Рузиева З.М.,
преподаватель кафедры «Русского языка и литературы» Навоийского государственного педагогического института; Рахимова Д.О.,
преподаватель кафедры «Русского языка и литературы» Навоийского государственного педагогического института
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
РУЗИЕВА З.М., РАХИМОВА Д.О. УМУМТАЪЛИМ МАКТАБЛАРИ АДАБИЁТ ДАРСЛАРИДА ИЖОДКОР ШАХСНИ ТАРБИЯЛАШ
Маколада умумтаълим мактаблари адабиёт дарсларида укувчи шахсини ривожлантириш масалалари юзасидан фикр-мулох,азалар билдирилган. Шунингдек, адабиёт дарсларида ижод-кор шахсни тарбиялашнинг замонавий йуллари, укувчининг аклий-ижодий кобилиятларини шакллантиришнинг инновацион усуллари мисоллар асосида очиб берилган.
Таянч суз ва тушунчалар: шахсий сох,ани шакллантириш, когнитив-ижодий кобилиятлар, адабий таълим, инновацион технологиялар, ижодий фаолият, адабий асар тах,лили, адабий таълим мазмуни, адабиёт дарслиги тузилиши.
РУЗИЕВА З.М., РАХИМОВА Д.О. ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье освещены вопросы личностного развития учащихся в процессе изучения литературы. Особое внимание уделено воспитанию творческой личности на основе современных подходов к литературному образованию. Определены основные методологические и технологические линии формирования когнитивно-творческих способностей учащихся, раскрыта сущность инновационных технологий, применяемых в процессе формирования познавательно-творческой сферы учащихся при изучении литературного материала.
Ключевые слова и понятия: формирование личностной сферы, когнитивно-творческие способности, литературное образование, инновационные технологии, творческая деятельность, анализ литературного произведения, содержание литературного образования, структура учебника литературы.
RUZIYEVA Z.V., RAHIMOVA D.O. EDUCATION OF THE CREATIVE PERSONALITY ON THE MATERIAL OF THE STUDY OF LITERATURE IN SECONDARY SCHOOL
The article highlights the issues of personality development of the students in the study of literature. Special attention is paid to education of the creative personality on the basis of modern approaches to literary education. As well there are defines the basic methodological and technological lines of development of students' cognitive-creative abilities, the essence of the innovative technologies implementing in the formation of cognitive and creative development of pupils in the study of literary material.
Keywords: the formation of the personal sphere and the cognitive-creative abilities, literary education, innovative technology, art, analysis works, consistence of literary education, the structure of the textbook literature.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2017, 5
Литературное образование может выполнить свою миссию, удовлетворить общественность лишь тогда, когда оно будет восприниматься в своей широкой, формирующей нового человека сущности, когда к нему будут применяться критерии большого общегосударственного и общекультурного дела.
Литература, в отличие от других сфер общественного знания, является видом искусства. Отсюда нераздельность задач познавательного, воспитательного, развивающего и эстетического характера. К этим, формирующим личность факторам следует добавить ещё неоценимую роль литературы в развитии культуры речи.
Современная педагогическая мысль связывает образование с целостным развитием личности и, в первую очередь, его направленностью на становление творчески мыслящего человека. В этом контексте формирование личностной (ценностно-смысловой) сферы обучаемых людей определено как универсальная педагогическая задача, ибо личностное функционирование индивида (избирательность, осмысление деятельности, произвольность, креативность, рефлективность, ответственность, автономность) является результатом работы личности над организацией своего внутреннего мира.
Для реализации обозначенной задачи учителю необходимо создавать «личностно-развивающие» ситуации, в которых бы ученик проявлял собственные действия: осуществлял поиск информации, критически оценивал её, выражал бы собственное мнение и делал выводы, общался с одноклассниками в процессе коллективной учебной деятельности, т.е. участвовал бы в творческом процессе познания.
Что есть творчество?
В широком смысле слова - это «свободная деятельность, которая развивает способность человека созидать и создаёт духовные и материальные ценности»1.
В преломлении к педагогической стратегии развитие творческих способностей учащихся предполагает, прежде всего, применение знаний в практической деятельности созидательного характера, следовательно, знание должно
1 Давыдов В.Д. Теория развивающего обучения. - М.: «Педагогика», 1986. -С. 33.
приобретаться осознанно, мотивированно, а не механически.
С этих позиций школа должна вооружить учащегося таким инструментом, с помощью которого он сможет выполнять логические операции, овладевать анализом, синтезом, экстраполяцией, уметь делать выводы, обоснованно рассуждать. Если человек не владеет этим инструментом, полноценной жизни у него не получится, потому что ему будет не ясен смысл явлений, познания мира, сущность человеческой деятельности и смысл собственной жизни.
Рассмотрим возможные пути решения названной насущной проблемы в рамках школьного литературного образования.
В качестве основных методологических и технологических линий формирования когнитивной - творческих способностей учащихся в процессе обучения литературе нами выдвинуты следующие:
- интегративный подход к изучению литературы (в плане сопоставления русской и родной литератур, взаимосвязанного изучения языка и литературы);
- теория и практика индивидуальной и коллективной творческой деятельности2;
- законы формирования высших чувств ребенка и психология творческой деятельности3;
- алгоритмизированная блочная подача информации;
- моделирование.
Формы организации учебно-воспитательного процесса традиционны: урочная и внеурочная (факультативы, театр, кружок, литературное кафе, студия юных поэтов и т.п.), а технологическое оформление занятий требует изобретательности и творчества учителя.
2 Караковский В.А. Инновационные условия развития профессиональной компетенции учителя. // «Инновации в образовании», 2003, №4. -С. 69-80.
3 Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Том 2. - М.: «Педагогика», 1982. -С. 243.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2017, 5
Основа урочной деятельности - комплексно-тематическое планирование, которое позволяет вписать каждый конкретный урок в систему уроков по одной теме и в систему годичного курса. Планирование предполагает, что будут указаны не только темы, но и основные используемые понятия, определена система учебных творческих заданий, обозначены виды творческих работ.
Методическая структура урока включает в себя следующие компоненты: организационный этап, терминологическая работа, чтение и анализ текста, работа по развитию речи, «проблемный вопрос», выполнение творческих заданий, информация о домашнем задании и др.
Выбор форм деятельности учащихся (коллективной, групповой, парной, индивидуальной) определяется типом, темой урока, целевой установкой, характером решаемых задач.
Педагогические средства и технологии, используемые на уроках, должны быть ориентированы на развитие умственной деятельности учащихся и соответствовать специфике изучаемого материала.
Назовем наиболее значимые:
- алгоритмизация (опорные конспекты, схемы, таблицы, блоки информации);
- система творческих заданий;
- моделирование (с последующим анализом, проблемными вопросами логическим анализом, сопоставлением);
- мозговой штурм;
- синектика (решение с помощью аналогий);
- эвристическая беседа.
1. Алгоритмизация - схематическая и символическая форма представления знаний. Алгоритмы и схемы могут предлагаться в готовом виде для компактной подачи материала и упражнений, или их могут составлять (частично или полностью) сами учащиеся, что способствует выработке у них представлений о знании в концентрированной, логически обоснованной форме, во взаимосвязи всех компонентов. Формы и объём кодирующейся информации различны: от графических схем до образных, от отдельного правила или положения до обобщения.
2. Система творческих заданий включает в себя: темы сочинений - миниатюр и сочинений на нравственные темы (с опорой на худо-
жественный текст); дифференцированные задания; составление алгоритмов и схем; комментирование предложенного текста; воссоздание текста; раскрытие смысла эпиграфа и установление его связи с произведением; сравнение героев; проблематики художественных средств при изучении разнонациональных литератур; подготовку портретного описания, инсценировки произведений (текстов, сочинений) - что предполагает овладение учащимися всем комплексном знаний о композиции, жанровых особенностях, фабуле, идее произведений художественной литературы. (Например, написание оригинальной сказки, былины, очерка и др.).
3. Моделирование предполагает: анализ произведения (отрывка, характера героя, готового текста) по схеме, предложенной учащимися, а затем преобразованной ими: создание проблемной ситуации и её разрешение; логический анализ (нахождение максимума информации об авторе или герое в единице текста); сопоставление различных блоков информации.
Например, можно провести логический анализ рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга» (в рамках темы «Юмор в произведениях А.П.Чехова»). Учащиеся получают задание выбрать понравившиеся записи из привокзальной жалобной книги и, опираясь на них, ответить на вопросы: Какого возраста человек, оставивший запись? Есть ли у него семья? Богат он или беден? Знатного ли происхождения? Каковы его профессия, род занятий? Доволен ли он жизнью? Какое у него было настроение? Давно ли он обедал? Получает ли он подарки? Есть ли у него чувство юмора? и т.д. Последний вопрос уже за рамками рассказа: Выполняет ли «книга» свое «назначение»? Почему вы так считаете? В итоге такой «блиц» - беседы был найден «механизм» создания комического и выявлен подтекст художественного произведения. В процессе выполнения задания учащиеся были вынуждены включать свой мыслительный аппарат: внимательно вчитаться в каждую фразу рассказа, найти ключевые слова с закодированной информацией, произвести анализ и отыскать доказательства, сделать умозаключение и обобщение, чтобы решить проблему, заявленную в теме урока.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2017, 5
Мозговой штурм направлен на пошаговое решение определенной проблемы. Первый шаг. Выдвижение максимально большего количества предложений по решению поставленной задачи (предложения могут быть самыми абсурдными - критика их на этом этапе не допускается). Второй шаг. Коллективный анализ предложенных решений, определение их сильных и слабых сторон. Третий шаг. Отбор самых интересных и подходящих вариантов для решения задачи.
Например, при изучении стихотворения А.Пушкина «Бесы» выясняется, что в нем нет развязки. Как можно закончить это стихотворение? Варианты: Буря кончилась, барин добрался до жилья; Барин умер от страха; Ямщик сумел выехать к жилью, несмотря на буран; Бесы утащили барина с собой; Барин проснулся в собственном доме - всё ему приснилось; Герой благополучно добрался до жилья, но в каждое полнолуние его преследуют видения.
Далее следует анализ выдвинутых вариантов. Общий вопрос: В чём бы выиграло или проиграло стихотворение от предложенной концовки? При этом учащиеся вновь обращаются к поэтическому тексту, вчитываются в него, рассуждают, ищут доказательства и таким образом постигают замысел автора, учатся анализировать произведение.
Синектика позволяет предложить решение задачи по аналогии с уже известным. Возможна прямая аналогия (к примеру, сопоставление сюжетов, героев, тем узбекских и русских народных сказок, пословиц, басен); личная эмпатия (представьте себя героем произведения - как бы вы поступили или отреагировали на описанное событие?); символическая аналогия (с кем и с чем у вас ассоциируются герои? Возможно ли другое развитие событий?).
Система уроков развития речи строится по принципу - от простого к сложному. Учащиеся учатся оперировать основными понятиями, связанными с темами «Текст», «Сложное синтаксическое целое», «Стили речи», «Типы речи» и упражняются в создании собственных текстов различной степени сложности. В систему включен особый этап работы - создание собственных текстов различной степени сложности. В систему включен особый этап
работы - создание второго варианта изложения (сочинения). На этом этапе создаются возможности для самостоятельного анализа собственного текста, обнаружения смысловых и стилистических недоработок, их устранения или исправления.
Эвристическая беседа - это цепь вопросов и ответов, дающих возможность строить диалог на определенную тему. Так, после изучения поэмы М.Лермонтова «Мцыри» школьники рассуждают на тему: «Что есть свобода?». Как герой произведения понимал «свободу» и что для вас означает это слово?
Беседу могут вести учитель и ученики, или сами ребята под руководством учителя.
Опыт показывает, что изучение программных произведений, и в особенности произведений для дополнительного чтения, требует серьёзной поисковой работы: в библиотеке (со словарями, справочниками), в Интернете. Все подчинено главной цели: исходя из возможностей ребенка с обычными способностями, добиться развития его творческого потенциала.
Инновационные технологии, применяемые в процессе формирования познавательно-творческой сферы учащихся основаны на ведущих педагогических принципах, которые, прежде всего, реализуются в учебниках. Рассмотрим основные ведущие тенденции структуры и содержания современного учебника по литературе, в аспекте заявленной темы статьи.
Содержание литературного образования, в основе которого чтение восприятие, анализ, интерпретация лучших образцов русской, родной и зарубежной классики, содействует саморазвитию и самоопределению личности. Естественно, что и учебник по литературе, в том числе по русской и родной, должен способствовать личностному самоопределению учащихся, отвечать требованиям поликультурного образования.
Современный учебник по литературе - это сложная информационная система, которая опирается, с одной стороны, на лучшее традиции отечественной школы, с другой - включает компоненты современных образовательных парадигм. Опора на традицию заключается в создании оригинального типа учебника-хрестоматии для основной школы (среднего звена литературного образования). В учебни-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2017, 5
ках этого типа органически сочетаются и дополняют друг друга художественные произведения и учебные материалы.
Учебник - хрестоматия по литературе для школ Узбекистана с русским языком обучения должен помочь учащимся войти в полиэтнический и поликультурный мир, соотнести литературу и культуру узбекского, русского и других народов, приобщиться к их ценностям; способствовать развитию индивидуальных творческих способностей и возможностей.
Основными компонентами содержания учебника считаются:
- информационный компонент (передача информации);
- репродуктивный компонент (вопросы и задания познавательного характера);
- творческий компонент (проблемные вопросы и задания);
- эмоционально-ценностный компонент (формирование мировоззрения, нравственных качеств, эстетических чувств);
- деятельностный компонент (вопросы и задания, ориентирующие на определенную самостоятельную деятельность).
Художественные тексты составляют наибольшую часть информационного компонента содержания учебника, но этим их роль не ограничивается. В процессе работы с ними одновременно реализуются и репродуктивные, и творческие, и эмоционально-ценностные, и деятельностью компоненты содержания учебника. Чтение и восприятие произведений литературы пробуждают духовные силы учащихся, обогащают их личный жизненный и эмоционально-эстетический опыт.
Информационный компонент учебника представлен также нехудожественными (учебными) текстами. Это очерки о жизни и творчестве писателей, историко-культурные комментарии, постраничные сноски, которые необходимы для расширения культурного кругозора учащихся; краткий словарь теоретико-литературных терминов.
Очерки о жизни и творчестве писателей в зависимости от класса могут быть более или менее развёрнутыми, однако они не должны быть сложными и обширными.
Необходимым, с нашей точки зрения материалом учебника, который имеет, с одной стороны информационный характер, с другой -
реализует принцип культуроориентированного образования, является культуроведческий материал, представленный главным образом в рубрике «Комментарий». В нем разъясняются факты и реалии материальной и духовной культуры, которые имеют место в изучаемом литературном произведении. Здесь же может быть предложено учащимся самостоятельно подготовить комментарии (следует указать источники, где учащиеся могут найти нужную информацию, в том числе и ресурсы Интернета).
Система вопросов и заданий в учебнике должна ориентировать учащихся на самостоятельное нахождение ответов на поставленные вопросы. Такая система помогает осуществлять личностно-ориентированное обучение и выводит учащегося на диалогическое общение и сотрудничество с учителем.
Система вопросов и заданий обеспечивает также культуроведческий подход к изучению литературы. Следует широко представлять в учебнике произведения, насыщенные культу-роведческой информацией, которая вводит учащихся в мир родной культуры, культуры других народов, отражает своеобразие быта, традиций, обычаев каждого народа, особенности национального характера, духовные основы каждой национальной культуры.
Развернутая система вопросов и заданий может быть условно сгруппировано в рубрики: «Поразмышляем над прочитанным», «Поговорим о художественном своеобразии произведения», «Развиваем свою речь».
Теоретико-литературный материал не следует выделять в самостоятельную рубрику. Целесообразно включить его в живой процесс анализа конкретных литературных произведений. Таким образом, сведения по теории литературы будут даны в учебнике как необходимый инструментарий, помогающий анализировать литературной произведение.
Приобретенный багаж знаний о разных аспектах материальной и духовной культуры, способность логично рассуждать, грамотно и обоснованно излагать свои мысли - все эти умения учащиеся смогут проверить, обратившись к рубрике «Самоконтроль».
Рубрика включает разнообразные задания и вопросы, отвечая на которые учащиеся смогут убедиться, какие знания они приобрели,
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2017, 5
насколько глубже стало их понимание художественного произведения.
Представленная выше организация структуры содержания учебника литературы даёт возможность сочетать логику предмета и задачи становления и развития личности в мире культуры.
Итак, определяющими факторами развития личности учащихся в процессе изучения литературы являются следующие:
- реализация задач познавательного, воспитательного, развивающего и эстетического характера при усвоении литературного материала;
- представление в содержании учебников по литературе для общеобразовательной школы культуроведческой информации, отражающей своеобразие родной культуры и культуры других народов;
- использование на уроках литературы системы творческих заданий, направленных на развитие аналитических умений и мотивирующих учащихся на создание собственной творческой продукции;
- создание на уроке личностно-разви-вающих ситуаций, в которых ученик проявлял бы инициативу и собственные действия, участвовал бы в творческом процессе познания;
- применение в процессе изучения литературного материала эффективных педагогических технологий, ориентированных на развитие умственной деятельности учащихся, их эмоциональной сферы.
Сегодня в нашей республике уделяется большое внимание формированию читательской культуры у подрастающего поколения.
В этом контексте большая ответственность возлагается на учителей - словесников, которые призваны прививать учащимся любовь к книге, развивать у них читательские умения и навыки воспитывать уважение к духовным и эстетическим ценностям. Для решения названных задач необходимо:
1. При подготовке и повышении квалификации учителей литературы ориентировать их на значимость проблемы формирования культуры чтения у учащихся, используя для этого современные педагогические технологии и возможности медиасредств обучения.
2. Создавать в образовательных учреждениях творческих объединения «Юных любителей и друзей книги», «Юных литераторов», поэтические студии, литературно-драматические кружки.
3. Организовывать литературные вечера, конференции, конкурсы чтецов, «мушоира», встречи с писателями и поэтами Узбекистана, конкурсы на лучшую творческую работу по литературе.
В заключение следует подчеркнуть, что никакая школа не может вооружить человека запасом знаний на всю жизнь. В наше время стремительного развития науки и практики бурного роста объема информации, для того чтобы быть востребованным, компетентност-ным специалистом, надо постоянно развивать познавательные интересы и творческие способности, необходимые для самообразования и саморазвития, а основы творческого развития личности закладываются в школе.
Литература:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Том 2. - М.: «Педагогика», 1982.
2. Давыдов В.Д. Теория развивающего обучения. - М.: «Педагогика», 1986.
3. Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя. // «Инновации в образовании», 2003, №4. -С. 69-80.
4. Столяренко М.Н., Сейтхалилов Э.А. Педагогические средства в аспекте личностного подхода в образовании. // Формирование интеллектуального, творческого в духовного потенциала личности обучающихся в современных условиях. Сб. научно-метод. Сстатей. Ч.2. Под общей ред. проф. Р.Х.Джураев. - Т., 2009. -С. 13-14.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2017, 5