УДК 811.512.121
Мамбетмуратова Г.К. преподаватель каракалпакского языка и литературы Общеобразовательная школа № 5 города Нукуса
Республика Каракалпакстан
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КАРАКАЛПАКСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ШКОЛАХ
Аннотация: В статье рассматриваются особенности использования инновационных методов преподавания каракалпакского языка в общеобразовательных школах. Инновационные методы характеризуютсясовременнойформой организации учебно-познавательной деятельности учеников.
Ключевые слова: дисциплина, личность, мышление, метод, инновация.
Mambetmuratova G.K.
teacher
Karakalpak language and literature Secondary school No. 5 of the city of Nukus Republic of Karakalpakstan
INNOVATIVE TEACHING METHODS
KARAKALPAK LANGUAGE IN GENERAL EDUCATIONAL
SCHOOLS
Annotation: The article discusses the features of using innovative methods of teaching the Karakalpak language in secondary schools. Innovative methods are characterized by a modern form of organization of educational and cognitive activity of students.
Key words: discipline, personality, thinking, method, innovation.
Каракалпакский язык - язык каракалпаков, один из языков тюркской семьи. Каракалпакский язык - как учебный предмет, имеет высокую познавательную ценность. На уроках каракалпакского языка формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин [2,3].
Традиционная система обучения несколько отстает от потребностей общества. Следствием этого становится разработка инновационных
методов в обучении. Инновационные методы
характеризуютсясовременнойформой организации учебно-познавательной деятельности учеников.
Особенностями инновационного обучения являются:
• работа на опережение, предвосхищение развития;
• открытость к будущему;
• направленность на личность, ее развитие;
• обязательное присутствие элементов творчества;
• партнерский тип отношений: сотрудничество, сотворчество,
взаимопомощь и др.
Инновация - это новшества, нововведения в содержанииобразования, вформахиметодахобучения, вотношениях «учитель - ученик», использовании информационных технологий обучения, внедрение нового оборудования, в организации учебно-воспитательного процесса, его управлении и др. [1].
Интерактивные методы обучения являются одним из важнейших методов пропадания каракалпакского языка в общеобразовательной школе.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, осуществляемый в форме совместной деятельности школьников, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы [4].
В отличие от традиционных обучении в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и учащихся: активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создание условий для инициативы.
К основным формам интерактивного обучения относится
^ пассивная форма, где ученик выступает в роли "объекта" обучения;
> активная форма - учителя выступает "субъектом" обучения, т.е. выполняет самостоятельную работуи задания;
> интерактивная форма - это взаимодействие и равноправное партнерство.
Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и
имитационные.
Существуетнесколько интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
• творческие задания;
• работа в малых группах;
•S ролевые игры, имитации и деловые игры;
•S работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами;
•S тестирование;
•S дистанционное обучение. На уроке каракалпакского языка следует применять перспективные методы для развития креативных способностей учащихся, например, как: кластеры, инсерт, заполнение таблиц, двучастный дневник, чтение с остановками, совместный поиск, перекрестную дискуссию, круглый стол и т.д.
Применение средств информационно компьютерной технологий на занятиях является эффективным методом формирования активизации познавательной деятельности студентов. Использование компьютерной технологий делает учебный процесс более привлекательным и современным, происходит индивидуализация обучения
Интернет можно рассматривать как средство производства в учебном процессе. Интернет позволяет организовать реальную, мобильную информационную среду. Использования интернета помогает повысить мотивацию учащихся, потому что использования интернета во время классных и индивидуальных занятий ученики могут получать возможность погружаться в информационную среду.
Таким образом, использования инновационных методов на занятиях каракалпакского языка повысить эффективность обучения, будет обеспечивать высокую самостоятельность школьников.
Использованные источники:
1. Аминова М. Реализация инновационных методов в личностноориентированном подходе педагогической деятельности// Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations Special Issue - 6 (2021) / ISSN 2181-1415// https://inscience.uz/index.php/socinov/index
2. Каракалпакский язык// https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%
3. Касьянова И.В. Формирование языковой личности школьников на основе занимательности// https://urok.1sept.ru/articles/574088
4. Шумскис Ю. Г. Подходы к определению понятия интерактивных форм обучения в системе среднего профессионального образования // Вестник Югорского государственного университета 2017 г. Выпуск 1 (44). С. 82-90.