Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии'

Современные образовательные технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4537
754
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВУЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / UNIVERSITY / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет-Уста Зарема Ремзиевна, Вовк Светлана Александровна

В статье рассматривается проблема обучения студентов высших учебных заведений, посредством современных образовательных технологий, а именно: авторитарных, дидактоцентрических, личностно-ориентированных, гуманно-личностных, технологий сотрудничества, свободного воспитания, эзотерических. Показано, что обучение, с помощью образовательных технологий, обеспечивает и ускоряет процесс получения и усвоения новых знаний студентами, а значит, способствует улучшению качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амет-Уста Зарема Ремзиевна, Вовк Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The article deals with the problem of teaching students of higher educational institutions, through modern educational technologies, namely: authoritarian, didactic, personal-oriented, humane-personal, cooperation technologies, free education, esoteric. It is shown that training with the help of educational technologies provides and accelerates the process of acquiring and assimilating new knowledge by students, and, therefore, contributes to the improvement of the quality of education.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии»

Отсюда с учащимися можно обсудить следующий вопрос: если множество состоит из n различных элементов, то сколькими способами их можно нумеровать с помощью чисел от 1 до n [2].

При этом любой такой способ обозначения элементов с номерами нумерации от 1 до n является перестановками элементов данного множества, в котором имеется п элементов. Здесь основное внимание обратить на тот факт, что при выполнении каждого такого способа элементы данного множества будут находится в определенном порядке и таким образом в общем случае количество перестановок Pn выражается формулой P = n!, т.е.

равен факториалу от числа элементов данного множества. Для отработки умений воспользоваться формулой факториала можно дать задачи на вычисления конкретного значения факториала, задачи деления факториала на данное число, задачи на определение количества нулей в конце факториала.

При формулировке общего определения перестановок надо обращать внимание учащихся на две признака этих перестановок: во-первых, они составляется из всех элементов по одному разу, и, во- вторых, эти соединения отличаются порядком, с которыми размещаются элементы. Иногда их называют комбинациями, иногда соединениями, но смысл их одинаково выражает сущности данного понятия. Кроме того, с учащимися надо выяснить, что число перестановок обосновывается на основе правила умножения. При закреплении этого понятия с учащимися можно решать задачи жизненного характера, т.е. задачи которые встречаются в быту, при решении задач других предметов, например, задачи по определению количества очередей в ту или иную кассу для получения товара, билета или приему врачу,

Список литературы / References

1. ВиленкинН.Я. Индукция. Комбинаторика / Н.Я. Виленкин. М.: Просвещение, 1976. 46 c.

2. ЕжовИ.И., Скороход А.В., ЯдренкоМ.К. Элементы комбинаторики, перев. с укр. М.: Наука, 1977. 80 стр.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Амет-Уста З.Р.1, Вовк С.А.2 Email: Amet-Usta17139@scientifictext.ru

'Амет-Уста Зарема Ремзиевна — кандидат педагогических наук, доцент; 2Вовк Светлана Александровна — студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье рассматривается проблема обучения студентов высших учебных заведений, посредством современных образовательных технологий, а именно: авторитарных, дидактоцентрических, личностно-ориентированных, гуманно-личностных, технологий сотрудничества, свободного воспитания, эзотерических. Показано, что обучение, с помощью образовательных технологий, обеспечивает и ускоряет процесс получения и усвоения новых знаний студентами, а значит, способствует улучшению качества образования. Ключевые слова: образовательные технологии, ВУЗ, педагогические технологии.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES Amet-Usta Z.R.1, Vovk S.A.2

'Amet-Usta Zarema Remzievna — PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Vovk Svetlana Aleksandrovna — Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL

Abstract: the article deals with the problem of teaching students of higher educational institutions, through modern educational technologies, namely: authoritarian, didactic, personal-oriented, humane-personal, cooperation technologies, free education, esoteric. It is shown that training with the

help of educational technologies provides and accelerates the process of acquiring and assimilating new knowledge by students, and, therefore, contributes to the improvement of the quality of education. Keywords: educational technologies, university, pedagogical technologies.

УДК 3 72.461

Сегодняшняя проблема остро затрагивает вопрос о модернизации образования, введение государственных образовательных стандартов. Подвергается изменениям сама система взаимодействия между субъектами процесса образования. Новая парадигма образования подразумевает создание мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, применять и создавать различные виды информации, решать жизненные проблемы на базе приобретенных компетенций. Долгое время существовал миф о том, что «педагог - это источник знаний, а ученик, должен «напиться» из этого источника». В базе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения находится системно-деятельностный подход, который гарантирует:

• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

• проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

• активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся;

• построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (личностный подход).

В Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве итога образования рассматриваются изменения в деятельности учеников - умение решать учебные задачи на базе сформированных предметных и универсальных компетенций (умения, но не знания), умение обучаться (способность к самоорганизации в решении учебных задач), а так же в свою очередь прогресс в личностном формировании (эмоциональном, познавательном, саморегуляции). Здесь же сформулированы и требования к педагогу, среди которых способность выбирать и применять современные образовательные технологии [1].

Таким образом, современная образовательная организация высшего образования и современный педагог нуждаются в современных образовательных технологиях.

Термин «педагогическая технология» появился в начале 1960-х годов [11]. С 1966 года в Англии раз в два года проводят конференции, на основе которых выходят в свет книги «Aspects of Educational Technology». Это же понятие используют и в американских педагогических журналах. В семидесятые годы понятие «педагогическая технология» охватило больший диапазон, к нему теперь относят все, что касается улучшения учебного процесса.

Современные педагогические исследования доказывают то, что главной проблемой высшей школы является потеря привлекательности процесса образования. Увеличилось количество студентов, не желающих получать высшее образование; снизилась мотивация к обучению и успеваемость обучающихся [5].

В педагогической деятельности преподавателю необходимо использовать инновационные образовательные технологии. При этом, важной стороной в педагогической деятельности считается позиция обучающегося в образовательном процессе и отношение к нему со стороны педагога. Следовательно, можно выделить такие технологии:

а) авторитарные технологии, в которых преподаватель считается «единоличным» субъектом воспитательно-образовательного процесса, а обучающийся - лишь объект. Они различаются твёрдостью организации процесса обучения, пресечением инициативы и самостоятельности обучающихся, использованием требований и принуждения.

б) дидактоцентрические технологии, доминируют в субъект-объектных отношениях преподавателя и обучающегося. Преимущество обучения перед воспитанием, и самыми основными причинами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; но последний термин, в отличии от первого, имеет отношение к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в) личностно-ориентированные технологии, прежде всего, являются ядром всей образовательной системы личности обучающегося, необходимости создания комфортных и безопасных условий, которые не создают конфликты при ее развитии, а так же реализации ее потенциала. Личность обучающегося в данной технологии не только субъект, но и субъект более значимый; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-то абстрактной цели (что имеет место быть в авторитарных и дидактоцентрических

технологиях). Данные технологии также можно назвать еще антропоцентрическими. Следовательно, личностно-ориентированные технологии характеризуются

антропоцентричностъю, гуманистической и психотерапевтической направленностью и ставят перед собой цель разностороннего, свободного и творческого развития обучающегося. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяют гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания и эзотерические технологии.

г) отличительной чертой гуманно-личностных технологий, прежде всего, является их гуманистическая сущность, психотерапевтическая направленность на содействие личности, помощи ей. В основе идея всестороннего уважения к обучающемуся дает оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение;

д) технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и студента. Педагог и студент вместе вырабатывают цели, содержание, дают оценку, пребывая в состоянии совместной работы, сотворчества;

е) технологии свободного воспитания акцентируют внимание на возможности дать обучающемуся свободу выбора и самостоятельность, в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Делая выбор, обучающийся, лучше всего реализует позицию субъекта, достигая результата от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия [9].

ж) эзотерические технологии основаны на учении об эзотерических («неосознаваемых», подсознательных) знаниях - истине и путях, которые ведут к ней. Педагогический процесс -это не сообщение, не общение, а приобщение к истине. В эзотерической парадигме сам человек является ядром информационной связи со Вселенной.

Способ, метод, средство обучения - определяют виды существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

В соответствии с категориями обучающихся более важными и уникальными считаются:

- массовая (традиционная) технология, рассчитанная на усредненного обучающегося;

- технологии продвинутого уровня;

- технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

- технологии работы со сложными (трудными и одаренными) обучающимися в рамках системы обучения.

Итак, названия огромного класса современных технологий определяются содержанием данных модернизаций и трансформаций, которым в них подвергается имеющаяся традиционная система.

Сегодня существует огромное разнообразие технологий. Описание и их систематизация может быть трактована и произведена на разных основаниях, а также по критериям, которые имеют комплексные характеристики. Систематизация технологий проведена, основываясь на различии критериев. Использование одной из них не исключит вероятности внедрения других систем. Весь этот «веер» технологий имеет возможность раскрываться и складываться в руках опытного педагога, вследствие того, что условия их применения находятся в зависимости от большого количества факторов. К тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны.

Список литературы / References

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3.

2. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования / И.Г. Абраимова. М.: Гардарики, 2008. 118 с.

3. Бородовский Н.В. Современные образовательные технологии / кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовского. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.

4. Гордиенко Т.П., Шушара Т.В., Смирнова О.Ю. Программный продукт «Педагогика высшей школы». Методические указания для аспирантов / ГПА, каф. ПиУУЗ, 2017. Протокол № 3 от 06.03.2017 - СД-диск.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: «Академический проект», 2007. 231 с.

6. Жук А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов / А.И. Жук, Н.Н. Кашель. Минск, 2004. 78 с

7. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М.Ю. Олешков. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. 144 с.

8. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ) / Е.А. Реутова. Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012. 58 с.

9. Роджерс К., Фрейберг. Д. Свобода учиться / К. Роджерс, Д. Фрейберг. М.: «Смысл», 2002. 346 с.

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. 256 с

11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щурков. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

12. Зотова И.В., Вовк С.А. Сущность и классификация инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста / И.В. Зотова, С.А. Вовк // Журнал «Проблемы современной науки и образования», Иваново: «Проблемы науки», 2017. № 17 (99). С. 74-77.

ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Алимбекова О. Email: Alimbekova17139@scientifictext.ru

Алимбекова Ойдин — старший преподаватель, кафедра «Вокал», Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в то же время является специфической формой эстетической деятельности. Музыкальное образование несёт в себе важные творческую, социально-формирующую, культурологическую функции воспитания человека и является важным катализатором состояния образовательной системы во всём мире. Однако не следует забывать, что музыка - это всегда синтез истории искусств, теоретических дисциплин и неустанной практики. Данная статья предполагает, анализ состояния профессионального музыкального образования в процессе стремительно развивающегося мира.

Ключевые слова: культура, искусство, музыка, молодежь, формы обучения, академическое музыкальное искусство, массовое музыкальное образование.

PROBLEMS AND REGULARITIES OF MUSICAL EDUCATION IN THE

MODERN WORLD Alimbekova O.

Alimbekova Oydin - Senior lecturer, DEPARTMENT "VOCAL", UZBEKISTAN STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the modern world, musical art is considered as part of the general world culture. At the same time, it acts as an integral element of the general process of knowledge of the world, as part of the overall development of human culture and at the same time is a specific form of aesthetic activity. Music education carries in itself the important creative, social-forming, cultural-cultural functions of educating a person and is an important catalyst for the state of the educational system throughout the world. However, one should not forget that music is always a synthesis of art history, theoretical disciplines and tireless practice. This article assumes an analysis of the state of professional music education in the process of a rapidly developing world.

Keywords: culture, art, music, youth, forms of education, academic music, mass music education.

УДК: 37.025

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.