6. Жук А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов / А.И. Жук, Н.Н. Кашель. Минск, 2004. 78 с
7. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М.Ю. Олешков. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. 144 с.
8. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ) / Е.А. Реутова. Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012. 58 с.
9. Роджерс К., Фрейберг. Д. Свобода учиться / К. Роджерс, Д. Фрейберг. М.: «Смысл», 2002. 346 с.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. 256 с
11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щурков. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
12. Зотова И.В., Вовк С.А. Сущность и классификация инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста / И.В. Зотова, С.А. Вовк // Журнал «Проблемы современной науки и образования», Иваново: «Проблемы науки», 2017. № 17 (99). С. 74-77.
ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Алимбекова О. Email: [email protected]
Алимбекова Ойдин — старший преподаватель, кафедра «Вокал», Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в то же время является специфической формой эстетической деятельности. Музыкальное образование несёт в себе важные творческую, социально-формирующую, культурологическую функции воспитания человека и является важным катализатором состояния образовательной системы во всём мире. Однако не следует забывать, что музыка - это всегда синтез истории искусств, теоретических дисциплин и неустанной практики. Данная статья предполагает, анализ состояния профессионального музыкального образования в процессе стремительно развивающегося мира.
Ключевые слова: культура, искусство, музыка, молодежь, формы обучения, академическое музыкальное искусство, массовое музыкальное образование.
PROBLEMS AND REGULARITIES OF MUSICAL EDUCATION IN THE
MODERN WORLD Alimbekova O.
Alimbekova Oydin - Senior lecturer, DEPARTMENT "VOCAL", UZBEKISTAN STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in the modern world, musical art is considered as part of the general world culture. At the same time, it acts as an integral element of the general process of knowledge of the world, as part of the overall development of human culture and at the same time is a specific form of aesthetic activity. Music education carries in itself the important creative, social-forming, cultural-cultural functions of educating a person and is an important catalyst for the state of the educational system throughout the world. However, one should not forget that music is always a synthesis of art history, theoretical disciplines and tireless practice. This article assumes an analysis of the state of professional music education in the process of a rapidly developing world.
Keywords: culture, art, music, youth, forms of education, academic music, mass music education.
УДК: 37.025
На сегодняшний день музыкальное образование в современном мире и в Узбекистане в частности несет в себе очень широкий круг вопросов и проблем. В условиях глобализации эти вопросы требуют незамедлительных решений и осмысленного изучения.
Прежде чем говорить об этих вопросах и проблемах, важно коснуться вопросов осмысления истории и современного состояния музыкального образования в музыкальной науке. Сегодня аспекты массового музыкального просвещения и задачи профессионального обучения музыкантов рассматриваются порой как явления, стоящие на одном уровне, но если посмотреть в глубь вопроса, то это является сердцевиной совершенно разноплановых задач музыкальной педагогики, требуется дополнительные уточнения и дальнейшее развитие на фоне имеющихся достижений в сфере научно-педагогических знаний.
Всемирно известный Синити Судзукияпонский скрипач и музыкальный педагог, автор всемирно распространённого метода преподавания музыки считает, что все рождаются с природной способностью учиться. В принадлежащей ему, методике воспитания таланта, он показывает пути развития способностей личности и каким образом из посредственного ребенка может получиться прекрасный музыкант [2].
В этом плане возникает широкий круг вопросов подготовки музыкантов. Появляются практически несопоставимые проблемы природной одаренности и профессионально-технологической оснащенности. Первая, мало существенная профессиональная проблема в вопросах воспитания музыкального вкуса слушателя любителя выступает на первый план. Именно в самом процессе профессионального обучения, когда становится, по крайней мере, некорректно рассуждать об идентичности творческих задатков Моцарта и среднестатистического ребенка. Вторая, а именно технологическая проблема предполагает школу профессионального мастерства, которая требует огромной каждодневной работы, которая немыслима в контексте существующих программ и учебных планов массового образовательного учреждения. Очень многие пытаются искать общую смысловую направленность, а также, единые методы подготовки слушателей и музыкантов-профессионалов, но нас сегодняшний это не более чем иллюзия.
Эффективные и действенные формы массового музыкального образования могут способствовать формированию музыкальных и слушателських интересов воспитуемого, но музыкантом-профессионалом может стать не каждый. Стать творческой личностью имеет возможность, лишь избранный, а воплощение в реальность такой возможности - вопрос педагогического таланта и перспективных методов профессионального обучения.
Музыкальное образование несет в себе многоуровневый характер. Его многоступенчатость характерна содержательными противоречиями. Так интерес к музыке академических жанров формируется, что неоспоримо, именно в раннем возрасте, а значит - на самой первой стадии музыкального обучения.
На сегодняшний день важным является совершенствование форм обучения студентов высшего образовательного учреждения, способных к решению задач профессионального и массового образования, готовых к обучению будущих профессиональных музыкантов и к приобщению к музыке академических жанров ее потенциальных слушателей и исполнителей.
Общеизвестно, что наметившиеся ранее негативные тенденции разрыва музыкального искусства и публики, нельзя сводить к вопросам освоения стереотипов его интонационной основы. Но именно эта задача, не вполне осознанная в свое время, оказалась сегодня в числе практически не разработанных в сфере профессионального музыкального образования.
Ещё одна не менее важная задача, разработанная в науке, но не воплощенная в учебно-педагогической практике процедура подготовки кадров музыкантов-исследователей состояния массового музыкального сознания.
Данная проблема сохранила, таким образом, свою значимость. Она обрела целый ряд уникальных аспектов и парадоксов. На самом деле, современная ситуация в сфере высшего образования в целом, и художественного, в частности - парадоксальна.
Поимо, упомянутых выше проблем современных высших учебных заведений, часто напоминают о себе объективные, хотя порой далеко не новые. К таким проблемам можно отнести, наметившуюся в прошлом и непреодоленную поныне тенденцию потери слушателя музыки академических жанров.
В этом вопросе следует подчеркнуть актуальность разработки новых форм обучения, способствующих решению вопросов подготовки «потребителя» академического музыкального искусства. В следствии всего этого является необходимым решение непростых задач. В первую очередь, речь идет о совершенствовании системы художественного образования и конечно же, существенного разворота его в сторону обращения его целевой направленности на вопросы
массового музыкального просвещения. Незамедлительное решение этих задач музыкального воспитания слушателя лежит в сфере поиска путей разработки системы непрерывного образования от начального звена обучения детей музыке по нетрадиционным программам - до подготовки педагогов системы высшего образования и даже квалифицированных кадров вузовских преподавателей [1].
Актуальность принятия данных мер назрела относительно давно. На сегодняшний день, накопившиеся в предыдущие десятилетия вопросы усугубляются дополнительными аспектами, которые порождаются уже современностью. Это всё влияет на материальную и духовную жизнь граждан.
Всё вышеперечисленное во многом объясняется неизбежностью и необратимостью протекающих в мире процессов. Но, невзирая на простоту подобных объяснений, они не дают ответа на вопрос о направлениях и путях выхода из сложившейся ситуации, когда дальнейшее развитие этих процессов способно повлечь за собой устойчивую тенденцию деградации всей культуры.
Следовательно, интерес к высокому искусству, в частности музыкальному, зарождается, чаще всего в детском и юношеском возрасте, а интерес к музыке «академических жанров оказывается наиболее эффективно формируемым в процессе непосредственного контакта с музыкой в ее «живом» исполнении. [4]
Обучение ребенка музыке в современных условиях постепенно стало мало престижным делом. В то же время неистребимые духовные устремления представителей интеллигенции по части приобщения к высокому искусству своего потомства неумолимо ставят вопрос о том, как и на что это потомство будет существовать в новом мире, в котором открылись широкие перспективы не столь возвышенных, но гораздо более надежных и менее трудоемких путей будущего существования. [3]
Как и все высшие учебные заведения мира, высшие учебные заведения сферы искусств и культуры переживают сегодня непростой период своего существования. Несмотря на сложности они умудряются не только осуществлять свою образовательную деятельность, но даже способствовать в какой-то мере сохранению престижности творческих профессий.
В данной, сложившейся ситуации творческие вузы сохраняют в общественном сознании статус элитарных, а молодых людей, желающих связать жизнь с нелегкой профессией музыканта, оказывается столько, что можно говорить о реальной тенденции их роста.
В современных условиях, когда для молодежи открывается множество нетрудоемких путей хорошего существования, является радостным тот факт, можно лицезреть огромный поток желающих заниматься музыкой как главным делом жизни, совсем нелегким и требующим полной самоотдачи.
Таким образом, в наше время сохраняется вполне устойчивый слой молодежи, для которой «художественная» музыка в собственном исполнении или в филармоническом концерте - не средство, а цель жизни, образ жизни, а избранная профессия - не просто работа, а жизненно необходимые первичные духовные потребности. При этом заработок-приработок студентов для немалой их доли оказывается не средством существования, а материальной базой для продолжения учебы, занятия любимым делом.
Таковы веяния времени, в которых формируются и решаются проблемы массового и профессионального образования музыкантов современности.
Список литературы / References
1. Терентьева Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования: учеб. пособие. СПб., 1994. Ч. 2. С. 129-130.
2. См.: Судзуки С. Взращенные любовью. М.: Классика-ХХ1, 2006; Судзуки С. Воспитание талантов / пер. с англ. С. Э. Борич. Минск: Попурри, 2011.
3. Мадорский Л.Р. Музыкальное воспитание ребенка. М.: Айрис-пресс, 2011. 128 с.
4. Ибука М. После трех уже поздно / пер с англ. Н. Перовой. 4-е изд., испр. М.: Альпина нон-фикшн, 2013.