Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КАРАКАЛПАКСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КАРАКАЛПАКСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ШКОЛА / МЕТОД / ИННОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзиева Г.К.

В статье рассматриваются особенности использования современных инновационных методов преподавания каракалпакского языка и литературы в общеобразовательных школах. Инновационные методы характеризуются современной формой организации учебно-познавательной деятельности учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INNOVATIVE TEACHING METHODS OF KARAKALPAK LANGUAGE AND LITERATURE IN SECONDARY SCHOOLS

The article discusses the features of the use of modern innovative methods of teaching the Karakalpak language and literature in secondary schools. Innovative methods are characterized by a modern form of organization of educational and cognitive activity of students.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КАРАКАЛПАКСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ»

УДК 37.013

Арзиева Г. К. ассистент

кафедра «Педагогика и психология» Каракалпакский государственный университет им. Бердаха Республика Каракалпакстан

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КАРАКАЛПАКСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования современных инновационных методов преподавания каракалпакского языка и литературы в общеобразовательных школах. Инновационные методы характеризуются современной формой организации учебно-познавательной деятельности учеников.

Ключевые слова: квалификация, личность, школа, метод, инновация.

Arzieva G.K. assistant

Department of Pedagogy and Psychology Karakalpak State University named after Berdakh

Republic of Karakalpakstan

MODERN INNOVATIVE TEACHING METHODS OF KARAKALPAK LANGUAGE AND LITERATURE IN SECONDARY

SCHOOLS

Annotation. The article discusses the features of the use of modern innovative methods of teaching the Karakalpak language and literature in secondary schools. Innovative methods are characterized by a modern form of organization of educational and cognitive activity of students.

Key words: qualification, personality, school, method, innovation.

Развитие системы образования возведено в Республике Узбекистан в ранг государственной политики. Задачи по реформированию этой важнейшей сферы, в которой сосредоточено будущее государства, решаются поэтапно. Одним из важных приоритетных направлений Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы7 является

7 Указ Президента Республики Узбекистан, от 28.01.2022 г. № УП-60 «О стратегии развития нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы»

повышение качества образования в школах и поднятие на международный уровень знаний и квалификации педагогических кадров [5].

Реформа системы привела к активному обсуждению вопросов о соотношении инноваций и традиций в образовании. Инновации и традиции рассматриваются как два полюса мира образования. Современная школа базируется на традиционных принципах образования и требует изменения и присутствия инноваций.

Школа - один из главных институтов социализации личности в процессе жизни, интеграции ребенка в профессиональное пространство.

Школа является основополагающим звеном в цепочке развития от ребенка до зрелой личности. Поэтому она должна эффективно реагировать на происходящие в современном мире процессы, видеть и устранять возникающие проблемы, находить пути решения, приводящие к качественным изменениям.

Интегрированное влияние традиций и инноваций в образовательном процессе способно развить умение мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формировать творческое нешаблонное мышление, максимально раскрыть творческие способности учащихся.

Проведение уроков в инновационной форме позволяет создать для учащихся ситуацию успеха, приучить к самостоятельности и познавательной активности. На таких уроках воспитывается уважительное отношение к родному языку, а также к национальным традициям и культуре.

Каракалпакский языкявляется однимиз языков тюркской семьи. Каракалпакский язык - как учебный предмет, имеет высокую познавательную ценность. На уроках каракалпакского языка формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин [2,4].

Основной цельюпреподавания каракалпакского языка и литературыв общеобразовательных школахявляется обучение учащихся определенной системе теоретических знаний по родному языку, который будет обеспечит развитие абстрактного мышления учащихся, даст теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических, орфоэпических умений и навыков.

На уроках литературы у школьников формируется навык достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения; дети приобщаются к художественной литературе как искусству слова. На уроках каракалпакского языка школьники обучаются письму и каллиграфии, формирование элементарных грамматических понятий и орфографических навыков.

Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение. Под инновацией понимается процесс создания, освоения, использования и распространения новшеств в образовании.

Инновационные методы характеризуютсясовременнойформой организации учебно-познавательной деятельности учеников.

Особенностями инновационного обучения являются:

• работа на опережение, предвосхищение развития;

• открытость к будущему;

• направленность на личность, ее развитие;

• обязательное присутствие элементов творчества;

• партнерский тип отношений: сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь и др. [4].

Инновация - это новшества, нововведения в содержанииобразования, вформахиметодахобучения, вотношениях «учитель - ученик», использовании информационных технологий обучения, внедрение нового оборудования, в организации учебно-воспитательного процесса, его управлении и др. [1].

Интерактивные методы обучения являются одним из важнейших методов преподавания каракалпакского языка в общеобразовательной школе.

В отличие от традиционного обучения в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и учащихся: активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создание условий для инициативы.

К самым распространенным интерактивным методам можно отнести:

• Мозговые штурмы (brainstorm)

• Круглые столы (дискуссия, дебаты)

• Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

• Деловые и ролевые игры

• Мастер-классы

Однако есть и другие популярные методики, например, сократические диалоги, обсуждения в группе, тренинги, интерактивные конференции и многое другое. Все эти методы объединены высокой эффективностью и целым рядом преимуществ.

Применение средств информационно компьютерной технологий на занятиях каракалпакского языка и литературы является эффективным методом формирования активизации познавательной деятельности учащихся. Использование компьютерной технологий делает учебный процесс более привлекательным и современным, происходит индивидуализация обучения

Интернет можно рассматривать как средство производства в учебном процессе. Интернет позволяет организовать реальную, мобильную информационную среду. Использования интернета помогает повысить

мотивацию учащихся, потому что использования интернета во время классных и индивидуальных занятий ученики могут получать возможность погружаться в информационную среду.

Таким образом, инновационный подход при

обучениикаракалпакского языка и литературы в общеобразовательных школах соответствует концепции гуманизации образования, создает условия для раскрытия творческого потенциала учащихся, соответствует потребности современного общества к самостоятельной творческой деятельности, мотивирует к учебной деятельности, побуждает учащихся к активной работе на уроке и дома. Именно на лучших национальных традициях и использовании инновационных технологий, форм, методов в преподавании родного языка строится качественное образование.

Использованные источники:

1. Аминова М. Реализация инновационных методов в личностноориентированном подходе педагогической деятельности// Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations Special Issue - 6 (2021) / ISSN 2181-1415// https://inscience.uz/index.php/socinov/index

2. Каракалпакский язык// https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%

3. Касьянова И.В. Формирование языковой личности школьников на основе занимательности// https://urok.1sept.ru/articles/574088

4. Мамбетмуратова Г.К. Инновационные методы преподавания каракалпакского языка в общеобразовательных школах//Мировая наука" №7(64) 2022 science-j.com С.29-31

5. Ташкенбаев У.Реформы в образовании - шаг в будущее страны//https://yuz.uz/m/news/reform-v-obrazovanii—shag-v-buduee-stran

6. Шумскис Ю. Г. Подходы к определению понятия интерактивных форм обучения в системе среднего профессионального образования // Вестник Югорского государственного университета 2017 г. Выпуск 1 (44). С. 82-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.