Научная статья на тему 'Учебник в аудитории vs. учебное пособие для самостоятельной работы студентов по русскому языку как неродному'

Учебник в аудитории vs. учебное пособие для самостоятельной работы студентов по русскому языку как неродному Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1560
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / УЧЕБНИК / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / TEXTBOOK / STUDY GUIDE FOR INDEPENDENT WORK / ФУНКЦИИ УЧЕБНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FUNCTION OF TEXTBOOKS IN EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекмуратова У. А.

В статье поднимается проблема учебника / учебного пособия для самостоятельной работы по русскому как неродному, отвечающего современным требованиям лингводидактики, с одной стороны, и учитывающего особенности контингента обучаемых (узбекских и каракалпакских студентов-юристов). Автор заостряет внимание как на содержательной стороне (обновление языкового материала уже действующих учебников в соответствии с изменившимися установками и потребностями изучающих русский язык как неродной в Узбекистане), так и на методических основаниях создания такого учебника / пособия. Серьезной проблемой является специфика учебного пособия для самостоятельной работы по сравнению с учебником для аудиторного занятия, такое сравнение автор проводит через рассмотрение функций учебников аудиторного типа и учебника для самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEXTBOOK IN AUDIENCE VS. TUTORIAL FOR INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The article raises the problem of the textbook / training manual for independent work in Russian as a foreign language to meet modern requirements of didactics, on the one hand, and taking into account the peculiarities of the contingent of trainees (Uzbek and Karakalpak law students). The author focuses both on the content side (update the language material already existing textbooks in accordance with the changing attitudes and needs of the learners of Russian as a foreign language in Uzbekistan) and on methodological grounds for the creation of such a textbook / manual. A major problem is specificity of training manuals for independent work, compared with the textbook for classroom instruction. The author conducts the comparison through examination of the functions of the type of classroom textbooks and textbook for independent work.

Текст научной работы на тему «Учебник в аудитории vs. учебное пособие для самостоятельной работы студентов по русскому языку как неродному»

УДК 378.091.313:811.161.1-2

Bekmuratova U.A., postgraduate, Philology Department, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia),

E-mail: [email protected]

THE TEXTBOOK IN AUDIENCE VS. TUTORIAL FOR INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE. The article raises the problem of the textbook / training manual for independent work in Russian as a foreign language to meet modern requirements of didactics, on the one hand, and taking into account the peculiarities of the contingent of trainees (Uzbek and Karakalpak law students). The author focuses both on the content side (update the language material already existing textbooks in accordance with the changing attitudes and needs of the learners of Russian as a foreign language in Uzbekistan) and on methodological grounds for the creation of such a textbook / manual. A major problem is specificity of training manuals for independent work, compared with the textbook for classroom instruction. The author conducts the comparison through examination of the functions of the type of classroom textbooks and textbook for independent work.

Key words: independent work, textbook / study guide for independent work, function of textbooks in educational activity.

У.А. Бекмуратова, аспирант каф. филологии Новосибирского государственного технического университета

(Новосибирск, Россия), E-mail: [email protected]

УЧЕБНИК В АУДИТОРИИ VS. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ

В статье поднимается проблема учебника / учебного пособия для самостоятельной работы по русскому как неродному, отвечающего современным требованиям лингводидактики, с одной стороны, и учитывающего особенности контингента обучаемых (узбекских и каракалпакских студентов-юристов). Автор заостряет внимание как на содержательной стороне (обновление языкового материала уже действующих учебников в соответствии с изменившимися установками и потребностями изучающих русский язык как неродной в Узбекистане), так и на методических основаниях создания такого учебника / пособия. Серьезной проблемой является специфика учебного пособия для самостоятельной работы по сравнению с учебником для аудиторного занятия, такое сравнение автор проводит через рассмотрение функций учебников аудиторного типа и учебника для самостоятельной работы.

Ключевые слова: самостоятельная работа, учебник / учебное пособие для самостоятельной работы, функции учебника в образовательной деятельности.

Обращение к самостоятельной работе как методической категории в лингводидактике показывает, что руководство и организация самостоятельной работой - это очень сложная и ответственная работа для преподавателя русского языка как иностранного (РКИ) в общем и преподавателя русского языка как неродного (РКН) в бывших среднеазиатских республиках СССР в частности. Предполагается, что самостоятельная работа должна сопровождаться методическим обеспечением в виде соответствующих учебников и учебных пособий, которые являются основными компонентами организации самостоятельной работы студентов в высшей школе. Напомним, что учебник, по версии авторов «Энциклопедического словаря по лингводидактике», трактуется как «основное средство обучения, является главным компонентом в работе обучающего и обучаемых. Содержит образцы устной и письменной речи, языковой и страноведческий материал, отобранный и организованный с учетом его функциональной нагрузки в разных формах общения и видах речевой деятельности, а также с учетом опыта учащихся в родном языке и предупреждения интерференции» [1, с. 332].

Однако чаще всего преподаватели работают с учебными пособиями, которых по количеству и разнообразию гораздо больше, чем основных учебников. Е.Н. Овчинникова отмечает, что учебное пособие - это средство обучения, источник учебной информации и вид учебной литературы, который дополняет учебник [2]. Безусловно, учебник и учебное пособие были и остаются главными навигаторами и средствами оптимизации учебного процесса.

Современные условия обучения РКН заставляют преподавателей серьезно задумываться над тем, каким учебником пользоваться в учебном процессе. Главная задача - выбрать подходящий учебник, тот, который лучшим образом будет соответствовать коммуникативным целям учащихся. От качества учебников и учебных пособий в значительной степени зависит качество образования студентов. Существующих и действующих в практике обучения РКН учебников немало, однако это не относится к самостоятельной работе студентов - учебников или учебных пособий по этой важной учебной деятельности, по крайней мере, в Узбекистане, очень немного, выбирать из числа имеющихся не приходится, поэтому преподаватели и студенты вынуждены заниматься только по тем книгам, которые имеются в библиотеке вуза: Г.П. Ахрарова «Тренировочные упражнения по русскому языку», Ш.В. Валиева «Книга для чтения и разви-

тия речи», М. Воинова «Русский язык для студентов-юристов», К.Ш. Турдиева, Т.В. Коршунова «30 шагов к русскому языку», И.Р. Мирзаева, К.А. Солиева «Русский язык для всех», А.А. Ход-жаниязова «Русский язык», Д.У. Хашимова «Русский язык для студентов-юристов».

Если характеризовать учебные пособия по самостоятельной работе, имеющиеся в узбекских вузах в целом, следует признать: они не интересны ни с методической, ни с полиграфической точек зрения, содержат устаревшие сведения, имеют невзрачный внешний вид и т. п. Главное, на наш взгляд, то, что текстовые материалы не касаются проблем, интересующих современных студентов, изучающих русский язык.

Проблема нехватки / недостатка учебных пособий по самостоятельной работе решается очень просто: существующие учебные пособия либо переиздаются без изменений, либо «совершенствуются» за счёт включения в них новой подборки аутентичных текстов, сделанных по «прежним правилам» - без учёта реальных знаний студентов по русскому языку и их интересов. После издания таких учебных пособий авторы не интересуются их внедрением и методическими результатами.

Для обучения иностранным языкам существуют разные типы учебников/ учебных пособий. Чтобы сформировать свою модель учебника или учебного пособия, необходимо рассмотреть типы учебников, которые в свое время были предложены А.Р. Арутюновым и Л.Б. Трушиной [3].

Языковой учебник. В его «компетенцию» входит предъявление языковых знаний, навыков и умений, овладение которыми позволяет осуществлять иноязычное общение через умение строить и анализировать предложения изучаемого языка по правилам учебной грамматики. Отметим, что этот вид учебника учит грамотно и правильно оперировать временами и конструкциями, как правило, только в письменной речи [3].

Речевой учебник. В содержание этого учебника входит материал для развития речевых умений. Этот тип учебника характеризуется ситуативно-тематическим подходом к подаче материала, наличием речевых задач на материале изученного материала. Работа по такому учебнику предполагает совершенствование навыков говорения, аудирования, чтения и письма, формирование которых в той или иной степени закладывается в «языковом» учебнике. Однако все это происходит либо по определенным образцам, либо по конкретным заданиям, предлагаемым в уроках учебника, либо по указанию преподавателя. Таким

образом, получается, что реальные задачи общения представлены в таких учебниках, скорее, как методические задачи [3].

Коммуникативный учебник, данный учебник по утверждению А.Н. Щукина: «Реализует концепцию коммуникативного метода обучения и ориентирует учащихся на обучение общению в различных сферах речевой деятельности. В новейших учебниках этого типа характерен акцент на обучение межкультурному общению в рамках диалога культур» [4, с. 222]. Этот тип учебника выполняет те самые же функции, что и речевой учебник, т.е. в нем предлагается совершенствование навыков овладения всеми видами речевой деятельности, но здесь особое внимание уделяется навыкам использования языка в жизненно важных ситуациях общения. Такая направленность учебника помогает освоить новые языковые конструкции для максимально эффективного применения языка не только в устном, но и в письменном общении. Благодаря примерам из реального общения, студенты могут закрепить пройденный грамматический и лексический материал, а также постоянно открывать для себя что-то новое.

Проведя анализ ряда учебников, которые содержат компоненты, важные при организации самостоятельной работы студентов, мы можем отметить, что каждый учебник может быть эффективен в своей области и решать поставленные преподавателем задачи.

Считаем, что разрабатываемая нами модель учебного пособия по самостоятельной работе должна быть ориентирована на учебник коммуникативного типа. Безусловно, что сюда же будут включаться и языковые, и речевые компоненты, дополненные коммуникативными заданиями. В целом можно говорить о создании модели учебника нового поколения, который, с одной стороны, организует деятельность студентов, с другой, - позволит им работать самостоятельно, без контроля и подсказок преподавателя. Предполагается, что процесс организации самостоятельной работы с помощью подготовленного по разрабатываемой нами модели учебника нового поколения, позволит реализовать функции самостоятельной работы в полном объеме, обеспечивая достижение познавательных целей.

Поскольку предполагаемый учебник имеет четкий адресат -каракалпакскую и узбекскую аудитории, то речь, несомненно, должна идти о традиционном бумажном варианте (пока еще не все студенты имеют неограниченный доступ к интернет-ресурсам), но необходимо иметь и электронную версию этого учебного пособия.

Рассматривая особенности учебного пособия для самостоятельной работы студентов, важно определить его специфику по сравнению с учебником, по которому студенты работают в аудитории с преподавателем. Считаем, что это возможно сделать путем конкретизации функций, требующих реализации для каждого из рассматриваемых нами методических объектов.

В настоящее время в научно-методической литературе имеются разные мнения о функциональной характеристике учебника. Для их представления воспользуемся перечнем наиболее известных функций, выполняемых «аудиторным» учебником / учебным пособием, которые предлагает Д.Д. Зуевым (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Основные функции, реализуемые в учебниках для аудиторной работы (по Д.Д. Зуеву [5, с. 60.])

В целом, названные в данной таблице функции вполне стереотипны для любого учебника. Считаем, что учебное пособие по СРС требует принципиально иного подхода. Главная особенность пособия по самостоятельной работе состоит в том, что студент остается с ним наедине, поскольку оно как бы заменяет преподавателя, выступает в качестве преподавателя. Процесс работы с таким учебником дает возможность студенту автономно решать учебные проблемы, исходя из приобретенного им учебного опыта в курсе русского языка как неродного на аудиторных занятиях с преподавателем. Исходя из этой главной задачи, можно предположить, какие функции может выполнять учебное пособие по самостоятельной работе (см. Таблицу 1).

Таблица 2

Основные функции, реализуемые в учебных пособиях для самостоятельной работы студентов

Функция Описание функции

мотивационная стимулирует и побуждает студентов работать самостоятельно, вызывает интерес к изучаемому языку

самообразовательная развивает способность к автономной самостоятельной работе

повторения восстанавливает / устраняет пробелы в знаниях

информативная обеспечивает необходимой и достаточной информацией для понимания материала

координирующая требует использования в процессе работы эффективных средств обучения

воспитательно-развивающая формирует и создает условия для развития обучения; расширяет и пополняет интеллектуальные способности студента

контролирующая позволяет наблюдать и по мере необходимости корректировать результаты обучения

Вышеприведенные (Таблица 2) функции, разумеется, при условии их реализации в учебном пособии для самостоятельной работы студентов, позволяют говорить о том, что такое учебное пособие нацелено на серьезный уровень самостоятельной работы, и студент будет иметь дело со своеобразным самоучителем.

Почти все учебники или учебные пособия по самостоятельной работе, независимо от изучаемого иностранного языка,

• во-первых, предлагают повторение и закрепление изученного в аудитории материала;

• во-вторых, теоретические сведения представлены в удобной и компактной форме - таблицах, схемах (в некоторых случаях они могут отсутствовать, учитывая, что это все-таки повторение уже пройденного материала);

• в-третьих, студенты могут самостоятельно изучать необходимый им материал в удобное для себя время и без ограничения;

• в-четвертых, учебное пособие для самостоятельной работы предполагает возможность самоконтроля в виде ключей к заданиям. Когда студент приступает к работе по пособию, при выполнении различных заданий (особенно представляющих для него повышенную сложность) у него могут возникать вопросы о правильности достигаемых им результатов (боязнь неверных ответов при отсутствии контроля со стороны преподавателя). Отметим, что самоконтроль - это главный компонент учебной самоорганизации и учебного самовоспитания.

Итак, сравнив функции, реализуемые при работе с учебником в аудитории, и функции, которые могут быть заложены в учебном пособии для самостоятельной работы, мы пришли к следующим выводам. Учитывая, что практически все методисты считают, что роль самостоятельной работы в углублении и расширении знаний студентов, и особенно - формированию у них навыков самостоятельности и самоконтроля, трудно переоценить, следовательно, огромное значение приобретает методически грамотная организация самостоятельной работы по изучению русского языка в условиях отсутствия адекватной языковой среды в вузах Узбекистана. Основой такой организации должно стать методическое обеспечение самостоятельной работы сту-

Функция Описание функции

информативная обеспечивает необходимой и достаточной информацией для пояснения данной дисциплины

трансформационная перерабатывает основы знания, также активизирует обучающихся, путем введения проблемности

систематизирующая обеспечивает последовательность изложение материала

закрепления и самоконтроля вырабатывает навык и умение путем повторения

интегрирующая помогает выбрать и усвоить знания при дополнительной информации

координирующая требует использования в процессе работы эффективных средств обучения;

воспитательно-развивающая формирует и создает условия для развития обучения

дентов принципиально нового типа, а именно специально разработанные учебные пособия для самостоятельной работы коммуникативной направленности, удовлетворяющие современным методическим требованиям. Считаем, что только в этом случае

Библиографический список

самостоятельная работа сможет выполнять свою главную задачу в современном вузе - быть важным компонентом в подготовке специалиста, имеющего необходимый уровень владения русским языком для будущей профессиональной деятельности.

1. Учебник. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва, 2009.

2. Овчинникова Е.Н. К определению терминов «учебник» и «учебное пособие». Available at: http://human.snauka.ru/2012 /05/1189

3. Арутюнов А.Р., Трушина Л.Б. Современный учебник русского языка для иностранцев и внедрение его в учебный процесс. Учебники и словари в системе средств обучения русскому языку как иностранному. Москва, 1986: 13 - 20.

4. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. Москва: «Высшая школа», 2003.

5. Зуев Д.Д. Школьный учебник. Москва. Педагогика, 1983.

References

1. Uchebnik. Novyjslovar'metodicheskih terminov iponyatij (teoriya ipraktika obucheniya yazykam). Moskva, 2009.

2. Ovchinnikova E.N. K opredeleniyu terminov"uchebnik" i "uchebnoe posobie". Available at: http://human.snauka.ru/2012 /05/1189

3. Arutyunov A.R., Trushina L.B. Sovremennyj uchebnik russkogo yazyka dlya inostrancev i vnedrenie ego v uchebnyj process. Uchebniki i slovari vsisteme sredstv obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu. Moskva, 1986: 13 - 20.

4. Schukin A.N. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo. Moskva: «Vysshaya shkola», 2003.

5. Zuev D.D. Shkol'nyj uchebnik. Moskva. Pedagogika, 1983.

Статья поступила в редакцию 10.05.17

УДК 378.147

Zagryadskaya N.A., Cand of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow State Regional University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

THE USE OF NEWSPAPER ARTICLES FOR DEVELOPING CRITICAL THINKING OF POSTGRADUATE STUDENTS. The

article deals with the problem of developing critical thinking while teaching English to master students of non-language departments, students of History in particular. Special attention is paid to the possibility of using newspaper and magazine articles as a source of material. The importance of acquiring cultural and professional competence is also touched upon. The author mentions specific features of teaching LSP to students of different levels and focuses on those of post-graduate education. The author stresses the significance of developing language skills for professional communication. The major emphasis is placed upon the social and cultural potential of newspaper texts as well as their potential in inspiring the students' motivation. The work describes their stylistic features and shares strategies of text studies. The succession of tasks set at the lesson is also dealt with. The paper mentions advantages of group work.

Key words: newspaper articles, newspaper style, postgraduate studies, critical thinking, cultural potential, non-language departments, motivation, competence, cross-cultural communication, LSP, professional communication, group work.

Н.А. Загрядская, канд. филол. наук, доц., Московский государственный областной университет, г. Москва,

E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГАЗЕТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В МАГИСТРАТУРЕ

Статья посвящена формированию навыков критического мышления студентов в рамках изучения дисциплины «Деловой иностранный язык» в магистратуре неязыкового гуманитарного вуза. В центре внимания находятся студенты, обучающимися по программе «Историческое образование». Автор останавливается на особенностях преподавании иностранных языков в магистратуре неязыковых вузов. Особое внимание обращается на специфику подбора материала для студентов-историков. В качестве материала предлагается использовать аутентичные газетные и журнальные публикации на исторические и политические темы. В дальнейшем приводятся причины данного выбора материала. Автором предлагается ряд возможных заданий к текстам прессы, стимулирующих критическое мышление студентов. В качестве важного компонента рассматривается групповая работа. Особый акцент делается на дискуссии и деловую игру.

Ключевые слова: газетный текст, газетный стиль, магистратура, критическое мышление, неязыковые вузы, мотивация, социокультурная составляющая, компетенция, межкультурная коммуникация, иностранный язык для специальных целей, профессиональное общение, групповая работа.

Изменения, происходящие в современном мире, интеграция в международное сообщество в целом и в европейское образовательное пространство в частности, приводят к появлению новых подходов в методике преподавания иностранного языка, базирующихся на иных концептуальных положениях. В свою очередь все новые требования предъявляются к профессии педагога. Постоянно совершенствующиеся образовательные стандарты имеют в своей основе компетентностный подход и ставят задачи подготовить разностороннего специалиста, нацеленного на решение все более сложных профессиональных задач. Существующая двухуровневая система обучения в вузе также привносит свою специфику. Одним из ключевых умений признается владение иностранным языком. Профессиональная подготовка выпускника как уровня бакалавриата, так и уровня магистратуры, предполагает обучение профессионально-ориентированному иноязычному общению. То есть профессионал должен быть готов к «эффективной межкультурной иноязычной

профессиональной коммуникации в мультикультурных профессиональных сообществах, в том числе активно складывающихся в виртуальной среде, к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству с представителями иных лингвокультур» [1, с. 48]. При этом уровень магистратуры предполагает совершенствование уже полученных знаний в области иностранного языка, а также навыков и умений, необходимых для эффективного делового общения на иностранном языке в устной и письменной формах. По мнению Н.Ю Шепелевой, в магистратуре неязыкового вуза целью курса английского языка выступает развитие и углубление профессионально ориентированной языковой компетенции» [2, с. 193] магистрантов, так как в настоящее время целью изучения иностранного языка магистрантами является достижение практического владения языком, позволяющего использовать его в научной работе. Практическое владение иностранным языком предполагает наличие умений: читать оригинальную литературу на иностранном языке в своей отрасли знаний; проводить анно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.