Научная статья на тему 'НОВЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ'

НОВЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / САМООЦЕНКА / СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА / ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбанова Г.Дж., Сдыкова Г.К.

В данной статье рассматриваются вопросы преподавания русского языка в группах с каракалпакским языком обучения, определены задачи по улучшению процесса формирования коммуникативной компетенции учащихся лицеев. Определены цели и дан комплекс методов, позволяющих проверить гипотезу и попытку достичь поставленных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курбанова Г.Дж., Сдыкова Г.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW APPROACH TO TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

This article discusses the issues of teaching the Russian language in groups with the Karakalpak language of instruction, identifies tasks to improve the process of forming the communicative competence of lyceum students. The goals are determined and a set of methods is given to test the hypothesis and an attempt to achieve the set objectives.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Курбанова Г.Дж.

Сдыкова Г.К

Академический лицей Каракалпакского государственного Университета

№1 Республика Каракалпакстан, г. Нукус

НОВЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы преподавания русского языка в группах с каракалпакским языком обучения, определены задачи по улучшению процесса формирования коммуникативной компетенции учащихся лицеев. Определены цели и дан комплекс методов, позволяющих проверить гипотезу и попытку достичь поставленных задач.

Ключевые слова: учебные действия, самооценка, системно -деятельностный подход, учебная задача, технологическая карта урока, формирование икт - компетентности

Kurbanova G.J.

Sdykova G.K.

Academic Lyceum of Karakalpak State University No.1

Republic of Karakalpakstan, Nukus

A NEW APPROACH TO TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AND

LITERATURE

Abstract: This article discusses the issues of teaching the Russian language in groups with the Karakalpak language of instruction, identifies tasks to improve the process of forming the communicative competence of lyceum students. The goals are determined and a set of methods is given to test the hypothesis and an attempt to achieve the set objectives.

Key word: educational actions, self-esteem, system-activity approach, educational task, flow chart of the lesson, formation of ICT - competence

Современная образовательная система Узбекистана ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, что предполагает совершенствование и введение коренных изменений во все составляющие образовательной системы: корректировку целей обучения, изменение методических основ образования, совершенствование средств обучения, обеспечение преемственности обучения на всех этапах образовательной системы и пр. Проблема обновления образовательной системы республики, её реформирование обусловлены необходимостью воспитания высокоразвитой личности, его нравственные качества и уровень профессиональной подготовки которой удовлетворяли бы потребности современного узбекского молодого поколения.

Осуществляемая в Узбекистане реформа системы образования предполагает реализацию ряда мероприятий, внедрение в преподавание каждого школьного предмета компетентностного подхода, а в вузах -кредитно-рейтинговой системы, использование новых компьютерных технологий. Эти инновации коренным образом должны изменить представление учителя о его роли в учебном процессе, максимально усилить практическую направленность обучения и, соответственно, должны оказать положительное влияние на качество преподавания русского языка в школе и вузе.

Именно поэтому в настоящее время возникла необходимость введения коренных изменений в систему образования как на уровне среднего, так и высшего образования. От внедрения инновационных технологий в теорию и практику преподавания русского языка в Узбекистане будут, следовательно, зависеть и все другие отрасли научного знания, а также качество подготовки специалистов во всех других областях социальной жизни. Это верно потому, что в условиях тесного межгосударственного сотрудничества и создания единого образовательного пространства ширятся связи России, Республики Узбекистан и Государств СНГ во всех областях сотрудничества - и гуманитарной, и технической, и экономической. Система образования должна усовершенствовать этот процесс, обеспечив гражданам государства практическое владение русской речью, необходимое для жизни.

Вышесказанное обусловливает актуальность темы научного исследования, заключающейся в выявлении наиболее оптимальных способов внедрения инновационной деятельности в образовательный процесс, в описании и популяризации лингвометодических основ инноваций - новейших обучающих технологий, позволяющих успешно реализовать важнейшие задачи обучения русскому языку как неродному.

Активные исследования, направленные на построение теории инновационного развития в образовании, ведутся с 30 -х гг. ХХ века. И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», который считается обозначением научного открытия, новой технологии или продукта. С этого момента концепт «инновация» и сопряжённые с ним термины «инновационный процесс», «инновационный потенциал» и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук. Проблемам создания, развития и распространения педагогических новшеств посвящены работы таких учёных, как: К. Ангеловски, Н.Р. Юсуфбекова, М.В. Кларин, М.М. Поташник, С.Д. Поляков и др.

Ряд важных аспектов инновационного развития образования раскрыт в работах И.В. Бестужева-Лады, Д.Р. Вахитова, С.Ю. Глазьева, В.С. Дудченко, В.И. Кондратьева, Н.И. Лапина, В.Я. Ляудис, А.И. Пригожина, Б. Твисс, Ю. Посталюк и др.

На теоретико-методологическом уровне с позиций системно-деятельностного подхода наиболее фундаментально проблема нововведений

отражена в работах М.М. Поташника, А.В. Хуторского, Н.Б. Пугачёвой, В.С. Лазарева, В.И. Загвязинского. В них анализируются не только отдельные стадии инновационного процесса, но и дано комплексное описание нововведений.

В Узбекистане проблеме инноваций посвящены труды узбекских учёных Ф.А. Абдуллаева, Р.А. Абдусематова, В.И. Андриянова,

В.М. Бельдияна, М.С.Сражиддинова, Ю.У. Юлдашева, И.Х. Халбаева, А.А. Азизова, Х.Б. Бабаджанов, Т. Каипбергенова, A.Абдукадирова, Л.Голиша, Р.Джураева, Р.Ишмухамедова, Ж.Жалалова, Н.Муслимова, М.Усманбоева Н.Азизходжаева, Н.Сайдахмедова, А.Ходжаниязова и др.

Дидактические проблемы применения компьютерных технологий, методы и приёмы обучения с помощью компьютерных систем (компьютерная лингводидактика) рассматривались в трудах ведущих российских учёных Э.Г. Азимова, М.А. Бовтенко, А.В. Гарцова, Е.С. Полат, О.И. Руденко-Моргун, а также в трудах отечественных учёных: Х. Газиевой, А. Гараевой, С. А. Саидова, Х. Ахмедова и др.

Для выполнения настоящего исследования были определены задачи, которые выражаются в следующем - инновационные методические приёмы и способы организации учебной деятельности учащихся средних общеобразовательных учреждений, беспечивающие формирование предметных, личностных и метапредметных компетенций, в числе которых особое место занимает коммуникативная компетенция на русском (неродном) языке. Для этого надо было выполнять следуюшие задачи: - изучить и описать современные педагогические понятия «инновация в образовании» и «инновационные методы и приёмы», «компетентностный подход» и современное состояние обучения русскому языку в средних общеобразовательных учреждениях Республики Каракалпакстан; исследовать особенности и условия использования приёмов и способов формирования предметных, личностных и метапредметных компетенций, обеспечивающих достаточный уровень владения русским языком/русской речью учащихся-каракалпаков (с учётом ключевых компетенций) на разных этапах обучения: в начальной, основной и средней школе инновационными средствами обучения; определить основные трудности учителей русского языка при овладении инновационными способами обучения и внедрении компетентностного подхода в средних общеобразовательных учреждениях с каракалпакским языком обучения; проанализировать содержание действующих учебников русского языка и методических рекомендаций к ним на предмет их соответствия требованиям компетентностного подхода и соответствия их принципу коммуникативности; - разработать комплекс компетентностных заданий, которые позволили бы сделать учебную деятельность учащихся средних общеобразовательных учреждений на уроке русского языка целенаправленной работой по формированию орфоэпических, лексико-семантических, лексико-граммати-ческих и коммуникативных умений и навыков, и обосновать его содержание; - провести опытно-

экспериментальную апробацию в условиях реального педагогического процесса.

Исследование проводилось на основе гипотезы, которая заключается в том, что процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся лицеев, изучающих русский язык, будет более целостным и эффективным, способствующим более активному речевому и коммуникативному развитию обучаемых, если: - он осуществляется в условиях рационально продуманного компетентностного подхода; - компетентностные задания соответствуют возрасту, уровню развития познавательных интересов, способностей и восприятия учащихся лицеев; - компетентностные задания чётко ориентированы на речевую практику на изучаемом языке, т.е. в обучении неродному языку соблюдается частнометодический принцип коммуникативности; - в комплексе языковых, речевых и коммуникативных заданий, выполняемых учащимися, используются новейшие информационно -коммуникационные технологии.

Исследования проводились в академическом лицее Каракалпакского Государственного Университета.

Методы. В ходе исследования был применён комплекс методов, позволивших проверить гипотезу и выполнить задачи исследования: аналитические методы (изучение и анализ научных публикаций по проблеме); логические методы анализа понятий (интерпретация, сопоставление, конкретизация, обобщение, универсализация и унификация, трансформация и преобразование); методический эксперимент, педагогическое наблюдение, обобщение, метод конструирования системы новых теоретических представлений; опросный метод, тестирование, методы количественной и качественной обработки фактических данных. Основным методическим подходом, применяемым в рамках исследования, стал коммуникативно -деятельностный подход.

Обсуждение результатов. Можно сказать по проведённой исследовательской работе получены следующие результаты: во-первых, инновационные методы и приёмы обучения на уроках русского языка в средне образовательных учреждениях с иным языком обучения позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, пробуждают в них интерес к речевой деятельности на русском языке; во вторых, инновационные методы и приёмы обучения непременно должны основываться на языковом/речевом материале, имеющем коммуникативную значимость и информационную ценность для учащихся; в-третьих, инновационные методы в обязательном порядке должны основываться на деятельностном подходе, т.е. ученик должен производить определённые операции, действия и необходимую деятельность со значимыми единицами языка (буквами, слогами, словами и предложениями) для решения конкретной коммуникативной задачи, для переработки исходного текста. Только в этом случае учитель сможет обеспечить максимальную речемыслительную активность учащихся и формирование ключевых компетенций; в-четвёртых,

деятельность учащихся в процессе инновационного обучения должна приобрести некоторые материальные формы. В лицеях это, например, плакаты с отдельными словами, которые ученике изготавливают на уроке самостоятельно, выполняя определённые указания учителя. В дальнейшем эти плакаты послужат дидактическими пособиями в процессе формирования лексико-грамматических навыков, синтаксических навыков на русском языке и пр. В старших классах это компьютерные презентации, устные и письменные речевые произведения в жанрах бытового письма, агитационного выступления, объявления, аннотации, резюме, эссе, творческого изложения; в-пятых, активность учащихся на занятиях неродного языка - операционная, познавательная, интеллектуальная, творческая - обеспечивается организацией различных, постепенно усложняющихся задач игрового и неигрового характера, включением всех учащихся в групповую работу (от индивидуальных заданий до деятельности в малых группах и взаимного обучения).

Заключение. Состоит в том что: в обосновании необходимости внедрения в обучение русскому (неродному) языку в средних общеобразовательных учреждениях инновационных технологий, в частности, компетентностного подхода, реализующего идеи усиления практической направленности и максимальной активизации учащихся на основе коммуникативного принципа обучения;

- в выявлении основных теоретических и методических требований к организации языкового/речевого образования инновационными способами в условиях преподавания неродного (иностранного) языка, в частности средствами компетентностного подхода, способствующего развитию иноязычной коммуникативной и речевой деятельности обучаемых;

- в проведении анализа систем упражнений, представленных в действующих учебниках русского языка для школ с каракалпакским языком обучения, на предмет их соответствия принципу коммуникативности и требованиям компетентностного подхода.

Использованные источники:

1. Канарская О. В. Инновационное обучение. СПб,

2. Логвина И., Мальцева-Замковая Н., Рождественская Л. Есть «Надежда»! Итоги сетевого образовательного проекта. Русский язык за рубежом, 4,

3. Мировые образовательные технологии: основные тенденции, проблемы адаптации и эффективность. Материалы республиканской научно -методической конференции, 25 -26 апреля, Алматы,

4. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения или как интересно преподавать: Учебное пособие. А, 2009

5. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека. М.,

6. Патаракин Е. Стайные сетевые взаимодействия, Educational Technology & Society, 8 (2),

7. Педагогические мастерские: теория и практика. Сост. Н. И. Белова, И. А. Мухина. СПб, 1998.

8. Соосар Н., Замковая Н. Интерактивные методы преподавания и учения. СПб, 2004.

9. Johnson D. W., Johnson R. T., Youtube E. I. Circles of Learning: Cooperation in the Classroom. Minnesota.

10. Атажанова Г.Ю., Каландарова Г. Современные педагогические технологии в преподавании русского языка в национальной аудитории // Интернаука. Научный журнал. -№27(41). - Москва, 2018. - С. 10-12. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.