Научная статья на тему 'Вопросительные конструкции и инновационые методы обучения на уроках русского языка в узбекской школе'

Вопросительные конструкции и инновационые методы обучения на уроках русского языка в узбекской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные методы обучения / интерактивные методы / активные методы / учебно-деловые игры / активизация речи / учебный процесс / вопросительные конструкции / коммуникация / мотивация / инновацион ўқув усуллари / интерактив методлар / актив методлар / таълимий ўйинлар / нутқни фаоллаштириш / дарс жараёни / сўроқ конструкциялар / коммуникация / мотивация

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умурзаков Исраилджон Исакжонович, Хамидова Сурайё Тургунбаевна

В статье рассматриваются вопросительные конструкции, используемые в инновационных методах обучения на уроках русского языка. Вопросительные предложения всегда стимулируют и направляют процесс речевого общения. Наблюдения показали, что школьники испытывают определенные трудности в употреблении вопросительных предложений, когда на уроке используются инновационные методы обучения. Данное явление требует выяснения причин возникновения этих трудностей и их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЎЗБЕК МАКТАБЛАРИДАГИ РУС ТИЛИ ДАРСЛАРИДА СЎРОҚ КОНСТРУКЦИЯЛАР ВА ИННОВАЦИОН ЎҚУВ МЕТОДЛАРИ

Мақолада рус тили дарсларида инновацион ўқув методларидан фойдаланиб сўроқли конструкцияларни ўқитиш ўрганилган. Сўроқ гаплар ҳар доим ўқувчининг нутқ мулоқотини оширишга йуналтиради ва ундайди. Кузатувлар шуни кўрсатмоқдаки, дарс жараёнида инновацион ўқув методларидан фойдаланилганда ўқувчилар сўроқ гапларни қўллашда мушкулликлар юзага чиқмокда. Ушбу тадқиқотда ана шу қийинчиликларни аниқлаш ва уларни ечиш йўлларини кўрсатиб бериш талабидан келиб чиқиб иш кўрилган.

Текст научной работы на тему «Вопросительные конструкции и инновационые методы обучения на уроках русского языка в узбекской школе»

Умурзаков Исраилджон Исакжонович,

профессор кафедры методики преподавания языков Андижанского территориального центра переподготовки и повышения квалификации работников народного образования при Андижанском государственном университете, кандидат педагогических наук, доцент; Хамидова Сурайё Тургунбаевна, магистрантка Андижанского государственного университета

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УЗБЕКСКОЙ ШКОЛЕ

УДК: 372.8

УМУРЗАКОВ И.И., ХАМИДОВА С.Т. УЗБЕК МАКТАБЛАРИДАГИ РУС ТИЛИ ДАРСЛАРИДА СУРОК, КОНСТРУКЦИЯЛАР ВА ИННОВАЦИОН ЩУВ МЕТОДЛАРИ

Маколада рус тили дарсларида инновацион укув методларидан фойдаланиб сурок,ли кон-струкцияларни укитиш урганилган. Сурок гаплар х,ар доим укувчининг нутк, мулокотини оши-ришга йуналтиради ва ундайди. Кузатувлар шуни курсатмокдаки, дарс жараёнида инновацион укув методларидан фойдаланилганда укувчилар сурок гапларни куллашда мушкулликлар юзага чикмокда. Ушбу тадкикотда ана шу кийинчиликларни аниклаш ва уларни ечиш йулларини курсатиб бериш талабидан келиб чикиб иш курилган.

Таянч суз ва тушунчалар: инновацион укув усуллари, интерактив методлар, актив методлар, таълимий уйинлар, нуткни фаоллаштириш, дарс жараёни, сурок конструкциялар, коммуникация, мотивация.

УМУРЗАКОВ И.И., ХАМИДОВА С.Т. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ИННОВАЦИОНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УЗБЕКСКОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются вопросительные конструкции, используемые в инновационных методах обучения на уроках русского языка. Вопросительные предложения всегда стимулируют и направляют процесс речевого общения. Наблюдения показали, что школьники испытывают определенные трудности в употреблении вопросительных предложений, когда на уроке используются инновационные методы обучения. Данное явление требует выяснения причин возникновения этих трудностей и их преодоления.

Ключевые слова и понятия: инновационные методы обучения, интерактивные методы, активные методы, учебно-деловые игры, активизация речи, учебный процесс, вопросительные конструкции, коммуникация, мотивация.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 5(78)

UMURZAKOV I.I., HAMIDOVA S.T. INNOVATIVE METHODS OF TEACHING RUSSIAN TASK-RESPOND% CONSTRUCTIONS AT UZBEK SECONDARY SCHOOLS

The article deals with the problem of teaching implementing the innovative methods of Russian task-respond constructions at Uzbek secondary schools. Interrogative sentences and task-respond constructions are unique in terms of encouraging learners to think creatively and to deal with the challenges communicatively. This factor is important in teaching Russian and literature at national secondary schools.

Keywords: innovative methods of teaching, interactive methods, active methods, activate speech, teaching games, task-respond constructions, language environment, communication, motivation.

Введение.

В настоящее время к инновационным методам обучения относятся интерактивные методы обучения, активные методы обучения, нестандартные методы обучения, учебно-деловые игры, т.е. нетрадиционные методы обучения.

Во всех перечисленных методах обучения активно используются вопросительные предложения и ответы на них, которые в дальнейшем будут называться вопросно-ответные конструкции.

Вопросительные слова и предложения примечательны тем, что они вынуждают учеников думать, принимать решения и действовать, т.е. говорить. Этот фактор является важнейшей целью уроков русского языка и литературного чтения в узбекской школе.

Переход на инновационный путь развития страны обуславливает модернизацию и внедрение инновационных педагогический технологий в учебный процесс за счет повышения уровня компетенции учителей и применения современных образователных технологий зарубежного опыта, в том числе, российского.

В связи с этим знание русского языка и других иностранных языков стало одним из важнейших условий успешности любого специалиста.

Актуальность темы.

В настоящее время учителя русского языка и литературы в школах с русским и узбекским языком обучения стали активно внедрять инновационные методы обучения в учебный процесс.

По нашему мнению, инновационные методы обучения - это и интерактивные, и учебно-деловые игры, и различные активные

методы обучения, которые применяются на любом этапе урока.

Личный опыт работы в Андижанском территориальном центре переподготовке и повышения квалификации работников народного образования показал, что в интерактивных методах обучения, которые рекомендуются для использования в модулях, активно используются вопросительные предложения и ответы на них.

Мастер-классы, проведенные в школах Кургантепинского и Жалакудукского райнов Андижанской области, показали, что учащиеся национальной школы на уроках русского языка с использованием инновационных методов обучения испытывают определенные трудности в русской речи при необходимости употребления вопросительных предложений и ответов на них.

Активная употребляемость вопросно-ответных конструкций на уроках русского языка и литературы, а также трудности, с которыми сталкиваются учащиеся национальной школы при использовании в речи вопросительных предложений и ответов на них, предопределили актуальность и выбор темы исследования.

Целью настоящего исследования является определение частоты употребляемости вопросно-ответных конструкций на уроках русского языка и литературного чтения с применением активных методов обучения и, в связи с этим, выявление причин, вызывающих трудности и ошибки в русской речи учащихся. В дальнейшем предусматривается разработка эффективных методов и приемов правильного использования вопросно-ответных единств в различных инновационных методах обучения и в жизненных ситуациях.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 5(78)

Объектом исследования являются:

1) уроки русского языка и литературного чтения в национальной школе;

2) инновационные методы обучения;

3) вопросно-ответные конструкции, которые используются в инновационных методах обучения.

Предметом исследования служат приемы и средства формирования навыков употребления местоименных вопросно-ответных единств в различных ситуациях речевого общения.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые рассматриваются инновационные методы обучения с синтаксической точки зрения, то есть употребляемость вопросительных предложений и ответов на них в активных методах обучения.

Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы школьными учителями, преподавателями высших учебных заведений, авторами методических и учебных пособий.

При решении поставленных целей и задач использовались следующие методы исследования:

1) описательный - характеристика инновационных методов обучения, в которых используются вопросительных конструкции и ответы на них;

2) сопоставительный - выявление сходств и различий в структуре построения вопросно-ответных конструкций в тех или иных интерактивных методах обучения, применяемых в учебных ситуациях;

3) социолого-педагогический - анализ учебного процесса по русскому языку и литературному чтению, беседа и изучение опыта работы учителей;

4) проведение «Мастер-классов» с использованием инновационных методов обучения с целью выявления различных учебных ситуаций, в которых используются вопросительные предложения и ответы на них.

В учебно-методическом комплексе повышения квалификации учителей по модулю «Современные подходы и инновации в преподавании русского языка и литературного чтения» отмечено, что учебная программа разработана в соответствии с приоритетными

задачами, намеченными Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», а также постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 апреля 2017 года № 187 «Об утверждении государственных образовательных стандартов общеобразовательного, среднего специального и профессионального образования», предусматривает усовершенствование содержания повышения квалификации учителей русского языка и литературы, а также повышение их профессиональной компетенции1.

В связи с указанными документами в учебно-методическом комплексе повышения квалификации учителей рекомендуется на уроках русского языка и литературного чтения в школе использовать интерактивные методы обучения, такие как метод «Дельфи», «Графические органайзеры», диаграмма Венна», «Кластер», «ЗХУ», «Дебаты», «Вертушка» (Метод Славина), «Бортовой журнал», «Мозговой штурм», «Корзина идей», «Ромашка Блума», «ТРИЗ», «Ролевая игра», технология «Обучение в сотрудничестве», метод «Проектов», «Синквейн», метод «Анализ кейсов», метод «Кейс-стадий», «Мозаика (ажурная пила)», «Толстые и тонкие вопросы», «Фиш-боун» и другие очень эффективные методы активизации речевой деятельности детей, которые можно использовать не только в старших, но и в младших классах национальной школы.

Перечисленные инновационные образовательные технологии обучения позволяют осуществлять личностно-ориентированную подготовку учащихся, главной задачей которой является раскрытие интеллектуально-познавательного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Инновационные методы обучения внедряются в учебный процесс с целью обеспечения общества компетентными специалистами с логическим складом ума, способных применять инновационные методы в профессиональной деятельности.

1 Учебно-методический комплекс для учителей русского языка и литературы общеобразовательной школы (в школах с узбекским и другими языками обучения). Составители: Бабайцева З.С., Назарова Ш.И., - Т.: ТГПИ им. Низами, 2017.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 5(78)

Использование игровых элементов в инновационных методах обучения на уроках русского языка и литературного чтения очень близки детям с раннего возраста. В инновационных методах обучения много мотиваций для проявления личности ребенка. Соревновательные элементы заданий делают детей коммуникабельными и активными участниками учебного процесса, что положительно сказывается в целом на успеваемости школьников. Игры и задания к ним имеют важное значение для рациональной и продуктивной организации процесса обучения, в том числе, в методике преподавания русского языка и литературного чтения как иностранного языка в национальной школе.

Изученность проблемы.

Проблема использования игровых технологий в процессе обучения в педагогической теории и практике не является новой. Разработкой теории игры, а также её основ, определением её социальной природы, выяснением значения для развития обучаемых в педагогической науке занимались Л.С.Выготский1, А.Н.Леонтьев2, Д.Б.Эльконин3 другие.

Д.Б.Эльконин и Л.С.Выготский рассматривали игру как одну из главных форм развития психических функций и средств познания ребенком окружающего мира взрослых и природы, отмечали, что игра - это деятельность, свойственная людям с рождения и до старости, через которую человек познает мир; предварительная тренировка перед серьезным делом, которое предстоит человеку в жизни; узнавание и испытание себя; необходимая часть культуры.

Игровые формы занятий на уроках русского языка и литературного чтения не только поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию изучения русского языка, но и способствуют активизации мышления. Применение приемов игры в обучение

1 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Собр. соч., т. 3. - М.: «Юрайт», 2016.

2 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Монография. - М.: издательство Московского Государственного университета, 1981.

3 Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. - М.: «Тривола», 1994.

детей способствует закреплению языковых явлений в памяти на слух и зрительно.

Таким образом, игру можно считать полноценной частью учебного процесса, связующим звеном между процессом обучения и реальным миром.

Одним из значительных достижений использования активных методов обучения является развитие у детей школьного возраста коммуникативных умений и навыков. Действительно, обучение речевой коммуникации - это есть стержень реализации рассматриваемых методов обучения. При этом важным элементом рассматриваемых инновационных методов обучения является сбор и запись необходимой информации. Это значит, что ученик должен обладать навыками правильной устной и письменной речи, что, несомненно, создает определенные трудности при организации любой учебно-деловой игры.

Результаты исследования.

Как выше уже было сказано, что при проведении «Мастер-классов» на уроках русского языка и литературного чтения в ряде школ Кургантепинского и Жалакудукского районов Андижанской области были выявлены трудности, которые испытывают учащиеся при использовании вопросительных предложений и ответов на них в письменных и устных речевых ситуациях. Все это приводит к мысли, что в национальной школе на уроках русского языка и литературного чтения с применением активных методов обучения необходимо уделять особое внимание не только технической стороне организации урока, но и использованию в них синтаксических конструкций, таких как местоименные вопросительные слова и вопросительные предложения с частицей «бы».

Изучение методики применения инновационных педагогических технологий в виде учебно-деловых игр с применением кейсов показывает, что учащиеся вовлекаются в беседу путем использования вопросительных конструкций типа: «Как бы вы поступили в этом случае?», «Что вы думаете по этому поводу?», «Какое решение вы примете?», «Что вы делаете?», «О чём вы думаете?» и пр. Эти примеры используют как для выяснения обстоятельств, так и для вовлечения в дискус-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 5(78)

сию тех, кто по тем или иным причинам не решается подключиться в дискуссию.

Вопросно-ответные конструкции активно используются на уроке при организации «Мозгового штурма». Как правило, для мозгового штурма создаются две группы учеников. В первую группу входят генераторы идей, а вторая группа состоит из учеников-членов комиссии, занимающейся обработкой и отбором предложенных идей. Обработка и отбор материала осуществляется путем постановки вопроса к предлагаемым идеям.

Метод «Проектов» невозможно использовать в учебных ситуациях без употребления вопросительных конструкций, при помощи которых учитель помогает и направляет участников проекта в необходимое русло.

В методе «Аквариум» учитель использует проблемные вопросы, а дети должны понять вопрос и выполнить задание. Таким образом, реализуются учебная цель урока.

Учебно-деловая игра «Толстые и тонкие вопросы» состоят только из вопросов и ответов. Толстые вопросы требуют развернутых, подробных ответов. Например, «Что вы знаете о птицах?» Тонкие вопросы требуют однозначных, коротких ответов. Например, «Какой ваш любимый праздник?»

С точки зрения использования вопросно-ответных конструкций определенный интерес представляет «Ромашка Блума» или «Ромашка вопросов», где шесть лепестков представляют собой шесть типов вопросов: простые вопросы, уточняющие вопросы, интерпретационные вопросы, творческие вопросы, оценочные вопросы и практические вопросы. Все эти вопросы требуют в ответе использования определенных конструкций, которые могут быть очень короткими или очень большими.

Из приведенных примеров видно, что всякое языковое общение в письменной и, прежде всего, в устной форме реализуется посредством монологической и диалогической речи. В организации как первой, так и в особенности второй формы, большую роль выполняют вопросительные слова и предложения, которые всегда стимулируют и направляют процесс речевого общения в различных жизненных ситуациях, когда цель практического овладения языком рассматривается в качестве ведущей, определяющей содержа-

ние учебного предмета «Русский язык и литературное чтение» в узбекской школе.

Выводы и предложения.

Таким образом, мы пришли к выводу, что все виды активных методов обучения наряду с положительными стимулами могут иметь трудности, которые способны тормозить активное участие детей в общении из-за неумения использовать те или иные вопросительные конструкции и ответы на них в учебных ситуациях.

Кроме этого, определенные трудности или ошибки по использованию вопросительных конструкций в учебных ситуациях могут возникать и под влиянием родного языка учащихся национальной школы.

Для выявления причин, порождающих ошибки в русской речи учащихся национальной школы, важное значение имеет лингвистическая характеристика грамматических категорий и форм, подлежащих усвоению в школе, в сопоставлении с родным языком учащихся.

Интересно отметить, что учебные ситуации и используемые в них местоименные вопросительные конструкции имеют стабильную повторяемость в процессе всего учебного периода в школе. Так, например, вопросительное предложение «Кто сегодня дежурный?», «Какое сегодня число?», «Что было задано на дом?», «Сколько звуков и букв в слове...?» и т.п. часто используются как в старших, так и в младших классах. Все это наталкивает на мысль, что знакомые детям вопросительные конструкции из учебных ситуаций можно с пользой использовать в речевых ситуациях с применением активных методов обучения. При этом определение круга вопросно-ответных конструкций, характерных для той или иной учебной ситуации, позволит прогнозировать речевое наполнение учебной ситуации при использовании активных методов обучения.

Следует отметить, что вопросительные конструкции весьма продуктивны не только для активизации диалогической речи, но и для обучения учащихся монологической речи. Для этого можно использовать конструкции с запросом информации о предикативном признаке. Например, «Что такое жизнь?», «Что такое искусство?», «Что такое талант?».

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 5(78)

Посредством таких вопросов, адресованных школьникам, можно развивать у детей мыслительную деятельность, потому что данные вопросы призывают человека к размышлению и рассуждению вслух и про себя.

В некоторых речевых ситуациях не все вопросительные конструкции позволяют добиваться развернутых ответов. В этом случае эффективно использовать дополнительные средства типа: расскажите, объясните, изложите, перескажите и т.п. Например, «Дети, расскажите, что вы делали в саду?», «Ведущий, объясните, что должны делать члены вашей команды?»

В целях достижения развернутых ответов иногда вопросы соединяются с другими конструкциями или дополняются ими. Например: «Кого и почему этот вопрос и ответ на него не устраивает в данной ситуации?», «Кого включили в состав команды? Чем это было вызвано?»

Ситуативным путем можно подсказать ученикам старших классов недостающие высказывания сложного предложения. Например, придаточная часть ответных сложноподчиненных предложений содержится в вопросе следующего типа: «Что вы делали летом, когда у вас были каникулы?» - «Летом, когда у нас были каникулы, мы приходили в школу ухаживать за огородом».

В связи с этим возникает потребность во внимательном подходе к изучению и использованию вопросно-ответных конструкций на уроках русского языка и литературного чтения в национальной школе с целью повышения речевых возможностей детей безошибочно применять их в инновационных метода

обучения, что намечается сделать в будущих исследованиях.

Таким образом, можно заключить, что модернизация и внедрение инновационных педагогических технологий в учебный процесс обеспечивает переход страны на инновационный путь развития за счет применения современных образовательных технологий, которые знакомы нам из зарубежного опыта. Поэтому знание иностранных языков, в том числе русского языка, становится важнейшей необходимостью любого современного человека.

В связи с этим в настоящее время на уроках русского языка и литературного чтения в национальной школе активно используются инновационные методы обучения.

В инновационных методах обучения часто используются вопросно-ответные конструкции. Наблюдения показали, что при этом учащиеся национальной школы испытывают определенные трудности в русской речи при использование вопросительных предложений и ответов на них. Предположительно это происходит под влиянием родного языка учащихся. Особенно влияние родного языка заметно, когда дети должны в вопросно-ответных конструкциях русского языка использовать такие части речи как существительные, прилагательные, местоимения, числительные, причастия и глаголы, изменяющиеся по родам. Это происходит, по нашему убеждению, из-за того, что в узбекском языке отсутствует понятие категории рода.

В дальнейшем авторы планируют уделить особое внимание изучению интерференционных явлений на уроках русского языка и литературного чтения в узбекской школе.

Список литературы:

1. Учебно-методический комплекс для учителей русского языка и литературы общеобразовательной школы (в школах с узбекским и другими языками обучения). Составили: Бабайцева З.С., Назарова Ш.И. - Т.: ТГПИ им. Низами. 2017 г.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Собр. Соч., т. 3. - М.: «Юрайт», 2016.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Монография. - М.: издательство Московского Государственнного университета, 1981. -С. 584.

4. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. - М.: «Тривола», 1994.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 5(78)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.