный сайт или блог» было представлено 28 интернет-ресурсов, разработанных учителями-предметниками (не учителями информатики). Это говорит о том, что педагоги постепенно переходят к использованию более сложных средств ИКТ, что, в свою очередь, свидетельствует о достаточной высокой ИКТ-компетентности учителей [2].

Таким образом, определив в качестве одного из приоритетных направлений развития образования в целом повышение эффективности системы дополнительного профессионального образования, мы считаем целесообразным использование кластерного подхода в системе повышения квалификации педагогов.

Список литературы

1. Гончарова Н. Ю. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2010.

2. Гончарова Н. Ю. Из опыта проведения мероприятий, направленных на развитие ИКТ-

компетентности педагога в межкурсовой период // Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности: материалы III Регион. НПК (4-5 апреля 2012).

Иркутск: ИПКРО, 2012.

4. Фрумина Е. Л. Непрерывное образование для педагогов: модели и особенности // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / отв. ред.

Г. А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 274-292.

5. Шамова Т. И. Кластерная организационная технология в развитии и саморазвитии участников образовательного процесса // Теория и практика реализации компетентност-ного подхода в управлении развитием субъектов образовательного процесса: сб. ст. М.: Прометей, 2008. С. 15-25.

3. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков,

Н. П. Капустин, Т. М. Давыденко. М.: ВЛАДОС, 2002. 320 с.

References

1. Goncharova N. Yu. Setevoye vzaimodeystviye pedagogov kak sredstvo formirovaniya informatsionno-kommunikatsionnoy kompetentnosti uchitelya v sisteme povysheniya kvalifikatsii: dis. ... kand. ped. nauk. Novokuznetsk, 2010.

2. Goncharova N. Yu. Iz opyta provedeniya meropriyaty, napravlennykh na razvitiye IKT-

kompetentnosti pedagoga v mezhkursovoy period // Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v pedagogicheskoy deyatelnosti: materialy III Region. NPK (4-5 aprelya 2012).

Irkutsk: IPKRO, 2012.

4. Frumina E. L. Nepreryvnoye obrazovaniye dlya pedagogov: modeli i osobennosti // Nepreryvnoye obrazovaniye v politicheskom i ekonomicheskom kontekstakh / otv. red.

G. A. Klyucharev. M.: IS RAN, 2008. S. 274-292.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Shamova T I. Klasternaya organizatsionnaya tekhnologiya v razvitii i samorazvitii uchastnikov obrazovatelnogo protsessa // Teoriya i praktika realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v upravlenii razvitiyem subyektov obrazovatelnogo protsessa: sb. st. M.: Prometey,

2008. S. 15-25.

3. Upravleniye obrazovatelnymi sistemami / T I. Shamova, P. I. Tretyakov, N. P. Kapustin,

T M. Davydenko. M.: VLADOS, 2002. 320 s.

Статья поступила в редакцию 29 сентября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.