Научная статья на тему 'Обоснование подходов в образовании при формировании профессиональных специализированных компетенций в области музыкально-компьютерных технологий'

Обоснование подходов в образовании при формировании профессиональных специализированных компетенций в области музыкально-компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД / INTERACTIVE APPROACH / ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ / THEORY AND TECHNOLOGY OF CONTEXTUAL EDUCATION / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUAL APPROACH / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSIC AND COMPUTER ACTIVITIES / PRACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нежинская Татьяна Альбертовна, Глазырина Елена Юрьевна

Обоснование выбора образовательных подходов является основополагающим моментом для осуществления процесса формирования профессиональных специализированных компетенций студентов. Формирование профессиональных специализированных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий осуществлялось в опоре на следующие образовательные подходы: компетентностный, контекстный, интерактивный, личностно-ориентированный, индивидуальный. Реализация компетентностного подхода обусловлена спецификой формируемых у студентов личностных качеств для осуществления музыкально-компьютерной деятельности: 1) творческость (креативность) и индивидуальность; 2) значительный удельный вес использования компьютерного интерактива; 3) выход за рамки стандартизации и диагностики при исследовании уровня сформированности профессиональных специализированных компетенций. Значимость теории и технологии контекстного обучения для формирования обозначенных компетенций обусловлена направленностью процесса обучения, особенно в период практики, на формирование у студентов готовности и способности к наблюдению, распознанию и различению в производственных ситуациях смыслового контекста во всех его проявлениях действии, поступке, реплике, жесте, эмоции, системе мотивов и т. д. Интерактивный подход в образовании обусловлен основной сферой применения студентами формируемых компетенций, а именно музыкально-компьютерными технологиями. Выполнение работы в специальных компьютерных программах по созданию, обработке и аранжировке музыки всегда интерактивно и построено на корректировке действий по полученному результату (в виде звука, нотного текста, видео и т. д.). Реализация личностно-ориентированного подхода помогает выстраивать образовательный процесс на основе актуализированных личностных смыслов и ценностей обучающихся, и за счет этого обогащать и развивать их субъектный творческий опыт. Индивидуальный подход обусловлен необходимостью учета в образовательном процессе своеобразного сочетания индивидуально-личностных качеств обучающихся; уровня развития склонностей, способностей, дарований, восприятия, мышления, памяти; типа темперамента, особенностей характера; особенностей менталитета; мировоззренческих установок, степени социокультурной активности и др. Применение перечисленных подходов способствует эффективной реализации процесса обучения студентов-бакалавров специфике будущей профессиональной деятельности в области музыкально-компью¬терных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нежинская Татьяна Альбертовна, Глазырина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBSTANTIATION OF APPROACHES IN EDUCATION AT THE FORMATION OF PROFESSIONAL SPECIALIZED COMPETENCIES IN THE FIELD OF MUSICAL-COMPUTER TECHNOLOGIES

The rationale for choosing of educational approaches is a fundamental moment for the process of forming professional specialized competencies of students. The formation of professional specialized competencies of bachelor students in the field of music and computer technologies was carried out based on the following educational approaches: competence, contextual, interactive, personality-oriented, individual. The realization of the competence approach is conditioned by the specifics of personality qualities formed in students for the implementation of musical and computer activities: 1) creativity and individuality; 2) a significant proportion of the use of computer interactive; 3) going beyond the standardization and diagnostics in the study of the level of the formation of professional specialized competencies. The importance of the theory and technology of contextual learning for the formation of designated competences is due to the orientation of the learning process, especially in the period of practice, to the formation of students’ readiness and ability to observe, recognize and distinguish in semantic contexts in all its manifestations action, act, response, gesture, emotions, the system of motives, etc. An interactive approach in education is conditioned by the main sphere of application of the students of competences, namely, music and computer technologies. Performance of work in special computer programs for creating, processing and arranging music is always interactive and is based on correcting the actions based on the result (in the form of sound, text, video, etc.). The realization of the personality-oriented approach helps to build the educational process on the basis of the actualized personal meanings and values of the students, and at the expense of this, to enrich and to develop their subjective creative experience. The individual approach is conditioned by the need to take into account in the educational process a peculiar combination of individual and personal qualities of students; the level of development of inclinations, abilities, gifts, perception, thinking, memory; type of temperament, features of character; peculiarities of mentality; world outlook settings, the degree of socio-cultural activity, etc. The application of these approaches contributes to the effective implementation of the process of teaching bachelor students to the specifics of future professional activities in the field of music and computer technology.

Текст научной работы на тему «Обоснование подходов в образовании при формировании профессиональных специализированных компетенций в области музыкально-компьютерных технологий»

УДК 378.011.33:[78.02:004]:378.147.888

Нежинская Т.А., Глазырина Е.Ю. Российский государственный профессионально-педагогический университет,

г Екатеринбург, Россия Е-mail: tat7093@yandex.ru; glazyrina08@ya.ru

ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Nezhinskaia T.A., Glazyrina E.Yu.

Russian State Vocational professional University, Ekaterinburg, Russia

THE SUBSTANTIATION OF APPROACHES IN EDUCATION AT THE FORMATION OF PROFESSIONAL SPECIALIZED COMPETENCIES IN THE FIELD OF MUSICAL-COMPUTER TECHNOLOGIES

Обоснование выбора образовательных подходов является основополагающим моментом для осуществления процесса формирования профессиональных специализированных компетенций студентов.

Формирование профессиональных специализированных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий осуществлялось в опоре на следующие образовательные подходы: компетентностный, контекстный, интерактивный, личностно-ориентированный, индивидуальный.

Реализация компетентностного подхода обусловлена спецификой формируемых у студентов личностных качеств для осуществления музыкально-компьютерной деятельности: 1) творческость (креативность) и индивидуальность; 2) значительный удельный вес использования компьютерного интерактива; 3) выход за рамки стандартизации и диагностики при исследовании уровня сформированности профессиональных специализированных компетенций.

Значимость теории и технологии контекстного обучения для формирования обозначенных компетенций обусловлена направленностью процесса обучения, особенно в период практики, на формирование у студентов готовности и способности к наблюдению, распознанию и различению в производственных ситуациях смыслового контекста во всех его проявлениях - действии, поступке, реплике, жесте, эмоции, системе мотивов и т. д.

Интерактивный подход в образовании обусловлен основной сферой применения студентами формируемых компетенций, а именно музыкально-компьютерными технологиями. Выполнение работы в специальных компьютерных программах по созданию, обработке и аранжировке музыки всегда интерактивно и построено на корректировке действий по полученному результату (в виде звука, нотного текста, видео и т. д.).

Реализация личностно-ориентированного подхода помогает выстраивать образовательный процесс на основе актуализированных личностных смыслов и ценностей обучающихся, и за счет этого обогащать и развивать их субъектный творческий опыт.

Индивидуальный подход обусловлен необходимостью учета в образовательном процессе своеобразного сочетания индивидуально-личностных качеств обучающихся; уровня развития склонностей, способностей, дарований, восприятия, мышления, памяти; типа темперамента, особенностей характера; особенностей менталитета; мировоззренческих установок, степени социокультурной активности и др.

Применение перечисленных подходов способствует эффективной реализации процесса обучения студентов-бакалавров специфике будущей профессиональной деятельности в области музыкально-компьютерных технологий.

Ключевые слова: компетентностный подход, интерактивный подход, теория и технология контекстного обучения, личностно-ориентированный подход, индивидуальный подход, учебная практика, музыкально-компьютерная деятельность.

The rationale for choosing of educational approaches is a fundamental moment for the process of forming professional specialized competencies of students.

The formation of professional specialized competencies of bachelor students in the field of music and computer technologies was carried out based on the following educational approaches: competence, contextual, interactive, personality-oriented, individual.

The realization of the competence approach is conditioned by the specifics of personality qualities formed in students for the implementation of musical and computer activities: 1) creativity and individuality; 2) a significant proportion of the use of computer interactive; 3) going beyond the standardization and diagnostics in the study of the level of the formation of professional specialized competencies.

The importance of the theory and technology of contextual learning for the formation of designated competences is due to the orientation of the learning process, especially in the period of practice, to the formation of students' readiness and ability to observe, recognize and distinguish in semantic contexts in all its manifestations - action, act, response, gesture , emotions, the system of motives, etc.

An interactive approach in education is conditioned by the main sphere of application of the students of competences, namely, music and computer technologies. Performance of work in special computer programs for creating, processing and arranging music is always interactive and is based on correcting the actions based on the result (in the form of sound, text, video, etc.).

The realization of the personality-oriented approach helps to build the educational process on the basis of the actualized personal meanings and values of the students, and at the expense of this, to enrich and to develop their subjective creative experience.

The individual approach is conditioned by the need to take into account in the educational process a peculiar combination of individual and personal qualities of students; the level of development of inclinations, abilities, gifts, perception, thinking, memory; type of temperament, features of character; peculiarities of mentality; world outlook settings, the degree of socio-cultural activity, etc.

The application of these approaches contributes to the effective implementation of the process of teaching bachelor students to the specifics of future professional activities in the field of music and computer technology.

Key words: competence approach, interactive approach, theory and technology of contextual education, personality-oriented approach, individual approach, practical training, music and computer activities.

Модернизация российской системы образования осуществляется с учетом достижений мирового сообщества по подготовке специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для решения производственных вопросов в профессиональной сфере деятельности и созданию системы мониторинга качества образования [6]—[16].

Обоснование образовательных подходов для реализации процесса формирования профессиональных специализированных компетенций (далее по тексту - ПСК) студентов является основополагающим моментом. В каждом из образовательных подходов выявляется концептуальная идея в качестве одной из методологических основ исследуемого процесса (в данном случае - процесса формирования ПСК студентов-бакалавров, специализирующихся в области музыкально-компьютерных технологий). Совокупность концептуальных основ образовательных подходов составляет методологический фундамент исследуемого процесса [3].

В качестве подходов в образовании, на которые опирается исследование процесса формирования профессиональных специализированных компетенций студентов-бакалавров, определены следующие: компетентностный, контекстный, интерактивный, личностно-ориентированный, индивидуальный.

Компетентностный подход в настоящее время определяет всю стратегию образования. Методология, теория и практика компетент-ностного подхода, требования к разработке компетентностной модели специалиста в образовательном процессе раскрыты в трудах таких ученых как: В.И. Байденко, А.С. Белкин, В.А. Болотов, Е.В. Бондаревская, Л.П. Валицкая, Е.Н. Глубокова, Л.А. Громова, В.И. Загвязинский, ЕС. Заир-Бек, В.Г. Зарубин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зим-

няя, В.З. Кантор, В.А. Комаров, В.С. Леднев, В.А. Макаридина, Э.В. Махрова, Л.М. Мосолова, Т.Н. Носкова, НА. Ноткина, Б.Ю. Оскарссон, Е.В. Пискунова, Г.Н. Пономарев, Н.Ф. Радионова, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына, П.В. Станкевич, А.В. Хуторской и др.

Реализация компетентностного подхода в формировании ПСК студентов-бакалавров обусловлена особенностями музыкально-компьютерной деятельности: 1) творческость (креативность) и индивидуальность проявления ПСК в области музыкально-компьютерных технологий - это специально формируемые, воспитываемые и развиваемые в ходе учебного процесса качества и свойства у студентов с помощью соответствующих технологий, методик, методов и приемов; они являются необходимой слагаемой в ПСК и трудовых операциях специалистов; и чем выше уровень творческости и индивидуальности - тем выше уровень ПСК и в целом качества образования; 2) значительный удельный вес использования компьютерного интерактива; 3) выход за рамки стандартизации и диагностики при исследовании уровня сформированно-сти ПСК, так как исследуемые компетенции развиваются, в том числе, в опоре на область интуитивного и бессознательного, то есть тех сфер ментальности личности, без которых нет творчества, и которые не могут быть познаны, объяснимы и измерены только рационально и аналитически.

Теория и технология контекстного обучения разрабатываются в научно-педагогической школе А.А. Вербицкого, его учениками и последователями (Е.В. Андреева, Н.А. Бакшаева, Н.В. Борисова, Л.М. Калугина, О.Г. Ларионова, Т.М. Сорокина, А.А. Федорова, О.А. Шевченко и др.).

Основатель концепции и технологии контекстного обучения А.А. Вербицкий дает сле-

дующее определение: «контекстным является такое обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения, традиционных и новых, последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов. Овладение профессией осуществляется в контекстном обучении как процесс динамического движения деятельности студента от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельности к собственно профессиональной деятельности с помощью трех взаимосвязанных обучающих моделей: семиотической, имитационной и социальной» [1, с. 20-21], [2].

Описанные А.А. Вербицким преимущества контекстного обучения имеют конкретную направленность на все виды практики студентов. Ниже представлена разработанная таблица соответствия преимуществ контекстного обучения (по шести представленным позициям из девяти разработанных А.А. Вербицким) в период практики студентов-бакалавров (табл. 1).

Вся смысловая многозначность производственных контекстов естественным образом сменяется перед глазами студентов в период их практики. Поэтому одной из важнейших задач практики является обучение студентов наблюдению, распознанию и различению в производственных ситуациях смыслового контекста во всех его проявлениях - действии, поступке, реплике, жесте, эмоции, системе мотивов и т. д.

Интерактивный подход в образовании разрабатывается в трудах И.В. Роберт, А.А. Вербицкого, М.В. Кларина, Е.В. Ширшова, О.В. Чур-бановой, Е.Ю. Глазыриной и др.

Этот подход является в современной парадигме образования одним из самых инновационных. Ученые отмечают, что интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникаций, но и раскрытие новых возможностей обучающихся; является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей (компетентность - доказанная готовность к действию) через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание инди-

видуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей [5, с. 13].

Интерактив в обучении характеризуется Е.Ю. Глазыриной через такие категории как: взаимодействие; общение в формах диалога и полилога; переживание, осмысление и обобщение (рефлексии) опыта всех субъектов образовательного процесса [4, с. 15].

Важная особенность интерактивного обучения заключается в том, отмечает Е.Ю. Гла-зырина, что его итогом является не только и не столько все более оперативный обмен информацией в процессе взаимодействия с участниками образовательного процесса и специально организованной средой обучения, сколько пролонгированные во времени линии личностного профессионального роста, приобретенный индивидуальный опыт [4, с. 41].

Личностно-ориентированный подход разработан в трудах Е.В. Бондаревской, И. А. Зимней, В.В. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.В. Серикова, В.Д. Шадрикова, А.В. Хуторского, И.С. Якиманской и других ученых.

Приоритетами в личностно-ориентиро-ванном подходе являются: уникальность самоценного, самобытного опыта личности обучающегося как определяющие векторы индивидуально-личностного развития в процессе обучения и воспитания; субъектность позиции обучающегося и признание его индивидуальности; сотрудничество учителя и ученика в процессе обучения и воспитания как процесс обмена, согласования обогащения и преобразования различного по содержанию опыта; единство мотивационно-потребностных, эмоциональных и операциональных компонентов.

Реализация личностно-ориентированного подхода при обучении студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий помогает выстраивать образовательный процесс на основе актуализированных личностных смыслов и ценностей обучающихся, и за счет этого обогащать и развивать их субъектный творческий опыт.

Индивидуальный подход

Этот подход тесно сопряжен с личностно-ориентированным подходом и обусловлен необходимостью учета в образовательном процессе своеобразного сочетания индивидуально-личностных

Таблица 1 - Преимущества контекстного обучения по формированию СПК студентов-бакалавров в период практики

№п/п Преимущества контекстного обучения (по А.А.Вербицкому) Преимущества контекстного обучения в период практики студентов

1 Студент с самого начала находится в деятельностной позиции, поскольку учебные предметы представлены не как совокупность сведений, научной информации, а в виде предметов деятельности (учебной, квазипрофессиональной, учебно-профессиональной) Находясь в производственном коллективе, студент находится только в деятельностной позиции, поскольку все знания и информацию он получает из собственной практической деятельности; из наблюдений за деятельностью работников базы практики или в процессе образования, реализуемом под их руководством

2 Включается весь потенциал активности студента - от уровня приятия до уровня социальной активности по принятию совместных решений Находясь в статусе «временного сотрудника коллектива», студент в определенной мере (которая определяется уровнем его профессионального самосознания и которой он наделяется методистами от кафедры и базы практики) ответственен за свою профессиональную деятельность, выполнение которой по содержанию функционала и объема работ возложено на него в период практики

3 Знания усваиваются в контексте разрешения студентами моделируемых профессиональных ситуаций, что обуславливает развитие познавательной и профессиональной мотивации, личностный смысл процесса учения Производственные ситуации являются естественным источником профессиональных знаний студента и его личностной мотивации на будущую работу

4 Используется психолого-дидактически обоснованное сочетание индивидуальных форм работы студентов при ведущей роли коллективных: это позволяет каждому делиться своим интеллектуальным, личностным содержанием с другими, приводит к развитию не только деловых, но и социально-нравственных качеств личности За период практики реализуется психолого-дидактически обоснованное сочетание индивидуальных и коллективных форм работы студентов, что дает студентам возможность публичной демонстрации индивидуально выполненных работ и творческих продуктов, отражающих специфику будущей профессиональной деятельности. Сочетание индивидуальных и коллективных форм отражает специфику ООП бакалавра в области музыкально-компьютерных технологий/ деятельности и требований ФГОС, которыми предусмотрено, что «по художественно-творческим дисциплинам практические занятия полностью или частично (в зависимости от профилей ООП бакалавриата) заменяются индивидуальными занятиями»

5 В контекстном обучении в модельной форме отражается сущность процессов, происходящих в науке, на производстве и в обществе; тем самым педагогически решается проблема интеграции учебной, научной и профессиональной деятельности студентов За период практики студенты осуществляют виды профессиональной деятельности, интегративным результатом которых является учебный продукт, отражающий основные достижения науки и инноваций в профессиональном поле студента, и имеющий на конкретный момент социальную востребованность и практическое применение; этот продукт также является заделом для выполнения практического задания по междисциплинарному государственному экзамену по музыкально-компьютерным технологиям или демонстрационного материала выпускной квалификационной работы

6 Из объекта педагогических воздействий студент превращается в субъект познавательной, будущей профессиональной и социокультурной деятельности Субъектная позиция студента в период практики проявляется в его статусе: «временный» сотрудник трудового коллектива, познающий содержание будущей профессии; а также в том, что в случае осуществления педагогической деятельности студент приобретает статус преподавателя или учителя, то есть субъекта образовательного процесса

качеств обучающихся; уровня развития склонностей, способностей, дарований, восприятия, мышления, памяти; типа темперамента, особенностей характера; уровня психического и физического развития; особенностей менталитета; мировоззренческих установок, степени социокультурной активности и др.

Реализация индивидуального подхода при обучении студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий обусловлена следующими моментами:

- проведением учебных занятий по отдельным дисциплинам в индивидуальной форме (в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и содержанием основной профессиональной образовательной программы по данному направлению подготовки студентов);

- различным уровнем довузовской подготовки обучающихся в области музыки;

- различным уровнем развития общих музыкальных способностей у студентов-бакалавров;

- различной направленностью и уровнем развития специальных музыкальных способностей у студентов;

- различным уровнем сформированности информационной культуры студентов (в плане владения компьютерными технологиями, специальным компьютерным программным обеспечением, опытом создания музыкально-компьютерных композиций, аранжировок, обработок и т. д.);

- отличиями в менталитете, индивидуально-личностных предпочтениях в сферах, направлениях, стилях и жанрах культурных феноменов и произведений искусства.

Индивидуальный подход необходим при обучении студентов по творческим направлениям подготовки. А в период вузовской практики он позволяет разрабатывать задания для студентов с учетом их индивидуальности для того, чтобы каждый из студентов смог проявить себя с наилучшей стороны при выполнении определенного вида будущей профессиональной деятельности.

Применение перечисленных подходов способствует повышению качества образования и эффективной реализации процесса обучения студентов-бакалавров специфике будущей профессиональной деятельности в области музыкально-компьютерных технологий.

14.11.2017

Список литературы:

1. Вербицкий, А.А. Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы: монография / А.А. Вербицкий, Н.В. Жукова. - М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. - 99 с.

2. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009. - 336 с.

3. Глазырина, Е.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в вузе: монография / Е.Ю. Глазырина, Т.А. Нежинская. - Москва: ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологи Российской академии образования», 2015. - 302 с.

4. Глазырина, Е.Ю. Теоретико-методическое обоснование применения интерактивных технологий в музыкально-художественном образовании / Е.Ю. Глазырина // Интерактив в современном музыкально-художественном образовании: коллективная монография; под ред. Е.Ю. Глазыриной. - Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2014. - С. 6-47.

5. Тихонов, А.М. Зрительное восприятие учебного веб-ресурса / А.М. Тихонов // Вестник Московского университета. Сер.20, Педагогическое образование. - 2008. - №3. - С. 108-115.

6. Education Criteria for Performance Excellence Baldrige National Quality Program. - National Institute of Standards and Technology, 2000.

7. Becher, T. Making Audit Acceptable: A collegial Approach to Quality Assurance / T. Becher // Quality Management in Higher Education Institutions. Course 3. - LEMMA Publishes - The Netherlands, 2000.

8. Braskamp, L.A. Assessing faculty work: enhancing individual and institutional performance / L.A. Braskamp, J.C. Ory. - Jossy-bass, 1994. - 368 с.

9. Evans, J. The Management and Control of Quality. Third edition / J. Evans, W. Lindsay. - West Publishing Company, 1996. -767 с.

10. Freed, J.E. Quality Principles and Practices in Higher Education: Different Questions for Different Times / J.E. Freed, M.R. Klugman. -Series on Higher Education. American Council on Education and Oryx Press, 1997.

11. Glasser, W. The Quality School Teacher: Specific suggestions for teacher who are trying to implement the lead-management ideas of The Quality School in their classrooms / William Glasser. - Harper Perrenial, 2000. - 192 с.

12. Gosling, D. Quality Development: a New Concept in Higher Education / D. Gosling, V. Andrea // Quality in Higher Education. -2001. - Vol. 7. - №1. - С. 7-17.

13. Heywoord, J. Assessment in Higher Education: Student Learning, Teaching, Programmes and Institutions / J. Heywoord. - Jessica Kingsley Publishers. London, 2000. - 320 c.

14. Jennifer Grant Haworth Emblems of Quality in Higher Education. Developing High-Quality Programs / Jenifer Grant Haworth, Clifton F. Conrad. - Allan and Bacon, USA, 1997. - 224 c.

15. Kogan, M. Transforming Higher Education: a Comparative Study / M. Kogan, M. Bauer, I. Bleiklei, M. Henkel. - Jessica Kingsley Publishers. London, Philadelphia, 1988. - 204 ^

16. Schwarz, S. Accreditation and Evaluation in the Eurohean Higher Education Area / S Schwarz., D.F. Westreheijden. - Kluwer academic publichers, Dordrecht, 2004. - 495 ^

References:

1. Verbickij A.A., ZHukova N.V. Problemy gumanizacii obrazovaniya v usloviyah novoj obrazovatel'nojparadigmy: monografiya [Problems of humanization of education in the context of a new educational paradigm: monograph]. M.: RIC MGOPU im. M.A. SHolohova, 2006, 99 p.

2. Verbickij A.A., Larionova O.G. Lichnostnyj i kompetentnostnyjpodhody v obrazovanii: problemy integracii [Personality and competence approaches in education: problems of integration]. M.: Logos, 2009, 336 p.

3. Glazyrina E.YU., Nezhinskaya T.A. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii v vuze: monografiya [Musical-computer technologies in the university: monograph]. Moskva: FGBNU «Institut hudozhestvennogo obrazovaniya i kul'turologi Rossijskoj akademii obrazovaniya», 2015, 302 p.

4. Glazyrina E.YU. Teoretiko-metodicheskoe obosnovanie primeneniya interaktivnyh tekhnologij v muzykal'no-hudozhestvennom obrazovanii

Interaktiv v sovremennom muzykal'no-hudozhestvennom obrazovanii: kollektivnaya monografiya [Interactive in contemporary music and art education: a collective monograph], ed. E.YU. Glazyrina. Ekaterinburg: Ekaterinburgskaya akademiya sovremennogo iskusstva, 2014, pp. 6-47.

5. Tihonov A.M. Zritel'noe vospriyatie uchebnogo veb-resursa. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University], ser. 20, pedagogicheskoe obrazovanie, 2008, no. 3, pp. 108-115.

6. Education Criteria for Performance Excellence Baldrige National Quality Program. National Institute of Standards and Technology, 2000.

7. Becher T. Making Audit Acceptable: A collegial Approach to Quality Assurance. Quality Management in Higher Education Institutions, course 3, LEMMA Publishes - The Netherlands, 2000.

8. Braskamp L.A., Ory J.C. Assessing faculty work: enhancing individual and institutional performance. Jossy-bass, 1994, 368 p.

9. Evans J., Lindsay W. The Management and Control of Quality. Third edition. West Publishing Company, 1996, 767 p.

10. Freed J.E., Klugman M.R. Quality Principles and Practices in Higher Education: Different Questions for Different. Series on Higher Education. American Council on Education and Oryx Press, 1997.

11. Glasser W. The Quality School Teacher: Specific suggestions for teacher who are trying to implement the lead-management ideas of The Quality School in their classrooms. Harper Perrenial, 2000, 192 p.

12. Gosling D., Andrea V. Quality Development: a New Concept in Higher Education. Quality in Higher Education, 2001, vol. 7, no. 1, pp. 7-17.

13. Heywoord J. Assessment in Higher Education: Student Learning, Teaching, Programmes and Institutions. Jessica Kingsley Publishers, London, 2000, 320 p.

14. Jennifer Grant Haworth, Clifton F. Conrad Emblems of Quality in Higher Education. Developing High-Quality Programs. Allan and Bacon, USA, 1997, 224 p.

15. Kogan M., Bauer M., Bleiklei I., Henkel M. Transforming Higher Education: a Comparative Study. Jessica Kingsley Publishers, London, Philadelphia, 1988, 204 pp.

16. Schwarz S., Westreheijden D.F. Accreditation and Evaluation in the Eurohean Higher Education Area. Kluwer academic publichers, Dordrecht, 2004, 495 p.

Сведения об авторах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нежинская Татьяна Альбертовна, доцент кафедры музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения института гуманитарного и социально-экономического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, кандидат педагогических наук

Е-шаИ: tat7093@yandex.ru

Глазырина Елена Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор Е-шаИ: glazyrina08@ya.ru

620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.