УДК 373
ББК 74.268.19=411.2,0 ББК Ч426.819=411.2,0
Татьяна Фёдоровна Новикова1,
доктор педагогических наук, доцент, Белгородский национальный исследовательский университет (308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85), e-mail: TNovikova@bsu.edu.ru
Елена Александровна Корнейко2,
аспирант,
Белгородский национальный исследовательский университет (308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85), e-mail: helen.korneiko@yandex.ru Особенности регионально ориентированной методической системы преподавания русского языка
В статье представлена концепция экспериментально проверенной, практико-ориентиро-ванной методической системы, построенной на принципах современной парадигмы образования: интегративности, коммуникативности, культуросообразности, направленной на личностное развитие и социализацию учащихся; обобщены научные факты и положения для создания теоретических основ оригинальной системы преподавания. В работе дано определение впервые вводимого в педагогический дискурс понятия регионально ориентированная методическая система, сравнение традиционного термина методическая система с вводимым, а также с другими авторскими определениями и характеристиками этого ключевого для методики термина. Авторами статьи охарактеризованы составляющие представленной системы: скорректированные с позиций реализуемой методической идеи цели и задачи, принципы функционирования системы преподавания родного языка с учётом регионализации школьного языкового образования и актуализации культуроведческих аспектов, особенности отбора учебного и дидактического материала и корректировки содержания предметной области «Русский язык» (на примере изучения темы «Лексика»), перечислены тематические направления и векторы включения регионального материала в содержание обучения, предложены и кратко описаны новые формы организации учебного процесса, анонсирован проект сборника дидактических материалов «К белгородским истокам», предлагаемого авторами в качестве средства обучения, дополняющего традиционные средства.
Ключевые слова: методическая система, регионально ориентированная методическая система, цели, принципы, интеграция, организационные формы, культуроведческая компетенция, региональный компонент.
Tatyana Fedorovna Novikova3,
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Belgorod State National Research University, (85 Victory St., Belgorod, Russia, 308015), e-mail: TNovikova@bsu.edu.ru
Elena Aleksandrovna Korneyko4,
Postgraduate Student, Belgorod State National Research University, (85 Victory St., Belgorod, Russia, 308015), e-mail: helen.korneiko@yandex.ru
Features of Regionally Oriented Methodological System in Teaching Russian
The article introduces the concept of experimentally tested, practice-oriented methodological system. This system is built on some principles of modern paradigm of education such as integrative, communication, and cultural conformity principles. In addition, this system is aimed at personal
1 Т. Ф. Новикова - основной автор, ею разработана представленная в статье концепция регионально ориентированной методической системы, обобщены научные факты и положения для создания теоретических основ оригинальной системы преподавания, уточнён понятийный аппарат. .
2 Е. А. Корниенко установлена специфика отбора учебного и дидактического материала с целью корректировки содержания предмета «Русский язык», представлены апробированные новые организационные формы и средства обучения
3 T. F. Novikova is the main author. She has developed the concept of regionally oriented methodological system, which is presented in the article; she has summarized the scientific facts and the provisions for the creation of the theoretical foundations of the original system of teaching, and has refined conceptual apparatus.
4 E. A. Kornienko has set the specifics of selection and training of didactic material in order to adjust the content of the subject "the Russian language"; new forms of organization and training aid tested are presented.
90
© Новикова Г. Ф., Корнейко Е. А., 2015
development and socialization of students. The authors summarize scientific facts and regulations for creation of the theoretical foundations of the original system of teaching. For the first time, a definition of the concept of a regionally oriented methodological system introduced to the pedagogical discourse is given; it is compared with the traditional term of a methodological system, as well as with some other authors' definitions and characteristics of this key term.The authors characterize the components of the system presented: goals and objectives adjusted to methodological idea implemented, principles of the system of teaching the native language taking into account regionalization of school language education and actualization of cultural studies aspects, features of educational and didactic material selection and adjusting the content of the subject area "the Russian language" (the case of the theme "Lexicon"). The authors list the thematic areas and vectors of incorporating regional material into the content of education, they offer and briefly describe the new forms of organization of educational process, and announce the project of the collection of teaching materials "To Belgorod beginnings", proposed by the authors as a learning tool supplementing traditional means.
Keywords: methodological system, regionally oriented methodological system, objectives, principles, integration, organizational forms, culturological competence, regional component.
Введение. Актуальность проблемы.
Современное общество переживает глубокий кризис ценностей, и преодоление этого кризиса исследователям видится в выходе за рамки чисто рациональных соображений - в область нравственности и духовности. Трудно не согласиться с утверждением: «В реальной педагогической действительности проблемы глубинных преемственных связей в культуре представлены слабо. В лучшем случае нагружается память ученика, наращивается его эрудиция, но не происходит самого главного: реального включения молодого человека в контекст культуры...» [13, с. 6].
Насущная необходимость возвращения образования к человеку, к культуре особенно остро встала на рубеже веков в связи со сменой образовательной парадигмы. На смену научно-технократической парадигме пришла гуманитарно-культурологическая, где основной ценностью признается и становится человек, его внутренний мир, специфика индивидуального процесса познания, обретение личного опыта эмоционально-ценностных отношений. К сожалению, развитие индивидуальных способностей учеников, личностные смыслы, мировоззренческие проблемы для реальной школьной дидактики до сих пор остаются чаще всего «за кадром», преимущественно на этапе деклараций - по причине того, что между провозглашаемыми теориями и практикой обучения существует разрыв, преодолевать который пытаются учителя и учёные-методисты, понимая, что обучение русскому языку в современных условиях должно быть построено на основе принципов интегративности, культуро-и практико-ориентированности, коммуникативности, должно быть не только декларативным, а на деле - готовящим к реальной жизни, создающим условия для развития мысли и речи ребёнка, для воспитания патриотических и гражданских чувств. Развитие личности учащегося в процессе обучения в школе, кре-
ативности, ценностных ориентаций, воспитание человека, осознающего значимость культурных и духовных традиций своего народа, естественно владеющего родным языком, этическими нормами общения - это требование не только программ и стандартов, это вызов времени. Поиск путей решения этой первой и главной проблемы образования остаётся на повестке дня не одно десятилетие, что свидетельствует о её безусловной актуальности.
Цель статьи - представить один из апробированных путей преподавания русского языка в школе, позволяющий, как мы убедились, преодолеть разрыв между провозглашаемыми новой образовательной парадигмой постулатами и естественной, непрерывной практикой преподавания родного языка. В качестве такого «мостика» мы рассматриваем включение в действие регионально ориентированной методической системы изучения родного языка, на описании элементов и отличительных черт которой хотели бы далее сосредоточиться.
Изложение основного материала
Современная школьная практика стимулирует поиски методики преподавания русского языка, построенной на несколько иных, чем это принято сейчас, концептуальных и организационно-технологических основаниях. Однако эта серьёзная задача образования не может быть решена немедленно, «революционным» путём. Необходимо накопление и осмысление отдельных инноваций, их концептуализация и последующее практическое воплощение в виде действующих, экспериментально проверенных методических систем. «Сегодня ещё предстоит осознать компетентностный, текстоцентри-ческий и другие подходы, найти эффективные средства обучения, разработать целостные системы и технологии», - заключает Л. В. Черепанова обзор ведущих подходов в обучении русскому языку как родному на современном этапе [12, с. 39].
Чтобы дать представление об апробированной в нашей практике регионально ориентированной системе преподавания родного языка (далее - РМС), следует сопоставить это ещё не устоявшееся в методической науке понятие с традиционным термином «методическая система».
Система - по определению - представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей некоего целого. Понятие «методическая система» (традиционная методическая система - далее МС) рассматривалось многими исследователями, которые предлагали своё видение этой категории педагогической науки. Так, например, в аналитическом обзоре С. В. Казаковой [5] подчёркнуто, что МС трактуется в науке по-разному: как концепция (М. В. Рыжаков), как образовательная модель взаимосвязанных компонентов (В. М. Жучков), как совокупность взаимосвязанных компонентов (С. И. Архангельский, Н. В. Кузьмина), как сложное динамическое образование (Г. Г. Хамов), как система обучения какому-либо предмету (Н. Н. Лобанова) и т. д. [По: 5, с.1-7]. В статье Т. С. Фещенко также даётся сопоставительный анализ различных определений МС и систематизация дефиниций в соответствии с различными подходами: дидактическим (Л. В. Занков), функциональным (А. М. Пышкало, Н. В. Кузьмина, C. И. Архангельский), подходом, ориентированным на результат (В. Г. Крысько), деятельностным (В. И. Загвязинский), личностно ориентированным (Г. И. Саранцев), функционально-деятель-ностным (А. М. Новиков) и др. [11].
Безусловно, выстраивая теоретические основы экспериментальной МС, надо определиться с опорным определением. Нам импонирует определение Е. С. Антоновой, данное через понятия целое - частное: «если целое - это процесс обучения русскому (родному) языку в средней школе как система, то, следовательно, частями, составляющими методическую систему обучения русскому языку, являются следующие её компоненты: А - цели обучения, Б - содержание обучения, В - принципы, методы и приёмы обучения русскому языку,
Г - средства обучения, Д - организационные формы обучения» [1, с. 34].
Взаимообусловленность и взаимозависимость данных компонентов системы, вслед за Е. С. Антоновой, можно представить в виде схемы:
А - цели
В-принципы, / Г-средства
методы, приемы ) \ обучения
Исходя из предложенной схемы, при анализе методических систем вообще и РМС в частности мы будем стараться характеризовать прежде всего указанные составляющие: цели, содержание, принципы и методы, организационные формы, средства.
Л. В. Занкову принадлежит мнение, что в методической системе направляющую и регулирующую роль в организации образовательной системы выполняют дидактические принципы. Но, учитывая, что уровень действенности дидактических принципов достаточно абстрактен, отвлечён от реальной повседневной деятельности учителя, сам учёный признаёт, что «только благодаря методике обучения цель системы и её дидактические принципы реализуются в каждодневной деятельности учителя и учении школьников» [4, с. 48]. По мнению А. В. Могилёва, методическая система также должна учитывать социальный контекст развития образования, в частности влияние информатизации, с соответствующей коррекцией и кардинальным переосмыслением целей, содержания, форм и методов обучения на современном уровне [7, с. 3]. (Выд. нами. - Т. Н., Е. К.), и с этим существенным дополнением, безусловно, следует считаться. Предлагаемая нами РМС также направлена на максимальный учёт «социального контекста» образования, но в ином ракурсе.
Исходя из того, что современная средняя школа всё ещё находится в стадии перестройки, мы считаем, что следует постепенно, начав со смены акцентов в содержании с предметных знаний на обучение способам и приёмам деятельности, на развитие мотива-ционно-ценностной сферы, можно выстроить методическую систему переходного характера. В наших работах (Т. Ф. Новиковой) [8] в своё время была теоретически обоснована и представлена экспериментальная методическая система дополняющего характера, позволяющая, переосмыслив основные компоненты методической системы в ином, чем ранее, ракурсе, апробировать новые подходы к целеполаганию, к организации учебного про-
цесса, к определению результативности обучения и воспитания учащихся без радикального пересмотра содержания образования и ломки сложившихся организационных рамок традиционного урока родного языка, за счёт включения новых структурных единиц в композицию «классического» урока, апробации новых приёмов работы и форм организации обучения, в системе, скорректированной в соответствии с новыми подходами внеклассной, внешкольной и индивидуальной работы с учащимися и адаптации этих методов и форм к использованию в традиционном преподавании родного языка [8, с. 196]. Методическая система дополняющего характера, существуя «внутри» и параллельно традиционной, в определённом смысле конкурируя с ней, позволяет «вызреть», стать на ноги и укрепиться новой парадигме языкового образования, которою предусмотрено: а) переструктурирование и частичный пересмотр предметного содержания; б) компетент-ностный подход и рассмотрение способов овладения знаниями в составе приобретаемых компетенций наравне со знаниями; в) определение содержания, методов и результатов обучения c целью развития личности учащегося и некоторыми др. изменениями [Там же].
Методической системой дополняющего характера в какой-то мере является и рассматриваемая РМС. Мы считаем, что процесс обучения только тогда будет эффективным, когда он строится как личностно значимая система обучения, причём значимая и для ученика, и для педагога. Исходя из этого убеждения, мы посчитали возможным введение термина регионально ориентированная методическая система и постановку исследовательской задачи: корректировка компонентов методической системы, выстроенной на основе системного представления региональных культурно-языковых особенностей в изучении родного языка в общеобразовательной школе. Аксиоматично, что для эффективности обучения следует учитывать особенности развития ценностной сферы ученика и, следовательно, выполняемые им виды учебной деятельности необходимо включать в значимый для этого ребёнка контекст, т. е. максимально использовать культурный потенциал «малого социума» - семьи, родного города, родного края. Именно с «прицелом» на внедрение культурологического подхода к преподаванию русского языка, эффективное использование культурного потенциала ближайшего социума нами была разработана авторская РМС.
Мы понимаем под РМС управляемый процесс овладения учащимися русским (родным)
языком, в котором все элементы действующей системы обучения (цель, содержание, принципы, методы и приёмы, средства обучения и организационные формы) скорректированы с учётом культурно-языковой специфики региона и направлены на формирование и развитие языковой личности учащихся, приобретение ими ценностных ориентиров за счёт воспитательной ценности используемых учебно-дидактических материалов.
РМС основывается на следующих принципиальных основаниях:
- интенсификация учебного процесса в целом и процесса введения учебного материала по предмету с целью включения эксклюзивного дидактического материала без ущерба для изучения обязательных тем;
- интегративность и комплексность как предметного содержания, так и форм предъявления учебного материала;
- открытость, максимальное использование потенциала региональных программ и проектов, инициатив отдельных образовательных учреждений;
- преемственность и перспективность, что обусловливается связью между основой культурно-исторического своеобразия края (прошлое), образовательными потребностями населения (настоящее) и стратегией развития региона (будущее) и обеспечивает целостную социализацию личности;
- научная обоснованность, которая базируется на учёте достижений современной педагогики, лингвистики, лингвокультурологии, прикладных исследований в определении культурного своеобразия регионального образовательного пространства;
- создание условий для практической реализации принципов индивидуализации и дифференциации образовательных программ и образовательных траекторий.
Практическое применение в условиях действия РМС средств индивидуализации и дифференциации образовательных программ, предусмотренных региональным базисным учебным планом, должно способствовать разрешению имеющихся сегодня противоречий между:
- объективными требованиями формирования личности нового типа, способной к самоопределению в условиях динамичного общества, и традиционной целевой ориентацией образовательных программ на стандартный результат без учёта жизненных устремлений обучающихся;
- необходимостью раннего выявления и развития индивидуальных качеств личности и
недостаточным уровнем практического применения педагогических средств, позволяющих осуществлять индивидуализацию учебной деятельности обучающихся;
- потребностями индивидуализации образовательных программ и ограниченными возможностями школьных структур, препятствующей внедрению гибких, мобильных форм организации учебной деятельности, и др.
Предлагаемую систему обучения можно считать методической системой дополняющего характера ещё и потому, что она тоже позволяет, переосмыслив основные компоненты методической системы в регионоведческом измерении, апробировать новые подходы к це-леполаганию, к организации учебного процесса за счёт интенсификации содержания, включения в него нового учебного и дидактического материала, апробации новых приёмов работы и форм организации обучения - без радикального изменения содержания образования и ломки проверенных временем традиционных форм преподавания родного языка.
Пересмотрим под «регионоведческим углом зрения» некоторые компоненты РМС.
Безусловно - именно цель обучения определяет все остальные компоненты МС: «определяющим в методической системе является цель обучения, т. е. общественный заказ, или мнение общества о том, зачем и для чего (выд. авторами) подрастающему поколению необходимо знать русский (родной) язык» [1, с. 45]. Ещё раз напомним, что целевые установки в современном школьном образовании связываются не просто с усвоением знаний и формированием умений, но в первую очередь с необходимостью развития личности учащегося, формирования его ценностно-мотивационной сферы. Региональный аспект в преподавании дополняет и наполняет новым содержанием общие цели, позволяет ставить специальные цели.
К специальным целям можно отнести формирование у детей представления о том, что каждый российский регион имеет свои языковые и культурные особенности, оправданное систематическое обращение к этим особенностям в практике преподавания, формирование эмоционально-ценностного отношения к фактам, характеризующим язык и культуру региона, а для этого следует:
- показывать феноменальность русского языка на фоне других языков, объяснять особенности и пути межъязыкового и межкультурного взаимодействия;
- на основе погружения в содержание ре-гионоведческих текстов расширить знания уча-
щихся об истории и сегодняшнем дне края, о культуре, обычаях и традициях народа, проживающего в конкретном регионе;
- знакомить учащихся с функциональными лингвистическими и лингвокультурологически-ми особенностями русского языка на территории Центрального Черноземья и Белгород-чины, в частности, с уникальными фактами и единицами языка, реализуемыми в речи разных социальных групп местного населения;
- формировать умение распознавать регионально актуальные факты для того, чтобы, вдумчиво анализируя свою речь и речь окружающих, осознанно овладевать нормами русского литературного языка (произносительными, лексическими, грамматическими, стилистическими и др.);
- совершенствовать навыки самостоятельного поиска информации, пользуясь дополнительной литературой, справочными пособиями и словарями, электронными ресурсами.
Этими целями обусловливается ряд конкретизированных задач:
- собрать, систематизировать, классифицировать регионально значимые лингвистические и культурные факты, языковые примеры, тексты и др. дидактический материал;
- методически интерпретировать собранный лингвистический и культурный материал (разработать систему вопросов и заданий, подготовить комментарии, примечания, справки);
- скоординировать учебный материал федеральных учебников и конкретизирующий регионоведческий текстовый и дидактический материал;
- разработать учебные программы, кален-дарно-тематические планы, конкретные сценарии и конспекты уроков на основе собранного и скоординированного учебного и дидактического материала.
Белгородская область как регион Центральной России, как пограничный регион имеет ярко выраженные природные, экономические, культурно-исторические и языковые особенности, которые, безусловно, должны учитываться при изучении большинства разделов и тем русского языка. Более того: обращение к региональным особенностям, с одной стороны, повышает мотивацию к изучению родного языка; с другой стороны, формирует личность учащегося, его взгляды, мировоззрение.
Естественно, при отборе регионально значимого материала возникает проблема его отбора и минимизации. Нами подбирался учебно-дидактический материал по четырём тематическим направлениям:
1) естественнонаучное («природное») направление: знакомство с географическими и биологическими особенностями региона, с экологическими проблемами (заметим, что эти знания могут в перспективе повлиять на профессиональное определение учащихся, т. к. природные богатства края определяют основные отрасли экономики региона; например, в Белгородской области это сельское хозяйство, «зелёный туризм», горнодобывающая промышленность, строительство и др.);
2) историческое направление позволит обратить внимание школьников на неизвестные и малоизвестные события и факты, связанные с общей историей Родины: заселение края в далёком прошлом, Дикая степь, строительство Белгородской Засечной черты, образование Белгородской губернии, Белгородской области, Белгородчина в годы Великой Отечественной войны, символы земли Белгородской и др.;
3) персонифицированное направление поможет школьникам познакомиться с событиями из жизни знаменитых земляков: генерала Н. Ф. Ватутина; писателя А. И. Гессена, композитора С. А. Дегтярёва; инженера, создателя Останкинской телебашни и ГУМа В. Г. Шухова, актера М. С. Щепкина и др.; к этому же тематическому направлению могут быть отнесены материалы биографий людей, сыгравших особую роль в истории края: первого губернатора Белгорода кн. Ю. Ю. Трубецкого, писателя А. П. Гайдара, учёного И. В. Мичурина, танкиста А. И. Попова и др.;
4) и, конечно, особо значимо собственно лингвокультурное направление: знакомство с особенностями устной речи жителей Белгород-чины, диалектизмами и регионализмами, региональными топонимами, номинациями из области народной культуры, крестьянского уклада жизни, духовной культуры (история утраченных и сохранившихся монастырей и храмов, деяния Святителя Белгородского Иоасафа) и др.
Разумеется, выделение направлений носит условный характер, поскольку любой экстралингвистический материал не может быть безоговорочно отнесён к какому-либо одному направлению ввиду разноаспектности его анализа и многофункциональности.
Хотим обратить внимание на тот факт, что конкретизация целей и задач РМС, расширение содержательных рамок предмета «Русский язык» за счёт введения регионального культурного материала производились нами с учётом рекомендаций методистов, разрабатывающих культуроведческие аспекты современной линг-водидактики. Так, в учебном пособии «Обу-
чение русскому языку в школе» [2] названы следующие направления, позволяющие реализовать лингвокраеведческий подход в школьном языковом образовании:
- изучение диалектной лексики, которая является отражением быта, истории и культуры народа и вносит ценный вклад в познание национально-культурного своеобразия носителей определённого говора;
- усвоение фактов и номинаций микротопонимики, которая является своеобразным зеркалом истории «малой родины», целенаправленный сбор (по линии краеведческих кружков, факультативов, школьных научных обществ, проблемных групп) и изучение происхождения названий сёл, деревень, улиц, перекрёстков, малых рек, прудов, оврагов, выгонов, колодцев и других микротопонимов;
- включение регионально-ориентированных текстов, отражающих природно-климатические, экономические, культурно-исторические и другие особенности того или иного региона России;
- расширение знаний учащихся об истории, культуре края, его традициях и обычаях;
- знакомство с особенностями речевого этикета родного края, специфическими формулами общения, характерными для данного региона страны;
- оценка речи земляков с точки зрения языковых литературных норм и правил современного русского речевого этикета [2, с. 88].
Этот перечень может быть дополнен другими направлениями и объектами исследования и анализа, обозначившимися в современной лингвистической практике и реализуемыми нами при изучении раздела ««Лексика и фразеология», для организации словарной работы и в целом в работе по развитию речи в среднем звене общеобразовательной школы:
- «регионально-тематический» подход к отбору, систематизации и анализу лексических единиц, изучение на уроках по лексике не только диалектизмов, но и безэквивалентной лексики и фразеологии, слов с национально-культурным компонентом, имён собственных; именно раздел «Лексика и фразеология» может быть дополнен информацией о регионализмах, эт-нографизмах и других словах, отражающих национально-региональную специфику (в частности, необходимо включение в словарные перечни важных для отражения жизни региона слов, выражений, имён: диорама, криница, подстепье, таможня, слобода, салют, город Первого Салюта, Третье поле, Северский Донец и др.);
- расширение сферы «языкового действия»: включение учащихся в культурно-языковые региональные программы и проекты (например, пролонгированная молодёжная акция «Белгородчина - территория без сквернословия»), обсуждение языка СМИ, рекламы, Интернета, молодёжного сленга, социальных и профессиональных жаргонов и др.;
- включение в тематику и проблематику письменных творческих работ регионально актуальных тем, написание сочинений и изложений на культуроведческие и регионоведческие темы, системное представление работы по развитию речи в краеведческом аспекте;
- обращение к научным работам специалистов (в первую очередь - работающих в регионе учёных-филологов, историков, краеведов), в которых рассматриваются вопросы и проблемы истории, культуры, языковых особенностей региона;
- расширение круга рассматриваемых языковых проблем за счёт включения фактов и явлений, традиционно оттеснённых на периферию школьного знания: микротопонимики, антропонимики и «микроантропонимики» (прозвищ, «дворовых» фамилий) и др. [4, с. 103].
Очевидно, следует сюда включить ещё два аспекта исследования и изучения родного языка в рамках РМС:
- установление языковых и стилистических особенностей произведений местных писателей, поэтов, журналистов, комплексный анализ отрывков из художественных произведений, значимых для литературного краеведения;
- систематизация сведений о наиболее устойчивых диалектных и просторечных особенностях речи местного населения, отрицательно влияющих на усвоение норм русского литературного языка и создающих «ошибко-опасные» места при обучении орфографии и грамматике (для нашего региона это явления контаминации русского и украинского языков: орфографические варианты козак и казак, девушка и дивчина, ошибки в употреблении предлогов: узнать за результаты, сходить до мамы и др.).
Разноплановая деятельность словесника по организации освоения оригинальной регио-новедческой информации, направления, виды и формы самостоятельной и исследовательской работы учащихся представлены в наших работах (в частности, в пособии Т. Ф. Новиковой «Лингворегионоведение в школе» [9]).
Ввиду острой проблематичности вопроса о методах и приёмах в педагогической науке, отсутствия корреляций между предлагаемыми
разными авторами и школами классификациями методов и, как следствие этого, терминологического разнобоя, мы посчитали возможным (учитывая формат статьи) не рассматривать подробно систему методов РМС, отметив лишь, что нами широко использовались как традиционные, так и инновационные методы. Некоторые особенности реализации этих методов проявлялись в особенностях организации работы на конкретных уроках.
Работа учителя русского языка в рамках РМС предполагает преимущественно тексто-центрическую организацию урока русского языка. «Текст в коммуникативном подходе не только средство обучения, но и та речевая среда, в которой осуществляется обучение родному языку» [12, с. 39]. Текст как смысловой и организационный центр урока позволяет сделать каждый урок тематическим и личностно значимым. Эффективность текстоцентрической организации урока неоспорима; включение же таких ценностно и личностно «нагруженных» текстов, как краеведческие, значительно увеличивает КПД каждого урока. Особую ценность лингворегионоведческих текстов белгородский методист Т. В. Яковлева видит ещё и в том, что они не только расширяют кругозор обучаемых, но и служат моделью высказывания, обогащают спонтанную речь учащихся. «Лингворегио-новедческие тексты могут использоваться для осмысления, анализа наблюдения за функционированием языковых единиц, для отработки орфографических, пунктуационных, грамматических навыков...» [10, с. 198].
Функционирование РМС предполагает значительное расширение арсенала организационных форм. Обращение к местному языковому материалу и использование реги-оноведческих текстов даёт возможность использовать такие организационные формы, как уроки интегрированного типа (русский язык и география, русский язык и краеведение, русский язык и история и т. д.), а также уроки-экскурсии, уроки-проекты, творческие конкурсы, уроки-путешествия, уроки-исследования и др.
Хотели бы коротко охарактеризовать некоторые инновационные формы организации занятий в 5-6-х классах, апробированные нами в экспериментальной практике реализации РМС: «Урок-посвящение», «Портрет слова», «Урок -виртуальная экскурсия», «Урок-мастерская».
Например, изучение лексической темы «Профессиональные слова» было организовано в форме «Урока одной личности», по-свящённого В. Г. Шухову, «первому инженеру России», проектировщику ГУМа, Останкинской
телебашни, уроженцу Белгородчины. Работая с микротекстом, учащиеся знакомятся с биографией учёного, изучая «Азбуку Шухова», приобретают знания о профессионализмах. Несмотря на то, что на изучение этой важной для будущего профессионального самоопределения школьников темы программой отведён всего лишь 1 час, подобная форма проведения сделала его ярким и запоминающимся (что было выявлено в результате итогового анкетирования).
Урок «Портрет одного слова» может быть проведён как урок обобщения знаний по разделу «Лексика» и практического освоения порядка лексического разбора слова. Заметим: несмотря на то, что этот вид разбора включён не во все УМК по русскому языку, мы считаем необходимым его утверждение в современной школьной практике - в связи с тем, что он помогает создать «портрет» слова, всесторонне охарактеризовать лексическую единицу, показать её семантические нюансы и выразительные возможности, выявить «культурный фон» и тем самым доказать, что каждое самостоятельное слово - знак культуры. Для лексического разбора на указанном уроке (и для составления «портрета» слова) было предложено слово Белгородчина. Лексический разбор предполагает работу со словарями различных типов, однако ни в одном из лингвистических словарей анализируемое слово, разумеется, не встречается, поэтому вдвойне ценна была аналитическая деятельность учащихся, безусловно исследовательская, самостоятельная, что и востребовано новыми стандартами по русскому языку.
На уроке, посвящённом изучению темы «Диалектизмы», учащиеся совершили виртуальную экскурсию (урок-экскурсия) в Белгородский музей народной культуры (в рамках дополнительного образования школьники посещают музей обязательно). Урок был интегрированным по форме и содержанию, ведь традиционная народная культура включает как духовные, так и материальные ценности. Народный костюм в наши дни, как правило, является достоянием музейных коллекций, хотя это не просто одежда, а способ восприятия мира сквозь призму главнейших для крестьянина ценностей. Об особенностях белгородского женского народного костюма учащиеся узнают при изучении темы «Диалектизмы», анализируя стихотворение белгородца И. А. Чернухи-на, члена Союза писателей России: Как к лицу тебе этот старинный наряд, / И «сорока», и в блёстках жемчужных понёва... (отрывок из
стихотворения). Слова для справок: понева -род юбки из домотканой ткани, клетчатой или полосатой; запашная юбка из трёх полотнищ шерстяной ткани; сорока - старинный русский головной убор замужних женщин в виде коробочки [6].
Мастер-класс - ещё одна современная организационная форма преподавания. Мастера слова, белгородские писатели и поэты, вполне могут дать школьникам мастер-класс по работе над словом, по выбору единственно возможного, точного слова. Это будет редкий, но бесценный урок развития речи! Конечно, с классическими произведениями (и отрывками из них) школьники знакомятся на уроках литературы, но ещё больший интерес вызывают произведения современных писателей, живущих рядом земляков, их живое слово. На подобных уроках-мастерских, мастер-классах учащиеся пробуют себя в качестве художников слова, приобретая навыки литературного творчества. Данную форму организации занятия мы посчитали уместной при изучении темы «Однозначные и многозначные слова». Многозначность слова в русском языке характеризуется наличием прямого и переносных значений. Основными способами переноса наименований являются метафорические, метонимические и функциональные. В 5-м классе учащиеся знакомятся только с одним из видов переноса -метафорой. Вырабатывая умение находить метафору и определять её роль в тексте, мы предлагали учащимся для анализа стихотворения о родном крае, ранее не подвергавшиеся подобному разбору1.
Проанализировав задания, которые предлагаются учащимся 5-6-х классов в процессе изучения темы «Лексика» авторами распространённых учебно-методических комплексов, мы пришли к выводу, что имеющегося в учебниках дидактического материала недостаточно для учителя, ставящего в качестве специальной цели формирование культуроведческой и регионоведческой компетенции школьников и стремящегося развить, воспитать в своих учениках личность. Использование текстов краеведческого содержания будет способствовать укреплению культурологических тенденций в обучении русскому языку, усилению воспитательных и развивающих аспектов в образовательном процессе.
Поскольку, как нам кажется, целесообразно и эффективно не разовое, эпизодическое включение регионального примера (каким бы ярким он ни был!), а системное, планомерное использование связных регионоведческих тек-
1 См. подробнее в [6].
стов на уроках русского языка, и, следовательно, для любого региона актуальна проблема систематизации текстового материала в виде хрестоматии, сборника дидактических материалов, учебного пособия или рабочей тетради.
Мы посчитали перспективным подготовку сборника дидактических материалов (текстов), которыми могли бы воспользоваться все белгородские словесники, независимо от опорного УМК по русскому языку. В настоящее время сборник, получивший название «К белгородским истокам», подготовлен к изданию. В него включены произведения (или отрывки из них, микротексты, развернутые цитаты) региональных писателей, поэтов, журналистов, краеведов. (Отметим, что определение региональный используется нами в сборнике и в данной статье только для обозначения территориальной принадлежности мастеров слова, а отнюдь не как оценочное прилагательное). Всего в издании представлено более 60 текстов; почти все снабжены комментариями, справками, примечаниями, иллюстрациями. Сборнику дидактических материалов «К белгородским истокам» нами придан деятельностный характер: помимо текстов и примечаний к ним здесь представлена система упражнений, предназначенных для индивидуальной и индивидуально-групповой работы с учащимися. Тексты и задания к ним могут быть использованы непосредственно на классных занятиях, в качестве дополнительных домашних заданий отдельным учащимся с учётом их особенностей и возможностей, для организации творческих и проектных заданий, в т. ч. и во внеурочной деятельности. Задания к упражнениям носят комплексный характер, предполагая повторение, проблемные вопросы, объекты для фонетического, лексического, морфемно-словообразовательного, морфологического и синтаксического разборов, для анализа текста как речевого явления. В перспективе планируется подготовка регионально ориентированных рабочих тетрадей по русскому языку для 5-7-х классов. Систематизированные учебные и текстовые материалы,
подготовленный сборник дидактических материалов, регионально ориентированные рабочие тетради по русскому языку мы рассматриваем в качестве дополнительного средства обучения в составе нашей РМС. Думаем, специального рассмотрения заслуживает тема «Технические, электронные средства, Интернет как новые средства обучения, развития, воспитания и социализации учащихся».
В качестве итога подчеркнём ещё раз, что при разработке РМС мы исходили из установки: язык и культура региона - «важнейший фактор формирования культурной компетентности личности» [3, с. 22]; систематическое включение региональных материалов в содержание уроков русского языка направлено не только на расширение и углубление знаний о родном языке, но в большей мере - на развитие личности, на воспитание ученика как гражданина, патриота своего Отечества.
Заключение
Представленные в статье теоретико-практические материалы: скорректированные цели, принципы, методы, приёмы, формы организации уроков, отобранные и адаптированные тексты региональной направленности как специальные средства обучения - позволяют организовывать познавательную деятельность как процесс формирования и развития личности, являющейся главной целью нашей регионально ориентированной методической системы. Думается, что методические системы, подобные нашей, могут дать импульс процессу изменения духовной культуры учителя, стимулировать его стремление руководствоваться в оценке своей деятельности не только «традиционными критериями обученности детей, но и фиксацией этапов и проявлений личностного роста, происходящего по мере освоения ценностей культуры» [13, с. 6]. А ведь именно духовно-нравственные задачи, мировоззренческие проблемы становятся важнейшими в учебно-воспитательном процессе современной школы и более того - в становлении нового российского общества.
Список литературы
1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие. М.: КноРУС, 2007. 464 с.
2. Вагинова Л. С. Региональный компонент образования как фактор формирования культурной компетентности личности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 3 (9). В 3 ч. Ч. 1. С. 22-24.
References
1. Antonova Е. S. Metodika prepodavaniya о^-кодо yazyka: kommunikativno-deyatel'nostnyi podkhod: ис1леЬ. posobie. М.: KnoRUS, 2007. 464 s.
2. Vaginova L. S. Regional'nyi котропеП оЬга-zovaniya kak faktor formirovaniya kul'turnoi kompetent-nosti lichnosti // ^опсЬ^^е, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie паи^, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i ргакШ. 2011. №3 (9). V 3 с1г С1г 1. S. 22-24.
3. Занков Л. В. Избранные педагогические труды: 3-е изд., доп. М.: Дом педагогики,1999. 608 с.
4. Казакова С. В. Реализация системного подхода к формированию аудиальной культуры учащихся начальной школы // Педагогическое образование в России. 2012. № 1. С. 1-7.
5. Корнейко Е. А. Краеведческие тексты как методическое средство изучения темы «Однозначные и многозначные слова» в 5-м классе // Русский язык в школе. 2014. № 1. С. 30-32.
6. Могилёв А. В. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Могилёв Александр Владимирович. Воронеж: ВГПУ 1999. 39 с.
7. Новикова Т. Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка в аспекте регионализации образования. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. 296 с.
8. Новикова Т. Ф. Лингворегионоведение в школе: учеб. пособие. Харьков: Изд. Федорко, 2014. 142 с.
9. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Быстрова Е. А., С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.]; под ред. Е. А. Бы-стровой. М.: Дрофа, 2004. 240 с.
10. Опыт аспектного анализа регионального языкового материала (на примере Белгородской области): кол. моногр. под ред. Т. Ф. Новиковой. Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. 228 с.
11. Фещенко Т. С. К вопросу о понятии «методическая система» // Молодой ученый. 2013. № 7. С. 432-435.
12. Черепанова Л. В. Ведущие подходы современной парадигмы обучения русскому родному языку // Учёные записки Забайкальского гос. гум.-пед.. ун-та им. Н. Г Чернышевского. Сер.: Профессиональное образование. Теория и методика обучения. 2010. № 6 (35). С. 30-40.
13. Ямбург Е. А. Контуры культурно-исторической педагогики // Педагогика. 2001. № 1. С. 3-10.
3. Zankov L. V. Izbrannye pedagogicheskie trudy: 3-e izd., dop. M.: Dom pedagogiki,1999. 608 s.
4. Kazakova S. V. Realizatsiya sistemnogo podkhoda k formirovaniyu audial'noi kul'tury uchash-chikhsya nachal'noi shkoly // Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. 2012. № 1. S. 1-7.
5. Korneiko E. A. Kraevedcheskie teksty kak metodicheskoe sredstvo izucheniya temy «Odnoznach-nye i mnogoznachnye slova» v 5-m klasse // Russkii ya-zyk v shkole. 2014. №1. S. 30-32.
6. Mogilev A. V. Razvitie metodicheskoi sistemy podgotovki po informatike v pedagogicheskom vuze v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.02 / Magilev Aleksandr Vlfdivirivich . Voronezh: VGPU, 1999. 39 s.
7. Novikova T. F. Kul'turologicheskii podkhod k prepodavaniyu russkogo yazyka v aspekte regionali-zatsii obrazovaniya. Belgorod: Izd-vo BelGU, 2007. 296 s.
8. Novikova T. F. Lingvoregionovedenie v shkole: ucheb. posobie. Khar'kov: Izd. Fedorko, 2014. 142 s.
9. Obuchenie russkomu yazyku v shkole: ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov / Bystrova E. A., S. I. L'vova, V. I. Kapinos [i dr.]; pod red. E. A. Bystro-voi. M.: Drofa, 2004. 240 s.
10. Opyt aspektnogo analiza regional'nogo ya-zykovogo materiala (na primere Belgorodskoi obla-sti): kol. monogr. pod red. T. F. Novikovoi. Belgorod: IPK NIU «BelGU», 2011. 228 s.
11. Feshchenko T. S. K voprosu o ponyatii «meto-dicheskaya sistema» // Molodoi uchenyi. 2013. № 7. S. 432-435.
12. Cherepanova L. V. Vedushchie podkhody sovremennoi paradigmy obucheniya russkomu rod-nomu yazyku // Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gos. gum.-ped.. un-ta im. N. G. Chernyshevskogo. Ser.: Professional'noe obrazovanie. Teoriya i metodika obucheniya. 2010. № 6 (35). S. 30-40.
13. Yamburg E. A. Kontury kul'turno-istoricheskoi pedagogiki // Pedagogika. 2001. № 1. S. 3-10.
Статья поступила в редакцию 20.08.2015